Военное обозрение

Главное дело жизни Петра Клейнмихеля

45
Главное дело жизни Петра Клейнмихеля

В статье П. А. Клейнмихель. «Стальной таран державной воли» мы говорили о происхождении этого человека, его семье, начале службы и о том, как в России было принято решение о строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой. Сегодня мы продолжим этот рассказ.


На тот момент в Российской империи были построены две железные дороги. Первой стала Царскосельская – одноколейный железнодорожный путь длиной всего 27 км, ведущий из Петербурга в Царское Село. Движение по нему было начато в октябре 1837 года.

Царскосельская железная дорога

Второй стала Варшаво-Венская железная дорога, движение по которой началось в 1845 году. Длина ее на территории Российской империи составляла 308 верст (328,57 км), а ширина рельсовой колеи была установлена по западноевропейскому стандарту – 4,75 фута (1 435 мм). С австрийской Краковско-Верхнесилезской железной дорогой она была соединена 1 апреля 1848 года.

Железнодорожный виадук Варшаво-Венской дороги (в Енджеюве)

«Планов громадьё»


Теперь железная дорога должна была связать две столицы Российской империи – старую и новую. Длина новой магистрали составляла 604 версты (644,35 км), и было решено сразу же строить её как двухколейную.

П. А. Клейнмихель о железнодорожном деле не имел ни малейшего понятия (как, впрочем, и многие другие российские чиновники). Достаточно сказать, что первое время он был уверен, что тендер «парохода» (так тогда называли паровозы) – это небольшое судно, необходимое в том случае, если поезд каким-то образом попадет в воду.

Паровоз с тендером на Николаевской железной дороге

Точно таким же профаном в ядерной физике был и Л. Берия, назначенный курировать Атомный проект СССР в 1944 году. От Клейнмихеля и Берии требовались не теоретические знания и не практические навыки, а чисто административные таланты. Они должны были создать максимально комфортные условия для труда профессионалов, избежав при этом искушения активно вмешиваться в их работу.

Кстати, очень скоро Клейнмихель, что называется, «вошёл в курс дела» и, оценив потребности будущей дороги в угле, начал изыскания по возможности строительства новой магистрали – к Донбассу.

Итак, предложение возглавить масштабное строительство новой железной дороги Клейнмихель принял. Более того, он даже пообещал закончить строительство к 1851 году – чтобы император Николай I смог поехать на поезде в Москву на 25-летие своей коронации (как видите, традиция предсъездовских повышенных обязательств имеет давние корни). Слышавший разговор Клейнмихеля с императором инженер П. П. Мельников, начальник работ по строительству магистрали на участке от Петербурга до Бологого, будущий первый министр путей сообщений, пришел в ужас и заявил, что обозначенный им срок нереален – и услышал жесткий и категоричный ответ:

«Это должно быть и будет!»

Знавший Клейнмихеля инженер-путеец А. Штукенберг вспоминал потом:

«Тяжел он был для своих подчиненных, личность другого для него не существовала, но всегда впереди у него было дело и достижение своих крайне быстрых намерений, направленных к пользе, которая не всегда была ясна. Это был стальной таран, который был нужен для державной воли государя, чтобы пробивать стены всех преград и затруднений, что доказывают многие полезные работы по ведомству путей сообщения, которые много лет откладывались и при нем только исполнены».

Строительство магистрали


Императорский указ о строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой был подписан 1 февраля 1842 года.

Противников и этого масштабного проекта, и самого Клейнмихеля после решения императора не убавилось. Князь Александр Меньшиков, потомок знаменитого фаворита Петра I и самый известный острослов того времени, например, так говорил о трёх больших стройках Петербурга и России – Исаакиевского собора, каменного моста через Неву (его возведение также курировал Клейнмихель) и железной дороги:

«Достроенный собор мы не увидим, но увидят наши дети; мост мы увидим, но дети наши его не увидят; а железной дороги не увидим, ни мы, ни наши дети».

Чего стоит сам Меньшиков, скоро наглядно показала Крымская война, когда он оказался на посту командующего сухопутными и морскими силами на полуострове. Клейнмихель же посрамил всех оппонентов. Когда стало понятно, что и мост, и железная дорога всё-таки будут построены (мост раньше – в 1850 году), среди его врагов стали распространяться байки другого рода, в которых Клейнмихель выглядел «немецким фельдфебелем» – тупым и бездушным педантом. Например, утверждали, что он якобы оштрафовал инженера Кербедза за то, что тот слишком поздно придумал машину для забивания свай.

Первый российский «лондонский сиделец» – Александр Герцен, тем более не стеснялся. В финансируемом британцами журнале «Колокол» он бойко клепал статьи, в которых выполнявший важнейшую государственную задачу Клейнмихель именовался «злом отечества, и ядовитой раной его, и атаманом шайки лакеев-грабителей своей страны». Хозяева диссидента были очень довольны.

Работы по строительству железной дороги начались 8 июня 1843 года и, по воспоминаниям современников, велись с небывалой энергией. Одновременно на строительстве в разные годы трудились от 40 до 60 тысяч человек. Потратить планировали 43 миллиона рублей серебром, реальные затраты, по разным оценкам, составили от 67 до 72 миллионов рублей, что, впрочем, все равно было меньше, чем при реализации подобных проектов в Европе и США.

«Сэкономить» удалось на дешёвой рабочей силе. Оказалось, например, что русские мужики обходятся дешевле заморских паровых экскаваторов, а работают – быстрее. Как видите, известный советский армейский стишок «два солдата из стройбата заменяют экскаватор» был актуален и в то время.

В результате четыре имевшихся экскаватора практически не использовались – за ненадобностью. К работам привлекли вольнонаемных крестьян, которым была обещана неплохая заработная плата и бесплатное питание. Образовался даже конкурс на рабочие места. Говорили, что некоторые артельные старосты даже брали взятки с кандидатов, а другие устраивали проверки, предлагая поднять шпалу весом около 50 кг, забить сваю в землю, вырыть за установленное время траншею. Поскольку перерывы на прием пищи были запланированы минимальные, проверялось и насколько быстро будущий работник сможет съесть миску горячего кулеша.

Однако действительность быстро разбивала радужные надежды рабочих: рабочий день длился от 16 до 18 часов, жить приходилось в сырых землянках или холодных бараках, питание было организовано плохо, немилосердно обсчитывали десятники. В итоге за сезон (с мая по ноябрь) землекоп зарабатывал примерно 35 рублей (меньше 6 рублей в месяц), а ровняльщик 17 рублей 50 копеек (меньше трёх рублей в месяц). Много это или мало? Судите сами: обед в трактире стоил в среднем 30 копеек, живая курица – 70 копеек, яловые сапоги – 5 рублей, ломовая лошадь – 70 рублей. Когда железная дорога заработала, стоимость проезда в первом классе была определена в 19 рублей, во втором – в 13, в третьем классе проезд стоил 7 рублей.

Однако для многих крестьян и такой предполагаемый заработок казался весьма значительным. Правда, названную сумму денег мало кому удавалось получить. Рабочих штрафовали за невыполнение плана, за нахождение в лазарете (за каждый день высчитывали 20 копеек при среднем дневном заработке в 19 копеек) и даже за вынужденный простой из-за неблагоприятных погодных условий.

К. А. Савицкий. «Рабочие на железной дороге»

Подрядчики экономили на всем, даже на рабочих инструментах. Клейнмихель, в честности которого не сомневались даже враги, не мог проследить за всем и всеми, и казнокрадство расцвело пышным цветом. Так, например, некие Громов и Скрябин поставляли шпалы по цене полтора рубля за штуку, но сами покупали их по 70 копеек у тех, кто, в свою очередь, платил производителям по 27 копеек.

Некрасов в своем знаменитом стихотворении нисколько не преувеличил бедственное положение рабочих, которые массово погибали от тифа, цинги, дизентерии, пневмонии и других болезней. Позже подсчитали, что каждая верста железнодорожного пути обошлась от 100 до 115 тысяч рублей и почти в две человеческих жизни.

Со строительством этой магистрали связана легенда о пальце императора: якобы он прочертил трассу будущей дороги по линейке, но карандаш зацепился за его палец, образовав небольшую дугу. Исправить эту «загогулину» никто не решился. Через сто лет будут рассказывать похожую легенду о возникновении кольцевой линии метрополитена – мол, чашку с кофе Сталин на карту так удачно поставил, потому и цвет линии коричневый.

На самом деле, существовала просека, которую ещё в XVIII веке прорубили от Петербурга до Валдайских высот по приказу Петра I. Собирались строить новую дорогу до Москвы, но закончить работы не успели. А у жены умершего императора Екатерины I и его дочери Елизаветы были другие заботы: первая ускоренно спивалась, вторая устраивала «машкерады» и покупала новые платья на каждый день. Просека, конечно, уже подзаросла, но расчистить ее было гораздо легче, чем прорубать новую.

Однако продолжить строительство по прямой оказалось невозможно из-за участка большого перепада высот – более 120 метров (угол наклона – 8,2 градуса). Это был Веребьинский подъём протяжённостью 14,5 версты – от станции Бурга до станции Торбино, который оказался непосильным для паровозов того времени. Обнаружили это слишком поздно, и поезда, следовавшие в Москву, приходилось буквально затаскивать наверх по частям. На преодоление Веребьинского подъёма уходило 2 часа. Иногда вагоны срывались и катились вниз, сталкиваясь с нижестоящими. Уже 12 февраля 1852 года произошло первое такое крушение с человеческими жертвами.

И потому упоминавшийся выше Меньшиков злословил: мол, если Клейнмихель вызовет его на дуэль, он выберет в качестве оружия поездку на поезде в Москву – кто выживет, тот и победит.

А поезда, следовавшие в Петербург, набирали такую скорость, что часто проскакивали станцию Веребье. Скоро выяснилось, что, если сместить линию к северу на несколько вёрст, засыпав овраг и построив насыпь высотой 49 метров, то угол уклона изменится до приемлемой величины в 5,8 градусов, можно будет обойтись без двух мостов, а длина трассы увеличится всего на 6 вёрст. Работы по строительству объезда были завершены в 1881 году. Но при этом новый путь получился чрезвычайно изогнутым, что вынуждало резко сбавлять на нем скорость. А подъем в 8,2 градуса для современных локомотивов уже не был критичным. В октябре 2001 года трассу магистрали спрямили, а знаменитый Веребьинский объезд был ликвидирован. Однако нумерация сохранилась, и сейчас на Октябрьской железной дороге после 205-го километра идёт 211-й.

Строительство железной дороги продолжалось 8 лет, и закончено было, как и обещал Клейнмихель, в 1851 году – официальное открытие дороги состоялось 1 ноября.

Изображение железной дороги Санкт-Петербург – Москва. Лубочный лист. Металлография Ефима Яковлева. 1859 г.

Первый поезд из Петербурга отправился в 11 часов 15 минут и прибыл в Москву на следующий день в 9 часов утра. Таким образом, в пути он находился 21 час 45 минут, его средняя скорость составила 29,6 км/ч.

Петербург, дебаркадер. 1851 г.

Тверь, станция Николаевской железной дороги, 1863 г.

Станция Химка

Николаевский вокзал, Москва

Реакция общества на открытие железнодорожного движения между Петербургом и Москвой была восторженной. Н. В. Кукольник написал стихотворение «Попутная песня», которое положил на музыку М. И. Глинка («Православный веселится наш народ»). Профессор С. Шевырев – историк литературы и критик, написал оду со словами:

«Лягте, горы!
Встаньте, бездны!
Покоряйся нам земля!
И катися, путь железный,
От Невы и до Кремля».

Русский народный лубок XIX века

Завершение карьеры Петра Клейнмихеля


С приходом к власти Александра II активизировались либералы всех мастей. Они немедленно повели атаку и на П. Клейнмихеля, бывшего одним из символов правления прежнего императора.

Его противники судили по себе и даже представить не могли, что можно не воровать, руководя строительством такого масштаба. Однако все поверки доказали честность и бескорыстность Клейнмихеля. Это не помешало отправить его в отставку со всех постов, для приличия сохранив лишь место в Государственном совете.

В 1869 году П. Клейнмихель умер в возрасте 75 лет. Похоронен он был на кладбище Александро-Невской лавры.
Автор:
45 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Пауль Зиберт
    Пауль Зиберт 15 июля 2022 10:51
    +5
    Замечательная статья!
    Написана лёгким, очень атмосферным языком, с изрядной долей юмора!
    Прочитал с удовольствием!
    1. gsev
      gsev 23 июля 2022 01:12
      0
      Один из лучших материалов на сайте. По крайней мере меня зацепило как добротное литературное и историческое произведение!
  2. Engineer
    Engineer 15 июля 2022 10:53
    +12
    Сметная стоимость превышена меньше чем в два раза для уникального объекта, подобного которому в России еще не строили. Ретроспективно Клейнмихелю памятник за планирование и совесть. Даже если что-то осело в карманах, собственный интерес по нынешним стандартам был до нелепого мал
  3. DenVB
    DenVB 15 июля 2022 11:15
    +5
    Князь Александр Меньшиков, потомок знаменитого фаворита Петра I

    Меншиков он, а не Меньшиков. Как и прадед его.
  4. Старший матрос
    Старший матрос 15 июля 2022 11:38
    +6
    Князь Александр Меньшиков, потомок знаменитого фаворита Петра I и самый известный острослов того времени

    От этого Александра Сергеевича не осталось ничего кроме собрания острот и плохох анекдотов.
    С приходом к власти Александра II активизировались либералы всех мастей. Они немедленно повели атаку и на П. Клейнмихеля, бывшего одним из символов правления прежнего императора.

    Клейнмихель и присные, как ни крути, были крепостниками. При проведении давно назревших и перезревших реформ от таких как он пользы не предвиделось.
    1. ВлР
      15 июля 2022 11:59
      +11
      Парадокс в том, что, если бы именно крепостнику Клейнмихелю было бы поручено проводить раскрепощение крестьян, дело, вполне возможно, пошло бы гораздо быстрее. Поскольку привык человек выполнять волю императора во что бы то ни стало, ломая сопротивление через колено.
      1. Пане Коханку
        Пане Коханку 15 июля 2022 12:59
        +2
        Поскольку привык человек выполнять волю императора во что бы то ни стало, ломая сопротивление через колено.

        Аналог поведения Аракчеева при Александре?
        1. ВлР
          15 июля 2022 13:13
          +5
          Клейнмихель и был ближайшим сотрудником Аракчеева - не просто же так. "Чуял" граф родственную душу.
      2. Старший матрос
        Старший матрос 15 июля 2022 14:04
        +3
        Цитата: ВлР
        Парадокс в том, что, если бы именно крепостнику Клейнмихелю было бы поручено проводить раскрепощение крестьян, дело, вполне возможно, пошло бы гораздо быстрее.

        Беда в том, что Николай Павлович так и не решился. Он вообще был своеобразным человеком, многое видел и понимал, но так и не взялся за исправление.
        Можно сказать, правил государством в ручном режиме (попрошу без обобщений!) и, что характерно, многое получалось, а потом все пошло наперекосяк...
  5. Mihaylov
    Mihaylov 15 июля 2022 11:38
    +7
    Клейнмихель, в честности которого не сомневались даже враги, не мог проследить за всем и всеми, и казнокрадство расцвело пышным цветом.

    И кто должен был отвечать за эти безобразия?
    - Дживс, как называется этот тип вопроса?
    - Риторический, сэр.
    hi
    1. ВлР
      15 июля 2022 11:55
      +4
      Большой вопрос, конечно, может ли один лично честный человек, пусть и наделенный огромными полномочиями, проследить абсолютно за всеми своими подчиненными, подрядчиками и поставщиками? Клейнмихель, по воспоминаниям знавших его людей, вроде бы, старался, но его старания порой напоминали войну с ветряными мельницами.
      1. PPD
        PPD 15 июля 2022 12:24
        +1
        Может, если хочет.
        А если плевать, сколько людей при этом умерло, как они живут и сколько им платят, то да надо отвечать в стиле
        конечно, может ли один..., пусть и наделенный огромными полномочиями, проследить

        Перетрудился, бедолага
      2. Старший матрос
        Старший матрос 15 июля 2022 14:01
        +3
        Цитата: ВлР
        Большой вопрос, конечно, может ли один лично честный человек, пусть и наделенный огромными полномочиями, проследить абсолютно за всеми своими подчиненными, подрядчиками и поставщиками?

        Должен хоття бы попытаться.
      3. Александр Саленко
        Александр Саленко 16 июля 2022 20:48
        +1
        Так конечно не смог и по причине большого хозяйства, и по причине того, что если сам не воровал, то и мыслить как вор не мог. Поэтому его вполне могли обойти.
  6. burigaz2010
    burigaz2010 15 июля 2022 12:02
    +3
    Коллеги добрый день! Валерий вам как всегда! Просто сейчас заклюют вас, вы же упомянули Берию! А так таких как Клейнмихель побольше бы. Ну про Лаврентия Палыча я и не мечтаю.
  7. parusnik
    parusnik 15 июля 2022 12:46
    +4
    Да, бесспорно,большинство построек которыми руководил Клейнмихель возводились быстрее, чем раньше. Исключение здесь составляют лишь храм Христа Спасителя и Исаакиевский собор, строительство которых затянулось на долгие годы, но при этом на этих стройках, царили злоупотребления, произвол и казнокрадство.
  8. Vladislav 73
    Vladislav 73 15 июля 2022 12:46
    +2
    С приходом к власти Александра II активизировались либералы всех мастей. Они немедленно повели атаку и на П. Клейнмихеля, бывшего одним из символов правления прежнего императора.
    Это не помешало отправить его в отставку со всех постов, для приличия сохранив лишь место в Государственном совете.
    Запомнилось как этот момент описывает В.Пикуль в романе "Битва железных канцлеров" :
    Император увольнял в отставку сановников, доставшихся в наследство от батюшки, которого Герцен прозвал «неудобозабываемым». Правда, смена кабинета далась нелегко, пришлось даже выдержать истерику матери. Почерневшая и сухая мегера, внучка Фридриха Великого, кричала на сына: — Как ты собираешься управлять страной дураков и воров без верных слуг отца — без Клейнмихелей! без Нессельроде! Царь дал матери ответ, ставший историческим: – Мой папа был гений, потому мог позволить себе окружать трон остолопами. А я не гений — мне нужны умные люди...
    Внучка Фридриха Великого - это вдовствующая императрица Александра Фёдоровна,урождённая Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская.
    1. ВлР
      15 июля 2022 13:10
      +8
      Пикуль, при всех его достоинствах, был человеком пристрастным и увлекающимся. Что касается Александра II, как это ни странно, им очень были довольны и очень его хвалили именно дворяне, которых он, вроде бы, лишил крепостных, и его очень не любили и очень ругали крестьяне, которых он, якобы, «облагодетельствовал». Цена за землю для крестьян была назначена на 25% выше рыночной, и крестьяне должны были еще платить проценты – 6% годовых. Те, кто не мог платить в срок, становились временнообязанными» и платили помещику оброк или отрабатывали, как прежде, барщину. По плану Александра II окончательно рассчитаться за землю крестьяне должны были в 1932 году! Но после революции 1905-1907 году испуганные власти поняли, что дальше обирать крестьян уже нельзя - самый промонархический класс на глазах становился нелояльным. И в 1907 году все же постановили прекратить требовать с крестьян выплаты.
      Но в дальнейшем возобладала именно "слащавая" точка зрения дворян - "царь-освободитель" и все такое прочее - потому что именно дворяне оставили письменные источники.
      Все остальные реформы Александра II, кстати, были половинчатыми, в большей степени неудачными, чем удачными, и привели к радикализации общества и росту революционных настроений. Николай I гулял по Летнему саду без охраны. За Александром II " благодарные россияне" почему-то охотились, как за диким зверем.
      1. Vladislav 73
        Vladislav 73 15 июля 2022 13:58
        +3
        Насчёт "половинчатости" и "недоведённости" многих реформ Александра II полностью согласен - "шаг вперёд,два назад,шарахания вправо-влево". Может быть,только военная реформа 1860-х 70-х годов...Хотя и она вызывает противоречивые оценки request Пикуля вспомнил просто в память врезалась эта достаточно яркая цитата. Но вообще,при всём моём бывшем к Пикулю уважении,оно улетучилось после прочтения его последнего(незаконченного) романа "Барбаросса"(Площадь павших борцов). Если бы не стояла надпись "Валентин Пикуль" - ни за что не поверил бы! Впечатление,что писал кто-то типа Солженицына... Не буду здесь подробно разбирать это "антисоветское бумагоморание",каждый сам может прочитать и сделать выводы. Короче,если некто "ярый антисоветчик и поклонник СоЛЖЕницына",роман точно для него! hi
        1. Старший матрос
          Старший матрос 15 июля 2022 14:29
          +1
          Цитата: Vladislav 73
          Может быть,только военная реформа 1860-х 70-х годов...

          Самая бездарная из всех. Никогда не мог понять за что Милютина объявили "лучшим военным министром" всех времен и народов.
          Цитата: Vladislav 73
          Впечатление,что писал кто-то типа Солженицына...

          Перефразируя Вознесенского - кто жив тогда его не хаял?
          1. gsev
            gsev 23 июля 2022 01:24
            0
            Цитата: Старший матрос
            Самая бездарная из всех. Никогда не мог понять за что Милютина объявили "лучшим военным министром" всех времен и народов.

            Однако именно при нем смогли закончить Кавказскую войну против горцев. Была проведена реформа вооружения русской армии. Россия смогла догнать Англию в производстве стальных орудий, винтовок, начала строительство пароходов. Можно сказать в русской металлургии произошла революция. Хотя 20-30лет после начала реформ Александра 2 в русской промышленности наблюдался 20%-30% спад производства.
            1. Старший матрос
              Старший матрос 23 июля 2022 19:46
              0
              Цитата: gsev
              Однако именно при нем смогли закончить Кавказскую войну против горцев.

              Да, только сделал это Барятинский.
              Цитата: gsev
              Была проведена реформа вооружения русской армии.

              Ну, да. Пришли к единственно верному решению, как только перепробвали все остальные. Так называемая, "Несчастная ружейная драма".
              Цитата: gsev
              начала строительство пароходов.

              Вот уж кто тут не при чем, так это Милютин.
              Цитата: gsev
              Можно сказать в русской металлургии произошла революция.

              См. выше.
              А теперь по пунктам. По факту аритиллерию из состава пехоты вывели, что отрицательно сказалось на взаимодействии.
              Снабжение - полный провал, вполне проявившийся в войне 1877-78 гг.
              Долго и упорно мудрили со штатами, но так и оставили деление на стрелковые и линейные роты, при одинаковом вооружении.
              Кстати, с перевооружением не то чтобы опоздали... перед войной на складах имелось более 200 тыс новейших винтовок Бердана, но основная часть армии так и пошла в бой с "Крынками". Но подумали, что русским мужикам ума не хватит овладеть новым оружием. результат на лицо.
              И самое главное, в 1871 году, прусская военная организация показала полное превосходство над французской. Угадайте, чью организацию мы скопировали?
              причем, реформа толком началась в 1874.
              Вот как-то так.
      2. Старший матрос
        Старший матрос 15 июля 2022 14:00
        +4
        Цитата: ВлР
        Что касается Александра II, как это ни странно, им очень были довольны и очень его хвалили именно дворяне, которых он, вроде бы, лишил крепостных, и его очень не любили и очень ругали крестьяне, которых он, якобы, «облагодетельствовал».

        Да неужели?
        Исполнительный комитет Народной воли
        Баранников А.И. - дворянин
        Квятковский Н.Н. - дворянин
        Колодкевич НН - дворянин
        Махайлов А.Д. - дворянин
        Морозов Н.А - внебрачный сын помещика Щелочкина
        Оловенникова М.Н. - дворянка дочь крупного помещика.
        Тихомиров Л.А. - дворянин
        Про генеральскую дочь Засулич просто молчу.
        Из народа только Желябов, сын управляющего поместьем Ширяев и унтер-офицерский сын Фроленко.
        Идем далее, Каракозов - дворянин.
        Березовский - шляхтич
        Соловьев - сын мелкого чиновника
        Халтурин, - ничего не скажу, из рабочих.
        Зато вот Осип Коммисаров - из костромких крестьян!
        Вы крепко уверены, что именно крестьяне "ненавидели и крепко ругали"?

        Цитата: ВлР
        Все остальные реформы Александра II, кстати, были половинчатыми, в большей степени неудачными

        Слов "остальные" здесь лишнее. Реформы, кроме, быть может, судебной и впрямь были не очень. Но... Александр-таки сумел их провести. а вот его незабвенный родитель Николай Павлович так и не решился.
        1. ВлР
          15 июля 2022 14:11
          +5
          В 1861 году зафиксировано около 1100 бунтов "благодарных освобожденых крестьян". И массовые крестьянские выступления продолжались ещё в 1862-1863 гг. Настолько кабальным и вопиюще несправедливым было это "освобождение от рабства".
          1. Старший матрос
            Старший матрос 15 июля 2022 14:26
            +1
            Это все, конечно же, так, но... не напомните, под какими лозунгами проходили эти бунты?
          2. Александр Куксин
            Александр Куксин 15 июля 2022 19:00
            -2
            Спасибо, напомнили... Когда-то написал сравнительный анализ освобождения крестьян *реакционера* Аракчеева и одного генерала-либерала... Если найду и админы пропустят сделаю пост. ;))
          3. KVIRTU
            KVIRTU 17 июля 2022 20:54
            +1
            Уточню
            1861 г. — 1859
            1862 г. — 844
            1863 г. — 509
        2. Александр Требунцев
          Александр Требунцев 15 июля 2022 18:42
          +4
          Николай Павлович очень много сделал по постепенному прижиманию дворян. Их же боялись выкинуть в жизнь как щенков в воду. Они бы не выплыли. Их медленно подвигали на то, чтобы по примеру из любимой Европы научились зарабатывать себе на жизнь. Но они до последнего хотели жить по-старому. Николай разрешил выдавать вольные крестьянам без всяких запретов. Раньше если дворянин отпускал на волю крепостных, да ещё массово, родственнички любой дальности могли потребовать от властей отменить это. Человека объявляли не дееспособным и лишали всех имений, это всё переходило к довольным родственничкам. Теперь не прокатывало. А ещё Николай запретил перезакладывать имения дворянам. Если посмотрите все наши фильмы про 19-век ("Последняя жертва" и т.д.) Там всех интересовало не заложено ли у кого всё. А раньше дворяне всю жизнь перезакладывали имения под минимальный процент и на этом жили всю жизнь. То есть, за чужой счёт. И запретил закладывать крепостных, а раньше из закладывали в банке как вещь. Давил он дворян, чтобы жили аккуратней и работать учились. После вольностей Екатерины II вообще всё выглядело в глазах дворян геноцидом. Оттого они и дали ему кличку "Николай Палкин". И врали про него с 10 коробов. В советское время это усиленно в школах повторялось, ибо подчёркивало низость "Тюрьмы народов". Много он сделал неправильно, конечно, но дворян он давил. И кстати, по-русски заставил говорить. При дворе с первых дней потребовал говорить только по-русски. Даже те, кто русский не знал и выказывал к нему презрение, за полгода заговорил. Оттого и не любил он офицеров "победителей Наполеона". Были они почти все западники, много о себе мнили. Толковых и простых офицеров поднимал.
          1. антивирус
            антивирус 15 июля 2022 22:45
            0
            "по совокупности заслуг" - отец сказал о "почему памятник царю не снесли у исакия"
      3. Vladislav 73
        Vladislav 73 15 июля 2022 14:30
        +1
        Цитата: ВлР
        Но в дальнейшем возобладала именно "слащавая" точка зрения дворян - "царь-освободитель" и все такое прочее - потому что именно дворяне оставили письменные источники.

        Про дворян кстати. Не совсем в тему,но отношения Александра II и ближайшего окружения,да и дворянства вообще очень сильно испортил его роман с Екатериной Долгоруковой,будущей княгиней Юрьевской. "Бесстыжая царица". А уж когда был заключён с ней морганатический брак (ранее немыслимое для Государя!) и когда разнёсся слух что государь после заключения брака хочет лишить трона законных наследников!... belay
        1. Старший матрос
          Старший матрос 15 июля 2022 19:54
          +3
          Цитата: Vladislav 73
          А уж когда был заключён с ней морганатический брак (ранее немыслимое для Государя!)

          Угу, для государыни мыслимое, а вот для государя прямо немыслимое:)))
          Вообще, морганатические браки среди Романовых-Голштейн-Гогторпских процветали и до и после. Фишка была в другом. Александр Николаевич женился через полтора месяца после кончины императрицы. То есть, не стал соблюдать приличий.
          разнёсся слух что государь после заключения брака хочет лишить трона законных наследников!.

          Дело даже не в этом. Просто признание детей Екатерины Михайловны, никак не могло понравится его братьям и их потомству, а также кодле прихлебателей при великих князьях. Уж больно многим пришлось бы подвинуться от кормушки.
        2. Наган
          Наган 21 июля 2022 09:43
          0
          Цитата: Vladislav 73
          А уж когда был заключён с ней морганатический брак (ранее немыслимое для Государя!)

          Петр Великий - тот ваще взял в жены продажную девку Марту Скавронскую из-под друга-приятеля-собутыльника Меншикова, и поименовал ее императрицей Екатериной. А по смерти императора она стала самодержавной властительницей Екатериной Первой, и вновь приблизила к себе Светлейшего Князя Меншикова, причем не только в смысле государственного деятеля. Так что рядом с ней княгиня Юрьевская - образец приличия и благородства.
  9. hohol95
    hohol95 15 июля 2022 14:24
    0
    "Как видите, известный советский армейский стишок «два солдата из стройбата заменяют экскаватор» был актуален и в то время."
    Бери МЕНЬШЕ - кидай ДАЛЬШЕ!
    Пока летит - ОТДЫХАЙ!!!
  10. Андрей Москвин
    Андрей Москвин 15 июля 2022 18:13
    +1
    Правда, названную сумму денег мало кому удавалось получить.
    Если верить Некрасову, то -
    "Бочку рабочим вина выставляю,
    И - недоимку дарю."
  11. Александр Требунцев
    Александр Требунцев 15 июля 2022 18:28
    +2
    Отлично. Только насколько помню, про стройбат полностью говорилось так - два солдата из стройбата заменяют экскаватор, два солдата из дисбата заменяют пол стройбата. :)
    1. parusnik
      parusnik 15 июля 2022 20:05
      +3
      - два солдата из стройбата заменяют экскаватор, два солдата из дисбата заменяют пол стройбата. :)
      А один из ПВО ,заменяет хоть кого. laughing
      1. 3x3zsave
        3x3zsave 15 июля 2022 20:49
        +1
        Как служивший в ПВО, подтверждаю!
    2. Облитератор
      Облитератор 17 июля 2022 19:52
      0
      Цитата: Александр Требунцев
      два солдата из стройбата заменяют экскаватор, два солдата из дисбата заменяют пол стройбата. :)

      А один пограннаряд заменяет весь стройбат!
  12. Александр Куксин
    Александр Куксин 15 июля 2022 18:52
    -1
    Статья безусловно хороша! Хотя вторая часть мне понравилась меньше. Есть душок советской историографии. Где-то в моем архиве есть статья, которая несколько иначе трактует период строительства железной дороги в которой автор полемизирует с великим поэтом и карточным шулером Николаем Некрасовым. Русские мужики были в основным беглыми мужиками - белоруссами, бежавших от притеснений поляков. Снабжение хлебом было на уровне... И паровые экскаваторы работали... Надо поискать эту статью и сравнить с этой.
    1. антивирус
      антивирус 15 июля 2022 22:49
      0
      Время требовало быстрее, выше, сильнее... Развить империю. Не потянули.
      До черного моря и урала не успел ник1 построить
      1. Александр Куксин
        Александр Куксин 15 июля 2022 23:31
        -1
        Тем не менее параллельно Россия строила не только эту железную дорогу. Строила ещё о чем автор не указывает. А ещё шоссейные дороги.... Я нашел эту статью в своем архиве. Она скорее не об Клейнмихеле, а о строительстве железных и шоссейных дорог в России.
        1. EvilLion
          EvilLion 17 июля 2022 18:59
          +1
          Шоссе для кого? Лошадок и не имеющих резиновых колес повозок?
          1. Александр Куксин
            Александр Куксин 17 июля 2022 20:44
            -1
            Шоссейные дороги это дороги с укреплённым полотном. Первое большое шоссе было завершено в 1834 году. Оно проходило через Новгород, Высший Волочек, Торжок и Тверь. Из Петербурга в Москву курьер мог проехать за два дня. Вскоре шоссе соединило Псков и Ригу, Москву и Брест. Особенно быстро густела сеть дорог к западу от Двины, что несло и военно-стратегическую функцию. Шоссе было протянуто от Белостока к Гродно, от Бреста к Гродно и Киеву, от Киева к Днестру, от Пинска к Дубно,от Бобруйска к Мозырю и Брестко-Киевскому шоссе, от Динабурга к Витебску и Смоленску, от Смоленска к Орше. В 1840-е строилось до 258 верст шоссейных дорог. При следующем императоре не более 15 верст. Николаевская дорога спасала от потери подметок в грязи и либеральных реформаторов и революционных демократов. На период правления Николая I приходится строительство почти половины всех шоссейных дорог, созданных в России до 1917 года.
  13. EvilLion
    EvilLion 16 июля 2022 14:41
    +1
    А что никто не цитирует известное стихотворение великого картежника, охотника и просто кутежника Некрасова?
  14. Александр Саленко
    Александр Саленко 16 июля 2022 20:45
    +1
    Отличная статья, тема для меня совершенно незнакомая.