Фантастическое оружие из НФ-романов Жюля Верна

120
Фантастическое оружие из НФ-романов Жюля Верна

Кадр из кинофильма «Двадцать тысяч лье под водой», снятого в 1916 году. В нем «Наутилус» капитана Немо вооружают торпедой…


Никаких ранений у мертвецов не обнаружили.
И лишь вглядевшись самым внимательным образом,
Пенкроф заметил у каждого из них маленькое красное пятнышко,
словно след от ушиба: у одного пятнышко было на лбу,
у другого – на груди, у того – на спине,
у этого – на плече.
Откуда взялись эти пятнышки, установить было невозможно.
– Вот как они были убиты! – сказал Сайрес Смит.

Жюль Верн «Таинственный остров»

Рассказы об оружии. Кто из нас не зачитывался в детстве, да и в зрелом возрасте литературными произведениями мэтров советской и зарубежной фантастической литературы? И для многих людей именно чтение фантастики помогло с выбором жизненного пути. Да и просто развитие воображения и фантазии принесло им немалую пользу. Кроме того, писатели-фантасты, создавая свои фантастические сюжеты, очень часто придумывали и фантастическое оружие. И, опять-таки, их задумки в целом ряде случаев были воплощены в жизнь. То есть, их создатели оказались провидцами.



А какое оружие все-таки придумали писатели фантасты, насколько оно реально фантастическое и что из придуманного вошло в нашу сегодняшнюю жизнь? Ну а рассказано об этом будет в цикле «Фантастическое оружие», в котором речь пойдет как о тех книгах и авторах, что у всех на слуху, так и о малоизвестных НФ-произведениях. Естественно, всю НФ-литературу при всем желании нам не осветить, но какое-то представление об этой теме наш читатель, вне всякого сомнения, получит.

Итак, начнем с романов классика научно-фантастической литературы Жюля Верна. Отметим, что это именно его роман «Путешествие к центру Земли» подвиг Эммета Брауна из трилогии Спилберга «Назад в будущее» отправиться в старую заброшенную шахту и этим самым круто изменил его жизнь. Однако мэтр фантастики писал не только о путешествиях, приключениях, но также и изобретал для своих героев различные небывалые механизмы, в том числе и оружие. И… будучи первым на этой тропе, многое сумел предвидеть.

Начнем с самого известного: подводного корабля «Наутилус» капитана Немо из романа «Двадцать тысяч лье под водой» (1869–1870). Понятно, что это не вполне боевой корабль, но… он же использовал его в этом качестве. Причем думал об этом изначально. Иначе зачем бы ему оснащать «Наутилус» стальным бивнем-шпироном? Но вот торпеды на его борту нет. Может быть, он попросту не успел вооружить свой подводный корабль этим оружием, поскольку торпед тогда ещё не существовало?!

Кстати, есть легенда о том, что, узнав об изобретении торпеды, писатель безуспешно пытался скупить весь тираж книги. Вот только реально она появилась за четыре года до написания романа. Но он исправил эту недоработку в последней книге трилогии – романе «Таинственный остров» (1874), где именно торпедой капитан Немо взрывает столь досаждавший колонистам острова Линкольна пиратский бриг.


Подводное ружье капитана Немо. Илл. Альфонса де Невиля, Ж. Ру

Но есть в этих двух книгах и действительно фантастическое оружие: пневматическое двухсредовое ружье, стреляющее электрическими пулями. Именно с ним экипаж «Наутилуса» охотится под водой, а капитан Немо – на острове Линкольна расправляется с оставшимися в живых пиратами. Пули эти – маленькие стеклянные шарики, устроенные по принципу лейденской банки, имеющие свинцовое ядро, металлическую оболочку и аккумулирующие столь мощный электрический заряд, что при попадании в живую цель поражает его высоковольтным электрическим разрядом.


Огромная пушка профессора Шульце из романа «Пятьсот миллионов бегумы» Илл. Леона Беннета

Понимая, что знание несет не только добро, но и немало зла, Жюль Верн написал ряд романов, в которых именно носители знания выступают в роли злых гениев, от которых добра не жди. Таков, например, негативный двойник и родственник доктора Франсуа Саразена – профессор Шульце из романа «Пятьсот миллионов бегумы», написанного в соавторстве с Андре Лори и изданного в 1879 году.


Но и пушки на продажу Шульце делал отличные! Илл. Леона Беннета, 1879 г.

Первый на юге штата Орегон получил наследство индийской правительницы-бегумы, строит город будущего Франсевилль («Французский город»). Соответственно, злобный профессор Шульце создает город Штальштадт («Стальной город»), в центре которого в «Башне Быка» им построена огромная пушка с дальнобойностью в 40 км.

Интересно, что Жюль Верн, в сущности, ничего особо фантастического тут не придумал, а всего лишь увеличил существовавшие к тому времени орудия в размерах. Но вот «начинка» снаряда этого орудия действительно заслуживает внимания: по сути, Жюль Верн первым придумал кассетный боеприпас, который должен был зажечь в атакуемом городе сразу сотни пожаров.

Впрочем, злокозненный Шульце на всякий случай приготовил ещё и снаряды с жидкой углекислотой, которая испарялась с резким понижением температуры. Он считал, что «всякое живое существо, находящееся в пределах тридцати метров от места взрыва, должно неминуемо погибнуть от леденящей температуры и от удушья». После неудавшейся попытки сжечь Франсевиль он решил его заморозить, но пал жертвой собственного оружия – один из таких снарядов взорвался и превратил его в ледяную мумию.


«Не рой яму другому… замерзнешь!» Илл. Леона Беннета к роману «Пятьсот миллионов бегумы»

Интересно, что в СССР по этому роману был поставлен захватывающий двухсерийный телеспектакль, который мне довелось смотреть в детстве мальчишкой. Очень там все было… здорово. Вот только город почему-то назывался «Штальберг»…


«Альбатрос» Робура атакует воздушный шар «Вперед». Илл. Леона Беннета

Многовинтовой вертолет (мультикоптер), вооруженный 60-мм пушкой «Альбатрос» появляется в романе Жюля Верна «Робур-Завоеватель» (1886). Затем Робур окончательно переходит на сторону зла (роман «Властелин мира», 1904 г.) и создает машину-амфибию «Террор», способную передвигаться по суше (как автомобиль), по воде (как катер), под водой (как подводная лодка) и по воздуху в качестве орнитоптера. Пока ещё такой машины нет. Но попытки создать летающую субмарину или «ныряющий самолет» предпринимались в ХХ веке неоднократно в разных странах, как, впрочем, и гибридного автомобиля-самолета. Сегодня дело дошло уже до предсерийного испытания воздушных многовинтовых летательных аппаратов и «воздушных такси».


«Террор». Илл. Жоржа Ру

В 1896 году выходит ещё один роман Жюля Верна, содержащий описание сверхмощного оружия «Флаг родины» (или «Равнение на флаг»), в котором описывается реактивный снаряд «Фульгуратор Рока», начиненный столь мощной взрывчаткой, что достаточно было лишь нескольких таких снарядов, чтобы полностью уничтожить крупный надводный корабль. По мотивам романа в 1958 году режиссёром Карелом Земаном был снят фильм «Тайна острова Бэк-Кап», многие сцены в котором были выполнены с помощью мультипликации. По сути, речь шла о ядерной бомбе, поскольку взрыв на суше мог оставить кратер в несколько километров.


В кинофильме «Тайна острова Бек-Кап» «Фульгуратор» представляет собой огромное орудие… Кадр из фильма

Но самое большое количество фантастического по тому времени оружия появилось в посмертном романе Жюля Верна «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака», впервые опубликованном отдельным изданием в 1919 году. 5 глав были написаны самим Жюлем Верном ещё в 1905 году, а вот их продолжение – его сыном Мишелем Верном спустя 9 лет, в 1913 году. Русский перевод, принадлежащий известному писателю Александру Волкову, сначала был напечатан в 1939 году в журнале «Пионер», а в 1958 году вышел отдельной книгой.


«Город негодяев» – «Блекленд», описанный в романе, получает энергию от ветряных двигателей. Илл. Жоржа Ру

В нем уже чего только нет. Например, ракеты с телевизионной системой наведения.

«Успокойтесь, это только негр, – спокойно отвечает Гарри Киллер, – дешевый товар. Легко достать сколько угодно. Он уничтожен воздушной миной. Особый сорт ракеты, с дальностью боя в двадцать пять километров».

Также широко в романе, опять-таки, применяются дистанционно управляемые БПЛА вертолетного типа, названные в романе «осами».


Самые настоящие «квадрокоптеры»… Илл. Жоржа Ру

«Осы», как окрестил их Марсель Камаре, одна за другой пролетали над группой бандитов, не обращавших на них никакого внимания. Вдруг одна из машин выстрелила, и картечь усыпала землю на пространстве радиусом пятьдесят метров. При звуке выстрела нападающие подняли головы. Они еще не поняли, в чем дело, когда раздался выстрел из второй машины, и снова вылетела туча картечи. На этот раз смертоносное пространство приблизилось к ним. Несколько человек упали, задетые пулями. Остальные недолго раздумывали: бросив таран, они подхватили раненых и убежали. Наблюдавшие эту сцену не верили своим глазам».

Интересно, что Жюль Верно продумал весь механизм их функционирования, аналогичный действию современных беспилотников в боевых условиях:

«После выстрела каждая «оса» послушно возвращалась в свою ячейку у подножия башни, а минуту спустя, снабженная новым зарядом, вылетала, чтобы занять место в общем хороводе машин».


И к тому же очень современно действующие: не по одному, а роем! Илл. Жоржа Ру

Впрочем, придумал месье Верн в своем романе не только это, но и… пытки электрическим током! Правда, пытают им в романе одного из негодяев, но важен сам факт – придумал это применение электричеству именно он.

То есть уже к началу ХХ века фантаст Жюль Верн, выступая в качестве оружейника, придумал и электрическое ружье, и телеуправляемые ракеты, и сверхмощную ракету «Фульгуратор», и боевые БПЛА с дистанционным управлением!

Продолжение следует…
120 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    18 августа 2022 05:51
    Мда... what знал бы Жюль Верн про 50 мегатонную атомную бомбу взорванную на Новой Земле или про напалм и оранж которыми сжигали и травили американцы вьетнамцев или газ Циклон которым удушили немцы в концлагерях миллионы людей или про Посейдон и много много других изощренных штучек массового уничтожения людей... я уж не говорю про современные беспилотники воздушные, подводные, бегающие или ползающие и приспособленные для убийства человеков.
    Сейчас читая Жюль Верна несколько иначе оцениваешь его фантастику... все таки сила разума человечества безгранична в создании оружия уничтожения и разрушения себе подобных.
    В некотором роде писатели фантасты виновны в будущих войнах пробуждая в умах людей жгучий интерес к созданию фантастического оружия. request
    1. +7
      18 августа 2022 06:18
      Как были люди питекантропами, так ими и остались. См. Космическая Одиссея 2001, самое начало.
      1. +7
        18 августа 2022 07:17
        Давно ли мы хвастались "Мотороллой", размером в блок сигарет?
        1. +6
          18 августа 2022 08:49
          К сожалению, Алтай мало у кого был.
    2. +4
      18 августа 2022 06:37
      про 50 мегатонную атомную бомбу взорванную на Новой Земле
      Вы,наверное,имеете ввиду водородную бомбу
      1. +5
        18 августа 2022 06:53
        Да... простите за литературный прием. smile hi
    3. 0
      18 августа 2022 07:28
      Цитата: Леха с Андроида.
      В некотором роде писатели фантасты виновны в будущих войнах пробуждая в умах людей жгучий интерес к созданию фантастического оружия

      +++++++++++++++++++++++
    4. +1
      19 августа 2022 10:00
      «Наутилус»
      торпеды на его борту нет.

      Зато его атаковали глубинными бомбами, которые британцы впервые применили в 1914 году.
      Напомню, что в романе действия происходят в 1850-х годах
  2. +15
    18 августа 2022 06:07
    Доброе утро, друзья! smile

    Вячеславу спасибо за продолжение интересной статьи.

    Немного "картинок" из того же "Бэк-Капа"







    Всем доброго и хорошего дня! drinks
  3. Dos
    +9
    18 августа 2022 06:44
    hi А где,простите, нынешние Жюли Верны!? Где современная фантастика? sad
    1. +7
      18 августа 2022 08:35
      Научной фантастики в традиционном понимании уже нет и судя по всему уже не будет.
      Современного читателя оснащенного айфоном, ПК и т.д. и т.п. , живущего в сверх-насыщенном информацией пространстве трудно поразить какими-то техническими штучками-дрючками. Прочитал как-то вроде фейк про плащ-невидимку, придуманный япошками. Ну и что? Ну придумали. Молодцы.

      Заселять дальние миры тоже никто не собирается - очень дорого, лучше эти деньги потратить на современное оружие, современное ПВО, ПРО и пр. чтобы не ждать пока прилетит от америкашек или ещё таких же полудурков, каких в мире становится всё больше.
      В идеале - вообще улучшить жизнь людей на Земле. Например, что-то делать с сокращением запасов пресной воды. А "яблони на Марсе" - на фиг это кому сейчас нужно. До сих пор толком не научились лечить онкологию, жалко страдающих детей. Как по мне - это в сто раз важнее, чем захватывающий полет в Галактику Голубого Карлика. Чего мы там не видали?

      Впрочем, как по мне, остались изобретения, способные действительно поразить воображение и кардинально изменить нашу жизнь. Машина времени - это действительно круто.

      1. +2
        18 августа 2022 11:25
        Заселять дальние миры тоже никто не собирается

        Ну почему не собираются. Основание постоянных поселений сначала на Луне, а потом и на Марсе вполне в планах - как у Китая, так и у США.
        Вопрос только в том, что в реальной космонавтике совершенно очевидно нет никакого места для "космических ковбоев с лазерными револьверами в поясной кобуре". Есть места только для высококвалифицированных специалистов, перед этим проходящих длительное и трудное обучение
        1. +1
          19 августа 2022 01:27
          Собратья по разуму, опомнитесь! Если дальше всё так пойдёт, как сейчас - готов спорить, что никаких американских, тем более китайских поселений на Марсе не будет.

          Современное вооружение требует всё больше денег, овёс нынче подорожал как никогда. Сверхдержавам сейчас нужны не поселения хрен знает где и фиг знает зачем, а мощные боевые лазеры, боевая электроника запредельных возможностей, могучий авианосный флот, подводные ракетоносцы и т.д. и т.п. А это триллионы бабла. Только так бабло побеждает зло...

          Сейчас уважают за "неимеющиеаналогов" ракеты и способное их уничтожать ПРО. Именно поэтому, ещё кажется при Обамке, началась американский трындёж про Марс и дальше прожектов дело не пошло. Какой такой Марс, когда "русские идут!"...
          Китайчики полетят на Марс, только если марсиане согласятся покупать их товары - новый рынок сбыта.
          Поселения на Луне - если они понадобятся военным.

          Если мой прогноз не сбудется, dear friend, с меня ящик коньяка (не китайского).

          P.S. И не надо цепляться конкретно к лазерам, Как вы понимаете это условный символ дорогущего современного оружия.
      2. +4
        18 августа 2022 16:06
        По счастью, "крепкая" НФ жива. Не так популярна, как во времена журнала "Техника-Молодежи" (и тем более - "Искатель"), но пишут современные интересные книги, а не одно только фэнтези. "Ложная слепота" Питер Уоттс - пример. Почитайте, рекомендую!

    2. -4
      18 августа 2022 09:20
      Где современная фантастика?
      Современная фантастика, превратилась в фэнтези.
    3. Hog
      +4
      18 августа 2022 10:59
      Цитата: Dos
      hi А где,простите, нынешние Жюли Верны!? Где современная фантастика? sad

      Да вроде все там же, возьмите тот же Mass effect или Warhammer 40K.
      1. 0
        18 августа 2022 12:08
        Цитата: Hog
        возьмите тот же Mass effect или Warhammer 40K.

        Ну второе это все-таки "фентези в космосе" (с вполне реальными колдунами, демонами и магическими артфактами), а не научная фантастика.
        А вот с "Масс Эффектом"... он ИМХО как раз интересен тем, что по крайней мере поначалу авторы попытались обойтись ограниченным набором фантастических допущений, а затем уже строить картину мира от них и от некоторых реальных перспективных разработок и исследований в научной и технических сферах.
  4. +12
    18 августа 2022 06:55
    Тайна острова Бэк-Кап в далёком советском детстве произвела неизгладимое впечатление! good Смотрел запоем, даже сейчас помню отдельные эпизоды :) Нужно будет найти пересмотреть
    1. +1
      18 августа 2022 09:23
      Тайна острова Бэк-Кап в далёком советском детстве
      Если память не изменяет, показали в программе Очевидное - невероятное, а потом еще обсуждали.
      1. +6
        18 августа 2022 12:14
        Если память не изменяет, показали в программе Очевидное - невероятное, а потом еще обсуждали.

        Напомнило классика:

        Говорил, ломая руки,
        Краснобай и баламут
        Про бессилие науки
        Перед тайною Бермуд, -
        Все мозги разбил на части,
        Все извилины заплел –
        И канатчиковы власти
        Колют нам второй укол.
        request
        1. +4
          18 августа 2022 14:49
          Как раз и говорили о том что предвидел Жюль Верн.Там есть такой эпизод,бой подводных лодок, о нем так же речь шла.Уже всей передачи не помню,но довольно было интересно.
      2. 0
        19 августа 2022 05:42
        Не изменяет good
  5. +6
    18 августа 2022 06:55
    [quote=Dos]Где современная фантастика?
    Вам хочется всего сразу в одной статье?
  6. +9
    18 августа 2022 06:56
    Цитата: Dos
    hi А где,простите, нынешние Жюли Верны!? Где современная фантастика? sad

    Они все будущее и прошлое перенеслись неведомыми путями. smile
    Современную фантастику заполонили засланцы, попаданцы, пропаданцы, исчезающие в прошлое или будущее человечества... видимо авторам комфортно в этих мирах.
    1. AUL
      +8
      18 августа 2022 07:52
      Цитата: Леха с Андроида.
      видимо авторам комфортно в этих мирах.
      А попаданки из женских фэнтези? Вот где полет фантазии разведенок и старых дев!
      1. +6
        18 августа 2022 10:01
        Цитата: AUL
        А попаданки из женских фэнтези? Вот где полет фантазии разведенок и старых дев!

        И это в лучшем случае. А в худшем - слэш и яой. smile
      2. +1
        18 августа 2022 12:17
        Цитата: AUL
        попаданки из женских фэнтези? Вот где полет фантазии разведенок и старых дев!

        Ну тут ведь как - есть такой специальный "класс" коммерческой (печатаемой исключительно с целью получить с того прибыль) литературы - книги в мягкой обложке "взять почитать в дорогу/в отпуск". Там по сути от авторов таких творений требуется только одно - умение "попасть во вкус" предполагаемой "целевой аудитории". Глубоких мыслей и сложных философских построений там совсем не требуется. Да и откуда им взяться, если порой там некоторые писатели в подобном классе литературы выдают на гора чуть ли не с полдюжины (а то и больше) книжек за каждый год о.О
    2. +2
      18 августа 2022 10:07
      Читателю, как и зрителю скучно и его нужно "взбадривать и пугать крутотянским экшеном"!
      И чем динамичней действо тем больше денег они принесёт создателю.
      А скучные рассуждения о технических составляющих различных выдуманных "гаджетах" денег не принесут!
  7. +7
    18 августа 2022 06:56
    Хорошая статья! В наше время Жюль Верна, уверен, почти не читают.
    1. +7
      18 августа 2022 07:10
      Цитата: Дед-дилетант
      Хорошая статья! В наше время Жюль Верна, уверен, почти не читают.

      А уж как мы им зачитывались! Причем, мы то видели больше его созидательную направляющую, а если кто-то мечтал о таком оружии, то, конечно, оно должно было быть против злодеев. Жаль, что "злодеи" тоже читали.
      1. +3
        18 августа 2022 10:34
        А уж как мы им зачитывались!
        Не скажу за всех, но раньше читали гораздо больше. И, главное, стремились читать! И не только Жюль Верна. smile
    2. +2
      18 августа 2022 15:53
      Цитата: Дед-дилетант
      В наше время Жюль Верна, уверен, почти не читают.

      Думаю, что и не знают.
  8. +8
    18 августа 2022 07:08
    Надеюсь, что в следующих статьях посвящённых этой теме не обойдут вниманием отечественных писателей-фантастов!
    1. +6
      18 августа 2022 07:22
      Цитата: hohol95
      не обойдут вниманием отечественных писателей-фантастов!

      Как можно?!
      1. +1
        18 августа 2022 10:58
        Цитата: kalibr
        не обойдут вниманием отечественных писателей-фантастов!

        Как можно?!

        Жду с нетерпением продолжения Вашей статьи. Уже даже заготовочки сделала, чтобы потом в обсуждение поставить,.
        1. +3
          18 августа 2022 12:25
          Уважаемая Елена! Следующая уже на модерации...
      2. +3
        18 августа 2022 18:30
        Вячеслав Олегович!
        Не запамятуйтее упомянуть и последнюю книгу из серии "Волшебник Изумрудного города" - "Тайна заброшенного замка"!
        Сказка, но с научно-фантастическими деталями!
        И оружием...
        Правда окончательный вариант был издан после смерти А. Волкова и был подвергнут переработке...
        Целиком книгу впервые издали в 1982 году.
        1. 0
          18 августа 2022 18:37
          Цитата: hohol95
          Не запамятуйтее упомянуть и последнюю книгу из серии "Волшебник Изумрудного города" - "Тайна заброшенного замка"!
          Сказка, но с научно-фантастическими деталями!

          Вот этого бы не хотелось...
          1. +2
            18 августа 2022 20:49
            Онджей Нефф «Белая трость калибра 7,62».
            Рассказ.
            1. 0
              19 августа 2022 07:16
              Читал. Но там слепой герой расстреливает инопланетников на слух из автомата...
              1. 0
                19 августа 2022 07:37
                Это верно. А инопланетяне, как превращали людей в себе подобных?
                При помощи зрительных эффектов. По этой причине и выбрали слепого стрелка.
                А в конце оказалось, что был ещё и звуковойэффект от воздействия "одноглазых".
      3. 0
        19 августа 2022 08:31
        Беляев. Будет Беляев???
        1. 0
          21 августа 2022 16:02
          Цитата: garri-lin
          Беляев. Будет Беляев???

          Непременно!
  9. +6
    18 августа 2022 07:21
    Цитата: Леха с Андроида.
    видимо авторам комфортно в этих мирах.

    Об этом тоже будет...
  10. +6
    18 августа 2022 09:01
    Спасибо за интересный материал! Вспомнилось детство под Ж.Верна))) Цикл интересный, пожалуйста продолжайте!
    А по поводу "злодеев-фантастов" - они прогнозируют дальнейшее развитие науки и техники существующей на момент создания произведения. Можно сказать - озвучивают логику развития технического прогресса. Не их вина, что любое открытие, в первую очередь, пытаются приложить к военному делу: хоть микроба, хоть ёмкий аккумулятор... Увы!..
  11. +11
    18 августа 2022 09:02
    Даже Жюль Верн был вовлечён в "литературные баталии" с германским милитаризмом!
    "Ужасный" Шульце готов сравнять с землёй ненавистный ему "Франсевилль"!
    И пушки у "тевтонца" гигантские - появятся у герменцев в ПМВ; и попытки сжечь или "заморозить" врага - прообразы зажигательного и химического оружия которое так-же широко применят ВСЕ стороны Первой Мировой.
    Мягкое воздействие на читателя - француз хороший, германец плох!
    В первоначальной задумке и Капитан Немо был поляком, а свои боевые действия он вёл против русского флота!
    Но идею пришлось переработать.
    Как указывает ВикиВики к переработке сюжета автора "подтолкнули" его издатель и "некоторые политические факторы"!!!
    Не будь этих "толчков" пришлось бы нам читать о польском дворянине топящем корабли Русского Императорского флота!!!
    1. +3
      18 августа 2022 17:12
      Цитата: hohol95
      Мягкое воздействие на читателя - француз хороший, германец плох!

      Ну так там же написана дата выхода произведения - 1879 год. Примерно 9 лет прошло с разгромной для Франции франко-прусской войны.
      Первый шок уже прошел, зато осталось желание "взять у Германии реванш и отобрать назад Эльзас и Лотарингию в состав Франции".
      Цитата: hohol95
      пришлось бы нам читать о польском дворянине

      Мм.. есть только два нюанса. Мааленьких. У Российской Империи, ну вот так сложилось, как-то не было заморских колоний, с которыми надо было поддерживать постоянную связь по морю. А Балтийское Море... ну оно... весьма неглубокое, да XD Нехорошо в нем было бы боольшой по размерам подводной лодке. Весьма нехорошо.
      1. +3
        18 августа 2022 18:20
        Чёрное море, Белое море и так далее! Да хоть Каспийское!
        Польский барин на деньги иранского шаха строит подводну лодку и топит усих русских!
        А шахская армия возвращает себе земли потерянные в войнах с Российской Империей!
        Как вам такой сюжетец?
  12. +7
    18 августа 2022 09:47
    Кстати, есть легенда о том, что, узнав об изобретении торпеды, писатель безуспешно пытался скупить весь тираж книги. Вот только реально она появилась за четыре года до написания романа. Но он исправил эту недоработку в последней книге трилогии – романе «Таинственный остров» (1874), где именно торпедой капитан Немо взрывает столь досаждавший колонистам острова Линкольна пиратский бриг.

    Разве? Во всяком случае, в русском переводе бриг взорван миной.
    1. +4
      18 августа 2022 10:03
      В те времена торпеды звались "самоходными или самодвижущимися минами".
      1. +6
        18 августа 2022 10:12
        Согласен. А разве что-то в тексте произведения позволяет это понять?
        Капитан Немо спас Сайреса Смита. Он же привел его собаку в Трущобы, он спас Топа от дюгоня в глубине озера; он подбросил на мыс Находки ящик, в котором было столько вещей, полезных для колонистов; он отвязал лодку, и она поплыла вниз по реке Благодарения; во время нашествия обезьян он сбросил вниз веревочную лестницу, укрепленную у двери Гранитного дворца; пустив по морю запечатанную бутылку с запиской, он сообщил, что Айртон находится на острове Табор; он взорвал разбойничий бриг при помощи подводной мины, поставленной на дне пролива; он спас Герберта от смерти, принеся для него сернокислый хинин, и, наконец, он же сразил бандитов электрическими пулями — своим изобретением, которым он пользовался на подводной охоте.

        Да и если посмотреть на карту острова и вспомнить, что бриг взорвался во время следования по реке Благодарения к Гранитному дворцу и во время отлива колонисты увидели, что взрыв был в носовой части, то станет ясно, что повреждения не могли быть от торпеды, так как тогда повреждена была бы корма. hi
        В носовой части судна, по обе стороны киля, в семи-восьми футах от основания форштевня, бока брига были ужасно разворочены на длине не менее чем в двадцать футов.
        1. +3
          18 августа 2022 10:36
          Увы не читал! С произвениями Верна знаком очень слабо crying
          "Еще через 25 лет, в 1800 г., американский конструктор Роберт Фултон вооружил свою субмарину «Наутилус» буксируемой плавучей миной, которую он назвал «Торпедо». Для приведения её в действие нужно было подойти под днище неприятеля и закрепить в нём стержень с направляющим отверстием, через которое проходил линь, связывающий буксируемую мину с лодкой."
          История подводных лодок
          А. Е. Тарас
          1. +4
            18 августа 2022 10:56
            Я читал Верна в детстве взахлеб, а "Таинственный остров" - самое любимое произведение. Считаю, что именно оно определило мою дальнейшую судьбу.
            1. +8
              18 августа 2022 11:55
              "читал Верна в детстве взахлеб"

              Да, было дело. В библиотеке было не достать, только в читальном зале, но зато целое собрание сочинений! Сидел часами, тома такие .. симпатичные, с черно-белыми иллюстрациями, и очень приятно пахнущие .. замечательными книгами smile
              Правда с тех пор практически не перечитывал ..
            2. +5
              18 августа 2022 12:17
              а "Таинственный остров" - самое любимое произведение.

              Каюсь - это единственное, что у него читал. recourse Меня больше тянуло на Сабатини и "Черного корсара". Но читал "Остров" - да, тоже взахлеб. drinks
              1. +4
                18 августа 2022 12:27
                Меня больше тянуло на Сабатини и "Черного корсара"

                good
                Куда без них
              2. +5
                18 августа 2022 17:07
                Любимая и зачитанная - «Двадцать тысяч лье под водой».
                1. +2
                  18 августа 2022 17:21
                  А у меня -- "Таинственный остров", даже не припомню сколько раз перечитывал. smile


                  Добрый вечер, Сергей. hi
                  1. +2
                    18 августа 2022 18:01
                    Добрый вечер, Константин!

                    «Дети капитана Гранта» у деда читал. Но тут уже многое зависит, что на полке стоит в домашней библиотеке.
                    1. +2
                      18 августа 2022 18:22
                      "Урфин Джус и его деревянные солдаты" круче всех!!! tongue
                      1. +2
                        18 августа 2022 18:38
                        Это уже старшим детям покупал. А младшее поколение диск в машине слушает.

                        Дорога же в Изумрудный город - отдельный мир.
                      2. +2
                        18 августа 2022 19:28
                        Сейчас то купить можно практически любую книгу, но в 80-е 20 века эти книги были большим дефицитом!!!
                        И так-же были только в читальных залах библиотек!!!
                      3. +1
                        18 августа 2022 19:48
                        Да. Покупал уже в 90-х. Издание скромное. Хотя, вероятно, хватило бы первых двух книг.
                    2. +3
                      18 августа 2022 19:05
                      Но тут уже многое зависит, что на полке стоит в домашней библиотеке.

                      Смешно, наверное, но "Одиссея капитана Блада" и "Наследник из Калькутты" мне посоветовал почитать мой отец, старый большевик и ответственный партийно-хозяйственный руководитель. wink
                      1. +1
                        18 августа 2022 19:50
                        Сабатини был в библиотеке. А «Наследник из Калькутты» - нет.

                        Но с появлением каждого чада подборка детских и подростковых книг увеличивалась.
                      2. +2
                        18 августа 2022 20:20
                        подборка детских и подростковых книг увеличивалась.


                        Ну это естественно, не читать же им Моррисона или Манштейна. smile
                      3. +1
                        18 августа 2022 20:34
                        То, что могут читать старшие, и мне интересно.

                        Когда из вуза приносили мешок книг по специальности - досмотр устраивал.

                        Правда сейчас виртуальных учебников становится больше.
                      4. +2
                        18 августа 2022 21:03
                        У меня всё в прошлом, дети вузы позаканчивали, а с внуками для меня не торопятся. smile
                        Но с сыном по подборке книг было намного проще, чем с дочкой, тут уж в основном мама рулила.
                      5. +1
                        18 августа 2022 21:08
                        Внук пока фокусирует внимание в пределах одной страницы.

                        Поэтому проще без оглядки на книжки всякую всячину рассказывать.
                      6. +1
                        18 августа 2022 22:05
                        всякую всячину рассказывать.


                        Я этим и занимался, дочка даже про пиратов истории слушала с интересом, правда, других я не знал. smile
                      7. +1
                        18 августа 2022 22:31
                        А сколько песен: пиратских, хулиганских и прочих.

                        Кто глух как пень,
                        Тот и поёт
                      8. +1
                        18 августа 2022 22:39
                        Кто глух как пень,
                        Тот и поёт


                        Это про меня, я и не пытаюсь, дабы не мучить окружающих людей, которые ни в чём не виноваты. laughing
                      9. +1
                        18 августа 2022 22:47
                        У меня меньше сострадания. Но дети до определенного возраста выдерживают.
                      10. +1
                        18 августа 2022 23:03
                        Я просто ставил нужную запись на магнитофоне, там настроение сразу улавливалось, а что было неясно, объяснял потом простыми словами.
                  2. +2
                    18 августа 2022 18:03
                    Картинки хорошие были в этих старых книгах. В детстве подолгу разглядывал.
                    1. +3
                      18 августа 2022 19:02
                      Да, иллюстрации были очень качественными. Но, порой, уже в зрелом возрасте, вызывали улыбку. Здесь, например, название британского судна написано по-русски. smile
                      1. +2
                        18 августа 2022 19:13
                        Ну для детей же. smile В те времена детскую психику не уродовали изучением английского с 2 лет. Яхта "Беда" тоже по русски. hi
                      2. 0
                        18 августа 2022 20:03
                        На «Врунгеле» можно воспитывать и детей и иностранцев.
    2. +2
      18 августа 2022 12:26
      Цитата: Гнусный скептик
      Во всяком случае, в русском переводе бриг взорван миной.

      В моем издании, русском,торпедой!
      1. +1
        18 августа 2022 12:35
        Значит интересное издание.
        Вячеслав, вас не затруднит указать его выходные сведения?
        1. 0
          18 августа 2022 15:19
          Цитата: Гнусный скептик
          его выходные сведения?

          Нет, не затруднит. Но нужно искать. Книга-то моего детства. Не под руками. Найду, на личку вышлю.
          1. +2
            18 августа 2022 15:30
            Большое спасибо, Вячеслав.
            Вероятнее всего, это какое-то из первых изданий перевода Марко Вовчок. Она первая перевела это произведение на русский язык и могла, просто по-женски, не разобраться с оружейными нюансами, тем более, что как раз только происходила сепарация термина.
            1. +1
              18 августа 2022 15:53
              Ничего не могу пока сказать. У меня много шкафов с книгами и где она я не знаю. Вечером буду искать...
            2. +1
              18 августа 2022 15:59
              Вероятнее всего, это какое-то из первых изданий перевода Марко Вовчок.

              Кстати, Тимур, в довоенном нашем фильме тоже упоминается торпеда. Возможно, существовал какой-то довоенный перевод?
              У меня книга была уже годов 60-х - там мина, да. hi
              1. +2
                18 августа 2022 16:06
                Возможно, существовал какой-то довоенный перевод?

                Скорее всего да, я знаю перевод Салье, но Михаил Александрович переводил эту книгу в ВОВ.
                У меня книга была уже годов 60-х - там мина, да.

                Это перевод Немчиновой, самый массовый, пережил более полусотни переизданий, мы все на нем выросли ))
                1. +3
                  18 августа 2022 16:10
                  Это перевод Немчиновой, самый массовый, пережил более полусотни переизданий, мы все на нем выросли

                  Я в детстве видел еще книгу 80-х (или начала 90-х?), там отличался даже перевод имени одного героя: Герберт стал Харбертом! hi
                  А торпеда, собственно, была впервые применена в боевой обстановке в мае 1877-го - англичанами против перуанского монитора "Уаскар". Против того самого "Уаскара", который через пару лет храбрый, но безрассудный чилийский капитан Артуро Прат попытается взять в одиночку на абордаж... fellow
                  1. +5
                    18 августа 2022 16:46
                    Я в детстве видел еще книгу 80-х (или начала 90-х?), там отличался даже перевод имени одного героя: Герберт стал Харбертом!

                    На самом деле - это очень увлекательное занятие, лингвистические исследования разных переводов. И "Таинственный остров" тут весьма примечателен. Например
                    Цитата: Оригинал
                    Pour le moment, il s’agissait de le rappeler à la vie, et il était probable que des frictions amèneraient ce résultat. C’est ce qui fut fait avec l a v a r e u s e du marin.

                    Цитата: Пер. Марка Вовчка. 4-е изд., 1915
                    Cпиллет:
                    — Теперь надо постараться привести его в чувство. Давайте его растирать.— Чем? —спросил Герберт.
                    — А вот моим кителем, — сказал моряк.

                    Цитата: Пер. Н. Немчиновой, А. Худадовой, ЭКСМО, 2018
                    А сейчас нужно вернуть его к жизни. Может быть, для этого нужны растирания? Моряк скинул с себя куртку и принялся изо всех сил растирать ею закоченевшее тело Сайреса Смита.

                    Цитата: Изд. Книгопродавца С. В. Васильева, 1875
                    В описываемую минуту дело шло о возвращении его к жизни и вероятнее всего этого результата можно было достигнуть трением. Для этого послужило пальто моряка.

                    Цитата: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1903
                    В этом случае, по мнению Гедеона Спиллета, одним из лучших средств является растирание тела сукном. Фланелевая рубашка матроса как раз годилась для этой цели, и ее немедленно пустили в дело.

                    Цитата: Пер. И. Петрова. 1933
                    Теперь же надо было возвратить его к жизни. Гедеон Спилет предложил растереть его. Пенкроф немедленно снял с себя фуфайку и начал энергично растирать ею тело инженера.

                    Цитата: Пер. М. Салье., 1942
                    Теперь же его надо возвратить к жизни. Энергичное растирание должно привести к этой цели. Основательный массаж быстро согрел инженера.

                    Цитата: Книгоизд-во П. П. Сойкина, 1907
                    В настоящую же минуту дело шло о возвращении его к жизни, и для достижения этой цели товарищи стали растирать его тело, воспользовавшись для этой цели пальто моряка.
                    1. +1
                      18 августа 2022 16:59
                      На самом деле - это очень увлекательное занятие, лингвистические исследования разных переводов. И "Таинственный остров" тут весьма примечателен.

                      Тимур, мой мир, перевернутый Вами, никогда больше не станет прежним. belay Я как-то не задумывался над подобными вещами, подсознательно предполагая, что переводчики стараются делать свою работу относительно "буквально по тексту", иногда облагораживая. what
                      Получается... хм.. как бы выразиться... "каждый переводчик пишет свою собственную книгу по заданному переводимым автором сюжету"! drinks Обалдеть! yes
                      1. +1
                        18 августа 2022 17:12
                        Иногда переводчикам приходится переделывать текст, чтобы он был более понятен читателям, заменяя слова, которые уже перешли в разряд архаизмов (или как в случае с торпедой-миной стали нести другое значение), иногда (а скорее часто) вмешивается редактор, делая текст более удобоваримым или привлекательным для читателя. Никуда не деться от цензуры или личного отношения переводчика к моральным аспектам, которые могут быть затронуты в оригинале. Бывает и так, что переводчик не знает языка оригинала и берет как основу для перевода произведения перевод оригинала на известный ему иностранный язык. Тогда вообще встречаются сильные отличия в текстах.
                      2. 0
                        18 августа 2022 17:16
                        Да, Вы правы по всем пунктам. hi
                        или как в случае с торпедой-миной стали нести другое значение

                        Получается, Жюль Верн подразумевал таки торпеду? Она была изобретена в те годы (приблизительно в годы Гражданской войны в США), но еще не применялась в бою на момент публикации романа. Т.е., в любом случае, он предвосхитил это ее применение?
                      3. +2
                        18 августа 2022 17:29
                        Получается, Жюль Верн подразумевал таки торпеду?

                        В современном понимании этого термина - нет. Во время написания романа устоявшееся определение торпеды - мина, которая если и перемещается, то по течению или на буксире. Поэтому в современных переводах слово торпеда и заменили на более подходящее для современного читателя - мина.
                        Вы, вероятно пропустили одно из моих сообщений:
                        qui fit sauter le brick par le choc d’une torpille disposée au fond du canal

                        "...установленной на дне канала (русла)". Все таки так применяют мины. Ну или только остается считать, что Верн предвидел не просто торпеду, а постановку активных заграждений с помощью мин-торпед, вроде нашей ПМТ или американской Мк60 wink
                      4. +1
                        18 августа 2022 20:11
                        Ну или только остается считать, что Верн предвидел не просто торпеду, а постановку активных заграждений с помощью мин-торпед, вроде нашей ПМТ или американской Мк60

                        Насчет активных не знаю, а про "пассивные" минные заграждения Жюль Верн мог знать, как минимум, с 1854-го года. Дело в том, что в том году на Балтику пришла англо-французская эскадра... и уперлась в минные заграждения перед Кронштадтом. Мины были двух типов: 1. нашего изобретателя Якоби, замыкались электричеством. 2. шведа Нобеля, того самого, ударные. В итоге, на минах подорвались четыре вражеских корабля, ни один не затонул, но это поубавило пыла у врагов - с Кронштадтом боялись даже артиллерийскую дуэль завязывать.
                        Тимур, кланяюсь Вам. good Искренне приятно. Приходите почаще на "историю" под Шпаковского, Рыжова, Ващенко. С уважением, Николай! drinks
                      5. +2
                        19 августа 2022 09:27
                        Спасибо за добрые слова
                      6. +1
                        19 августа 2022 10:23
                        Спасибо за добрые слова

                        На здоровье! Приятно общаться с добрым и эрудированным собеседником.
                      7. +2
                        19 августа 2022 10:34
                        с добрым

                        На сайте я чаще слышу, что мое прозвище мне идеально подходит fellow
                      8. +1
                        19 августа 2022 11:08
                        На сайте я чаще слышу, что мое прозвище мне идеально подходит

                        Даже если так, то лучше быть скептиком, чем необразованным хамом. hi Ну, а про "тонкости перевода" - шикарная подборка.
                      9. +2
                        19 августа 2022 11:15
                        Ну, а про "тонкости перевода" - шикарная подборка.

                        Я не прилагал к ней рук, это из работы доктора филологических наук Чекалова Кирилла Александровича. Супруга лингвист-филолог, и меня увлекла в свою область.
                      10. +1
                        19 августа 2022 12:07
                        Супруга лингвист-филолог, и меня увлекла в свою область.

                        Достойное увлечение! Тем более, что общее!
            3. +4
              18 августа 2022 18:44
              Нашел. Издание 1955 года. Учебно-педагогическое издательство БССР (Минск). Перевод М. Салье. Печаталось по изданию Детгиз. 1949 г.
              - Эта трубка? - воскликнул Пенкроф
              - Да. Этот цилиндр - все, что осталось от торпеды.
              - От торпеды! - воскликнули товарищи инженера.
              - Но кто же пустил эту торпеду? спросил Пенкроф, который все ещё не желал сдаваться.
              - Могу сказать вам одно - что это не я.- ответил Сайре Смит. - Но кто-то пустил торпеду, и вы сами видеди, какова её сила.
              Стр. 311.
              1. +2
                19 августа 2022 09:25
                Вячеслав, очень вам признателен, что уважили мою просьбу, а не посчитали ее занудством. Вот этот отрывок в оригинале:
                – Quoi, ce bout de tuyau ? s’écria Pencroff d’un ton d’incrédulité complète.

                – Mes amis, reprit Cyrus Smith, vous rappelez-vous qu’avant de sombrer, le brick s’est élevé au sommet d’une véritable trombe d’eau ?

                – Oui, Monsieur Cyrus ! répondit Harbert.

                – Eh bien, voulez-vous savoir ce qui avait soulevé cette trombe ? C’est ceci, dit l’ingénieur en montrant le tube brisé.

                – Ceci ? répliqua Pencroff.

                – Oui ! Ce cylindre est tout ce qui reste d’une torpille !

                – Une torpille ! s’écrièrent les compagnons de l’ingénieur.

                – Et qui l’avait mise là, cette torpille ? demanda Pencroff, qui ne voulait pas se rendre.

                – Tout ce que je puis vous dire, c’est que ce n’est pas moi ! répondit Cyrus Smith, mais elle y était, et vous avez pu juger de son incomparable puissance !

                Переводчик решил превратить "положить, поставить" (mise là) в "пустить"
      2. +5
        18 августа 2022 13:25
        В оригинале действительно использовано французское слово "torpille" (торпеда), а не "mien". Но лишь потому, что в ту пору торпедами называли не торпеды в современном понимании, а мины. Из текста оригинала это тоже ясно:
        qui fit sauter le brick par le choc d’une torpille disposée au fond du canal
  13. +3
    18 августа 2022 12:09
    Цитата: Dos
    hi А где,простите, нынешние Жюли Верны!? Где современная фантастика? sad

    Пали жертвами цифровизации, как и практически весь научно-технический прогресс. Не только в экономике последние несколько десятков лет реальные активы и развитие проигрывают виртуальным. В фантастике тоже вместо подводных лодок и полётов на Луну бал правят метавселенные и матрицы.
    1. 0
      18 августа 2022 17:15
      В фантастике тоже вместо подводных лодок и полётов на Луну бал правят метавселенные и матрицы.

      Ну так просто подводные лодки уже давно нисколько не фантастика, а реальность.
      А про космос вполне себе пишут книги и фильмы снимают.
      1. +1
        18 августа 2022 17:30
        В космос тоже летают, пусть пока недалеко. Скажем так, в 19 веке люди мечтали о путешествиях в космосе, под водой, о дальней связи и передаче звука и изображения..., многое из чего реализовалось в 20 веке. А сейчас стало меньше "материальных" мечтаний и фантазий, по крайней мере, новых, например, по сравнению с полувеком или веком назад, и больше "цифровых". Мне так представляется.
        1. -1
          18 августа 2022 17:44
          Цитата: Maxim Davydov
          А сейчас стало меньше "материальных" мечтаний и фантазий

          А что считать "материальностью" мечтания?
          А вообще .. тут еще многое зависит от того, какие именно новейшие достижения (или предполагаемые достижения) техники .. сейчас в моде.
          Например, во времена самого Жюля Верна в моде было сравнительно недавно введенное в практический оборот электричество. Так оно и употребляется часто в качестве "моторчика", движущей силы разные фантастических технологий. В 1950е в США была "в моде" атомная энергия. Вплоть до обсуждения всерьез возможности в реальности, а не в фантазиях воплотить личные автомобили с атомным реактором. Собственно фантастика не отставала. В 1960х - эру первой Великой Космической Гонки в моду вошла космическая тематика.
          Сейчас в моде компьютерные технологии и производное от них.
          1. +1
            18 августа 2022 19:31
            Связанное с обработкой, хранением, передачей информации - виртуальное. Материальное - это про материю и энергию. Граница условная, конечно, но очевидно, что нынешняя мода - это компьютерные технологии, т.е. в основном что-то виртуальное, хотя производное от них в итоге меняет многое и в реальном мире. А раньше мечты были материальные по определению, т.к. виртуальной, т.е. компьютерной темы вообще не было.
            1. -1
              19 августа 2022 09:54
              Цитата: Maxim Davydov
              компьютерные технологии, т.е. в основном что-то виртуальное, хотя производное от них в итоге меняет многое и в реальном мире

              Более того, скажу возможно не самый приятный для некоторых людей факт, но компьютерные технологии повлияли на окружающий нас мир и принесли в него минимум на порядок больше, чем сделала пилотируемая (спутники и иже с ними это космонавтика беспилотная) космонавтика за всю свою историю с первого полета Юрия Гагарина и до наших дней. Такой вот упрямый факт о.О
  14. -2
    18 августа 2022 15:12
    скажем прямо -- все эти "предвиденья" Жюль Верна и Со полный бред. Ни одно не сбылось. ( wassat Сбывается только в мыслях читателей, которые домысливают всю за писателем). Тоже самое можно сказать о современных писателях, пишущих военную фантастику про будущее. У них там всё те же ракеты, пушки, автоматы, компьютеры... Слегка модифицированные... Не будет этого!
    Например ПВО будет основано не на ракетных технологиях, а на плазменных полях и лучевом оружии. Это просто напрашивается! При ракетном ПВО поражение цели обходится в три раза дороже чем стоимость самой атакующей цели. Вопрос экономии... и экономики...
    1. +3
      18 августа 2022 16:14
      Именно раздражающие, вплоть до откровенной глупости, противоречия между физикой, законами природы и придуманными фантастами "технологиями" вызывают желание закрыть книжку и перестать читать эту ахинею. Но НФ - она на то и научная фантастика, что там таких противоречий быть не должно!

      А из ненаучной характерным для меня примером является фильм "Чужой", когда люди летают на звездолетах (то есть, умеют хранить и управлять колоссальными энергиями), но стреляют из дробовиков и автоматов. Пороховых.
      1. +3
        18 августа 2022 17:00
        когда люди летают на звездолетах (то есть, умеют хранить и управлять колоссальными энергиями), но стреляют из дробовиков и автоматов. Пороховых.

        Ну вообще ЕМНИП там по местному лору порох гораздо более совершенный чем нынешний, и воспламенение там у него не обычным капсюлем, а специальным электрическим разрядом.
        Да и блин, выглядят тамошние "импульсные винтовки М40А" (оно так называется) стильно, вот что ни говори. (кстати, "неонка" внутри данного реквизита - вполне реальные ПП Томпсона ЕМНИП модели М1928А1 и "обрезанная версия" помпового дробовика ЕМНИП "Модель 37" выпуска фирмы "Итака")
        Но НФ - она на то и научная фантастика, что там таких противоречий быть не должно!

        Ну как Вам сказать. Собственно, в научной фантастике всегда есть фантастические допущения, которые могут противоречить законам физики - либо ныне известным, либо вообще. Устройства для перемещения во времени фигурируют например в произведениях, так то относящихся к классике научно-фантастического жанра.
        1. +3
          18 августа 2022 21:07
          Цитата: Terran Ghost
          (кстати, "неонка" внутри данного реквизита - вполне реальные ПП Томпсона ЕМНИП модели М1928А1 и "обрезанная версия" помпового дробовика ЕМНИП "Модель 37" выпуска фирмы "Итака")

          Так и смарт-ган создан на основе нежно любимого на Западе МГ-42.


          1. -1
            19 августа 2022 09:57
            Цитата: Альф
            смарт-ган

            Кстати про смарт-ган. Вот так-то даже интересно, а насколько с точки зрения науки вообще реален может хотя бы теоретически быть сам концепт управляемых пуль условно винтовочных калибров, способных корректировать свою траекторию о.О
            1. +1
              19 августа 2022 10:06
              а насколько с точки зрения науки вообще реален может хотя бы теоретически быть сам концепт управляемых пуль условно винтовочных калибров, способных корректировать свою траекторию

              Проект EXACTO
  15. -1
    18 августа 2022 15:37
    К сожалению нонешнее поколение Жюль Верна уже не читает. Как и Фенимора Купера, Джека Лондона, Марка Твена, Алексея Толстого и прочих.
    1. +2
      18 августа 2022 18:48
      Читает! Читает! Но не все, а совсем малое число очень продвинутых. А всем прочим и не надо!
  16. +2
    18 августа 2022 15:53
    Давным давно (когда деревья были ниже, а девчонки моложе laughing ) в одной (не галактике laughing ) а нашей республике, где я был молод. Попадалась мне то-ли статья, то-ли заметка, что прогресс оружия, обусловлен безудержным воображением авторов фантастических романов.
    Фанатично настроенные изобретатели не отметали их прожекты под лозунгом: "Этого не может быть, потому, что не может быть никогда", а просто претворяли их в жизнь laughing hi
    Заранее прошу прощения за пунктуацию laughing hi
  17. +1
    18 августа 2022 19:57
    Цитата: Terran Ghost
    Собственно, в научной фантастике всегда есть фантастические допущения, которые могут противоречить законам физики

    Так в том-то и дело, что НФ-фантаст строит непротиворечивую картину мира, в котором существует это допущение. А все остальное с ним согласуется.
  18. +1
    19 августа 2022 10:34
    Цитата: Terran Ghost
    Цитата: Maxim Davydov
    компьютерные технологии, т.е. в основном что-то виртуальное, хотя производное от них в итоге меняет многое и в реальном мире

    Более того, скажу возможно не самый приятный для некоторых людей факт, но компьютерные технологии повлияли на окружающий нас мир и принесли в него минимум на порядок больше, чем сделала пилотируемая (спутники и иже с ними это космонавтика беспилотная) космонавтика за всю свою историю с первого полета Юрия Гагарина и до наших дней. Такой вот упрямый факт о.О

    Возможно. Хотя я бы сравнивал весь научно-технический прогресс (не только космонавтику) за 50 лет до компов и за последние 50 лет.
    Как бы то ни было, остаюсь при мнении, что размах мечтаний человечества сузился и виртуализировался по сравнению с 19ым веком. Возможно, на имеющемся технологическом уровне всё, что можно, уже сделали, а что не получается - то не получается (полететь человеку на Марс, например). А креативить хочется, и тут информационные технологии предоставляют мега-отдушину имени закона Мура. Но на условный Марс на них таки не полетишь, 10 млрд не накормишь и т.д.
  19. -1
    22 сентября 2022 08:11
    Перечитал 3 раза , какую шахту имеет ввиду автор ( из назад в будущем ) ?
  20. 0
    6 октября 2022 21:58
    Цитата: Проктолог
    люди летают на звездолетах (то есть, умеют хранить и управлять колоссальными энергиями), но стреляют из дробовиков и автоматов. Пороховых.

    Тема дико интересная. Для начала, сделать механику оружия и герметичные патроны способными пережить случайное вакуммирование - проще. Долговечное хранение механизма оружия и патронов - тоже отработано.
    А теперь самое главное.
    Далеко не вся энергия порохового заряда идет на метание пули, но... на нагрев оружия идет всего 10 - 15 процентов энергии пороха. Причем нагревается довольно удаленный от руки ствол.
    КПД лазеров сейчас с трудом 50 процентов, то есть сколько энергии в цель, столько же и в нагрев оружия. Плюс необходимость "пропустить" всю мощность выстрела через детали оружия, например провода. Даже при подъеме КПД лучевого оружия, оно будет нуждаться в охлаждении испарением жидкости например. Поэтому к массе батарей добавится еще бутылочка со спиртом (вода замерзает). Или лучевое ружье будет связано шлангопроводом с рюкзаком, содержащим батареи и флягу спирта для охлаждения оружия, причем расход охладителя на выстрел будет 50 - 100 мл при энергии луча в 2 -4 кдж Сравните с весом патрона 5,45, и тем фактом, что в процессе стрельбы носимый вес снижается, а вес аккумуляторов нет.
    Расчеты по нагреву лучевого оружия попадались, не помню точно, где.
    Вторая проблема в том, что механическое повреждение пулей , в общем, разрушает и механизмы, и организмы всех известных классов, от ракообразных до млекопитающих. Действие лазерной винтовки на разные цели - неизвестно.
    Так как всякое животное имеет скелет, то повреждение его безусловно затруднит движение, поэтому пули и гранаты - очевидно лучший выбор для поражения неизвестных заранее существ в межпланетной экспедиции.