К-219 - затонувшая крепость

48
Шел 1986 год, время великих перемен, гласности и перестроечной оттепели. У руля государства стоял Михаил Сергеевич Горбачев, занимавший должность Генерального секретаря ЦК КПСС. Повсеместно в СМИ можно было наблюдать пафосные заявления о высоких трудовых достижениях и подвигах советского народа. Ложку дегтя вносили лишь некоторые события того же года. В феврале произошло столкновение БПК «Адмирал Нахимов» с ПЛА К-255, весной весь мир потрясла трагическая авария на Чернобыльской АЭС, а в последний день лета потерпел катастрофу от столкновения с сухогрузом теплоход «Нахимов», который впоследствии был назван «русским «Титаником». И вот, в начале октября советский народ услышал сообщение ТАСС о том, что 6 числа в 11:03 по московскому времени потерпела аварию субмарина К-219, находящаяся на боевом дежурстве в Саргассовом море. Примечательно то, что подобное заявление впервые было сделано своевременно. Причем Горбачев, находясь в момент происшествия в Рейкьявике, лично поставил в известность президента Соединенных Штатов Рейгана. А ведь К-219 была ответом на противостояние, вызванное «холодной войной» и размещением американских подводных лодок в зоне досягаемости стратегических объектов, расположенных на территории СССР. Подобная «открытость» в совокупности с обнародованными фактами заставляли задуматься над серьезностью катастрофы и наличием возможных последствий, ведь на борту лодки находилось несколько ядерных боеголовок и два ядерных реактора. Но советское правительство поспешило успокоить своих граждан и мировое сообщество заявлением о том, что ситуация взята под контроль и никакой опасности взрыва или заражения не существует. Стандартное правительственное заявление, призванное нормализовать обстановку в стране после аварии.



Более 25 лет прошло со времени тех событий, но до сих пор историки и специалисты задаются вопросами о причинах произошедшего. Это не может не интересовать, поскольку на пятикилометровую глубину ушел один из самых опасных на тот момент в мире кораблей, представлявший собой некий гибрид подводной лодки и ракетодрома. Помимо оружейного плутония, а также урановых стержней, на его борту было несколько центнеров прессованного тротила, тонны азотной и серной кислоты, а также очень едкий окислитель ракетного топлива – гептил. И весь перечисленный арсенал хранился в отсеках подводной лодки, был закачан в бочки, перевит кабелями, проводами и отправлен в море с сотней людей на борту. О произошедшей катастрофе сняли художественный фильм, написали немало книг и статей, но истинная первопричина аварии так и осталась невыясненной.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-219 был оснащен и отправлен к берегам Америки для своевременного реагирования на нападение со стороны противника. Шестнадцать баллистических ракет, размещенных на борту подводной лодки и имеющих наименьшее подлетное время, были готовы к запуску и удару по Детройту, Вашингтону и Сан-Франциско. Это было ответом на ракетные комплексы, размещенные на территории Германии, Турции и Великобритании, восстанавливая своеобразное дьявольское равновесие «холодного» противостояния. Субмарина была двадцать первым кораблем серии, выпущенной по проекту 667А, и вошла в состав ВМФ 31 декабря 1971 года. В 1974 подводная лодка была модернизирована по проекту 667АУ. После этого в своем арсенале корабль имел 16 ракет РСМ-25 с дальностью стрельбы около 3 тысяч километров и 28 торпед, 20 из которых были размещены в первом отсеке корабля, а 8 – в десятом отсеке. Помимо этого ГЭУ (главная энергетическая установка) лодки имела два ядерных реактора. Водоизмещение корабля составляло 9300 тонн при предельной глубине погружения 400 метров, а автономность достигала 90 суток. На борту корабля находился экипаж из 119 человек во главе с командиром, капитаном 2-го ранга Игорем Анатольевичем Британовым, окончившим ВВМУРЭ в 1971 году. Допуск к управлению кораблем самостоятельно он получил в 1981-м. Это было третье по счету боевое патрулирование, возглавляемое Британовым, который помимо управления кораблём данного типа имел значительный плавательный ценз.

Несмотря на то, что согласно анализу личного состава, который вышел на боевую службу в тот злополучный поход, из тридцати одного офицера было заменено одиннадцать, в том числе помощники командира, начальники основных боевых частей, а также 16 из 38 мичманов, экипаж со всей ответственностью выполнил подготовительные операции согласно четко отработанному графику. Столь серьезные кадровые перестановки были продиктованы тем, что одновременно на патрулирование выходило пять крупных кораблей и приходилось решать вопросы по формированию команды на ходу, в достаточно сжатые сроки. Справедливости ради необходимо отметить, что в рассматриваемый период времени, в сложившейся обстановке жесткого противостояния ядерных держав значительно усилилась нагрузка на боевые корабли, которые ходили в походы по два-три раза в течение года. Это закономерно отразилось на техническом состоянии кораблей, работавших на пределе своих возможностей. К тому же уровень ремонтной базы, имеющейся на тот период, совсем не соответствовал поставленным перед флотом серьезным задачам. Под давлением сложившихся обстоятельств, когда подводникам приходилось постоянно выходить в походы, а многие из них забыли о плановых отпусках, кадровая неразбериха и выход на «неродных» кораблях стали нормой. В таких условиях о сплоченности экипажа и «чувстве локтя» никто и не вспоминал. И все же уровень подготовки членов команды и состояние субмарины ни у кого не вызывали опасений, все проходило немного сумбурно, но на должном уровне. Направленный на К-219 экипаж имел опыт работы на подобной махине К-241, а командир не смог отказаться от патрулирования с чужими ему людьми. Как у нас обычно бывает, Родина настойчиво требовала исполнения долга, несмотря на неблагоприятные условия.

Фотографии терпящей бедствие К-219, сделанные с борта самолета американских ВМС


Итак, 4 сентября 1986 года, в полном соответствии с планом, РПК СН К-219 вышел для несения боевой службы. Трагедия началась в Саргассовом море на тридцатые сутки похода, когда 3 октября в 4.56 лодка всплыла на перископную глубину, чтобы провести плановый сеанс связи, а затем, через пять минут, начала погружаться вновь на 85-метровую глубину. Последующие события развивались стремительно в следующем хронологическом порядке:
5.14 – членами экипажа из-под заглушки шестой ракетной шахты была обнаружена капельная течь. Попытка устранить течь путем поджатия заглушки привела к тому, что она еще больше увеличилась и пошла струей.

5.25 – командир подводной лодки принимает решение о всплытии на безопасную (это 46 метров) глубину, одновременно для осушения шестой шахты приводится в действие насос.

5.32 – в четвертый отсек из-под заглушки начинают поступать бурые ядовитые пары топливного окислителя. Командир БЧ-2 докладывает об обстановке на ГКП и объявляет аварийную тревогу. Личный состав кроме девяти человек покидает опасный отсек, а оставшиеся члены экипажа принимают установленные для подобных ситуаций меры по борьбе за живучесть корабля и выполняют герметизацию отсеков.

5.38 – в шестой шахте происходит взрыв. К этому времени подводная лодка уже находится на безопасной глубине. Четвертый отсек заполняется черным дымом, а из разрушенных взрывом трубопроводов начинает поступать вода, смешанная с ракетным топливом. Оценив обстановку, командир решает начать всплытие в надводное положение. На данный момент времени в четвертом отсеке наблюдается сильная загазованность, а количество заполнившей аварийный отсек воды составляет приблизительно 4,5 тонн. Опасным было то, что в течение некоторого периода времени был утрачен контроль над ракетами в других шахтах. Вышли из строя: общее устройство громкоговорящей связи, передатчик радиосвязи Р-651 и переговорные устройства в четвертом и пятом отсеках. Кроме того, было частично повреждено освещение и трубопровод высокого давления. Пульт управления ГЭУ сигнализировал о нарушении электрического питания левого борта, вследствие чего открылись клапаны подачи воды для парогенераторов в этой части лодки и ряд клапанов третьего контура. Одновременно энергетическая система «Кама» сигнализировала о полном падении сопротивления изоляции в электрических сетях обоих бортов. В третьем и пятом отсеках по команде ГКП создаются рубежи обороны и поддув воздуха.

6.10 – команды пятого и шестого отсеков переводятся в восьмой турбинный блок.

6.17 – из четвертого отсека докладывают о невозможности нахождения людей в этой части корабля, для их перевода подготавливают пятый отсек.

6.35 – личный состав покидает аварийный четвертый отсек, но три человека во главе с командиром БЧ-2 остаются внутри. Командир БЧ-5 дает приказ о вводе в действие ГЭУ левого борта.

6.45 – для оказания помощи и оценки обстановки в четвертый отсек направляется аварийная команда из двух членов экипажа. Повышенная задымленность не позволила им детально изучить состояние шестой ракетной шахты и найти командира БЧ-2, но были вынесены тела матросов Смаглюка и Харченко. Членам разведгруппы не удалось обнаружить очаг возгорания, вызвавший взрыв.

7.25 – было начато вентилирование четвертого и шестого отсеков, а с наступлением светового дня старшему помощнику командира удается осмотреть шестую шахту со стороны ограждения рубки. Обнаружена сорванная крышка шахты, деформированная ракетная палуба, частично оторванные щитки крышек остальных шахт. В районе аварийной шахты, из которой продолжал идти дым бурого цвета, видны повреждения конструкции.

8.51 – в четвертый отсек вновь отправляется спасательная команда из двух человек. Вследствие улучшения видимости и отсутствия дополнительного поступления воды было найдено тело Петрачкова, капитана 3-го ранга (командира БЧ-2). Через главную магистраль был осушен трюм отсека и подготовлена система прокачки забортной водой шестой шахты. Но после запуска насоса из-за повреждений в трубопроводах в верхнюю часть шахты начала поступать вода и дым бурого цвета, поэтому насос был остановлен, а из отсека вынесены все газовые приборы и ИСЗ.

9.25 – введена в действие ГЭУ левого борта. Принято решение об аварийном сливе ракетного окислителя и прокачке шахты. Для выполнения работ были проинструктированы и отправлены в четвертый отсек четыре группы из членов команды БЧ-2 и БЧ-5. Каждая попытка прокачки способствовала увеличению загазованности парами окислителя и поступлению воды в аварийный отсек. Когда последней группе удалось запустить насос аварийного слива, поступающая вода начала заливать электрооборудование. Это вызвало замыкание в щитках, следствием которого явился пожар. Насосы остановились из-за отключения питания, а аварийной команде было приказано покинуть отсек.

17.54 – ГКП принимает решение о подаче в четвертый отсек фреона из системы химического тушения третьего отсека. Но с началом поступления газа из-за дефектов в трубопроводе фреон проникает и в третий отсек, поэтому его подачу приходится остановить.

18.00 – вследствие ухудшения газового состава воздуха в третьем отсеке и большой концентрации в нем окислов азота, часть экипажа была вынуждена перейти во второй отсек. Была прервана радиосвязь, так как личному составу пришлось покинуть пост связи. Командой не было передано донесение об обстановке на субмарине, не получили они и радиограмму командующего СФ, содержащую рекомендации по устранению последствий аварии и борьбе за живучесть.

18.40 – после открытия переборочной двери между четвертым и пятым отсеками и обнаружения большой задымленности в пятом отсеке, проводившие обследование члены экипажа решили, что в нем начался пожар, о чем и было доложено на ГКП. Была начата подача фреона из шестого в пятый отсек.

19.30 – исчезает питание в сети правого борта. Была запущена аварийная защита реактора, но не получилось полностью опустить компенсирующие решетки.

19.50 – из седьмого отсека доложили о том, что в нижнюю часть шестого поступает дым. Людям было приказано покинуть отсек, но не удалось закрыть переборки, вследствие чего всем пришлось перейти дальше в восьмой отсек. Обнаружилось, что давление в системе гидравлики корабля упало до нулевой отметки, и, чтобы предотвратить ядерную катастрофу, в седьмой отсек для опускания компенсационных решеток вручную были направлены члены команды БЧ-5 Беликов (старший лейтенант) и Преминин (матрос). Трижды они пытались опустить решетки, после чего лейтенант Беликов потерял сознание, и Сергею Преминину пришлось действовать самостоятельно. Одновременно проходило вентилирование восьмого, девятого и десятого отсеков, что позволило понизить давление до атмосферного. В седьмом отсеке оно оставалось повышенным. По этой причине было затруднено открывание переборочной двери, ведущей в восьмой отсек. При попытке выровнять давление вакуумированием нижней части восьмого отсека, из трубопровода вновь начал поступать бурый дым. Для снижения давления Преминин попытался ценой собственной жизни открыть вентиляционный клапан, но ему так и не удалось это осуществить. С данной задачей не справилась и аварийная группа, которая пыталась открыть захлопку с противоположной стороны.

21.30 – к району аварии уже начали подходить суда морского флота с целью оказания помощи К-219. Первыми к месту аварии прибыли корабли «Красногвардейск», «Федор Бредихин» и «Бакарица».

23.00 – на основании того, что загазованность в отсеках постоянно повышалась, а ИСЗ уже выработали свой ресурс, при этом температура заслонки между третьим и четвертым отсеками продолжала расти, командир ПЛ во избежание взрыва ракет принимает решение об остановке реактора левого борта. Начинается подготовка личного состава к эвакуации на подоспевшие суда.

4 октября.

1.00 – закончилась эвакуация экипажа, были закрыты и задраены все люки. На борту остались лишь пять офицеров К-219 и Британов.

1.46 – на ЦКП ВМФ передано сообщение командира корабля о пожаре во всех отсеках и отсутствии хода, Британов просит разрешения покинуть корабль.

3.00 – командующий СФ отдает приказ покинуть лодку, на борту К-219 остается лишь командир.

22.45 – на лодку для оценки обстановки высаживается аварийная группа. Первые три отсека были сухими, работало аварийное освещение, давление в них было нормальным. Корпус лодки над четвертым и седьмым отсеками имел повышенную температуру, в два раза упало давление в системе воздуха, а в системе гидравлики оно отсутствовало вообще. Продуванием носовых цистерн главного балласта аварийной группе удалось выровнять дифферент и начать подготовку лодки к буксировке. С приходом темноты аварийная команда покинула лодку, и работы были приостановлены.

5 октября.

С наступлением рассвета работы продолжились и в 18.15 «Красногвардейск» начал буксировку К-219. При этом дифферент на нос и осадка корабля продолжали расти, в результате чего 6 октября в 6.20 трос, не выдержав нагрузки, оборвался, а кормовой и носовой люки ушли под воду. Спуститься в третий отсек не представлялось возможным, так как нижний рубочный люк заклинило. В результате лодка с каждой минутой теряла плавучесть, и, когда вода достигла уровня палубы надстройки, аварийная группа покинула лодку. Но командир К-219 оставался на борту до получения в 11.00 приказа ГК ВМФ. Лодка буквально ушла у него из-под ног и в 11.03 затонула.

К-219 - затонувшая крепость
Экипаж К-219 после возвращения в Советский Союз на Красной площади. Октябрь 1986 года


Пока высшие государственные чины решали, как лучше преподнести информацию нашему народу и всему миру, соответствующими органами уже рассматривались факты трагедии. Как водится, было заведено уголовное дело, виновниками неблагоприятного исхода оказались те, кто проявил настоящий героизм при спасении лодки и боролся до конца. Командира субмарины, замполита и командира БЧ-5 уволили по статье «служебное несоответствие», а экипаж расформировали. И все это только за то, что они смогли предотвратить ценой четырех жизней ядерную катастрофу, стабилизировав ситуацию и проведя полный и последовательный комплекс мероприятий по борьбе за живучесть. Однако эти меры показались недостаточными. Сергея Преминина наградили посмертно Орденом Красной Звезды, и лишь спустя одиннадцать лет ему было присвоено звание Героя России. По окончании работы следственной комиссии было вынесено решение, в котором говорилось, что причиной аварии явилось затопление шестой шахты водой и попадание в нее ракетного топлива. В качестве причины воспламенения, возгорания и взрыва были названы неправильные действия экипажа, который не осуществил орошение и не произвел отдраивание кремальеры крышки шахты при достижении лодкой надводного положения. В вину членам команды субмарины поставили и распространение азотных окислов в атмосфере отсеков. Ведь, по мнению авторитетной комиссии, газы распространились именно потому, что экипаж слишком часто посещал аварийный отсек для осуществления операций по разведке и спасению корабля. И, наконец, причиной потопления корабля явилось поступление через негерметичные участки корпуса забортной воды и распространение ее через оставленные незакрытыми клапаны и вентиляционные захлопки между отсеками.

По одной из версий, причиной разгерметизации могло быть значительное механическое повреждение корпуса подводной лодки, полученное в ходе боевого патрулирования. Но ничего не известно о том, что эти повреждения, действительно обнаруженные позже на корпусе субмарины, вполне могла оставить при близком контакте другая лодка, принадлежащая военному флоту США. При изучении соответствующей информации, становится понятным, что такая версия совсем не лишена оснований, но она так и осталась похороненной за дверями секретных ведомств обеих держав «холодного» противостояния. У руководства СССР также возникали вопросы относительно возможности диверсии, которая привела не только к аварии на лодке, но и к обрыву троса во время буксировки корабля. По некоторым взглядам, это было сделано для того, чтобы иметь возможность позднее поднять затонувшую у американских берегов лодку для изучения. Были и те, кто обвиняли в произошедшем командира корабля и возмущались, почему он не отправился на дно вместе с субмариной.

Даже противоположная сторона политического конфликта признала факт компетентности и правильных действий командира К-219, выказывая должное уважение человеку, который несколько ночей был наедине с тлеющей под ним ядерной пороховой бочкой. Обломки субмарины до сих пор покоятся на дне, распространение радиации вследствие разрушения ядерных боеголовок с плутонием до конца не исследовано.

На основании правильного анализа всех случаев возникновения аварийных ситуаций на воде и под водой, тщательного их изучения можно разработать действенную систему мер по предотвращению возможных неполадок, которая будет выполняться на протяжении всего времени существования корабля. Но время идет, каждое подобное происшествие заканчивается созданием комиссий по расследованию, вынесением определенных, порой совершенно абсурдных, решений, а корабли продолжают тонуть при невыясненных обстоятельствах.
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. borisst64
    +7
    16 октября 2012 09:34
    Фильм тяжело смотреть, а ребята на себе испытали. К подводникам отношусь с уважением и почтением. У меня дядька в 70-х погиб, матрос подводник, вроде пожар был в отсеке.
  2. +7
    16 октября 2012 10:13
    Наказать невиновных, наградить непричастных! Особенно это при горбатом и ельцине процветало. А это ведь какой моральный подрыв для военнослужащих. Когда все понимают что люди спасли мир, а их в ведро с помоями! Читаю про Назарбаева и Казахстан и очщущаю что появилась новая "мирова" держава. Назарбаев дошутится. Объеденять Турция, Киргизию, Азербайджан, Казахстан и будет одоно большое государство Турецкая империя. И стыдиться слова империя не будет. И будут там казахи и пр. выполнять роль людей третьего сорта. Как много продажных политиков, начальников (генералов, адмиралов) которые себя возомнили великими. А величие только в великом разбазаривании государства и средств. Иванов Васильевичей очень много сейчас: А, Крымская волость!? Забирайте! У нас их много! Нормальных слов просто нет.
    1. +4
      16 октября 2012 19:51
      Олег147741 RU "Наказать невиновных, наградить непричастных! ..."
      Полностью с вами согласен! Остается только удивляться, за что вам ставят "минусы", ну видимо и мне поставят....
      1. +1
        17 октября 2012 18:09
        Наградили вроде причастных на этот раз, погибших героев...
  3. 0
    16 октября 2012 10:14
    Справедливости ради необходимо отметить, что в рассматриваемый период времени, в сложившейся обстановке жесткого противостояния ядерных держав значительно усилилась нагрузка на боевые суда, которые ходили в походы по два-три раза в течение года. Это закономерно отразилось на техническом состоянии кораблей, работавших на пределе своих возможностей. К тому же уровень ремонтной базы, имеющейся на тот период, совсем не соответствовал поставленным перед флотом серьезным задачам. - А чо, америкосы в тот период меньше наших ходили что-ли? Уж наверное не меньше. И вообще какая-то странная фраза. Как так может быть, чтобы уровень ремонтной базы не соответствовал? Подводный флот - это чо, парк зерноуборочных комбайнов что-ли? Это ж сложнейшая боевая техника, обеспечивающая безопасность государства. Это что же, получается бардак был? Об этом никто не знал? И самое страшное это то, что за это пришлось жизнями ребят заплатить. Как всегда, решающее значение - мужество и самоотверженность экипажа. Памятник нужно было всему экипажу поставить. При жизни.
    1. +3
      16 октября 2012 11:11
      именно бардак и был. Потому и пускали в море экипажи, до 30% наформированные с других лодок. Абы выпихнуть лодку по плану, абы отчитаться. Абы экипаж линейность не потерял (как на "Курске"). Америкосы не меньше ходили, у них бабла поболее (а может ума), потому они и не заменяли профессионалов матросами срочной службы, как у нас это сделали на К-278. Кстати, памятник там ставить надо не всем. Тот же погибший Петрачков виновен в аварии, за что ж его благодарить? Преминину памятник даже в Штатах поставили.
      1. 0
        16 октября 2012 11:35
        Мда, ну тогда нет слов...
        А в чем по Вашему виновен Петрачков, по тексту это не очень понятно?
        1. +4
          16 октября 2012 11:53
          вовремя не принял мер, зная о наличии воды в ракетной шахте (он был командир ракетной боевой части и как раз в тот момент стоял вахту в центральном). Обнаружив, что кольцевой зазор ракетной шахты полностью заполнен, а сама ракета находится под убийственным для неё давлением, начал сливать с аварийной шахты попавшую туда воду. Надо было, спокойно подумав, открыть крышку ракетной шахты и вымыть опасную смесь за борт, что уже проделала однажды подводная лодка Северного флота из бухты Ягельная. Конечно, и Петрачков и Британов за это поплатились бы карьерой, но корабль был бы спасен. Как ракетчик, Петрачков не мог не знать, что различные по удельному весу компоненты ракетного топлива разделяет только вода, и он готовит взрыв, убирая её. Затем этот офицер впал в ступор и наблюдал развитие аварии, перед этим отключив сигнализацию "вода в шахте", дабы не привлекать внимания к своим ошибкам.
          1. +1
            17 октября 2012 11:04
            Посоветовавал бы вам поискать в нете и найти СПб-ский клуб ветеранов подводников во главе с Курдиным (СПК с К-219) много интересного узнаете как всё реально было...........
            1. +1
              17 октября 2012 11:14
              Ну-ну, много хотелось бы узнать...тот же Британов если то подтверждает версию о столкновении, то опровергает сам себя же...где же истина?
          2. 0
            2 апреля 2017 18:56
            Цитата: Delta
            что уже проделала однажды подводная лодка Северного флота из бухты Ягельная.

            причем именно К-219 (первый раз)
      2. +2
        17 октября 2012 11:00
        ......они и не заменяли профессионалов матросами срочной службы, как у нас это сделали на К-278.............
        Хотелось бы поподробней...откуда такая информация..
        У нас наоборот всегда было...офицеры вахту несли часто не трёхсменку , а 4 через четыре..........на срочников полагались только на годков 3-го года службы ( они уже были профи в своём деле) а иной раз сами бегали контролировать правильно ли клапан открыт-закрыт........

        Авария произошла из-за утечки окислителя (топлива?) .....который пошёл в шахту..................причём здесь Петрачков ?
        Интересно по какому источнику судите про развитие аварии......
        1. +1
          17 октября 2012 11:13
          Информация по К-278 - от заместителя главного конструктора проекта "Плавник" - Романова.

          Источник по К-219 - Государственная комиссия, расследовавшая причины и обстоятельства катастрофы. Привести ее выводы или читали?

          Видео, прикрепленное к статье посмотрите. Там не члены госкомиссии рассказывают о вине ракетчиков. Конечно ее никто и с командира не снимает, но....
      3. 0
        28 марта 2017 15:59
        А вы уверены что БЧ-2 Петрачков виновен? На чем основана ваша уверенность. Он виновен в аварии не более вас, его просто назначили главным виновным придравшись к пустой формальности. На будущее советую прежде чем хаять на погибшего человека вникните во все детали а не цитируйте строчки из википедии статья в которой составлена на основе сказки написанной бывшим старпомом К-219 И.К.Курдиным и его американскими соавторами, который изо всех сил срал на погибшего ЬЧ-2 и выгораживал командира И.Британова который действительно утопил лодку и погубил людей который бросил умирать в реакторном отсеке 21 летнего пацана Премина хотя его можно было вытащить на счет раз, вы знаете что даже тела погибших в 4-м отсеке бросили на лодке, так быстро старались сбежать оттуда, а вы говорите Петрачков да он своевременно отданной командой об оставлении аварийного отсека спас половину экипажа лодки. То что вы далее "поясняете" по поводу его "виновности" это чушь собачья не имеющая под собой оснований.
        1. +1
          2 апреля 2017 18:58
          Цитата: fomin
          А вы уверены что БЧ-2 Петрачков виновен? На чем основана ваша уверенность.

          хотя на том что лицо которое ВЫ тужитесь опровергать на ДЕЛЕ знает что такое КОМАНДИР БОЕВОЙ ЧАСТИ ПЛ
    2. Че
      0
      17 октября 2012 15:18
      UzRus,
      Гринго превосходили по их количеству. Могли по сменно выходить в океан.
  4. +3
    16 октября 2012 10:22
    Я просто не знаю что бы сделал с горбачёвым, ельциным (сц....ка сдох, па...ла) чубайсом если бы встретился один на один без сведетелей и без их охраны. В таких ситуациях начинаешь понимать инквизиторов!
    1. +1
      16 октября 2012 11:21
      Ну зачем Вы так плохо о Ельцине? Это ж был великий демократ и государственный деятель! Как при нём Россия-то стала великой державой! Вы не заметили что-ли?
    2. +2
      27 декабря 2013 22:15
      Цитата: Олег147741
      Я просто не знаю что бы сделал с горбачёвым, ельциным (сц....ка сдох, па...ла) чубайсом если бы встретился один на один без сведетелей и без их охраны.
      А меня бы и свидетели не остановили. Вот с охраной, боюсь, уже не справлюсь... Хотя Горбатого сам зубами грыз бы.
  5. forvard46
    +4
    16 октября 2012 10:34
    Лично знаком с Британовым - героическая личность и очень хороший человек.
    1. +1
      16 октября 2012 11:12
      Если лично знакомы, расскажите, пожалуйста, как он считает - было столкновение или нет?
      1. +4
        16 октября 2012 13:51
        Слабая статья, Вы не согласны? О Преминине не сколько слов, а ведь его назвали человеком, спасшим Америку. И ни слова о том, как амерская лодка мешала тащить К219, как срезала трос своим хвостом.
        1. 0
          16 октября 2012 13:58
          почему не согласен? согласен. Но о Преминине больше не скажешь, кроме того, как именно он погибал. Не думаю, что нужно рвать лишний раз сердца людей подробностями. Он выполнил свой долг. Любой подводник готов к этому (или должен быть готов) в любой момент. Американская подлодка ВОЗМОЖНО причастна к тем событиям. Никто не установил того, что было столкновение. Насколько я знаю, сам Британов то подтверждал столкновение, то опровергал (из различных источников). Царапина по борту МОГЛА быть от столкновения, а могла быть и от сорванной крышки ракетной шахты, весом в несколько тонн. Никто не утверждает, что она рвала трос под водой. Это описано в книге "Враждебные воды", но то ж литература...
          1. 0
            16 октября 2012 14:55
            У меня есть книжка, не "Враждебные воды", там автор общался с капитанами и нашими и амерскими, и по этим беседам написал. Названия не помню, а книжка дома. И на счет "рвать сердца", это ведь подвиг, люди должны об этом знать.
            1. +2
              16 октября 2012 15:06
              Ну, с амерскими общаться бесполезно. Что они могли рассказать? что-то может рассказать только Вон Саскил - командир "Аугусты", но он молчит.
        2. +1
          17 октября 2012 00:55
          "Шестнадцать баллистических ракет, размещенных на борту подводной лодки и имеющих наименьшее подлетное время, были готовы к запуску и удару по Детройту, Вашингтону и Сан-Франциско. Это было ответом на ракетные комплексы, размещенные на территории Германии, Турции и Великобритании, восстанавливая своеобразное дьявольское равновесие «холодного» противостояния."
          Так ведь американские ракеты из Турции были убраны еще при Хрущеве президентом Д. Кеннеди после "карибского кризиса"....Кто путает:я или автор статьи?
          1. 0
            17 октября 2012 10:44
            автор не совсем путает. Дело в том, что разработка этого проекта началась еще в 58-м году. А значит и цели были соответствующие
          2. 0
            17 октября 2012 11:07
            Размещение в европе РСМД "Пенршинг-2".......по приходу Андропова к власти он перестал убеждать США и развернут РПК СН вблизи побережья америки.............
    2. 0
      2 апреля 2017 18:59
      Цитата: forvard46
      Лично знаком с Британовым - героическая личность и очень хороший человек.

      тогда Вы плохо с ним знакомы
      "душок" за ним не только по К-219 тянется, но и по Екатеринбургу вообще ...
  6. +4
    16 октября 2012 11:19
    В 1974 подводная лодка была модернизирована по проекту 667АУ. После этого в своем арсенале корабль имел 16 ракет РСМ-25 с дальностью стрельбы около 3 тысяч километров и 28 торпед, 20 из которых были размещены в первом отсеке корабля, а 8 – в десятом отсеке.

    Автор, надо хоть иногда логически думать - на АПЛ невозможно размещение торпед в десятом (девятом, пятом, восьмом) отсеке. ТА только в первом отсеке (на этом проекте) и торпед у нее было 16+4 калибра 400. Десятый отсек у нее - электродвигательный
    1. +1
      16 октября 2012 12:12
      хотя нет, пардон, еще могли (в особых случаях) принимать дополнительно торпеды в офицерскую кают-компанию. Но опять-таки не в 10 отсеке
      1. 0
        16 октября 2012 16:36
        Цитата: Delta
        могли (в особых случаях) принимать дополнительно торпеды в офицерскую кают-компанию

        Я так понимаю Вы это не в саркастической форме написали. Неужели предусматривалось размещение торпед в кают-компании???
        1. 0
          16 октября 2012 16:55
          не в саркастической))) в переоборудованной - да. Сам не знаю, как это выглядело на практике, но на схеме видел. Правда на "буке" - на 667Б
          1. 0
            17 октября 2012 11:08
            Служил на К-279 667-б ..первый раз слышу такое............
            1. +1
              17 октября 2012 11:23
              взято из Вики:

              "Основным вооружением кораблей проекта 667А является ракетный комплекс Д-5, включающий 16 пусковых установок с баллистическими жидкотопливными ракетами Р-27, имеющими массу по 14.5 тонн и дальность действия 2 400 км. Торпедное вооружение лодок составляют 6 носовых торпедных аппаратов, в том числе 4 калибра 533 мм для стрельбы противокорабельными торпедами и 2 калибра 450 мм для стрельбы противолодочными торпедами. Общий боекомплект составляет 22 торпеды, в том числе две торпеды с ядерными боевыми частями. В особых случаях дополнительный торпедный боекомплект может быть принят в помещение переоборудованной офицерской кают-компании."

              и схема (восьмерку найдите на схеме):
              1. 0
                17 октября 2012 13:05
                Интересно, как предусматривалось перемещение торпед из второго отсека в первый...
                1. 0
                  17 октября 2012 13:24
                  я ж говорю - сам в шоке))) но информация такая есть. Кто знает, может это ляп такой (по типу их размещения в 10-м отсеке), а может на 667 АУ таки предусмотрели как-то....
                  1. 0
                    23 октября 2012 15:16
                    Вячеслав, процитированное Вами - фейк. Этот человек никогда не бывал на 667АУ. Я, правда, служил на "букахе", но бывал и на "азухах". Так вот, офицерская кают-компания размещена в пятом, ракетном, отсеке. Не думаю, чтоб на АУ еще зачем то тащили во второй, да и воткнуть ее там, поверьте, некуда. Ну и кроме того, 667-е - стратеги. Зачем им лишний торпедный боекомплект? Лучше б автор написал, что там размещался дополнительный ракетный боекомплект wink Технически это так же неразрешимо, а звучало бы круче...
                    1. 0
                      23 октября 2012 18:36
                      да я понимаю, что это глупость. Но Вы бы знали, кто такую глупость писал. Ее запустил к.п.р. Аликов. Не знаю, известен ли он Вам, но это бывший командир АПЛ. Он, правда не раз отмечался технической безграмотностью, но этот его перл разошелся многократно. Вот такие у нас встречаются командиры ПЛ. А на схеме лично я решил, что запасные во втором, ну и там офицерская кают-компания. Понятно,что это не так, да и было бы так, переместить их в первый возможности все равно бы не было
                      1. 0
                        24 октября 2012 08:45
                        Вячеслав, на схеме под цифрой 8 - стеллажные торпеды и какой баран назвал их запасными, я не знаю. Но схема эта по инету гуляет, сам убедился. Стеллажные торпеды находятся там, где им и положено быть - в первом, торпедном отсеке.
                        А про Апикова... Не знаю, какой он командир ПЛ, может такой, как командир полка, воевавшего на Як-9. Я сначала удивился - вроде полков, укомплектованных полностью девятыми не было, но я ж не могу все знать. А потом встретился с "комполка". Случайно. Им оказался прыщавый журналюга, лет 25-и от роду. Интервью он брал сам у себя. Вот так...
                        Ну и про командиров ПЛ. Был такой Балтин, небось слыхали. В 81-м на К-447 вместе с нами лед паковый ломал. А во времена разгула гласности я его интервью услыхал. Боже, что он плел!...
                      2. 0
                        24 октября 2012 10:43
                        самое смешное, что я только вчера как раз читал одно из интервью Балтина про "Курск")))) да уж, хватает там перлов
                  2. 0
                    2 апреля 2017 19:00
                    Цитата: Delta
                    я ж говорю - сам в шоке))) но информация такая есть

                    в т.ч. в ЛенКомовском учебнике по торпедным комплекса ПЛ
  7. +1
    16 октября 2012 12:18
    Цитата: UzRus
    был великий демократ


    Мало памятников ему поставили, только один в Екате и отдувается за неимоверную демократичность. Кстати, как он там... синенький?
  8. 0
    16 октября 2012 12:56
    Прповерка... слово "заец" проходит через фильтр?

    Не проходит... жаль. Теряется смысл. laughing
  9. SvetaVeri
    -4
    16 октября 2012 13:04
    иркутский сайт интернет знакомств
    http://bbs.fyjy.net/member.php?u=14682

    социальная сеть интернет знакомств
    http://vostoktour.kz/user/Zeraseus/

    интернет знакомство в находке
    http://www.performanceonline.com.br/performance/home/phpbb2/profile.php?mode=vie
    wprofile&u=183437

    бесплатные интернет знакомства хабаровск
    http://nastavnik.org.ua/forum/member.php?u=1408

    интернет знакомства объявления
    http://www.radikalkpss.com/forum/member.php?action=profile&uid=18457

    одноклассники интернет знакомства
    http://www.khyberwatch.com/forums/member.php?3435-SocSetRu

    интернет знакомства объявления
    http://www.viaarena.com/forums/member.php?u=90824

    интернет знакомства в новосибирски
    http://www.alisaadali.com/db1/profile.php?mode=viewprofile&u=12853

    интернет знакомства без отправки смс
    http://tv.smilex.su/forum/index.php?action=profile;u=12538

    интернет знакомства в кургане
    http://www.ecardmax.com/smf_111/index.php?action=profile;u=411040

    интернет знакомства в орле

    интернет знакомства в северодвинске
    http://www.eatstopeatforum.com/index.php?action=profile;u=378617

    интернет знакомства для интернета
    http://customtruckz.net/forums/member.php?607-SocSetRu

    интернет знакомства ростов на дону
    http://thairoomsforrent.com/webboard/index.php?action=profile;u=145798

    интернет знакомства петропавловск
    http://forums.xtremespearfishing.com/member/28440/

    интернет знакомства раменское
    http://suppz.com/forum/member.php?265350-SocSets

    интернет после знакомства
    http://foros.corazonyvida.com/profile.php?mode=viewprofile&u=82647

    откровенные знакомства для интернета
    http://www.konturm.ru/forumktv/index.php?showuser=6740

    бесплатно интернет знакомства кемерово
    http://www.sno-pals.com/forum/index.php?action=profile;u=36507

    лучшие интернет знакомства
    http://liv2ryd.net/Discussion/index.php?action=profile;u=115073

    интернет знакомства ростов на дону
    http://www.burdinmendi.org/foro2/profile.php?mode=viewprofile&u=807006

    интернет знакомства в братске
  10. +2
    16 октября 2012 13:10
    Как через силу, автор статьи пишет про моряков хорошие слова. Мутная статья. А наши моряки всё равно - ГЕРОИ!!!!
  11. +2
    16 октября 2012 16:58
    Кстати, выпущен памятный знак
  12. +2
    17 октября 2012 01:06
    ГЕРОЯМ - СЛАВА!!! Дальше рассудит Бог!
  13. Аргонавт
    0
    17 октября 2012 16:26
    Слава героям-подводникам!
  14. 0
    18 октября 2012 00:02
    Героям - слава!!!
    (Вот праздник-то был у горбатого предателя, уже планировавшего свои будущие перестройки)
  15. 0
    16 мая 2017 15:48
    Уважаемые собеседники всю правду о гибели К-219 и подлом поведении командира и части офицерского состава лодки читайте:http://flot.com/blog/katastrofa/gibel-apl
    -k219-chast-i.php, http://flot.com/blog/katastrofa/gibel-apl-k219-ch
    ast-ii.php