Электромобили для армии США. Важное направление с неясным будущим

91

В ближайшие годы военнослужащим США не придется расстаться с канистрами. Фото Минобороны США

Пентагон проявляет интерес к любым перспективным технологиям, и автомобили с электрической силовой установкой не стали исключением. На протяжении нескольких последних лет армия США проводит различные исследования и изучает реальные перспективы этого направления. Также уже перешли к полноценным испытаниям доступных образцов техники. Предполагается, что в отдаленном будущем такие машины будущем смогут дополнить или даже заменить существующие автомобили с двигателями внутреннего сгорания.

Теоретическая основа


К настоящему времени Пентагон и смежные организации провели целый ряд исследований на тему электромобилей, их реальных возможностей и перспектив с точки зрения армейской эксплуатации. Выводы таких исследований в целом остаются негативными. Они показывают, что электрические силовые установки и сопутствующие системы имеют некоторые преимущества перед ДВС. В то же время, присутствуют и серьезные недостатки, которые пока исправить не удастся.



К примеру, в прошлом году была проведена научно-исследовательская работа «Powering the U.S. Army of the Future» («Энергоснабжение армии будущего»). К ее выполнению привлекли несколько автомобилестроительных компаний с опытом в сфере ДВС и электрических установок. Совместными усилиями они определили оптимальный облик гипотетического электромобиля и сравнили его с дизельной машиной.

Исследование подтвердило, что электрическая силовая установка существенно дешевле в эксплуатации, чем дизель. Электродвигатель тише и выделяет меньше теплового излучения. Кроме того, такой мотор имеет больший диапазон оптимальных характеристик, что улучшает скоростные, динамические и тяговые параметры шасси.


Гибридный автомобиль Advanced Ground Mobility Vehicle от GDLS. Фото Минобороны США

Однако имеются характерные проблемы. Так, дизельный автомобиль получает энергию непосредственно из топлива, а также может перевозить канистры с его запасом. Электромобиль, в свою очередь, нуждается в зарядной станции и источнике энергии. С точки зрения накопленной энергии дизельное топливо в разы превосходит аккумулятор: для замены 1 галлона (3,8 л) дизельного топлива JP8 требуется батарея массой 140 фунтов (63,5 кг).

Все это серьезно затрудняет эксплуатацию электромобилей, а также требует создания отдельной инфраструктуры. Кроме того, электрическая установка отличается меньшей живучестью и устойчивостью к воздействию противника. В результате электромобиль, выполненный с применением современных технологий, не сможет стать полноценной заменой для «обычной» машины.

Практические мероприятия


Наличие проблем на текущем этапе не исключает проведение новых исследований и даже практических мероприятий. В последнее время несколько раз сообщалось, что Пентагон проводит испытания существующих электромобилей разных моделей. Кроме того, запущена конкурсная разработка легкой разведывательной машины Electric Light Reconnaissance Vehicle (eLRV).

Сразу несколько компаний заинтересовались программой eLRV и разрабатывают свои варианты подобного автомобиля. Так, весной прошлого года на сравнительные испытания вышли две новые машины с электрическими силовыми установками, а также несколько гибридных образцов и техника с ДВС усовершенствованной конструкции.


Опытный автомобиль General Motors ISV. Пока оснащается дизелем, но запланирована электрификация. Фото General Motors Defense

По результатам этих мероприятий были сделаны выводы научного и практического характера. Кроме того, уточнили требования к перспективным армейским электромобилям. Полученный опыт будет использован на новом этапе программы eLRV – если его запустят.

Несколько других организаций разрабатывают свои проекты или планируют присоединиться к этому направлению. К примеру, прошлой осенью свой интерес к теме eLRV обозначила компания GMC. Недавно она разработала электромобиль Hummer EV для гражданского рынка и теперь готова создать его армейскую версию. При наличии заказа от Пентагона, работы будут выполнены в минимальный срок.

В конце июня американские профильные издания сообщили, что Пентагон заинтересовался автомобилем Lifestyle от компании Canoo, недавно вышедшей на рынок. Результатом этого стал контракт на поставку техники для испытаний. Судя по стоимости 67 тыс. долл., речь идет лишь об одной или двух машинах. В ближайшее время такая техника будет передана заказчику и выйдет на испытания. Ей предстоит продемонстрировать свои характеристики в условиях армейской эксплуатации.

Вспомогательные системы


Существующий парк автомобилей с ДВС критически зависит от поставок топлива, и для решения таких задач создана сложная многокомпонентная логистическая система. Электромобили, в свою очередь, нуждаются в зарядных станциях и сопутствующей инфраструктуре. Эти вопросы тоже прорабатываются в рамках программы eLRV и в аналогичных исследованиях.


Гипотетический армейский вариант электромобиля Hummer EV. Графика GMC

В настоящее время в армии США имеются мобильные системы энергоснабжения нескольких типов. Прежде всего, это дизель-генераторы в контейнерах, в автомобильном или стационарном исполнении. Также постепенно внедряются «зеленые» технологии, в основном это солнечные батареи. Эти средства используются для автономного энергоснабжения удаленных баз и других подобных объектов.

В перспективе на энергосистемы баз ляжет задача зарядки электромобилей, из-за чего требования к ним вырастут. С этой целью уже прорабатываются различные варианты модернизации существующих систем и изучаются принципиально новые решения. Любопытно, что такие проекты будут полезными вне зависимости от наличия электромобилей – получившиеся электростанции смогут работать с любыми другими потребителями.

Продолжается развитие существующих дизель-генераторов, направленное на повышение экономических и экологических характеристик при сохранении или повышении мощности. Кроме того, проектируются новые «экологически чистые» системы. Одновременно с этим прорабатываются и новые возможности для техники на жидком топливе. Так, с прошлого года проходит испытания станция Twelve E-Jet, работающая на электричестве и способная делать синтетическое топливо из воды и воздуха. Пока она синтезирует только авиационный керосин, но в будущем сможет вырабатывать и другие виды горючего.

Впрочем, все проекты энергосистем для обеспечения эксплуатации электромобилей сталкиваются с одной общей проблемой. Для выработки электричества им нужен источник энергии. В этом качестве широко используется жидкое топливо, которое можно просто залить в бак автомобиля и использовать с более высоким КПД всей системы.


Canoo Lifestyle - новый объект исследований Пентагона. Фото Canoo

С неясными перспективами


Таким образом, к настоящему времени сложилась весьма интересная ситуация, но ее перспективы пока под вопросом. Пентагон всерьез заинтересовался электрическими и гибридными силовыми установками для автомобилей и уже выполнил несколько необходимых исследований. Кроме того, проведены сравнительные испытания нескольких существующих машин с разными вариантами энергоустановок. Параллельно прорабатываются вопросы инфраструктуры и вспомогательных систем.

Однако результаты всех проведенных работ пока далеки от идеальных. На уровне теории и практики электромобили демонстрируют лишь отдельные преимущества, а вместе с тем показывают целый ряд недостатков. Более того, избавление от этих проблем оказывается крайне сложным или вовсе невозможным на нынешнем уровне технологий.

Будущее электрического направления пока остается неясным. Необходимость дальнейшего развития существующих проектов, таких как eLRV, не определена – равно как и потребность в совершенно новых программах. Однако, скорее всего, работы будут продолжаться. В случае успеха они приведут к появлению новой техники с особыми возможностями и повлияют на дальнейшее развитие армии. И независимо от результата, эти проекты дадут выигрыш политического, финансового и имиджевого характера.
91 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    14 августа 2022 04:48
    Смешные фантазеры. Заряжать электромобили по 6...8 часов в условиях боевых действий? Ага!?
    1. +9
      14 августа 2022 05:23
      Цитата: реалист
      Смешные фантазеры.

      Ну, да, все это больше похоже на "прожектерство"
      Цитата: реалист
      Заряжать электромобили по 6...8 часов в условиях боевых действий? Ага!?

      Ну тут Вы не совсем правы, АКБ можно же сделать быстро заменяемыми... как сейчас на самокатах. Но все равно , такие зарядные станции больно сильно уязвимы
      1. +6
        14 августа 2022 06:05
        Цитата: svp67
        АКБ можно же сделать быстро заменяемыми... как сейчас на самокатах. Но все равно , такие зарядные станции больно сильно уязвимы

        Просто бессмыслица. Вести топливо, его спалить в дизель-генераторе, излучая шум и тепло с понижением КПД использования топлива, привлекая лишние агрегаты. fool Это как водородом топить ТЭЦ. fool
        1. -3
          14 августа 2022 07:18
          Цитата: Mavrikiy
          Цитата: svp67
          АКБ можно же сделать быстро заменяемыми... как сейчас на самокатах. Но все равно , такие зарядные станции больно сильно уязвимы

          Просто бессмыслица. Вести топливо, его спалить в дизель-генераторе, излучая шум и тепло с понижением КПД использования топлива, привлекая лишние агрегаты. fool Это как водородом топить ТЭЦ. fool

          Советую прочитать про гибридные автомобили
      2. -1
        14 августа 2022 18:42
        Вы размер и вес батареи представляете? Рекомендую для ознакомления поменять батареи в танке. Потом продолжим дискуссию.
        1. +1
          14 августа 2022 21:39
          Вы в технический прогресс верите?
          Рекомендую почитать про первые корявые броненосцы, аэропланы, танки. Ну, из актуального - БПЛА.
        2. +1
          15 августа 2022 04:24
          Цитата: реалист
          Рекомендую для ознакомления поменять батареи в танке. Потом продолжим дискуссию.

          Менял и не однократно. Продолжим?
          Цитата: реалист
          Вы размер и вес батареи представляете?

          А Вы представляете КАКИЕ батареи они собираются использовать в этих автомобилях? Далеко не свинцовые, посмотрите какие сейчас устанавливают батареи на электромобили
          1. 0
            15 августа 2022 04:52
            Моё твёрдое убеждение - в сегодняшних условиях электромобиль в армии, в зоне боевых действий, это крайне рискованных способ передвижения, без возможности в разумно короткий срок продолжить движение после полного расхода заряда. Если в процессе выполнения боевой задачи кончилось топливо то в течении 5 минут можно залить в бак топливо, а с электромобилей как быть. В какой то далёкой перспективе, когда решаться проблемы веса и скорости зарядки тогда это станет интересно, но не сейчас.
    2. +5
      14 августа 2022 05:24
      Это решается сменной батареей:


      А вообще, для полноценных электромобилей нужен энергоноситель, по плотности сопоставимый с бензином, пригодный к длительному хранению (хотя бы месяц) и т.п.
      1. 0
        14 августа 2022 22:56
        В Tesla первым делом пытались реализовать возможность сменных аккумуляторов, но отбросили эту идею, во-первых, устройство получается очень сложным, вес батареи под 600 кг и сама по себе заряженная литиевая батарея на 50-100 кВт*ч, та еще “бомба”, ронять, повреждать ее крайне не желательно. Второе это в полный рост встала проблема контактов, напряжение в звене постоянного тока порядка 600 вольт, а в пике кратковременно (когда хипстер давит тапку) может потребляться до 100 кВт и соответственно ток будет порядка 166 ампер и, если контакты будут не надежными, засоренными и пр, все это приведет к потерям, перегреву, оплавлению ну вплоть до пожара.
        1. 0
          15 августа 2022 04:54
          "Ронять" - это проблема аварий, когда электромобиль куда-нибудь врежется на полной скорости; здесь же всё медленно снимается-устанавливается. Ну а контакты можно делать герметичными, это вполне решаемое дело.
          1. 0
            15 августа 2022 08:52
            Ну а контакты можно делать герметичными, это вполне решаемое дело.


            Да все решаемо вопрос цены, надежности, массовости, в Тесла посчитали что оно того не стоит.
        2. -2
          16 августа 2022 10:29
          От этой идеи отказались по другой причине: вам на станции вместо вашей новой батареи могли поставить сильно попользованную и пользователям Тесл это не нравилось. С другой стороны в Китае прямо сейчас можно поменять аккумулятор мопеда на специальной станции
          1. 0
            16 августа 2022 13:41
            Я помню читал технический релиз, основной проблемой называлась сложность конструкции и усложнение конструкции электромобиля и все помноженное на массовость повышало вероятность возгорания, контроль за батареей как раз сделать не сложно было бы, и модель бизнеса как раз прорисовывалась отличная, где сама батарея не принадлежит владельцу.
            1. -2
              16 августа 2022 16:21
              Спорить не буду, читал то, о чём писал выше. Возможно имели места оба факта
    3. +4
      14 августа 2022 05:25
      Цитата: реалист
      Смешные фантазеры. Заряжать электромобили по 6...8 часов в условиях боевых действий? Ага!?

      Проблема длительности зарядки легко решается сменными аккумуляторами.
      Заменить блок можно быстрее, чем залить бак. На одном аккумуляторе ездит, несколько штук заряжаются.
      Главная проблема электромобилей - низкая ёмкость аккумуляторов. Её надо увеличить раз в десять, чтоб начали переходить на электричество поголовно.
      Вторая по важности - если все автомобили перейдут на электричество, количество электростанций в мире надо будет увеличить в четыре раза.
      Реактивная авиация, пока не будут созданы атмосферные ионники, в тысячи раз более мощные, чем имеющиеся сейчас, так и будет летать на топливе.
      1. PPD
        +5
        14 августа 2022 11:30
        Проблема длительности зарядки легко решается сменными аккумуляторами.

        В Тесле вес аккумуляторов 540 килограммов. yes
        Удачи в замене.
        И состоят они из все тех же элементов 18650 с пальчивовую баталейку каждая. Производство аж из самого Китаю. drinks good
        1. +2
          14 августа 2022 13:45
          Цитата: PPD
          В Тесле вес аккумуляторов 540 килограммов.
          Удачи в замене.

          Во-первых, когда всё стандартно и есть специально под этот стандарт созданная техника - всё просто и технологично. У Химарса сменный контейнер с пакетом ракет весит 2270 кг. Его замена производится за 15 мин.
          Во-вторых, как я писал ранее, массово на аккумуляторы начнут переходить, когда ёмкость аккумуляторов увеличат в десяток раз. Для Теслы это будет три контейнера по 18 кг.
          1. 0
            14 августа 2022 18:45
            Ну что же, будем подождать.
          2. 0
            15 августа 2022 12:19
            Цитата: Shurik70
            Цитата: PPD
            В Тесле вес аккумуляторов 540 килограммов.
            Удачи в замене.

            Во-первых, когда всё стандартно и есть специально под этот стандарт созданная техника - всё просто и технологично. У Химарса сменный контейнер с пакетом ракет весит 2270 кг. Его замена производится за 15 мин.
            Во-вторых, как я писал ранее, массово на аккумуляторы начнут переходить, когда ёмкость аккумуляторов увеличат в десяток раз. Для Теслы это будет три контейнера по 18 кг.

            Почему то все забыли про морозы, а ведь Л-И батареи при оных разряжаются, ну очень быстро. Да и ёмкость Л-И батарей подошёл к своему приделу.
            Что касается сменности пакетов батарей - т.е. если мы посылаем одну две машины их должна сопровождать третья, с запасом батарей, как то не рационально.
            1. 0
              16 августа 2022 05:31
              Цитата: Havoc
              Что касается сменности пакетов батарей - т.е. если мы посылаем одну две машины их должна сопровождать третья, с запасом батарей, как то не рационально.

              Точно так, как когда посылаешь в дальний поход кого сейчас, обеспечиваешь его запасом топлива
    4. +2
      14 августа 2022 05:33
      Теоретические основы хорошие, еще забыли, отсутствие КП исключает необходимость прогрева на холостых оборотах.
      Существующий парк автомобилей с ДВС критически зависит от поставок топлива, и для решения таких задач создана сложная многокомпонентная логистическая система. Электромобили, в свою очередь, нуждаются в зарядных станциях и сопутствующей инфраструктуре. Для выработки электричества им нужен источник энергии. В этом качестве широко используется жидкое топливо, которое можно просто залить в бак автомобиля и использовать с более высоким КПД всей системы.
      request
      1. +3
        14 августа 2022 06:04
        Цитата: Mavrikiy
        Теоретические основы хорошие, еще забыли, отсутствие КП исключает необходимость прогрева на холостых оборотах.

        Вот и тут Вы не совсем правы. Да, двигатель прогревать не надо, а сам АКБ? Давно не секрет, что при снижении температуры емкость АКБ также снижается, мало того, требуется её "разогрев", а то ж можно её и быстро посадить, а все это затраты энергии
        1. -2
          16 августа 2022 10:34
          В той же Тесле применены и подогрев и охлаждение батарей
    5. -3
      14 августа 2022 06:27
      Цитата: реалист
      Смешные фантазеры. Заряжать электромобили по 6...8 часов в условиях боевых действий? Ага!?

      Да они и не воюют ни где по настоящему, так, присутствуют и грабят.
      1. -3
        14 августа 2022 10:55
        Цитата: ARIONkrsk
        Да они и не воюют ни где по настоящему, так, присутствуют и грабят.

        Ну да, шапками закидаем, а бабы еще нарожают.
        Нигде не воюют... Только на вскидку: Корея, Вьетнам, Гренада, Панама, Ирак 91, Ирак 2003, Афганистан, Сирия и сейчас посредством наемников и советников в Шумерии против нас.
        1. -2
          14 августа 2022 19:45
          Со времён Вьетнама они не воевали по настоящему, а уж Гренаду упоминать вообще позор один.
          1. +1
            14 августа 2022 21:23
            Гренада и Панама - это редкие примеры успешных десантных операций ВДВ.

            Ирак 91 тоже просто прогулка? Серьезно? С армией, кот.получала в 80е все самое современное, что можно купить, и имела 8 лет опыта широкомасштабной войны? По такой логике мы тоже до СВО "по-настоящему" не воевали.

            Ну да о чем я - у нас же до фига людей и на чужой опыт мы брезгливо кривимся и выводы не делаем, а если что - "бабы нарожают".
            1. -2
              15 августа 2022 07:18
              Ага... 1500 гренадцев с 10 БТР-60 и 2 БРДМ несколько ЗУ-23 с одной стороны и почти 8000 вояк 12 кораблей с авианосцем 100 едениц воздушной техники с танками и БТР с другой операция шла 3 дня причем после первого дня операции комманлыаанию пришлось запрашивать ПОДМОГУ. Это вы называете успешной? И где вы нашли в армии Ирака самую современную технику на момент его разгрома?
              1. 0
                16 августа 2022 15:32
                Цитата: алексей сидяйкин
                Это вы называете успешной?

                Итоговые задачи были выполнены? Или десант с вертушек и высаженный парашютным способом был разбит? Ах ну да, на начальном этапе кто-то там сильно царапался. До тех пор пока его не смешали с землей. Поэтому "шеф, фсе пропало" и "янки не умеют воевать".
                Ау! Янки это враг. При чем опасный и опытный враг, который сейчас чуть ли не в открытую ведет с нами войну и который успешно умел и умеет достигать своих целей. А мы все занимаемся шапкозакидательством (вот только загнивающий запад все никак не загнется) вместо того, чтобы изучать врага и пытаться понять как ему противостоять.

                Цитата: алексей сидяйкин
                И где вы нашли в армии Ирака самую современную технику на момент его разгрома?

                МиГ-29, ракетные системы, управляемое авиационное ракетное вооружение и многое другое на 1991 год это, конечно же, "не современная" техника. Не путайте Ирак 1991 года и Ирак 2003. Это две совершенно разные по своему техническому уровню страны.
            2. -1
              15 августа 2022 12:34
              Цитата: Blackgrifon
              Гренада и Панама - это редкие примеры успешных десантных операций ВДВ.

              Ирак 91 тоже просто прогулка? Серьезно? С армией, кот.получала в 80е все самое современное, что можно купить, и имела 8 лет опыта широкомасштабной войны? По такой логике мы тоже до СВО "по-настоящему" не воевали.

              Ну да о чем я - у нас же до фига людей и на чужой опыт мы брезгливо кривимся и выводы не делаем, а если что - "бабы нарожают".

              Да , серьёзно. ПВО,которое поставили французы было отключено, танки на передовой, оставшись без прикрытия были все уничтожены ВВС союзников,пехота тупо разбежалась, генералитет был куплен и убежал раньше всех, о каком серьёзном сопротивлении вы говорите, там в плен сдавались целыми дивизиями.
              1. 0
                16 августа 2022 15:23
                Цитата: Havoc
                Да , серьёзно. ПВО,которое поставили французы было отключено, танки на передовой, оставшись без прикрытия были все уничтожены ВВС союзников,пехота тупо разбежалась, генералитет был куплен и убежал раньше всех, о каком серьёзном сопротивлении вы говорите, там в плен сдавались целыми дивизиями.

                1. Вы путаете 1991 и 2003.
                2. Никто ПВО "не отключал". Рекомендую почитать хотя бы на ВО материалы об этих событиях. Была отключена французская ГРАЖДАНСКАЯ сеть.
                3. Дивизии в 1991 побежали уже после разгрома. И к слову иракцы в 91 году не боялись вступать с янки в общевойсковой бой.
                4. Даже учитывая уровень сопротивления иракцев в 2003 у янки все равно на настоящий момент уже есть опыт ведения бд с регулярной и многочисленной армией. Чего до 2022 у нас реально практически не было. А тот 5-тидневный опыт был успешно забыт.
                1. 0
                  16 августа 2022 17:52
                  Во первых я и не заявлял что янкесы безобидные мальчики. Второе, признаю с Ираком сглупил. Третье позвольте не согласится по Гренаде несмотря на победу это такая победа от которой можно только стыдиться. Но хочу добавить и Ирак 91 и 03. Янкесы не участвовали в одиночку.
                  1. +2
                    16 августа 2022 22:20
                    Цитата: алексей сидяйкин
                    Во первых я и не заявлял что янкесы безобидные мальчики


                    Да я сам, камрад, виноват - бесят шапкозакидатели и уже на людей рычу при первом подозрении :)

                    Цитата: алексей сидяйкин
                    Гренаде несмотря на победу это такая победа от которой можно только стыдиться

                    Гренада и Панама хороши именно как опыт применения ВДВ в тепличных условиях против регуляров.
                    В Ираке в 2003 попытка десанта была уже провальной (но без жертв) и очень хорошо, что 24.02 не додумались до парашютного десанта с нашей стороны.

                    Цитата: алексей сидяйкин
                    добавить и Ирак 91

                    Да, вы правы. Но основную лямку тянули они. И дивиденды в виде опыта получали во многом они. Французы, бриты и арабы - в меньшей степени.
                    1. -1
                      17 августа 2022 07:36
                      Цитата: Blackgrifon
                      Да я сам, камрад, виноват - бесят шапкозакидатели и уже на людей рычу при первом подозрении :)

                      Ничего страшного, бывает :)
                      Цитата: Blackgrifon
                      Гренада и Панама хороши именно как опыт применения ВДВ в тепличных условиях против регуляров.

                      Насчёт Панамы не скажу, не интересовался. А вот по поводу Гренады у меня большое сомнение что их можно назвать регулярами... больше на ополчение смахивает. Хотя то чтт они сумели продержаться три дня это молодцы.
    6. +1
      14 августа 2022 06:35
      Цитата: реалист
      Смешные фантазеры. Заряжать электромобили по 6...8 часов в условиях боевых действий? Ага!?

      Фольксваген заряжается за 11 часов от сети. И 40 минут быстрая зарядка.
    7. -2
      14 августа 2022 07:17
      Можно и 30 секунд заменой батареи.
    8. +2
      14 августа 2022 09:26
      Даже в условиях мирного времени - такое себе занятие, по 6-8 часов зарядки, вместо 5-минутной заправки (даже водородом!!!).
    9. 0
      14 августа 2022 20:44
      Цитата: реалист
      Смешные фантазеры. Заряжать электромобили по 6...8 часов в условиях боевых действий? Ага!?

      Есть же быстрые зарядки, там до 80% за 10-15 минут.
    10. 0
      15 августа 2022 07:52
      Пентагон заинтересовался автомобилем Lifestyle от компании Canoo

      Наверное директор Пентагона увидел эту машинку возле супермаркета
  2. +1
    14 августа 2022 06:56
    На самом деле перспектива у таких машин только ТЫЛОВАЯ,т.е условно перевозить грузы с базы(аэродрома) до перевалочного пункта,а потом обратно.В реальных боевых действиях точно не будет никогда использоваться(50-100 лет так точно)
    Все будет зависить от того,сможет ли машина перевозить эффективно грузы и иметь хоть какое-то бронирование/защиту от отсколков.
    К примеру наши камазы - перевозят грузы,но если попадаешь под любое стрелковое оружие - тебе кранты,не говоря о осколках - там с руки этот камаз/урал пробить можно.
    1. +2
      14 августа 2022 07:19
      Цитата: HellMachine
      На самом деле перспектива у таких машин только ТЫЛОВАЯ,т.е условно перевозить грузы с базы(аэродрома) до перевалочного пункта,а потом обратно.В реальных боевых действиях точно не будет никогда использоваться(50-100 лет так точно)
      Все будет зависить от того,сможет ли машина перевозить эффективно грузы и иметь хоть какое-то бронирование/защиту от отсколков.
      К примеру наши камазы - перевозят грузы,но если попадаешь под любое стрелковое оружие - тебе кранты,не говоря о осколках - там с руки этот камаз/урал пробить можно.

      Самое простое и очевидное решение багги для спецназа. Бронирование не нужно, машина максимально облегченная. А вот динамика,тишина, проходимость и низкий тепловой след спецназ оценит в полной мере
      1. 0
        14 августа 2022 08:10
        Весьма сомнительно,потому что применением багги прямо очень и очень узкопрофильное,замарачиваться ради этого никто не будет.
        Я говорю именно про массовое производство техники в количестве 1000 авто и тд,по-сути остатается только вариант машина обеспечения/перевозок.
        Но это будет через лет 10 только в самом лучшем случае
    2. -1
      14 августа 2022 07:31
      нефть на Земле кончится быстрее..
  3. +1
    14 августа 2022 07:53
    Понятно что возить топливо чтоб сэкономить топливо- глупо.
    Меня приколола вот эта идея -
    "Так, с прошлого года проходит испытания станция Twelve E-Jet, работающая на электричестве и способная делать синтетическое топливо из воды и воздуха. Пока она синтезирует только авиационный керосин, но в будущем сможет вырабатывать и другие виды горючего."
    Если она будет эффективна- то например дальность авиасообшения на Севере увеличится вдвое без необходимости завоза топлива
    1. +1
      14 августа 2022 09:39
      Цитата: свой1970
      альность авиасообшения на Севере увеличится вдвое без необходимости завоза топлива


      Скорее такая установка была бы полезна в сложных высокогорных горных условиях. Как минимум она сможет закрыть проблему отопления-освещения зимой и обеспечить выживаемость людей в бураны. Соответственно, они могут появиться в горах в реальной жизни на леднике Сиачен и поучаствовать в конфликте индийцев с пакистанцами, который ведется там силами альпинистов-пограничников.

      Правда это не единственный вариант - возможна комбинация солнечных батарей, морозостойких аккумуляторов и низкотемпературных тепловых насосов. Хороший кондиционер с функцией зимнего обогрева и до -30 нагревает помещение.
  4. +1
    14 августа 2022 08:48
    В моих условиях электромобиль это куча железа с замерзшим акб. Зимой в минус 40-50 даже дизель доставляет много проблем... А зима у нас 9 месяцев.
    1. -2
      16 августа 2022 10:37
      И как много людей живут в таких условиях?
      1. -1
        16 августа 2022 14:56
        2500. В моём поселке. В районе не знаю. Плотность населения примерно 0,07 чел. на 100 км2. А в чём дело? Я ведь не запрещаю кому-то пользоваться электромобилями - просто сказал что в моём регионе это не возможно, как в принципе и по всему северу России.
        1. -2
          16 августа 2022 16:23
          Я живу в Питере, и Теслы прекрасно себя здесь чувствуют. Как и в Норвегии, при -30. Да, безусловно, ёмкость аккумулятора падает, но не критично, но ведь и расход топлива зимой растёт
          1. -1
            17 августа 2022 00:41
            Вы не понимаете... Минус 20 для нас уже весна. Средняя температура зимой -40. И дорог у нас для теслы нет, если вдруг что-то случится и неожиданно положат первые 100 метров асфальта... я неделю пить буду. :) К нам вообще дороги нет - только по зимнику, да и то на камазах, уралах, ну минимум на чем возможно это уазик. А так... "только самолетом можно долететь". А вы мне про Ленинград...
            1. -1
              17 августа 2022 09:44
              В таких условиях, как вы, живут, точнее выживают, потому что назвать это жизнью можно только с огромной натяжкой, крайне малое количество людей, поэтому ваш пример не показателен.
              1. -1
                17 августа 2022 22:07
                Хм... Зато у нас газ, нефть, золото, редкоземельные и многое другое. Вы и вам подобные сидите в офисах, жрете, пьете, покупаете теслы, приобретаете дорогие тачки и не менее дорогие цацки только потому что я здесь живу и работаю. А еще у нас нет воровства, у нас нет замков на дверях... вообще, и ментов нет потому как нет преступлений. Охота и рыбалка без ограничений. Земли... хоть обожрись этой землей, даже разрешения не требуется - огородил сколько хочешь и это твоё, только не черта вы на ней не вырастите - на полметре вечная мерзлота - картошка не может вырасти. И кстати, мне нравится такая жизнь, нет вашей грызни, грызни за власть, за деньги, за должность и черт поймёшь еще за что у вас грызутся. Да еще, на счет денег - платят очень хорошо, во времена СССР, когда у всех была з.п. 120р. у меня была 425р. Удачи.
                1. -1
                  18 августа 2022 10:01
                  Газ, нефть, золото и т.д. не у вас, и не у государства, а у олигархов. А вам платят какие-то крошки с барского стола.
                  Вы и вам подобные сидите в офисах, жрете, пьете, покупаете теслы, приобретаете дорогие тачки и не менее дорогие цацки только потому что я здесь живу и работаю.

                  Ха-ха-ха! Нет, Я всё это покупаю, потому что Я работаю ЗДЕСЬ. У меня свой бизнес, никак не связанный с добычей полезных ископаемых, поэтому спасибо, Серёга, что работаешь там, но моё благосостояние от тебя не зависит.
                  Удачи!
                  1. -1
                    18 августа 2022 18:22
                    Согласен. А значит олигархов надо??? Вы этого добивались? Что бы я сказал что олигархов надо сравнять? Так сказали бы сразу и более верного соратника бы не нашли.
                    Идите вы на хрен со своим бизнесом - вы эксплуататор. Сколько вы платите уборщице и сколько сами имеете?
                    1. -1
                      19 августа 2022 11:40
                      Уборщице плачу мало, разнорабочим больше, квалифицированным рабочим -- ещё больше. Люди довольны, текучки нет от слова совсем.
                      Сколько имею я сам? Не так много, как хотелось! Но кто вам сказал, что владелец должен получать мало? Кто этот бизнес придумал и реализовал? Кто единственную квартиру закладывал? За чей счёт оборудование покупается? Думаете это так легко? Ну так попробуйте сами! laughing
                      1. -1
                        19 августа 2022 12:56
                        В ваших словах проглядывает истинный капиталист! "Не так много, как хотелось!" Видите-ли в чем дело, вы никогда не остановитесь, для вас всегда будет "не так много"... Мне вас жаль, для вас смыслом жизни является стяжательство, за стремлением к прибыли вы забываете, что не это главное в жизни... Ну заработаете вы "сто тыщ миллиардов" и что дальше? Заберете их с собой в могилу? Ну хорошо, гроб у вас будет полированный и красивый... но в землю вы ляжете в ту же, что и ваша уборщица. Памятник у вас будет фендибоберный, но всё равно в ту же самую землю.
                        Еще вопрос, в вас есть презрение к уборщице и в какую разницу вы оцениваете свою работу по сравнению с работой уборщицы. Если вдруг уборщица уволится, вы возьметесь за швабру?
                      2. -1
                        19 августа 2022 13:11
                        В каком месте вы увидели презрение?! belay
                        Каждая работа требует своей квалификации, и хорошо вымыть пол -- это тоже надо уметь. Но даже от чернорабочего требуется больше, потому что это ещё и физический труд, поэтому он получает больше. И так далее: чем больше человек учился, чем больше он знает и умеет -- тем больше он получает. Это не я придумал, это во всём мире так.
                        Что касается моих слов "не так много, как хотелось", то имелось ввиду абсолютно другое: высоковкалифицированный айтишник сейчас получает больше, чем я. При меньших головняках. Почему? Это хороший вопрос, на эту тему можно рассуждать очень долго.
                        Ну и последнее, на счёт того, что деньги в могилу не забрать. В этом вы безусловно правы, но деньги стоят того, чтобы за ними нагнуться. Я могу не беспокоиться о том, что завтра я умру, и семья останется без средств к существованию, это раз. Два, я могу позволить себе какие-то вещи, которые не мог бы позволить, имей я меньше денег. Автомобиль по желанию, а не по тому, на что хватило, например, хороший дом в пригороде, путешествия по миру, хобби, которое (см. мой ник) стоит немалых денег.
                      3. -1
                        19 августа 2022 14:21
                        Я не видел презрение, это был всего лишь вопрос. Про разницу вы не ответили. Хорошо, вы получаете миллион в месяц (условно), уборщица 10 тысяч (тоже условно). Это нормально? имеется ввиду такая разница это нормально?
                        Деньги не стоят того, чтобы за ними НАГИБАТЬСЯ. Вообще не стоит нагибаться. Даже из-за хорошего дома или автомобиля. Да хоть из-за яхты или личного самолета. Мне смешно и немного грустно за вас. Всё зависит от потребностей. Мне не нужен порше, вот хоть убейте - не нужен. Зачем мне личный самолет? Мне нужен УАЗик... он у меня есть, мне нужна лодка для рыбалки - она есть (сам построил). Как вы думаете кто более счастлив я или олигарх который купил стометровую яхту?
                        Но в одном вы правы, ради семьи, детей, внуков надо жить и работать. Но именно пахать как проклятому, а не нагибаться. Потому что ваши же внуки увидят это чертовый прогиб из-за денег и не будут вас уважать. Ну или станут такими же как вы.
                        Про последний пункт... я вас спрашивал о швабре, а не о работе дизайнера или печатника. Мне кажется что вы немного брезгуете шваброй... А если все будут такими как вы кто полы мыть будет? Я тут уличный сортир ремонтировал, полы подгнили... Может не стоило это делать? Может надо было вызвать "уборщицу"?
                      4. -1
                        19 августа 2022 15:45
                        Уборщица получает 15 тысяч, вечером приходит и час-полтора работает. Мне до миллиона, увы, очень далеко! В прекрасном 2018 году чистая прибыль фирмы была в районе 5 миллионов, в прошлом -- 2,5. Ну и мой голый оклад в 100 тысяч, который не меняется с уже лет 5, как не больше.
                        Считаю ли нормальным такой разрыв? Да. Я уже писал, что в своё время закладывал свою квартиру, чтобы взять кредит на развитие фирмы. У меня дело пошло, но я знаю многих, кто пролетел. Эти риски как оценивать?
                        Вы не поняли смысл про "нагнуться", отсюда и неправильные выводы.
                        У меня тоже нет Порше, у меня Рэнглер. Ну вот с детства хотел "настоящий джип"! И, в отличие от УАЗика, он комфортный (для джипа), безопасный и не ломается.
                        Другу доделывают яхту, не 100 метров, конечно, меньше, но тоже немаленькую, и он счатлив выше ушей!
                        Мне вообще интересно, как вы отличаете "пахать" от "не пахать"?! Кто больше устал, тот пашет? Ну так грузчики, которые рояль таскают, устают как собаки, а пианист, который на нём играет, нет. Но грузчиком, при наличии физических данных, может стать любой, а пианистом, даже среднего уровня, один из тысячи.
                        Что вы вцепились в эту швабру? laughing Каждый должен делать то, что хорошо умеет делать. И / или то, где его труд будет максимально полезен. Я могу помыть пол, ноу проблемс, но зачем? Я буду полезнее на другом участке. Что касается уличного сортира... простите, я ми не пользовался лет 20 уже как, и на вашем месте я бы не латал полы, а поставил бы септик. Cрать в тепле в доме намного приятнее, плюс меньше рисков застудить себе что-нибудь
                      5. 0
                        14 сентября 2022 19:32
                        DeepDiver:
                        Кирилл, предприниматель больше работает головой, чем руками. В том числе и думает, когда вызвать уборщицу или грузчика)) И такой труд потяжелее будет, чем полы мыть или рояли таскать. Вам - респект!
                      6. +1
                        14 сентября 2022 19:28
                        Сергей Аверченков
                        Деньги не стоят того, чтобы за ними НАГИБАТЬСЯ. Вообще не стоит нагибаться. Даже из-за хорошего дома или автомобиля. Да хоть из-за яхты или личного самолета. Всё зависит от потребностей. Зачем мне личный самолет? Мне нужен УАЗик

                        Забавно почитать)) А вот мне НУЖЕН личный самолёт. И вовсе не боинг)) Но даже самый маленький самолётик стоит больше миллиона. И я готов не нагнуться, а заработать на него. Кстати, строить своими руками не сильно дешевле. Моторы, материалы, приборки и др.агрегаты влетят в те же миллионы. Вам нужен УАЗ - а мне самолёт. И что здесь плохо? А труд предпринимателя (если конечно, это не киллерская и не мошенническая контора), посложнее будет, чем у уборщицы. Поэтому Вашему оппоненту - респект! Никто не запрещает уборщице открыть свой бизнес и зарабатывать. Да хоть нанять других уборщиц и создать контору по уборке.
                        НАГИБАТЬСЯ за деньгами не получится - на полу не валяются. Надо их ЗАРАБАТЫВАТЬ
                      7. -1
                        19 августа 2022 13:20
                        Ах, да, на последний пункт забыл ответить.
                        Когда случаются авралы я беру на себя часть работы дизайнера или печатника, т.к. начинал я из тех краёв, и "руки помнят".
                        А если уволится уборщица, я найму новую, потому что так намного эффективнее
                      8. -1
                        20 августа 2022 19:38
                        Извините, я вынужден прервать наш разговор - навалились местные проблемы. Еще раз прошу прощения.
                      9. 0
                        14 сентября 2022 19:34
                        Это крайний случай)) Если директор будет работать вместо работников, то кто же тогда будет управлять работой всего предприятия?
                      10. -1
                        15 сентября 2022 09:45
                        Я же говорю: "Когда случаются авралы". Если они начнутся на постоянной основе, то это значит, что надо расширяться и нанимать новых людей и/или модернизировать производство
      2. Комментарий был удален.
  5. +2
    14 августа 2022 08:56
    Электромобили - шикарная тема и для разведки, и для логистики. Их надо использовать массово, в сочетании с топливными двигателями, дополняя сильные стороны обеих технологий. Однако военное применение таких технологий может оказаться и неожиданным: нашим военным сейчас бы раздать курьерские электровелосипеды гуманитарку людям домой развозить.
    1. 0
      14 сентября 2022 19:19
      И много гуманитарки на лисапедах отвезёшь? Если только пиццу по заказу laughing Чем авто не устраивают?
  6. +2
    14 августа 2022 10:21
    У электротранспорта есть много преимуществ и для того, чтобы понять некоторые, нужно избавиться от шаблонов привычного ДВС-мышления. Простота конструкции. Модульность. Живучесть - вопреки декларируемой в статье уязвимости. Масштабируемость - вместо одного багги можно индивидуальные электровелосипеды/самокаты применять. Ну, и бесшумность, отсутствие теплового следа.

    Мы видим в моменте применение эффективное электро-коптеров. Уже сейчас. Для них нашлась ниша, где ДВС не конкурент. То ли еще будет...
    1. 0
      14 сентября 2022 19:18
      Проктолог
      Мы видим в моменте применение эффективное электро-коптеров. Для них нашлась ниша, где ДВС не конкурент

      Ещё какой конкурент! Просто на алиэкспрессе проще купить электрокоптер, чем бензиновый. Дома, как-то знаете, проще от розетки зарядить, чем с канистрой бегать на заправку. Это единственная причина. А теперь попробуйте найти серьёзный военный дрон, работающий на электроэнергии
  7. 0
    14 августа 2022 10:30
    Электромобиль это неплохо. Это скорее нишевой продукт. Он может ограниченно использоваться в воюющей армии в глубоком тылу, а в невоюющей армии очень ограничено во всех сферах жизни. Это может помочь в экономии. В любых других ситуациях никакая логистика не оправдает подвоз быстросменный аккумуляторов то есть их пока не вижу смысла даже рассматривать как полноценную замену ДВС. А если учесть потребности электрокаров к редкоземельным минералам так под вопросом их экономическая целесообразность. В целом пока ДВС лучше.
  8. +1
    14 августа 2022 10:47
    Всё очень просто.
    Во-первых, это продвинутые технологии. В США система построена таким образом, что все продвинутые технологии испытываются в вооружённых силах (вооружённые силы применяют и испытывают эти технологии в разных природно-климатических условиях, а после подтверждения заданных характеристик и эффективности правительственным агентством принимается стандарт, который обязывает всех производителей (в мире) внедрить эту продвинутую технологию в гражданскую продукцию. Тем самым 1) достигается технологическое первенство США в мире и безусловная победа к конкурентной борьбе, 2) обеспечивается военно-техническое могущество, которое составляет основу гегемонизма США.
    А другого пути нет.
    1. -3
      14 августа 2022 13:43
      Ловушка для дураков это, а не продвинутые технологии. Созидатели "Ё-мобиля" уже попались, разыскивают следующих, готовых вложиться в заведомо убыточные проекты.
      1. +2
        14 августа 2022 14:09
        Цитата: СергейАлександрович
        Ловушка для дураков

        Конечно. В результате реализации проекта "полёт на Луну" дураки теперь попались в ловушку и платят за ненужные им компьютеры и смартфоны, ABS, ESP и т.д. и т.п.
        Не сомневайтесь - связь прямая.
        1. 0
          14 августа 2022 18:55
          ABS и EPS появились в результате реализации проекта "полёт на Луну" ? Так какая связь?
  9. 0
    14 августа 2022 10:48
    Только небольшой ядерный реактор способен решить проблему , но его пока нет , как правильно заметил автор что бы добыть много энергии надо затратить очень много энергии
    1. -1
      14 августа 2022 11:15
      Цитата: blackcat
      Только небольшой ядерный реактор способен решить проблему

      Проблема в другом: необходимо на порядок сократить численность населения этой Земли.
    2. 0
      14 сентября 2022 19:15
      blackcat
      Только небольшой ядерный реактор

      Любое попадание снаряда в реактор или взрыв боекомплекта превратят Ваш атомобиль в грязную ядрёную бомбу
  10. PPD
    0
    14 августа 2022 11:18
    В общем- просто в никуда швыряют деньги.
    А так да- военный бюджет у СШАсамый большой laughing
  11. 0
    14 августа 2022 13:15
    Электромобили для армии США. Важное направление с неясным будущим
    . Как вспомогательный, "городской" транспорт, вроде нормально ... как .левой транспорт, пока рано, нет нужных накопителей/ источников энергии.
  12. 0
    14 августа 2022 18:52
    Цитата: Mavrikiy
    Цитата: svp67
    АКБ можно же сделать быстро заменяемыми... как сейчас на самокатах. Но все равно , такие зарядные станции больно сильно уязвимы

    Просто бессмыслица. Вести топливо, его спалить в дизель-генераторе, излучая шум и тепло с понижением КПД использования топлива, привлекая лишние агрегаты. fool Это как водородом топить ТЭЦ. fool

    те же атомные генераторы становятся всё более мобильными и дешёвыми. Так что в перспективе тоже вариант.
    1. 0
      14 сентября 2022 19:13
      Tarasios
      те же атомные генераторы становятся всё более мобильными и дешёвыми. Так что в перспективе тоже вариант

      Любое попадание снаряда в нюк или взрыв боекомплекта превратят Ваш атомобиль в грязную ядрёную бомбу
  13. 0
    15 августа 2022 01:05
    Кто сумеет развить такую технологию, станет богом войны. Больше будут не нужны огромные колонны с топливом и различными материалами.
    Представьте компактные аккумуляторы, размером с 40 литровую канистру, с запасом хода в 1.5-2 тысячи км.
    А если такими укомплектовать к примеру бронетехнику. И вот у вас те же танки, которые могут переть 1.5 тысячи без дозаправки, только снаряды подноси.
    Сразу внутри столько пространства бы освободилось. Снизился риск возгорания топлива. Снизилась нагрузка на логистику и.т.д. БПЛА, которые могли бы неделями летать не приземляясь.
    Жаль что это действительно пока фантастика, но современная наука и технологии, уже могут позволить такое, нужны только современные гении.
    1. -2
      16 августа 2022 16:25
      Да даже если 40 килограмового аккумулятора будет хватать на 100 километров, то и этого хватит выше ушей
  14. 0
    15 августа 2022 01:44
    Один осколок в силовую часть,АКБ или электромотор и яркий нетушимый литий-алюминиевы факел обеспечен.Добавляем туда боеприпасы и получаем отличный армейский автомобиль.И да,за собой возим отдельный дизель-генератор,с бочкой топлива и отдельным экипажем.
    1. +1
      14 сентября 2022 19:11
      Ещё забыли целый караван авто с бухтами проводов, запасами контроллеров, аккумуляторов и электромоторов для ремонта повреждённых ё-билей. И да, ремонтная летучка с подъёмным краном для ремонта даже самых маленьких машин
  15. 0
    15 августа 2022 10:50
    Кроме всего прочего, нужна хорошая логистика. У ВС США она есть. А так, пока, до технологического рывка по кратному увеличению ёмкости аккумуляторов. Их же поджидают экзоскелеты, импульсное оружие и пр.
  16. 0
    14 сентября 2022 19:07
    Электробиль - неплохая машина ...для мирного времени. Когда не стреляют. В зоне боевых действий немало техники с боевыми повреждениями, которую ремонтируют, и она ездит. Насколько возможно в полевых условиях отремонтировать ё-биль? Что электромоторы, что АКБ, что электронику только менять на исправную. Т.е., либо, опять же отвозить в тыл для ремонта, либо снимать исправные агрегаты с других ё-билей, и только ТОГО ЖЕ ТИПА. Транспорт с ДВС, кстати, даже с повреждёнными моторами и трансмиссией, очень часто уезжал из зоны боевых действий своим ходом. При повреждении АКБ ё-биль сразу станет тыквой. Тут обсуждали проблему зарядки АКБ, или её замены. А с ДВС намного проще. Даже, если нет рядом топливозаправщика. В зоне боевых действий немало повреждённого или брошенного транспорта с остатками горючего. Кинул шланг и перелил. Нередко можно найти и канистры или бочки с горючим. Учитывая, что на большинстве боевых машин многотопливные двигатели, пойдёт даже бензин от легковушек. Найдётся ли что-нибудь подобное для ё-билей? Вряд ли будет толк от аккумуляторов, снятых с другой техники. Одно расстройство - аккумулятор есть, а поехать не получается
  17. -1
    27 сентября 2022 15:14
    Вот не переживаю я за будущее этого авто в США. Рекомендую и остальным так поступать. Пока в США строили дороги, мосты, заводы и прочие безделушки в России в это время косили серпами. И ничего, как было такое осталось. Была одна страна, но для откровенного воровства она не подходила и её развалили. Развалителю построили музей, как пердовику в этом теле.
  18. 0
    17 октября 2022 16:25
    ""целый ряд недостатков. Более того, избавление от этих проблем оказывается крайне сложным или вовсе невозможным на нынешнем уровне технологий.""

    Это относится ко всем электричкам!!!
  19. 0
    27 октября 2022 22:25
    Ну в туманном будущем может и будут у них на вооружении хорошие автомобили, правда не уверен насчёт последней (что это за капсула космическая wassat ), а пока что мягко говоря такие себе Хаммеры так и ездят.