Military Review

Experimental fighter OKB Antonova M ("Masha")

5
Experimental fighter OKB Antonova M ("Masha")The names of the Soviet aircraft designers - developers of WWII fighters since the time of the war are widely known. However, in their glorious galaxy, unfortunately, they do not include O.K. Antonov, who during the war was the deputy Yakovlev and made a significant contribution to the improvement of the Yak fighter. Since then, a special attitude to fighters, a deep understanding of the development dialectic of this type of aircraft have become an important feature of the creative portrait of Antonov.

This is probably why, when in the spring of 1947, the main design work on the An-2 was completed, and all engineers of the experienced design bureau could remain without business, OK Antonov decided to create a fighter. The Design Bureau, on its own initiative, developed a project for an easy interceptor, which was distinguished by moderate conservatism and absorbed the richest experience of the designer of times of war. The overall layout of the car repeated the German Heinkel He 162 Salamander. Apparently, Antonov was impressed by the elegance and rationality with which this aircraft was created.

Oleg Konstantinovich, thirty years later, recalled this work as follows: “Then there were no good jet engines. There was a captured "Yumo" (the German Jumo 004 engine, mass-produced in the USSR under the designation RD-10), developing a relatively small thrust (total 840 kgf). In this regard, to reduce the loss of thrust, we have developed a project with an upper engine placement. ” Among the features of the new fighter: high firepower, as well as uncommon for domestic structures, the convenience of the pilot (for example, the entrance doors were made according to the type of "Air Cobra"). This development, of course, did not look as avant-garde as, for example, the MiG-15, but, like the German counterpart, fully responded to its purpose — air defense of ground troops deployed at the front line. The direct wing in these conditions provided the best take-off and landing characteristics, the form of the fuselage did not allow to suck in the ground intake, small objects from the surface of the runway, and placing the engine in the nacelle minimized the length of the air channels and, consequently, the loss of thrust.

Probably, the OKB-153 initiative in Moscow did not go unnoticed, and already on 16 on April 1947, the NCAP issued the following order:

"The chief designer of the OKB-153 comrade Antonov,
Director of the plant №153 comrade Lisitsyn

design and build:
1. near night reconnaissance (spotter) with an ASH-62IR engine;
2. agricultural aircraft with motor ASH-21;
3. experimental fighter "flying wing" equipped with two TRD RD-10 ... "

The requirement to develop a new fighter "flying wing" is explained by a peculiar fashion at that time for unusual aerodynamic configurations of combat aircraft.

Being under the significant influence of the German fighter-bombers manufactured by the type of flying wing of the companies Gotha and Horten (though they did not have time to enter the troops), as well as tailless Messershmitt Me-163 Komet (used in 1944-1945 years against the "fortresses" of the allies), the Americans with the participation of interned German designers in the late 1940-ies. launched an extensive program for the development of aircraft for various purposes with the implementation of innovative schemes. So, for example, several original fighters were designed at the same time: Vought F7U Cutlass - tailless with swept wing (first flight 29 of September 1948), Convair XF-92 - tailless XXUMX (September 18 of 1948) and Douglas FXNXXXX to the flying wing (4 January 23g.). By that time, an experimental tailless jet De Heviland DH-1951 had already been created in England (the first flight of 108 in May of 15). In addition, if we recall that the most modern bombers of the time - the American Nortrop YB-1946 (October 49 21) and the English Avro 1947 Vulkan (August 698 30) - were almost a “clean” flying wing, then the USSR’s desire to keep up from potential opponents it becomes clear.

The task of creating such a fighter in the Soviet Union was extremely difficult. The main German developments and leading experts on the "flying wing" aircraft were in the US occupation zone. Despite this, Antonov’s specialists bravely set to work that was carried out during 1947-1948. The preliminary layout and general view of the aircraft, which received the cipher "M" ("Masha"), were probably developed personally by Oleg Konstantinovich Antonov. The leading designers on this topic were appointed A. Batumov. and Dominikovsky V.A., leading in construction - Yegorychev I.I.

The preliminary appearance of the fighter "M" strikes with the grace of external forms and surprises with its closeness to the concepts of the fighters of the present time. For “Masha”, as well as for Su-27, an integral arrangement is characteristic, which provides for minimal aerodynamic drag at maximum internal volumes. The “M” project, like the F-16XL, YF-22 and YF-23 fighters, has a low load on the planned projection area, which guarantees high maneuverability during air combat, excellent takeoff and landing characteristics and a significant practical ceiling. Finally, in the “Masha” project, two engines, mandatory for any fighter created recently, were located close enough to the axis of symmetry so that if one of them fails, there are no significant turning points, but they are sufficiently far apart from each other to provide the necessary combat survivability and reduced total thrust losses (this was the case on the F-111 and MiG-25). The nose section of the fuselage, judging by the layout, allowed for the deployment in the future of a sufficiently powerful radar station, which would transform the aircraft into an all-weather interceptor. Given the above advantages, we can assume that when adopting the fighter "M", it was expected to have an interesting and long flight life.





However, the project in this form did not last long. Above came the team to reorient on the use of a new powerful engine with a RD-45 centrifugal compressor with 2270 thrust, yesN (license version of Rolls-Royce RB.41 Nene made in England, later renamed BK-1, thrust increased to 2700 daN). Under this engine, interceptors have already been created in the P.O. Sukhoi, S.A. Lavochkina and A.I. Mikoyan.

The engine of such large dimensions could be installed only in the fuselage, so the latter was slightly increased. The overall aerodynamic layout of this version of the "M" would be more correctly considered tailless. At the same time, aerodynamic surfaces with a reverse sweep on the wing tips, provided for in the first version, were replaced with ordinary elevons, and the area and wing span were increased accordingly. The reason, most likely, was the low critical speed of the flutter of these surfaces of large elongation. Due to the increased air flow through the engine, the side air intakes were finalized. Also considered a variant with a front air intake. The project has not changed for the rest.

The aerodynamic model "Masha" was blown through at the Central Aero-Hydrodynamic Institute. The most important task of the test was to check the controllability and stability of the unusual aircraft. As the planned program was carried out to Novosibirsk from Moscow, encrypted messages were sent: “Masha walks well”. In addition, in winter 1948, in the Experimental Design Bureau Zakharov Yu.V. and Trunchenkov N.S. built a flying glider model "Masha" in scale 1: 10. The model was launched into the air with the help of a rail. The model flew quite satisfactorily. But it was impossible to verify the dynamic characteristics of the experimental M-plane on all fighter-specific flight modes. Therefore, in the Antonov Design Bureau began the construction of a full-scale flying glider-layout of the fighter, which received the designation E-153.

The main construction material of the E-153 was wood. The device had a distinctive feature: the E-153 not only repeated the contours of the experimental fighter, but was structurally similar, that is, it performed the functions of a wooden model, on which the aircraft’s three-dimensional layout was tested, equipment and systems were linked. The E-153 was equipped with a chassis carriage dropped after take-off after the towing vehicle, instrumentation necessary for the planned flight, and a landing ski made integral with the fuselage. Test pilot appointed Gallay M.L.

However, in July 1948 of the year, literally on the eve of the start of the flight, one of the turns characteristic of the planned economy occurred: all work on the experimental fighter "M" was stopped by order of the NKAP. Perhaps the presence of La-15, MiG-15 and Yak-23 was considered sufficient to provide the necessary defense capability of the country. At the same time, the An-2 test was coming to an end, which had to be urgently introduced into mass production.

Antonov returned to the extermination theme in almost 5 years, during one of the difficult periods for the company, when there was no job and financing. At the end of 1952, almost all the modifications of An-2 were already created, and the company, just relocated to Kiev from Novosibirsk, took on any work, including the alteration of foreign vehicles (for example, raising the practical ceiling of the military transport Li-2).

The project of the fighter-interceptor, equipped with the engine AL-7F, was laid wing diamond shape. This wing was developed by TsAGI for supersonic aircraft. It is possible that the use of just such a wing was close to the hearts of the leaders of the main scientific aviation center of the country, which made it possible in January 1953 to obtain a positive conclusion from TsAGI with a recommendation for further development.

Within the framework of this topic, the OKB, together with TsAGI, carried out work to determine the shape of the interceptor. For example, when searching for the optimal parameters of a diamond-shaped wing, at least three options were investigated in the wind tunnel of the institute.

And again, a promising project was influenced by rock: this machine was not included in the pilot construction plan for the 1953 year, and next year the design bureau was loaded with the design of the An-8 aircraft. For the next 40 years, passenger and transport aircraft, and their modifications — more than 100 types — were the main focus of the company's work. The experience of developing fighters at the time was forgotten ...

Flight technical characteristics of the experimental fighter M ("Masha"):
Wingspan - 9,30 m;
Length - 10,64 m;
Height - n / d;
Wing area - n / d;
Weight:
empty aircraft - n / a;
takeoff - n / d;
Engine type - RD-45 turbojet;
Crew - 1 man.
5 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. alex86
    alex86 15 October 2012 08: 12
    +2
    "When adopted, a long and interesting life would have awaited" - it would not have been adopted under any circumstances - fashionable, but unusual, and the flying wing, EMNIP, is unstable at high angles of attack - i.e. normal for a bomber, but doubtful for a fighter. But the car is extremely interesting ...
    1. Old skeptic
      Old skeptic 15 October 2012 22: 47
      0
      This is not a flying wing, but a tailless version (there is a difference). The French are very fond of this arrangement (Mirages, Rafal, etc.)

      And the first option, even by modern standards, looks interesting: the reverse sweep of the endings,
      advanced mechanization of the leading edge of the wing,
      the integrated circuit is very interesting ...

      Let's try to fantasize:
      Give the keel tilt
      Air intakes just below + S-shaped air duct
      All-turning consoles
      Fairing and cabin ala stealth.

      Than not T-50
  2. atos_kin
    atos_kin 15 October 2012 12: 08
    +2
    Thanks to the author for the page of life of the outstanding aircraft designer OK, unknown to a wide circle of aviation enthusiasts Antonova.
  3. lelikas
    lelikas 15 October 2012 13: 42
    +2
    I didn’t hear anything about him, but the idea was cool, especially the first sketch - here those T-50s and Berkut are in one bottle.
  4. Civil
    Civil 15 October 2012 15: 51
    0
    interesting project ... and now what thread besides t-50 is being developed? or the engineers' time has passed

Экспериментальный истребитель ОКБ Антонова М ("Маша")

Экспериментальный истребитель ОКБ Антонова М ("Маша")Имена советских авиаконструкторов – разработчиков истребителей времен ВОВ широко известны. Однако в их славную плеяду, к сожалению, не включают О.К. Антонова, который во время войны являлся заместителем Яковлева и сделал значительный вклад при совершенствовании истребителей «Як». С того времени особенное отношение к истребителям, глубокое понимание диалектики развития данного типа самолетов стали важной чертой творческого портрета Антонова.

Вероятно поэтому, когда весной 1947 года основные проектно-конструкторские работы по Ан-2 завершились, и все инженеры опытного конструкторского бюро могли остаться без дела, О.К. Антонов принял решение заняться созданием истребителя. В ОКБ в инициативном порядке разработали проект легкого перехватчика, который отличался умеренным консерватизмом и вобрал в себя богатейший опыт конструктора времен войны. Общая компоновка машины повторяла немецкий Heinkel He 162 Salamander. Судя по всему, Антонову импонировали изящество и рациональность, с которыми создавался этот самолет.

Олег Константинович, спустя тридцать лет, вспоминал об этой работе так: «Тогда не существовало хороших реактивных двигателей. Имелся трофейный «Юмо» (немецкий двигатель Jumo 004, серийно выпускался в СССР под обозначением РД-10), развивающий сравнительно небольшую тягу (всего 840 кгс). В связи с этим, для уменьшения потерь тяги, мы разработали проект с верхним размещением двигателя». Среди особенностей нового истребителя: высокая огневая мощь, а также нехарактерные для отечественных конструкций удобства работы пилота (например, входные двери были выполнены по типу «Аэрокобры»). Эта разработка, конечно, не выглядела не столь авангардно, как, например, МиГ-15, но, как и немецкий аналог, полностью отвечала своему назначению – противовоздушная оборона наземных войск с размещением у линии фронта. Прямое крыло в этих условиях обеспечивало наилучшие взлетно-посадочные характеристики, форма фюзеляжа не позволяла засасывать в воздухозаборник грунта, небольших предметов с поверхности взлетно-посадочной полосы, а размещение двигателя в гондоле минимизировало длину воздушных каналов а, следовательно, потерь тяги.


Вероятно, инициатива ОКБ-153 в Москве не осталась незамеченной, и уже 16 апреля 1947 года НКАП выдал следующий приказ:

«Главному конструктору ОКБ-153 товарищу Антонову,
Директору завода №153 товарищу Лисицыну

спроектировать и построить:
1. ближний ночной разведчик (корректировщик) с двигателем АШ-62ИР;
2. сельскохозяйственный самолет с мотором АШ-21;
3. экспериментальный истребитель «летающее крыло» оснащенный двумя ТРД РД-10...»

Требование разработать новый истребитель «летающее крыло» объясняется своеобразной модой в то время на необычные аэродинамические компоновки боевых самолетов.

Находясь под значительным влиянием немецких истребителей-бомбардировщиков изготовленных по типу летающее крыло компаний Gotha и Horten (правда, в войска поступить не успели), а также бесхвостовиков Messershmitt Me-163 Komet (применялись в 1944-1945 годах против «крепостей» союзников), американцы с участием интернированных немецких конструкторов в конце 1940-х гг. развернули обширную программу по разработке самолетов различного назначения с реализацией нетрадиционных схем. Так, например, одновременно проектировалось несколько оригинальных истребителей: Vought F7U Cutlass – бесхвостка со стреловидным крылом (первый полет 29 сентября 1948г.), Convair XF-92 - бесхвостка с треугольным крылом (18 сентября 1948г.) и Douglas F4D Skyray который приближался по схеме к летающему крылу (23 января 1951г.). К тому времени в Англии уже был создан экспериментальный бесхвостый реактивный De Heviland DH-108 (первый полет 15 мая 1946 г.). Кроме того если вспомнить, что самые современные бомбардировщики того времени – американский Nortrop YB-49 (21 октября 1947 г.) и английский Avro 698 Vulkan (30 августа 1952 г.) – являлись почти «чистым» летающим крылом, то желание СССР не отстать от вероятных противников становится понятным.

Задача создания в Советском Союзе такого истребителя была чрезвычайно сложной. Главные немецкие разработки и ведущие специалисты по самолетам типа «летающее крыло» оказались в зоне оккупации США. Несмотря на это специалисты Антонова смело взялись за работу, которая велась в течение 1947-1948 годов. Предварительные компоновка и общий вид самолета, который получил шифр «М» («Маша»), вероятно разрабатывались лично Олегом Константиновичем Антоновым. Ведущими конструкторами по данной теме были назначены Батумов А.А. и Доминиковский В.А., ведущим по постройке – Егорычев И.И.

Предварительный облик истребителя «М» поражает изяществом внешних форм и удивляет своей близостью концепциям истребителей настоящего времени. Для «Маши», как и для Су-27, характерна интегральная компоновка, которая обеспечивает при максимальных внутренних объемах минимальное аэродинамическое сопротивление. Проект «М», как и истребители F-16XL, YF-22 и YF-23, имеет низкую нагрузку на площадь плановой проекции, что гарантирует высокую маневренность во время воздушного боя, отличные взлетно-посадочные характеристики и значительный практический потолок. Наконец, в проекте «Маша» два двигателя, обязательные для любого истребителя созданного в последнее время, располагались к оси симметрии достаточно близко, чтобы при отказе одного из них не появлялись значительные разворачивающие моменты, но при этом достаточно удалены друг от друга, для обеспечения необходимой боевой живучести и снижения потерь суммарной тяги (это имело место на F-111 и МиГ-25). Носовой отсек фюзеляжа, судя по компоновке, допускал размещение в будущем достаточно мощной радиолокационной станции, что преобразовало бы самолет во всепогодный перехватчик. С учетом выше перечисленных достоинств, можно предположить, что при принятии на вооружение истребителя «М» его ожидала интересная и долгая летная жизнь.

Экспериментальный истребитель ОКБ Антонова М ("Маша")


Экспериментальный истребитель ОКБ Антонова М ("Маша")


Однако проект в таком виде просуществовал не долго. Сверху поступила команда переориентироваться на использование нового мощного двигателя с центробежным компрессором РД-45 имеющего тягу 2270 даН (лицензионный вариант Rolls-Royce RB.41 Nene производства Англии, позднее переименовали в ВК-1, тягу увеличили до 2700 даН). Под этот двигатель уже создавали перехватчики в ОКБ П.О. Сухого, С.А. Лавочкина и А.И. Микояна.

Двигатель таких больших габаритов можно было установить только в фюзеляже, поэтому последний был несколько увеличен. Общую аэродинамическую компоновку данного варианта «М» было бы правильнее считать бесхвосткой. Одновременно аэродинамические поверхности, имеющие обратную стреловидность на законцовках крыла, предусмотренные в первом варианте, были заменены обычными элевонами, а площадь и размах крыла соответственно увеличены. Причиной, вероятнее всего, стала низкая критическая скорость флаттера данных поверхностей большого удлинения. В связи с возросшим расходом воздуха через двигатель боковые воздухозаборники доработали. Также рассматривали вариант с лобовым воздухозаборником. Проект в остальном не изменился.

Аэродинамическую модель «Маши» продували в Центральном аэрогидродинамическом институте. Важнейшей задачей испытаний была проверка управляемости и устойчивости необычного самолета. По мере того как выполняли намеченную программу в Новосибирск из Москвы шли зашифрованные сообщения: «Маша ходит хорошо». Кроме того, зимой 1948 года в Опытном конструкторском бюро Захаров Ю.В. и Трунченков Н.С. построили летающий планер-модель «Маши» в масштабе 1:10. В воздух модель запускалась при помощи леера. Модель летала вполне удовлетворительно. Но проверить так динамические характеристики экспериментального самолета «М» на всех , характерных для истребителя, режимах полета было невозможно. Поэтому в ОКБ Антонова начали постройку полномасштабного летающего планера-макета истребителя, получившего обозначение Э-153.

Основным конструкционным материалом Э-153 являлось дерево. У аппарата имелась отличительная особенность: Э-153 не только повторял обводы экспериментального истребителя, но был подобен конструктивно, то есть выполнял функции деревянного макета, на котором производили отработку объемной компоновки самолета, увязку оборудования и систем. Э-153 оснащался сбрасываемой после взлета за буксировщиком тележкой шасси, приборным оборудованием, необходимым для планирующего полета, и посадочной лыжей выполненной заодно с фюзеляжем. Летчиком-испытателем назначили Галлай М.Л.

Однако, в июле 1948 года, буквально накануне начала полетов, произошел один из поворотов характерных для плановой экономики: все работы по экспериментальному истребителю «М» по приказу НКАП прекратили. Возможно, наличие Ла-15, МиГ-15 и Як-23 посчитали достаточным для обеспечения необходимой обороноспособности страны. В это же время подходили к концу испытания Ан-2, который нужно было срочно внедрять в серийное производство.

Антонов к истребительной тематике вернулся почти через 5 лет, во время одного из трудных периодов для фирмы, когда отсутствовала и работа и финансирование. В конце 1952 года почти все модификации Ан-2 были уже созданы, и компания, только что перебазировавшаяся в Киев из Новосибирска, бралась за любую работу, включая переделку чужих машин (к примеру, повышение практического потолка военно-транспортного Ли-2).

В основу проекта истребителя-перехватчика, оснащенного двигателем АЛ-7Ф, было положено крыло ромбовидной формы. Данное крыло было разработано ЦАГИ для сверхзвуковых самолетов. Возможно, использование именно такого крыла, было близким сердцам руководителей главного научного авиационного центра страны, что позволило уже в январе 1953 года получить положительное заключение ЦАГИ с рекомендацией к дальнейшей разработке.

ОКБ совместно с ЦАГИ в рамках данной темы провели работы по определению облика перехватчика. Например, при поиске оптимальных параметров ромбовидного крыла, минимум три варианта исследовалось в аэродинамической трубе института.

И вновь на многообещающий проект оказал влияние рок: эту машину в план опытного строительства на 1953 год включить не успели, а уже в следующем году КБ было загружено проектированием самолета Ан-8. В течение следующих 40 лет пассажирские и транспортные самолеты, а их модификации – более 100 типов – являлись главной темой работ фирмы. Опыт разработки истребителей на время оказался забыт...

Летно-технические характеристики экспериментального истребителя М ("Маша"):
Размах крыла – 9,30 м;
Длина – 10,64 м;
Высота – н/д;
Площадь крыла – н/д;
Масса:
пустого самолета – н/д;
взлетная – н/д;
Тип двигателя – турбореактивный двигатель РД-45;
Экипаж – 1 человек.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. alex86 15 октября 2012 08:12
    " При принятии на вооружение ожидала бы долгая и интересная жизнь" - на вооружение не приняли бы ни при каких условиях - модно, но необычно, и летающее крыло, ЕМНИП, неустойчиво на больших углах атаки - т.е. для бомбардировщика нормально, а для истребителя сомнительно. Но машина крайне интересная...
    1. СтарыйСкептик 15 октября 2012 22:47
      Это не летающее крыло, а вариант безхвостки (есть разница). Французы очень любят эту компоновку (Миражи, Рафаль и т.д.)

      А первый вариант даже по современным меркам смотрится интересно: обратная стреловидность законцовок,
      развитая механизация передней кромки крыла,
      интегральная схема - очень интересно...

      Попробуем дофантазировать:
      Даем наклон килям
      Воздухозборники чуть ниже + S-образный воздушный канал
      Цельноповоротные консоли
      Обтекатель и кабина аля стелс.

      Чем не Т-50
      СтарыйСкептик
  2. atos_kin 15 октября 2012 12:08
    Спасибо автору за неизвестную широкому кругу любителей авиации страницу жизни выдающегося авиаконструктора О.К. Антонова.
  3. леликас 15 октября 2012 13:42
    То-же ничего не слышал о нем , а идея была классная , особенно первый эскиз - тут те и т-50 и Беркут в одном флаконе.
  4. Гражданский 15 октября 2012 15:51
    интересный проект... а сейчас что нить кроме т-50 разрабатывается? или время инженеров прошло

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня