Конвенция о запрещении химического оружия и ее выполнение
В 1997 г. вступила в силу Конвенция о запрещении химического оружия. В соответствии с этим документом, страны мира должны были прекратить разработку, производство и применение боевых отравляющих веществ, а также начать утилизацию накопленных запасов. Последняя задача решается до сих пор. Некоторые государства уже полностью избавились от своего ХО, а другие еще продолжают эту работу.
Правовая база
В 1925 г., по опыту Первой мировой войны, был составлен и принят т.н. Женевский протокол, запрещавший боевое применение удушающих и отравляющих газов, а также бактериологических средств. При этом Протокол не запрещал разработку, производство и накопление запасов такого оружия. Такая особенность документа поспособствовала активному развитию направления оружия массового поражения.
Новые меры в этом направлении были приняты лишь через несколько десятилетий. По их результатам, в конце 1992 г. Генеральная Ассамблея утвердила новую Конвенцию о запрещении химического оружия (КЗХО). В начале 1993-го ее открыли для подписания. В силу Конвенция вступила в апреле 1997 г., после подписания и ратификации 65 государствами.
К настоящему времени КЗХО ратифицирована 189 странами. КНДР, Египет и Южный Судан не подписывали этот документ, а Израиль, подписав одним из первых в 1993 г., до сих пор его не ратифицировал.
Конвенция вводит полный запрет на производство и применение ХО всех типов. Также требуется ликвидировать мощности по его производству и уничтожить накопленные запасы. Предусматривается международное взаимодействие для выполнения этих задач и инспекции по линии Организации по запрещению химического оружия.
В соответствии с изначальным планом, процесс полного уничтожения накопленных запасов ХО должен был занять порядка 10 лет. Так, за первые 3 года, к апрелю 2000-го, планировалось провести первый этап работ и утилизировать 1% мировых запасов. Второй этап продолжительностью 2 года предусматривал уничтожение еще 19%. К апрелю 2004 г. собирались избавиться от 45% ХО, а полное уничтожение запасов должно было завершиться в 2007-м. При этом не исключалось продление установленных сроков.
Накопленные запасы
Присоединяясь к Конвенции, страны передавали в ОЗХО информацию об имеющихся производствах и накопленных запасах ХО. Также проводились инспекции с целью проверки заявленных данных и для исключения сокрытия производственных мощностей или оружия.
Сообщалось, что собственные производства химического оружия имели 14 стран, причем одна из них в открытых документах не называлась. В этой отрасли в общей сложности работало 65 предприятий. К 2007 г. все эти производства были остановлены. Кроме того, большую их часть ликвидировали или перестроили под другие нужды. Еще через несколько лет свое существование в прежнем виде прекратили и оставшиеся предприятия.
В арсеналах государств-участников Конвенции скопилось в общей сложности более 8,7 млн химических боеприпасов, контейнеров и иных средств хранения и доставки оружия. Общее количество отравляющих веществ достигало 70 тыс.т. Страны должны были уничтожить или переработать эти запасы, самостоятельно или с зарубежной помощью.
Задача выполнена
Первой о полном уничтожении своих запасов ХО отчиталась Албания. Она не имела своих производств, а запасы составляли всего 16,7 т. К середине 2007 г. от этих БОВ полностью избавились. В конце следующего года было объявлено о завершении утилизации ХО в неназванном государстве. Предположительно, это была Южная Корея, имевшая неизвестные запасы. Весной 2009 г. свои запасы полностью уничтожила Индия.
На момент подписания КЗХО в 1993 г. Россия имела крупнейшие в мире запасы ХО – почти 40 тыс. т. отравляющих веществ всех категорий и сотни тысяч химических боеприпасов разных типов. По причине организационных и финансовых трудностей подготовка и уничтожение этих запасов затянулось. Тем не менее, к началу двухтысячных годов начали работу предприятия для утилизации ХО.
К концу десятилетия российская промышленность успешно уничтожила до половины всех запасов, а в 2014-15 гг. вышли на уровень 80%. 27 сентября 2017 г. был уничтожен последний отечественный химический снаряд. Россия в полной мере выполнила свои обязательства в рамках КЗХО, что было подтверждено контролирующими органами.
В 2012 г. Сирия признала наличие у нее некоторых запасов ХО. Осенью 2013-го, после провокаций со стороны незаконных формирований, Дамаск согласился уничтожить имеющиеся запасы. БОВ вывозились и утилизировались на специальных судах в нейтральных водах. Кроме того, государство ратифицировало КЗХО. Работы по уничтожению запаса ХО завершились в середине 2014 г.
Работы продолжаются
Вторыми по количеству ХО были США – за время Холодной войны они накопили ок. 31,5 тыс. т. различных средств и большое количество средств доставки для них. Американские предприятия по переработке и утилизации БОВ начали работу еще в конце девяностых годов, почти сразу после вступления КЗХО в силу. Однако процесс уничтожения оружия столкнулся с различными трудностями и затянулся.
В конце 2001 г. США отчитались об уничтожении четверти имевшихся запасов. В 2005 г. сообщили о преодолении порога в 40%. Еще через пять лет доля уничтоженных запасов удвоилась. В десятых годах темпы утилизации резко упали, и расчетный срок завершения работ несколько раз переносили. В результате на складах до сих пор остается ок. 3% от имевшихся запасов. Завершить их уничтожение планируют в следующем году.
В прошлом свое ХО производил и применял Ирак. Однако после Войны в Заливе в рамках отдельной программы ООН производство было остановлено, а накопленные запасы начали уничтожать. До конца девяностых годов большая часть БОВ была успешно утилизирована. Тем не менее, часть боеприпасов и веществ оставалась в арсеналах.
Ирак официально присоединился к КЗХО только в 2009 г., уже при новой власти. Тогда сообщалось о наличии нескольких недействующих производств и остатках ранее накопленных запасов оружия. Рассматривалась возможность их уничтожения, но реальные планы не составлялись и работы не начинались. По известным данным, часть иракского ХО до сих пор находится на хранении и ждет, когда им займутся.
В 2004 г. о своих запасах БОВ отчиталась Ливия. На тот момент у нее было ок. 24 т оружия, большое количество компонентов для его производства и необходимые предприятия. В дальнейшем планировалось составить и запустить программу утилизации. Тем не менее, до гражданской войны 2011 г. эти планы выполнить не удалось. Как следствие, ливийские запасы ХО до сих пор не уничтожены, а обстановка в стране приводит к известным рискам.
Успехи и проблемы
Как видим, Конвенция о запрещении химического оружия, вступившая в силу в 1997 г., оказалась самым удачным и эффективным документом такого рода. В отличие от предыдущих протоколов и деклараций, направленных на борьбу с БОВ, она действительно привела к запуску реальных программ по прекращению производства и уничтожению накопленных запасов.
К настоящему времени уничтожено подавляющее большинство задекларированного ХО. В частности, от своих запасов избавился крупнейший обладатель в лице России. Страна со вторыми по величине запасами завершает их переработку. Выполнение таких работ заметно выбилось из изначального графика, но поставленные задачи все же выполняются.
Тем не менее, в области химического оружия сохраняются определенные трудности, проблемы и вызовы. Как следствие, отравляющие вещества по-прежнему могут представлять определенную угрозу военного или гуманитарного характера.
В первую очередь, существуют риски, связанные с сохраняющимися запасами ХО. Так, в США, Ираке, Ливии и других странах до сих пор не уничтожены сотни тонн БОВ. При ненадлежащих условиях хранения возможны утечки с заражением местности или попадание оружия в руки террористов. Оба сценария несут большую угрозу.
Впрочем, полное уничтожение известных запасов ХО не дает полной защиты от возможных атак. Как показывает сирийский опыт, для провокаций и нападения на мирное население могут использоваться простейшие и доступные химические вещества, такие как хлор. Также следует вспомнить японских сектантов-экстремистов, которые в кустарных условиях смогли произвести большое количество зарина.
Сирийские события и история с пресловутым «Новичком» показывают еще одну характерную современную проблему. ОЗХО и другие институты или механизмы, имеющие особое значение для безопасности и стабильности, могут контролироваться конкретными странами и использоваться в политических целях. При этом страдает объективность, а также создаются предпосылки для новых угроз.
Ответственное направление
Таким образом, тема химического оружия и боевых отравляющих веществ все еще остается актуальной. Процесс уничтожения такого вооружения и средств его доставки продолжается, хотя и серьезно отстает от изначального графика. Также составляются и выполняются новые программы по химическому разоружению новых стран.
При всем этом, сохраняется ряд характерных проблем и рисков, в связи с чемм профильные международные организации продолжают работу. Кроме того, активное участие в этих процессах должны принимать страны-участники КЗХО. Уделяя должное внимание вопросам уничтожения химического оружия, они помогут достижению общих целей, а также защитят себя от провокаций или атак разного рода.
Информация