Military Review

"Dawn" Iranian MLRS

3
At the end of the eighties of the last century, the Iranian military leadership was preoccupied with updating the fleet of multiple rocket launchers. The existing Arash and Falaq-1 complexes were generally comfortable with the military, but they had a number of drawbacks. First of all, the claims caused a small radius of action. For example, “Falak-1”, to a certain extent being a development of the Soviet MLRS BM-24, which entered Iran through third countries, beat only ten kilometers, which was already considered insufficient. Attempts to conduct reverse engineering of Soviet BM-21 “Grad” also did not lead to any tangible result. Based on the Grad rocket, we managed to make four of our own designs, the most advanced of them even reached the firing range of 40 kilometers. However, the 122 caliber of millimeter did not allow the Arash-4 rocket to be equipped with a powerful engine and a warhead of sufficient power at the same time. As a result, even the fourth version of the Arash family missiles could not justify all the hopes placed on it.

In connection with such problems, by the end of the eighties, several programs were deployed, which eventually resulted in the emergence of a family of multiple launch rocket systems called Fajr (translated from Arabic “dawn”). The first representative of the line - Fajr-1 - was first purchased from China, and then mastered in the production of towed MLRS "Type 63". On the two-wheeled system chassis, there was a launcher with twelve tubes of 107 caliber of millimeters. The rather simple design of the chassis and guidance system made it possible to rotate the package of barrels within the horizontal sector with a width of 32 ° and lower / raise the launch tubes at angles from -3 ° to + 57 °. If necessary, the design of the launcher allowed to mount it on any suitable chassis. Chinese Type-63 missiles in Iran received a new designation - Haseb-1. 19-kilogram ammunition at the optimum elevation angle flew over eight kilometers. By Iranian standards, this was not enough, which is why the Fajr-1 revision began. Updated Haseb missiles allowed to increase the firing range, but not to such indicators, which the military wanted.

Fajr-xnumx

Around the beginning of the nineties (exact information about the timing is not available), the Shahid Bagheri Industries Group and Sanam Industrial Group under the auspices of the state-owned Defense Industries Organization began work on a new salvo fire system, which planned to take into account all previous experience. The project received the designation Fajr-3. There is evidence that experts from North Korea took part in the creation of Dawn-3. Perhaps the Iranian military and engineers, working with the Chinese, came to certain conclusions and decided to change the country with which to work; However, a number of further events showed that, most likely, the Iranians simply decided to expand the number of joint projects. As a result of cooperation in the Fajr-3 salvo fire system, some features of the North Korean M1985 are clearly visible, in particular, the layout with the placement of an additional cab for the calculation in the middle part of the wheel chassis. For the first time, the existence of the MLRS Fajr-3 became known in 1996, when several such self-propelled units were shown at the parade in Tehran. It is noteworthy that those combat vehicles were built on the basis of a three-axle truck of the Japanese company Isuzu, which first served as the basis for the version about the simple purchase of systems from the DPRK, whose M1985 are based on such a chassis.

"Dawn" Iranian MLRS


Further study of photographs and videos from that parade led Western experts to conclude that, at a minimum, cooperation. The fact is that the launch tubes of the Iranian Dawn-3 had a diameter twice as large as the Korean M1985 guides. It later became known that the caliber of Fajr-3 rockets is equal to 240 millimeters. Due to the larger gauge, the Fajr-3 system guide pack, with similar dimensions to Grad or M1985, consists only of 12 pipes. Structurally, the package is divided into two parts of six guides, each of which is attached to the frame separately. Guidance mechanisms are manual and allow elevation from zero to 57 degrees. Horizontally, the guides rotate 90 ° from the machine axis to the left and 100 ° to the right. The difference in the angles of horizontal guidance is caused by the characteristics of the applied chassis. Later, when changing the base car, the sector of horizontal focus remained the same. Like other multiple launch rocket systems, the Fajr-3 does not have the ability to fire on the move and requires advance preparation. Among other things, it should be noted the need to use four hydraulic outriggers that do not allow the machine to roll over when firing. The total weight of the combat vehicle with a launcher launcher exceeds 15 tons. The maximum speed of movement on the highway - 60 km / h.



Dawn-3 ammunition is an unguided rocket of the classic layout caliber 240 mm and 5,2 meter length. The weight of the rocket varies depending on the type of warhead, but in all cases it does not exceed 420-430 kilograms. From this mass about 90 kg allocated for the warhead. It can be high-explosive, incendiary, chemical, smoke or cassette. Missiles of all types are delivered to the troops in boxes of three. Thus, in the course of one salvo, four boxes of ammunition are consumed. Firing is carried out using a fairly simple control system that allows you to shoot both single and a volley. The interval between launches of individual missiles is adjustable from four to eight seconds. With the maximum value of this parameter, a full salvo takes one and a half minutes. According to various estimates, the Fajr-3 solid-fuel rocket engine is based on a powder gun weighing at least 70-80 kilograms, which allows ammunition to fly 43 kilometers away. When firing at a maximum range of a rocket, moving along a ballistic trajectory, it reaches an altitude of 17 kilometers. During the flight, the projectile is stabilized by the rotation provided by the tail stabilizers. Before starting, they are in the folded position and, after exiting the launch tube, unfold. The initial promotion of the rocket is carried out with the help of a pin moving along a spiral groove in the wall of the launch tube.

Not later than 1996, Iran launched mass production of Fajr-3 combat vehicles and ammunition for them. Simultaneously, the further development of the project began. First of all, it is worth touching the change in the wheelbase of the self-propelled unit. Initially, all combat vehicle systems were installed on a three-axle Isuzu all-wheel drive trucks. A little later, the launchers began to be mounted on the modified Mercedes-Benz 2624 6x6 trucks. Finding the best chassis for the Fajr-3 ended up choosing the Mercedes-Benz 2631 truck. According to reports, all new MLRS "Rassvet-3" are collected on this basis, and the old ones receive it during the repair and modernization. The replacement of the base truck had almost no effect on the driving performance of the combat vehicle. Only the economic indicators have changed, which, ultimately, became the reason for the transition to the Mercedes-Benz 2631.

According to various sources, the Fajr-3 rocket launcher was adopted by the Iranian army no later than 1996 of the year when it was demonstrated at the parade. A little later, several dozen combat vehicles with ammunition were transferred to Hezbollah units, which began using them during the fighting in southern Lebanon. The combat use of the Fajr-3 complexes is not something special. All instances of actual use of the Dawn-3 are completely analogous to the use of other systems of this class: combat vehicles take to the position, fire at targets and hurriedly leave. The high lethality characteristic of the MRLS forced the South Lebanese and Israeli troops that opposed Hezbollah to respond as quickly and as quickly as possible to retaliate. Iranian Fajr-3, in turn, has not yet taken part in hostilities.



Fajr-xnumx

Simultaneously with Fajr-3, Iranian designers, this time together with the Chinese, began work on the next MLRS, called Fajr-5. The Chinese side handed over to Iran a number of documents on their own project of unguided rockets of the WS-1 family, which to some extent became the prototype for Fajr-5. The aim of the new project was to create a salvo fire system with an even greater firing range of at least 60 kilometers. At the same time, the economic and foreign policy situation demanded that Iranian engineers make the Rassvet-5 as unified as possible with a less long-range installation. As a result of this requirement, among other things, the Fajr-5 went through the same “adventures” with a three-axle wheelbase. Currently, all combat vehicles of this project are assembled on the basis of "Mercedes" model 2631. Auxiliary equipment of the combat vehicle is also similar to the Fajr-3: outriggers for stabilization during firing, an additional cabin for calculation, etc.



However, the requirements for the firing range and, as a result, the new ammunition led to dramatic changes in the design of the launcher. Calculations showed that the achievement of a given range is possible only with a caliber of at least 300 millimeters. After a series of calculations, the option of an unguided rocket caliber 333 mm was chosen. Large dimensions of ammunition forced to significantly reduce the volume of the volley. While maintaining acceptable dimensions of the launcher, only four launch tubes were placed on it. With the exception of the number of guides and, apparently, some elements, the design of the launcher is similar to the corresponding Dawn-3 unit. The launching of the launcher was initially carried out manually, as on artillery guns. Fajr-5 vertical alignment angles - from horizontal to 57 degrees. Horizontal guidance is possible only within a sector of width 45 ° from the axis of the machine.

The main element of the new long-range MLRS - unguided rocket caliber 333 millimeter. Ammunition length of six and a half meters weighs about 900-930 kilogram. The missile warhead, depending on the type, has a mass of 170-190 kg. Despite the increase in the size of the rocket and the weight of the warhead, the nomenclature of types of the latter remained the same. In accordance with the situation, high-explosive, incendiary, chemical and cluster warheads can be used. In the case of a high-explosive fragmentation variant, the rocket carries an 90 kilogram of explosive. A heavy rocket with a large amount of solid fuel has excellent range performance. The maximum distance it can fly is 75 kilometers (the highest point of the trajectory is at an altitude of about 30 km). Flight stabilization is carried out only due to the rotation of the rocket. This nuance of the project is one of the most controversial - as shown by the calculations of Soviet and American designers, the rocket projectile without any control systems at distances over 55-60 km deviates too much from the aiming point. Fajr-5 missiles are not equipped with any additional control systems, which raises appropriate doubts about the accuracy and accuracy of fire.



All measures to ensure the accuracy of hitting the system "Rassvet-5" touched only the aiming complex. For the first time in Iranian practice, MLRS received an automated control system weapons, which independently calculates the angles of aiming and provides automatic fire with a volley or one shot at a time. The intervals between starts remained the same: 4-8 seconds. During the modernization of the complex Fajr-5 received an updated weapon control system. The main consequence of the modernization is the provision of the possibility of not only determining the parameters of aiming, but also directly turning and pointing the launcher. For this, the latter is equipped with reversal drives; the possibility of manual pickup remains. In addition, the equipment of the upgraded Fajr-5 includes communications equipment that allows you to transfer data on targets and pointing them between the MLRS batteries and command and staff machines. According to the available data, with the presence of new equipment, batteries of multiple launch rocket systems can be dispersed at a distance of up to 20 km from control machines or headquarters.

The exact time of adoption of the Fajr-5 MLRS is unknown. The first copies of these combat vehicles were shown to the public at the beginning of the two thousandth. It soon became known that several installations were transferred to Hezbollah. For some reasons - most likely, this is a small number of delivered vehicles and low accuracy - only isolated instances of the use of these weapons during the Israeli-Lebanese war 2006 are known. The results were not much higher than when using Fajr-3, although a large firing range made it possible to attack targets in a larger area. There is information about further modernization of the salvo fire system, up to the change of its mission. According to some sources, a version of Dawn-5, designed for coastal defense, is being developed or already exists. Probably, it is based on a new anti-ship missile in the dimensions of an unguided ammunition. Otherwise, the shooting of regular rockets at ships, even with radar search and target tracking, looks at least ineffective. Another rumor that did not receive confirmation in official Iranian sources concerns the creation of a full-fledged short-range ballistic missile based on the same Fajr-5. Official data on the modernization of ammunition so far relate to improving the accuracy and a small increase in flight range.



***

A characteristic feature of all the latest Iranian multiple rocket launchers is extensive cooperation with foreign countries in their development. This fact is quite interesting, especially in the light of the "origin" of the Chinese or North Korean experience. It is not hard to guess that the Chinese and Koreans learned to make their own combat vehicles and unguided rockets not without studying the Soviet-made volley fire systems. Thus, Iranian “Sunrises” are to some extent descendants of the Soviet complexes with the BM index in the title. At the same time, the characteristics of the Iranian systems, depending on the model of the combat vehicle and the projectile used, are at a level corresponding to the Soviet MLRS of the past years, and do not constitute something exceptional.



On the materials of the sites:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://globalsecurity.org/
http://nti.org/
http://articles.janes.com/
Author:
3 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Sasha 19871987
    Sasha 19871987 16 October 2012 15: 26
    0
    in appearance it may not look very much, but the thing is in missiles .... and they, along the way, were well modernized ...
  2. Imp
    Imp 16 October 2012 16: 36
    0
    Korean M1985 This is the 240 mm MLRS with 12 guides on the Isuzu truck chassis. Iran bought back in the years of the war with Iraq and they were then actively used, there are even photos of those years with them. Then in Iran they made a copy of them, which became known as Fajr-3 and they were released on the chassis already from Mercedes-Benz, and not Isuzu, like the North Korean original MLRS
    Here is the original 240mm M1985
    http://www.military-today.com/artillery/m1985_mlrs.htm
  3. Lesorub
    Lesorub 16 October 2012 18: 53
    +1
    CRAFTY! buy in Russia!
  4. studentmati
    studentmati 16 October 2012 21: 26
    +1
    Praise to Iranian designers and military. Courage and heroism to the Iranian people in the coming war (God forbid).
  5. Lucky
    Lucky 18 October 2012 13: 32
    0
    Well done Iranzani !!! they need more of these, they will soon come in handy for them ((

«Рассвет» иранских РСЗО

В конце восьмидесятых годов прошлого века военное руководство Ирана озаботилось обновлением парка реактивных систем залпового огня. Имеющиеся на вооружении комплексы Arash и Falaq-1 в целом устраивали военных, однако имели ряд недостатков. В первую очередь, претензии вызывал малый радиус действия. К примеру, «Фалак-1», в определенной мере являясь развитием советской РСЗО БМ-24, попавшей в Иран через третьи страны, бил всего на десять километров, что уже считалось недостаточным. Попытки провести реверс-инжиниринг советских БМ-21 «Град» также не привели к какому-либо ощутимому результату. На базе ракеты «Града» удалось сделать четыре собственные конструкции, самая совершенная из них даже достигла дальности стрельбы в 40 километров. Однако калибр 122 миллиметра не позволил оснастить ракету Arash-4 мощным двигателем и боевой частью достаточной мощности одновременно. Как результат, даже четвертый вариант ракет семейства «Араш» не смог оправдать все возлагаемые на него надежды.

В связи с такими проблемами к концу восьмидесятых было развернуто несколько программ, которые в итоге вылились в появление семейства систем залпового огня под названием Fajr (в переводе с арабского «рассвет»). Первый представитель линейки – Fajr-1 – представлял собой сначала купленные у Китая, а затем освоенные в производстве буксируемые РСЗО «Тип 63». На двухколесном шасси системы размещалась пусковая установка с двенадцатью трубами калибра 107 миллиметров. Достаточно простая конструкция шасси и системы наведения позволяла поворачивать пакет стволов в пределах горизонтального сектора шириной 32° и опускать/поднимать пусковые трубы на углы от -3° до +57°. При необходимости конструкция пусковой установки позволяла смонтировать ее на любом подходящем шасси. Китайские ракеты «Тип-63» в Иране получили новое обозначение – Haseb-1. 19-килограммовые боеприпасы при оптимальном угле возвышения летели на восемь с лишним километров. По иранским меркам это было недостаточно, из-за чего началась доработка Fajr-1. Обновленные ракеты Haseb позволили повысить дальность стрельбы, но не до таких показателей, какие хотели военные.

Fajr-3


Примерно в начале девяностых (точные сведения о сроках отсутствуют) на фирмах Shahid Bagheri Industries Group и Sanam Industrial Group под покровительством государственной Defense Industries Organization начались работы по новой системе залпового огня, в которой планировалось учесть весь предыдущий опыт. Проект получил обозначение Fajr-3. Есть сведения, что в создании «Рассвета-3» принимали участие специалисты из Северной Кореи. Возможно, иранские военные и инженеры, сотрудничая с китайцами, пришли к определенным выводам и решили сменить страну, с которой стоит работать; однако ряд дальнейших событий показал, что, скорее всего, иранцы попросту решили расширить количество совместных проектов. В результате сотрудничества в системе залпового огня Fajr-3 явно просматриваются некоторые черты северокорейской M1985, в частности компоновка с размещением в средней части колесного шасси дополнительной кабины для расчета. Впервые о существовании РСЗО Fajr-3 стало известно в 1996 году, когда на параде в Тегеране было показано несколько таких самоходных установок. Примечательно, что те боевые машины были построены на базе трехосного грузовика японской фирмы Isuzu, что сначала послужило основой для версии о простой покупке систем у КНДР, чьи M1985 базируются именно на таком шасси.

«Рассвет» иранских РСЗО


Дальнейшее изучение фотографий и видеоматериалов с того парада привело западных специалистов к выводу о, как минимум, сотрудничестве. Дело в том, что пусковые трубы иранского «Рассвета-3» имели в два раза больший диаметр, чем направляющие корейской установки M1985. Позже стало известно, что калибр реактивных снарядов Fajr-3 равен 240 миллиметрам. Из-за большего калибра пакет направляющих системы Fajr-3 при схожих размерах с «Градом» или M1985 состоит только из 12 труб. Конструктивно пакет разделен на две части по шесть направляющих, каждая из которых крепится к раме отдельно. Механизмы наведения имеют ручной привод и позволяют производить наводку по возвышению от нуля до 57 градусов. По горизонтали направляющие вращаются на 90° от оси машины влево и на 100° вправо. Разница в углах горизонтального наведения вызвана особенностями примененного шасси. В дальнейшем, при изменении базового автомобиля, сектор горизонтальной наводки остался прежним. Как и другие реактивные системы залпового огня, Fajr-3 не имеет возможности стрельбы с ходу и требует предварительной подготовки. Среди прочего следует отметить необходимость использования четырех гидравлических аутригеров, которые не дают машине перевернуться при стрельбе. Общий вес боевой машины со снаряженной пусковой установкой превышает 15 тонн. Максимальная скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч.

«Рассвет» иранских РСЗО


Боеприпасы «Рассвета-3» представляют собой неуправляемые ракеты классической компоновки калибра 240 мм и длиной 5,2 метра. Вес ракеты колеблется в зависимости от типа боевой части, однако во всех случаях не превышает 420-430 килограмм. Из этой массы примерно 90 кг отведены под боевую часть. Она может быть осколочно-фугасной, зажигательной, химической, дымовой или кассетной. Ракеты всех типов поставляются в войска в ящиках по три штуки. Таким образом, в ходе одного залпа расходуется четыре ящика боеприпасов. Ведение огня осуществляется при помощи достаточно простой системы управления, позволяющей стрелять как одиночными, так и залпом. Интервал между пусками отдельных ракет регулируется в пределах от четырех до восьми секунд. При максимальном значении этого параметра полный залп занимает полторы минуты. По различным оценкам, твердотопливный двигатель ракет Fajr-3 имеет в своей основе пороховую шашку весом не менее 70-80 килограмм, что позволяет боеприпасам лететь на расстояние до 43 километров. При стрельбе на максимальную дальность ракета, двигаясь по баллистической траектории, достигает высоты в 17 километров. Во время полета снаряд стабилизируется вращением, обеспечиваемым хвостовыми стабилизаторами. Перед пуском они находятся в сложенном положении и после выхода из пусковой трубы раскладываются. Первоначальная раскрутка ракеты осуществляется при помощи штифта, движущегося по спиральному пазу в стенке пусковой трубы.

Не позже 1996 года Иран развернул серийное производство боевых машин Fajr-3 и боеприпасов для них. Одновременно с этим началось дальнейшее развитие проекта. Прежде всего стоит коснуться изменения колесной базы самоходной установки. Первоначально все системы боевой машины устанавливались на трехосные полноприводные грузовики Isuzu. Немного позже пусковые установки стали монтировать на доработанных грузовиках Merсedes-Benz 2624 6x6. Поиск оптимального шасси для Fajr-3 закончился выбором грузовика Merсedes-Benz 2631. По имеющимся данным, все новые РСЗО «Рассвет-3» собираются именно на этой базе, а старые получают ее в ходе ремонта и модернизации. Замена базового грузовика почти никак не сказалась на ходовых качествах боевой машины. Изменились только показатели экономичности, что, в конечном итоге, стало причиной перехода на «Мерседес-Бенц 2631».

По различным данным, реактивная система залпового огня Fajr-3 была принята на вооружение иранской армии не позже 1996 года, когда ее продемонстрировали на параде. Немного позже несколько десятков боевых машин с боезапасом были переданы частям «Хезболлы», которая начала использовать их еще во время боев в Южном Ливане. Боевое применение комплексов Fajr-3 не представляет собой что-то особенное. Все случаи реального использования «Рассвета-3» полностью аналогичны применению других систем этого класса: боевые машины выходят на позицию, производят обстрел целей и поспешно уходят. Характерная для РСЗО высокая поражающая способность вынуждала противостоявшие «Хезболле» южноливанские и израильские войска реагировать максимально быстро и самым скорейшим образом наносить ответные удары. Иранские Fajr-3, в свою очередь, в боевых действиях пока участия не принимали.

«Рассвет» иранских РСЗО


Fajr-5

Одновременно с Fajr-3 иранские конструкторы, на этот раз совместно с китайскими, начали работу над следующей РСЗО под названием Fajr-5. Китайская сторона передала Ирану ряд документов по собственному проекту неуправляемых ракет семейства WS-1, который в некоторой мере стал прототипом для Fajr-5. Целью нового проекта было создание системы залпового огня с еще большей дальностью стрельбы, не менее 60 километров. При этом экономическая и внешнеполитическая ситуация потребовали от иранских инженеров сделать «Рассвет-5» максимально унифицированным с менее дальнобойной установкой. В результате этого требования, среди прочего, Fajr-5 прошел через те же «приключения» с трехосной колесной базой. В настоящее время все боевые машины этого проекта собираются на основе «Мерседесов» модели 2631. Вспомогательное оснащение боевой машины так же аналогично Fajr-3: аутригеры для стабилизации во время стрельбы, дополнительная кабина для расчета и т.д.

«Рассвет» иранских РСЗО


Однако требования по дальности стрельбы и, как следствие, новый боеприпас привели к кардинальным изменениям конструкции пусковой установки. Расчеты показали, что достижение заданной дальности возможно только при калибре не менее 300 миллиметров. После ряда расчетов был выбран вариант неуправляемой ракеты калибра 333 мм. Большие габариты боеприпаса заставили значительно сократить объем залпа. При сохранении приемлемых габаритов пусковой установки на ней помещалось только четыре пусковые трубы. За исключением числа направляющих и, по-видимому, некоторых элементов, конструкция пусковой установки аналогична соответствующему агрегату «Рассвета-3». Наведение пусковой установки изначально осуществлялось вручную, как на артиллерийских орудиях. Углы наводки по вертикали Fajr-5 – от горизонтали до 57 градусов. Горизонтальное наведение возможно только в пределах сектора шириной 45° от оси машины.

Главный элемент новой дальнобойной РСЗО – неуправляемая ракета калибра 333 миллиметра. Боеприпас длиной в шесть с половиной метров весит порядка 900-930 килограмм. Боевая часть ракеты, в зависимости от типа, имеет массу в 170-190 кг. Несмотря на увеличение размеров ракеты и веса боевой части, номенклатура типов последней осталась прежней. Соответственно обстановке могут быть применены осколочно-фугасные, зажигательные, химические и кассетные боеголовки. В случае с осколочно-фугасным вариантом ракета несет 90 килограмм взрывчатого вещества. Тяжелая ракета с большим запасом твердого топлива имеет отличные показатели дальности. Максимальное расстояние, которая она может пролететь, равняется 75 километрам (верхняя точка траектории находится на высоте около 30 км). Стабилизация полета осуществляется только за счет вращения ракеты. Этот нюанс проекта является одним из самых спорных – как показали расчеты советских и американских конструкторов, реактивный снаряд безо всяких систем управления на дальностях свыше 55-60 км слишком сильно отклоняется от точки прицеливания. Ракеты Fajr-5 никакими дополнительными системами управления не оснащаются, что вызывает соответствующие сомнения в точности и кучности стрельбы.

«Рассвет» иранских РСЗО


Все меры обеспечения точности попадания в системе «Рассвет-5» коснулись только прицельного комплекса. Впервые в иранской практике РСЗО получила автоматизированную систему управления оружием, которая самостоятельно вычисляет углы наводки и обеспечивает автоматический огонь залпом или по одному выстрелу. Значения интервалов между пусками остались прежними: 4-8 секунд. Во время модернизации комплекс Fajr-5 получил обновленную систему управления оружием. Главное последствие модернизации – обеспечение возможности не только определения параметров наводки, но и непосредственного поворота и наведения пусковой установки. Для этого последняя комплектуется приводами разворота; возможность ручной наводки сохраняется. Кроме того, в состав оборудования модернизированных Fajr-5 вошла аппаратура связи, позволяющая передавать данные о целях и наведении на них между батареями РСЗО и командно-штабными машинами. По имеющимся данным, при наличии нового оборудования батареи реактивных систем залпового огня могут рассредотачиваться на расстоянии до 20 км от управляющих машин или штабов.

Точное время принятия на вооружение РСЗО Fajr-5 неизвестно. Первые экземпляры этих боевых машин были продемонстрированы общественности в начале двухтысячных годов. Вскоре стало известно, что несколько установок было передано «Хезболле». В силу некоторых причин – скорее всего, это небольшое количество поставленных машин и малая точность – известны лишь единичные случаи применения этого оружия в ходе израильско-ливанской войны 2006 года. Результаты оказались не сильно выше, чем при использовании Fajr-3, хотя большая дальность стрельбы позволила атаковать цели на большей площади. Имеются сведения о дальнейшей модернизации системы залпового огня, вплоть до изменения ее предназначения. Согласно некоторым источникам, разрабатывается или уже существует вариант «Рассвета-5», предназначенный для береговой обороны. Вероятно, в его основе лежит новая противокорабельная ракета в габаритах неуправляемого боеприпаса. В противном случае стрельба штатными ракетами по кораблям, даже при наличии радиолокационного поиска и сопровождения целей, смотрится, как минимум, малоэффективной. Еще один слух, не получивший подтверждения в официальных иранских источниках, касается создания полноценной баллистической ракеты малой дальности на базе все того же Fajr-5. Официальные данные относительно модернизации боеприпаса пока касаются повышения точности и небольшого роста дальности полета.

«Рассвет» иранских РСЗО


***

Характерной чертой всех последних иранских реактивных систем залпового огня является широкое сотрудничество с зарубежными странами при их разработке. Этот факт достаточно интересен, особенно в свете «происхождения» китайского или северокорейского опыта. Нетрудно догадаться, что китайцы и корейцы научились делать собственные боевые машины и неуправляемые ракеты не без изучения имевшихся у них систем залпового огня советского производства. Таким образом, иранские «Рассветы» в некоторой мере являются потомками советских комплексов с индексом «БМ» в названии. При этом характеристики иранских систем, в зависимости от модели боевой машины и применяемого снаряда, находятся на уровне, соответствующем советским РСЗО прошлых годов, и не представляют собой чего-то исключительного.

«Рассвет» иранских РСЗО


По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://globalsecurity.org/
http://nti.org/
http://articles.janes.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. саша 19871987 16 октября 2012 15:26
    с виду может выглядеть и не очень,но все дело в ракетах.... а их,по ходу,хорошо модернизировали...
  2. Imp 16 октября 2012 16:36
    Корейские M1985 Это и есть 240-мм РСЗО c 12 направляющими на шасси грузовков Isuzu. Иран купил еще в годы войны с Ираком и они тогда активно использовались, есть даже фото тех лет с ними. Затем в Иране сделали их копию, которая и стала называться Fajr-3 и их выпускали на шасси уже от Merсedes-Benz,а не Isuzu, как северокорейские оригинальные РСЗО
    Вот оригинальная 240-мм M1985
    http://www.military-today.com/artillery/m1985_mlrs.htm
    Imp
  3. Lesorub 16 октября 2012 18:53
    КУСТАРНО ! покупайте в России !
    Lesorub
  4. studentmati 16 октября 2012 21:26
    Похвала Иранским конструкторам и военным. Мужества и героизма Иранскому народу в грядущей война (не дай Бог).
  5. Везучий 18 октября 2012 13:32
    Молодци Иранци!!! побольше им таких надо, скоро пригодятся они им((
    Везучий

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня