Бензин опять подорожает. Даже если рубль не упадёт
Наше дело – думать
Прогнозы, как известно, дело неблагодарное. Но без них никуда, и не потому, что если оправдается позитивный, можно заявлять – ну что я говорил, а если негативный – я же предупреждал.
А поскольку гадать с ценами бесполезно, приходится просто думать. Главное, чтобы было над чем, а сейчас с этим не всё в порядке – думать надо над слишком уж многим. И прежде всего о спецоперации и бескомпромиссной экономической войне.
Так вот, именно она, бескомпромиссная только до определённой черты, и постоянно путает прогнозистам все карты. Со спецоперацией всё проще – на неё уходит бензина и авиакеросина ровно столько, сколько могут проглотить грузовики и танки вместе с вертолётами и самолётами.
А спецоперация оказалась настолько специфической, что расход топлива на неё почти не влияет на потребительский рынок топлива. Ситуация несколько странная, но объяснимая, поскольку экспорт нефти сильно упал, а добыча, если и снизилась, то не так сильно.
НПЗ, российские и белорусские, снизили обороты в полном соответствии с сезоном – профилактику никто не отменял. Да, расход боеприпасов на СВО – просто колоссальный, пусть даже цифры никто озвучивать не торопится.
Но он чётко отрегулирован, и это помогает не сжигать всю солярку до последней капли. К тому же влияние военного фактора на розничную торговлю топливом всё ещё остаётся косвенным, своеобразной прокладкой служит оптовый рынок.
Долгое время никаких намёков на дефицит там не было, что и позволило недопустимо долго торговать в рознице с маржой от 2–3 до 7–8, а то и 10 рублей с литра.
Впрочем, позволила прежде всего ситуация, когда иное, действительно конкурентное, предложение отсутствовало. И что это, если не гигантский корпоративный сговор, который наши власти хладнокровно проигнорировали.
Впрочем, верха-то понять как раз несложно – кто же откажется от дополнительных доходов в казну, тем более что акцизы собирать едва ли проще всего остального. Но чем тогда заняты Счётная палата и наши забытые антимонопольщики?
Что там с оптом?
Ещё прошлая неделя стала первой с весны, когда фиксировался столь солидный рост оптовых, точнее – биржевых, цен. Прибавка к стоимости бензина по всем маркам достигала почти 10 %, и фактом стало возвращение к уровням середины марта, то есть вскоре после начала СВО.
Причины для роста сейчас несколько иные – это, прежде всего, плановое сокращение производства на перерабатывающих мощностях «Газпрома» – «Газпром нефтехим Салават» и Сургутском ЗСК.
Пока рост оптовых цен не сильно отражается на ситуации в рознице, поскольку бизнес АЗС держится на рекордно высокой за многие годы маржинальности, то есть разнице в ценах опта и розницы.
АИ-92 сейчас по цене движется к отметке 45 тыс. рублей за тонну, в то время как АИ-95 уже неоднократно пытался закрепиться выше знаковой отметки в 50 тыс. рублей за тонну. По всем признакам период снижения цен, связанный с проблемами сбыта за рубеж, остаётся позади.
И дело не только в определённых сдвигах по санкциям, где в позитив верится с большим трудом, а в активном налаживании новых каналов продаж. Отказы иностранных трейдеров – уже дело прошлого, появляются новые, и профицит топлива внутри страны может тоже остаться в прошлом.
При этом подтверждается информация о налаживании ситуации с экспортом лёгких нефтепродуктов, в том числе по каналам ЕАЭС и БРИКС. Ожидаемым ответом стало наращивание переработки внутри страны.
Весь вопрос теперь только в том, есть ли вероятность нового профицита бензина и т. п. уже после возвращения в строй тех мощностей, что сейчас находятся на профилактике. И что после этого будет с розницей.
А действительно, что с розницей?
Бензиновая розница, то есть разбросанные по городам и дорогам АЗС, больше трёх месяцев держались в полном отрыве от опта. Но, несмотря на солидную маржу, реального снижения цен на заправках рядовой потребитель до сих пор не дождался.
А после того, как поползли вверх цены на оптовом рынке, похоже, уже и не дождётся. АЗС сняли сливки и сейчас не спешат со сменой ценников, только опасаясь падающего спроса. К тому же запас ценовой прочности ещё отнюдь не проеден, какие бы неприятные новости не приходили с бирж.
Дополнительным негативным фактором, способным если не обрушить, то сильно подтолкнуть розничные цены вверх, всё заметнее становится курс рубля. Точнее, не он сам по себе, а непрерывные информационные вбросы по его поводу.
Никаких сомнений в подорожании бензина с упавшим рублём нет ну абсолютно ни у кого. Впрочем, непредсказуемость рублёвого курса и вправду пугает всех, не только бензиновых оптовиков.
У россиян не просто так давно выработалась привычка, что бензин дорожает как при растущем, так и при падающем курсе рубля. Интересно, что и в том, и в другом случае находятся такие эксперты, которые в любой момент готовы успокаивать публику заявлениями, что в долларах бензин у нас дешевеет.
Дешевеет чуть ли не постоянно, хотя это благополучно опровергается реальной практикой. И как ни странно, но фиксация минимальной за время спецоперации ключевой ставки Банка России тоже якобы играет против фиксации низких цен. Не только на бензин, на всё.
И всё это нам пытаются оправдать тем, что с низкими ставками у всех, начиная с банкиров, видите ли, падают прибыли. На самом же деле первыми, как и в лучшие времена, падают реальные доходы населения. Это, конечно, несколько снижает потребительский спрос, и без того отнюдь не ажиотажный.
Но ведь не настолько же, чтобы заставить королей бензоколонок скинуть с цен хотя бы рубль. Совсем другое дело – конкуренция, причём не всегда равная, так как у крупных компаний есть более солидный запас прочности.
Однако в то же время именно у них и более жёсткие нормативы по обязательным продажам. Как под посевную и уборочную, так и под спецоперацию.
- Виктор Малышев
- автора, s16.stc.yc.kpcdn.net
Информация