Military Review

The complex of controlled tank weapons 9K116-1 Bastion

2
The complex of controlled tank weapons 9K116-1 Bastion
Modernized KBTM T-55


In 1981, the Soviet Union adopted the 9K116 "Kastet" complex with a 100-millimeter missile guided by a laser beam fired from the T-12 anti-tank gun. The complex was developed under the guidance of A.G. Shipunova in Tula KBP.

Even before the development of the Kastet complex was completed, they decided to launch the development of guided weapons systems for the T-54/55/62, unified with it. Almost simultaneously, the development of two complexes was carried out: 9K116-1 "Bastion" - designed for tanks T-54/55 with 100-mm rifled guns D-10T and 9K116-2 "Sheksna" - compatible with 115-mm smooth-bore guns U-5TS for T-62 tanks. The 9M117 missile was borrowed unchanged from the Kastet complex, while the Sheksna equipped it with support belts to ensure stable movement along the barrel of a caliber of 115 millimeters. The changes mainly affected the shell with a propelling charge, which was redesigned for the chambers of these guns.

As a result, in a short period of time, at insignificant costs, conditions were created for the modernization of third-generation tanks, which provided a multiple increase in combat effectiveness, and also substantially equalized the firing capabilities of the upgraded models of tanks - T-55М / МВ / АМ / АМВ / АД, Т- 62M / MW at significant distances with the fourth generation machines.

The development of tank complexes completed in 1983.

In the future, the Sheksna and Bastion complexes served as the basis for the development of the Fable 9К116-3, the BMP-3 guided weapons complex. The AK "Tulamashzavod" has now mastered the serial production of the upgraded 9М117М rocket, which has a tandem cumulative warhead capable of penetrating jet armor of both modern and prospective tanks.

In the west, the complex was given the designation AT-10 "Sabber".

The composition of the complex 9K116-1 Bastion:
The 9K116 guided tank armament complex consists of the following elements:
- shot ZUBK10-1 with a guided missile 9М117;
- control equipment "Wave";
- sight-guidance device 1K13-1 (day channel - 8-fold increase, night - 5,5);
- voltage converter 9C831.

Guided shot ZUBK10-1 on the external contours is close to high-explosive fragmentation ZUFO37 and ZUOF10 - unmanaged analogs of the shot. The structure of the UTS10-1 includes a rocket and a sleeve. The sleeve is made of steel and has a screw bottom equipped with a detonator. Inside the liner there is a propellant charge, which tells the rocket an initial speed from 400 to 500 meters per second, a centering ring, trellis shell, and an inert gas reservoir that provides after-shot purging and removal of charge combustion products.

Shot ZUBK10 is a unitary loading ammunition, which makes it possible to use it in automated ammunition. All rocket launch operations are carried out automatically.

The rocket was carried out according to the "duck" scheme. Ahead was a cumulative warhead 9H136М, aerodynamic rudders, deployed backwards on the flight and air-dynamic steering gear of a closed circuit, having a front air intake. To reduce the size of the solid engine had a front arrangement of two oblique nozzles. The tail part was used to accommodate the main units of the onboard guidance system equipment using laser radiation. The wings, opened with the help of a special device, are placed at an angle to the longitudinal axis of the rocket and provide rotation during flight. Guidance missiles - a laser beam, semi-automatic.

Tank automated fire control system "Wave" was developed on the basis of the equipment "Kastet". Differs minimal weight and volume (47 l) additionally installed blocks. The guidance system provides high accuracy of damage and is well protected from various interferences.

Performance characteristics:
Year of development - 1983;
Firing range - from 100 to 4000 m;
Rocket flight speed - 370 m / s;
The flight time of the rocket to the maximum range - 13 with;
The mass of the rocket 9М117 - 17.6 kg;
Caliber - 100 mm;
Length - 1048 mm;
Scope of stabilizers - mm 255;
Penetration - 550-600 mm;
The probability of destruction at the maximum range of a target such as a tank is 0,8;
The range of temperatures for combat use is from -40 to + 50 ° С.
2 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. cth; fyn
    cth; fyn 16 October 2012 11: 04
    -4
    Tankers 133 guards. In the period from January 9 to January 11, the Kobra KVV was used for the first time in city battles, out of 5 guided missiles fired, only 2 hit the target. In the future, tankers did not use guided missiles, preference was given to high-explosive fragmentation and armor-piercing-submunition shells. The latter are able to break through the five-story block house from the end to the fourth entrance. The number and placement of ammunition in the ammunition depot crews varied independently.

    Quite effectively, I would tear my head off for such crafts. Or to do what would be normal or what for to throw such rubbish!
  2. Bugor
    Bugor 16 October 2012 17: 05
    +2
    But minus you. If our deer try to achieve something with cumulative projectiles (missiles), this is wrong. No need to flash the house from the entrance to the entrance. What is the outcome of such a shot? ZERO. Do you know what OBPS? It's about ... scrap that is flying out of the trunk. It makes no sense to him as against infantry. But OFS is the sweetest thing.
    You confuse anti-personnel weapons with anti-personnel weapons.
  3. Prohor
    Prohor 16 October 2012 19: 21
    +3
    In general, I can hardly imagine how and why it is possible to use a guided missile from a tank in a city? request
    There, a kilometer and a half distance is difficult to find, and at such distances a tank gun is no less accurate than a sniper rifle.

Комплекс управляемого танкового вооружения 9К116-1 Бастион

Комплекс управляемого танкового вооружения 9К116-1 Бастион
Модернизированный КБТМ Т-55


В 1981 г. на вооружение СВ Советского Союза приняли комплекс 9К116 "Кастет" со 100-миллиметровой ракетой, управляемой по лазерному лучу, выстреливаемой из ствола противотанковой пушки Т-12. Комплекс разработали под руководством А.Г. Шипунова в тульском КБП.

Еще до того как была завершена отработка комплекса "Кастет", приняли решение развернуть разработку комплексов управляемого вооружения для Т-54/55/62, унифицированных с ним. Практически одновременно велась разработка двух комплексов: 9К116-1 "Бастион" – предназначенный для танков Т-54/55 со 100-миллиметровыми нарезными пушками Д-10Т и 9К116-2 "Шексна" – совместимый со 115- миллиметровыми гладкоствольными пушками У-5ТС для танков Т-62. Ракету 9М117 заимствовали без изменений от комплекса "Кастет", при этом в "Шексна" ее оснащали опорными поясами, чтобы обеспечить устойчивое движения по стволу калибра 115 миллиметров. Изменения, в основном, коснулись гильзы с метательным зарядом, который был перепроектирован под каморы данных орудий.


В результате за короткий промежуток времени при незначительных затратах создали условия для модернизации танков третьего поколения, которая обеспечивала многократное повышение боевой эффективности, а также в значительной мере уравнивала огневые возможности модернизированных образцов танков – Т-55М/МВ/АМ/АМВ/АД, Т-62М/МВ на значительных дистанциях ведения с машинами четвертого поколения.

Разработку танковых комплексов завершили в 1983 г.

В дальнейшем комплексы "Шексна" и "Бастион" послужили основой для разработки 9К116-3 "Басня" – комплекса управляемого вооружения БМП-3. В АК "Туламашзавод" в настоящее время освоено серийный выпуск модернизированной ракеты 9М117М, имеющей тандемную кумулятивную боевую часть способную пробивать реактивную броню как современных, так и перспективных танков.

На западе комплексу было присвоено обозначение AT-10 "Sabber".

Состав комплекса 9К116-1 Бастион:
Комплекс управляемого танкового вооружения 9К116-1 БастионКомплекс управляемого танкового вооружения 9К116 состоит из следующих элементов:
- выстрела ЗУБК10-1 с управляемой ракетой 9М117;
- аппаратуры управления "Волна";
- прицел-прибора наведения 1К13-1 (дневной канал – 8-кратное увеличение, ночной – 5,5);
- преобразователя напряжения 9С831.

Управляемый выстрел ЗУБК10-1 по внешним обводам близок к осколочно-фугасным ЗУФО37 и ЗУОФ10 – неуправляемым аналогам выстрела. В состав ЗУБК10-1 входят ракета и гильза. Гильза – выполняется из стали и имеет ввинтное днище оснащенное детонатором. Внутри гильзы размещается метательный заряд, который сообщает ракете начальную скорость от 400 до 500 метров в секунду, центрирующее кольцо, решетчатая обечайка, а также резервуар с инертным газом, который обеспечивает после выстрела продувку и удаление продуктов сгорания заряда.

Выстрел ЗУБК10 является боеприпасом унитарного заряжания, что дает возможность использовать его в автоматизированных боеукладках. Все операции по запуску ракеты осуществляются автоматически.

Ракета выполнялась по схеме "утка". Впереди размещалась кумулятивная боевая часть 9Н136М, аэродинамические рули, раскрываемые назад по полету и воздушно-динамический рулевой привод закрытой схемы, имеющий лобовой воздухозаборник. Чтобы уменьшить габариты твердотопливный двигатель имел переднее расположение двух косонаправленных сопл. Хвостовая часть служила для размещения основных блоков бортовой аппаратуры системы наведения с использованием лазерного излучения. Крылья, раскрываемые при помощи специального устройства, размещены к продольной оси ракеты под углом и обеспечивают вращение во время полета. Наведение ракеты - по лазерному лучу, полуавтоматическое.

Танковую автоматизированную систему управления огнем "Волна" разработали на базе аппаратуры "Кастет". Отличается минимальными весом и объемом (47 л) дополнительно устанавливаемых блоков. Система наведения обеспечивает высокую точность поражения и хорошо защищена от разнообразных помех.

Тактико-технические характеристики:
Год разработки – 1983;
Дальность стрельбы – от 100 до 4000 м;
Скорость полета ракеты – 370 м/с;
Время полета ракеты на максимальную дальность – 13 с;
Масса ракеты 9М117 – 17.6 кг;
Калибр – 100 мм;
Длина – 1048 мм;
Размах стабилизаторов – 255 мм;
Бронепробиваемость – 550-600 мм;
Вероятность поражения на максимальной дальности цели типа танк – 0,8;
Интервал температур боевого применения – от -40 до +50 °С.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. cth;fyn 16 октября 2012 11:04
    Танкистами 133 гв. отб в период с 9 по 11 января впервые в городских боях был использован КУВ «Кобра», из 5 выпущенных управляемых ракет всего 2 попали в цель. В дальнейшем управляемые ракеты танкистами не использовались, предпочтение было отдано осколочно-фугасным и бронебойно-подкалиберным снарядам. Последние способны пробить с торца пятиэтажный блочный дом до четвертого подъезда. Количество и размещение боеприпасов в боеукладке экипажи варьировали самостоятельно.

    Совсем эффективно, я бы за такие поделки голову оторвал. Или делать что бы нормально или нафиг выкидывать такой хлам!
  2. Bugor 16 октября 2012 17:05
    А вот минус вам. Если наши олени пытаются кумулятивными снарядами (ракетами) чего-то добиться - это неправильно. Не надо прошивать дом от подъезда до подъезда. Каков итог такого выстрела? НОЛЬ. Знаете, что такое ОБПС? Это о...евший лом, летящий из ствола. От него толку столько же против пехоты. А вот ОФС - самое милое дело.
    Вы путаете ПТ оружие с противопехотным.
  3. Прохор 16 октября 2012 19:21
    Я вообще с трудом представляю, как и зачем можно применять управляемую ракету из танка в городе? request
    Там дистанцию в километр-полтора трудно найти, а на таких расстояниях танковая пушка не менее точна, чем снайперская винтовка.
    Прохор

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня