Гиперзвуковой ракетный комплекс DF-17 и его потенциал

122

Комплексы DF-17 на параде в 2019 г. Фото Nevskii-bastion.ru


Как и другие ведущие страны, Китай активно занимается тематикой гиперзвуковых летательных аппаратов военного назначения. Более того, еще несколько лет назад он довел до принятия на вооружение и постановки на дежурство свой первый ракетный комплекс с подобным боевым оснащением. Комплексы DF-17 отличаются высоким потенциалом и особыми возможностями, благодаря которым способны решать широкий круг задач, в т.ч. самых сложных.



Процесс разработки


По известным данным, Китай начал исследования в области гиперзвука еще в девяностых годах, но разработка реальных летательных аппаратов стартовала позже. В десятых годах многообещающая программа дошла до стадии полноценных летных испытаний опытных образцов с получением расчетных характеристик. Параллельно прорабатывались вопросы создания ракетного комплекса, пригодного для эксплуатации в войсках.

В начале 2014 г. в зарубежных источниках появились сообщения о первом тестовом полете китайского гиперзвукового летательного аппарата. В связи с отсутствием официальных данных, ему дали условное обозначение WU-14. В дальнейшем появился индекс DF-ZF, указывавший на связь с семейством ракет «Дунфэн».

До конца 2017 г. Китай провел девять испытательных пусков WU-14. Полеты осуществлялись по разным маршрутам и отличались профилем и программой. В ходе таких испытаний отрабатывались полет на расчетных скоростях и режимах, маневрирование на маршруте и т.д. По иностранным данным, скорость полета превышала 5 М, а дальность достигала 1400 км.


Парадный расчет. Ракеты открыты. Кадр из репортажа китайского ТВ

На стадии испытаний сведения о новом китайском проекте поступали только от зарубежных источников. Официальный Пекин не комментировал такие новости, не говоря уже о раскрытии технической информации. Тем не менее, как теперь известно, работы продолжались и успешно решали поставленные задачи.

Ракета на вооружении


1 октября 2019 г. в Пекине прошел военный парад, посвященный Дню образования КНР. В рамках этого мероприятия демонстрировались различные образцы современного ракетного вооружения, в т.ч. несколько новых комплексов. Один из них, обозначенный как DF-17 («Дунфэн-17»), нес ракету характерного облика, указывающую на ее возможности.

Сообщалось, что DF-17 относится к классу гиперзвуковых ракетных комплексов, и это первая китайская разработка такого рода. К моменту первого показа комплекс прошел все необходимые испытания и был принят на вооружение. Кроме того, промышленность начала производство серийных изделий, что позволило укомплектовать, как минимум, парадный расчет.

По всей видимости, на этом производство не остановилось. Новые пусковые установки и ракеты для них могли регулярно поступать в части ракетных войск стратегического назначения. По зарубежным данным, к настоящему времени комплексами DF-17 укомплектовано до двух бригад – ок. 24 пусковых установок.

В конце 2020 г. НОАК впервые продемонстрировала пуски новых ракет. В коротком видео для китайского телевидения показали выезд нескольких ракетных комплексов из части, а также прибытие на позицию и развертывание. Затем три боевые машины выполнили пуски. К сожалению, показали только взлет ракет. Полет и поражение учебной цели остались за кадром.


Ракеты крупным планом. Кадр из репортажа китайского ТВ

Впоследствии Китай показывал и другие пуски, одиночные и групповые. Последние материалы такого рода появились в самом конце июля. Кроме того, сообщается, что комплексы DF-17 были задействованы в крупномасштабных учениях НОАК на восточном побережье вблизи Тайваньского пролива. Последние пуски закономерно привлекли внимание зарубежной аудитории.

По известным данным


DF-17 представляет собой подвижный грунтовый ракетный комплекс с баллистической ракетой. Для получения высоких характеристик последняя оснащена гиперзвуковым планирующим боевым блоком. Согласно разным сообщениям, такой боевой блок предназначается для поражения стационарных наземных объектов либо подвижных надводных целей.

Комплекс «Дунфэн-17» построен на основе пятиосного специального шасси с высокими характеристиками подвижности. Аналогичные машины используются другими ракетными комплексами. Самоходная пусковая установка несет одну ракету. В походном положении изделие опускается в корпус и закрывается подвижными крышками. Перед пуском ракета поднимается в вертикальное положение. Принцип пуска – с направляющей или со стартового стола – неясен.

В состав комплекса входит двухступенчатая ракета. Первая ступень представляет собой твердотопливный разгонный блок с рулями. Вторая ступень является боевой и выполнена в виде планирующего гиперзвукового летательного аппарата. Общая длина ракеты оценивается в 11-12 м, стартовая масса – до 15 т.

Боевой блок из состава DF-17 имеет конструкцию, характерную для гиперзвуковых планеров. Он имеет обтекаемую форму верхней поверхности и плоское днище. Также имеются горизонтальные и вертикальные плоскости малой площади, вероятно, используемые для управления.


Боевой блок имеет знакомую форму. Кадр из репортажа китайского ТВ

Точные тактико-технические параметры такого блока неизвестны. Он должен лететь с высокой скоростью и осуществлять определенные маневры. На борту должны присутствовать средства навигации и наведения. Также предполагается наличие боевой части – конвенциональной или ядерной.

Ракета несет планирующий боевой блок, что определяет профиль полета. Взлет осуществляется вертикально, после чего ракета выходит на заданную траекторию и набирает необходимую скорость. В расчетной точке траектории на большой высоте происходит сброс боевого блока, который начинает самостоятельный полет за счет полученного разгона.

Скорость полета превышает 5 М; основная часть траектории проходит на высоте ок. 50-60 км. В полете блок может маневрировать по курсу и высоте. Согласно разным данным, дальность полета достигает 2-2,5 тыс.км. Это позволяет отнести DF-17 к ракетным системам средней дальности.

Технический потенциал


«Дунфэн-17» имеет ряд особенностей и преимуществ, характерных для гиперзвуковых ракетных комплексов. За счет этого он способен с высокой эффективностью решать различные боевые задачи на оперативно-тактическом уровне. При этом по всем основным параметрам DF-17 обходит «традиционные» ракетные комплексы.


Пусковая установка на учениях, 2020 г. Кадр из репортажа китайского ТВ

Комплекс DF-17 выполнен на самоходном шасси, которое дает высокую проходимость и стратегическую мобильность. С его помощью комплекс может выполнять патрулирование и быстро прибывать на позицию для выполнения пуска. Нужно отметить, что мобильное исполнение в целом характерно для китайских баллистических ракет всех классов.

Основные боевые качества и преимущества обеспечиваются боевой ступенью в виде гиперзвукового летательного аппарата. Так, высокая скорость сокращает подлетное время и ускоряет поражение цели. Способность блока к маневрированию, в свою очередь, затрудняет сопровождение и поражение существующими и перспективными средствами обороны. Противник имеет возможность обнаружить такой боевой блок в полете, но сбить его практически невозможно.

Точное предназначение DF-17 / DF-ZF пока не раскрывалось. По некоторым данным, этот комплекс должен обеспечивать быстрое и надежное поражение стационарных объектов противника. В таком случае боевому блоку требуется система наведения по известным координатам и соответствующие средства управления полетом.

Однако существуют предположения о применении головки самонаведения, способной выявить цель и направить блок на нее. В таком случае изделие, в теории, может применяться и по подвижным объектам. В частности, обсуждалась принципиальная возможность применения «Дунфэн-17» в качестве противокорабельного оружия. Такой блок может быть эффективным средством для борьбы с крупными кораблями противника, такими как авианосцы.


Учебный пуск, июль 2022 г. Кадр из репортажа китайского ТВ

Гиперзвуковая скорость вносит значительный вклад в могущество боевого блока. Только за счет своей кинетической энергии он способен наносить цели самый серьезный ущерб, сопоставимый с воздействием тяжелой фугасной боевой части. При этом не исключается наличие подобного боезаряда или даже ядерного блока, который в разы усилит воздействие на цель.

Есть основания полагать, что боевой блок DF-ZF будет использоваться не только в составе комплекса DF-17. Так, в середине 2020 г. появились фото и видео с бомбардировщиком H-6, несущим ракету с характерной головной частью. Недавно операторы-любители вновь сняли полет самолета с похожей ракетой. Все это говорит о разработке ракетного комплекса воздушного базирования на базе сухопутного «Дунфэн-17».

Также циркулировали слухи о возможной установке гиперзвукового блока на другие ракеты-носители. Комплексы такого рода могли бы иметь увеличенную дальность стрельбы и схожие преимущества. Впрочем, очевидно, что для кардинального роста дальности планирующего полета требуется серьезная переработка боевого блока.

Передовые разработки


Таким образом, Китай запустил свою собственную гиперзвуковую программу и одним из первых в мире получил реальные результаты. Как минимум, с осени 2019 г. сухопутные подвижные ракетные комплексы DF-17 несут боевое дежурство, регулярно выполняют учебные пуски и готовятся к реальной боевой работе. Уже сообщается о наличии двух ракетных бригад с таким вооружением, а в будущем могут появиться новые.

За счет проекта «Дунфэн-17» ракетные войска НОАК получили ряд новых возможностей и нарастили свой потенциал. Однако ясно, что развитие гиперзвуковых технологий на этом не остановится. Уже идет разработка других подобных систем, унифицированных с DF-ZF или полностью новых. И китайская промышленность уже подтвердила свою способность доводить такие разработки до принятия на вооружение.
122 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    8 августа 2022 05:07
    Комплексы DF-17 отличаются высоким потенциалом и особыми возможностями, благодаря которым способны решать широкий круг задач, в т.ч. самых сложных.
    За все хорошее, против всего плохого. Чем больше палка, тем дальше летит, обычно. request
    1. +2
      8 августа 2022 05:19
      Так хороший стимул в лице США есть... никому из независимых государств не хочется оказаться безоружным перед этим бандитским государством. smile
  2. -15
    8 августа 2022 05:19
    Что то мне подсказывает, что это очередная вариация на тему Першинг-2 разработки 70-х годов прошлого века. Причем, даже внешне изменений не много.

    И хватит уже про Гиперзвук..... Ну действительно... 14 раз автор упомянул это слово, но ни разу не по делу.
    1. +5
      8 августа 2022 05:57
      Цитата: ism_ek
      Причем, даже внешне изменений не много.

      (-) за плохое зрение. request См. фото:
      Ракеты крупным планом. Кадр из репортажа китайского ТВ
      1. -7
        8 августа 2022 06:12
        Сделали более современный дизайн... почти 60 лет прошло, аэродинамика не стоит на месте. Но и першинг 2 мог отлично маневрировать на конечном участке полета.
        1. +6
          8 августа 2022 06:24
          Концевые маневры и баллистика скольжения - это совсем не одно и то же. Для терминальных маневров следует сравнить "Кинжал" с боеголовкой Pershing II . Не с баллистической траекторией "Блинчики" на краю космоса.
          1. -4
            8 августа 2022 06:41
            Для терминального участка определяющим является механизм самонаведения. В этом ничего нового со времен Першинга 2 не придумали
            1. +4
              8 августа 2022 07:02
              Блинчики" позволяют ракете с дальностью 600-800 км достичь дальности 1 800-2 000 км без дополнительного топлива, просто используя уникальную аэродинамику терминала.

              Могут ли "терминальные маневры" увеличить дальность полета ракеты?

              Это не одно и то же.

              DF-15 использует ту же ракету-носитель, что и DF-17, способна совершать терминальные маневры, но ее максимальная дальность составляет всего 800 км.
              1. -4
                8 августа 2022 07:36
                Цитата: Лиао
                DF-15 использует ту же ракету-носитель, что и DF-17, способна совершать терминальные маневры, но ее максимальная дальность составляет всего 800 км.

                Сложно общаться с человеком, который не умеет считать до 5. У одного тягача пять осей, а у другого 4. Из этого следует, что одна ракета как минимум на 25% тяжелее другой...
                Ну уж про то, что одна ракета одноступенчатая, а другая двухступенчатая...
                1. +1
                  8 августа 2022 08:04
                  Ладно, ты выиграл. Это фотография DF-15.

                  В DF-17 используется ракетный ускоритель от уже действующей баллистической ракеты малой дальности DF-16B. Таким образом, конструкция самой ракеты не потребовала каких-либо серьезных изменений. Однако самым большим изменением является использование гиперзвуковой глиссады, а не обычной возвращаемой боеголовки, как в обычных баллистических ракетах и MIRV.

                  А DF-16 имеет дальность 800-1000 км, вам еще нужно объяснить, могут ли терминальные маневры увеличить дальность.

  3. +5
    8 августа 2022 05:21
    Комплексы DF-17 отличаются высоким потенциалом и особыми возможностями, благодаря которым способны решать широкий круг задач, в т.ч. самых сложных.

    Я так понимаю, что это отсебятина автора...
  4. +9
    8 августа 2022 05:31
    Цитата: ism_ek
    Причем, даже внешне изменений не много.


    Вы не видите разницы между конусом и вейврайдером?
  5. Eug
    +1
    8 августа 2022 07:33
    Как по мне, для гиперзвука у аппарата слишком большие несущие поверхности даже с учетом необходимости планирования. В свое время (минус 35) моделировал вход в атмосферу цилиндрических об'ектов с L = 7...11, менялись углы наклона траектории, бросания, атаки и крена (хоть об'ект и цилиндрический без перекрестных связей, в сочетании с углом атаки изменение крена приводило к боковому смещению) при ограничении поперечной перегрузки в 5g. Даже при очень "скромных" управляющих воздействиях получалась область приземления (не совсем приземления, высота раскрытия контейнера 800 метров) в виде овала 3000х800 км., и это без несущих поверхностей..."блинчиков" получалось от 3 до 5.
    1. +6
      8 августа 2022 08:22
      Вот так незатейливо, просто с помощью интересной беседы, в которой нужный человек начинает доказывать с фомулами в руках, случайно и сдаются военные секреты lol
      1. 0
        8 августа 2022 09:08
        Да может это и не секрет был. Нет допуска - нет секрета.
      2. +1
        9 августа 2022 13:32
        Моделирование поведения сферического коня в ваккууме ни разу не секрет smile А вот если камрад указал цвет, породу и пол - тогда да, могут быть вопросы smile
    2. +1
      9 августа 2022 22:36
      По меня парадная четверка несет муляжи. Не стоит анализировать.
  6. 0
    8 августа 2022 08:19
    Меня интересует вопрос: китайцы реально сами гиперзвук осилили, или с нашей помощью? И эта помощь, если была конечно, сознательная с нашей стороны, или мы прозевали секрет гиперзвука? feel
    Как то странно, что развитый запад гиперзвук осилить не может, а Китай вдруг смог, причем практически сразу после нас! what
    1. +4
      8 августа 2022 08:56
      Цитата: Eroma
      Как то странно, что развитый запад гиперзвук осилить не может, а Китай вдруг смог, причем практически сразу после нас!

      Да шо там китайцы ! Когда северокорейцы наступают на пятки ! belay
      what
      1. +1
        8 августа 2022 13:08
        Коль пошла такая пьянка, то сдается мне, что материал, из которого определенная часть Азии свои модельки конструирует мы потихому продаём feel а товарищи остальное сами ваяют
        1. 0
          8 августа 2022 20:01
          Цитата: Eroma
          Коль пошла такая пьянка, то сдается мне, что материал, из которого определенная часть Азии свои модельки конструирует мы потихому продаём feel а товарищи остальное сами ваяют

          У меня тоже такое подозрение сложилось. Но скорее всего идет взаимовыгодный обмен "продуктами рудовой деятельности". По тому как мы заинтересованы в их микроэлектронике, скорее всего по этому направлению и работаем... yes
    2. 0
      8 августа 2022 15:02
      Скорее всего, гиперзвук такой же, как и пятое поколение в Китае
      1. +2
        8 августа 2022 20:05
        Следует принять во внимание, что у китов есть суперкомпы и ГЗ аэродинамическая труба для продувки моделек... Возможно, что и сварганили что-то свое национальное... Но без фундаментальной науки такие высоты техники не берутся. У меня только в этом сомнения.
        1. 0
          8 августа 2022 20:59
          Возможно. Одно дело создать автомобилестроение за 10 лет, а другое - умное оружие
          1. -1
            9 августа 2022 10:43
            Автомобилестроение проще, но за долгие года РФ так его и не освоило
            1. +1
              9 августа 2022 12:57
              Цитата: DeepDiver
              Автомобилестроение проще, но за долгие года РФ так его и не освоило

              Это вопрос не науки, а организации бизнес процессов (менеджмента) в этом деле мы буксуем feel а Китайцы наоборот, это их тема crying
              1. -1
                10 августа 2022 10:09
                Фирма жены руководителя госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова больше десяти лет разрабатывала автоматическую коробку передач для АвтоВАЗа. Государство потратило на это сотни миллионов рублей. После санкций оказалось, что российской коробки у АвтоВАЗа нет.

                Это тоже бизнес-процессы? laughing
                Рено на ВАЗе отладило бизнес-процессы по своему, т.е. мировому, уровню. Рено ушло, где Весты?
            2. 0
              9 августа 2022 14:22
              Задачи такой не было, значит
              1. -1
                10 августа 2022 10:09
                Фирма жены руководителя госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова больше десяти лет разрабатывала автоматическую коробку передач для АвтоВАЗа. Государство потратило на это сотни миллионов рублей. После санкций оказалось, что российской коробки у АвтоВАЗа нет
                1. 0
                  10 августа 2022 11:59
                  Это туфта. Никто таких задач по-настоящему не ставил.
                  1. -1
                    10 августа 2022 15:04
                    Странно, почему я не ожидал от вас другого ответа? laughing
                    1. 0
                      10 августа 2022 15:25
                      Когда это будет задача госважности, как ракета, тогда и сделают. Такое уточнение устроит? Ха-ха
                      1. -1
                        11 августа 2022 10:38
                        Ну если разработа отечественной АКПП (в США они появились на рынке в начале 50-х) -- это задача государственной важности, то у меня появляется очень много вопросов
                2. 0
                  10 августа 2022 12:04
                  В мире по пальцам одной руки можно сосчитать страны, кто делает движки к самолётам и сами самолёты. Станки те же. А машины делает много стран.
                  1. -1
                    10 августа 2022 15:07
                    Всё это, по сути, наследие СССР, ничего нового РФ не создала. И, на мой взгляд, очень странно гордиться прошлыми достижениями при отсутствии текущих.
                    1. 0
                      10 августа 2022 15:23
                      А что в 21-м веке революционного придумано в мире? ПК?
                      1. -1
                        11 августа 2022 10:39
                        Уровень ваших знаний просто поражает. ПК -- это 70-е годы прошлого века, а 21-й век -- это смартфон, который многим заменил ПК
                      2. 0
                        12 августа 2022 08:01
                        ПК в сегодняшнем виде. Понятно, что они даже в кино начала 80-х уже показаны были и в советских школах была информатика. По-сути, говорите, а не меряйтесь умничанием
                      3. -1
                        12 августа 2022 09:49
                        ПК в сегодняшнем виде (IBM PS) я пользовался в конце 80-х, в СССР. В США ими начали пользоваться намного раньше.
                      4. 0
                        12 августа 2022 08:02
                        Смартфон, в сущности, тот же ПК. Но спасибо, что капитан оченидность замечание сделал
                      5. -1
                        12 августа 2022 09:52
                        Самолёт, в сущности, тот же поезд laughing
                        Смартфон, как минимум, симбиоз телефона, ПК и фотоаппарата, размером в половину стандартного HDD
                    2. 0
                      10 августа 2022 15:24
                      Сейчас всё придумывается по чуть-чуть. Это как в тренажерном зале - сначала быстрый рост, а потом по чуть-чуть.
                      1. -1
                        11 августа 2022 10:48
                        Сравните производительность процессоров сейчас и в 1999 году, снимки Хаббла и Уэбба, нормы Евро-1 и Евро-6. Список можно продолжать очень долго, и по практически любой отрасли
        2. +1
          9 августа 2022 12:55
          Цитата: Удав КАА
          без фундаментальной науки такие высоты техники не берутся.

          Верное замечание, особенно на фоне того, что Китай не может движок для 5 поколения допилить без наших деталей, ибо в материаловедении они как раз и слабы, не способны жаропрочный и лёгкий материал слепить! lol А в гиперзвук смогли неожиданно, хотя в этой техе жаропрочные материалы ключевая тема! wassat
          1. 0
            9 августа 2022 15:52
            Скажите, для возвращаемых спутников требуются легкие, термостойкие материалы, а для боеголовок любых межконтинентальных ракет - легкие, термостойкие материалы? Разве в Китае не было такого раньше?

            Позвольте мне рассказать вам о "фундаментальных исследованиях". Видите там модель боеголовки "Шанцевый инструмент"? Это аэродинамическая труба со скоростью, в 30 раз превышающей скорость звука.

            Хотя у русских нет такой продвинутой аэродинамической трубы для изучения блина, умные русские могут вычислять передовые достижения науки и техники с помощью карандаша каждый раз, когда пьют водку, которую потом воруют китайцы.

            Россия стала очередной жертвой, и впереди еще много новых жертв.
          2. 0
            10 августа 2022 12:00
            Да, простим наших товарищей, ибо любят приукрасить. Что поделать
    3. 0
      9 августа 2022 11:28
      На днях арестовали руководителя нии за госизмену. Ходят упорные слухи что он сливал китайцам за гиперзвук.
      1. -4
        9 августа 2022 16:00
        Русские слили Китаю то, чего у России не было.

        Если у России его нет, значит, его слили американцы.
  7. +4
    8 августа 2022 09:08
    Вообще то маневрирование при гиперзвуке это не основная проблема, которую решают разработчики такого вооружения. Самым сложным является вопрос сохранения при таком полете физических свойств маневрирующего блока. Он летит почти в режиме полета болоида, который сгорает в слоях атмосферы. Только успехи в материаловедении, в создании новых материалов, в изучении и освоении на практике всех особенностей поведения блока при гиперзвуковом полете, сохранении свойств его материала (оболочки) позволят создать такое оружие.
    1. +3
      8 августа 2022 15:07
      С гиперзвуком много проблем, но основная, действительно, нагрев. Слышал, что даже SR-71 был ограничен в скорости именно нагревом, а не энергетикой двигателей. Но тут траектория "блинчиков" (waverider), кажется, может помочь - когда ЛА вылетает в космос, а потом снова проскальзывает по атмосфере. Ну, и материаловедение.
      Вторая проблема -- облако плазмы, в которой полетит ЛА. Блокирует связь и ориентирование. Тоже говорят, что решения есть какие-то с "протыкающими" это облако антеннами.

      Но в целом - очень сложная технология. На пределе сегодняшних возможностей.
      1. -1
        9 августа 2022 11:30
        С плазмой решили. Как я понял сама плазма становится антенной.
  8. -1
    8 августа 2022 15:01
    Странно, Сивков сквзал, что гиперзвука нет у Китая
    1. 0
      8 августа 2022 19:02
      Ну, с таким же успехом юсовцы говорят, что у РФ нет гиперзвука, т.к. это не скрамджет.
      1. -1
        8 августа 2022 19:13
        Я ссылаюсь на специалистов. Ну, сами посудите. Откуда ему взяться, раз это совершенно другое поколение
      2. 0
        8 августа 2022 21:21
        Верно говорят. Нет у РФ гиперзвука. См. мой камент про скорость звука
        1. +1
          9 августа 2022 04:48
          Вам, ребята, нравится самим определять узкий диапазон, гиперзвуковые + крылатые ракеты .
    2. +3
      8 августа 2022 20:12
      Цитата: Novosibirsk
      Странно, Сивков сквзал, что гиперзвука нет у Китая

      Сивков видимо имел ввиду "атмосферный", "моторный" ГЗ. Амы тоже нам пытаются впихнуть чушку, что, если ЛА не идет в ПСА на своем двигле со скоростью более 5М, то это не ГЗ, а так, баловство. Обоснование: ББ МБР тоже с небес (из космоса) на землю на ГЗ скоростях падают. Причем последние даже маневрировать могут на термальном участке до попадания в район цели.
  9. -1
    8 августа 2022 15:02
    Цитата: Eroma
    Китай вдруг смог, причем практически сразу после нас!


    Слово "звук" (число Маха) применительно к скорости ЛА подразумевает аэродинамический полет в атмосфере и используется именно потому, что законы газодинамики (аэродинамического полета) сильно различаются, пропорционально как раз скорости звука в воздухе (чуть выше 1100 км/ч). Что наглядно видно и по форме самих ЛА: прямые крылья у дозвуковых самолетов, треугольные у сверхзвуковых, плоское дно у гиперзвуковых. Баллистические ракеты могут лететь гораздо быстрее, аж до 16.000 км/ч, что не делает их гиперзвуковыми. Боеголовке хотя бы планировать в атмосфере необходимо, чтобы считаться гиперзвуковой. Еще более продвинутая версия - гиперзвуковой ЛА с прямоточным (другие не работают на таких скоростях) двигателем и использованием воздуха для сгорания топлива. Над такими сейчас работают, все засекречено, но прототипы летают с переменным успехом.

    Так вот, мы пока не "смогли" гиперзвуковую ракету, только нарисовали. Кинжал - это аэробаллистическая ракета. А те, что показывает Китай - выглядят как полноценные гиперзвуковые. Летают ли они на самом деле или это пропаганда - я не знаю.
    1. -1
      8 августа 2022 15:06
      Ну да. Мы - нарисовали, а копирующий Китай типа сделал. Упс, а у кого он копировал? американцы ещё не сделали, наши по вашему мнению - тоже. Так кто нарисовал?
      1. 0
        8 августа 2022 18:04
        Китай чрезвычайно эффективно украл/купил наследие СССР, начиная с космоса. В Китае работает множество "ракетных" специалистов как из России, так и с Украины, которых привлекли и длинным рублем, и возможностью увидеть свои разработки "в металле". Так что, российский вклад в китайский гиперзвук более чем возможен.
        1. -1
          8 августа 2022 20:45
          Если гиперзвука нет в США и России, то его тем более нет в Китае. Всё остальное - легенды и мифы.
          1. +1
            9 августа 2022 10:41
            Согласен, что подозрительно, что Китай в любой области №1, а не СССР или США, как было раньше. Подозрительно, но возможно. Я лично допускаю, что у Китая могут быть гиперзвуковые технологии лучше, чем у США. Не говоря уж о России. Чем черт не шутит?..
            1. 0
              9 августа 2022 15:04
              Китайцы в чертей не верят, а я в китайцев. Если бы у китайцев был гиперзвук американцам это было бы давно известно. Американские кроты в Китае хорошо работают. Ситуация с Пелосей тому пример.
        2. -1
          9 августа 2022 04:53
          Так что этих ученых, украденных Китаем, можно, по крайней мере, найти в опубликованных работах в России, или в России есть прототип этого "в металле". Есть ли такой, пожалуйста?
          1. 0
            9 августа 2022 20:12
            если вопрос ко мне, то я наоборот утверждал, что гиперзвука в России НЕТ. Кинжал - это НЕ гиперзвук.

            Что же до российских/украинских ученых, работающих в аэрокосмосе в Китае - по мне, факт бесспорный. Каким был их вклад, насколько решающим - я не знаю. Помимо них, точно было традиционное китайское воровство всех возможных технологий + собственные китайские ученые, разумеется. В том числе, и обучавшиеся в России/СССР. И в США.

            Если нужно нагуглить конкретные фамилии, готов поискать. В ответ на утверждение, что НЕТ таких российских и украинских специалистов в Китае.
            1. 0
              10 августа 2022 05:38
              Если вы должны иметь "Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель", то во всем человечестве нет ничего, чего бы вы хотели прямо сейчас.
    2. 0
      8 августа 2022 19:05
      КМК, это скорее "модный дизайн", как стелс-танки. Могут ли они по-настоящему в атмосферный подскок и управляемое поражение цели, еще вопрос.
    3. -1
      8 августа 2022 19:15
      Да, не могут они поперёк батьки идти. Нельзя преодолеть поколения разработок. Мы же в автопроме не преодолели
      1. -3
        9 августа 2022 03:39
        Цитата: Novosibirsk
        Мы же в автопроме не преодолели

        Китайцы еще в годы поздней культурной революции смогли создать промышленность мотокультиваторов и минитракторов. Именно это позволило китайцам провести деколлективизацию сельского хозяйства без обезлюдивания деревни и без падения производства продукции сельского хозяйства. В СССР сделать тракторы для фермеров не смогли. Закупка в Европе тракторов для перехода на фермерское рентабельное хозяйство потребовало бы для России в ценах 1992 года порядка 1200 миллиардов долларов. Да и как поздний СССР мог развиваться, если инженерполучал 130 руб а рабочий который работал по его чертежам и технологическим картам 270 руб. По мнению руководства и рабочих изобретатели это диверсанты ломающие отлаженный процесс.
        1. 0
          9 августа 2022 03:43
          Уровень жизни в СССР не измерялся одной лишь зарплатой. Странно такое читать.
          1. 0
            9 августа 2022 03:48
            Цитата: Novosibirsk
            Уровень жизни в СССР не измерялся одной лишь зарплатой.

            В позднем СССР завидным женихом был продавец, фарцовщик, рэкитер. Рабочий приемлимым. Врач или инженер только по большой бесрассудной любви, когда дама после 35 лет понимала что успешных мужчин на ее долю не осталось..
            1. 0
              9 августа 2022 03:51
              Ну, Вы за всех женщин в курсе, наверно...
            2. +2
              9 августа 2022 03:51
              При Союзе в 35 редко кто незамужем был.
              1. 0
                9 августа 2022 04:26
                Цитата: Novosibirsk
                При Союзе в 35 редко кто незамужем был.

                В Москве это было намного чаще. В Тверской области женились действительно рано.
        2. -1
          9 августа 2022 03:46
          Китай в переходном периоде к социализму. Сколько он продлится, никто не знает. Удивил? Удивил.
          1. +1
            9 августа 2022 08:14
            Так и есть. Не удивил. yes
            1. 0
              9 августа 2022 15:11
              Ну, не все же хотя бы слушают что-то из политэкономии на том же ютюбе.
          2. +1
            9 августа 2022 15:06
            Социализм в Китае никогда не наступит просто по причине того, что он не рассчитан на такую массу населения. 200 - 300 лямов - это край.
            1. 0
              9 августа 2022 15:12
              Не такого в теории. А как будет на практике - никто не знает
              1. 0
                9 августа 2022 15:17
                Практика уже была. В СССР. В конечном итоге Союз надорвался. А Китай даже пробовать не станет. Зачем обеспечивать всем необходимым миллиард обормотов? Это не в азиатской традиции.
                1. +2
                  9 августа 2022 18:32
                  Союз не надорвался. Его просто распустили. А собственность решила поделить горстка людей по тем временам. Страна, не надорвавшаяся в Войну, не могла надорваться. Это байки в стиле Сванидзе.
                  1. 0
                    9 августа 2022 19:38
                    Надорвался, потому слишком заигрался в социализм. А надо было создавать спутниковую (гибридную) экономику с чётким госконтролем и пресечением уплывания денег в оффшоры.
                    1. +1
                      10 августа 2022 07:54
                      Он потому и распался, что капитализм вернулся. Частно-собственнические интересы его и рпзорвали - с внешней помощью. Всё, что вы называете, - технические моменты, хоть и важные
                2. 0
                  9 августа 2022 18:45
                  Зная сложную историю России в 20 веке, я бы так про практику лихо не судил.
                  1. +1
                    9 августа 2022 19:43
                    А это не лихо. Это - объективно. Не нужно было кормить тысячу иждивенцев, которые в конечном итоге вытерли об тебя ноги.
                    1. 0
                      10 августа 2022 07:56
                      Ну, странно такое слвшать. Вообще-то РСФСР первой вышла из СССР. А не Узбекистан какой-гибудь. Человеку, который не жил ни в одной Союзной республике, трудно объяснить
                      1. 0
                        10 августа 2022 14:39
                        Первой вышла Литва. А следом Грузия и остальные балтийские лимитрофы.
                      2. 0
                        10 августа 2022 15:29
                        Прибалтика отдельный разговор. Ркшение о роспуске Союза не она принимала.
                      3. 0
                        10 августа 2022 16:29
                        Она принимала участие в поглощении ресурсов.
                      4. 0
                        10 августа 2022 19:04
                        Не смешите. Крохотная Прибалтика...Где у Литвы 5 млн, а другие и того меньше. К тому же тогда она производила. Тогда было так. Вы такие аргументы приводите...Вроде, в историю отсылаете и при этом популизма много
                      5. 0
                        10 августа 2022 19:25
                        То есть вам из Новосибирска смешно? Ну ок. Думаю, что из Калининграда - не очень.
                        Что-то производила? Производила? Фабрики, заводы сама строила? При этом потребляла больше, чем давала. Единственные профицитные республики Союза собственно РСФСР и Белоруссия. Все остальные - минус.
                        Так популизм в чём? Что Союз кормил прибалтийских дармоедов, от которых теперь не знает куда деться Европа? Интересно а богатая европа считает ничтожными свои вложения в крошечные прибалтийские республики?
                    2. 0
                      10 августа 2022 08:01
                      Советский Союз начался не под счастливой звездой. Уже противостояние шло. Удивительно, как он вообще выдержал столько. Пройдут века и люди будут поражаться масштабу освоения территорий и технологий, и человеческого потенциала как такового. Ещё лет 40 бы и все бы жильё получили. 100 млн родили и социализировали в 20 веке. А культивировать лозунги про "надорвался" - - антиисторично попросту говоря. Это сегодняшняя Россия надрывается. Будем надеяться, что этого не случится
                      1. 0
                        10 августа 2022 14:41
                        Ну почему же? Если он действительно надорвался? А предательство партноменклатуры окончательно добило страну.
                      2. 0
                        10 августа 2022 15:27
                        Мне ваша мантра неинтересна.
                      3. 0
                        10 августа 2022 16:39
                        Это не - моя мантра, а обстоятельства. приведшие к гибели сверхдержавы.
                      4. 0
                        10 августа 2022 19:00
                        Ну, раз целый Никелиум сказал...
                      5. 0
                        10 августа 2022 19:26
                        Ну раз целый 2-миллионый Новосибирск похвалил.
                    3. 0
                      10 августа 2022 08:11
                      Сегодня территоии этих иждивенцев, как Вы выражаетесь, представляют для России риски. Речь о Средней Азии и Кавказе, понятное дело. Воистину говорят: не хочешь кормить свою армию - будешь кормить чужую. Думаю, аналогия понятна
                      1. 0
                        10 августа 2022 14:43
                        А когда на этих территориях не было рисков? Вон безрисковую Аляску царёк Саня Второй амерам продал. Правда это предательство позже ему икнулось когда Гриневицкий отправил это недоразумение к Шуйскому.
                      2. 0
                        10 августа 2022 15:27
                        Когда не было рисков. При СССР и не было.
                      3. 0
                        10 августа 2022 16:33
                        Ну как не было было? О казахстанских восстаниях забыто? Мятеж в Шымкенте? Межнациональный взрыв в Грозном, после возвращения нохчей туда. Взрыв армянскими националистами-дашнаками московского метро? Об этом широко не сообщалось, но это ведь было!
                      4. 0
                        10 августа 2022 19:02
                        Да-да, и басмачей гоняли до конца 40-х. На фоне сегодняшних потенциальных и уже реальных рисков это смехотворно.
                      5. 0
                        10 августа 2022 19:26
                        До 36 года. В 40 никаких басмачей уже не было.
                      6. 0
                        10 августа 2022 20:20
                        Итог один. Вот, такие, как Вы, кто говорил и умничал в 90-м о том, что сбросим с себя все республики и заживём, и подпевали распаду. Ну, и что зажили? Ещё про ресурсы рассуждаете.
                      7. 0
                        10 августа 2022 21:21
                        Я такое в 90 говорил? Видео, аудио есть? А сейчас да, говорю. И не потому, как вы выразились "заживём", а потому что считай все эти республики, кроме Украины, Белоруссии и Казахстана оказались бесполезны. К сожалению две из трёх республик поражены пещерным национализмом.
                        За 90 спрашивайте с Громыко и прочих кремлёвских маразматиков, которые привели Меченого к власти, думая что будут долго паразитировать на нём.
    4. +1
      8 августа 2022 20:23
      Цитата: Проктолог
      мы пока не "смогли" гиперзвуковую ракету, только нарисовали.

      Откуда такая уверенность, что "не смогли"?
      Вроде бы как изделие 15Ю71 стоит (на боевом дежурстве!), как боевое оснащение УР-100УТТХ в 2-х полках РВСН...
      А изделие 3М22 -- сказки бабушки Арины, по-вашему!?
      Или вы полагаете, что Верховного вводят в заблуждение, и он, не понимая о чем говорит, прилюдно, 31.07 2022 года, обещает стране постановку их на вооружения "в ближайшие месяцы".
      Это крайне серьезное обвинение с вашей стороны. Поясните, ПЛЗ, может я что-то не правильно понял, или вы не четко сформулировали свою мысль-утверждение. belay
    5. -1
      8 августа 2022 22:37
      Цитата: Проктолог
      Так вот, мы пока не "смогли" гиперзвуковую ракету, только нарисовали. Кинжал - это аэробаллистическая ракета.

      Боже мой ! Сколько же непринуждённого "словесно-умственного" заблуждения ! И сколько же имеется подобных "товарисчей" ,привыкших "мыслить" ШАБЛОНАМИ ! fool В таких случаях говорится : Хоть кол на голове теши ...не поможет ! no
    6. -1
      9 августа 2022 04:42
      Американцы наблюдали за китайским экспериментом по тестированию блинов и лучше всех знали, было ли это обманом

      "In the case of the DF-17, China has looked to build up a highly precise system. U.S. analysis of the missile’s first tests in November 2017 found an impressive degree of precision – with the test units apparently striking within metres of their targets."

      "The 2020 Bulletin of the Atomic Scientists report on Chinese nuclear forces estimates the maximum range of the DF-17 to be more than 1,800 km. The report also indicated assertions from the US Strategic Command that the DF-17 is capable of carrying both conventional and nuclear payloads."

      “We don’t have any defence that could deny the employment of such a weapon against us,” General John Hyten, who is now vice-chairman of the Joint Chiefs of Staff, said in March last year.

      Стоит особо отметить, что Китай парировал американское утверждение о том, что он может нести ядерные боеголовки. Мы специально подчеркнули, что это обычная боеголовка для движущейся цели, предположительно, чтобы сказать американцам, что если однажды мы решим запустить ее, мы надеемся, что США не подумают, что их атаковали ядерным оружием, и не допустят стратегического просчета.


      Что касается Северной Кореи, то южнокорейцы и японцы наблюдали за их экспериментом с блинами и обнаружили, что он только начинается и еще очень далек от успеха.
    7. -1
      9 августа 2022 11:35
      Насколько мне известно кинжал это Искандер в девичестве. Как ни странно.
  10. -5
    8 августа 2022 21:54
    Я один вижу, что все ракеты нарисованные! У меня в "танках" детализация лучше, чем на этих фотографиях! Боюсь китай освоил нашу технологию мультяшного ракето строения.
    По поводу гиперзвука и какого то управления, не говоря уже о само наведении. При такой скорости в атмосфере, будет такой кокон плазмы, что его ничего не пробъет. Нужно закидывать ракету повыше, и там, в безвоздушном пространстве её корректировать, прицеливать, или само наводить. А дальше тупо пикировать.
    Или использовать низко летящий спутник, как систему наведения, управления ракетой и корректирования, на участке снижения. Но спутников в достаточном количестве ни у России, ни у Китая нет, потому гиперзвуковые управляемые ракеты мы видим только на картинке.
  11. kig
    -1
    9 августа 2022 01:46
    Полет и поражение учебной цели остались за кадром.
    Насколько я помню, наши поступали точно таким же образом с Цирконом: пуск, а остальное за кадром.
  12. -1
    9 августа 2022 12:29
    Может статься так, что наш великий "гроссмейстер" и "многоходовочник" и здесь вешает лапшу на уши своему "электорату", ему не привыкать. Что собой в реальности представляет гиперзвук, и насколько это будет эффективно, покажет только реальный бой с супостатами. Если каким-нибудь одним "Цирконом" отправить на дно какой-нибудь "Джеральд Форд" - вот это будет круто!
    Только тогда все затрясутся от страха по-настоящему.
    А пока это просто путинские "пугалки" для Запада.
    Технологии гиперзвука китайцам проданы давно. Кем проданы, когда, и за что - надеюсь, узнаем после того, как... в общем, после "Лебединого озера" по всем каналам...
    1. 0
      9 августа 2022 15:10
      Ну продать - это одно. Сделать совсем - другое. Почему никто до сих пор не воссоздал экранолёт ЭКИП, хотя наверняка чертежи ещё в 90-ых продали. Или где глубоководные "Комсомольцы" у Китая? Титана та у них полно.
  13. 0
    9 августа 2022 20:55
    Цитата: Mavrikiy
    против всего плохого. Чем больше палка, тем дальше летит, обычно.

    Лишь бы до Владика , Хабары , городов Амурской области и т.д. к западу по Трансибу не
    прилетели . " Воин Советской армии - будь бдителен : до китайской границы 25 километров".
    И что-то они мне , советскому и постсоветскому инженеру с поставками запчастей заказанных
    тянут .
    1. 0
      10 августа 2022 17:49
      Ну что ж, русские бывшие советские инженеры, чтобы вам было легче на "Даманском", я расскажу вам о Китае

      Во время российской специальной военной операции в Китае тоже раздавались голоса. Русские вторглись на нашу землю и назвали город (Владивосток) "Покорение Востока", город "Далянь" - это русское слово "дальний". Далянь- У русских невероятный аппетит к земле
  14. 0
    9 августа 2022 22:27
    Цитата: Проктолог
    С гиперзвуком много проблем, но основная, действительно, нагрев. Слышал, что даже SR-71 был ограничен в скорости именно нагревом, а не энергетикой двигателей. Но тут траектория "блинчиков" (waverider), кажется, может помочь - когда ЛА вылетает в космос, а потом снова проскальзывает по атмосфере. Ну, и материаловедение.
    Вторая проблема -- облако плазмы, в которой полетит ЛА. Блокирует связь и ориентирование. Тоже говорят, что решения есть какие-то с "протыкающими" это облако антеннами.

    Но в целом - очень сложная технология. На пределе сегодняшних возможностей.

    связь в облаке плазмы уже давно решена . еще в ссср. читайте научно популярную лит ..ру. то что китайцы катают ракеты с управляемым блококом дак мы в 50 х тож макеты по площади катали . они недавно в сторону тайваня балистические ракеты тащили. бутто там шахты на побережье.китайцы те еще хитрожопые. похлеще украинцев.не пощупал значит небыло.и разговоры о китайском супер оружие , брехня
    1. -2
      10 августа 2022 17:14
      Никто не мог решить проблему плазменной защиты, единственным решением было замедлить скорость, удлинить траекторию, змеиться по ней, как дорога по холму, а затем позволить воздуху замедлить боеголовку.

      В 1996 году Китай запустил ракеты в сторону Тайваня для его сдерживания, и они обнаружили, что китайские боеголовки падают по спирали в воздухе. Поэтому, пока весь мир подозревал, что это была мистификация, когда Китай использовал баллистические ракеты против авианосцев, тайваньцы, включая американцев, верили, что это может быть реальностью.

      Если вы заметили, то можете увидеть, что в статье говорится, что DF-17 имеет скорость 5-10 Махов, потому что он поддерживает соответствующую скорость, позволяющую работать Система самонаведения. Таким образом, эта ракета способна поражать маневрирующие цели.
  15. 0
    10 августа 2022 20:40
    Цитата: Лиао
    Во время российской специальной военной операции в Китае тоже раздавались голоса. Русские вторглись на нашу землю и назвали город (Владивосток) "Покорение Востока", город "Далянь" - это русское слово "дальний". Далянь- У русских невероятный аппетит к земле

    Да , вспомним русских пилотов , прикрывавших небо над Китаем с 1937 -го по 1940-й год.
    Ложились своими костями и кровью в Китайскую землю .
    Налёт группы СБ-2 Полынина на до сих-ноне проблемный Тайвань (Формозу) .
    Но при инциденте на Даманском мать плакала , собирая отцу тревожный
    чемоданчик . Я помню . Мне 5-ть лет было . Теперь мы снова потенциальные
    союзники .
    1. -1
      11 августа 2022 00:14
      Так что вам также лучше помнить, что вы "негр" в Европе, и не стремиться к тому, чтобы убедиться, что вы белый. Иначе вас осудят в Московской битве за то, что вы не чернокожий. «У нас, знаете, говорят: каждого русского, если потереть как следует, там татарин появится»
  16. 0
    11 августа 2022 11:05
    Цитата: Лиао
    «У нас, знаете, говорят: каждого русского, если потереть как следует, там татарин появится»

    Крылатая фраза . Аж до Поднебесной долетела . Авторство приписывается и А.С. Пушкину
    (кстати , потомку эфиопа в Европе) , и Н.Карамзину , и книге "La Russie еn 1839".
    Ну так "поскреби китайца- найдёшь джурженя"..
    А уж про кровь воинов Чингизхана , побывавших и в фанзах ,и в избах ....
    До сих пор монгольскими скулами по утрам при бритье в зеркале просматривается.
  17. 0
    11 августа 2022 14:25
    похоже китайцы воспользовались информацией слитой им нашими учеными предателями из сибирского отделения АН РФ, которых недавно разоблачили.
  18. 0
    23 сентября 2022 21:30
    Читаю комментарии на Вашем сайте и просто поражаюсь! Все олигархи во всём Мире воры и преступники перед народами стран где они живут, но у меня сложилось впечатление, что большинство комментариев написаны украинскими русофобами. Вы ведёте справедливую войну против НАТО и всей Западной проамериканской сворой. Эта война за выживание России в этом Мире и при этом Вы не верите руководству страны практически по всем вопросам. Уважаемые, Вы что, не понимаете - это прямая дорога к поражению и ликвидации России? Похоже за "листьями" Вы не видите леса! Ваша победа необходима Человечеству, которое Россия возглавит после чудовищного природного катаклизма, который произойдёт в после 2050 года. Я до этого не доживу - максимальный срок человеческой жизни на Земле 120 лет, но многие из Вас станут свидетелями того как чудовищные шестисотметровые цунами поглотят и смоют США, Канаду, Британские острова, Японию, Западную Европу...