Неатомная – не значит второсортная. Направления развития НАПЛ во флотах иностранных государств

72
Неатомная – не значит второсортная. Направления развития НАПЛ во флотах иностранных государств

Шведская НАПЛ «Готланд» в море.


– А у вас такая же, только без крыльев, есть?
– Нет.
– Будем искать!

Длительное отсутствие информации о ходе строительства наших НАПЛ проекта 677Д «Лада» и о продвижении НАПЛ другого проекта 777А «Калина» заставляют моряков переживать за наших кораблестроителей. Это тем более актуально на фоне происходящих во флотах иностранных государств качественных изменений в строительстве подводных кораблей данного типа.



Поэтому предлагаю посмотреть, а что же в этом направлении делается нашими «невероятными» партнерами и визави.

Немного истории


То, что неатомные подводные лодки в умелых руках являются грозным оружием, было доказано на практике в ходе боевой подготовки кораблей ВМС НАТО.

Первый звоночек прозвучал, когда в 1999 году НАПЛ «Валрус» ВМС Нидерландов в ходе международных учений ITFEX-99 с близкого расстояния через перископ сфотографировала 9 кораблей охранения и АВМ CVN-71 «Теодор Рузвельт». При этом лодка осталась незамеченной. Тогда это посчитали досадной случайностью.

В 2003 году шведские подводники подтвердили высокие боевые возможности НАПЛ, когда их стирлинг-дизель-электрическая ПЛ проекта А19 «Готланд» в ходе учений объединенных ВМС НАТО в Средиземном море выиграла подводное единоборство сначала у испанской ДПЛ, а потом последовательно – у французской АПЛ типа «Рубис», а затем и у американской АПЛ SSN-713 «Хьюстон» типа «Лос-Анджелес».

А в 2005 году НАПЛ «Готланд» в ходе учений Joint Task Exercise 06-2 смогла незамеченной прорвать боевое охранение американского АВМ «Рональд Рейган» и произвести его условное торпедирование. Представленный шведами фотоотчет убедительно подтверждал полное фиаско системы ПЛО авианосного соединения. Это заставило янки всерьез заняться изучением боевых возможностей НАПЛ как подкласса подводных лодок.

Американцы очень серьезно подошли к этому вопросу и на два года заключили контракт со шведской стороной на лизинг НАПЛ «Готланд» для её детального изучения в центре противолодочной борьбы (ПЛБ) ВМС США. Подводную лодку на транспортном корабле доставили в Сан-Диего, где она 6 раз в ходе учений подтверждала свои высокие тактические качества и технические характеристики, прорывая противолодочное охранение и условно уничтожая главные цели из состава АУГ Тихоокеанского флота США.

В 2007 году срок аренды закончился, и шведы вернулись на Балтику. Но американцы продолжили учебу и тренировки своих противолодочных сил (ПЛС) по обнаружению и условному уничтожению НАПЛ вероятного «агрессора». Они стали на регулярной основе привлекать к учениям своих ПЛС подводные лодки ВМС стран Латинской Америки. Так, в учениях типа DESI сил ПЛБ Тихоокеанского флота США участвуют подводные лодки ВМС Чили. До 2001 года – использовали ДПЛ, построенные по немецкому проекту 209 (ДПЛ «Томсон» и «Симпсон»), а затем и ПЛ типа Скорпена «О’Хиггинс».

В 2018 году ПЛ «О’Хиггинс» посетила порт Сан-Диего и в течение пяти месяцев участвовала в учениях сил ПЛБ 3-го американского флота. А с 2019 года служба ПЛБ 3-го флота создала специальную «эскадру» ПЛ-агрессоров (или AGGRON) для подготовки своих ПЛС к борьбе с малошумными ПЛ (НАПЛ) противника.

Заняться изучением неатомных ПЛ американцев заставило наличие в составе ВМС НОАК неатомных ПЛ типа 039А с воздухонезависмой энергетической установкой, а также наличие в ВМФ РФ не менее опасных и малошумных ПЛ проекта 636 и планы по созданию еще более совершенных НАПЛ проекта 677 «Лада», разработки НАПЛ проекта 777А «Калина».

К тому же флоты других государств, лишенные возможности строить атомные субмарины, очень живо стали интересоваться подводными лодками с воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ или AIP). На рынке оружия появились предложения от производителей подводных кораблей с ВНЭУ, что резко расширило круг флотов, стремящихся иметь современные подводные силы – недорогие, компактные, обладающие высокими боевыми возможностями в своих операционных зонах.

Подводные лодки с воздухонезависимыми энергетическими установками во флотах иностранных государств


На сегодняшний день НАПЛ с ВНЭУ самостоятельно строят: ФГР, Франция, Швеция, Япония, КНР, РФ. А также НАПЛ с полным электродвижением ныне строятся для флотов Японии и Южной Кореи.

Так, Япония с 2009 года строила НАПЛ типа СОРЮ, серия из 14 единиц.

(W=2900/4200 т, L=84,0 м, d=9,1 м; V=12/20 уз, под ВНЭУ – 6,5 уз; D под РДП = 6200 М; 6 НТА х 533 мм, БЗ=30 ед.; экипаж – 65 чел., автономность – 45 сут.).

Эти лодки сначала оснащались шведскими двигателями Стирлинга (ДС). Но очень скоро фирма «Митсубиши» сделала собственный ДС мощностью 600 кВт. Однако и это не смогло отвратить японцев от электрической схемы подводного движения их ПЛ. И уже с одиннадцатого корпуса (ПЛ «Орю») было решено делать ПЛ полностью электрическими на основе мощных литийионных аккумуляторных батарей (ЛИАБ).

Южная Корея строит серию НАПЛ из 9 единиц лицензированных немецких НАПЛ проекта 214 с ВНЭУ на основе топливных элементов. Но с 2019 года также переключилась на строительство лодок собственной конструкции типа KSS-III на основе ЛИАБ.

(W=3358/3750 т, L=83,5 м, d=9,6 м; Т= 7,6 м; V=12/20 уз; D на 8,0 уз = 10 000 М; 6 НТА х 533 мм для ПКР и ТО, 6 УПВ для КРБД или БРПЛ диаметром 900 мм; экипаж – 50 чел., автономность – 50 сут.).

Индия строит серию НАПЛ из 6 ед. типа «Кальвари». По сути это лицензионная французская НАПЛ типа «Скорпена». При этом только на пятый и шестой корпус планируется установка AIP – паротурбинной установки замкнутого цикла MESMA.

(W=1615/1775 т, L=67,5 м, d=6,2 м, Т=5,8 м; V=11/20 уз; D плав = 6500 М; 6 НТА х 533 мм, БЗ=18 ед. (ПКР, торпед, либо 30 мин); экипаж – 35 (8) чел., автономность – 50 сут.).

Турция так же, как и Южная Корея, с 2015 года строит серию НАПЛ из 6 единиц по немецкому проекту 214.

(W=1690/1860 т, L=65,0 м, d=6,3 м, Т=6,0 м; V=12/20 уз, под ВНЭУ – 6,0 уз; D плав. = 8000 М; 8 НТА х 533 мм, БЗ=12 ед. (ПКР + торпеды); экипаж – 27 (5) чел., автономность – 84 сут.).

Греция для своих ВМС также закупила четыре НАПЛ проекта 214.

Китай строит для себя и на экспорт НАПЛ типа 039С.

(W=1700/2250 т, L=74,9 м, d=8,0 м Т=5,3 м; V=15/22 уз; Н=300 м; D под РДП = 8000 М; 6 НТА х 533 мм, БЗ=18 ед. (6 ПКР + 12 торпед); экипаж – 60 (10) чел., автономность – 60 сут.).

Пакистан закупил у КНР восемь НАПЛ типа 039А. Он же идентифицируется как тип 041 класса «Юань» (Yuan-class Type-041). Пакистанское обозначение лодка получила S20.

(W=1850/2500 т, L=77,6 м, d=8,4 м, Т=6,7 м; V=12/20 уз; D = 8000 М; 6 х 533 мм НТА, БЗ=18 ед.; экипаж – 60 чел., автономность – 60 сут.).

Также Пакистан приобрел лицензию на строительство еще 4 ПЛ этого же проекта.

Таиланд купил у Китая три НАПЛ типа S-26Т.

(W=1850/2300 т; L=66,0 м, d=8,0 м, Т=8,2 м; V=10/18 уз, D плав. на 16 уз = 8000 М; Н = 240/300 м; 6 НТА х 533 мм, БЗ=18 ед.; экипаж – 38 чел., автономность – 60 сут.).

Подводная лодка типа S-26T считается аналогом подводных лодок проекта 039B. Всего ВМС Таиланда планируют приобрести три лодки проекта S-26T, с заказом двух дополнительных, с вводом их в строй к 2026 году.

Сингапур приобрел у ФРГ специально для него разработанные четыре НАПЛ пр. 218SG.

(W=2000/2200 т, L=70,0 м, d=6,3 м; V=10/15 уз, под ВНЭУ – до 5 уз; ВНЭУ = 2х120 кВт; под ВНУ – 28 сут.; Н погр. = 300 м; 8 НТА (6х533 мм, 2х650 мм) БЗ=24 ед.; экипаж – 28 чел.).

Италия. В составе ВМС находится четыре НАПЛ немецкого проекта 212А.

(W=1450/1840 т, L=56,3 м, d=6,8 м, Т=7,0 м; V=12/20 уз, под ВНЭУ – 6,0 уз; D плав. = 8000 М; 6 НТА х 533 мм, БЗ = 12 ед. (ПКР+торпеды); экипаж – 27 (5) чел., автономность – 30 сут.).

Постройка лодок производилась на итальянской верфи Cantieri del Muggiano компании Fincantieri.

Испания имеет четыре НАПЛ типа «Агоста» (1740 т), строятся 4 НАПЛ типа S-80 (2 426 т). С 2005 года в Испании началось строительство НАПЛ проекта S80A, разработанных на основе французских субмарин типа «Скорпена».

(W=3200/3426 т; L=81,05 м, d=11,68 м, T=7,3 м; этанол AIP=3x1200 кВт, 1 ЭД N=3500 кВт; V=12/19 уз; D =5000 М; автономность = 30–55 сут., под AIP=28 сут.; Н=320/460 м; экипаж –32 (8) чел.; 6х533 НТА (торпеды, ПКР, КРБД).

К тому же эти лодки с ВНЭУ типа MESMA будут вооружены американскими КРБД «Tомагавк» блок IV.

Израиль приобрел шесть ПЛ типа 800 «Долфин».

(W=1450/1840 т, L=56,3 м, d=6,8 м, Т=7,0 м; V=12/20 уз, под ВНЭУ – 6,0 уз; D плав. = 8000 М; 6 НТА х 533 мм, БЗ = 21 ед. (5 КР + 16 торпед); экипаж – 30 (8) чел., автономность – 50 сут.).

Лодки построены на немецком судостроительном предприятии HDW (Howaldtswerke-Deutsche Werft). При этом три из них несут КРБД и вошли в состав сил сдерживания, предположительно, будут нести КРБД с ядерными боевыми частями. Последние две лодки будут оснащены НАПЛ на основе топливных элементов, что качественно повысит их возможности непрерывного нахождения под водой без всплытия на поверхность моря.

Польша решила приобрести для своих ВМС НАПЛ шведского проекта А26, способных нести КРБД типа «Томагавк». Запрос на приобретение лодок рассмотрен в парламенте и получил одобрение польских парламентариев.

Такова примерная картина с неатомными подводными лодками на сегодняшний день. Но картина на этом не кончается, т. к. это направление в подводном кораблестроении оказалось весьма востребованным, и общая потребность рынка до 2050 года оценивается примерно в 300–400 единиц.

Пути развития и дальнейшего совершенствования НАПЛ


На сегодняшний день наметились как минимум четыре пути дальнейшего совершенствования этого направления подводного кораблестроения.

Во-первых, идет совершенствование возможностей главной воздухонезависимой энергетической установки корабля.

Так, французские ВМС сделали гигантский шаг в создании и опытной эксплуатации ВНЭУ так называемого второго этапа. Установка FC2G AIP была разработана инженерами и конструкторами французской военно-морской промышленной группы Naval Group (NG). Они создали установку, которая путем риформинга дизельного топлива, непосредственно на борту ПЛ получает водород высокой степени очистки, тогда как немецкие подводники вынуждены возить запасы водорода на борту своих лодок. Водород – самое энергоемкое горючее, поэтому ВНЭУ на его основе эффективнее по энергоотдаче, чем все остальные установки. Но не только.

ВНЭУ на основе ЭХГ работают в два раза тише двигателя Стирлинга, т. к. в них просто нет вращающихся частей машины.

Еще одним преимуществом такой установки является то, что при риформинге дизельного топлива (для получения водорода) не нужно возить на борту дополнительные емкости для хранения гидридсодержащих растворов.

Такая анаэробная двигательная установка компактнее и имеет меньшую тепловую следность. Все её компоненты и системы собраны в отдельный восьмиметровый модуль-отсек, а не разбросаны по всей ПЛ.

Для водородной AIP менее критично влияние ударно-вибрационных нагрузок, что снижает возможность её самопроизвольного воспламенения, и это качественно отличает ее от ГЭУ на основе литийионных АБ. К тому же такая установка дешевле, чем установка на основе ЛИАБ.

Но не только французы занимались совершенствованием ВНЭУ для НАПЛ. Так, для получения на борту ПЛ водорода высокой степени очистки испанские инженеры создали анаэробную установку по риформингу биоэтанола (BioEtOH). Агрегаты по получению высокоочищенного водорода они планируют устанавливать на своих ПЛ типа «S-80». Первая такая ВНЭУ планировалась к установке на ПЛ «Косме Гарсия» в марте 2021 года.

Недостатком испанской установки является то, что, помимо криогенного кислорода, а также обычного дизельного топлива для корабельного дизеля и дизель-генераторов, нужно еще разместить на борту и емкости для биоэтанола, который имеет ряд недостатков в сравнении с дизельным топливом. Так, этанол (технический спирт) на 34 % менее энергоемок, чем дизельное топливо. Это при прочих равных условиях снижает мощность ДУ, дальность плавания ПЛ, увеличивает объемы хранения переменных грузов на борту ПЛ. К тому же этанол гигроскопичен, обладает повышенной коррозийной агрессивностью. А кругом – «вода и железо». Его нельзя использовать как аварийное топливо для работы дизеля.

Поэтому специалисты отдают предпочтение водородным ВНЭУ на основе риформинга дизельного топлива. Дизельное топливо всегда в наличии. Для него не нужно выделять отдельные емкости. Оно всегда доступно в базе. Его легко можно получить в море от другого корабля или гражданского судна. Чего нельзя сказать про спирт, пусть даже и технический. Установка AIP второго этапа на НАПЛ естественно повлияет на улучшение ТТХ лодки. К примеру, освободившиеся объемы (как вариант) можно использовать для размещения баллонов со сжиженным кислородом, и тем самым увеличить время и дальность подводного плавания ПЛ.

За прошедшее время японские, а также корейские ученые и конструкторы научились создавать «безопасные» ЛИАБ, которые вытеснили ДС с их НАПЛ нового поколения. Поэтому они пошли по пути создания полностью «электрических» подводных лодок, разместив на борту НАПЛ типа «Орю» и КSS-III высокоемкие литийионные аккумуляторные батареи (ЛИАБ). Но корейцы, в отличие от японцев, при этом не торопятся расставаться с ДС на своих новых НАПЛ второй серии. Они прагматично полагают, что наличие ДС существенно повысит возможность их новых субмарин непрерывно находиться под водой, при этом осуществляя подзарядку ЛИАБ.

Известно, что ЛИАБ дороги и весьма высокотехнологичны. Они боятся механических повреждений, при которых бывают пожароопасными, тем не менее они легче, конформнее. Они минимум в 2–4 раза (по сравнению со свинцово-цинковыми кислотными АБ) имеют большую емкость запасенной электроэнергии. В этом их основное преимущество.

И это, наверное, второе генеральное направление развития НАПЛ в XXI веке. Как видим, история, сделав круг, вернулась к идее полностью «электрической» ПЛ, как в свое время это сделали кораблестроители кригсмарине. Знаменитая серия ХХI электрических ПЛ Германии имела уникальные для своего времени характеристики.

Но не только в этом видится прогресс в развитии неатомных субмарин.

Самым существенным образом меняется вооружение этих подводных кораблей. И это – третье направление совершенствования НАПЛ. А превращение НАПЛ в узлы управления подводными дронами – четвертое направление совершенствования этого подкласса подводных кораблей.

Помимо того, что Израиль, Китай, а следом за ними Япония, Южная Корея и Швеция размещают на борту своих НАПЛ ракетное оружие большой дальности (как КРБД, так и БРПЛ), итальянские подводники приступили к оснащению своих субмарин автономными необитаемыми подводными аппаратами (НПА) для решения целого комплекса боевых задач в акваториях прилегающих морей.

Так, в феврале 2021 года ВМС Италии заключили с судостроительной компанией Fincanteri контракт на строительство двух НАПЛ по проекту 212 NFS. Лодка по сравнению с базовой моделью будет на 1,2 м длиннее (L=59 м), ее надводное водоизмещении возрастет до 1 600 т. Сообщается, что специально созданная для лодки новая аккумуляторная система на основе литий-железо-фосфатных элементов (ЛИАБ нового типа) успешно прошла испытания.

Лодка будет вооружена КРБД типа «Глубокий удар». Увеличатся размеры ограждения выдвижных устройств, что позволит разместить вне прочного корпуса шесть из семи выдвижных устройств. Единственным «проникающим» останется командирский перископ. Значительно улучшится обитаемость внутри лодки, что должно повлиять на увеличение автономности плавания корабля. Повысится степень автоматизации всех процессов на основе новой АСБУ. Это позволит сократить экипаж до 29 человек.

Но главное ее отличие от предшественниц заключается в том, что эта лодка задумана как узел подводной сети, способной управлять различными необитаемыми подводными аппаратами, получать от них информацию, применять бортовое оружие по целеуказанию от НПА. При этом отмечается, что взаимный обмен информацией между носителем и НПА будет осуществляться по защищенной линии звукоподводной связи, непосредственно с ГАК беспилотников, хотя ранее предполагалось это делать по оптоволоконной линии связи.

Строиться обе лодки будут на верфи в Муджано (Специя). В январе 2022 года был запущен первый этап строительства. Была заложена первая НАПЛ из расчета ее готовности к 2026 году и передачи флоту после всех испытаний не позднее декабря 2027 года.

Но позже прошла информация, что по контракту OCCAR было выделено 1,35 млрд евро на строительство учебного центра и двух НАПЛ со сроком сдачи первой единички в мае 2030 года, а второй – в июне 2031 года. При этом первые две лодки будут иметь дизель-электрическую установку с такой же AIP, как на НАПЛ проекта 212А. Но они будут иметь новую систему хранения и управления электроэнергией от ЛИАБ. На них пройдет проверку технология смены режимов движения в подводном положении, проверка элементов новой литий-железо-фосфатной аккумуляторной батареи. Полностью новая ВНЭУ будет поставлена, начиная с третьего корпуса НАПЛ.

Таким образом, уже на сегодняшний день во флотах иностранных государств четко обозначились минимум четыре направления совершенствования НАПЛ:

1. Переход на полное подводное электродвижение (Япония, Республика Корея).

2. Совершенствование способов получения водорода высокой степени очистки непосредственно на борту НАПЛ путем риформинга дизельного топлива или биоэтанола (Франция, Испания, РФ, ФРГ).

3. Оснащение НАПЛ ракетным оружием большой дальности, способным нести СБП (Израиль, КНР, РК, РП).

4. Развертывание на основе НАПЛ подводной боевой сети на основе НПА, способных обнаруживать, передавать ЦУ на применение оружия НАПЛ, а при необходимости и самим атаковать неприятельские корабли (Италия, ФРГ).

Очень хотелось написать что-либо новое о ходе реализации программы строительства наших лодок проекта 677Д «Лада», проекта 777А «Калина», но, к сожалению, материала мало, да и то на основе рассказов бывших сослуживцев. Поэтому этот значительный сегмент повествования остается свободным для освещения другими авторами, не равнодушными к строительству подводного флота страны.
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    3 августа 2022 16:07
    с одиннадцатого корпуса (ПЛ «Орю») было решено делать ПЛ полностью электрическими на основе мощных литийионных аккумуляторных батарей (ЛИАБ)

    Не совсем понятно, каким образом происходит зарядка батарей, если ПЛ полностью электрическая?
    Отбором мощности при движении на электрических двигателях?
    Вряд ли. Можно ли при таком варианте полностью восполнять затраты энергии?
    1. +3
      3 августа 2022 16:38
      Кстати реформинг этанола дает гораздо более чистый водород на выходе чем реформинг солярки, для топливных элементов чистота водорода первична. К вопросу ВНЭУ на базе Стирлинга , у них у всех низкие показатели единичной мощности и с этим ни чего нельзя поделать , это наверное одна из причин почему у нас они не нашли распространения , и потом все они имеют поршни с возвратно поступательным движением которое может быть источником шумов. И наконец главное, любая лодка с ВНЭУ должна иметь на борту запас жидкого кислорода, даже если у вас водород получается реформингом дизтоплива окислитель по любому нужен., как вариант можно использовать перекись водорода , хотя почему то о ней забыли , а зря в ракетном двигателе пара перекись + керосин дает более высокий удельный импульс чем например кислород + керосин . Если пару перекись +керосин с успехом применяли в космической технике, то почему нельзя на ПЛ , и потом высоко концентрированная перекись весьма устойчива и безопасна при правильном хранении, на порядок безопасней жидкого кислорода. На сегодня вполне реально на борту ПЛ в химическом реакторе сжигать например этиловый спирт в перекиси водорода или в жидком кислороде и полученный парогаз будет крутить небольшую турбину большой мощности. Кстати в случае с кислородом на выходе будет только вода и углекислый газ который поддается сжижению при комнатных температурах , то есть его можно некоторое время хранить на борту лодки,(при необходимости им можно тушить возгорания , или продувать балластные цистерны при всплытии) а полученную в реакции воду использовать в бытовых целях.
      1. +2
        3 августа 2022 16:46
        Цитата: agond
        Кстати реформинг этанола дает гораздо более чистый водород на выходе чем реформинг солярки

        И, кстати, этанол помогает бороться с депрессией.
        1. +3
          3 августа 2022 17:45
          Лей водку в баки!!! Да ты что, это же водка!!!(С) х/ф Особенности национальной рыбалки.
      2. +1
        3 августа 2022 23:59
        Цитата: agond
        на порядок безопасней жидкого кислорода

        Жидкий кислород не очень опасен, когда хранится за пределами прочного корпуса лодки.

        Цитата: agond
        углекислый газ который поддается сжижению при комнатных температурах

        Сжижение газа - процесс энергозатратный. Скорее всего, вы потратите на сжатие углекислого газа весь создаваемый паротурбиной КПД.
        1. +1
          4 августа 2022 01:13
          Цитата: DenVB
          Жидкий кислород не очень опасен, когда хранится за пределами прочного корпуса лодки.
          При какой температуре его хранят ?
          1. 0
            4 августа 2022 01:45
            Цитата: Bad_gr
            При какой температуре его хранят ?

            Понятия не имею.
            1. +1
              4 августа 2022 10:31
              Цитата: DenVB
              Жидкий кислород не очень опасен, когда хранится за пределами прочного корпуса лодки.

              Жидкий кислород температура кипения - минус 183°С
              Хранят обычно в термосах, и при этом ежедневные потери 3-5%
              При транспортировке автотранспортом потери достигают 40% (https://chem21.info/info/1450566/)
              И как жидкому кислороду обеспечить приемлемые условия хранения за пределами прочного корпуса подводной лодки ?
              1. 0
                4 августа 2022 10:39
                Цитата: Bad_gr
                И как жидкому кислороду обеспечить приемлемые условия хранения за пределами прочного корпуса подводной лодки ?

                А как обеспечить эти же условия в пределах прочного корпуса подводной лодки?
                1. 0
                  4 августа 2022 11:05
                  Цитата: DenVB
                  А как обеспечить эти же условия в пределах прочного корпуса подводной лодки?
                  Только в термосах. Но без постоянных потерь кислорода, тут ни как (ставить в подводной лодке оборудование для поддержания низкой температуры жидкого кислорода, вряд ли возможно. Да и шумное оно.)
                  1. 0
                    4 августа 2022 11:07
                    Цитата: Bad_gr
                    Только в термосах.

                    А за пределами прочного корпуса нельзя хранить в термосах?
                    1. +1
                      4 августа 2022 14:22
                      Цитата: DenVB
                      А за пределами прочного корпуса нельзя хранить в термосах?
                      Каждый термос надо будет защитить от внешнего давления. При повреждении изоляции вся эта конструкция начнёт обрастать льдом. Чем это закончится для лодки ?
                      1. 0
                        4 августа 2022 14:42
                        Цитата: Bad_gr
                        Каждый термос надо будет защитить от внешнего давления.

                        Ну и в чем проблема? Кислородные баллоны не вчера придумали. Правда, они больше на внутреннее давление рассчитаны, но хрен редьки не слаще.

                        Цитата: Bad_gr
                        При повреждении изоляции вся эта конструкция начнёт обрастать льдом. Чем это закончится для лодки ?

                        Не знаю. Возможно, что придется даже всплывать.
                      2. +1
                        4 августа 2022 15:07
                        Цитата: Bad_gr
                        При повреждении изоляции вся эта конструкция начнёт обрастать льдом. Чем это закончится для лодки ?

                        Цитата: DenVB
                        Не знаю. Возможно, что придется даже всплывать.

                        Оборудование, которое не внутри прочного корпуса, располагают между прочным и лёгким корпусом, туда же подаётся воздух для всплытия лодки. Если часть этого пространства займёт лёд, то лодка может и не всплыть (не хватит места для воздуха, что бы обеспечить положительную плавучесть).
                      3. +1
                        4 августа 2022 15:53
                        Цитата: Bad_gr
                        Оборудование, которое не внутри прочного корпуса, располагают между прочным и лёгким корпусом, туда же подаётся воздух для всплытия лодки.

                        Ну не прямо туда. В цистерны балласта. Я думаю, что конструкторы эту проблему продумали. И, насколько я знаю, у немецких лодок легкого корпуса как такового нет.

                        Upd. Посмотрел в Википедии. Действительно, лодки двухкорпусные.

                        Запас жидкого кислорода в ударопрочных баллонах и гидрида металла в стальных емкостях расположены в кормовой части между легким и прочным корпусом.
                      4. 0
                        6 августа 2022 01:39
                        Цитата: Bad_gr
                        Цитата: DenVB
                        А за пределами прочного корпуса нельзя хранить в термосах?
                        Каждый термос надо будет защитить от внешнего давления. При повреждении изоляции вся эта конструкция начнёт обрастать льдом. Чем это закончится для лодки ?

                        Смысл защищать от внешнего давления, если защита от внутреннего многократно больше?
                      5. 0
                        6 августа 2022 12:59
                        Цитата: SovAr238A
                        Смысл защищать от внешнего давления, если защита от внутреннего многократно больше?

                        А Вы разницу между баллонном под сжатый воздух и сосудом Дьюара, который используется для хранения жидкого кислорода, знаете ?
          2. +1
            4 августа 2022 11:28
            При какой температуре его хранят ?

            В сосудах Дьюара хранить можно и при комнатной. Потери от испарения - 1,5-5% в день. Собственно температура испарения кислорода -183оС. "Руками не трогать, глубоко не вдыхать, вовнутрь не принимать" smile
      3. +2
        4 августа 2022 09:33
        Удельный импульс ракетного двигателя тут ни при чём. Там используется реактивный принцип движения, и многое зависит от неочевидных вещей, вроде плотности компонентов и молярной массы продуктов реакции. На подводной же лодке важно только количество энергии, запасённое в химических связях на тонну вещества. И здесь нет ничего практичнее жидкого кислорода. Перекись содержит ещё и "паразитный" водород, который уже занял 2 валентности кислорода, не допуская их до окисления компонентов топлива. Как только освоили жидкий кислород, эксперименты с парогазовыми турбинами на лодках прекратились.
      4. +2
        4 августа 2022 10:04
        Мнууу, "солярка" может быть очень разной, т.к. этот термин подразумевает только фракционный состав, т.е температуры начала и конца кипения. Солярка может вообще не содержать серы, кислорода, и состоять только из предельных углеводородв. Тогда чистота получаемого водорода ничем от этанола отличаться не будет.
    2. +8
      3 августа 2022 17:31
      Цитата: Наводлом
      Не совсем понятно, каким образом происходит зарядка батарей, если ПЛ полностью электрическая?

      Через дизель, вестимо. Автор... очень волен в формулировках.
    3. +7
      3 августа 2022 19:19
      Цитата: Наводлом
      каким образом происходит зарядка батарей, если ПЛ полностью электрическая?
      Полагалось, что это само собой разумеется. Однако...
      Как указывает А. Карпенко в "Бастионе": -- "...лодка может постоянно пополнять запас энергии в литиево-ионных батареях, используя подзарядку батарей с применением устройства РДП. Лодки этого класса были оснащены двумя дизельными генераторами Kawasaki 12V 25/25, мощностью 3900 л.с." http://bastion-karpenko.ru/soryu/ hi
      1. +2
        3 августа 2022 19:27
        Цитата: Удав КАА
        Полагалось, что это само собой разумеется. Однако...

        Однако среди читателей хватает сухопутных профанов-гуманитариев laughing
    4. +3
      3 августа 2022 22:28
      Для зарядки батарей используется дизель. У японцев к примеру- 2 дизеля Kawasaki.
      1. +1
        3 августа 2022 22:32
        Цитата: solar
        Для зарядки батарей используется дизель. У японцев к примеру- 2 дизеля Kawasaki.

        Автор уже написал в комментариях.
        Спасибо.
    5. +1
      4 августа 2022 16:12
      Цитата: Наводлом
      Отбором мощности при движении на электрических двигателях?

      belay
      Это, почти как Мюххаузен себя за волостях из болота вытаскивать, вернее вечный двигатель 5 поколения…
      Так вы только батареи разрядите и получите паразитное тепло:
      Ездил=Еб*кпд ( проводов,преобразователей)- Ед* кпд двигателя*кпд движителя-Езарядника *кпд (зарядник, провода)
      На SS 511 Oryu мощные дизельгенераторы 2× Kawasaki 12V 25/25 SB , предназначенные для подзарядки аккумуляторных батарей под РПД длительное время.
      Они отказались от АIP Stirling в пользу ЛИАБ+ дизель
      Подводные лодки типа Taigei (29SS) тоже самое, как и сорю, но водомётные движитель и некоторые изменения по управляющим поверхностям.
      А так, вообще, для полностью электрических ПЛ с LIB-powered предполагается подзарядка в море от корабля обслуживания ( все равно дизельную для дела подавать надо, еду, медикаменты и тд) или от автономных станций
      Maersk построит в море сеть зарядных станций для электрических грузовых судов


      А эти поплавки ( а может подводные станции) могут подзаряжать я , как от собственного дизеля, так и от термопар, солнца или течения воды или ветра.
      1. 0
        4 августа 2022 18:27
        Цитата: TreeSmall
        Они отказались от АIP Stirling в пользу ЛИАБ+ дизель

        Уже объяснили.
        Оказывается под "полностью электрической" подлодкой имеется в виду подлодка на электрическом ходу.
        Дизели не отменили.
        1. -2
          4 августа 2022 19:19
          Ну это пока с прогрессом в аккумуляторах и скоростью из зарядки: ждите.
          Заряжать будут, так же как дизелем заправлять.но☝️Аварийный источник энергии конечно оставят: будет ли это педальный привод или Дизелей не суть
    6. Комментарий был удален.
  2. +3
    3 августа 2022 16:27
    Спасибо за статью автору, познавательно...
  3. +3
    3 августа 2022 17:30
    А в 2005 году НАПЛ «Готланд» в ходе учений Joint Task Exercise 06-2 смогла незамеченной прорвать боевое охранение американского АВМ «Рональд Рейган» и произвести его условное торпедирование. Представленный шведами фотоотчет убедительно подтверждал полное фиаско системы ПЛО авианосного соединения. Это заставило янки всерьез заняться изучением боевых возможностей НАПЛ как подкласса подводных лодок.

    С учетом того, что сами учения были устроены американцами именно с целью проверки возможностей НАПЛ - аналитика, конечно... на уровне
    1. +1
      3 августа 2022 19:49
      Цитата: Андрей из Челябинска
      ...учения были устроены американцами именно с целью проверки возможностей НАПЛ - аналитика, конечно... на уровне

      Андрей, hi
      По мере поступления ... ремарок:
      1. Совместные учения оперативной группы (JTFEX).
      Совместные учения оперативной группы (JTFEX) предназначены для проверки способности ударной группы действовать во враждебных и сложных условиях совместно с другими силами США и коалиции. Комплексные учения объединяют конкретные районы боевых действий с целью подготовки к предстоящему развертыванию ударной группы. Пример такого упражнения включает в себя АВУ "Джон Ф. Кеннеди" (CV-67). Авианосная боевая группа, участвовавшая в учениях объединенной оперативной группы (JTFEX) 02-1, предназначена для проверки способности ударной группы действовать во враждебных и сложных условиях совместно с другими силами США и коалиции. Комплексные учения объединяют конкретные районы боевых действий с целью подготовки к предстоящему развертыванию ударной группы.

      Как видно из определения ЦЕЛЕЙ комплексных учений, напрямую "проверки возможностей НАПЛ" ими не предусматривалось, ибо это были КОМПЛЕКСНЫЕ учения, а не чисто "изыскания" сил ПЛБ.
      2. Об уровне ... аналитики.
      Если не затруднит -- конкретно, что не устраивает такого КРУПНОГО аналитика как ты в этом обзоре, стесненного рамками статьи на ВО.
      С уважением, Удав. smile
      1. +3
        3 августа 2022 20:48
        Цитата: Удав КАА
        Если не затруднит -- конкретно, что не устраивает такого КРУПНОГО аналитика как ты в этом обзоре

        Вот, тут Вы, конечно, не в бровь, а в глаз - и рост у меня 188 и вес под 140 (увы... не все в мышцы), так что абсолютно верно - я КРУПНЫЙ аналитик. ТЯЖЕЛЫЙ даже, можно сказать laughing
        А что не устраивает... По моим данным, дело обстояло так
        Проявленные HMS Halland высокие боевые качества вызвали пристальный интерес со стороны американских военных. В 2004 году шведское правительство получило от Соединенных Штатов Америки просьбу об аренде HMS Gotland под шведским флагом и с экипажем для участия в международных учениях, на которых Третий флот США готовился продемонстрировать свои боевые навыки. Правительство Швеции удовлетворило эту просьбу в октябре 2004 г, и 21 марта 2005 г. между США и Швецией был подписан меморандум о взаимопонимании. 10 мая 2005 г. HMS Gotland была взята на борт норвежским полупогружным судном MV Eide Transporter для транспортировки через Атлантический океан и Панамский канал до военно-морской базы Пойнт-Лома на Тихоокеанском побережье США в Сан-Диего, штат Калифорния (прибытие - 27 июня 2005 г.). Шведский экипаж был переброшен в Калифорнию самолетом. Учения Joint Task Force Exercise 06-2 начались 18 июля 2005 г. Тренировочные площадки находились примерно в 100 морских милях от побережья США, где глубина колеблется от 1000 до 2000 метров. Территория площадок была оборудована микрофонами и подводными телефонами. Учения проводились для оценки эффективности американского флота в борьбе с современными дизель-электрическими подводными лодками. По плану учений HMS Gotland противостояла 7-й авианосной ударной группе, формировавшейся из эсминцев класса Arleigh Burke, крейсеров класса Ticonderoga и новейшего авианосца USS Ronald Reagan, использовавшего противолодочную авиацию.

        То есть американцы на этих учениях целенаправленно изучали возможности НАПЛ на этих учениях.
        1. +6
          3 августа 2022 22:07
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Вот, тут Вы, конечно, не в бровь, а в глаз

          Андрей, благодарю за столь емкую и выверенную информацию. Только она относится уже к периоду "лизинга" Готланда. А первая встреча янки со шведами была в Средиземке, после чего и родилась идея "глубокого" изучения боевых возможностей НАПЛ. По итогам лизинга амы и пришли к выводам, что эффективно бороться с таким противником можно только НЧ подсветкой или неакустическими методами.
          С уважением. hi
          P.S. Я оказывается несколько помельче спец, чем Вы: всего-то 172 см ростом и 100 кг весом. Вес набрал после операции, когда запретили физические нагрузки. Теперь я шучу, что в одни руки не более 5 кг можно "отпускать", но не принимать!!! laughing
          1. 0
            4 августа 2022 01:02
            Цитата: Андрей из Челябинска
            То есть американцы на этих учениях целенаправленно изучали возможности НАПЛ на этих учениях.

            Если судить по фильму "Убрать перископ", то вопрос по возможностям дизельных подводных лодок в современных конфликтах возникает не в первые, и в дальнейшем его будут пробовать на зуб ещё не раз.
          2. +3
            4 августа 2022 09:08
            Цитата: Удав КАА
            Андрей, благодарю за столь емкую и выверенную информацию. Только она относится уже к периоду "лизинга" Готланда.

            Так в этом-то суть моего "не согласная я!" (с) и заключается. В статье сказано
            А в 2005 году НАПЛ «Готланд» в ходе учений Joint Task Exercise 06-2 смогла незамеченной прорвать боевое охранение американского АВМ «Рональд Рейган» и произвести его условное торпедирование. Представленный шведами фотоотчет убедительно подтверждал полное фиаско системы ПЛО авианосного соединения. Это заставило янки всерьез заняться изучением боевых возможностей НАПЛ как подкласса подводных лодок.

            То есть по тексту получается, что американцы всполошились по результатам учений 2005 года. На самом же деле, как я понимаю, американцы озадачились изучением боевых возможностей НАПЛ по результатам предыдущих успехов шведов, и еще в 2004-ом году инициировали участие Готланда в учениях 2005 г в роли, которая как раз и позволяла оценить эффективность НАПЛ против АУС.
            Цитата: Удав КАА
            Вес набрал после операции, когда запретили физические нагрузки.

            А я - после того как бросил курить. Так-то просто организм увесистый, во студенчестве, когда ни жириночки не было, только тренироваться начну - сразу за 102 кг вес улетал, а для супертяжа в боксе я маловат (там гориллы, выше меня едва не на голову, и длина руки...), отчего и на соревнования не совался. Потом еще, уже в более старшем возрасте железо взялся тягать, вес еще вырос.
            А вот как бросил курить в 36 лет - так за 2 месяца + 35 кг сразу, до 155 кг доходило, ой-вэй... И сгоняться только сейчас стал, с год тому назад. Ну вот иду теперь к 130 кг, а дойду - пойду к 120 кг laughing
            1. +3
              4 августа 2022 15:23
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Ну вот иду теперь к 130 кг, а дойду - пойду к 120 кг

              Как там у классика? -- Дорогу осилит идущий...
              Так что, успехов в борьбе с самим собой. Пусть эта картинка будет тебе путеводной звездой!

              P.S. Полагаю недоразумение разрешено. Неточное выражение мыслей (мое) всегда ведет к неправильному пониманию сказанного...
              Старею, да и 6 часов под общим наркозом видимо сказываются... recourse
              1. +1
                4 августа 2022 21:15
                Цитата: Удав КАА
                Неточное выражение мыслей (мое) всегда ведет к неправильному пониманию сказанного...

                В гроб, в закон, в полторы тыщи икон, божью бабушку и загробное рыдание!!! Так это же ВАША статья!
                О, майн готт. Если бы я сообразил сразу - написал бы Вам в личку... feel
                Извините меня, Александр. Я не тормоз, я просто очень медленный газ...
                1. +2
                  5 августа 2022 14:00
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  Я не тормоз, я просто очень медленный газ...

                  Ну что ВЫ !
                  Вы очень весомый компетентный автор, мнением которого я дорожу. hi
  4. -3
    3 августа 2022 18:29
    Цитата: Наводлом

    Не совсем понятно, каким образом происходит зарядка батарей, если ПЛ полностью электрическая?

    Приходят в базу и подключают зарядный кабель.
    Емкости батарей хватает на весь период автономности,
    1. 0
      3 августа 2022 18:45
      Гм...идея с этанолом интересная... wink Надеюсь ёмкости для него хватит на весь период автономности ....и на весь экипаж. lol
  5. +4
    3 августа 2022 18:33
    Цитата: agond
    как вариант можно использовать перекись водорода , хотя почему то о ней забыли , а зря

    Все эксплуатанты отказались от перекисных торпед. В том числе и у нас они сняты с вооружения. Слишком небезопасные. По основной версии «Курск» затонул именно вследствие взрыва «толстой» перекисной торпеды.
  6. +1
    3 августа 2022 19:10
    Цитата: КСВК
    Слишком небезопасные. По основной версии «Курск» затонул именно вследствие взрыва «толстой» перекисной торпеды.

    "Не бей торпедой в пол
    это ведь тебе не баскетбол" (с) Кристина Орбакайте
  7. -1
    3 августа 2022 19:10
    пл с чисто электродвижением на балтике если зарядка не в базе а миль за 15 на глубине(кабель с береговой подстанции) вот это было бы тишайшая пл
  8. +1
    3 августа 2022 20:39
    создали анаэробную установку по риформингу биоэтанола (BioEtOH).

    Интересно, чем биоэтанол отличается от простого этанола?
    1. +2
      4 августа 2022 09:05
      Он не отличается. Биоэтанол - это разновидность этанола, полученная из биологического сырья (древесина, зерно...), а не из неорганического (природный газ, вторичный пластик...).
      1. +1
        4 августа 2022 10:43
        Цитата: Pushkowed
        Он не отличается. Биоэтанол - это разновидность этанола, полученная из биологического сырья (древесина, зерно...), а не из неорганического (природный газ, вторичный пластик...).

        "А если водку гнать не из опилок, то что б нам было с пяти бутылок..." (c)
    2. +2
      4 августа 2022 15:56
      По сути это технический спирт. Во Внутрь -- строго не рекомендуется ! Лучше -- табуретовку (в смысле самогонку!)
      Этанол – это органическое соединение, одноатомный спирт, который представляет собой бесцветную прозрачную, горючую жидкость.
      Для производства этанола используют следующие методы химический, биологический и перегоном...
      (- гидратацию этилена, которая позволяет в промышленных масштабах получать синтетический этанол;
      - брожение органических продуктов с высоким содержанием углеводов (сахарный тростник, картофель, рис и т.д.);
      - гидролиз растительного сырья (для этого используют восстанавливаемое сырье, содержащее целлюлозу).
      Основное отличие между этиловым спиртом и биоэтанолом состоит в том, что последний является одной из форм этанола и производится биологическим методом из растительного сырья.
      Этанол производится двумя основными способами – химическим и микробиологическим. Получение этанола из биологического сырья включает 5 этапов:
      - подготовка сырья (измельчение биомассы);
      - ферментация (расщепление крахмала на сахар);
      - брожение (появление этанола под воздействием микробов);
      - дистилляция (удаление микробов);
      - дегидратация (удаление воды).
      Наряду с микробиологическим способом производства используют химический, который предполагает прямую гидратацию этилена или гидратацию через промежуточный эфир.
      1. +1
        4 августа 2022 16:13
        Цитата: Удав КАА
        По сути это технический спирт. Во Внутрь -- строго не рекомендуется !

        Так наоборот. Биоэтанол - это и есть самый настоящий питьевой спирт. Причем, если он идет на риформинг, то он еще должен быть хорошо очищен, чтобы катализаторы не убить. Ректификат класса альфа.

        Желающих служить на таких подлодках наверняка будет немало.
  9. +2
    3 августа 2022 22:33
    немецкие подводники вынуждены возить запасы водорода на борту своих лодок

    не совсем так. Скорее за бортом- между прочным и легким корпусом. И место не занимает, и безопаснее
  10. +5
    3 августа 2022 22:41
    Автор несколько преувеличивает возможности шведских лодок- двигатель Стирлинга малошумности сам по себе не добавляет. Учения проводились так, что ПЛ получили преимущество из-за выбранного района. В реальных боевых действиях АУГ постарался бы в такие районы не заходить.
    Но в целом- увеличение дальности хода при применении воздухонезависимых установок и современных батарей оставляет в реальных боевых действиях ДЭПЛ старого типа далеко позади- это несомненно.
    1. +2
      4 августа 2022 16:07
      Цитата: solar
      двигатель Стирлинга малошумности сам по себе не добавляет. Учения проводились так, что ПЛ получили преимущество из-за выбранного района.

      Двигатель Стирлинга постоянно совершенствуется. Но у него есть один существенный недостаток: он не может работать на глубинах превышающих 200м. Для Балтики это не критично, чего не скажешь о других акваториях.
      Выбор места для учений оставался за янки. А они исходили из варианта приближения района боевого маневрирования АВУ по возможности максимально близко к побережью противника для увеличения радиуса досягаемости палубной авиации.
      По-любому, это был их выбор.
      1. 0
        4 августа 2022 17:03
        Это были учения по проверки рисков работы АУГ с нетипично близких для них расстояний до берега при сложной изрезанной береговой линии, с проливами , протоками и островами. В общем-то опасность в этих местах от НАПЛ была понятна еще до начала учений.
        Вы же сами цитату привели
        Совместные учения оперативной группы (JTFEX) предназначены для проверки способности ударной группы действовать во враждебных и сложных условиях совместно с другими силами США и коалиции.
  11. Комментарий был удален.
  12. ban
    +1
    4 августа 2022 09:46
    На сегодняшний день НАПЛ с ВНЭУ самостоятельно строят: ФГР, Франция, Швеция, Япония, КНР, РФ


    А РФ каким боком сюда попала?
    1. -1
      4 августа 2022 11:57
      По поводу опасности хранения перекиси водорода на ПЛ , да емкость с перекисью представляет большую опасность чем например бочка с огурцами, но за год хранения разлагается и теряется всего доли процента и при при соблюдении простейших правил ее можно хранить даже дома под кроватью , а с жидким кислородом все совсем иначе, кстати если канистру с перекисью обстрелять зимой в чистом поле из автомата взрыва не произойдет , она просто вытечет , а вот если для сравнения обстрелять сосуд Дьюара с жидким кислородом .Кстати ВНЭУ любого типа на основе тепловой машины или топливного элемента (за редким исключением) невозможно создать без использования окислителя, топливо может быть разное , солярка, спирт, водород , алюминий , а окислитель будет один и имя ему кислород и его надо как то хранить , так вот хранение кислорода в составе перекиси водорода это неплохой способ,
      1. +1
        4 августа 2022 16:25
        Цитата: agond
        а окислитель будет один и имя ему кислород

        Азотную кислоту еще можно.
      2. -1
        4 августа 2022 16:29
        а окислитель будет один и имя ему кислород и его надо как то хранить

        Окислителем может быть и АТ
        Он и воду окислит с удовольствием:
        N₂O₄+Н₂O->HNO2+HNO3

        Или кислоты
        Железо, алюминий, хром НЕ реагируют с концентрированными серной и азотной кислотами без нагревания☝️
        Кислород на этих лодках хранится в жидком виде, в сосудах Дюара ( они все равно нужны, что бы хранить «выхлопные газы», иначе демаскирует себя)
        В подводном - из сосудов Дьюара подаётся жидкий окислитель, а выделяемая турбиной двигателя газовая смесь снова замораживается, таким образом двигатель не потребляет из окружающей среды и не выделяет в окружающую среду ничего.☝️
    2. +2
      4 августа 2022 16:39
      Цитата: ban
      А РФ каким боком сюда попала?

      Малахит готов строить НАПЛ пр 750Б. ВНЭУ допиливают.
      Помимо всего прочего на флоте служили 2 СМПЛ пр 865 имели ВНЭУ. Есть ВНЭУ "Кристал 20" и "Кристал-27". Минимум 4 организации имеют на выходе свои установки. Нужно немного подождать пока допилят.
      1. 0
        4 августа 2022 16:56

        Подлодка "Амур-1650" с воздухо-независимой энергетической установкой (ВНЭУ) вместе с подводными лодками "Скорпена" (Франция), Тип-214 (Германия), S-80 (Испания) участвует индийском тендере Project 75(I) на закупку шести подлодок для национальных ВМС общей стоимостью 11,8 миллиарда долларов. Конкурс был объявлен в сентябре 2011 года.

        В середине декабря 2011 года пресс-служба "Рособоронэкспорта" сообщила, что санкт-петербургское центральное конструкторское бюро (ЦКБ) "Рубин", которое является проектантом "Амура-1650", представило Индии проект этого корабля, доработанный под требования заказчика.

        Российский аналог проекта "Амур-1650" - неатомная лодка проекта 677 "Лада". В 2010 году головной корабль этого проекта - подводная лодка "Санкт-Петербург" - вошла в состав ВМФ для опытной эксплуатации.

        Ранее адмирал Владимир Высоцкий сообщил РИА Новости, что первая российская неатомная подлодка с ВНЭУ может быть создана в 2014 году на основе проекта 677. Разработка ВНЭУ идет опережающими темпами специалистами ЦКБ "Рубин".
  13. 0
    4 августа 2022 16:18
    Цитата: Аатор
    проекта 777А «Калина», но, к сожалению, материала мало,

    Проектов и планов много, результата мало



    Плохо, если, как с беспилотниками получится
    1. +1
      4 августа 2022 18:29
      Цитата: DenVB
      Азотную кислоту еще можно

      Много чего можно, но в тепловой ВНЭУ при горении топлива не должны образовываться низкокипящие газы которые потом надо куда то девать
      1. -2
        4 августа 2022 21:20
        газы которые потом надо куда то девать

        Написал же:
        В подводном - из сосудов Дьюара подаётся жидкий окислитель, а выделяемая турбиной двигателя газовая смесь снова замораживается, таким образом двигатель не потребляет из окружающей среды и не выделяет в окружающую среду ничего
    2. +2
      4 августа 2022 19:37
      Цитата: TreeSmall
      Плохо, если, как с беспилотниками получится

      Над 677Д вроде бы как серьезно работают. Да и Лазурит обещал к 2023 году допилить свою газотурбинную ВНЭУ замкнутого цикла. Нам НАПЛ нужны для охраны 500М прибрежной зоны от любителей "втихаря" пошутить...
      Поэтому, думаю, допилят. Они всем нужны. Да и на экспорт пойдут как горячие пирожки: соотношение цена/качество у нас по оружию наилучшие.
      ИМХО.
      1. -1
        4 августа 2022 21:21
        Хорошо бы.
        Только вот очень долго «допиливают»
        1. 0
          4 августа 2022 22:02
          Цитата: TreeSmall
          В подводном - из сосудов Дьюара подаётся жидкий окислитель, а выделяемая турбиной двигателя газовая смесь снова замораживается, таким образом двигатель не потребляет из окружающей среды и не выделяет в окружающую среду ничег

          Были лодки 615 проекта в которых подводой дизель мог работать на солярке и кислороде, кислород хранился в жидком виде , а отработанные газы поглощались в хим поглотителе, ктсати он весил больше чем запас кислорода, так вот это не есть хорошо , лучше всего если на выходе дистиллированная вода и чистый углекислый газ который нетрудно перевести в жидкое состояние и хранить при температуре до плюс 30*С в обычных баллонах без охлаждения, а вот хранить на ПЛ жидкий кислород (температура кипения минус 183*С) без постоянного охлаждения потери выше 0,6% в сутки при этом испарившийся кислород не должен попадать в отсеки лодки , это просто опасно ,это вам не перекись водорода которой при комнатной температуре ничего не будет и потери от разложения те же 0.6% , но за год.
      2. 0
        6 августа 2022 01:47
        Цитата: Удав КАА
        Цитата: TreeSmall
        Плохо, если, как с беспилотниками получится

        Над 677Д вроде бы как серьезно работают. Да и Лазурит обещал к 2023 году допилить свою газотурбинную ВНЭУ замкнутого цикла. Нам НАПЛ нужны для охраны 500М прибрежной зоны от любителей "втихаря" пошутить...
        Поэтому, думаю, допилят. Они всем нужны. Да и на экспорт пойдут как горячие пирожки: соотношение цена/качество у нас по оружию наилучшие.
        ИМХО.

        Слово "турбина", в разрезе ПЛ, особенно неатомной, в силу их задач и методик использования, звучит крайне противоречиво.
        1. +1
          6 августа 2022 11:47
          Много чудес на этом свете ! (с)
          Тем не менее спецы Лазурита уже ведут полигонные испытания единого двигателя (подводного и надводного хода ПЛ) на основе газовой турбины замкнутого цикла.
          Подробнее с принципом ее работы можно ознакомиться здесь: https://mirmarine.net/svm/seu/668-gtu-zamknutogo-i-poluzamknutogo-tsiklov.
          1. 0
            6 августа 2022 12:21
            Однако, ошибочка! feel
            Вместо Лазурита следует читать -- МАЛАХИТА ! yes
            1. nks
              0
              24 августа 2022 17:05
              Цитата: Удав КАА
              В 2003 году шведские подводники подтвердили высокие боевые возможности НАПЛ, когда их стирлинг-дизель-электрическая ПЛ проекта А19 «Готланд» в ходе учений объединенных ВМС НАТО в Средиземном море


              Александр, из какого-то источника вы взяли эту информацию и о каких учениях речь?

              Ни в "Exercise Cooperative Engagement 2003 NATO exercises with Partners in the Adriatic Sea", ни в "DOGFISH annual NATO antisubmarine warfare (ASW) exercise 2003, held in mid-February in the Ionian Sea" Швеция не участвовала (она пока вообще еще не член НАТО, но в некоторых совместных учениях действительно принимает участие. И обычно это поближе к своим водам, а не в Средиземном море.
  14. -1
    7 августа 2022 11:54
    Длительное отсутствие информации о ходе строительства наших НАПЛ проекта 677Д «Лада» и о продвижении НАПЛ другого проекта 777А «Калина» заставляют моряков переживать за наших кораблестроителей.

    Моряки уже не переживают. Счет идет уже на десятки лет. Моряки уже просто состарились за это время.
    Так, французские ВМС сделали гигантский шаг в создании и опытной эксплуатации ВНЭУ так называемого второго этапа. Установка FC2G AIP была разработана инженерами и конструкторами французской военно-морской промышленной группы Naval Group (NG). Они создали установку, которая путем риформинга дизельного топлива, непосредственно на борту ПЛ получает водород высокой степени очистки, тогда как немецкие подводники вынуждены возить запасы водорода на борту своих лодок.
    Автор вероятно не знает, что на ЭУ для "Лады" тоже пилился риформинг. Пилился, пилился, да не выпилился. Ни риформинга, ни топливных элементов. Пилился под руководством Генерального конструктора "Рубина" Льва Сидоренко, который пилил и "Посейдона" тож.
    Да простит меня автор, но статья ни о чём.
    1. +1
      8 августа 2022 16:01
      Цитата: Удав КАА
      Тем не менее спецы Лазурита уже ведут полигонные испытания единого двигателя (подводного и надводного хода ПЛ) на основе газовой турбины замкнутого цикла.

      Это самый верный путь к созданию ВНЭУ так как
      1 турбины отличаются малыми размерами и высокой мощностью по сравнению с ДВС
      2 турбина на одном валу с генератором может быстро вращаться на магнитных подшипниках создавая минимум вибраций на высоких частотах которые легко гасятся
      3 турбина не требует сверхчистого топлива как для топливных элементов с их дорогущими катализаторами на редкоземельных металлах , подозреваю их часто меняют, и потом реформинг это конечно круто, но невозможно каталитическим путем забрать у молекулы углеводорода весь водород так, что бы на выходе был один только водород и углеродная пыль, по любому будут жидкие и газообразные отходы некоторые из которых придется собирать в сосуды Дьюара или в химпоглотители.
      4 и потом турбины давным давно освоены промышленностью
  15. nks
    0
    14 августа 2022 14:40
    В 2003 году шведские подводники подтвердили высокие боевые возможности НАПЛ, когда их стирлинг-дизель-электрическая ПЛ проекта А19 «Готланд» в ходе учений объединенных ВМС НАТО в Средиземном море


    Автор не дает источник данной информации. Непонятно о каких учениях речь -- ни в "Exercise Cooperative Engagement 2003 NATO exercises with Partners in the Adriatic Sea", ни в "DOGFISH annual NATO antisubmarine warfare (ASW) exercise 2003, held in mid-February in the Ionian Sea" Швеция не участвовала (она пока вообще не член НАТО еще, но в некоторых совместных учениях действительно принимает участие. И обычно это поближе к своим водам, а не в Средиземном море.
  16. 0
    20 августа 2022 16:12
    Спасибо,интересная статья.Вот если бы можно было подробно по ВНДУ,так сказать по типам и перспективам,с достоинствами и недостатками ,было бы супер.