Крепость в центре Антальи

36

Оборонительная стена и «Ворота Адриана». Фото Светланы Золотаревой


«...и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.»
Деяния Святых Апостолов, Глава 14, 25-26

Старинные замки и крепости. Как говорится – «война войной, а обед по расписанию». Но касается это также и отдыха, трудиться без которого просто невозможно. И кто-то из Россиян едет на «наше море», а кто-то предпочитает и «берег турецкий». Тем более что отдыхать там и вправду просто здорово. Особенно, когда ты не только лежишь кверху пузом на пляже и не объедаешься за шведским столом, а… активно изучаешь страну, её памятники, её «сегодня» и её «вчера». Вот и у меня дочь с зятем только что вернулись из Турции, где не просто отдыхали в очень хорошем отеле, но и поездили по стране, посмотрели, «а как там за фасадом». Оказалось, что очень даже неплохо, а сами турки по-прежнему к нам, россиянам, очень расположены. Особенно если говорить с ними по-турецки, пусть даже ты и знаешь всего лишь несколько слов.



Ну а в Анталье, которая всем известна как главный туристический центр на южном побережье Турции, объектом их внимания стали её древние фортификационные укрепления и хорошо сохранившиеся с римского времени ворота императора Адриана. Остаётся только пожалеть, что археологических раскопок в Калеичи – старом городе Антальи, практически не проводилось. Там очень плотная историческая застройка, которая представляет собой ценность сама по себе, а исследовать то, что лежит под землёй, без ликвидации старых домов XIX века попросту невозможно.


Ворота Адриана – главные римские ворота Антальи. Когда-то именно через них он въехал в этот город. Теперь вы имеете шанс последовать его дорогой. Фото Светланы Золотаревой

Начнём с того, что само по себе название Анталья очень древнее и раньше звучало как Атталия, поскольку названа она была в честь пергамского царя Аттала. Ему требовался порт на южном берегу Малой Азии, и в 150 г. до н. э. он приказал его строить. Перед смертью он завещал своё царство Риму, и в 133 г. до н. э. племяннику Аттала пришлось его отдать римлянам.


Архитектурное своеобразие их в том, что они украшены колоннами коринфского стиля. Фото Светланы Золотаревой

Город Анталья самым тесным образом связан с древним городом Перге, который находится от неё в 15 км, и который существовал здесь ещё во времена царства хеттов. Перге тоже своего морского порта не имел, и вполне может быть, что Анталья была ещё и портом древнего Перге. Причём город этот библейский. Сам апостол Павел проповедовал в Перге и лишь затем отплыл именно из Атталии в Антиохию. То есть по каменным плитам этого города ступала нога… святого апостола!


Древний порт Антальи. Современный вид. Фото Светланы Золотаревой

Старый город Антальи называется Калеичи (в переводе с турецкого – Внутренняя крепость), и он точно соответствует по территории и эллинистической, и римской Атталии. Во всяком случае, здесь сохранилось кольцо зубчатых стен, окружавших его с тех времён. Хотя и не везде. Часть позднее всё же была разрушена.


Башня Хыдырлык в Анталье по времени постройки относится к римскому периоду и датируется II веком н. э. Но её квадратное основание, на котором стоит сама башня, как считают, более древнего времени. Фото Светланы Золотаревой

Выяснилось, правда, что в Анталье агора – рыночная площадь, располагалась на самом высоком месте в городе. Попытались найти остатки древнего театра, поскольку он был принадлежностью всех римских городов. Начали копать на северном склоне горы и нашли каменные блоки, которые как раз и посчитали его остатками, поскольку склон горы – самое удобное для античного театра место.


Сохранившаяся в районе гавани «зубчатка» крепостных стен. Фото Светланы Золотаревой

В 2017 году нечто похожее на античный театр в Анталии обнаружилось под зданием «Ремесленного училища для девочек». И городские власти подумали и решили его снести, а театр римской эпохи полностью раскопать и, возможно, восстановить.

Остатки крепостных стен Атталии также находятся в Старом городе. Наилучшим образом сохранился участок стены, примыкающий к Воротам Адриана. Сами эти ворота тоже являются уникальным историческим памятником. Построили их в 130 г. н. э. перед приездом римского императора Адриана в Атталию, и именно через них он и должен был въехать в город. В эпоху византийского владычества ворота заложили и возвели и перед ними ещё одну оборонительную стену. Кстати, именно поэтому эти ворота так хорошо и сохранились. Просто больше тысячи лет их никто не эксплуатировал, и к тому же они никому не мешали.


Минарет Йивли – является символом Антальи. И он действительно очень красив. Фото Светланы Золотаревой

Но проходя под ними, стоит посмотреть не только на сами ворота, но и себе под ноги. Вы увидите глубокие колеи на камнях мостовой, что говорит о том, что прежде чем их замуровали, по этой дороге колесные повозки ездили очень часто. Впрочем, как раз по этим колеям-то идти вам и не придётся. Чтобы обезопасить туристов и сохранить этот исторический памятник, здесь устроен мостик с металлическими перилами и стеклянным полом, что, конечно же, очень удобно.


Много там и различных музеев, просто очень много, вплоть до весьма любопытного музея игрушки. Фото Светланы Золотаревой

На одной из крепостных башен с римских времён красуется табличка, на которой написано, что эту башню построила некая Юлия Санкта. То есть женщина она была одинокая (иначе на табличке было бы имя её супруга или два имени), но достаточно состоятельная, если дала магистрату денег на целую крепостную башню. Такие вот они были… римские женщины!


Но самый любопытный там, пожалуй, археологический музей. Фото Дениса Джарвиса

Крепость в центре Антальи
Слева от входа стоит вот эта мраморная статуя римского офицера. Фото Эда Мескенса

Крепостные стены Атталии имели разную толщину в разных местах. С чем это связано, непонятно, к тому же в отличие от Константинополя, стены Антальи сильно пострадали в конце XIX – начале XX века. Просто, наверное, о том, что они со временем станут туристической достопримечательностью, в то время никто и не думал. Кстати, там, где эти стены сохранились, они имеют высоту порядка 15 м, то есть столько же, сколько на фотографиях конца XIX века.


Археологический музей Антальи – обладатель вот этой уникальной статуи Геракла, сделанной в римское время копии с оригинальной греческой статуи. Фото Инго Мехлинга

Кстати, осмотр крепостных стен и подъём на них бесплатный, что не может не радовать бюджетных туристов, да и по времени он не регламентирован. А это важно, потому что для осмотра всех сохранившихся сооружений нужен не один час. Но зато и очень уж далеко ходить не надо. Все достопримечательности расположены в окрестностях порта Антальи. Есть там даже и пляж, хотя довольно узкий и дорогой.


А это мраморная статуя императора Траяна, относящаяся к III в. нашей эры. Найдена при раскопках в городе Перге. Фото Кароля Радатто

В северной части Калеичи сохранился небольшой участок внешней стены Антальи и несколько башен. На одной из них в 1901 году поставили часы, поэтому она сегодня носит название Саат Кулеси – «Часовая башня». Часы на ней немецкой работы – подарок Турции от императора Вильгельма II, а вот её пятиугольная форма говорит о том, что строили её ещё в эпоху поздней Римской империи. Все остальные сохранившиеся башни Антальи четырёхугольные.


Где были римляне, там был и театр, а где был театр, там были и гладиаторские бои, и вот такие надгробия на кладбищах. Археологический музей Антальи. Фото Вольганга Саудера

Ещё две башни северного района Калеичи сохранились до наших дней, хотя и в сильно перестроенном виде.


Голова статуи императора Адриана. Археологический музей Антальи. Фото Вольганга Саудера

Помимо Часовой башни и башен в старом городе, стоит осмотреть Минарет Йивли, расположенный неподалёку. Это одно из первых строений исламской архитектуры в этом городе. Минарет имеет рифлёную поверхность, украшенную тёмно-синими плитками, и является не только достопримечательностью, но и символом города. Построена была мечеть вместе с минаретом в 1230 году, а затем перестроена в 1373 году. Высота минарета 38 метров. Он построен на квадратном каменном основании с восьмью бороздами и 90 ступенями, ведущими на верхнюю площадку.


И в самом музее, и в окружающем его парке находится коллекция римских саркофагов прекрасной сохранности. Этот находится снаружи… Фото Дениса Джарвиса

В общем, там, то есть в Старом городе Антальи, есть и где погулять, и что посмотреть.


А вот на этот можно полюбоваться в прохладе музея. Фото Дениса Джарвиса

Ну а добраться до него можно и на автобусе, и на трамвае, и на арендованном автомобиле, и, разумеется, на такси. Но тут надо помнить, что в Турции существует необычный на наш взгляд сугубо местный способ вызова машины — для этого существуют специальные кнопки на столбах и даже на деревьях. Поэтому не бойтесь, что вам понадобится знать адрес места, куда вы вызываете машину. Достаточно знать название места, куда вас следует водителю отвести. Просто нажмите на кнопку, и машина к вам вскоре подъедет. А вот в сам Старый город заезжать на автомобиле нельзя, поэтому тут нужно будет сначала найти парковку и её оплатить.


Совершенно уникальный барельеф с изображением воинов-фалангитов греко-римского времени. Фото Элизы Триоло

Что касается контингента отдыхающих, то следует заметить, что туристов из России по-прежнему очень много. Однако, если раньше 80 % было «старожилов», то есть тех, кто побывал в Турции уже несколько раз, и 20 % «новичков», то сегодня положение изменилось на противоположное. Видимо, набрались смелости и решили посмотреть на Турцию собственными глазами. Почему-то значительно меньше стало «наташ», а вот любителей устраивать пикники в лесах придётся огорчить. Из-за лесных пожаров в стране принято решение отменить мораторий на смертную казнь для любого человека, вольно или невольно ставшего причиной лесного пожара!
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    18 июля 2022 04:56
    Саркофаги красивые какие. Вот и новая тема по примеру эффигий
    1. +5
      18 июля 2022 06:16
      Доброе утро, Иван! smile

      Да, саркофаги просто загляденье, но и римские статуи хороши, как чётко и с подробностями вырезаны в камне все детали одежды Траяна и офицера. Красота и великолепие. good
      1. +5
        18 июля 2022 12:08
        Где были римляне, там был и театр, а где был театр, там были и гладиаторские бои, и вот такие надгробия на кладбищах. Археологический музей Антальи. Фото Вольганга Саудера


        Мне казалось, гладиаторов не хоронили на кладбищах. Или я неправ? Поправьте тогда.
        Судя по кривому мечу, специализация покойного гладиатора - фракиец?
        1. +3
          18 июля 2022 12:17
          Мне казалось, гладиаторов не хоронили на кладбищах.
          Это тебе казалось.
          Гладиаторы случались даже из среды эквитов.
          А за оградой кладбища хоронили лицедеев, но на 1200 лет позже.
          1. +2
            18 июля 2022 12:26
            Гладиаторы случались даже из среды эквитов.

            Это как и пуркуа? Захотелось сабелькой помахать?
            1. +3
              18 июля 2022 15:31
              Цитата: Пане Коханку
              Захотелось сабелькой помахать?

              Полагаю, на этом можно было заработать и неплохо.
              Римские гладиаторы мне чем дальше, тем больше напоминают современных футболистов - клубы, команды, контракты, популярность... Многие гладиаторы становились просто звёздами по образу и подобию Бекхэма, Роналду, Месси - люди приходили специально, чтобы посмотреть именно на них, а это деньги и, думается, немалые... Хороший гладиатор стоил как сейчас хороший футболист, соответственно и уровень жизни - питание, проживание, медицинское обслуживание, удовольствия и развлечения и него были не соответствующем уровне. Чем не стимул?
              1. +4
                18 июля 2022 15:37
                Хороший гладиатор стоил как сейчас хороший футболист, соответственно и уровень жизни - питание, проживание, медицинское обслуживание, удовольствия и развлечения и него были не соответствующем уровне. Чем не стимул?

                ЕМНИП, после скольки-то (уж не четырех ли) успешных боев давалась вольная. Многие после этого "шли на контракт".
                Вот этот памятник - возможно, именно "контрактнику".
                Также - где-то читал, что основная часть боев не заканчивалась смертью кого-то из участников. Никому не выгодно было терять побежденного профессионала! hi
                1. +4
                  18 июля 2022 15:59
                  Цитата: Пане Коханку
                  ЕМНИП, после скольки-то (уж не четырех ли) успешных боев давалась вольная.

                  Кажется после 3-х лет.
                  По поводу кладбищ: по-моему в Эфесе (или где-то там, в общем в Малой Азии) было изучено кладбище гладиаторов: тридцать с небольшим захоронений, отсюда довольно много знаем об их жизни: питании, травмах, семейном положении и т.д. hi
                  1. +4
                    18 июля 2022 16:19
                    Спасибо за ликбез, Сергей!
                2. +5
                  18 июля 2022 17:11
                  Цитата: Пане Коханку
                  основная часть боев не заканчивалась смертью

                  Гладиаторские бои, в первую очередь - шоу. Бой должен быть красив, захватывающ, эффектен. Сравните спортивные фехтовальные поединки и киношные. Спортивные скучны, непонятны, однообразны. И это при том, что участники не рискуют ни здоровьем, ни жизнью, то есть у них нет необходимости соразмерять степень риска применения того или иного боевого приема - на кону только спортивный балл, который можно отыграть в следующей схватке. Представьте себе, насколько осторожнее были бы спортсмены, если бы на кону стояла их жизнь. Бесконечные топтания на месте, кружения, резкий выпад и - уноси готовенького. Никто ничего не понял, зрители зевают и расходятся.
                  Зрителю нужны именно киношные поединки. А "киношность" требует от участников, кроме хорошей физической подготовки, владения оружием, смелости и пр., ещё и артистизма, плюс красивой внешности. Сочетание таких качеств достаточно редко, людей, умеющих "давать шоу", конечно, берегли, выпускали на арену только по большим праздникам и за приличную сумму, причем, возможные убытки от гибели или ранения популярного гладиатора ещё и страховались в тамошних страховых компаниях. Так что в гибели гладиаторов никто заинтересован не был, кроме жадной до зрелищ толпы, но её никто никогда не спрашивал. С ней можно заигрывать, но всерьез интересоваться и считаться с её мнением - зачем?
                  Кровавое мясо могли устраивать из молодняка, это да. Товар бросовый, дешевый, выпустил на арену толпу, кто-то заплатил за всех оптом и пусть делают что хотят, пусть хоть все там на арене загнутся...
                  Нет, все-таки интересное было время... smile
                  1. +1
                    18 июля 2022 20:46
                    Нет, все-таки интересное было время...

                    Но, согласитесь, Михаил, мы бы не хотели в то время жить... hi
                    1. +3
                      18 июля 2022 22:10
                      Фигня это всё. yes smile
                      Будто мы в наше время хотим жить больше, чем хотели бы в какое-нибудь другое. Приспособились бы, жили бы с удовольствием и брюзжали бы, как это делаем и сейчас. Жизнь во все времена была трудна, но интересна и всегда находились такие люди, которые никаким образом не могли вписаться в свой мир и тогда они либо погибали, либо меняли этот самый мир вокруг себя. smile
                      Я так думаю, что человеку все равно в какое время жить - большинство из нас сумеют приспособиться, привыкнуть к любой реальности и быть в ней настолько же счастливыми, насколько мы счастливы сейчас, в своей.
                      Можно до полного изумления перечислять достоинства и недостатки того или иного времени, в каждом есть свои плюсы и минусы. Жить в Древнем Риме я не хотел бы только по одной причине - не вижу разницы, а значит зачем что-то менять? smile
                      1. +1
                        19 июля 2022 09:00
                        Чувствую, Михаил, либо Вы в иное время стали бы первоклассным оратором, либо Вас бы отправили на костер - за переизбыток ереси в словах Ваших. laughing Все зависит от эпохи... feel
                      2. +1
                        19 июля 2022 10:49
                        От эпохи, наверное, не так много, больше от социального слоя, в котором довелось бы родиться.
                        Правитель из меня получился бы неважный, а вот служил бы я вполне исправно. Мог бы выйти недурной путешественник - нахождение в пути для меня не составляет дискомфорта, легко и с удовольствием переношу дорогу... Но больше всего, мне кажется, мне подошла бы религиозная стезя. smile
                      3. +1
                        19 июля 2022 11:14
                        Мог бы выйти недурной путешественник - нахождение в пути для меня не составляет дискомфорта, легко и с удовольствием переношу дорогу... Но больше всего, мне кажется, мне подошла бы религиозная стезя.

                        Бороду Вам тогда надо отращивать, барин! bully Заодно можем пойти обсудить "адмирала" Гаспара де Колиньи - там как раз про религиозную хитрозадость. laughing drinks
                  2. -2
                    19 июля 2022 13:49
                    Цитата: Хозяин Трилобита
                    ещё и страховались в тамошних страховых компаниях.

                    А про античные страховые компании это из какого источника? Что то впервые о подобном слышу...
              2. -2
                19 июля 2022 13:44
                Цитата: Хозяин Трилобита
                люди приходили специально, чтобы посмотреть именно на них, а это деньги и, думается, немалые...

                Вход в амфитеатры, в том числе в Колизей, был свободный. То бишь, бесплатный...
                1. -1
                  19 июля 2022 14:28
                  Про страховые компании - поинтересуйтесь.
                  А вход в амфитеатры был "бесплатным" только иногда, когда кто-то решал его оплатить. В остальных случаях - очень даже платным.
                  1. -2
                    19 июля 2022 14:45
                    Цитата: Хозяин Трилобита
                    Про страховые компании - поинтересуйтесь.
                    А вход в амфитеатры был "бесплатным" только иногда, когда кто-то решал его оплатить. В остальных случаях - очень даже платным.

                    То есть источник откуда вы почерпнули свои знания указать не можете... request
                    Про страхование морских перевозок это известный факт. Я имел ввиду именно про страхование гладиаторов. Вот по этому вопросу, никаких источников я не видел...
                    Лозунг "хлеба и зрелищ" от того и возник, что раздача хлеба и вход в амфитеатры в Риме, для граждан, был бесплатный.
                    1. -1
                      19 июля 2022 16:17
                      Ну, вот видите - про страхование грузов вы уже слышали... smile Осталось только поинтересоваться вопросом поглубже и найдете про гладиаторов. Я узнал об этом очень давно и, честно говоря, не помню откуда именно. Возможно из курса "Римское право", который я изучал лет этак тридцать назад.
                      Что касается римской индустрии развлечений, то она была сугубо платной, есть даже сведения о стоимости мест в амфитеатрах (первые ряды - дороже), а что касается приведенного вами лозунга, исходя из вашей логики в Риме и хлеб, получается, был бесплатным? Прямо коммунизм какой-то. smile Но возникает вопрос: зачем тогда это требовать?
                      Это лозунг люмпенов, которые требовали себе и хлеб, и зрелища бесплатно, поскольку денег ни на то, ни на другое у них не было. И это уже самый поздний Рим, тогда как гладиаторские бои известны были еще со времен чуть ли не царских.
                      Думаю, вам действительно лучше поинтересоваться этими вопросами поглубже, прежде чем в безапелляционной манере излагать собственные ошибочные взгляды.
                      1. -1
                        19 июля 2022 20:48
                        Цитата: Хозяин Трилобита
                        исходя из вашей логики в Риме и хлеб, получается, был бесплатным? Прямо коммунизм какой-то.

                        А вы не в курсе, что хлеб в Риме гражданам раздавался бесплатно, по нормам? Хорошенько же вы римское право изучали! laughing
                        Цитата: Хозяин Трилобита
                        Но возникает вопрос: зачем тогда это требовать?

                        Да потому что государство не всегда было в состоянии выполнить свои обязательства.
                        Я вас, видимо, удивлю) но и в Древнем Египте хлеб тоже был бесплатным. Всё население скопом собиралась на расчистку каналов, потом на "посевную", затем на "уборочную", всё зерно собиралось в государственные хранилища (закрома родины))) из которого каждая семья брала его по мере надобности на безвозмездной основе. Я вас ещё больше удивлю))) тех товарно-денежных отношений которые мы знаем сейчас, когда всё максимально монетизировано, в античности, просто не существовало!
                      2. 0
                        20 июля 2022 08:26
                        Цитата: U_GOREC
                        Я вас, видимо, удивлю

                        Удивили. smile
                        Поверхностностью и фрагментарностью знаний и примитивностью мышления. smile
                      3. -2
                        20 июля 2022 08:38
                        Это вместо указания источника про страхование гладиаторов? Очень глубоко и не примитивно laughing
        2. +5
          18 июля 2022 12:21
          Какой-то он смешной -- лягушка с сабелькой. smile

          Коля, привет! drinks
  2. +4
    18 июля 2022 06:56
    Нравятся коринфские колонны, особенно учитывая, что в их капители отражено растение - акант мягкий. Так что и самые гениальные скульпторы учились у природы.
    1. +5
      18 июля 2022 12:19
      Да, коринфский ордер красив. smile



  3. +5
    18 июля 2022 07:14
    Даже не подозревал, что Анталья богата историей и артефактами. Всегда считал её пляжно-рыночно-отельной новостройкой. Ан, нет
    1. +4
      18 июля 2022 15:22
      Был там, в Анталье в 1998 году, в один из моих редких выездов на юга - не люблю жару. Кроме аквапарка ничего не видел, а он не впечатлил. smile
      Правда, мы базировались на Аланию, отель был там, это меня может несколько извинить. В Алании же крепость осмотрел досконально, но, впрочем, и она моего особого интереса не вызвала - ничего тогда о ней не знал, а из туристических проспектов много информации не почерпнешь, увы...
      Так что для меня Анталья тоже открылась с новой стороны. smile
    2. -1
      19 июля 2022 13:54
      Цитата: тлауикол
      Даже не подозревал, что Анталья богата историей и артефактами. Всегда считал её пляжно-рыночно-отельной новостройкой. Ан, нет

      Да там всё побережье - исторический памятник. Помню отдыхал как то в Сиде: античный порт - первоначально греческая колония, затем пиратское логово, которое Цезарь разгромил (который Гай Юлий), затем римская военно-морская база... И каждый турист норовит камушек с античных развалин упереть! winked
      Не по теме: для нас - северный берег Чёрного моря это южные курорты, для турок южный берег Чёрного моря - это северные территории laughing
  4. +4
    18 июля 2022 07:27
    Цитата: тлауикол
    Даже не подозревал, что Анталья богата историей и артефактами

    Еще как! Лувийцы, лидийцы, хетты...
    1. +5
      18 июля 2022 07:51
      Я почему-то думал, что это молодой город для пляжного отдыха. А так да, античность там вокруг и повсюду
  5. +1
    18 июля 2022 14:06
    Спасибо, очень интересно!
  6. +2
    18 июля 2022 15:11
    Лазил я по этой крепости. Есть еще в Алании замок крестоносцев
  7. Комментарий был удален.
  8. +1
    21 июля 2022 21:58
    [quote][/quote]Где были римляне, там был и театр, а где был театр, там были и гладиаторские бои, и вот такие надгробия на кладбищах.

    Там где были греки были театры, а там где были римляне были арены для гладиаторских боёв. В театрах не устраивали гладиаторские бои. Что касается саркофага гладиатора, то там надписи на греческом. На щите у него написано- "ΑΠΟΘΕΣΟΥ"- что означает отпор, защита. Внизу первая надпись - "ΑΛΚΕΙΔΗΣ" (АЛКИДИС)- явно имя бойца, второе слово неразборчиво "Ν....Ε". Хочу спросить у автора статьи, в музее у каждой скульптуры разве нету объяснительной таблички?
    1. 0
      8 августа 2022 15:36
      Цитата: G.Petrovich
      Хочу спросить у автора статьи, в музее у каждой скульптуры разве нету объяснительной таблички?

      Не мои фото и не я снимал.
  9. 0
    29 июля 2022 20:46
    Великолепная статья и фотографии отличные good