Новый эшелон обороны: «Железный луч» накануне опытно-боевого дежурства

97

Принцип действия боевого лазера

Израиль построил и эксплуатирует развитую эшелонированную систему противоракетной обороны, включающую различные системы обнаружения и огневые средства. В этом году в ее составе должен появиться принципиально новый компонент – боевой лазерный комплекс «Маген Ор». Предполагается, что он улучшит некоторые характеристики системы, а также даст ей новые боевые возможности.

Противоракетный лазер


Ориентировочно в 2010 г. компании Rafael и Elbit начали работы по перспективному лазеру для противовоздушной / противоракетной обороны. Этот проект получил сразу несколько обозначений. Наибольшую известность получило название Iron Beam / «Керен Барзель» («Железный луч»). Кроме того, используется имя «Маген Ор» или Light Shield («Световой щит»).



Первые результаты нового проекта открыто представили в 2014 г. на авиасалоне Singapore Airshow. Был раскрыт примерный облик перспективного комплекса, названы его основные функции и характеристики. Утверждалось, что «Железный луч» может усилить существующую израильскую ПРО и стать еще одним средством перехвата в ближней зоне. Упоминались и принципиальные преимущества такой системы перед существующими ЗРК, такие как меньшая стоимость эксплуатации или способность работать по аэродинамическим целям.

В тот период опытный «Керен Барзель» проходил испытания на полигоне и показывал свои возможности по борьбе с различными целями. Разнообразные проверки и доводка комплекса продолжались до последнего времени, и компания «Рафаэль» регулярно сообщала о своих успехах.

Новый эшелон обороны: «Железный луч» накануне опытно-боевого дежурства

Проект разрабатывался при поддержке министерства обороны Израиля, что указывало на его перспективы. Однако в течение длительного времени речь шла только об испытаниях и доводке, а сроки принятия лазера на вооружение не сообщались. Информация такого рода появилась лишь несколько месяцев назад.

Планы на год


1 февраля премьер-министр Нафтали Бенет заявил, что новый лазерный комплекс ПВО-ПРО будет развернут в течение этого года. Сначала он поступит в опытную эксплуатацию, а после начнется полноценное боевое дежурство. Более точные сроки появления комплексов на позициях пока не названы.

По словам премьера, первые комплексы «Железный луч» будут развернуты в южной части страны. Именно эти регионы в первую очередь подвергаются обстрелам из сектора Газа, и их предлагается дополнительно прикрыть новым оружием. В дальнейшем Iron Beam будут развернуты по всей территории государства. Кроме того, планируется вывести это изделие на международный рынок и продавать третьим странам.

Любопытно, что Израиль планирует использовать не только технические, но и экономические преимущества нового комплекса. Так, Н. Бенет напомнил, что сейчас противник запускает крайне простые и дешевые ракеты, на перехват которых отправляются изделия стоимостью в десятки тысяч долларов США. Лазер позволит перевернуть эту ситуацию: залп ПРО будет гораздо дешевле летящей ракеты.


Лазерные установки в представлении художника

Через несколько недель после этих заявлений, в середине апреля компания Rafael сообщила о завершении очередных испытаний опытного «Маген Ор». В ходе этих мероприятий вновь продемонстрировали способность лазера сбивать неуправляемые ракеты, боеприпасы ствольной артиллерии, БПЛА и иные цели в различных условиях. Кроме того, подтвердились высокие эксплуатационные и экономические характеристики.

В мобильном исполнении


«Световой щит» представляет собой боевой лазерный комплекс в мобильном исполнении. Все его средства смонтированы на колесных шасси, что упрощает переброску и смену позиций. Работа осуществляется только с места после определенной подготовки всех основных систем.

Типовой состав комплекса включает радиолокатор освещения обстановки, командный пункт и две боевые машины с лазерными установками. При этом состав батареи может изменяться в соответствии с пожеланиями заказчика. Он может выбрать РЛС и командный пункт для комплекса, а также определить требуемое количество лазеров.

Центральным элементом «Железного луча» является мобильная лазерная установка, размещенная в стандартном контейнере для установки на грузовое шасси. Контейнер вмещает систему электроснабжения и вспомогательные приборы. В его задней части под подвижными крышками находится лазерный агрегат и обзорная оптико-электронная станция.


Опытный образец на испытаниях весной 2022 г.

Известно, что комплекс использует волоконный лазер. Он смонтирован на лафете с возможностью наведения в двух плоскостях в пределах широких секторов. Изначально сообщалось, что мощность лазера достигает десятков киловатт, но более точное значение не называлось. В этом году объявили о планах по повышению мощности до 100-150 кВт. Не исключается, что такие значения будут получены путем одновременной «стрельбы» двух лазеров по одной цели.

Iron Beam предназначен для перехвата боеприпасов реактивной и минометной артиллерии, различных БПЛА и иных целей. Дальность действия по таким объектам достигает 7 км. В зависимости от типа цели, требуется воздействие продолжительностью в несколько секунд. Энергию для этого будет давать собственный генератор комплекса. Ранее сообщалось, что такой принцип работы позволяет снизить стоимость одного «выстрела» до 3-4 долл. США. В этом году объявили о ее сокращении до 2 долл.

Обнаружение целей возлагается на штатную РЛС комплекса. Она должна передавать данные на командный пункт, который отвечает за наведение и применение боевых лазеров. Кроме того, командный пункт «Светового щита» может взаимодействовать и обмениваться данными с другими элементами ПВО и ПРО. В частности, возможна работа по целеуказанию со стороны.

Лазерные преимущества


В настоящее время безопасность Израиля обеспечивает эшелонированная противоракетная оборона, включающая несколько комплексов с разными возможностями. Наибольшую известность получил «Кипат Барзель» («Железный купол»), предназначенный для перехвата неуправляемых ракет с дальностью не более десятков километров. Более сложные цели должны поражать комплексы «Кела Давид», «Хец» и т.д. Все они в свое время успешно справились с испытаниями, а «Железный купол» регулярно перехватывает реальные ракеты.


Работа по летящему артиллерийскому боеприпасу

В этом году к ракетным средствам ПРО добавится первая батарея принципиально новых лазерных средств. Ее развернут на одном из самых опасных направлений и будут использовать в качестве дополнительного эшелона ПВО-ПРО. Цели и задачи такого развертывания уже известны, и можно представить, как «Керен Барзель» дополнит другие системы и комплексы.

Дальность действия «Железного луча» достигает всего 7 км, что серьезно ограничивает его оперативные возможности. Такой комплекс придется разворачивать в непосредственной близости от защищаемого объекта или населенного пункта. Кроме того, лазер зависит от метеоусловий и наличия помех, которые могут дополнительно сократить эффективный радиус. Этот недостаток придется учитывать в планировании вплоть до появления модернизированной системы с увеличенным радиусом.

Тем не менее, малая дальность может компенсироваться рядом положительных качеств и особенностей. Так, в пределах назначенной дальности лазер способен поражать широкий круг баллистических и аэродинамических целей, характерных для предполагаемого ТВД. Лазер отличается простотой наведения и удержания на цели. При этом промах практически не влияет на результаты боевой работы: комплекс может восстановить наводку и вновь атаковать цель. Это даст высокую эффективность даже по маневрирующим объектам.


Беспилотник-мишень за секунду до разрушения. Яркое пятно на крыле - точка нагрева от лазера

За счет экономичности «Световой щит» может работать на позиции в течение длительного времени и постоянно вести «обстрел». Если оборона на основе таких комплексов правильно организована, перегрузить ее будет крайне трудно или даже невозможно. Подготовка к возобновлению дежурства после крупного налета не должна отличается сложностью и продолжительностью.

Новый эшелон


Таким образом, боевой лазер по типу «Железного луча» имеет ряд характерных особенностей и сильных сторон, которые помогут ему эффективно дополнить существующие ракетные средства ПРО. В составе системы ПВО-ПРО появится новый лазерный эшелон. Он будет работать только в ближней зоне, но и в этом случае израильская армия получит ряд выгод.

Однако все преимущества лазерного оружия будут реализованы лишь в неопределенном будущем. В этом году армия получит только одну батарею «Маген Ор» для опытно-боевого дежурства. Как быстро удастся перейти к полноценной службе и освоению серийных изделий – большой вопрос. Однако события последних дней, когда «Железному куполу» вновь пришлось работать по реальным целям, показывают, что Израиль не будет медлить и постарается получить новое оружие как можно скорее.
97 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    9 августа 2022 16:05
    Боевая эксплуатация покажет как реально лазер работает.
    Интересно, как там наш "Пересвет" поживает?
    1. +4
      9 августа 2022 16:47
      Цитата: Sergio_7
      Боевая эксплуатация покажет как реально лазер работает.
      Интересно, как там наш "Пересвет" поживает?


      "Пересвет" - нет.

      У нас аналог - "Задира".
      Вроде, уже испытывалась на Украине.

      Согласно заявлению вице-пермьера правительства РФ Юрия Борисова, который участвовал в подписании контракта на создание «Задиры» со стороны МО РФ, комплекс не является ослепляющим оружием а предназначен для физического поражения целей. Он в состоянии уничтожить беспилотный летательный аппарат в течение 5 секунд и способен поражать цели на дальности до 5 км
      1. 0
        14 августа 2022 16:20
        Все глубоко выдыхаем. Раньше 2025 года эта система в АОИ не придет.
        1. -2
          14 августа 2022 17:32
          Цитата: Арон Заави
          Все глубоко выдыхаем. Раньше 2025 года эта система в АОИ не придет.


          Скорее, жителям юга Израиля надо глубоко вздохнуть.
          Надеюсь, Израиль не скоро будет поставлять оружие на Украину.

          Да и от Искандеров - Кинжалов пока никакой лазер не спасет
    2. -5
      9 августа 2022 17:24
      Урезая осетра, что получим цифры -мощность до 70кВт, дальность до 5километров, высота поражения не больше 300метров, скорость поражаемых целей явно дозвуковая, возможно, не больше 1000 км/что максимум.
      1. +3
        9 августа 2022 17:46
        Урезая осетра, что получим


        А получим в итоге официальный ответ академика Александрова в ЦК КПСС на вопрос по созданию наземного лазерного оружие (это как раз был ответ в ЦК по СОИ).
        Ищущие да обрящут, мне лень ради ссылки искать в интернете эти цитаты они все с обоснованием и достаточно громоздкие для комментария под статьёй.
      2. +2
        9 августа 2022 19:32
        Цитата: Бережливый
        Урезая осетра, что получим цифры -мощность до 70кВт, дальность до 5километров, высота поражения не больше 300метров, скорость поражаемых целей явно дозвуковая, возможно, не больше 1000 км/что максимум.

        Ну беспилотник повредить понимаю, малая скорость, материал тонкий, большое время воздействия на него. А снаряд? Его надо засечь, навести на него луч и удерживать до получения нужного эффекта. Он летит быстро, всего 3-7 секунд. Сомнительно
        1. +6
          10 августа 2022 09:48
          Цитата: S.K.Vichyakow
          Сомнительно

          Хочу добавить ,что снаряд имеет достаточно прочный ,толстостенный корпус, который выдерживает давление и температуру при выстреле. Чтобы нагреть снаряд либо для уничтожения, либо для инициализации заряда нужно время да и мощность лазера не маленькая. По снарядам мне кажется звизданули слегка.
          1. 0
            10 августа 2022 21:09
            Промышленная установка на 30квт пилит 100мм стали со скоростью пол метра в минуту...
            1. +2
              11 августа 2022 00:32
              Процитирую
              https://topwar.ru/38405-himera-lazernyh-mirazhey.html
              «Ослепительный, тонкий, прямой, как игла, луч...»
              «Тонким, как игла», луч гиперболоида инженера Гарина оставался на дистанции, определяемой размерами комнатки в гостинице «Черный дрозд» – и в этом смысле Алексей Толстой не погрешил против научной истины. На больших расстояниях начинает отчетливо проявлять себя фундаментальный физический закон дифракционной расходимости.
              В самом лучшем, идеальном случае (активная среда лазера абсолютно однородна, энерговклад в среду также абсолютно равномерен) половинный угол расширения светового конуса равен частному от деления длины волны на диаметр выходного окна.
              Дальше простая арифметика показывает, что уже на дистанции в 10 км основание конуса излучения будет иметь (в лучшем случае при расходимости, равной дифракционной) диаметр в 1,5 м и площадь в 18 тысяч кв. см.
              Существуют различные оценки тепловой энергии, потребной для разрушения цели, все они укладываются в диапазон от 1 до 20 кДж на кв. см. Например, для полного испарения 1 кв. см дюралевого листа толщиной 3 мм нужно «вкачать» в него 8–10 кДж. Пуля на вылете из ствола АКМ несет порядка 4,4 кДж на кв. см. Но даже самая минимальная из названных цифр (1 кДж) означает, что лазерная «стрельба» на дальности в 10 км потребует удержания пятна излучения на цели в течение 160 секунд. За это время дозвуковая крылатая ракета пролетит 45 км.
            2. +5
              11 августа 2022 05:22
              В сантиметре от источника излучения. В атмосфере всё по другому.
              Видели кадры ударов под большим увеличением? Марево такое характерное? Это марево точно так же действует на луч лазера, он быстро распыляется.
              Кроме того, сам по себе луч - далеко не идеальный, он выглядит палкой на расстоянии сотен метров. А дальше - это уже конус, даже в вакууме. Плюс марево.
              А ещё дымка, лёгкая. Это частицы такие, которые свет поглощают. Лазер их нагревает, отдавая энергию. Много энергии.
              Это всё в совокупности снижает энергию воздействующую на атакуемый объект до неприличного уровня уже в километрах.
              Повышение мощности лазера не просто не улучшит ситуацию, а наоборот - вызывает ионизацию канала. А плазма вообще не пропускает излучение. Вообще - это значит, что плазма удерживает в себе энергию ядерного взрыва (огненный шар это оно) и даже взрыв сверхновой застревает на несколько недель внутри внешних слоёв плазмы звезды.
              Поэтому ещё в 60-70х наши учёные знали, что пользы от лазерных пиу-пиу нет. Что, в прочем, ни нашим ни американским учёным не мешало пилить на этой теме.
              Я очень надеюсь, что Пересвет и Задира - это ослепляющие лазеры, а не оружие. Иначе ответственных людей нужно сажать.
              1. 0
                13 сентября 2022 23:03
                "Повышение мощности лазера не просто не улучшит ситуацию, а наоборот - вызывает ионизацию канала"///
                ---
                Эта проблему решили простым способом.
                Посылают не один луч, а несколько. Иногда
                несколько десятков.
                Система наведения фокусирует их всех в одно пятно на цели.
                Лучи не мешают друг другу. Нет ионизации.
                1. 0
                  2 ноября 2022 10:15
                  Была одна забавная разработка в нулевых - ионизирующие лазеры и генератор Маркса для подачи на цель электрического импульса по пробитым каналам. Проект закрылся из-за технических сложностей и непомерной цены.
                  А по теме материала - в тех краях не редкость песчаные бури, так что палестинцы научатся стрелять когда воздух запылен и ничего толком не видно.
                  Наиболее IMHO вероятно, что лазер создается для калечения арабского населения, подсвечиванием поселков, или адресно окон и просто отдельных людей в пределах видимости. ИК лазер вызывает необратимую слепоту при попадании в глаз, вылечить ожог сетчатки невозможно. При этом так как комплекс формально ПВО - конвенции не нарушены.
            3. +3
              11 августа 2022 10:31
              Цитата: Cottodraton
              Промышленная установка на 30квт пилит 100мм стали со скоростью пол метра в минуту...

              Просто шикарно, но есть нюанс. На каком расстоянии лазер от заготовки, сколько по времени воздействие? Теперь увеличьте расстояние на 4-5 порядков (это я напомню в 10000-100000 раз), уменьшите время на 2-3 порядка и тогда можно посмотреть сколько железа эта установка разрежет.
            4. 0
              12 августа 2022 05:02
              С расстояния 5 мм. С увеличением расстояния до объекта реза ситуация будет менятся
              1. 0
                13 августа 2022 16:21
                Цитата: реалист
                С увеличением расстояния до объекта реза ситуация будет менятся

                Причем кардинально, точно не помню, зависимость обратно пропорционально квадрату расстояния, то ли в геометрической прогрессии.
                1. 0
                  13 августа 2022 18:15
                  Это уже детали, которые учитывать никто не хочет
            5. 0
              30 сентября 2022 15:22
              То в упор.
              Еще и небось поверхность обрабарывают что-бы не отражала.

              А тут далеко и можно сделать зеркальную поверхность.
          2. -1
            13 августа 2022 13:48
            По снарядам точно задвинули. Лазеру они не по зубам. Беспилотники и дозвуковые ракеты - это его поле. Тоже неплохо!
          3. 0
            8 октября 2022 21:28
            мало того! снаряд вращается в полете. нагревать придется ВСЮ чугуневую сушку. за 3-5 сек нужно передать охнелинное кол-во энергии. даже в вакууме сложно
      3. +4
        10 августа 2022 08:49
        Цитата: Бережливый
        до 5километров, высота поражения не больше 300метров

        Интересная арифметика.
        Цитата: Бережливый
        скорость поражаемых целей явно дозвуковая

        Сразу видно специалиста.
        1. 0
          11 августа 2022 07:02
          Цитата: Негритенок
          Интересная арифметика.

          Ну так в длину всегда тяжелее кидать чем в высоту! Физика-с! laughing
      4. 0
        13 августа 2022 20:26
        По-любому, надо брать на вооружение, постоянно модернизировать, в случае необходимости использовать не задумываясь...
  2. -2
    9 августа 2022 16:18
    За счет экономичности «Световой щит» может работать на позиции в течение длительного времени и постоянно вести «обстрел».

    Ну да, а электричество "от сырости" появится?
    Если нарушить энергоснабжение, то об этой "вундервафле" можно забыть. Питание же от генераторов не может быть "экономичным" ибо огромные требования к необходимой мощности. Тем более не говоря о возможности прервать снабжение топливом.
    Да и перегрузить систему опознавания и целеуказания, тем более в плохих погодных условиях много проще.
    В конце концов могут сделать ракеты с более толстым корпусом, пусть даже в ущерб количеству взрывчатого вещества и "греть" такую можно до самого мгновения попадания её в цель. yes
    Это слишком "нишевое" оружие, которому ещё совершенствоваться и совершенствоваться.
    1. +4
      9 августа 2022 16:33
      Цитата: К-50
      В конце концов могут сделать ракеты с более толстым корпусом, пусть даже в ущерб количеству взрывчатого вещества и "греть" такую можно до самого мгновения попадания её в цель

      Американцы во времена рекламирования своей СОИ так же предполагали сбивать советские МБР лучами лазера. Наши, вроде как, в ответку планировали делать светоотражающее покрытие да еще с вращением корпуса ракеты, что бы не допустить фокусировки лазера на корпусе МБР.
      1. +1
        9 августа 2022 17:25
        Помнится как у Горбачева интервью брали западные журналисты, гдето середина 90-х, так он высказал что Советская космическая программа была дешевле и эффективнее ихней программы СОИ.
      2. +1
        9 августа 2022 17:27
        Наши, вроде как, в ответку планировали делать светоотражающее покрытие да еще с вращением корпуса ракеты, что бы не допустить фокусировки лазера на корпусе МБР
        Там выгоднее делать абляционное покрытие, как на "донышке" спускаемого космического аппарата, да и на самих боеголовках. Плюс вращение ракеты вокруг продольной оси и... Запарятся прожигать.
        1. 0
          10 августа 2022 09:18
          Цитата: abrakadabre
          Запарятся прожигать.

          Задача не сделать прилеты невозможными, а сделать их более дорогостоящими и, соответственно, менее массовыми. Плюс чем сложнее делать очередную вундервафлю, тем проще евреям накрыть место, где она производится.
          1. +1
            10 августа 2022 09:50
            Задача не сделать прилеты невозможными, а сделать их более дорогостоящими и, соответственно, менее массовыми.
            Абляционное покрытие как раз таки не дорого. Всего-то смолы с наполнителем, которые контролируемо послойно обгорают. Это не 40 тысяч индивидуальных керамических плиток для покрытия "Бурана".
            1. 0
              10 августа 2022 14:58
              Мы говорим о катюша-рокетс из водопроводной трубы.
              1. -1
                10 августа 2022 22:43
                уничтожение первой "катюшарокетс" создаёт облако непрозрачного дыма. эффективность этой вунервафель резко падает... после 10ой восемнадцать стволов и все небо в попугаях... хрен куда попадешь
                1. 0
                  11 августа 2022 08:18
                  Цитата: Влодек
                  уничтожение первой "катюшарокетс" создаёт облако непрозрачного дыма

                  Нет, конечно, там недостаточно мощная боевая часть. Минометная мина по сути.
                  1. 0
                    30 сентября 2022 15:25
                    Делаем 50% ракет "дымовухами".
                    И лазер такой "ой всё".
                    1. 0
                      4 октября 2022 15:29
                      "дымовуха" не "взрывается", она тлеет. А системы постановки "завесы" слишком дорогие для "мисл катюша стайл".
                      1. -1
                        4 октября 2022 16:33
                        Вон те которые выстреливаются из башни танка - походу таки взрываются.
                      2. 0
                        5 октября 2022 08:15
                        Ещё раз и внимательно прочтите пожалуйста моё сообщение.
                      3. -1
                        5 октября 2022 12:21
                        Разве то что на башне это не "пачка дымовух"(были еще такие "бочки" что с танка сзади сбрасывали)?

                        Я думал "система постановки завесы" - это то где льют топливо как-то там по хитрому на движок, и оно дымит. wassat
                      4. 0
                        7 октября 2022 09:08
                        Если топливо на движок, это называется уже "диверсия" и исполняется в виде бутылки с масляно-бензиновой смесью и тряпочкой в качестве запала. wassat
                      5. 0
                        7 октября 2022 12:45
                        Да, есть такой метод. Дыму дает неплохо, но еще освещает сильно, и гремит иногда. wassat

                        Я про
                        На Т-62 установлена стандартная для советских/российских танков термическая дымовая аппаратура, обеспечивающая постановку дымовой завесы шириной до 400 м,которая при безветренной погоде держится в течение четырех мину

                        Там вроде топливо кудато там капают, оно греется но не горит а испаряется. А выйдя наружу - офигевает и осаждается туманом.
                        Пока есть топливо - можно много раз делать.
                      6. 0
                        7 октября 2022 13:00
                        Там вроде топливо кудато там капают, оно греется но не горит а испаряется. А выйдя наружу - офигевает и осаждается туманом.

                        Ну во первых не топливо, а вероятнее всего глицерин, во вторых если испарять топливо, то это термобарический заряд уже получается. wassat
                        Хотя пары дизеля вроде бы не горючи. what
                      7. +1
                        7 октября 2022 13:47
                        Не, не возят глицерин.
                        Выглядит оно так(там привязка по времеи).
                        https://youtu.be/gArsx0m5yTs?t=455
                        (за звук не ручаюсь, без звука сижу)

                        А вот можно ли так покружить вокруг врага и поднести спичку - информации нет. wassat
                      8. +1
                        7 октября 2022 13:58
                        А вот можно ли так покружить вокруг врага и поднести спичку - информации нет. wassat

                        Ну если бензинчику плеснуть, то можно будет точно, если враг раньше не закурит) wassat
              2. 0
                13 августа 2022 17:39
                Мы говорим о катюша-рокетс из водопроводной трубы.
                Нет, мы говорим о перспективах противодействия лазерному перехвату/уничтожению атакующих ракет.
    2. -2
      9 августа 2022 16:34
      Цитата: К-50
      В конце концов могут сделать ракеты с более толстым корпусом, пусть даже в ущерб количеству взрывчатого вещества и "греть" такую можно до самого мгновения попадания её в цель.
      Это слишком "нишевое" оружие, которому ещё совершенствоваться и совершенствоваться.

      "Да, вы правы, но возможен и обратный результат"(Высоцкий) Если ракеты делаются в гараже то да, а если "поставки" Ирана, то request
    3. 0
      9 августа 2022 17:57
      А ещё на ракеты, так же с учётом уменьшения массы ВВ, можно наносить слой испаряющегося вещества. Пока снаряд/ракета летит к цели, в начале будет выгорать этот слой унося с собой тепло. Ещё сильнее это поможет если ракета/снаряд будут вращаться.
      Ещё можно разработать специальные высокоотражающие материалы (условная фольга или невероятно чиста белая краска), тогда в сочетании с увеличенной толщиной стенок, время обжигания ракеты увеличится и это снизит эффективность лазерной системы.
      К тому же лазеры сильно зависят от погоды. В туман или при обильных осадках, его эффективность снижается.

      Вот где точно лазеры нужны - это в космосе. Да, там есть проблема отвода тепла, но в крайнем случае, на первое время, можем обойтись просто большими радиаторами с возможность ориентации. Хотя учитывая что проект ядерного буксира постепенно приближается к реализации, его радиаторы можно использовать для подобных спутников. В космосе нет атмосферы которая бы рассеивала лазерный луч. Большинство спутников не смогут пережить лазерную "засветку" без последствий. В наиболее лёгком случае, пострадают оптические системы определения орентации в пространстве и оптические системы наблюдения. В худшем, из-за высокой температуры разрушатся системы электропитания и связи. Можно банально жечь солнечные панели и антенны спутников, а без электропитания и средств связи, спутник бесполезен. При этом, в отличие от ракет, такое уничтожение не засоряет орбиту тысячами осколками.

      На земле лазеры смогут стать эффективными средствами ПВО, только тогда, когда мы научимся создавать компактные источники электроэнергии и сверхпроводники комнатной температуры. При таких условиях, мы сможем создать такие мощные лазеры, что влияния атмосферы не будет хватать для снижения силы луча. И попав в такой луч, ракеты и снаряды будут просто испаряться.
      1. 0
        9 августа 2022 18:38
        Варианты повышения защиты от ЛО известны - это и абLяционное покрытие , и аэрозольное рыспыление в ответ на рост температуры цели ,и и покрытия повышающие отражение , и покрытия снижающие ЭПР и затрудняющие обнаружение цели и наконец планирование массированных атак в сезоны со сложной погодной обстановкой , и.т.д. То что это не будет каким то "вандерваффе" -скорее всего не будет. Но от газовых баллонов ,запускаемых наиболее пещерными бородачами защитить может вполне. Преимущество Израиля в данном случае то, что у него не столь широкий фронт потенциальной атаки, известное направление - от комплекса многого не потребуется, большей частью просто быть оперативным в действии.
        1. +1
          10 августа 2022 20:42
          Тут фокус в чем: как бы плох этот лазер не был, если от него начнут защищаться, то характеристики ракет ухудшатся, а они и так не фонтан. А если не начнут, то лазер сможет их сбивать. Выигрыш в любом случае.
    4. 0
      10 августа 2022 09:16
      Цитата: К-50
      огромные требования к необходимой мощности.

      Максимум 200 л/с мощность генератора. Вам вроде как написали это.
      Цитата: К-50
      Тем более не говоря о возможности прервать снабжение топливом.

      Вы снабжение Израиля топливом собираетесь прерывать? Удачи.
      Цитата: К-50
      В конце концов могут сделать ракеты с более толстым корпусом, пусть даже в ущерб количеству взрывчатого вещества

      Да, это самый простой способ. Плюс вращение и нанесение зеркальной пленки. Насколько этого хватит - время покажет.
      Цитата: К-50
      Это слишком "нишевое" оружие

      Там стоит конкретная задача - защитить Сдерот и Ашкелон, которые от Газы на расстоянии прямой видимости.
      1. 0
        10 августа 2022 14:44
        Цитата: Негритенок
        Максимум 200 л/с мощность генератора. Вам вроде как написали это.


        Аплодирую лёжа... :)
        Вы про общий КПД лазерных систем откуда информацию получаете? Из рекламных буклетов Лохокида Мартина и журнала "Популярная механика"? :)

        Цитата: Негритенок
        Да, это самый простой способ. Плюс вращение и нанесение зеркальной пленки. Насколько этого хватит - время покажет.


        В прошлый период массового увлечения лазерами хватило почти на 40 лет. :) Толстостенных же труб в мире производится прямо-таки агромадное количество. И хезбаллоны пойдут самым простым способом, уверяю вас. Они просто станут запускать вместе с ракетами болванки. Кусок толстостенной трубы с пороховой шашкой и вообще без заряда. И пусть "выжигатели" греют её.
        1. +4
          10 августа 2022 15:01

          Вы про общий КПД лазерных систем откуда информацию получаете?


          Если 150 кВт это выходная мощность, а не входная, то понадобится аж целых 800 л/с, двигатель от БМП.
          Цитата: abc_alex
          Они просто станут запускать вместе с ракетами болванки.


          Ну и пусть себе. По цене два, да хоть шесть баксов за выстрел баланс в любом случае плюсовой.
        2. +1
          11 августа 2022 05:26
          Баллистика болванки покажет, что её атаковать не нужно. Баллистика анализируется уже сейчас.
      2. 0
        12 августа 2022 05:30
        150 кВт это чуть больше 200 лошадок, с учётом КПД генератора будет нужен 250 лошадок двигатель, а это расход топлива у дизеля 50 литров в час, у бензина все 100, в общем не много, но вес комплекта будет ощутимый
  3. +3
    9 августа 2022 16:25
    есть чему учиться у них, а значит развиваться дальше и нам
    как там говорили: "ученье - свет, не ученье - тьма"
  4. -1
    9 августа 2022 16:25
    Дранкель и Жранкель и их Железный Капут
  5. -7
    9 августа 2022 16:45
    Интересно, сможет ли Хезболла, когда приберет к рукам территорию Израилю, воспользоваться этим "Железным лучом"?
    1. +2
      10 августа 2022 09:19
      Когда приберет, тогда и посмотрим.
      1. -1
        10 августа 2022 19:15
        Да меня не это интересовало, а то сколько патриотов Израиля сейчас на сайте))
        Так что посмотреть можно уже сейчас, судя по минусам 11 bully
  6. 0
    9 августа 2022 17:07
    Есть у них деньги для бросания на ветер пусть и бросают.
  7. +3
    9 августа 2022 17:16
    Для борьбы с "летающими трубами" и в условиях израильского климата штука весьма перспективная. Интересно было бы посмотреть на её применение при отражении массированного удара!
  8. -4
    9 августа 2022 17:18
    Необходимо подсказать палестинцам запускать первые ракеты с аэрозолью и дипольными отражателями...
    1. +1
      9 августа 2022 17:28
      Пусть в дождь или облачность пускают. Для лазера препятствие просто непреодолимое.
      1. +1
        10 августа 2022 09:21
        Если окно возможностей для ХАМАСа будет ограничено днями с дождем и низкой облачностью в районе Газы, то идея отбилась на 100500%.
        1. 0
          30 сентября 2022 15:33
          Учитывая, что Израиль лежит под США шибко - авось будет время, поможем Хамасу и прочим.
    2. +1
      10 августа 2022 16:51
      "Своему" Галкину минусуйте, ИУДЫ!!!
      1. 0
        4 октября 2022 15:41
        Это да, трусливых минусаторов тут тьма.
  9. +4
    9 августа 2022 17:23
    Молодцы изральтяне. Как выше написано - есть чему поучиться. Надеюсь наши учёные тоже в работе.
    1. +1
      11 августа 2022 05:28
      Это классический попил. Не надо этому учиться.
  10. -1
    9 августа 2022 17:32
    Мультики Нафтали(на) ? laughing
  11. -1
    9 августа 2022 18:21
    Ниче не понимаю! У них же автомат Калашникова есть! Галилом кличут. Зачемым ещё всякие лазеры и железные купола?
  12. +1
    9 августа 2022 18:36
    Лазерное оружие уже оружие настоящего времени. Кто освоит быстрее тот и прав. Как с беспилотниками.
    1. -1
      11 августа 2022 05:29
      Первые варианты такого лазерного оружия появились в 60х. Довольно логично, что если воз и поныне там - значит с этим оружием что-то не то. Физика против.
  13. 0
    9 августа 2022 18:55
    боеприпасы ствольной артиллерии

    Насчёт времени и расстояния до летящего снаряда, обдуваемого и вращающегося: крайне сомнительно, что на нём сфокусируется энергия сколь-нибудь заметная.
  14. +1
    9 августа 2022 19:15
    Три вражеские ракеты в залпе с интервалом в секунды. Первую сбивает лазер, но она на это и расчитана - создает при взрыве облако, маскирующее вторую ракету. Вторую так же сбивает лазер, но и она создает масштабную помеху при взрыве. Третья ракета, маскируясь за "дымовыми завесами" взрывов первых двух ракет, достигает цели.
    1. 0
      9 августа 2022 20:15
      Выпущены две чёрных неуправляемых ракеты и одна белая, летающая кругами.
      В это же время полдюжины мини-дронов, сброшенные с высотного дрона за километр и пройдя на координаты по рельефу и лесом, втыкают в демаскированный лазер каждый по кумулятивной гранате РКГ-3.
      Китайцы создали рой дронов, способных автономно летать по густому лесу и взаимодействовать между собой.
    2. -1
      11 августа 2022 05:30
      Облако будет макс 20 метров, которые вторая ракета пролетит за 0.01с. Дальше как?
  15. +1
    9 августа 2022 20:32
    Рассуждаю просто:
    1) фундаментальных (физических) ограничений нет. Ни у кого не вызывает сомнений, что достаточно мощный лазер, действующий достаточно долго, повредит или уничтожит цель. Дело за малым - решением инженерных проблем. Где взять эту "достаточную" мощность?.. Как удерживать ее на цели "достаточно долго"?
    2) никто не убежит от пули скорости света. Сопровождать лазером возможно (фундаментально возможно, не инженерно) любую из существующих целей, с их максимальными скоростями. Включая и снаряды, пули итп.
    3) теоретически (не практически) возможно создать лазер с ценой поражения цели в стоимость потраченной энергии. И условно-бесконечным "запасом патронов" IDKFA.

    Это все неоспоримые преимущества. Минус у них один. Они - теоретические.

    Существует ли защита от лазера? Конечно! Уже есть точно работающие решения сорта упоминаемых в каментах отражающих, абляционных (выгорающих) покрытий, вращения ЛА, исключающего фокусировку на одной точке и т.д. И активная защита всех видов. Тоже бесспорно возможная теоретически. Вопрос в воплощении.

    Лазеры - это просто виток гонки вооружений, бюджетов. Думаю, скоро увидим в деле.
    1. KCA
      +2
      10 августа 2022 09:07
      КПД волоконных лазеров не превышает 35%, т.е. на 150кВт нужен источник тока на пол мегаватта, если дизель-генератор то не слабо он будет кушать солярки на БД, только к розетке подключаться, и то не ко всякой, ну или передвижная АЭС
      1. 0
        10 августа 2022 13:27
        Нужна где-то тонна, и вот эти изделия
        Импульсный энергоёмкий конденсатор (ИКЭ) – новый тип мощного источника питания. По размерам он даже меньше батареи 6СТ-60ЭМ. Раньше такие конденсаторы использовались для питания боевых лазеров
        https://www.drive2.ru/l/1726285/

        уходят со страницы распродажи,
        http://pzrd.ru/index.php/produktsiya
        снова в деле.
        1. KCA
          0
          10 августа 2022 14:16
          Ионисторы это хорошо, вот только непрерывный луч на цели они не обеспечат, импульс в доли секунды и перезарядка
          1. 0
            10 августа 2022 15:31
            Естественно. Впрочем, они все пакетные-импульсные. Речь о запасённой и донесённой энергии.
            Допустим, создали аж мегаватт постоянной световой мощности, а снаряд находится в зоне поражения аж много секунд, но ведь он быстрый, всю дорогу идет колоссальный тепловой обмен с воздушной средой.
            Четверть-метровое пятно света передало снаряду 1/10 своей площади, из этого 90% металлом отразились, оставшееся не каждый тепловизор заметит.
    2. 0
      10 августа 2022 20:43
      Цитата: Проктолог
      1) фундаментальных (физических) ограничений нет.
      Есть: более-менее мощный луч лазера ионизирует воздух, который начнет интенсивно поглощать его энергию. Сфокусировать несколько лучей в одной точке задача очень тяжелая, тут хотя-бы один луч удерживать на одной точке движущейся мишени на приличном расстоянии.
    3. 0
      11 августа 2022 16:41
      Оно имеет множество фундаментальных принципиальных ограничений, иначе бы использовалось с 60х, когда были сделаны первые попытки эти лазеры использовать.
      Принципиальные ограничения одного только луча:
      1. Дифракция (шоустоппер).
      2. Рассеяние в турбулентной атмосфере (шоустоппер).
      3. Аэрозоли, особенно водные - очень ограничивают. Речь тут даже не про дождь или туман, а просто лёгкую дымку, на которую мы обычно даже внимания не обращаем.
      4. При повышении мощности - ионизация атмосферы. Шоустоппер.
      На десятках километров от самого мощного лазера остаётся просто многометровый фонарик.
  16. 0
    10 августа 2022 13:30
    "Предполагается, что он улучшит некоторые характеристики системы, а также даст ей новые боевые возможности[i][/i]." - опять вот уже двадцать пять лет. Что улучшит, как? Лазер в качестве дальномера - ДА, лазер в качестве оружия - НЕТ!
  17. 0
    10 августа 2022 21:05
    Кстати, а их задействовали на днях, во время последней вспышки конфликт а?
  18. -1
    10 августа 2022 22:07
    Если цель летит со скоростью 600 км/ч=163,3 м/с. Как обеспечить действие лазера на точку несколько секунд? А если скорость выше? Или система не в автоматическом режиме работает? Железный купол тоже расхваливали, однако самодельные ракеты он пропускает. Нужно параллельно чтобы какая-нибудь зенитная спарка стояла, для надежности.
  19. 0
    11 августа 2022 08:35
    Пускать впереди спец. ракеты/снаряды, которые при перехвате их лазером (при обнаружении облучения) включают дымогенератоп и ставят завесу. Следующие ракеты летят внутри завесы.
    При стрельбе из РСЗО удобно, часть пакета, стартующая сначала, - постановщики завесы.

    А вообще, можно же и РС с ложными целями сделать, для перегрузки ИК, тепло и радио каналов наведения.

    Конечно, значительную часть залпа РСЗО займут постановщики помех, зато оставшаяся часть получит шанс.
  20. 0
    11 августа 2022 10:19
    Спасибо автору статьи за ознакомление с этой израильской разработкой. Интересно, а почему про наш "Пересвет" ничего не пишут, имя выбрали и...., до сих пор не ясно что он делает - ослепляет создавая помехи или прожигает.

    Кажется около Курской и Белгородской области надо что то подобное испытывать и как у Израиля это будет пока лишь дополняющая защита , не основная и риска нет. Главное это защита мирного населения.
  21. +1
    11 августа 2022 13:56
    Цитата: Andriuha077
    Процитирую
    https://topwar.ru/38405-himera-lazernyh-mirazhey.html
    «Ослепительный, тонкий, прямой, как игла, луч...»
    «Тонким, как игла», луч гиперболоида инженера Гарина оставался на дистанции, определяемой размерами комнатки в гостинице «Черный дрозд» – и в этом смысле Алексей Толстой не погрешил против научной истины. На больших расстояниях начинает отчетливо проявлять себя фундаментальный физический закон дифракционной расходимости.
    В самом лучшем, идеальном случае (активная среда лазера абсолютно однородна, энерговклад в среду также абсолютно равномерен) половинный угол расширения светового конуса равен частному от деления длины волны на диаметр выходного окна.
    Дальше простая арифметика показывает, что уже на дистанции в 10 км основание конуса излучения будет иметь (в лучшем случае при расходимости, равной дифракционной) диаметр в 1,5 м и площадь в 18 тысяч кв. см.
    Существуют различные оценки тепловой энергии, потребной для разрушения цели, все они укладываются в диапазон от 1 до 20 кДж на кв. см. Например, для полного испарения 1 кв. см дюралевого листа толщиной 3 мм нужно «вкачать» в него 8–10 кДж. Пуля на вылете из ствола АКМ несет порядка 4,4 кДж на кв. см. Но даже самая минимальная из названных цифр (1 кДж) означает, что лазерная «стрельба» на дальности в 10 км потребует удержания пятна излучения на цели в течение 160 секунд. За это время дозвуковая крылатая ракета пролетит 45 км.

    К вашей математике необходимо добавить следующее: (Выдержка из статьи)
    Технические причины (по данным источника - Зарубин П.В. "Академик Басов...") заключались в том, что при микронной длине волны лазерного излучения практически невозможно было сфокусировать луч на относительно малую площадь. Т.е. если цель находится на расстоянии больше 100 км, то естественное угловое расхождение оптического лазерного излучения в атмосфере в результате рассеивания составляет в 0,0001 град. Это было установлено в специально созданном для обеспечения выполнения программы создания лазерного оружия Институте Оптики Атмосферы в СО АН СССР в г. Томске, который возглавлял акад. В.Е.Зуев. Отсюда следовало, что пятно лазерного излучения на расстоянии 100 км будет иметь диаметр не менее 20 метров, а плотность энергии на площади в 1 см2 при полной энергии лазерного источника в 1 МДж будет меньше 0,1 Дж/ см2. Этого слишком мало - для того, чтобы поразить ракету (создать в ней отверстие в 1 см2, разгерметизировав ее), требуется больше 1 кДж/ см2 "
    Лазерное излучение в атмосфере.
    https://studbooks.net/1352721/matematika_himiya_fizika/lazernoe_izluchenie_atmosfere
    Рассеивание луча атмосферой- ВОТ ГЛАВНАЯ помеха применения. Всё то, что вы приводили - справедливо для вакуума. В Космосе. Здесь, дома всё обстоит гораздо хуже. Для лазерного оружия, конечно.
    Интересна выдержка из статьи, по ссылке:
    Оптимальным с точки зрения условий распространения через атмосферу с учетом ее нелинейных и турбулентных свойств считается импульсный режим длительностью порядка миллисекунд при апертуре пучка 1 м.
    Установка с передней линзой в 1,2 метра, и импульсный посыл, в миллисекунды. Стало быть, мощность луча должна быть....... Другие параметры времени луча резко ухудшают проводимость воздуха, из-за динамических процессов от воздействия.
  22. 0
    12 августа 2022 22:52
    Исходя из статьи можно сделать вывод, что пока еврейский лазер не всемогущ, еще время не пришло и пока технологии не получены для применения луча беспрепятственно из-за разности атмосферы и т.д. Но евреи уже подошли близко к новому оружию. Плохо, что нельзя сравнить с нашими успехами в данном направлении
    1. 0
      19 августа 2022 02:27
      Цитата: Anchonsha
      Исходя из статьи можно сделать вывод, что пока еврейский лазер не всемогущ, еще время не пришло

      Во времена СССР при испытании лазерной установки ее направляли на спутник США. Американцы выражали возмущение попытками испортить их спутник агрегатом не предназначавшимся для ведения боевых действий. За 50 лет после тех событий техника шагнула вперед. Возможно лазерным оружием можно просто выводить из строя аппаратуру управления высокоточными снарядами. Да и мгновенное испарение металла с поверхности снаряда это микровзрыв который может вызвать детонацию снаряда. Данное оружие может снизить эффективность беспилотников.
      1. 0
        19 августа 2022 15:31
        Лазер что-то испаряет в метрах от установки. В километрах - это просто яркий фонарик.
  23. 0
    21 сентября 2022 09:27
    100 квт, 150 квт, 300 квт.
    Кажется, что мощность большая. Но значение имеет не мощность, а количество энергии, которая достигает цели, причем цели высокоскоростной. Т.е. импульс должен быть коротким, поскольку удержать скоростную цель лучом даже несколько секунд - непросто, даже если цель не маневрирует.
    А сколько энергии можно передать за 1 сек, если мощность - 150 квт?
    Примерно столько же, сколько потребляет электрическая лампочка мощностью 40 Вт за 1 час. Так, маленькую кастрюльку с водой не вскипятить. Печалька, однако.
    Для уничтожения реальных воздушных целей, таких как истребитель или тактическая ракета нужна пиковая мощность в десятки мегаватт, однако.
  24. 0
    30 сентября 2022 15:39
    А разве мощность не адает обратно пропорционально квадрату расстояния ?
    И это без учета помех(слои воздуха, пыль, песок, туман, дождь, дым).
  25. 0
    6 октября 2022 15:48
    Цитата: bulvas
    Надеюсь, Израиль не скоро будет поставлять оружие на Украину.

    И не надейтесь.
    Израиль почти официально поддерживает укрорейх, посылая своих ЦАХАЛовцев-инструкторов.
    43 из них попали в плен, но были немедленно возвращены на Родину, после грозной отповеди из Тель-Авива.
    Говорят израильтяне надавили на "Фаберже" влиятельных лиц, родня которых имеет теудат-зеуты в Израиле. Якобы их могли лишить гражданства, и выслать в Россию.
  26. 0
    11 октября 2022 08:31
    насколько будет эффективным лазер, если цель будет иметь поверхность с высокой степенью светоотражения типа зеркальной?.. думаю эффективность будет оклонулевой..
  27. 0
    28 октября 2022 23:05
    Интересно, кто у кого больше украл - Израиль у России или наоборот?
  28. 0
    30 октября 2022 19:34
    Если оборона на основе таких комплексов правильно организована, перегрузить ее будет крайне трудно или даже невозможно.

    С какого ку-ку такую систему перегрузить нельзя? С учётом того, что для уничтожение ракеты требуется фиксировать световое пятно на корпусе в несколько секунд (полет ракеты при малых расстояниях тоже несколько секунд) любой залповый пуск ракет, если их больше двух (с учётом того, что лазера два) перегрузит данную систему ПРО.