Бронеавтомобиль «Овод»: модульный провал украинской промышленности

42

"Овод" на выставке 2015 г.

В последние месяцы Украина потеряла несколько тысяч боевых бронированных машин. Для компенсации таких потерь приходится выпрашивать иностранную технику и восстанавливать машины с хранения. Кроме того, на фронт отправляют неудачные опытные образцы, существующие в одном или нескольких экземплярах. Так, недавно в зоне боевых действий был замечен опытный бронеавтомобиль «Овод», в свое время привлекший внимание и подвергшийся суровой критике.

На выставке и на дорогах


Проект бронеавтомобиля «Овод» был разработан Житомирским бронетанковым заводом (ЖБТЗ) в 2015 г. По нему построили всего один опытный образец, в том же году ставший экспонатом выставки «Зброя та безпека». Характерный внешний вид этого образца привлек внимание публики, а специфические технические особенности стали поводом для критики.



Вскоре концерн «Укроборонпром» раскрыл любопытные подробности нового проекта. Оказалось, что ЖБТЗ предлагает не просто броневик, а оригинальную концепцию, позволяющую массово выпускать подобную технику. Предлагалось разработать и собирать комплекты броневых модулей для монтажа на имеющиеся грузовые шасси имеющихся типов. Модули могли бы иметь разное оснащение и назначение. При этом установка полного комплекта на шасси, по расчетам, должна была занимать менее часа. Завод был готов выпускать до 1000-1100 комплектов ежегодно – и хорошо зарабатывать на армейских заказах.

Первым примером такой концепции стал выставочный «Овод». Его выполнили на базе доступного шасси ГАЗ-66. Схожим образом предлагалось переоснащать автомобили других марок и моделей, советского, украинского и иностранного производства. В некоторых случаях не исключалась необходимость доработки используемого шасси, например, в виде замены двигателя.


Известно, что после выставки 2015 г. проект получил развитие. Получив ряд негативных отзывов, ЖБТЗ изменил конструкцию броневых агрегатов «Овода» и улучшил некоторые параметры. Опытный броневик тоже прошел доработку и получил некоторые новые элементы. Тем не менее, крупные изменения отсутствовали.

Несмотря на оптимизм завода-разработчика, опытный бронеавтомобиль и смелая концепция не заинтересовали заказчика в лице украинской армии. Как следствие, проект не получил дальнейшего развития. От строительства новых опытных образцов тоже отказались. «Овод» обр. 2015 г. на базе ГАЗ-66 так и остался в единственном экземпляре.

В течение нескольких следующих лет судьба необычного броневика оставалась неизвестной. Однако несколько дней назад выяснилось, что «Овод» попал в зону боевых действий. В социальных сетях появилось короткое видео, показывающее проезд машины по улице неизвестного населенного пункта. Кому достался броневик, неизвестно. При этом можно предполагать, что его служба не будет долгой и успешной.

Модульная конструкция


Бронеавтомобиль был построен на базе грузовика ГАЗ-66. Использованное шасси лишилось штатной кабины и грузовой площадки, вместо которых установили «броневые модули» оригинальной конструкции. Силовая установка, трансмиссия с раздачей момента на все колеса и ходовая часть на двух мостах остались прежними. Шасси грузоподъемностью 2 т выдержало новый корпус и сохранило возможность перевозки некоторых грузов. Удалось ли сохранить прежние ходовые характеристики, неясно.

Бронеавтомобиль «Овод»: модульный провал украинской промышленности

Посетитель выставки демонстрирует уникальную эргономику броневой кабины

Проект «Овод» предусматривал оснащение шасси двумя броневыми модулями – кабиной экипажа и отдельным корпусом для десанта и вооружения. Оба модуля имели сварную конструкцию. Был заявлен 2 уровень защиты по стандарту STANAG 4569 – броня должна была выдерживать попадание 7,62-мм автоматных пуль. Также предусматривалась установка навесных элементов, повышающих защиту до 3 уровня (7,62-мм винтовочная бронебойная пуля). Специальная противоминная защита отсутствовала.

Штатную кабину ГАЗ-66 заменили новым модулем характерной формы, за счет которой удалось закрыть переднюю часть шасси с двигателем. Внутри такой кабины находились два места для экипажа. Доступ внутрь обеспечивался боковыми дверями и парой люков в крыше. В конце 2015 г. ЖБТЗ рассказал о разработке обновленной кабины увеличенной высоты и большего объема.

За кабиной поставили бронемодуль с функцией десантного отсека. Его выполнили в виде фургона с шестиугольным поперечным сечением. На бортах имелись крепления для накладной брони. В задней части крыши находилась небольшая надстройка с пулеметной установкой. На борту корпуса и в корме имелись двери для посадки. 12 пассажирам предлагалось ездить на скамье, помещенной в центре корпуса.

Выставочный «Овод» получил вооружение в виде пулеметной установки с крупнокалиберным НСВ. На недавнем видео броневик несет более старый пулемет ДШК. Иное вооружение или возможность стрельбы из личного оружия изначально отсутствовали. В модернизированной версии проекта из конца 2015 г. предусмотрели бортовые амбразуры, однако опытный броневик их не получил.

Многочисленные проблемы


Первая реакция на «Овод» была простой. Специалисты и любители техники отметили крайне низкие эстетические качества броневика – своим сомнительным экстерьером он напоминал кустарные изделия с Ближнего Востока. Однако вскоре выяснилось, что на этом его проблемы не заканчиваются. Конструкторы допустили целый ряд грубых ошибок, которые фактически поставили крест на проекте.


Броневик в одном из украинских формирований, июнь или июль 2022 г.

В первую очередь, проявились проблемы с эргономикой. Оказалось, что броневая кабина экипажа имеет недостаточные размеры и объем. С приемлемым удобством в ней мог поместиться и работать водитель или пассажир ростом не более 170 см. Более высоким членам экипажа пришлось бы сгибаться или открывать люк в крыше – с известными рисками. К этому добавлялись специфические органы управления, оставшиеся от грузовика ГАЗ-66.

Десантное отделение тоже оказалось неудобным во всех отношениях. Бортовая дверь была небольшой и неудобно расположенной, а использование кормовой затруднялось из-за формы проема. Для десанта предназначалась центральная лавка, и на фоне других броневиков это выглядело крайне странно.

Утверждалось, что ходовые характеристики броневика остались на уровне базового автомобиля с полезной нагрузкой. Правда ли это, неизвестно. Показанные кадры испытаний или недавнее видео с городских улиц не позволяют дать оценку таким параметрам. При этом можно предположить, что шасси распространенного типа в некоторой мене упрощает эксплуатацию и обслуживание.

Бронирование 2-3 уровня стандарта НАТО в целом достаточно для решения некоторых боевых задач. Однако такая броня не дает никакой гарантии при обстрелах. Кроме того, очевидно, что оба корпуса «Овода» не выдержат обстрел из противотанковых средств. Существенной проблемой является отсутствие какой-либо защиты от взрывных устройств.


Крупнокалиберные пулеметы являются серьезным оружием и пригодны для решения боевых задач. Кроме того, имеется принципиальная возможность монтажа других систем вооружения. Однако открытая установка пулемета или ПТРК приводит к рискам для стрелка. Позволяет ли конструкция «Овода» использовать закрытую башенную установку или дистанционно управляемый боевой модуль, неясно.

Закономерный итог


В основе проекта «Овод» лежали любопытные и многообещающие – как в техническом, так и в экономическом плане – идеи. Однако первый результат этого проекта оказался, мягко говоря, неудачным. Выставочный броневик 2015 г. имел массу технических проблем и неоднозначных особенностей. Ко всему прочему, машина оказалась попросту уродливой.

Имеющиеся недостатки, а также ряд других факторов разного рода привели к тому, что «Овод» не заинтересовал заказчика и не пошел в серию. Попытка ЖБТЗ улучшить проект не увенчалась успехом – броневик с измененной эргономикой и амбразурами тоже не был нужен армии. В итоге все ограничилось только строительством и показом единственного опытного образца.

В течение нескольких лет судьба первого и последнего «Овода» оставалась неизвестной. Теперь же ситуация прояснилась – машину отдали одному из вооруженных формирований для реальной эксплуатации. По всей видимости, новые хозяева уже в полной мере смогли оценить все недостатки конструкции и эргономики.

Теперь им предстоит узнать реальную боевую эффективность машины. Можно предположить, что «Овод», со всеми врожденными недостатками, провалит и эту проверку. И в обозримом будущем бронеавтомобиль будет уничтожен или станет трофеем наступающих союзных войск. Это будет закономерным итогом, а кроме того, покажет, к чему в итоге пришли украинская военная промышленность и армия.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    15 июля 2022 10:15
    Эта штука выглядит так, будто ее украли с карусели на ярмарке. Отец Махно спроектировал его? wassat
    1. 0
      16 июля 2022 14:37
      Цитата: Artillerieunteroffizier
      Эта штука выглядит так, будто ее украли с карусели на ярмарке. Отец Махно спроектировал его? wassat

      А при чём здесь Махно?
  2. +4
    15 июля 2022 10:19
    Бронеавтомобиль «Овод»: модульный провал украинской промышленности
    . Недострана с недобитый промышленностью.
    Шож вы коз з з редиски с Украиной сделали .... недоумки.
  3. -4
    15 июля 2022 10:33
    Какая страна,такие и бронемашины. Смотрел видео,на днях,винтовка Мосина,образца 1800-ых, со 100 метров пробила бронемашину Козак, образца 2000 -ых
    1. +1
      15 июля 2022 10:54
      Так из мосинки и Тигр пробить можно, всё таки дульная энергия 7,62×54 сильно больше, чем у 7,62×39 Калашникова. А бронирование пректируется всё-таки под современное оружие, а не под музейные экспонаты
      1. +8
        15 июля 2022 12:30
        Да нет, защита от 7,62×54 вполне себе закладывается, его вряд-ли можно назвать музейным экспонатом ПК и СВД подтвердят.
        1. +4
          15 июля 2022 16:17
          У того же Тигра 3 класс защиты, а это 5-10 метров 7,62-мм патрон 57-Н-231 с пулей ПС. Я не то, чтобы Козак оправдываю, просто надо сравнивать, а не обсирать
          1. 0
            15 июля 2022 18:46
            Никто никого не обсирает. Укрорейх заявлял,что Козак держит 12,7
            1. +1
              18 июля 2022 10:03
              Можно ссылочку на данное утверждение? В той же вики чёрным по русскому написано: STANAG 4569 Level 2, а там даже близко 12,7 не пахнет
              1. -3
                18 июля 2022 11:22
                Посмотрите интернет. Можно и на Ютубе видео найти
                1. +2
                  18 июля 2022 11:46
                  Правилом хорошего тона считается, что утверждающий что либо должен предоставлять ссылку, подтверждающую его утверждение. Я привёл ссылку на вики, вы предлагаете мне тратить своё время и искать доказательство вашей правоты. Простите, но нет. Или вы предоставляете ссылку, или я имею полное право считать вас балоболом
                  1. -4
                    18 июля 2022 14:49
                    Мне фуалетово, что и как Вы считаете
                    1. +3
                      18 июля 2022 15:35
                      В таком случае всего доброго, продолжать разговор с балаболом я не намерен
    2. -5
      15 июля 2022 18:45
      Укровермахт заявляет,что сей аппарат держит 12,7 ( я про Козак
      1. +3
        16 июля 2022 14:39
        Цитата: DeGreen
        Укровермахт заявляет,что сей аппарат держит 12,7 ( я про Козак

        А где "он" это заявлял, можно увидеть?
        1. -5
          16 июля 2022 17:45
          Есть такая вещь как интернет. В интернете есть Гугл. Ищите,да обрящете
          1. +3
            16 июля 2022 18:39
            Цитата: DeGreen
            Ищите,да обрящете

            То есть я должен искать доказательства вашего утверждения? laughing Какая у вас извращённая логика! wassat Так можно врать, что угодно - ищите доказательства сами! Не нашли? Значит плохо искали laughing laughing laughing
            Я даже представляю какой-нибудь научный труд или статью, с утверждениями и выводами. А вместо ссылок на источники и использованные работы - надпись: Гугл в помощь!!! good
            1. -5
              17 июля 2022 08:29
              Ну так Вы ставите под сомнение мои члова
              1. +2
                17 июля 2022 11:44
                Цитата: DeGreen
                Ну так Вы ставите под сомнение мои члова

                Я ставлю под сомнение всё. тем более голословные заявления. Тем более касающиеся военных действий. Когда люди что то аргументируют, они обычно ссылаются на источники. А так это ОБС...
                1. -5
                  17 июля 2022 12:18
                  Послушайте,огурец или огорец или угорец, вместо того,что бы мне фигню писать,залезьте в тырнет и посмотрите.
          2. +4
            16 июля 2022 20:20
            Бронирование обеспечивает защиту от огня из стрелкового оружия в соответствии со стандартом STANAG 4569 Level 2, я не могу говорить, что кто-то что-то заявлял, но лвл 2 это защита от 7.62х39 бронебойной пулей с 30 метров.
  4. +3
    15 июля 2022 11:56
    Сама идея, сделать быстромонтируемые модули на популярные гражданские машины несомненно правильная. Реализация идеи, мягко говоря ниочинь.
    Ну и да, где там 12 человек десанта (в бронежилетах, с боеприпасами, с БК пулемета, плюс место где пулеметчик топчется) помещалось, уму нерастяжимо.
    По идее можно спроектировать подобное для двухосных КАМАЗов и Уралов. При весе в 7-8 тонн можно получить неплохую защиту и место для 7-9 человек десанта + ДУБМ.
  5. +8
    15 июля 2022 12:00

    Упаси Боже наехать на мину .Там просто не найдут бойца ,его просто размажет по внутреннему пространству
  6. 0
    15 июля 2022 12:07
    Это не модульный провал, а банальный "распил". Житомирский завод всегда занимался ремонтом бронетехники, а не разработкой и производством. Да и шасси ГАЗ - 66, в качестве базы - просто бред. Шишига была хороша именно тем, что очень легкая.
    1. +4
      15 июля 2022 14:00
      ну у нас тоже был проект модульного бронеавтомобиля, ГАЗ-3937 "Водник"...
      1. +1
        15 июля 2022 17:02
        Кстати, мелькали на Донбассе, в 2014-м.
      2. 0
        15 июля 2022 17:29
        Тоже на базе "шишиги", 50 - летней давности?
        1. 0
          15 июля 2022 18:43
          Цитата: ТермиНахТер
          Тоже на базе "шишиги", 50 - летней давности?

          не, сделан с заделом бардака. Но смотрится лучше "ОВОДа"
          Вот статья о нем:
          https://topwar.ru/87257-vysokomobilnyy-armeyskiy-avtomobil-gaz-39371-vodnik.html
          1. 0
            15 июля 2022 21:00
            Бардак - был вполне годная машинка, ему бы дизельный движок подходящей мощности, вообще сказка.
  7. 0
    15 июля 2022 17:44
    Утверждалось, что ходовые характеристики броневика остались на уровне базового автомобиля с полезной нагрузкой. Правда ли это, неизвестно. Показанные кадры испытаний или недавнее видео с городских улиц не позволяют дать оценку таким параметрам.

    Больше всего в статье мне вот это понравилось. Не позволяют дать оценку, ехана! Ну ек-макарек, даже я - жалкое, недостойное, никчемное ничтожество, не обладающее физ-мат степенью, инженерно-конструкторской или хотя бы примитивной технарской "корочкой" - просто сравнив геометрию, клиренс и углы свеса данного чучела и "шишиги", отчетливо вижу, что там, где "шишига" пройдет (пусть не влегкую, пусть внатяг, но пройдет), это чудо враждебной техники будет грести грязюку брюхом/воткнется в уступ мордой/да просто раскорячится в распор задолго до того! Надеюсь, просто сгорит где-нить на стоянке тихо мирно без людей внутри.
    1. +1
      15 июля 2022 19:36
      Ну Украинцы, видать,на асфальте решили воевать
  8. +1
    15 июля 2022 19:02
    А ещё, в 2015 ,на Украине выпускали БМРЛБ ( БронеМашина Разведки Легкобронированная ) ,,Характерник.,, в интернете фоток не видел,но друзья присылали. украинцы брали каблуки типа Фольксваген Кадди,обшивали их ,,,,нанобронёй.... 2мм железо,мелкоячеистая решётка,армированная резина,2 мм железо. В кузове делали,,,башню... прорубали дырку и ставили спарку из Максимов
  9. 0
    16 июля 2022 00:21
    А что, вполне удобная машина для выездов на грабежи населения..
  10. 0
    16 июля 2022 00:53
    Взяли грузовик, бронировали кабину и кузов, запихнули крупнокалиберный пулемëт.. Вот если бы Вы сообщили что все экземпляры сгорели к чертям собачьим, я был бы рад. А "чëт он страшненький" не похоже на экспертную оценку или ободряющую новость.
    БТР 80 и бмп 1 тоже не венец дизайна, но чем меньше их будет у противника - тем лучше.
  11. +1
    16 июля 2022 09:59
    Есть куча МТЛБ с хранения. Уж они то получше будут этой поделки.
  12. +1
    16 июля 2022 10:01
    Надо было делать на базе КРАЗА, если так охота.
  13. +1
    16 июля 2022 20:06
    Идеальный экспонат для музея.
  14. 0
    16 июля 2022 22:38
    Так. Перестаньте вот это вот все тут.
    Отличная машина, достойная быть выпуском большой серией.
    Эргономика, вооружение и бронирование вообще АГОНЬ !
    Есть мнение заменить этим шедевром БТР-80,90.
    Их придумали коварные мокши, чтобы гарних хлопчиков больше сгинуло.
    А вот эта вундервафля на все времена.
  15. +1
    17 июля 2022 16:55


    есть что то схожее?))
    БТР Водник
    Добавили б третью ось получился ну не плохой простой БТР, по крайней мере, лучше чем простые грузовики обвешаные как придётся мешками с песком и с брониками в дверях...
    Автомобиль ГАЗ-39371 имеет следующую компоновку: отделение управления (три места), моторно-трансмиссионное отделение и боевое отделение. Машина была построена по модульной схеме. Сварной корпус автомобиля состоял из двух модулей — переднего и заднего, которые были съемными. Благодаря быстроразъемному соединению опорного фланца корпуса и заднего модуля была возможна его быстрая замена даже в обычных полевых условиях. Корпус «Водника», в зависимости от решаемых задач, мог изготавливаться из броневой стали, которая гарантировала защиту экипажа автомобиля от пуль калибра 7,62 мм и осколков. Помимо этого, для повышения уровня защиты существовала возможность монтажа на автомобиль дополнительной навесной бронезащиты.
  16. 0
    18 июля 2022 22:22
    Как в песне : " Я его слепила из того , что было... ".
  17. 0
    22 июля 2022 17:29
    Как по мне, можно было сильно не заморачиваться, а просто обшить броней шишигу - кабину и кунг, получилось бы гораздо презентабельней.
  18. 0
    3 октября 2022 02:58
    Недооценка противника всегда приводит к плохим последствиям...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»