Как Центральная рада стала зачинщиком Гражданской войны в России

71
Как Центральная рада стала зачинщиком Гражданской войны в России

Войска Центральной рады выступают из Киева для борьбы с большевиками. Зима 1917–1918 гг.


Конфликт Киева и Петрограда


Как уже ранее отмечалось (Создание УНР: притязания на Крым, Кубань, колонию на Амуре и курс на развал России), Украинская Центральная рада (УЦР) последовательно вела к конфликту с новой советской властью в Петрограде. Это было связано с тем, что Киеве засели «братья» февралистов-революционеров, которые захватили власть в Петрограде в марте 1917 года и потеряли в октябре 1917 года. Эти люди угробили русское самодержавие и империю в надежде построить «новую и свободную» Россию на основе западной матрицы. Соответственно противостояние большевиков и украинских социал-демократов, либералов и западников, которые быстро перекрашивались в националистов, было неизбежным.



Киев претендовал не только на исторические земли украйны, но и на те области, которые никогда не были частью Малой России. В частности, 31 октября (13 ноября) 1917 года на пленуме УЦР явочным порядком были утверждены границы Украинской Народной Республики (УНР). Мнение местного населения в расчёт не принимали. В УНР включили Херсонскую, Екатеринославскую, Харьковскую, Холмскую и частично Таврическую, Курскую и Воронежскую губернии. То есть исторические земли Новороссии и Великой России, которые никогда не были частью украйны.

После принятия Четвёртого универсала (январь 1918 года) министры «незалежной» УНР в феврале 1918 года выдвинули советскому правительству условия мирного договора, по которому в состав УНР должны были войти: часть Кубани, часть Ростовского округа, Таганрогский округ, Черноморская, Ставропольская губернии, Путиловский уезд Курской губернии, четыре уезда Воронежской губернии, украинская колония на Дальнем Востоке – Зелёный Клин на Амуре. Крым входил в сферу влияния УНР. То есть аппетиты киевских сидельцев, которые, в сущности, просто объявили себя властью в условиях падения Российской империи и не контролировали ситуацию в областях, были отменными.

Киев начал склоняться на сторону Антанты, когда советский Петроград отказался от продолжения войны, противоречащей интересам народа. УЦР уже в ноябре 1917 года начала активные переговоры со всеми врагами советской власти – казаками-сепаратистами, самостийщиками из Бессарабии, Крыма, с Кавказа, Поволжья и из Сибири. Ставился вопрос о создании социалистической Всероссийской Федеративной республики с центром в Киеве. В сущности, это был проект раздела России на «незалежные» республики и ханства. Рада берёт курс на развал России, гражданскую смуту, в которой националисты надеялись построить своё украинское государство.

В связи с необходимостью выполнения обязательств перед Антантой – «война до победного конца», и развитием проекта «Украина», где украинизированная армия должна была стать фундаментом украинского государства, УЦР спешила с формированием национальной армии. Также Киеву нужны были средства. Киев требует от Петрограда передачи части золотого запаса (очевидно, что он тут же ушёл бы на Запад), признания румынского и Юго-Западного фронтов украинскими, отзыва большевистских частей и признания Рады участником мирных переговоров в Бресте. Петроград, которому было не до новых конфликтов, в целом был готов к переговорам по этим вопросам, если Киев откажется от нападок на советы и поддержки контрреволюции.

Черноморский и донской вопросы


Рада намеревалась поставить под свой контроль Черноморский флот, пыталась отдавать приказы черноморцам даже балтийцам. Киев хотел сосредоточить матросов «украинского» происхождения на Чёрном море и создать свою эскадру. Эти попытки провалились. Матросы-черноморцы в массе своей отказались признавать приказы Киева. В середине декабря 1917 года Севастопольский совет и Центрофлот приняли резолюцию, что подчиняются только Совнаркому.

В Полтаве, Павлограде, на станциях железных дорог начались нападения вооруженных частей УНР (гайдамаков) на местные советы. В ответ активизировались отряды Красной гвардии.

23 ноября (6 декабря) 1917 года Петлюра известил по прямому проводу советского Верховного главнокомандующего Крыленко об одностороннем выводе войск Юго-Западного и Румынского фронтов бывшей Русской армии из-под управления Ставки и объединения их в самостоятельный Украинский фронт армии УНР. Украинский фронт возглавил антисоветски настроенный генерал-полковник Щербачёв, бывший командующий Румынским фронтом.

Французы дали добро переговорам с германцами. 26 ноября (9 декабря) в Фокшанах было заключено перемирие. Это позволило украинизированным и румынским частям разоружить «красные» части на фронте. Русские войска, которых подставило собственное командование и «союзные» румыны, не решились оказать сопротивление. Тех, кто пытался оказать сопротивление, перебили, арестовали и бросили в лагеря. Русские солдаты были оставлены без оружия, провианта и зимой пешком уходили домой. Фактически Румынии позволили истреблять русских и захватить Бессарабию (Как румынские палачи истребляли русских солдат).

Стоит отметить, что провозглашение самостоятельности Украинского фронта и вмешательство украинских властей в непосредственное управление фронтами и армиями не привело к повышению их боеспособности, наоборот, усилило хаос. По сути, украинизация добила два фронта. Солдаты просто ушли домой. В итоге Рада не смогла получить боеспособную армию и продолжить воевать «до победного конца» во имя интересов Антанты. Это заставило Киев быстро сменить ориентацию и договориться с австро-германцами.

Троцкий дал указание Крыленко начать немедленную подготовку операции против белоказаков Каледина и поручил запросить Раду по вопросу поддержки или противодействия большевиков в этом вопросе. Одновременно представитель УНР допускался к переговорам с германским блоком. Петлюра уклонился от ответа по вопросу Дона. Генеральный секретариат постановил отказать в пропуске советских войск и решил искать соглашения с Донским правительством. Также Рада тормозила решение вопроса о направлении своей делегации на переговоры в Бресте.

Рада и Донское правительство договорились о союзе и совместных действиях против советов. Они начали экономическую войну, запретив вывоз хлеба и угля за пределы Малороссии и Донской области. Граница УНР с Советской Россией была закрыта. Донбасс был разделён на две части: восточная часть, граничившая с Донской областью, переходила под управление Войска Донского, а западная, входившая в состав Харьковской и Екатеринославской губерний – под власть Рады. Украинские представители прибыли только в начале декабря, накануне завершения переговоров.


Гайдамаки. 1918 г.

Начало противостояния


26 ноября (9 декабря) 1917 года Совнарком РСФСР выступил с обращением ко всему населению «О борьбе с контрреволюционным восстанием Каледина, Корнилова, Дутова, поддерживаемым Центральной Радой». Ночью 30 ноября (13 декабря) войска Рады разоружили революционные части в Киеве. Солдат «русского происхождения» отправили за пределы УНР. В этот же день Петлюра запретил проход воинских эшелонов без разрешения Генерального секретариата. Рада запрещает переправку отрядов Красной гвардии из Малороссии на Дон против белоказаков. 30 ноября – 1 декабря происходит стычка красных и гайдамаков в Одессе. В других городах украинские власти также пытаются подавить отряды Красной гвардии.

Признавший власть УЦР командир 1-го Украинского корпуса генерал Скоропадский был назначен командующим всеми войсками Правобережья. Направлявшийся с фронта к Киеву 2-й гвардейский корпус остановили (разобрали железнодорожное полотно) и разоружили. Также разоружали и другие части, идущие с фронта по домам. Одновременно в ряде городов распускают местные Советы, разоружают красные гарнизоны и части. Начинается переброска украинизированных частей с фронта на северное и восточное направления. С учётом того, что на Дону калединцы захватили Ростов, появилась угроза соединения антисоветских сил Донской области и УНР.

4 (17) декабря в Киеве начал работу I Всеукраинский съезд Советов. В его работе приняли участие 2 тыс. делегатов. Рада направила на съезд толпы своих сторонников, выдав их за депутатов. Они были пьяными и вооруженными. Съезд был сорван. Делегация большевиков отъехала в Харьков.

В этот же день Совнарком направил Манифест с ультиматумом. Большевики признавали право наций на самоопределение, но отказывались признавать УЦР из-за её «двусмысленной, буржуазной политики»: подавления Советов, дезорганизации фронта несанкционированным перемещением украинизированных частей и поддержки контрреволюционного заговора. Петроград требовал: прекратить дезорганизацию единого общего фронта и пропуск через территорию УНР войсковых частей, уходящих с фронта, прекратить разоружение советских полков и рабочей Красной гвардии, а также оказывать содействие революционным войскам в борьбе с контрреволюцией. Срок на положительный ответ: 48 часов, иначе война. Переговоры предлагалось вести в Смоленске или Витебске.

Винниченко и Петлюра отвергли этот ультиматум и выдвинули ответный. Киев требовал: признать УНР и Украинский фронт, не вмешивать в их дела, разрешить уход украинизированных частей в украйну, разделить наследство Российской империи (золото и прочие ценности и имущество), допустить Раду к участию в переговорах.

6 (19) декабря секретарь Ленина передал главковерху Крыленко, что война объявлена. Создан Южный революционный фронт по борьбе с контрреволюцией. Главнокомандующим войсками фронта был назначен Антонов-Овсеенко. Правда, она была ограниченной. У Киева просто не было армии. Петроград же считал главной донскую проблему.

Создание советской Украины


11–12 (24–25) декабря 1917 года в Харькове большевиками был снова собран I Всеукраинский съезд Советов, который провозгласил Украинскую Народную Республику Советов (УНРС). Харьковское советское правительство приняло на себя всю полноту власти в Малороссии. Все постановления Рады были объявлены недействительными. На территории Украинской советской республики распространялись декреты СНК. Съезд признал Украину федеративной частью Российской республики, избрал ЦИК из 41 человека (35 коммунистов и 6 левых эсеров). ЦИК возглавил Ефим Медведев, а первое советское правительство Украины – Евгения Бош.

19 декабря 1917 года Совнарком РСФСР признал Народный секретариат УНРС единственным законным правительством на территории УНР. По просьбе правительства Советской Украины из Советской России прибыли подкрепления. Формируются отряды «червонного казачества» и Красной гвардии. Стоявший в Харькове 2-й украинский запасной полк был разоружен, на его базе формируют 1-й полк Червонного казачества, пополнившийся многочисленными добровольцами из числа солдат и харьковских рабочих. Организатором красного казачества выступил Виталий Примаков. 20 января (2 февраля) 1918 года советское правительство Украины издало Декрет об организации народной революционно-социалистической армии.

В ответ 11 января 1918 года Рада издала свой Четвертый универсал – это было объявление независимости Украины. Киев заручился поддержкой Австро-Венгрии и Германии. 12 января глава австрийской делегации в Бресте министр иностранных дел граф Оттокар Чернин заявил о признании Четверным союзом украинской делегации как полномочного представительства суверенной УНР. Германскому блоку срочно нужен был хлеб, уголь и другие ресурсы Юга России.

Таким образом, Рада выступила зачинщиком Гражданской войны на территории бывшей Российской империи. В России ещё не было серьёзных конкурентов для советской власти. Только в Киеве засели сторонники Февраля, ориентированные на Запад (сначала Антанту, затем германский блок), которым нужна была смута, чтобы создать «самостийную» державу на руинах России.


В. М. Примаков, организатор Красного казачества
71 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    20 июля 2022 05:36
    только признавая ,что некая шайка назвавшая себя Украинской Радой на окраине русских земель эти безобразия творило тогда и творят сейчас опять , только признавая это можем сказать , что пресловутой дружбы братских народ нет . Потому что этот так называемый братский народ на окраине не взял вилы и не поднял на них ни ту , тогда, Раду , ни эту, сегодняшнею Раду. Наоборот он даже сам выбрал ..
  2. +2
    20 июля 2022 06:27
    Как была она зРадой, которую породило временное правительство, так она ею и осталась. Была центральная, а стала верховная зРада. Может, очень хочется надеяться, на том её история и закончится.
  3. -6
    20 июля 2022 11:49
    Лидеры Белого движения в своих высказываниях прямо заявляли что главной причиной гражданской войны стал незаконный захват власти большевиками.
    1. +2
      20 июля 2022 14:10
      А Центральная рада ее законно захватывала?
    2. 0
      21 июля 2022 03:18
      А большевики говорили, что гражданской войну начали белые. Выступив против интересов народа... feel
      1. +1
        21 июля 2022 09:29
        А всего то навсего нужно выучить историю Отечества. Большевики и ко существовали и проводили революционную деятельность(террор, грабежи, убийства) когда белых не было еще и в помине. А гражданскую войну вместо империалистической не ленин призывал организовать? Не свердлов ли затем призывал перенести эту самую войну и в деревню чтобы и там народ разделить? А выборы выйграли большевики или эсеры? Когда вы честно ответите на эти вопросы то поймете почему началось бегство офицеров на Дон и создание Добровольческих частей. И еще раз! Большевики не выражали воли всего народа.
        1. -2
          21 июля 2022 18:26
          Цитата: Rostok
          А всего то навсего нужно выучить историю Отечества

          Вот именно. А Вы эт
          ого не делаете.
          Цитата: Rostok
          А гражданскую войну вместо империалистической не ленин призывал организовать?

          Да, Ленин. И он же ее 07.11.1917 её закончил. Но нашлись те, кто начал её с новой силой.
          Цитата: Rostok
          Не свердлов ли затем призывал перенести эту самую войну и в деревню чтобы и там народ разделить?

          Вот именно - затем. После того как уже гражданская война была начата. Не большевиками.
          Цитата: Rostok
          А выборы выйграли большевики или эсеры?

          Большевики и эсеры. Остальные проиграли.
          Я честно ответил на все вопросы.

          Цитата: Rostok
          то поймете почему началось бегство офицеров на Дон и создание Добровольческих частей

          А тут и понимать нечего - для того, чтобы развязать гражданскую войну, "сжечь пол-России, залить кровью три четверти России" (Л.Г.Корнилов).
          Цитата: Rostok
          Большевики не выражали воли всего народа.

          Абсолютно всего - не выражали. Но абсолютного большинства выражали однозначно.
          1. +1
            21 июля 2022 18:34
            Замечательная картина получается. В условиях войны с Германией из нее приезжает ленин с лозунгом - мир с немцами любой ценой, он же призывает русских солдат брататься с немцами, большевики проигрывают выборы и захватывают власть силой. Приэтом на ленине висит уголовное дело за измену Родине. Красота. Начинается регистрация офицеров, расстрелы юнкеров что вызывает их бегство на Дон.
            1. -2
              21 июля 2022 18:40
              Цитата: Rostok
              В условиях войны с Германией из нее приезжает ленин

              Ложь. Такого факта не было.
              Цитата: Rostok
              с лозунгом - мир с немцами любой ценой

              Ложь. Такого факта не было.
              Цитата: Rostok
              он же призывает русских солдат брататься с немцами

              Ложь. Такого факта не было.
              Цитата: Rostok
              большевики проигрывают выборы

              Ложь. Такого факта не было.
              Цитата: Rostok
              захватывают власть силой

              Вот это - правда. Поскольку им обеспечили силу в т.ч военные - от солдат до генералов.
              1. +1
                21 июля 2022 19:09
                Было, факт. «Большевистская революция, — писал Каутский, — была построена на предположении, что она послужит исходным пунктом для всеобщей европейской революции; что смелая инициатива России побудит пролетариев всей Европы подняться. При таком предположении было, разумеется, безразлично, какие формы примет русский сепаратный мир, какие тяжести и потери территории принесет он русскому народу… Тогда безразлично было также, способна Россия защищаться или нет. Европейская революция, по этому взгляду, составляла наилучшую защиту русской революции...

                Все это было очень логично и хорошо обосновано, если только допустить основное предположение: что русская революция неминуемо должна развязать европейскую. Ну а как же в том случае, если этого не случится»?

                Глубочайшие сомнения по поводу позорного мира терзали и саму большевистскую партию. Перемирие с Германией было подписано в Брест-Литовске 2 декабря 17-го года, а вот заключать мирный договор партийное большинство было категорически против. Дискутировались три позиции: левых коммунистов, Ленина и Троцкого, причем поначалу расклад сил был далеко не в пользу вождя. На партийном совещании 8 января 18-го года около половины участников высказались за левых коммунистов: вести революционную войну. Около четверти поддержали формулу Троцкого: объявить о прекращении войны, армию демобилизовать, но мира не подписывать. И около четверти согласились с Лениным: подписывать мир немедленно, каким бы тяжким он ни был.
                1. 0
                  22 июля 2022 10:08
                  Факт был, да не тот, о котором вы до этого сказали. Подписать немедленно тяжелый мир в создавшейся обстановке, за что выступали и противники большевиков - это одно, а вот "приехал из Германии с лозунгом - мир с немцами любой ценой" - это другое, в истории не зафиксированное. Не пытайтесь морковку хреном подменять - не получится.
                  1. -1
                    22 июля 2022 17:29
                    Это одно и тоже! Когда у вас даже в партии не все согласны на позорный мир не говоря уже о стране и народе а вы настаиваете на подписании не считаясь ни с чем то это именно оно.
                    1. 0
                      24 июля 2022 12:34
                      Ничего подобного. Могут быть разными цели, а могут быть для одной цели разные средства. Вы даже это не в состоянии понять? fool
                      1. -1
                        24 июля 2022 22:43
                        Так как же так вышло что настоятельные требования ленина о похабном мире шедшими вразрез даже с мнением его товагищей по партии вдруг совпали с планами немецкого генштаба?
                      2. 0
                        25 июля 2022 16:41
                        А действительно - как? Особенно в свете того, что Ленин с единомышленниками свою позицию в отношении войны обозначили задолго до начала войны, когда немецкому генштабу ничего подобного даже не снилось. А главное - как так вышло, что требования Ленина о похабном мире шли вразрез с мнением его товарищей по партии, но совпали - буквально! - с требованиями практически всей русской армии? От массы солдат до военного министра включительно! Тут, знаете, есть о чем подумать! good
                      3. -1
                        25 июля 2022 18:35
                        Да чтож у вас(красных) за привычка такая вечно говорить от лица всего народа, всей армии? Если бы большевики выражали волю всего народа то они не проиграли бы выборы, не было бы гражданской войны. Если кто то мне скажет что эсеры выражали волю народа то я больше поверю. По ленину. Ленин в 1914 призвал превратить империалистическую войну в гражданскую. Но в 1917 он прямо пошел против интересов Отечества! Это вытекает из всего. Из требований заключить похабный мир, призыв брататься с немцами, готовность отдать врагу земли, золото, рудники... Уголовное дело за измену Родине не с потолка упало.
                      4. 0
                        26 июля 2022 14:21
                        Цитата: Rostok
                        Да чтож у вас(красных) за привычка такая вечно говорить от лица всего народа, всей армии?

                        То ж. что и у вас. Только у нас с бОльшим основанием.
                        Цитата: Rostok
                        Если бы большевики выражали волю всего народа то они не проиграли бы выборы, не было бы гражданской войны.

                        Поэтому они и не проиграли выборы и выиграли гражданскую войну.
                        А если бы большевики не выражали волю так или иначе всего народа, они бы проиграли в конечном результате. Как это произошло с эсерами, численно превосходящими большевиков в разы. Не говоря уже о других бело-серо-зелено- голубых.
                        Цитата: Rostok
                        Ленин в 1914 призвал превратить империалистическую войну в гражданскую.

                        И даже до 1914 г.
                        Цитата: Rostok
                        Но в 1917 он прямо пошел против интересов Отечества!

                        Отечество явно посчитало иначе.
                        Цитата: Rostok
                        головное дело за измену Родине не с потолка упало.

                        Естественно. Его сфабриковали враги народа. Русского.
                      5. -1
                        28 июля 2022 12:31
                        Сфабриковали? Видимо очень умело фабриковали если потребовался вооруженный налет на здание где хранились материалы дела с целью их кражи и уничтожения а самого следователя по большевистской традиции расстреляли. Отечество ответило вооруженным сопротивлением планам большевиков. И до 1914, все верно. Антигосударственной, предательской деятельностью ленин занимался как минимум с 1905 года. Большевики не выражали воли большинства. Это видно хотя бы из результатов голосования в учредительное собрание.
                      6. -1
                        28 июля 2022 16:19
                        Цитата: Rostok
                        Сфабриковали?

                        Да, сфабриковали. За отсутствием доказательств. Также как спустя 75 лет пытались устроить суд над КПСС по топорно сфабрикованным обвинениям. Результат в обоих случаях был закономерным.
                        Цитата: Rostok
                        Антигосударственной, предательской деятельностью ленин занимался как минимум с 1905 года.

                        Точнее: 1)не антигосударственной и не предательской, а антиправительственной,т.е. пронародной и 2) не 1905, а с начала 1890-х.
                        Цитата: Rostok
                        Большевики не выражали воли большинства. Это видно хотя бы из результатов голосования в учредительное собрание.

                        Из результатов голосования в учредительное собрание видно, что волю большинства народа не выражала ни одна политическая партия. Но оттуда же видно, что волю абсолютного большинства народа выражали социалистические партии, главным образом эсеры и большевики.
                      7. 0
                        28 июля 2022 17:02
                        Но выборы то выйграли эсеры! А следовательно большевики захватили власть незаконно.
                      8. -1
                        28 июля 2022 18:04
                        Цитата: Rostok
                        Но выборы то выйграли эсеры!

                        И большевики тоже.
                      9. 0
                        28 июля 2022 18:07
                        Они их не выйграли а заняли второе место и большинства не имели. Именно поэтому и разогнали учредиловку. Ну сами то подумайте головой! Зачем разгонять законодательный орган если у вас там большинство, вы можете этим большинством принимать решения.
                      10. 0
                        28 июля 2022 18:42
                        Вы врете. Большинства не имели и те, кто занял первое место. "не выйграли а заняли второе место" можно было говорить, если бы в выборах участвовали всего две партии.
                        Цитата: Rostok
                        Именно поэтому и разогнали учредиловку

                        Нет. Вовсе не поэтому. Учтите матчасть. И - да, думайте головой.
                      11. 0
                        28 июля 2022 18:51
                        Матчасть не знаете вы. Одни придирки и отписки именно у вас. В выборах в Учредительное собрание, проходивших с 12 (25) по 14 (27) ноября 1917 г., по данным 67 округов приняли участие 44 млн. 433 тыс. 309 человек. За большевиков было отдано около 25% голосов, за мелкобуржуазные партии эсеров, меньшевиков и т. д. около 62%, за кадетов около 13%. В. И. Ленин указывал, что данный состав Учредительного собрания отражает старое соотношение классовых сил в стране, сложившееся накануне Октябрьской революции и коренным образом изменившееся ко времени созыва Учредительного собрания. В свою очередь учредительное собрание отказалось признать большевиков как единоличный орган власти. Вот и причина. Большевики просто узурпировали власть.
                      12. 0
                        29 июля 2022 10:30
                        Дело лишь в том, мелкобуржуазная партия эсеров была на тот момент самой "социалистической", более даже, чем большевики. Поэтому были очень популярны у крестьян. Вдобавок эсеры превосходили других численно.
                        Сравните разрыв между эсерами и большевиками и между большевиками и меньшевиками. Или кадетами, набравшими 4,5 %. А не 13.
                        Отсюда и вывод, кто выиграл, а кто проиграл. Учите матчасть!
                      13. 0
                        29 июля 2022 17:09
                        Да сколько угодно можете утверждать что большевики не проиграли но это не изменит факт того что они вынуждены были разогнать учредиловку а эсеры начать вооруженную борьбу против узурпировавших власть большевиков. Именно незаконные действия ленинской банды вызвали гражданскую войну.
                      14. 0
                        30 июля 2022 08:56
                        Цитата: Rostok
                        изменит факт того что они вынуждены были разогнать учредидиловку

                        Не изменит. Так же не изменит и того, что эти два факта - как мухи и котлеты.
                        Цитата: Rostok
                        эсеры начать вооруженную борьбу против узурпировавших власть большевиков.

                        Т.е.развязать гражданскую войну. Вместо совместного сотрудничества.
                      15. 0
                        30 июля 2022 09:45
                        Эсеры потребовали от большевиков не заключать позорного мира с немцами. После того как ленин все таки это сделал то даже эсеры не смогли перенести такое унижение.
                      16. 0
                        30 июля 2022 13:56
                        Еще бы! Большевики-то заботились о стране и народе, а эсеры - чтобы "марку держать". Они, эсеры, из типа сторонников (не союзников) большевиков на почве Брестского мира стали их противниками, а кадровые военные: офицеры, генералы, наоборот из противников превращались в союзников большевиков.
                      17. -1
                        30 июля 2022 15:38
                        Это клиника. Нет правда... Большевики заботились о стране поэтому ленин хотел развязать в стране гражданскую а свердлов хотел перенести ее и в деревню чтоб и там людей разделить. Эсеры его в этом прямо обвинили! Заключить затем позорный мир это тоже забота о стране. fool
                      18. -1
                        31 июля 2022 11:26
                        Цитата: Rostok
                        Эсеры его в этом прямо обвинили!

                        Чья бы корова мычала!
                        Цитата: Rostok
                        Заключить затем позорный мир это тоже забота о стране

                        В той ситуации - да, именно так. Если бы Вы хоть немного знали историю тех событий, то понимали бы это.
                      19. 0
                        2 августа 2022 15:59
                        Нокс: "Накануне революции перспективы кампании 1917 г. были более радужными, чем в марте 1916 ...Русская пехота была усталой, но не так как двенадцать месяцев назад. Запасы оружия, боеприпасов и техники были больше, чем накануне мобилизации 1914 г. и намного больше, чем весной 1915 или 1916 гг. Ежедневно улучшалось командование. Дух армии был здоровым. Солдаты после зимней передышки забыли бы перенесённые испытания и наступали бы снова с тем же подъёмом, как и в 1916 г. Нет сомнений, что если бы ткань нации в тылу не порвалась, русская армия снискала бы себе новые лавры побед в кампании 1917 г. По всей вероятности, она оказала бы на противника нужное давление, чтобы сделать победу союзников возможной к концу года." (Цит. по С.Пушкарёв. Россия в XIX веке (1801-1914 гг.).
                        Ещё важнее взгляд изнутри Германии. На этот счёт вполне ясно высказался ген. Эрих Людендорф, человек достаточно компетентный: "Я отнюдь не являюсь сторонником бесполезных рассуждений, но я всё же должен дать себе отчёт в том, как сложилась бы обстановка, если бы русские в апреле или мае перешли в наступление и одержали хотя бы незначительные успехи. Мы оказались бы тогда, как и осенью 1916 г., втянутыми в чрезвычайно тяжёлую борьбу. Наличие боевых припасов у нас также значительно снизилось бы. Когда теперь я мысленно переношу русские июльские успехи на апрель или май, то с трудом представляю, как бы верховное командование вышло из создавшегося положения. В апреле и мае 1917 г., несмотря на одержанную победу на Эне и в Шампани, только русская революция спасла нас от гибели".
                      20. 0
                        3 августа 2022 15:35
                        Угу.
                        Цитата: Rostok
                        Ежедневно улучшалось командование
                        - каким образом? Умнело с утра до вечера?
                        Цитата: Rostok
                        Дух армии был здоровым
                        - наступившие через несколько недель события показали эту "здоровость" ярчайшим образом. Интересно только, почему при "здоровом духе" "ткань нации порвалась"? Тем более, что порвалась она, пожалуй, главным образом в армии.
                        Да и до этого:
                        "«Одна из «господствующих» точек зрения, а именно та, что война может затянуться и кончиться только к осени 18-го года, вызвала со стороны Ивана Владимировича решительный отпор. Он крепкими бытовыми мазками сочно рисовал все углубляющуюся разруху страны и армии и решительно утверждал, что еще два года войны вконец изотрут Россию. Из всех его слов, а больше по всему его настроению, я сразу понял, что фронт, за год моего отсутствия материально безусловно улучшенный, в своей духовной силе и спайке сильно пошатнулся…Пехоты у нас нет. Пополнение с каждым разом все хуже и хуже. Шестинедельной выпечки прапорщики никуда не годятся. Как офицеры, они безграмотны, как юнцы, у которых молоко на губах не обсохло, они не авторитетны для солдат. Они могут героически гибнуть, но они не могут разумно воевать...
                        Нечего удивляться, что при таких условиях даже у нас, у кадровых офицеров, начинают иной раз опускаться руки и подыматься мысли: не плюнуть ли на все и не податься ли куда-нибудь поглубже в тыл" (Ф.А.Степун).
                        "До сего времени приходится слышать от многих войсковых начальников, в том числе часто и от лиц, занимающих весьма высокое положение, что Россия и ныне представляет собою неиссякаемый источник людских пополнений и что с этой стороны мы можем себя чувствовать совершенно спокойно.
                        "Разумеется, наше положение в этом отношении и сейчас значительно лучше положения других воюющих держав, однако те средства, коими мы располагаем, далеко нельзя признать достаточными при условии продолжения войны хотя бы еще в течение года." (М.В.Алексеев)
                        И опять Степун 15.01.1917 г. : "«А война становится все ожесточеннее и все ужаснее. Удушливые газы, огнеметатели, горны, минные галереи, бесчисленные аэропланы — всего этого в 15-м году мы не знали, а теперь у нас прямо-таки французский фронт. Что же мы всему этому противопоставим? Техника и организация нам никогда не давались, и те некоторые усовершенствования, которых мы на третьем году войны с грехом пополам добились, решительно ничего не значат по сравнению с тем. что за это время сделали немцы. Каратаевский дух «серых героев» и беззаветную храбрость «суворовских орлов»? Но ведь это фраза — факты же говорят о другом.
                        У нас в бригаде недавно получен приказ стрелять по своим, если стрелки будут отступать без приказания. В N-ой дивизии ОПЯТЬ беспорядки и ОПЯТЬ расстрелы. Отношения между артиллерией и пехотой с каждым днем ухудшаются: недавно пехотинцы забросали ручными гранатами наш наблюдательный пункт, а разведчика 5-й батареи нашли мертвым в пехотных окопах со штыковой раной (немецкой атаки в это время не было). Сама же пехота сейчас никуда не годится; необученная, неспаянная и трусливая, она все меньше и меньше выдерживает натиск первоклассных немецких ударных батальонов. Как-никак, все это свидетельствует о такой степени падения пресловутого духа русской армии, при которой продолжение войны становится почти что невозможным…"
                        Не знаю, может быть, я не прав, но иной раз, внутренне созерцая Россию и всю накопившуюся в ней ложь, я решительно не представляю себе, как мы доведем войну не до победного, конечно, но хотя бы до не стыдного, приличного мира.
                        Да и кому ее вести?»
                        Про бунты с отказом идти в атаки и убийством офицеров, дезертирство в огромных количествах, братания с немцами в 1915-16 гг. лучше не вспоминать.
                      21. 0
                        4 августа 2022 19:32
                        Германия была истощена войной больше нас. Факт. Поэтому они и развернули программу агитации на восточном фронте ибо дать что либо фронту уже более ничего не могли. Ну и ленин как то "случайно" подвернулся им под руку. Агитация эта легла на благодатную почву в нашей армии которую и так разлагали социалисты всех мастей.
                      22. 0
                        5 августа 2022 11:17
                        Цитата: Rostok
                        Германия была истощена войной больше нас. Факт.
                        Франция и Англия тоже. Факт. Но благодатная почва оказалась в России.
                        Цитата: Rostok
                        Поэтому они и развернули программу агитации на восточном фронте

                        Так же, как и на западном и других. Но сработало это в России.
                        Цитата: Rostok
                        Ну и ленин как то "случайно" подвернулся им под руку.

                        А главное - как-то "случайно" пришелся "ко двору" в России. Хотя его партия была малочисленна и малоизвестна по сравнению с другими.
                      23. 0
                        5 августа 2022 12:49
                        Совершенно верно. Благодатная почва оказалась в России потому что наш народ еще не знал что такое власть комиссаров и красный террор. Потом опомнились но большевики были готовы на любые жертвы ради удержания власти.
                      24. 0
                        6 августа 2022 08:08
                        Цитата: Rostok
                        Благодатная почва оказалась в России потому что наш народ еще не знал что такое власть комиссаров и красный террор.

                        А в других странах, видимо, знали это? laughing
                        Цитата: Rostok
                        Потом опомнились

                        А потом ещё опомнились. Не один раз. Когда узнали что такое власть противников комиссаров и белый террор. В результате большевики удержали власть за счет самой большой поддержки внутри страны.
                      25. 0
                        6 августа 2022 14:35
                        Понятия белый террор у белых не было. Это понятие родом из Франции и там белый террор был ответом на террор революционный. А вот красный террор был официально. Что такое власть противников комиссаров писали сами же советские газеты. После освобождения Курска например писали что как только в город вошли белые то восстановилась свободная торговля, появились продукты питания.
                      26. 0
                        7 августа 2022 10:23
                        Цитата: Rostok
                        Понятия белый террор у белых не было

                        А действия были. Затмившие "официальный" красный террор.
                        Цитата: Rostok
                        Это понятие родом из Франции

                        Верно.
                        Цитата: Rostok
                        и там белый террор был ответом на террор революционный

                        Не совсем верно. Скорее - на саму революцию и её преобразования.
                        Цитата: Rostok
                        После освобождения Курска например писали что как только в город вошли белые то восстановилась свободная торговля, появились продукты питания.

                        А сами белые об этом писали: "При наступлении в Курской губернии мы заняли селение, в окрестностях которого было два поместья. Во время революции крестьяне воспользовались помещичьим лесом, и многие построили себе дома. Не успел наш полк отдохнуть, как на другой же день явились два помещика с отрядом жандармов и начали обыскивать крестьян. Один из них нашел у крестьянина свои галоши и велел его выпороть. Дома, построенные из помещичьего леса, приказали сломать. Крестьяне толпами приходили жаловаться к нашим командирам, но помещики показывали какие-то бумаги, и наши не знали, как себя вести. Более решительные прекращали безобразия на свой страх и риск, другие на все смотрели сквозь пальцы.
                        Через две недели эти крестьяне партизанили у нас в тылу". (Трушнович).
                      27. 0
                        8 августа 2022 11:59
                        У вас опять логика не работает. Так называемый белый террор просто по определению не может превзойти по размаху красный. Во-первых, белый террор никогда не объявлялся, были лишь преследования отдельных лиц в лице комиссаров и сочувствующих советам. Во-вторых, красный террор боролся не с отдельными лицами а с целыми классами людей - казаками, офицерами, дворянством, кулаками. Следовательно он просто исходя из этого охватывает куда больший круг людей. Теперь почему никакого белого террора не существовало и не объявлялось. Представьте себя на месте Колчака. Вам докладывают что в такой то уезд заявились агитаторы, произошло восстание крестьян, убиты сотрудники местной администрации и чины полиции. Ваши действия?
                      28. 0
                        8 августа 2022 15:31
                        Работает ли у меня логика - как знать, но я в своих утверждениях руководствуюсь фактами и свидетельствами современников, а Вы - просто сочиняете нечто за вне реальности. Например: "
                        Цитата: Rostok
                        белый террор просто по определению не может превзойти по размаху красный
                        , тогда как он просто ОБРЕЧЕН был превзойти красный. Многократно. И, как известно, превзошел его.
                        Цитата: Rostok
                        Во-первых, белый террор никогда не объявлялся
                        - в том смысле, что в белых газетах не печатали слова: "Мы объявляем белый террор"? Небольшое утешение! Зато белые генералы прямо говорили о целесообразности "залить кровью три четверти России". У Вас очередное враньё.
                        Цитата: Rostok
                        были лишь преследования отдельных лиц в лице комиссаров и сочувствующих советам

                        И этих "отдельных лиц" оказалось, по сути, вся страна.

                        Цитата: Rostok
                        расный террор боролся не с отдельными лицами а с целыми классами людей - казаками, офицерами, дворянством, кулаками

                        Старая сказка нового времени. С таким же успехом можно сказать, что белые боролись с крестьянами, которые "за малым исключением были большевиками" и рабочими, которые в этом отношении еще хуже...Исходя из численности этих сословий уже по этому белые террор страшно превосходил красный. Иное было невозможно.
                        Цитата: Rostok
                        Представьте себя на месте Колчака. Вам докладывают что в такой то уезд заявились агитаторы, произошло восстание крестьян, убиты сотрудники местной администрации и чины полиции. Ваши действия?

                        Я не могу себя представить на месте Колчака. Но если попытаться...Я бы объявил, не дожидаясь УС, о передаче земли крестьянам, что власть принадлежит Советам, упразднил бы сословия, отделил церковь от государства и от школы. В конкретном уезде предал суду убийц, а для работы с остальными направил бы агитаторов. Своих. А как бы поступили Вы? laughing И главное: как в таких случаях поступали колчаковцы, и как это влияло на его авторитет и положение? winked
                      29. Комментарий был удален.
                      30. 0
                        8 августа 2022 18:29
                        Да, Вы лжёте. Во-первых: историки пишут очень по разному, в зависимости от информированности, а главное - от ангажированности. Настоящих чисел не знает никто, во-первых из-за отсутствия полноценных данных, во-вторых из-за частой невозможности определить "цвет" террора. Но по рассказам современников - белый террор был однозначно страшнее красного. В немалой степени потому, что белые видели - народ против них. Во-вторых: я не поддерживаю
                        Цитата: Rostok
                        идеи Колчака и Деникина о том что УС нужно было провести
                        . Просто потому, что эта идея практически бессмысленна.

                        Цитата: Rostok
                        Если бы вы были Колчаком то передали бы власть советам... гениально!

                        Да, гениально.
                        Но вы не ответили, как бы поступили Вы на месте Колчака?
                      31. 0
                        20 апреля 2023 15:47
                        Если говорить о том, что большевики только завершили Учредительное собрание словам матроса Железняка, что привело к мирному окончанию и шествию по домам, то адмирал Колчак поступил более радикально: захватил власть, а самих членов Учредительного Собрания сначала отправил в тюрьму, а потом расстрелял. Но при этом говорят - большевики звери, тогда как о белых и их предводителях - белые и пушистые. Думаешь, большевикам тоже надо было отправить в тюрьму, а потом расстрелять? Если бы так поступили, то к ним отношение изменилось?
                      32. 0
                        28 июля 2022 17:04
                        20 томов уголовного дела вы считаете отсутствием доказательств?! Да в СССР просто за подозрение или ложный донос отправляли к стенке. Двойные стандарты у вас как обычно.
                      33. 0
                        28 июля 2022 18:06
                        Я уже пояснял: томов может быть и 220, но улик - ноль. Нередко так и бывает - из-за отсутствия доказательств притягивают за уши что попало. Плодя этим тома.
                      34. 0
                        29 июля 2022 10:23
                        Когда идет война России и Германии, сам факт того что человек начинает агитировать в пользу мира с врагом на неприемлимых для России условиях, брататься с вражескими солдатами уже заслуживает уголовного дела. Большевики за такое расстреляли бы вообще без суда. Но вам неудобно признавать это.
                      35. 0
                        29 июля 2022 10:47
                        Цитата: Rostok
                        сам факт того что человек начинает агитировать в пользу мира с врагом на неприемлимых для России условиях, брататься с вражескими солдатами уже заслуживает уголовного дела.

                        Только когда такого человека именно за такую агитацию поддерживает по сути вся армия, да пожалуй, и страна, то...
                      36. 0
                        29 июля 2022 17:01
                        Ну вот опять пошли обобщения. Не поддерживала его вся армия иначе белого движения не было бы. А вот кто еще поддерживал большевиков можно увидеть отсюда - ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА о Марии Вруцевич.

                        ВРУЦЕВИЧ МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - юнкер-доброволец, шофер броневика. В годы Первой мировой войны состояла во Всероссийском земском союзе городов. Родилась в городе Вильно в 1895 году. (День и месяц рождения неизвестны.) Православная. Приняла участие в боях в Москве в октябре-ноябре 1917 г. на стороне юнкеров. Водитель броневика. Участвовала 5-го ноября 1917 г. в занятии юнкерами Кремля. Была убита осколком гранаты, попавшей в смотровую щель бронеавтомобиля, брошенной одним из красногвардейцев. По одной из версий гранату бросил бывший германский военнопленный Вейнтель Гуго, выпущенный большевиками вместе с другими германцами из лагеря для военнопленных на Ходынском поле. Мария Вруцевич была погребена 9-го ноября 1917 г. на Братском кладбище героев Первой мировой войны, на участке "Общественных деятелей", в 2-х метрах от могилы Сергея Шлихтера.
                      37. 0
                        30 июля 2022 08:46
                        Цитата: Rostok
                        Ну вот опять пошли обобщения. Не поддерживала его вся армия иначе белого движения не было бы

                        Я сказал:по сути вся армия и это действительно так. Иначе он бы не взял бы власть и не выиграл войну. Это ведь Вы утверждали, что белые избегали к себе брать фронтовиков.
                        И если Ленин заслуживает уголовного дела за агитацию, чего заслуживали те белые, которые союзничали с немцами? Без которых "большевиков не одолеть"? Это - о том кто кого поддерживал.
                      38. 0
                        30 июля 2022 09:49
                        Часть белых поддержала немцев, другая часть не поддержала. Это было личное дело каждого. Во всяком случае судить Краснова и Шкуро как предателей не стоило т.к они никогда гражданами СССР не были и присяги не давали.
                      39. 0
                        30 июля 2022 14:01
                        Цитата: Rostok
                        они никогда гражданами СССР не были и присяги не давали.

                        А гражданами России - были. Так чего заслужили они в этом качестве по законам империи?
                      40. 0
                        30 июля 2022 15:30
                        По законам Российской Империи они никого не предавали ибо эту самую империю и пытались спасти. Ленин же свою страну предал что и подтверждают его высказывания о желании скорейшего поражения царского правительства а значит и всей страны в целом! Уголовное дело на ленина было абсолютно справедливо.
                      41. 0
                        31 июля 2022 11:11
                        Ага, союз со страной, воюющей с Россией против своего народа и предложение вычленить из России кусок территории - "никого не предавали и пытались спасти"? Вы еще будете мне говорить о лицемерии и двойных стандартах? negative
              2. +1
                21 июля 2022 19:12
                Было, факт. Так, согласно данным президентской библиотеки, в голосовании по 67 округам приняло участие 44.433.309 человек, где от 39.5% до 45.5% мест получали эсеры; от 22.5% до 25% большевики; от 1.8% до 3.2% меньшевики; от 4.5% до 5.6% кадеты; от 13% до 17% правые силы.

                По данным Н.В. Святицкого и В.И. Ленина, известны результаты для 54 из 74 округов (хотя это не сходится с официальными данными о количестве округов), в которых приняло участие 36.262.580 (по данным Ленина — 36.257.960) человек, где «силы пролетариата» получили 25% мест, «мелкобуржуазия» — 62% и «помещичьи-буржуазные силы» — 13%.

                По данным Л.Г. Протасова было избрано 347 эсера, 180 большевиков, 81 украинских эсера, 16 меньшевиков, 15 кадетов, 11 украинских социал-демократа, 4 народных социалиста, 62 мусульманина, 18 нацсоцов, 16 казаков, 16 от национальных списков и 1 от церкви. При этом отмечается, что общее число эсеров составляет около 450 депутатов.
                1. 0
                  22 июля 2022 10:11
                  То есть абсолютного большинства не набрал никто, четверть голосов и второе место, притом, что разрыв между вторым и третьим гораздо больше, чем между вторым и первым - это, по вашему, "проиграли"? Тогда эти выборы никто не выиграл! Не было факта. Лжете.
                  1. -1
                    22 июля 2022 17:32
                    Это вы лжете. Выборы были и большевики проиграли эсерам. Это один из факторов побудивших их к силовому захвату власти а это в свою очередь послужило началом гражданской войны.
                    1. 0
                      24 июля 2022 12:38
                      А большевики только с эсерами боролись на выборах? На этих выборах вообще свыше 80% голосов было отдано за социалистические партии. О каком-либо проигрыше большевиков говорить не приходится в принципе. Вы лжете.
                      1. -1
                        24 июля 2022 19:35
                        Нет у вас и правда причинно-следственные связи нарушены. Зачем свергать власть если вы победили в выборах?! А победить большевики ну очень хотели - Во время выборов, большевики нарушали законодательство о выборах. Ярким примером является В.И. Ленин, который был внесён в списки кандидатов в Учредительное собрание от ЦК РСДРП(б) по пяти округам: Петроград – столичный, Петроградская губерния, Уфа, Балтийский флот и Северный фронт. Помимо этого, его кандидатура также была протолкнута на выборы в Учредительное собрание г. Москва, что нарушало акт закона, позволяющего избрание максимум в пять округов одновременно. Также ряду членам царского правительства было запрещено голосовать, как например министру юстиции Ивану Щегловитову, что также являлось нарушением законодательства о выборах.

                        Также, согласно закону о выборах, в каждом округе выдвигались собственные кандидатские списки, то есть выборы были автономными и являлись отдельными голосованиями. Каждый депутат имел право подать себя в пяти округах, и если тот проходил в двух и более округах, обязан был оставить себе только один мандат, оставив остальные другим членам. На деле же эта система не соблюдалась, из-за чего в день открытия УС, у его секретаря — Марка Вишняка попросту не было списка депутатов, а в ЦИК была полная неразбериха.

                        За время выборов, большевистские силы осуществляли давление на избирателей, либо в форме юридического ограничения прав (декрет о печати, де-факто вводивший цензуру), либо в форме прямого правительственного давления, когда началось массовое закрытие газет и арест их распространителей, а также уничтожение оппозиционных типографий.

                        Не редки были случаи давления на избирателей, которым попросту не выдавали списки партий, в частности большевиков, предлагая проголосовать за саму партию, либо вовсе за какую-то определённую. Иногда пробегалось к использованию солдат для угроз, с требованием, чтобы избиратели отдали голос за большевиков. Но когда и это не помогло то ленин и ко решились на открытое, вооруженное восстание.
                      2. 0
                        25 июля 2022 16:44
                        Цитата: Rostok
                        Нет у вас и правда причинно-следственные связи нарушены. Зачем свергать власть если вы победили в выборах?!

                        Нет, у вас чем дальше в лес... Когда произошел захват власти и когда - выборы в УС? Учите матчасть. fool
                      3. -1
                        25 июля 2022 18:17
                        Это были первые выборы по новой системе и голосование проходило таким образом что на Кубани проголосовали только в феврале 1918... к тому моменту когда большевики уже разогнали само учредительное собрание т.к получить власть через него законным путем они не смогли. А уже 5 января 1918 года большевики расстреляли мирное шествие рабочих в защиту учредительного собрания где погибло по разным данным до 100 человек.
                      4. 0
                        26 июля 2022 15:16
                        Еще раз: когда произошел захват власти и когда - выборы в УС? Не виляйте так трусливо!
                      5. -1
                        28 июля 2022 11:17
                        Это лучше вы себе ответьте на вопрос зачем большевики разогнали учредиловку если она была уже после их захвата власти? Зачем? Может потому что это был орган демократической власти построенный на свободных выборах где большевики даже с учетом нарушений не смогли одержать победы?
                      6. -1
                        24 июля 2022 19:45
                        Совпадение? 2 (15) марта 1917 года Петроградский Совет позволил самопровозглашённому Временному комитету Государственной думы сформировать кабинет, в котором ни одного сторонника вывода России из войны не оказалось; даже единственному в правительстве социалисту А. Ф. Керенскому революция нужна была для победы в войне. 6 (19) марта Временное правительство опубликовало воззвание, которое, по словам Милюкова, «первой своей задачей ставило „доведение войны до победного конца“ и заявляло при этом, что оно „будет свято хранить связывающие нас с другими державами союзы и неуклонно исполнит заключённые с союзниками соглашения“».

                        В ответ Петроградский Совет 10 (23) марта принял манифест «К народам всего мира»: «В сознании своей революционной силы российская демократия заявляет, что она будет всеми мерами противодействовать империалистской политике своих господствующих классов и она призывает народы Европы к совместным решительным выступлениям в пользу мира».
                      7. 0
                        25 июля 2022 16:46
                        Цитата: Rostok
                        даже единственному в правительстве социалисту А. Ф. Керенскому

                        Действительно, кто б мог подумать? А если чест...серьёзно?
        2. 0
          29 июля 2022 17:55
          Цитата: Rostok
          Большевики не выражали воли всего народа.
          Скажи они правду народу, что сейчас отдадим немцам часть империи, тут классовое сопротивление подавим, ограбим зажиточных, богатых, музеи и церкви, продадим европейским капиталистам все ценности в обмен на ружья и пушки, потом всех в Европу погоним мировой пожар разжигать, и только потом выжившие в этой бойне заживут сказочно...
          мир народам, фабрики рабочим, земля крестьянам, вся власть советам
          Не знаю, чаще бы их в народе били по лицу, не дослушав предложения, или уже после слов "каждому - по потребностям".
    3. 0
      22 августа 2022 23:43
      эту ложь столько раз здесь рассматривали, что повторять ее может только провокатор, ну или лицо с медицинским диагнозом
  4. +2
    20 июля 2022 12:50
    Очередная ура-самсоновщина...
  5. +1
    20 июля 2022 18:41
    Цитата: север 2
    только признавая ,что некая шайка назвавшая........
    Потому что этот так называемый братский народ на окраине не взял вилы и не поднял на них ни ту , тогда, Раду , ни эту, сегодняшнею Раду. Наоборот он даже сам выбрал ..

    А Ельцин с Чубайсом конечно не шайка. Украина стала суверенной именно с подачи русского народного любимца Бориса Николаевича..... Наверное поэтому Ельцин был Президентом РФ до 1999
    Как украинцы выбирали, так и русские. Народы братские - это точно ! Один другого стОит. Поэтому и дерутся регулярно на радость соседям....
  6. 0
    20 июля 2022 19:13
    Насколько я понимаю,В.М.Примаков был настоящим ,создателем и организатором создания 1-ой Конной Армии? wink hi
    1. +2
      20 июля 2022 19:26
      Нет. Первая Конная сформирована решениями РВС и приказом Южного фронта 17 и 19 ноября 1919-го. А тут речь о Червонном казачестве.
  7. +1
    20 июля 2022 21:36
    Да. Ничего не меняется, с той лишь разницей, что в 1991 сам Центр всё разрушил