Стамбульский военный музей

87

В данной статье я расскажу о Стамбульском военном музее с упором на экспозицию, посвящённую средневековой истории Турции. Из-за того, что музей обладает самой большой коллекцией оружия в мире, рассказать обо всём музее будет затруднительно.

Как театр начинается с вешалки, музей любой армии начинается со двора: здесь обычно стоят огромные машины для войны, которые не входят ни в какие здания, не вмещают никакие помещения. Где-то это ракеты, где-то самолеты, а вот в большом дворе музея турецкой армии стоят, точнее, лежат огромные пушки XV в., которые и сделали турецкое государство мировой империей. Пушки, которые взяли для османского государства столицу тогдашнего мира Константинополь, превратив его в Истамбул или Стамбул.




Пушка. XV в. Такие орудия обеспечили победу армии Мехмеда Завоевателя или Фатиха над империей Ромеев, открыв, через пролом стены Феодосия II, путь к гегемонии в Восточном Средиземноморье, да и над всем бассейном Средиземного моря в целом на столетия. Стамбульский военный музей. Фото автора

Пушка с фотографии весит 11 тонн и стреляла ядрами до 218 кг весом. Длина орудия 3,16 м. Диаметр пороховой камеры уступает диаметру ствола. Восемь колец скрепляют пушку, которая декоративно украшена по восточной моде своего периода.

Теперь эти орудия по праву стоят во дворе, на входе в монументальный Музей армии Турции.

Тут же, на входе, рядом с орудиями XV и XX вв. стоит самый массовый легкий танк советского производства 30-х годов ХХ в. — Т-26. За его основу был взят легкий танк Mk.E, созданный фирмой «Виккерс-Армстронг» и приобретённый СССР. Т-26 поставлялся ряду стран, включая Турцию. В Турцию было поставлено всего 64 таких танка.


Танк Т-26. Стамбульский военный музей. Фото автора

Нужно сказать, что почти за десять лет, когда я первый раз посетил этот музей, в нём произошли серьёзные перемены.

Несмотря на то, что и тогда он содержался в полном порядке, всё же он производил впечатление нашего аналога Артиллерийского музея, с давно небелёными стенами и с экспозицией, не обновлявшейся с 50-х годов ХХ века.

Знаменательна история этого музея в Стамбуле. Он был открыт в здании огромной церкви Св. Ирины, расположенной на территории дворца Топ-Капы, рядом со Св. Софией. Огромный храм Св. Ирины, по площади немного уступающей Св. Софии, стал главным турецким арсеналом Османской империи – здесь хранилось не только турецкое оружие, но и трофейное. В 1846 г. здесь был открыт музей оружия.


Храм Св. Ирины. Сегодня эта церковь используется для симфонических концертов. Стамбул. Фото автора

Совершенно естественно, что с ростом коллекции музея, он был перемещён в район Таксим, а в 1993 г. там же в Таксиме перемещён в новое здание, бывшее здание Военной Академии, где учился и сам основатель современного государства в Турции, Кемаль Ататюрк.

Площадь его сегодня 54 тыс. кв. м, а здания 18 тыс. кв. м.

Сегодня это современный музей, с чётким расположением залов, такой же подачей информации, добавленным, ну куда без него, интерактивом. Множеством таблиц и схем. В музее множество моделей воинов, как конных, так и пеших. Есть диорама штурма и взятия Константинополя в 1453 г. И, конечно же, бесконечные коллекции вооружения, как турецкого, так и других стран.

Мой рассказ будет о тематических залах музея, связанных с этапами военной, и не только, истории турок, а также я расскажу, как представлены контакты с нашей страной.


Модель воина ранней османской империи. Стамбульский военный музей. Фото автора

Как бы предваряя экспозицию, на входе музея размещено всевозможное парадное и богато украшенное вооружение от раннего периода Османской империи до ХХ века.

А собственно экспозиция начинается с истории тюрок, здесь представлены современные картины и схемы, модели воинов. Всё это рассказывает о предках турок, тюркских народах. Конечно, основой экспозиции является история гуннов. Отсутствие артефактов этого периода компенсируется схемами и интерактивом.


На почётном месте в Стамбульском музее армии стоит бюст Атиллы. Фото автора

Акцент на пантюркизм появился в музее после изменения ряда экспозиций, когда к власти пришёл Р. Эрдоган. С ним связано и множество иных изменений, связанных с преподнесением истории Турции. Так, была построена грандиозная панорама взятия Константинополя в 1453 г. на том месте, где был сделан пролом в стене Феодосия II, прямо на выезде из Стамбула-«Константинополя».

С выходом на экран эпического сериала «Великолепный век», был дан старт множеству исторических сериалов и фильмов.

С исторической точки зрения можно констатировать, что Эрдоган и его политика, направленная на подъём или, скорее, на удовлетворение претензий национального самосознания не случайна. Турция стала капиталистической страной с 90 % городским населением, а это значит, что националистические настроения и претензии, неотделимая часть ментальности граждан любой капиталистической страны, требуют именно такой подачи информации.

В первом зале есть множество реконструкций гуннского вооружения от луков и стрел, до полного снаряжения воина. И можно проследить историю от хунну до гуннов. Не обошлось, конечно, и без истории о поражениях, которые нанесли хунны Китаю.


Осада хуннами китайской столицы. Фото автора

Тюркская история продолжается залами, где рассказывается о становлении и истории огузов, турок сельджуков. Не могли обойти в музее и историю о песнях белобородого старца Дедe Горгуда или Киркута. Важный эпос для истории тюркских народов, рассказывающий о походах, богатырях и сражениях степных племён, их борьбе за место под степным солнцем.

Интересно, что начиная с картины, где изображён Деде Киркут, многие новые картины об историческом периоде тюрок и турок написаны современным российским художником А. М. Самсоновым. Александр Маратович Самсонов продолжатель традиций грековской батальной живописи, сын знаменитого советского баталиста М. И. Самсонова, создателя картин о Великой отечественной войне, реставратора Бородинской панорамы и участника создания советских диорам, таких как Сталинградская битва. Его картины украшают стены ЦМ ВС России.

А большие и качественные батальные картины его сына украсили Стамбульский военный музей.

Отметим, что сам Александр Маратович создал множество батальных картин на военные темы по истории нашей страны, включая эпическую диораму «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе».

А в соседнем зале представлено становление Сельджуков и их захват огромных земельных пространств в Азии. Стремительные победы сельджуков, которые ещё в 30-х годах ХI в. только получили право вассалитета при Газневидах, в мае 1040 г. разбили их при Данданаке или под Мервом, у современного города Мары. В этом сражении газневиды использовали слонов, но легкая турецкая конница измотала противника в трёхдневном бою, обратив его, наконец, в бегство.

Интересно, что при написании картины, изображающей победу турок-сельджуков при Данданаке, использовались образы художника Ангуса Мак-Брайда из издательства «Оспрей».


Битва при Данданаке 1040 г. Картина. Стамбульский военный музей. Фото автора

И, конечно же, все эти победы сельджуков заканчиваются битвой при Манцикерне 1071 г. В музее сделана мини диорама, где изображены три этапа битвы при Манцикерне: атака турецкой конницы, разгром византийцев и пленённый император перед султаном Алп-Арсланом.

Это было знаковое сражение для турок сельджуков, и злосчастное для Византийской империи. Турки увидели, что могущественная империя, которую, как они считали, лучше обходить стороной, страна с мощной армией и императором, подобным богу, оказалась колоссом на глиняных ногах. Её полководцы – женоподобные существа, а император – смертный человек, которого можно пленить, как это сделал султан Алп-Арслан с Романом IV Диогеном.


Битва при Манцикерне. 1071 г. Диорама. Факт пленения императора запечатлён на центральной части диорамы. Почему-то пленные византийцы в спангельхеймах V–VII вв., да и император в парадном шлеме, как на монетах VI–VII вв. Фото автора

Именно эта битва стала началом конца империи Ромеев. Так как уже через двадцать лет вся основная территория империи в Азии, Малая Азия, будет захвачена турецкими и огузкими племенами.

Следующей знаменитой битве в истории турок посвящено полотно А. М. Самсонова. Это была битва при Мариокефале в 1176 году. Это сражение произошло между турками-сельджуками Иконийского султаната и византийским императором Мануилом I Комниным и положило конец попыткам ромеев вернуть себе Малую Азию, вызвав новый приток турецких племён и окончательное отуречивание и исламизацию ромейского населения на этих землях.


Битва при Мариокефале. 1176 г. Художник А. М. Самсонов. Фото автора

Но на картине эта битва изображена исключительно с крестоносцами, хотя наёмная рыцарская конница составляла лишь часть войска ромеев, и командовал ими Балдуин Антиохийский. Воины-крестоносцы изображены в этой битве в шлемах-топфхельм, в лучших традициях картин, посвящённых битве на Чудском озере, хотя в этот период топфхельм только стал появляться, не был он и преобладающим всю первую половину XIII в. Но раз художник наш, то у «западных агрессоров» должен быть шлем-кастрюля на голове.

Что касается этих битв, которым совершенно справедливо уделено внимание в Стамбульском музее армии, то они были знаковыми: в 1071 г. был нанесён грозный удар, который был закреплён в 1176 г. Турки добились результата благодаря тактике и выучке своих всадников, взявших верх над превосходящими силами византийцев.


Основатель турецкого государства, Осма́н I Га́зи. Фото автора

И как закономерный итог, следующий, кому посвящено музейное пространство — это сам полулегендарный Осман или Атаман, Осма́н I Га́зи, основатель Османской империи. Глава турецкого племени, недавно пришедшего в Малую Азию и получившего для кочёвки место на границе Византии, принял ислам. И его племя начало набеги – священную войну против ромеев. Осман серьёзно расширил территорию своего бейлика за счёт Византии и заложил основу Османской империи. О перипетиях борьбы Османа с византийцами, членами тайных организаций, монголами, папскими шпионами, огузскими племенами снят костюмированный турецкий сериал «Основание: Осман».

В музее находится повреждённый шлем, который приписывается сыну основателя Османского государства, Османа, султану Орхану Гази (1326–1363 гг.). Турецких и близких к ним шлемов из Передней Азии XIV в. до нас дошло не так уж и много, другое дело – турецкие шлемы XV в. и тем более XVI в., которые идентифицируются совершенно чётко.


Шлем султана Орхана Гази. Фото автора

Источники дают нам мало детальной информации о том, как проистекали события в это время, можно сказать, что расширение раннего османского государства шло стремительно. А недальновидные императоры крайне уменьшенной в размерах Византийской империи стали привлекать к своим междоусобицам турок в качестве наёмников. «Недальновидными» мы их называем очень условно, у них и не было особо вариантов.

С захватом Малой Азии, потерей Армении, что началось с конца XI в., брать войско стало в принципе неоткуда. Периодические потери по 20–40 тыс. воинов за сражение становились невосполнимыми. В Византии не осталось попросту военных резервов, так как не было земель. А наёмники, поняв, в чём их сила, стали сами захватывать земли империи, будь то турки или каталонцы.

У турок с захватом новых земель происходил рост населения, а войны, которые шли под лозунгом «борьбы с неверными», привлекали в войска османов толпы «гази» и новые кочевые турецкие племена из Средней Азии.

В музее есть замечательная картина, на которой изображена первая самостоятельная переправа турок в Европу на плотах и лодках. Турки-османы, находящиеся в Малой Азии в окружении своих единоверцев, после захвата византийских владений, практически не имели возможности расширять свои границы.


Переправа в Европу. Стамбульский военный музей. Фото автора

И тут как нельзя кстати византийские императоры, привлёкшие их на службу, где они получали двойную выгоду: плату как наёмники и награбленное у ромейского и болгарского населения, увидели путь для своей экспансии. Так начался стремительный захват земель ослабленных бесконечными раздорами славян: болгар и сербов.

В этих сражениях принял активное участие османский полулегендарный полководец Хаджи Гази Эвренос-бей, полулегендарный, так как он якобы прожил 129 лет. Тем не менее, он участвовал в основных сражениях против славянских государств в Европе, при завоевании их турками.


Броня (кольчуга) предположительно, как указывают в музее, принадлежала полководцу Хаджи Гази Эвренос-бею. Начало XV в. Стамбульский военный музей. Фото автора

В музее демонстрируется броня или кольчуга начала XV в. этого полководца.

И вот мы доходим до огромной экспозиции турецкого вооружения XV–XVII вв.

Нужно сказать, что восточное оружие, кстати, как и древнерусское, часто воспринимается всё на одно лицо, тем не менее можно с уверенностью сказать, что брони XV в., достаточно редко встречающиеся, были в основном с малым количеством включений зерцал или пластин, в отличие от XVI в. Чем дальше, тем больше встречается комбинированных броней, с добавлением зерцал и пластин. Усиление брони, как и в Европе, связано с ростом возможностей стрелкового оружия, конечно, прежде всего огнестрельного.

Вторым датирующим фактором является само плетение. Чем далее, тем плетение и крепление сложнее, а в ранние периоды совсем нет кольчуг с застёжками. Кольчужное плетение разнилось в зависимости от мастеров и было различным у разных этносов или народов. Например, венгерское плетение XVI века состояло из очень маленьких колечек, практически не было места для пустых мест, в отличие от турецкого.


Пример плетения с застёжкой, начало XVI в. Стамбульский военный музей. Фото автора

И последнее, связанное с кольчатым доспехом. Иногда, но не всегда, практиковалось использование доспеха более раннего периода с последующей его модернизацией. Но модернизация в доспехах не всегда приветствовалась, так как мода в оружии и снаряжении была всегда, и выглядеть, «как из прошлого века», никому не хотелось. Можно, например, вспомнить берет Д’Артаньяна, который вызвал смех у Рошфора.

Для лучшей «презентации» оружия в музеях и арсеналах, о чём мы знаем доподлинно, музейные работники в XIX в. комбинировали доспехи и их детали из разных периодов.

Ниже я проиллюстрирую эти наблюдения двумя бронями из Стамбульского музея. Как говорится, найдите два отличия.


Брони (кольчуга) турецкого производства: слева броня, датируемая XV в., справа – XVI в. Стамбульский военный музей. Фото автора

Далее идёт зал, посвящённый войнам на Балканах, в частности Косовской битве 1389 г. Артефактов XIV в. в музее очень мало, а вот XV век представлен прекрасно, включая и вооружение западноевропейцев.

Впрочем, XIV в. по какой-то причине выпадает по артефактам во всех музеях и арсеналах мира, за редким исключением.

В музее гигантская коллекция западноевропейского оружия начиная с XV в., но в нём совершенно нет вооружения византийцев. Может потому, что ромеи уже пользовались снаряжением западных европейцев и турок? Хотя на некоторых дошедших фресках того же XIV в. мы видим воинов в снаряжении, которое берёт своё начало в ранних периодах византийской истории. Зато в музее хранится настоящий флаг Ромейской империи, а также цепи или часть цепей, которые защищали залив Золотого Рога, другая их часть находится в Стамбульском археологическом музее.

Итак, все залы вооружения XV в. сконцентрированы вокруг небольшой диорамы, посвящённой осаде и взятию Константинополя в 1453 г.


Фрагмент диорамы осады Константинополя в 1453 г. Турки уже захватили башню, через которую хлынут войска в город. На переднем плане Мехмед Завоеватель со своей свитой. Стамбульский военный музей. Фото автора

А вот как выглядели янычары во время боевых действий и осады Константинополя, показывает нам реконструкция из музея:


Ниже на фото изображены пушки из музея XV в., которые могли участвовать в осаде Константинополя. Размер пушек от 58,5 до 79 см.


Пушки турок XV в. Стамбульский военный музей. Фото автора

После взятия Константинополя турки начали активные войны в восточном Средиземноморье, отсюда и огромное количество европейского оружия в музее.

Вот, например, ниже представлены по порядку: саллет Италия XV в., салад Германия 1480-е гг., барбют из Милана, XV в., барбют Сев. Италия, XV в.


Западноевропейские шлемы. Стамбульский военный музей. Фото автора

Есть в музее и снаряжение неевропейских противников османов, например мамлюков:


Мечи мамлюков XIV–XV вв. Стамбульский военный музей. Фото автора

С каким оружием турки противостояли европейцам, можно увидеть в многочисленных залах музея: здесь представлены и мечи, и сменившие их сабли, красиво украшенные щиты и полное вооружение всадников и коней, включая налобную защиту.


Турецкие сабли XV–XVI вв. Стамбульский военный музей. Фото автора

Полное снаряжение всадника мало уступало европейскому снаряжению, хотя, как мы писали выше, это была кольчатая защита или броня с металлическими вставками (зерцалами) или металлическими пластинами.


Всадник и пехотинец. XV в. Модели. Стамбульский военный музей. Фото автора

На этом мы не заканчиваем наш рассказ о турецком оружии, а продолжим его в статьях цикла про осады Константинополя.

Что касается взаимоотношений между Россией и Турцией, то, как я писал выше, прямо перед входом в музей стоит советский танк.

Понятно, что это музей армии, а не истории, поэтому если событиям успеха турецкого оружия посвящено огромное количество залов, тем более что там представлена самая большая мировая коллекция оружия, то поздние, особенно не связанные с победами события, представлены эпизодически.

В оружейной части неожиданно встречается русский шлем с повреждениями XVII в. и алебарда.

А вот о влиянии турецкого и персидского вооружения на русский военный стиль – это отдельная история.


Русский шлем XVII в. Стамбульский военный музей. Фото автора

События ряда войн между нашими странами представлены в картинах музея. Это картина, посвящённая взятию Малахова кургана и войне 1877–1878 гг. Есть в музее и трофейное орудие, произведённое в Санкт-Петербурге.


Пушка. Стамбульский военный музей. Фото автора

В заключение хотелось бы рассказать об оркестре Вооруженных сил или янычарском оркестре. Он выступает в музее вечером, но не каждый день.

Вначале на почётных местах рассаживают ветеранов армии. А далее рассаживается публика.

Этот оркестр исполняет традиционную армейскую боевую турецкую музыку. Напоминающую, как считали европейцы, «варварскую» музыку. И действительно, это какая-то какафония с грозными криками и безумным грохотом барабанов. Впрочем, многие сидящие в зале подпевают оркестру.

Тем более что этот оркестр – прародитель всех современных военных оркестров. Австрийцы, долгое время воевавшие с турками, переняли его для своей армии. Вспоминается и «Турецкий марш» Моцарта, конечно, имеющий мало с традиционной оркестровой музыкой турецкой армии.


Военный оркестр выступает в Стамбульском военном музее. Фото автора

Стамбульский военный музей, имеющий огромную коллекцию оружия, это современный музей с уважением к традиции и армии.
87 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    7 августа 2022 05:17
    Турки сохранили русскую пушечку не переплавили на медальки и Т-26 в хорошем состоянии стоит. А наши бывшие братья по СССР памятники сносят чтоб дистанцироваться от всего русского.
    1. +1
      7 августа 2022 06:48
      Цитата: Borik
      Т-26 в хорошем состоянии стоит.

      А почему нет. Т-26 стоял на вооружении в Турции, купили. А климат там, сами знаете. "Там хорошо, там яблоки" (хотя, турецких яблок не видел request ).
    2. +6
      7 августа 2022 08:38
      Цитата: Borik
      Турки сохранили русскую пушечку не переплавили на медальки

      Во первых это мортира, а не пушка. Во вторых, в наших многочисленных войнах османская армия так же брала трофеи и эта мортира была далеко не единственной, а где остальные образцы?
      К слову, обратил внимания на трофейные шлемы, русский то явно побывал в хорошей переделке, а вот западные как будто с арсеналов достали, ни вмятин, ни царапин
      Цитата: Borik
      Т-26 в хорошем состоянии стоит.
      Молодцы. Они у себя еще в 50-е годы 20-го века использовали как учебные. А так то хорошее напоминание о огромном вкладе СССР в возрождение и становление Турции, после разгрома в ПМв
      1. +9
        7 августа 2022 09:09
        К слову, обратил внимания на трофейные шлемы, русский то явно побывал в хорошей переделке, а вот западные как будто с арсеналов достали, ни вмятин, ни царапин

        Это я такие подобрал, есть еще с кучей вмятин и пробоин. Но формат статьи не позволил все выставить.
        hi
        1. +1
          7 августа 2022 09:46
          hi
          Цитата: Эдуард Ващенко
          Это я такие подобрал, есть еще с кучей вмятин и пробоин

          А есть ли русские шлемы новенькие, без вмятин?
      2. +2
        7 августа 2022 12:23
        Они у себя еще в 50-е годы 20-го века использовали как учебные.


        Надо же, впервые об этом слышу. Спасибо! smile
    3. Комментарий был удален.
    4. +2
      7 августа 2022 20:49
      В 2000-м ездил в Турции. Возле ихнего военного клуба, в небольшом городке, караулил солдат. В руках - АК ! Ну, может китайский, но он же самьiй. Хоть и запрещено, хоть и всего 10 слов знаю, спросил его - как тебе ? Ну, солдат всегда поймет солдата... Его слова, жестьi, восторг в глазах бьiли недвусмьiсленньiми - для него зто лучшее и любимое оружие в мире. Вот такие чудеса wink
      1. -1
        8 августа 2022 20:04
        После обьединения Германии немцы кучу оружия туркам передали. А вообще тяжело читать статьи о истории Турции. Завоеватели, грабители, угнетатели. А они этим гордятся.
        1. 0
          8 августа 2022 23:06
          Ишь тьi ! Только сейчас понял ! Вот уже 22 года дивился откуда у турка АК взялся !! Спасибо за наводку, проучим вопрос ! wink
  2. +3
    7 августа 2022 05:34
    Цитата: Borik
    А наши бывшие братья по СССР памятники сносят чтоб дистанцироваться от всего русского

    Я вам больше скажу! В Одессе вообще собираются сносить памятник Екатерине II и на ее месте поставить монумент какому-то мерзкому типу с нетрадиционной ориентацией, актеру, снимавшемуся в гей-фильмах... Похоже, "Славное будущее" ожидает Скакуасию... wink
    1. +10
      7 августа 2022 05:41
      Вернём Одессу вернём и Екатерину и другие памятники что укрофашисты снесли.
      1. 0
        11 августа 2022 18:05
        На Донбассе востанавливают монумент на Саур-Могиле.
        Всё восстановим. И памятник и улицу Ватутина в Киеве восстановим.
        А потом дойдёт дело и до памятников в Латвии, Эстонии, Литве, Польше и т.д. ...
        Причём они сами будут восстанавливать соревнуясь, кто быстрее.
        И чехи вспомнят, что не власовцы Прагу освобождали, а всё же Конев.
        Можно пытаться пинать спящего медведя, вот только он проснулся.
  3. +5
    7 августа 2022 06:36
    Спасибо, Эдуард. На взятие Константинополя можно смотреть и со стороны турецкой. Но все равно, это не обычный вариант.
    1. +3
      7 августа 2022 10:10
      Но все равно, это не обычный вариант.
      Хммм...
      Вдруг стало интересно, а какой взгляд на события 13 апреля 1204 года для тебя обычный?
      Привет, Сергей!
      1. +8
        7 августа 2022 11:47
        Антон! Привет!
        13 апреля мой день рождения, но 13.04 1204 это трагедия для всего христианского мира.
        Что побудило крестоносцев взять Константрнополь?
        Жажда наживы, я так думаю,в первую очередь.
        1. +2
          7 августа 2022 12:00
          13 апреля мой день рождения,
          Привет, Саша!
          Я помню, вот в следующем году вместе и отметим!
      2. +5
        7 августа 2022 11:48
        Привет, Антон!

        Эдуард все же упоминает падение Константинополя в XV веке.

        Что касается, завоевания Константинополя крестоносцами, то и там симпатии на стороне Византии, что бы ни расписывал Жоффруа де Виллардуэн.
        1. +5
          7 августа 2022 11:54
          Доброе утро Сергей,
          так как параллельно "веду" цикл осад, то про взятие Константинополя 1204 г. тема вереди
          hi
          1. +5
            7 августа 2022 13:12
            Добрый день, Эдуард!

            Спасибо. Очень интересно. И в той же Венеции заметны до сих пор следы разграбления Константинополя.
        2. +3
          7 августа 2022 12:03
          Как по мне, это было неизбежно.
          1. +4
            7 августа 2022 13:13
            Но от этого не менее огорчительно.
            1. +4
              7 августа 2022 13:41
              А "Латинская резня" 1182 года значит более жизнеутверждающее событие?
              1. +2
                7 августа 2022 15:05
                Одно другого стоит. Но, если искать первоисточник огорчений можно дойти до Каина и Авеля.

                О цене жизни можно до бесконечности дискутировать. Но и разрушенный город чего-то стоит.
                1. +2
                  7 августа 2022 15:12
                  Я, кстати, тут прикинул, получилось, что "Латинская резня" самое крупное массовое убийство за всю историю Средневековья.
                  1. +2
                    7 августа 2022 15:26
                    Состав рейтинг. Будет пользоваться популярностью.
                    1. +2
                      7 августа 2022 15:32
                      В сравнении с Реформацией, Средневековье выглядит милым и пушистым. Вот оно - переформатирование сознания, а не то о чем пишет Шпаковский!
                      1. +2
                        7 августа 2022 18:59
                        Лютер же был среди персонажей? Если нет, то они с Кальвином вполне себе примы.
                    2. +1
                      7 августа 2022 20:25
                      1."Латинская резня" - 50-60 тысяч жертв, почти все католическое население Константинополя, оставшиеся в живых (4 тысячи) были проданы в рабство
                      2. Штурм Иерусалима - 10 тысяч почти все население города.
                      3. Резня в Безье - 10-15 тысяч. Хронисты говорят даже о 28 тысячах, но это хронисты.
                      4. "Сицилийская вечеря" 4 тысячи, почти все францусское население острова.
                      5. "Брюггская заутреня" - 4 тысячи, все французское население города и предместий.
                      Коллеги могут продолжить список, может я что-то упустил.
                      1. +1
                        7 августа 2022 20:54
                        Перед штурмом Иерусалима была сдача Маары в 1098 году. И последующая резня. Чуть не 20 тысяч было вырезано. Хотя может это и преувеличение.
                      2. +1
                        7 августа 2022 21:09
                        Дв, Маарра.
                        Однако думаю, что демография, как и в случае с Безье силно преувеличена.
                      3. +1
                        7 августа 2022 22:12
                        Согласен. Вероятно, там населения было меньше, чем в Иерусалиме.
      3. +4
        7 августа 2022 12:28
        У каждого свой взгляд. Мне показался интересным вот этот.



        Привет, Антон! smile
    2. +4
      7 августа 2022 12:42
      "Турки думали-гадали, догадаться не могли..."(с)

      Привет, Сергей! smile
      1. +3
        7 августа 2022 13:16
        Привет, Константин!

        Вятские – ребята хватские. Семеро одного не боятся, будь он хоть сонный, хоть связанный
        1. +3
          7 августа 2022 13:37
          "Мы не местные -- приезжи,
          Мы приехали опять.
          Мы приехали подраться,
          Из Наганов пострелять"(с)
          1. +3
            7 августа 2022 15:11
            А ну-ка бей-ка, кому не лень.
            Вам жизнь копейка, а мне мишень.
            Который в фетрах, давай на спор:
            Я — на сто метров, а ты — в упор
            1. +3
              7 августа 2022 15:31
              Винтовка пулю верную послала,
              Свинцовая запела и пошла.
              1. +3
                7 августа 2022 19:02
                Девять граммов в сердце постой, не зови...
                Не везёт мне в смерти, повезет в любви!
                1. +5
                  7 августа 2022 19:24
                  Девять граммов в сердце


                  Лучше 100 грамм на тощий желудок! good drinks

                  1. +1
                    7 августа 2022 20:58
                    Мы видим одну звездочку, две звездочки. Лучше, конечно, пять звездочек
                    1. +1
                      7 августа 2022 21:43
                      Звёзд этих в небе — как рыбы в прудах,
                      Хватит на всех с лихвою.
                      1. +1
                        7 августа 2022 23:05
                        Чем дольше посижу, тем больше наловлю.
                        Чем больше наловлю — покушаю сытнее.
                        Чем больше рыбки съем, тем крепче я посплю.
                        Чем крепче я посплю — тем буду здоровее,
                        И всех победю, и всех победю! И всех побежу!
                      2. +1
                        7 августа 2022 23:23
                        "Люблю я летом с удочкой над речкою сидеть,
                        Бутылку водки с рюмочкой всегда с собой иметь.
                        Сидишь, а рыбка клюется, сомненья далеко,
                        Порою так наклюешься, что встать уж нелегко"(с)
      2. +2
        7 августа 2022 16:02
        "Турки думали-гадали, догадаться не могли..."(с)

        "Пять косых они собрали, к шаху с жалобой пошли..."(с)
        1. +3
          7 августа 2022 16:32
          Шах им дал совет хороший:
          Чтобы целы кошельки,
          Запирайте вы карманы
          Да на висячие замки.
  4. +2
    7 августа 2022 06:39
    ...поздние, особенно не связанные с победами события, представлены эпизодически.

    Эти эпизоды, предполагается,и есть события Синопа, Чесмена, Рымника и ряда других. Просто скромность... у нас тоже есть скромные эпизоды. Жаль, не удалось побывать, хоть и был рядом.
  5. +4
    7 августа 2022 06:40
    В оружейной части неожиданно встречается русский шлем с повреждениями XVII в. и алебарда.
    recourse Мдя... В огороде бузина, а в Киеве дядька. request Может автор не знает слово "бердыш"?
    Это картина, посвящённая взятию Малахова кургана и войне 1877–1878 гг.
    Это как, одна картина посвящена двум войнам? recourse
  6. +5
    7 августа 2022 08:28
    Тем более что этот оркестр – прародитель всех современных военных оркестров.

    1. 0
      7 августа 2022 09:40
      Ну разве и парад оркестров яничар ли надо возхищатся?
      1. +2
        7 августа 2022 09:44
        Цитата: Юлиян
        Ну разве и парад оркестров яничар ли надо возхищатся?

  7. +3
    7 августа 2022 08:30
    Франция и Британия всегда подстрекали к войне с Россией то турок, то немцев, а иногда и сами пытались воевать. Сейчас ничего не изменилось, франция, британия и еще сша, наши злейшие враги. Остальные гадящие нам страны- шавки выше названных стран.
  8. +2
    7 августа 2022 08:38
    Начав читать статью- подумал, что Вячеслав, ай нет Эдуард!
    Спасибо!
    1. +4
      7 августа 2022 12:11
      Присоединяюсь, тоже так подумал вначале. smile
  9. AML
    +5
    7 августа 2022 09:06
    Цитата: Borik
    Вернём Одессу вернём и Екатерину и другие памятники что укрофашисты снесли.

    Памятник Екатерине это новодел поставленный при Украине. До этого там стоял памятник Потемкинцам.

    Я честно говоря вообще не понимаю борьбы с памятниками. Это история - было всякое и хорошее и плохое. Но мы здесь именно потому, что оно было.
  10. AML
    +2
    7 августа 2022 09:09
    Цитата: Добрый
    Франция и Британия всегда подстрекали к войне с Россией то турок, то немцев, а иногда и сами пытались воевать. Сейчас ничего не изменилось, франция, британия и еще сша, наши злейшие враги. Остальные гадящие нам страны- шавки выше названных стран.

    Англия ещё один передел мира не переживет. После ВОВ они изрядно просели. Им бы молчать, да не отсвечивать.
  11. +2
    7 августа 2022 09:36
    Храм Св. Ирины. Сегодня эта церковь используется для симфонических концертов. Стамбул. Фото автора

    По снимке видно что християнский храм турки превратили в мечете. Ети варвари уничтожили цивилизованой Византии, а теперь мы должны любоватся оружием с которые ето сделали.
    1. 0
      7 августа 2022 15:08
      Цитата: Юлиян
      Ети варвари уничтожили цивилизованой Византии, а теперь мы должны любоватся оружием с которые ето сделали.

      А мы должны помнить и знать , почему это произошло , как это смогли сделать , чем воевали .. А вообще то победителей не судят ... Но не любят ... Достаточно вспомнить Болгарию и её нынешнюю благодарность России ..
      1. -1
        8 августа 2022 14:55
        Причина как и сегодня конфликт християнского Запада с християнского Востока от которого как всегда пользу для Турции. Християни исторические уроки не научили рускиие тем более и опять с Ердоганом подружились. Сколько будет теперь золото перадано Турции зато что они обявили себе друзья Рассии? Болгария конечно наблагодарний враг где руские посла разстреливают публично перед камеры телевидения.
        1. 0
          8 августа 2022 15:14
          Цитата: Юлиян
          рускиие тем более и опять с Ердоганом подружились. Сколько будет теперь золото перадано Турции зато что они обявили себе друзья Рассии?

          Это турки друзья России и Русского славянского народа ? Нет турки не друзья , обоюдная выгода на некоторое время . Попутчики ... И не враг и не друг , а так ... Болгары наши друзья кровно , так же , как и сербы . Да и вообще славяне ... Обиды пройдут . Нужно время , нужно ещё сильней стать России . Тогда будем снова братьями .
  12. +4
    7 августа 2022 09:45
    Впрочем, XIV в. по какой-то причине выпадает по артефактам во всех музеях и арсеналах мира, за редким исключением.
    Может быть в связи с тем, что музейное дело само по себе обладает немалым запасом инерции?
    Спасибо, Эдуард!
    1. +4
      7 августа 2022 12:06
      Антон, приветствую!
      Спасибо!
      музейное дело само по себе обладает немалым запасом инерции

      есть и такое.
      Ну и как обычно, нехватка финансов.
      А про XIV в. выскажу свое ощущение. Вот если по вооружению, на основе дошедших образцов, по XV в. у меня все в голове по полочкам, XIII в.больше по изображениям, ну тоже по полочкам.
      XIV в. - что и есть, все по изображениям и мало-мало. По Руси - совсем, совсем ничего...
      hi
      1. +4
        7 августа 2022 12:18
        Ну и как обычно, нехватка финансов.
        "Нищебродство и снобизм")))
        1. +5
          7 августа 2022 12:27
          денюжки музеем нужны, нужны и идеи для развития laughing
          1. +5
            7 августа 2022 12:40
            Да ладно! Недостаток финансирования мешает Эрмитажу табличку под экспонатом сменить? Когда я под панцербрехером германской работы (была бы возможность клейма разглядеть я бы мастерскую назвал) вижу надпись "кончар", это наводит на мысли исключительно о косности мышления. И таких примеров масса!
            1. +5
              7 августа 2022 12:51
              Недостаток финансирования мешает Эрмитажу твбличку под экспонатом сменить.


              А это Антон все вопросы к системе управления того же музея, системы которую Вы так не любите.
              Цель, система - здесь ключевые вопросы.
              У Вас со мной - цель, что бы все было правильно подписано, а у руководства музея, другая цель, возможно.
              Какая цель, такая и система управления выстраивается: такие и таблички laughing laughing laughing
              1. +5
                7 августа 2022 12:58
                а у руководства музея, другая цель, возможно.
                Вводить публику в заблуждения? Причем подобное происходит не только у нас. Какой-то всемирный заговор музейных работников!)))
                И экскурсоводов!
  13. +3
    7 августа 2022 09:57
    Турция стала капиталистической страной с 90 % городским населением, а это значит, что националистические настроения и претензии, неотделимая часть ментальности граждан любой капиталистической страны, требуют именно такой подачи информации.
    Не аксиома!
  14. +2
    7 августа 2022 10:19
    Во Франции видел нашу русскую мортиру - возможно, с Крымской войны трофей.
  15. +2
    7 августа 2022 10:22
    Заинтересовало фото кольчуги с 2 типами колец. Большие выпуклые кольца, похоже, изготовлены штамповкой - они абсолютно одинаковые, как под копирку, и толщина листа подозрительно однородная. Так что я сомневаюсь, что это какой-то седой 14-й век - скорее всего, гораздо позднее, во всяком случае, именно эти кольца. Другой тип колец вопросов не вызывает - вполне себе старые кольца.
    1. +6
      7 августа 2022 11:31
      Заинтересовало фото кольчуги с 2 типами колец.
      Наверное, восстанавливали для экспозиции. У нас вон, "Аврора" теперь имеет сварной корпус, а не клёпаный, который был раньше.
      1. +3
        7 августа 2022 11:58
        У нас вон, "Аврора" теперь имеет сварной корпус, а не клёпаный, который был раньше.

        Да, корпусников клепальщиков не осталось совсем, а варить легче и дешевле.
        hi
    2. +3
      7 августа 2022 12:12
      Роман,
      добрый день,
      кольчуг 14 в. здесь нет. Все более поздние...
      hi
      1. +1
        7 августа 2022 13:51
        Да, потом посмотрел - там 16 век указан, но суть та же: кольца современные, 20-й век, штамповка, и даже не похоже, что из железа, слишком мягкий металл на вид.
  16. +6
    7 августа 2022 11:52
    hi
    музей любой армии начинается со двора: здесь обычно стоят огромные машины для войны, которые не входят ни в какие здания, не вмещают никакие помещения. Где-то это ракеты, где-то самолеты, а вот в большом дворе музея турецкой армии стоят, точнее, лежат огромные пушки XV в., которые и сделали турецкое государство мировой империей.

    Как бы не только пушки... request




    Где -то вертолет, где то самолет или "почти та самая крупнокалиберная пушка Круппа, которую разок вручную зарядили".

    Конечно, основой экспозиции является история гуннов. Отсутствие артефактов этого периода компенсируется схемами и интерактивом.



    Чем дальше, тем больше встречается комбинированных броней, с добавлением зерцал и пластин. Усиление брони, как и в Европе, связано с ростом возможностей стрелкового оружия, конечно, прежде всего огнестрельного.
    огнестрельного? .. ну и ладно...

    ...в музее хранится ... цепи или часть цепей, которые защищали залив Золотого Рога, другая их часть находится в Стамбульском археологическом музее.

  17. +5
    7 августа 2022 12:15
    Есть в музее и снаряжение неевропейских противников османов, например мамлюков:



    и полное вооружение всадников и коней, включая налобную защиту



    События ряда войн между нашими странами представлены в картинах музея. Это картина, посвящённая взятию Малахова кургана и войне 1877–1878 гг.



    Стамбульский военный музей, имеющий огромную коллекцию оружия, это современный музей с уважением к традиции и армии.
    Ох, тут, как пишут "в Интернетах", "все сложно", особенно сейчас. Но это отдельная тема.
  18. +5
    7 августа 2022 12:44
    С каким оружием турки противостояли европейцам, можно увидеть в многочисленных залах музея:





  19. +4
    7 августа 2022 12:48





    На фотографии выше интересный клинок: "Существуют разные мнения относительно формы Зульфикара, чаще всего его изображают с раздвоенным лезвием.
    По другой версии, раздвоенный клинок появился в результате неточного описания, а, на самом деле, остриё было не раздвоенным, а обоюдоострым.
    В легендах Зульфикар часто наделяется магической силой и волшебными свойствами. Согласно среднеазиатским народным легендам, когда Али не воевал, он оставлял Зульфикар висеть в воздухе, просто подбрасывая его, а в нужную минуту меч чудесным способом оказывался у него в руке. Считалось, что волшебный Зульфикар защищает границы мусульманского мира от врагов
    ".
  20. +6
    7 августа 2022 13:18
    И о самом музее: огромный по размеру и коллекции, не уступает музею Советской Армии, ИМХО.
    Огромное здание, вдалеке от обычных туристических мест (но метро рядом, заблудиться сложно). Соответственно, нет толпы.
    Здание двухэтажное, первый этаж - "от гуннов до 19 века", ИМХО. Второй этаж - "современная история", в том числе такой её интересный пласт, как "подарки руководителю турецкой армии от представителей других стран".
    До недавнего времени турецкая армия и ее глава занимали в политической жизни Турции очень важное место (совсем не то, которое занимает ВС РФ в РФ). Как это случилось и почему теперь это не так - отдельная история. Музей как раз и прославляет армию, неплохо демонстрируя турецкий взгляд на военную историю 19 и 20 века.
    Посетителю надо быть готовым к несколько иной (не такой, как принято в РФ), трактовке взаимоотношений Османской империи/Турецкой Республики с Европой в целом и с русскими, армянами, греками (греками-киприотами) в частности.

    Для любителей военной истории при возможности рекомендую однозначно, но надо учитывать, что посещение музея займет несколько часов (половину дня спокойно можно провести).

    Если интересно, могу вечером еще фотографии из музея подобрать и выложить.

    Что не рекомендую в музее: как указал автор статьи, там есть концертный зал, где играет турецкая военная музыка. Образец этой музыки есть в комментариях к статье. Очень непривычно. Подумайте хорошо, прежде чем остаться на такой концерт.
    Если есть желание увидеть что-то особенное в Турции, связанное с музыкой, можно сходить вот в это место (пример, видео не мое, событие происходит дольше):

    Обратите внимание на "местных" в зале. Будет о чем подумать.
    1. +5
      7 августа 2022 14:49
      Добрый вечер,
      я был три раза в этом музее, первый раз в 2008, последний в 2020 г., у меня фоток эдак 400, но размер статьи не позволяет все выложить и про все рассказать. Есть и видео выступления оркестра... hi
      1. +2
        7 августа 2022 19:42
        Пожалуй, тогда воздержусь от выкладывания фотографий winked
        У меня их всего штук 40...
        Возможно, после такой вводной статьи, которую случайно feel можно было принять за краткое описание, не подразумевающее продолжение feel читатели ВО увидят цикл статей? Например "парадное оружие" или "оригинальные дары для НГШ ВС Турции, от пистолета Марголина до мечей с позолотой" или "европейское оружие" или "Корея, Кипр и ВС Турции" или... еще что-то? wink

        Есть и видео выступления оркестра...
        не надо, пожалуйста... crying

        Кстати, лично мне непонятный момент.
        Большинство турецких кольчуг, которые удалось увидеть и которые имеют застежку впереди (как на фото из статьи: "Пример плетения с застёжкой, начало XVI в. Стамбульский военный музей. Фото автора") - застегиваются с неслабыми такими дырами, причем точно по центру.
        Это потому, ИМХО, что они застегиваются не как, как например, пиджак или рубашка - "один слой материала поверх другого, скрепляется через слой", а "встык, край к краю". ИМХО, это музейная ошибка. И "воин разумный" застегивал бы в реальности "внахлест", как пиджак, возможно даже в 2 ряда креплений, как двубортный пиджак.
        1. Комментарий был удален.
        2. +1
          8 августа 2022 04:34
          читатели ВО увидят цикл статей?

          Доброе утро, к сожалению нет.
          Дело не в фото, а в тексте к ним, просто давать подписи из музея не правильно, приходится повторяться, т.е. про каждый револьвер, например. Но в другом цикле, об осадах Константинополя, про вооружение турок, когда дойду до 15 века, расскажу подробнее, с фото из этого ...и других музеев мира. Повторюсь: материала много, но деталей для рассказа мало.
          В этой статье я делал упор на средневековье, о чём и написал в начале)))
          С уважением,
          hi
    2. +4
      7 августа 2022 14:50
      И о самом музее: огромный по размеру и коллекции, не уступает музею Советской Армии, ИМХО.

      если не брать экспозиция на улице, в нашем музее, Музей в Стамбуле в несколько раз больше Центрального музея ВС РФ.
    3. +4
      7 августа 2022 15:10
      Спасибо, Котище! smile Прекрасное дополнение к статье. good

      Немного не понял, что Вы имели в виду:
      Обратите внимание на "местных" в зале. Будет о чем подумать.

      У нас жара, мозги плавятся и голова просто отказывается работать. wink
      1. +3
        7 августа 2022 19:24
        hi
        Сложно описать и видео не передает того, что делают дервиши.
        Но вот одно из описаний:
        "Каждый предмет одеяния дервишей символичен: юбка в пол — это саван,
        черная накидка — гроб, конический головной убор — надгробная плита.
        Танцоры по одному проходят мимо шейха и кланяются ему, держа на груди
        скрещенные руки — этим они показывают, что готовы к сближению с Богом.
        Шейх дает им тайные указания, и под звуки флейты и барабана дервиши
        начинают кружиться на месте. Для облегчения движения их головы наклонены
        набок. Члены ордена вертятся слева направо все быстрее и быстрее,
        завораживая зрителей. Во время танца одна рука у дервиша поднята к небу,
        а вторая опущена к земле: это означает, что он принимает энергию из
        космоса и, пропуская ее через себя, отдает земле и людям. Всю без
        остатка.
        Музыка играет все громче, люди вращаются все быстрее. Дервиши кружатся
        отдельно, не касаясь друг друга плечами, каждый вокруг своей оси и
        вокруг шейха и других дервишей. Они не издают ни звука, не производят
        ладонями или головой никаких движений.
        Во время ритуала дервиши четырежды останавливаются. Эти паузы называются
        «селями» (приветствия). Первая символизирует познание существования
        Создателя. Вторая совершается в знак восхищения Вселенной. Третья — в
        честь любви, рожденной этим восхищением, и перехода в состояние
        бесконечного творения. Четвертое приветствие посылается душе, покинувшей
        тело для слияния с Богом. Во время ритуала шейх символизирует Солнце, а
        остальные вращаются вокруг него, подобно Луне и звездам.
        Эта магическая пляска продолжается несколько часов подряд. В конце
        концов наступает момент, когда танцующим начинает казаться, будто
        вращаются не они сами, а весь мир вокруг них. Это и есть измененное
        состояние сознания, мистический транс. Считается, что, находясь в нем,
        можно путешествовать во времени, проникать в иные измерения и посещать
        далекие планеты.
        ....
        Представление не оставляет равнодушным ни одного зрителя, будь то
        мусульманин, христианин или атеист. Танец дервишей — прежде всего
        искусство, одинаково зачаровывающее всех, независимо от веры и расы.
        Конечно, большинство публики воспринимает это как красочное
        представление, хотя есть и такие впечатлительные зрители, которые вместе
        с танцорами входят в транс.
        "

        У нас жара, мозги плавятся и голова просто отказывается работать.
        - вроде идут ливни и понижение температуры, день еще потерпеть...
        1. +2
          7 августа 2022 19:56
          Спасибо ещё раз. smile Скорей бы уже это лето заканчивалось, всю зиму его ждёшь, а потом не дождёшься когда оно кончится. drinks

  21. 0
    9 августа 2022 14:45
    Цитата: 3x3zsave

    2. Штурм Иерусалима - 10 тысяч почти все население города.


    Поправка: почти все оставшееся население.
    Христиан депортировали перед осадой, плюс даже с их учётом город ещё не восстановился после того, как фатимидская армия выбила из города Артукидов всего полтора года ранее.
  22. 0
    11 августа 2022 14:34
    Автору СПАСИБО! Восторг неописуем, с таким грамотным слогом и непредвзято написать - ОТЛИЧНО! Ещё раз Спасибо - люблю и интересуюсь Историей, но для Вас - ЭТО МАТЬ ВТОРАЯ!.