Small Wars Journal: верните мины для разрушения рельсов

15

Десантник армии США на учениях. Фото Минобороны США

Основой сухопутной логистики множества армий являются железные дороги. Нарушение таких коммуникаций способно нарушить боеспособность и сократить оперативные возможности. Недавно американское издание Small Wars Journal обратило внимание на эти вопросы. 25 июля оно опубликовало статью Заккари Калленборна «Bring Back the Anti-Rail Landmine» («Верните противорельсовые мины»), в которой рассматривается один из способов нарушения логистики противника.

В прошлом и настоящем


SWJ напоминает, что наземные мины для повреждения железнодорожных путей и уничтожения эшелонов противника впервые появились еще во время Гражданской войны в США. С тех пор прошло полтора века, но поезда остаются основой военной логистики и по-прежнему являются приоритетной целью. Так, в ходе текущих событий на Украине обе стороны пытаются воздействовать на железнодорожные перевозки противника.



В связи с этим Пентагону предлагают вспомнить концепции прошлого и создать «старомодное оружие» для борьбы с вражеской логистикой. При этом старые идеи следует объединить с современными технологиями и возможностями. Подобный комбинированный подход не только позволит решать поставленные задачи, но и увеличит общие эффекты от подобных операций.

З. Калленборн указывает, что современные «противорельсовые» мины для разрушения железных дорог могли бы поступить на вооружение американской армии. При возникновении соответствующей необходимости, их можно было бы извлечь из арсеналов и применить по прямому назначению. Кроме того, таким оружием могут заинтересоваться союзники. В частности, подобные мины могли бы найти применение на Украине.


Российские железнодорожные войска за работой. Фото Минобороны РФ

Перспективный боеприпас


Small Wars Journal указывает на необходимость создания противорельсовых мин, а также предлагает способы их применения. Также предлагаются основные соображения относительно облика такого средства, направленные на упрощение его производства и применения. При этом сохраняется ряд вопросов, которые предстоит решать военным.

В качестве боезаряда предлагается использовать взрывчатое вещество, входящее в боекомплект спецподразделений. Подрыв должен осуществляться при помощи специальной системы с датчиком цели и взрывателем. Датчик цели должен следить за железнодорожными путями, определять движущийся поезд и осуществлять подрыв в оптимальный момент времени. Кроме того, мине необходимы средства маскировки.

Принципы применения


Куда больше внимания SWJ уделяет вопросам организации и проведения подобной диверсии. Предлагается использовать все доступные методы и средства, которые позволят получить наилучшие результаты и нанести противнику максимальный ущерб.

В первую очередь, предложено использовать все доступные средства разведки. С их помощью должны быть составлены карты железнодорожной сети и определены основные маршруты военных перевозок. Исходя из этой информации, военные специалисты должны найти оптимальные места для установки мин: атака должна не только останавливать конкретный эшелон, но и мешать прохождению других.

Small Wars Journal: верните мины для разрушения рельсов

Принципиальная схема типичного тепловоза. Топливный бак является одним из уязвимых элементов. Графика Small Wars Journal

Минирование предлагается выполнять силами диверсионно-разведывательных групп. Подобные подразделения с необходимым оружием должны проникать на территорию противника и готовить диверсии. Количество групп, их состав и оснащение должны определяться планом операции.

При наличии возможности, в такой операции могут участвовать артиллерия, ракетные комплексы и другие ударные системы с достаточной дальностью огня. Их задачей станет атака скопления составов и/или работающих ремонтников для нанесения максимального ущерба и увеличения времени простоя перевозок.

Ожидаемый эффект


SWJ напоминает, какие эффекты позволяет получить диверсия на железнодорожных путях. В первую очередь, подрыв противорельсовой мины разрушает строение пути и исключает его использование до восстановления. Подобная атака на проходящий эшелон может привести к его сходу с рельсов и к дополнительным разрушениям. Кроме того, понадобится эвакуация поврежденного подвижного состава, тоже связанная с трудностями.

З. Калленборн обращает внимание на широкое распространение и использование тепловозов. Такие локомотивы используют жидкое горючее и имеют топливные баки емкостью в несколько кубических метров. Разрушение бака под воздействием мины может привести к крупному пожару, ухудшающему общую ситуацию. Также дополнительным поражающим фактором может стать возгорание перевозимого груза – топлива или боеприпасов.


Российский бронепоезд, задействованный в Спецоперации на Украине. Фото Telegram / Panzerwaffle

Ликвидация последствий такой диверсии и ремонт пути могут быть связаны с серьезными трудностями. Скорость и простота выполнения таких работ зависят от удаленности и доступности места атаки, ее последствий, особенностей поврежденного строения и т.д. Эти факторы определяют, как скоро удастся восстановить движение и пустить новые эшелоны.

Вопросы защиты


В статье от SWJ рассматривается многообещающий способ борьбы с логистикой противника, а также перечисляются его преимущества. В то же время, без внимания остался вопрос реальных перспектив, имеющихся у таких идей. Кроме того, не раскрыта проблема их реализуемости на практике в случае конфликта с полноценной армией.

Определенный интерес представляет предложение о подготовке диверсий с использованием всех доступных средств разведки. Действительно, анализ спутниковых снимков или иных данных позволяет более точно находить критически важные участки, поражение которых даст наибольший эффект. За счет этого сократится требуемое число диверсионных групп, а также упростится их подготовка.

При этом именно использование ДРГ является самым слабым местом предложенной стратегии. В такой концепции разведчикам предлагается проникать в тыл противника, искать назначенные цели и ставить мины. Однако вероятность успешного решения боевой задачи невелика. В первую очередь, поскольку группам придется работать на враждебной территории и проникать на большую глубину, что связано с постоянными рисками.

Кроме того, нападение на транспортные коммуникации является непростой задачей. Так, в угрожаемый период или во время открытого конфликта железные дороги, находящиеся в непосредственной близости от опасных зон, тщательно охраняются. Также могут использоваться различные инженерные и железнодорожные средства, направленные на исключение диверсий или, как минимум, на сокращение их негативных последствий.


Крупнокалиберный аргумент против диверсантов. Фото Telegram / Panzerwaffle

Примеры такой охраны коммуникаций можно наблюдать в последние месяцы. В Донбассе и на контролируемых территориях Украины сейчас работают российские бронепоезда. Они обеспечивают охрану дорог и прикрывают движение пассажирских и грузовых поездов. Несколько раз противник пытался нападать на бронепоезда, но такие акции не дали никакого эффекта и привели лишь к неоправданным потерям с его стороны.

Сможет ли гипотетическая американская или иная иностранная ДРГ в таких условиях приблизиться к пути, поставить мину и подорвать требуемый состав – большой вопрос. Группа имеет все шансы быть обнаруженной и подавленной или уничтоженной еще на подходе к объекту атаки.

SWJ предлагает дополнить мины ракетно-артиллерийским или воздушным ударом по простаивающим эшелонам и/или железнодорожникам, осуществляющим ремонт. Однако возникает закономерный вопрос о целесообразности применения ДРГ и мин при возможности проведения иных атак, причем более мощных и эффективных. Подобные диверсии имеют смысл только в районах, недоступных для артиллерии и авиации.

Осмысление опыта


Таким образом, призыв, вынесенный в заголовок статьи от Small Wars Journal, в целом не имеет практического смысла. В теории, противорельсовые мины могут сыграть определенную роль в вооруженном конфликте и повлиять на логистические возможности противника. Однако их применение связано с рядом трудностей и рисков, а результат этого процесса может быть далек от желаемого. Как следствие, реальная необходимость в таком оружии фактически отсутствует.

Впрочем, выдвижение и изучение различных идей и концепций, в т.ч. сомнительных, является естественным и необходимым процессом. За счет этого происходит переосмысление имеющегося опыта или осуществляется поиск совершенно новых решений. И реальные перспективы тех или иных предложений удается определить уже на уровне теории – без затрат времени и ресурсов.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    4 августа 2022 05:09
    Сможет ли гипотетическая американская или иная иностранная ДРГ в таких условиях приблизиться к пути, поставить мину и подорвать требуемый состав – большой вопрос

    Смогли же по штабу ЧФ нанести удар... значит и здесь найдут способ диверсии... противник изобретателен, нагл, и получает все необходимое для проведения диверсий от англосаксов.
    А у нас есть вредная привычка думать что враг будет к нам по человечески относиться и воевать станет по христианским заповедям не убий.
    Нет этого не будет...
    нас будут убивать, обманывать, поливать грязью всеми возможными способами.
    Уважаемый автор указал лишь очередной способ противника как это будет происходить.
    1. 0
      4 августа 2022 05:27
      Все проще:50 лет мы шли к"война на дистанции, ракеты и сговор в цурихе" .
      Буря в пустыне.
      А вот будущее наше-контроль евразии только сухпут и вкс.
      Сапоги с портянками и И20 +соляркой решают все.
      Без термоядерного оружия. Оно велико для красных линий.
      Веселуха кончилась.
      "ваше слово, товарищ маузер! "
    2. +3
      4 августа 2022 07:40
      Им бы свои ЖД составы защитить, а не чужие уничтожать.
      Дикий Запад, и махновщина вернулись в США

    3. -1
      4 августа 2022 20:17
      Кто и когда у нас думал что с нами будут драться "по благородному"??? Обе Чечни, Грузия, Сирия, Украина - никто из них не воевал благородно. Если посмотреть ещё на советский период, та же история. Зато знаете кто пытается благородно воевать - мы сами. И что то "игра в рыцари", инициатива которой исходит только от НАШЕЙ стороны. Вот только, как бы война не закончилась, никакое "благородство" в обществе не сохранится. Противоборствующие стороны сделают всё, что бы в истории ни сохранилось ни одного документа что показывал бы примеры "благородной" войны с нашей стороны.
  2. Комментарий был удален.
  3. +1
    4 августа 2022 11:23
    Атакующий имеет преимущество в выборе места, времени и способа атаки.
    Железные дороги в этом плане ничем не лучше, так что появление дополнительной угрозы со счетов сбрасывать никак не стоит.
    1. -1
      4 августа 2022 16:21
      Железные дороги - очень уязвимы для диверсий, наносится ущерб самой дороге, подвижному составу и последующее разграждение очень длительное
      как дополнение,
      менее уязвима будет военная дорога из обычных аэродромных плит под грузовые суда на воздушной подушке
      1. +2
        4 августа 2022 21:56
        Нерентабельно, скорее всего
        1. 0
          5 августа 2022 10:00
          это же военные перевозки при чем тут рентабельность (?)
  4. 0
    4 августа 2022 14:33
    Автор тов. Старинова не читал? К чему глупости о " трудностях и рисках", "отсутствии реальной необходимости"?
  5. 0
    4 августа 2022 15:06
    Какие такие спец мины против рельс?обычный фугас в крафт бумаге ,автор, не этот ,а тот просто озвучил шо надо бы выделить деньги пентагону на исследования. Куй бабло не отхлдя от кассы.
  6. Комментарий был удален.
  7. +1
    4 августа 2022 17:46
    в ходе текущих событий на Украине обе стороны пытаются воздействовать на железнодорожные перевозки противника.

    надо же, какое откровение... и сколько же км ж/д путей, мостов, инфраструктуры и т.д. уничтожили наши, любопытно знать...
    вот кроме одесского и не припомнить что-то, правда там восстанавливают регулярно...
    еще подо львовом в туннель "вдарили", правда безрезультатно похоже - поезда со словакии прут вооружение без остановки...
    прямо до "восточного фронта"...
  8. +1
    4 августа 2022 18:08
    противорельсовые мины могут сыграть определенную роль в вооруженном конфликте и повлиять на логистические возможности противника. Однако их применение связано с рядом трудностей и рисков, а результат этого процесса может быть далек от желаемого. Как следствие, реальная необходимость в таком оружии фактически отсутствует.

    ну отчего же далек... :)
    во время ВОВ партизаны, посредством рельсовой войны, останавливали наступления целых фронтов...
    это во первых...
    во вторых, War on the Rocks, еще до войны разложил логистику ВС РФ...
    "Есть ли у Москвы структура МТО, необходимая для поддержки военных операций? Если говорить кратко, то в предусмотренные западными учениями сроки — нет." "у неё нет материально-технических средств, чтобы осуществить всё одним махом без логистических пауз для восстановления инфраструктуры тылового обеспечения" "следует максимально растягивать линию её обеспечения, в то же время направляя прицел на логистическую и транспортную инфраструктуру: грузовые автомобили, железнодорожные мосты и трубопроводы"
    "Тыловые части и учреждения российской армии не предназначены для крупномасштабного наземного наступления вдали от железных дорог. Подразделения тылового обеспечения внутри маневренных частей не столь многочисленны, как их западные аналоги.
    Среди воинских формирований только бригады имеют равноценные возможности МТО, по крайней мере относительно. По сравнению с американскими, у российских соединений на четверть меньше боевых машин, но почти втрое больше артиллерии. Формально в российские бригады входят два артиллерийских батальона, один ракетный и два зенитных, а в американские — по одному артиллерийскому батальону и зенитной роте. Дополнительные артиллерийские и зенитные батальоны российской армии повышают потребности в средствах МТО.
    Кроме того, российская армия не располагает достаточным количеством бригад тылового (материально-технического) обеспечения для каждого вида вооруженных сил. Согласно ежегодному бюллетеню «Военный баланс» Международного института стратегических исследований, у России имеется десять бригад материально-технического обеспечения для поддержки 11 общевойсковых армий, одной танковой армии и четырех армейских корпусов. Западный и Южный военные округа России имеют по три армии и всего по две бригады материально-технической поддержки. На такой риск Генштаб мог пойти ввиду развитой железнодорожной инфраструктуры данных округов."
    "Козырная карта русских — железнодорожные войска, которые состоят из десяти бригад и не имеют аналогов на Западе."
    "Причина уникальности ж/д бригад России заключается в логистической привязке войск к данному виду сообщения на уровне как общевойсковых армий, так и дивизий/бригад. Ни одна другая европейская армия в таких масштабах железными дорогами не пользуется."
    "За пределами сети железных дорог России придется полагаться в основном на парк грузовых автомашин для снабжения своей армии, пока Железнодорожные войска перестраивают или ремонтируют существующую линию, а то и вовсе строят новую."
    "она ограничена количеством имеющихся на вооружении российской армии грузовиков и диапазоном операций." "У российской армии недостаточно грузовиков, чтобы удовлетворить логистические потребности на расстоянии более чем в 145 километров от складов снабжения. Чтобы достичь дальности в 290 километров, российской армии пришлось бы удвоить количество грузовиков, чтобы в распоряжении каждой бригады МТО их было 400. "
    "Формально за каждой объединенной армией закреплена бригада материально-технического обеспечения, несмотря на то, что у разных видов ВС разная организационная структура. Каждая такая бригада состоит из двух автотранспортных батальонов, куда входят 150 грузовых автомобилей общего назначения, 50 прицепов и 260 спецгрузовиков. Российская армия активно использует орудия ствольной и ракетной артиллерии, а реактивные снаряды весьма громоздки. Каждая армия обычно имеет от 56 до 90 пусковых установок реактивных систем залпового огня.
    Средства для доукомплектации одной из них занимает целый грузовик. Произведи общевойсковая армия единственный залп, для пополнения одних только ракетных боеприпасов ей понадобиться задействовать 56-90 грузовиков. Это примерно половина парка грузовых машин одной бригады материально-технического обеспечения. А ведь есть еще шесть-девять дивизионов ПВО, пять дивизионов зенитной артиллерии, 12 механизированных и разведывательных батальонов, три-пять танковых батальонов, минометы, противотанковые ракеты и боеприпасы для стрелкового оружия, не говоря уже о продовольствии, технике, медикаментах и прочем. По этим пунктам оценку дать сложнее, однако потенциальные потребности в пополнении запасов выглядят масштабно. Грузовиков нужно великое множество."
    и т.д.
    ---
    так что, вопрос уничтожение ж/д в укростане, вполне актуален...
  9. +1
    4 августа 2022 20:38
    Как бы странно это не звучало, но снабжение через ЖД в современном мире стоит кардинально пересмотреть. Для обеспечения тех частей что далеко от фронта - у ЖД почти нет конкуренции (разве что снабжение по внутренним водным путям, но реки и каналы есть не везде). Но вот на расстоянии хотя бы 100 км. от места ведения боевых действия, уже опасно использовать.
    Дело вот в чём, долгое время, безопасность ЖД транспорта обеспечивалась тем, что единственное что могло блокировать ЖД сообщение (кроме непосредственного захвата территории нахождения ЖД путей или узла) это была артиллерия. Но артиллерия конца XIX века для повреждения поезда, должна была выйти на дистанцию прямой видимости. После первой мировой войны, когда артиллерия получила стремительный рывок развития и научились организовывать прицельную стрельбу из закрытых позиций - дальность поражения дошла до расстояния 20-30 км. Но вот уже во ВМВ возникла проблема - авиация. В ПМВ авиация ещё не могла эффективно уничтожать наземные цели, даже стационарные. Но ко ВМВ появились штурмовики и пикирующие бомбардировщики. И эти самолёты, могли представлять угрозу уже далеко не на расстоянии 30 км. Попасть под авианалёт, конвой мог и на расстоянии и 100 км. от фронта. Тогда же, на почве опыта первой мировой войны, получили должное развитие средства борьбы с поездами через мины. Развитие теории диверсионных групп, в сочетании с ЖД минами поставило под угрозу само ЖД снабжение. Хотя и в таких условиях, находясь на расстоянии более 100 км, поезда оставались практически в гарантированной безопасности.

    Но на дворе 21 век. ЖД сообщение, в случае войны, уже не будет безопасным, известны местоположения всех ЖД узлов и всех путей между ними. Есть орбитальная сеть спутников, что способно с определёнными интервалами, в хорошем разрешении фотографировать транспортные узлы в любой точке мира. Развитие спутникового наведения. Если сейчас, какая нибудь страна, запланирует серьёзно ослабить логистику страны, в одну из первых очередей пострадают ЖД узлы (что продемонстрировала спец операция). И непосредственно во время ведения боевых действий, чуть ли не в режиме онлайн, можно узнать момент прихода поезда со снабжением противника и знать где эта станция разгрузки. Потому просто передать координаты с пометкой о том что цель скоро может уехать, ВВС или ракетным войскам, и уже через 10-15 минут поезд, когда с него даже половину груза не сняли, попадёт под удар.
  10. -1
    5 августа 2022 10:57
    ...для разрушения рельсов в России.
  11. -1
    4 сентября 2022 14:36
    Еще хорошо, что дрон не привлекли к проекту ...