Военное обозрение

Зенитные установки, созданные на базе 20–30-мм немецких авиационных пушек в годы Второй мировой войны

52
Зенитные установки, созданные на базе 20–30-мм немецких авиационных пушек в годы Второй мировой войны

В конце войны противник пытался компенсировать потерю господства в воздухе плотностью зенитного огня. Именно огонь зенитных орудий погубил большую часть потерянных в 1944–1945 гг. по боевым причинам советских штурмовиков и пикирующих бомбардировщиков.


Чрезвычайная опасность, которую представляли для нашей авиации немецкие скорострельные зенитные орудия, была во многом обусловлена совершенством их материальной части. Конструкция малокалиберных зенитных установок позволяла очень быстро маневрировать траекториями в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Как правило, в составе зенитной батареи огонь корректировался при помощи ПУАЗО, который выдавал поправки на дальность, скорость и курс самолета.

При условии индивидуального использования каждое орудие, как правило, оснащалось оптическим дальномером, что позволяло вносить поправки по дальности. Немецкие зенитные расчёты в большинстве случаев имели хороший уровень подготовки, благодаря чему точность стрельбы была высокой, а время реакции небольшим. Первый прицельный выстрел немецкая малокалиберная зенитная батарея была готова дать уже через 20 секунд после обнаружения воздушной цели. Поправки на изменение курса, угла пикирования, скорости, дальности до цели немцы вводили в течение 2–3 секунды. Корректировка зенитного огня облегчалась широким применением трассирующих снарядов. Средняя вероятность попадания из 20-мм одноствольного автомата Flak 38 по не маневрирующему самолету, летящему со скоростью 400 км/ч, на дальности 1 000 м при длине очереди 20 выстрелов составляла 0,01.

При увеличении числа зенитных орудий или использовании многоствольных установок соответственно возрастала вероятность поражения. Насыщенность войсковой ПВО скорострельными зенитными установками у противника была очень высокой. Количество стволов, прикрывавших объекты и войска, непрерывно возрастало, и в начале 1945 года по штурмовику, работающему в полосе немецкого укрепленного района, в секунду могло выпускаться до двух сотен малокалиберных снарядов. Концентрация огня нескольких орудий по одной цели увеличивала вероятность поражения. Кроме того, в большинстве случаев наши штурмовики и пикирующие бомбардировщики делали несколько заходов на цель, и немецкие зенитчики успевали пристреляться.

Увеличение плотности зенитного огня в прифронтовой полосе неизбежно приводило к росту числа сбитых и повреждённых самолётов советской штурмовой и ближней бомбардировочной авиации. Так, в 1943 году от огня немецкой зенитной артиллерии всех калибров ВВС РККА потеряли 1 468 Ил-2, в 1944 году было потеряно 1 859 штурмовиков, а за первые пять месяцев 1945 – число сбитых «Илов» составило 1 048 машин. При этом рост потерь штурмовиков от огня немецкой зенитной артиллерии сопровождался неуклонным снижением потерь от действий вражеских истребителей.

Если в 1943 в воздушных боях было сбито 1 090 Ил-2, то в 1944 – 882 машины, а в 1945 – 369 «Илов». То есть в воздушных боях в небе 1944 штурмовиков было потеряно в 2,1 раза меньше, чем от огня зенитных систем всех калибров, а в 1945 году – уже в 2,8 раза меньше. Суммарные же боевые потери Ил-2 практически не изменились: в 1943 году советские ВВС утратили на фронтах 3 515 Ил-2, в 1944 году – 3 344 боевые машины, а в 1945 – 1 691 штурмовик.

В связи с тем, что промышленность Германии и оккупированных стран не могла резко нарастить выпуск зенитных систем, для стрельбы по самолётам на завершающем этапе войны стали массово переделывать хранящееся на складах авиационное пулемётно-пушечное вооружение. Начиная с первой половины 1944 года очень заметную роль в немецкой противовоздушной обороне прифронтовой полосы стали играть зенитные установки, созданные на базе авиационных 13–15-мм пулемётов и 20–30-мм пушек.

В вооруженных силах нацисткой Германии с момента начала Второй мировой войны активно использовались весьма многочисленные 20-мм зенитные артиллерийские автоматы: одноствольные 2,0 cm Flak 28; 2,0 cm FlaK 30; 2,0 сm Flak 38, а также счетверённые 2,0 cm Flakvierling 38. Так же имелось значительное количество 37-мм скорострельных зенитных пушек 3,7 cm Flak 18; 3,7 сm Flak 36; 3,7 сm Flak 37; 3,7 сm Flak 43 и 37-мм спарок Flakzwilling 43. Не стоит забывать и про сотни захваченных в других странах 25–40-мм зенитных автоматов.

Однако даже в самое тяжелое для Красной армии время немецкие генералы жаловались на дефицит скорострельных зениток, которых не хватало для защиты от ударов советских штурмовиков, колонн на марше и войск в местах сосредоточения. Вполне естественно, что большую часть малокалиберной зенитной артиллерии германское командование направляло в действующую армию и концентрировало в районе важных транспортных узлов и прифронтовых складов.

В этих условиях противовоздушная оборона небольших полевых аэродромов зачастую оставляла желать лучшего, и для её усиления уже в первой половине 1942 года противник стал использовать снятые с самолётов турельные 20-мм авиационные пушки МG-FF.


20-мм пушка MG-FF в нижней оборонительной огневой точке бомбардировщика FW.200

Авиационная пушка MG-FF под боеприпас 20х80 мм была создана в 1936 году специалистами немецкой фирмы Ikaria Werke Berlin на базе швейцарской 20-мм автоматической пушки Oerlikon FF.

Внешним отличием от швейцарского образца был несколько удлиненный ствол, также изменению подверглась система перезаряжания. Для питания авиационной пушки использовались рожковые магазины на 15 или барабаны на 30, 45 и 100 снарядов. Снаряд массой 117 г покидал ствол длиной 820 мм с начальной скоростью 580 м/с. Темп стрельбы не превышал 540 выстр./мин. Масса пушки составляла 26–28 кг. Длина – 1 340 мм. Длина ствола – 820 мм.

С учётом того, что для стрельбы использовался весьма слабый боеприпас, начальная скорость была невысокой, а пробивное действие бронебойного снаряда – низким. Чтобы как-то компенсировать этот недостаток в конце 1940 года специалисты Института баллистики Технической академии люфтваффе создали тонкостенный фугасный снаряд с высоким коэффициентом наполнения взрывчатым веществом. Более тонкий корпус снаряда выполнялся методом глубокой вытяжки из специальной легированной стали и упрочнялся закалкой. По сравнению с прежним осколочным снарядом, снаряженным 3 г пентрита, коэффициент наполнения увеличился с 4 до 20 %.

Новый 20-мм снаряд, получивший обозначение Minengeschoss (нем. снаряд-мина) содержал пластическую взрывчатку на основе гексогена с добавкой алюминиевой пудры. Данная взрывчатка, превосходившая по мощности тротил примерно в 2 раза, характеризовалась повышенным фугасным и зажигательным действием. Новые облегченные взрыватели замедленного действия обеспечивали возможность разрыва снаряда внутри конструкции самолета, нанося серьезные повреждения не обшивке, а силовому набору планера. Так, при попадании нового фугасного снаряда в основание крыла истребителя, его в большинстве случаев отрывало.

Для использования новых фугасных снарядов в затвор пушки внесли небольшие изменения. Модернизированная авиационная пушка, приспособленная для стрельбы новыми фугасными снарядами, получила обозначение MG-FF/M. Значительное количество имеющихся пушек MG-FF путем замены затвора и возвратной пружины модернизировали в полевых мастерских до уровня MG-FF/М. Хотя введение в боекомплект нового фугасного снаряда повысило эффективность ведения огня по воздушным целям, дальность прицельной стрельбы даже по очень крупным и маломанёвренным самолётам не превышала 500 м.

Во второй половине 1941 года пушку MG-FF признали несоответствующей критериям современного воздушного боя. От выхода в отставку её не спасли небольшой вес и технологическая простота. Все достоинства перевесили недостатки: невысокий темп стрельбы, низкая начальная скорость снаряда и громоздкий магазин. Принятие на вооружение новой авиационной пушки MG.151/20 с ленточной подачей боеприпасов, хотя и значительно более сложной и тяжелой, но и гораздо более скорострельной и точной, постепенно привело к выводу авиационного «эрликона» из эксплуатации.

В итоге многие имеющиеся на складах 20-мм пушки MG-FF повторили судьбу снятых с самолётов 7,92-мм, 13-мм и 15-мм пулемётов. Несколько сотен авиационных пушек установили на шкворневые установки, которые использовались для ПВО аэродромов и вооружения судов небольшого водоизмещения.


Однако «приземлённые» МG-FF по дальности и точности огня сильно уступали специализированным 20-мм зениткам, изначально спроектированным под гораздо более мощные боеприпасы. Так, максимальная эффективная наклонная дальность стрельбы зенитного варианта МG-FF была не больше 800 м.

Где-то в начале 1944 года в германские зенитные подразделения стала поступать строенная установка, в которой использовались авиационные 20-мм пушки MG.151/20.

Пушка MG.151/20 с автоматикой, работавшей на использовании отдачи подвижного ствола, с которым во время выстрела прочно сцеплен затвор, была создана конструкторами компании Mauser Werke на базе 15-мм авиационного пулемёта MG.151/15. В связи с увеличением калибра до 20-мм, изменению подвергся не только ствол, но и патронник. Также пришлось использовать более мощный задний пружинный буфер, новые лентоприемник и шептало.

Выпускалось несколько модификаций MG.151/20: мотор-пушка для стрельбы через втулку винта, с синхронизатором, для установки в крыло, а также для применения в турельных оборонительных установках. Масса пушки составляла 42 кг, темп стрельбы – 750 выстр./мин.


В немеханизированном турельном варианте пушка MG.151/20 комплектовалась двумя ручками с гашеткой и вынесенным на кронштейне рамочным прицелом.

Производство MG.151/20 началось в 1940 году и продолжалось до конца войны. Эта 20-мм пушка широко применялась в качестве основного вооружения истребителей Bf 109 и Fw 190 различных модификаций, а также истребителей-бомбардировщиков, ночных истребителей и штурмовиков, устанавливалась в механизированных и ручных турелях на бомбардировщиках.

Для стрельбы из MG.151/20 применялся боеприпас 20x82 мм. Вес снаряда: от 105 до 115 г. Начальная скорость: 700–750 м/с. Помимо бронебойно-зажигательного, бронебойно-зажигательно-трассирующего, осколочно-зажигательно-трассирующего, в боекомплект также входил фугасный снаряд, содержавший 25 г взрывчатки на основе гексогена.


Звено ленты со снарядами для 20-мм пушки MG.151/20

При попадании 20-мм фугасного снаряда в бронекорпус Ил-2 в большинстве случаев происходил его пролом. Попадание фугасного снаряда в киль или плоскость советского штурмовика, как правило, вызывало разрушение этих элементов конструкции, что означало прекращение управляемого полета.

Боезапас пушки 151/20 при стрельбе по воздушным целям первоначально комплектовался патронной лентой, которая содержала только 20 % бронебойных выстрелов. Остальные были фугасными, осколочно-зажигательно-трассирующими и бронебойно-зажигательными или бронебойно-трассирующими. Однако ближе к концу войны, в связи с нехваткой специальных снарядов, доля более дешевых бронебойно-трассирующих и бронебойных снарядов в ленте стала составлять 50 %. Бронебойно-трассирующий снаряд на дальности 300 м при попадании под углом 60° мог пробить 12-мм броню.

Немецкая 20-мм авиационная пушка MG.151/20 обладала хорошими возможностями в части поражения воздушных целей, и защита бронированных штурмовиков, как правило, против неё оказывалась не достаточно стойкой. Как показал опыт боевых действий и контрольный отстрел на полигоне, бронекоробка Ил-2 в большинстве случаев не защищала от разрушающего действия 20-мм осколочных и бронебойных снарядов.

Для потери работоспособности винтомоторной группы штурмовика зачастую было достаточно попадания одного 20-мм осколочного снаряда в любую часть двигателя. Размеры пробоин в бронекорпусе в некоторых случаях достигали 150 мм в диаметре. Должной защиты от действия 20-мм снарядов броня кабины также не обеспечивала. При попадании в фюзеляж для выведения Ил-2 из строя в среднем требовалось 6–8 20-мм осколочных снарядов. При этом вероятность того, что осколками снарядов будут перебиты тросы управления рулем поворота штурмовика, была очень велика.

К 1944 году на складах имелось около 7 000 пушек MG.151/20 и более 5 млн снарядов для них. Первыми 20-мм пушками MG.151/20, приспособленными для ведения зенитного огня, были турельные, демонтированные с повреждённых бомбардировщиков. Такие установки использовались для обеспечения ПВО полевых аэродромов.

Турельные MG.151/20 крепились на импровизированные опоры в виде закопанных в землю брёвен или труб. Иногда на турельную авиационную пушку, используемую в качестве зенитной, ставили бронированный щит. Очень скоро был налажен фабричный выпуск тумбовых установок, которые можно было крепить на любое прочное основание.


Если с использованием для зенитной стрельбы турельных пушек особых трудностей не возникало, то синхронные и крыльевые варианты, входившие в состав ударного вооружения истребителей и штурмовиков, в зенитных установках без серьёзной доработки использовать было нельзя.

Синхронные и турельные 20-мм авиационные пушки переделывались для наземного использования на оружейных заводах и в крупных ремонтных мастерских. Основные изменения вносились в устройство перезарядки и спусковой механизм. Имевшиеся системы электроспуска и пневматические механизмы перезарядки заменялись механическими деталями, обеспечивающими ведение непрерывного огня при монтаже на одноствольных, спаренных и строенных зенитных установках.

Наиболее распространенной зениткой с использованием 20-мм пушек MG.151/20 стала строенная в горизонтальной плоскости установка на тумбовой опоре, известная как 2,0 cm Flakdriling MG 151/20. Массовое производство данной установки началось весной 1944 года, и она конструктивно и внешне имела много общего с ЗПУ, в которой применялись 15-мм пулемёты MG.151/15.


Зенитная установка 2,0 cm Flakdriling MG 151/20 на огневой позиции

На поворотной тумбовой опоре ниже пушек крепились три снарядных ящика. В передний ящик вмещалась лента с 400 снарядами, в два боковых – по 250. Такая особенность хранения боекомплекта была связана с неудобством снаряжения переднего ящика в сравнении с боковыми. Стволы части зенитных установок имели пламегасители, которые снижали дульное пламя, слепившее стрелка. Масса зенитной установки с боеприпасами превышала 200 кг.

Наведение строенной установки на цель не было механизировано. От стрелка для наведения установки на цель требовались значительные физические усилия. Хотя конструкторы постарались сбалансировать пушки в горизонтальной плоскости, угловая скорость наводки была небольшой, а инерция при вращении на тумбе – очень значительной. Прицельные приспособления строенной 20-мм установки 2,0 cm Flakdriling MG 151/20 были очень простыми и по своим возможностям существенно уступали 20-мм зениткам 2,0 cm Flak 28; 2,0 cm FlaK 30; 2,0 сm Flak 38 и 2,0 cm Flakvierling 38.

Тем не менее зенитная установка с суммарным темпом стрельбы более 2 000 выстр./мин для самолётов, летящих на малой высоте, представляла серьёзную опасность. Существенным плюсом установок 2,0 cm Flakdriling MG 151/20, имевших ленточное питание, по сравнению с 20-мм счетверёнными МЗА 2,0 cm Flakvierling 38, была возможность вести огонь длинными очередями большей продолжительности. Для этого требовался только один стрелок, в то время как для обслуживания счетверённой 20-мм зенитной установки с магазинным заряжанием был необходим расчёт из восьми человек. При наличии в боекомплекте бронебойно-трассирующих снарядов, наводчик 2,0 cm Flakdriling MG 151/20 корректировал угол упреждения по трассам.

Установить, сколько зенитных установок было создано с использованием авиационных пушек MG 151/20, сейчас невозможно, но, судя по многочисленным фотографиям, где они запечатлены, этих зениток выпустили немало.


Трехствольные установки 2,0 cm Flakdriling MG 151/20 часто монтировалась как стационарно для объектовой ПВО, так и на буксируемых четырёхосных прицепах, различной броне, авто- и железнодорожной технике, в том числе ими вооружались бронепоезда ПВО.

В качестве бронированного шасси для размещения 2,0 cm Flakdriling MG 151/20 чаще всего использовали полугусеничные бронетранспортёры семейства SdKfz 251. Первоначально зенитные установки устанавливали на бронетранспортёрах с открытой задней площадкой. При хорошем обзоре стрелок был защищён от пуль и осколков только бронированным щитом спереди.

Позже в серию пошла зенитная самоходка Sd.Kfz.251/21, прикрытая по кругу противопульной бронёй толщиной 8–14,5 мм. Сама артустановка была помещена в бронированный короб.


Имелась возможность вести огонь не только по воздушным, но и по наземным целям. Согласно американским отчетам о боевых действиях, ЗСУ Sd.Kfz.251/21 на Западном фронте очень часто применялись для поддержки наземных войск. По совокупности характеристик зенитные самоходные установки Sd.Kfz.251/21 можно считать одними из самых удачных немецких образцов на полугусеничном шасси.

Данная ЗСУ при относительно невысокой стоимости и неплохих показателях подвижности и проходимости имела высокую огневую мощь и могла успешно действовать против авиации, поражать легкобронированные цели и живую силу. Но построить много таких зенитных самоходок немцы не успели. Начиная с октября 1944 года по февраль 1945 года германская промышленность успела выпустить приблизительно 150 бронетранспортёров, вооруженных строенными пушечными установками. Эта удачная ЗСУ появилась слишком поздно и заметного влияния на ход боевых действий не оказала.

Рассказывая о немецких зенитных установках, созданных с использованием авиационных пушек, нельзя не упомянуть 30-мм пушку МК.103, которая входила в число наиболее удачных образцов авиационного вооружения, созданных немецкими конструкторами в годы Второй мировой.

Авиапушка МК.103 была спроектирована компанией Rheinmetall-Borsig AG в 1940 году. Для стрельбы из этого орудия использовался мощный выстрел размерности 30x184 мм. 30-мм пушка МК.103 без боеприпасов весила 145 кг. Масса ящика с лентой на 100 выстрелов – 94 кг. Схема функционирования автоматики смешанная: экстракция гильзы, подача очередного патрона и продвижение ленты происходили за счет короткого отката ствола, а для взведения затвора и отпирания канала ствола использовался отвод пороховых газов. Питание пушки МК 103 осуществлялось из металлической рассыпной ленты длиной 70–125 снарядов. Темп стрельбы – до 420 выстр./мин. Дальность прямого выстрела – 800 метров.

Конструкция оружия достаточно проста и надёжна. Главным недостатком, по мнению советских экспертов, являлись сильные ударные нагрузки при работе автоматики и чрезмерная отдача, что ограничивало использование 30-мм пушек в составе вооружения одномоторных истребителей. По комплексу боевых характеристик МК.103 занимала промежуточное положение между 23-мм авиапушкой ВЯ и 37-мм НС-37.

Бронебойный снаряд массой 455 г, с начальной скоростью 760 м/с на дистанции 300 м мог пробить 32-мм броню. Впоследствии для 30-мм авиационной пушки был создан бронебойно-трассирующий подкалиберный снаряд, который на дистанции 300 м при попадании под углом 60º мог пробить 50-мм броню.


30-мм снаряды для авиационной пушки МК.103

Наиболее действенным при стрельбе по воздушным целям являлся 330 г фугасный снаряд 3 cm M.-Gesch. o. Zerl., содержащий 80 г тротила, и 320 г фугасно-трассирующий 3 cm M.-Gesch. L'spur o. Zerl., снаряженный 71 г флегматизированного гексогена в смеси с алюминиевой пудрой. Для сравнения: в советском 37-мм осколочно-трассирующем снаряде УОР-167 массой 0,732 г, входившем в боекомплект зенитного автомата 61-К, содержалось 37 г тротила. Попадания фугасных 30-мм снарядов в любую часть штурмовика Ил-2 приводили к критическим повреждениям.

Производство МК.103 велось с середины 1942 года до февраля 1945 года и на складах люфтваффе накопилось значительное количество невостребованных 30-мм пушек, что стало причиной использования их в зенитных установках.


На первом этапе, как и в случае с другими авиационными пулемётами и пушками, МК.103 монтировались на кустарно изготовленных зенитных лафетах. Летом 1943 года первые 30-мм пушки были установлены на примитивные и достаточно грубо изготовленные турели. Таким образом наземный персонал люфтваффе пытался усилить противовоздушную оборону аэродромов.

Летом 1943 года фирма Waffenfabrik Mauser AG путём наложения авиационной пушки на станок 20-мм зенитки Flak 38 создала установку 3,0 сm Flak 103/38. Хотя данная зенитка во многом являлась вынужденной импровизацией военного времени, в целом она была весьма удачной.


30-мм зенитная установка 3,0 сm Flak 103/38

По сравнению с 20-мм установкой 2,0 cm Flak 38 новая 30-мм зенитка Flak 103/38 стала тяжелей примерно на 30 %. Масса 3,0 сm Flak 103/38 в транспортном положении составляла 879 кг, после отделения колёсного хода – 619 кг. Согласно экспертным оценкам, эффективность 30-мм зенитной установки возросла примерно в 1,5 раза.

Дальность эффективного огня стала больше на 20 %, но за счёт использования ленточного питания и ящика на 40 снарядов существенно возросла боевая скорострельность. При этом разрушительное действие 30-мм снаряда превосходило 20-мм снаряд примерно в два раза. Таким образом, для сбития бронированного штурмовика или двухдвигательного пикирующего бомбардировщика, как правило, требовалось не более двух-трёх осколочно-трассирующих или одно попадание фугасного снаряда. Так как более тяжелый 30-мм снаряд медленней терял свою энергию, максимальная наклонная дальность стрельбы по воздушным целям составила 5 700 м, досягаемость по высоте – 4 700 м.

Одноствольные зенитные автоматы на базе МК.103 на стандартном лафете 20-мм зенитки 2,0 cm Flak 38 использовались в буксируемом варианте и размещались на различных самоходных шасси. Очень часто зенитные установки 3,0 сm Flak 103/38 устанавливали на австрийские грузовые автомобили Steyr 2000A.


30-мм зенитная установка 3,0 сm Flak 103/38 в кузове грузовика Steyr 2000A

С целью снижения стоимости производства, кабина была выполнена открытой. Для защиты от непогоды над рабочим местом водителя и кузовом на съёмных дугах мог устанавливаться тент. Кроме бронированного щита, расчёт импровизированной зенитной самоходки ничем не был прикрыт от пуль и осколков и был уязвим для них.

30-мм авиационными пушками также вооружали зенитные самоходки, выпускавшиеся на базе лёгких танков чешского производства Pz. Kpfw. 38(t). Внешне эта машина была почти неотличима от ЗСУ Flakpanzer 38(t) с 20-мм автоматической пушкой.

В конце 1944 года по аналогии с 20-мм счетверённой зенитной установкой 2,0 cm Flakvierling 38 была создана 3,0 cm Flakvierling 103/38. Внешне 30-мм счетверённая установка отличалась от 20-мм более длинными и толстыми стволами, снабженными многокамерным дульным тормозом.


Счетверённая 30-мм зенитная установка 3,0 cm Flakvierling 103/38

Относительно счетверённой установки 2,0 cm Flakvierling 38 масса 3,0 cm Flakvierling 103/38 в боевом положении увеличилась примерно на 300 кг. Но рост веса с лихвой компенсировался возросшими боевыми характеристиками. Суммарный темп стрельбы составлял более 1 600 выстр./мин. При использовании бронебойных снарядов в сторону противника летело 12 кг раскаленного металла в секунду.

Командование вермахта возлагало большие надежды на 30-мм счетверённые установки и планировало вооружить ими бронированные зенитные самоходные установки Flakpanzer IV Wirbelwind.

По огневой мощи 30-мм зенитная установка 3,0 cm Flakvierling не имела в то время аналогов и могла представлять серьёзную опасность как для боевых самолетов, действующих на малых высотах, так и для танков.

В общей сложности на немецких и чешских предприятиях было собрано около 500 зенитных установок под патрон 30x184 мм. Ограниченность Германии в ресурсах, непрекращающиеся бомбардировки оборонных заводов и успехи Красной армии не позволили выпустить достаточное количество 30-мм зениток, способное оказать существенное влияние на ход боевых действий.
Автор:
Статьи из этой серии:
Советские авиационные пулемёты и пушки, используемые в ПВО в начальный период Великой Отечественной войны
Суррогатные 7,92-мм зенитные пулемётные установки вооруженных сил Германии в годы Второй мировой
Немецкие суррогатные 13–15-мм зенитные пулемётные установки в годы Второй мировой
52 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. hohol95
    hohol95 18 августа 2022 05:32
    +6
    Именно огонь зенитных орудий погубил большую часть потерянных в 1944–1945 гг. по боевым причинам советских штурмовиков и пикирующих бомбардировщиков.

    Интересно, что по этому поводу писали союзники?
    Или "орды" их истребителей-бомбардировщиков не заметили германские зенитные установки и потери были в размере "статистической погрешности"?
    1. 3x3zsave
      3x3zsave 18 августа 2022 06:40
      -1
      Союзники не делали ставку на фронтовую штурмовую авиацию, общее количество выпущенных ими фронтовых штурмовиков ниже наших потерь Ил-2 за один год войны.
      1. hohol95
        hohol95 18 августа 2022 07:12
        +7
        А великие массы "Харрикейнов", "Тайфунов" и "Темпестов" брошенные на штурмовые действия тылов тевтонцев в расчёт не принимаются?
        1. 3x3zsave
          3x3zsave 18 августа 2022 07:40
          -1
          Не принимаются. Перепиливание истребителя в штурмовик, суть нищебродство и снобизм.
          Концепции фронтовой штурмовой авиации у союзников не существовало.
          1. hohol95
            hohol95 18 августа 2022 07:46
            +9
            А, кто тогда нарушал движение войсковых эшелонов и транспортных колонн?
            Кто довёл простых (и несчастных) военных из Вермахта (и прочих силовых структур ТР) до панического "Немецкого Взгляда"?
          2. Engineer
            Engineer 18 августа 2022 08:11
            +9
            Лучше сказать не было концепции самолета поля боя.
            Концепция использования и тактика применения на поле боя у них была и выскажу крамольную мысль как бы не гибче чем у нас. Офицеры связи в передовых порядках. Прямой вызов дежурной группы в минимальные сроки. И т.д.
            Перепиливание истребителя в штурмовик, суть нищебродство и снобизм.

            ИБ против штурмовика стандартный холивар. Для меня очевидно , что если у кого-то есть Пратт энд Уитни, то ИБ для этого кого-то лучший выбор.
          3. Bongo
            18 августа 2022 09:21
            +10
            Цитата: 3x3zsave
            Не принимаются. Перепиливание истребителя в штурмовик, суть нищебродство и снобизм.
            Концепции фронтовой штурмовой авиации у союзников не существовало.

            Антон, здравствуй! Ты немного утрируешь. Вот статья на эту тему:
            Роль боевой авиации союзников в борьбе с немецкими танками
            https://topwar.ru/96135-rol-boevoy-aviacii-soyuznikov-v-borbe-s-nemeckimi-tankami.html
            1. 3x3zsave
              3x3zsave 18 августа 2022 10:21
              +5
              Привет, Сергей!
              Спасибо, посмотрю!
            2. Mister X
              Mister X 18 августа 2022 14:09
              +7
              Цитата: Bongo
              ,

              hi
              Узнаю руку мастера!
              Теперь я понимаю, почему предыдущая часть была такой краткой wink

              Спасибо за интересный и содержательный рассказ!
          4. Mihaylov
            Mihaylov 18 августа 2022 11:25
            +4
            Цитата: 3x3zsave
            Перепиливание истребителя в штурмовик, суть нищебродство и снобизм.

            Это про FW-190?
            Добрый день Антон! hi
            1. 3x3zsave
              3x3zsave 18 августа 2022 11:49
              +2
              Привет, Сергей!
              Нет, это про Харрикейны, Тайфуны, Темпесты и прочие Мустанги.
              1. Bongo
                18 августа 2022 12:33
                +11
                Вот про "Тайфуны" и "Темпесты" ты зря, эти машины себя вполне оправдывали. Не забывай, что у англичан, да и у американцев была другая тактика. Они как наши Ил-2 и Ил-10 по 5-6 заходов на хорошо защищённую цель не делали.
                Что касается ударных способностей "Мустанга", ты про A-36 Apache/Invader что нибудь знаешь?
                1. volodimer
                  volodimer 18 августа 2022 15:15
                  +4
                  Извиняюсь за офтоп, не пойму как расположены прицелы на этом фото.
                  Один над другим? И зачем вообще их установлено два.
                  1. Гнусный скептик
                    Гнусный скептик 18 августа 2022 16:00
                    +7
                    Один над другим?

                    Вынесены вправо и влево от оси ствола
                    И зачем вообще их установлено два.

                    Ставлю на то, что так использовали оптический эффект бинокулярного зрения (не помню точное название), благодаря чему взгляд стрелка смотрел на прицельную сетку строго по линии ствола.
                    1. volodimer
                      volodimer 18 августа 2022 16:53
                      +5
                      Я ещё в начале подумал, что справа и слева, типа для того, чтобы учитывать с какой стороны атакует самолёт, но вот про эффект бинокля нет.
                      Спасибо! hi
                2. 3x3zsave
                  3x3zsave 18 августа 2022 22:14
                  +2
                  Знаю я про эту модификацию, Сергей. Ограниченная серия в 500 самолетов. Порой не стоит считать меня tупым феодалом.)))
                  1. Bongo
                    20 августа 2022 14:05
                    +4
                    Цитата: 3x3zsave
                    Знаю я про эту модификацию, Сергей. Ограниченная серия в 500 самолетов. Порой не стоит считать меня tупым феодалом.)))

                    Насчёт "феодала" надо подумать, а вот "тупым" я тебя точно никогда не считал. Что касается А-36, то 500 машин - это не так уж и мало, и при правильной тактике применения этот самолёт проявил себя очень хорошо.
                    1. 3x3zsave
                      3x3zsave 20 августа 2022 16:07
                      +2
                      а вот "тупым" я тебя точно никогда не считал.
                      "Чем старше я становлюсь, тем все реже произношу слова "всегда" и "никогда"" (С)
                      1. Bongo
                        20 августа 2022 16:26
                        +2
                        Цитата: 3x3zsave
                        "Чем старше я становлюсь, тем все реже произношу слова "всегда" и "никогда"" (С)

                        Антон, ты конечно на редкость самокритичен, но мы всё же очно знакомы... wink
                      2. 3x3zsave
                        3x3zsave 21 августа 2022 00:42
                        +1
                        Сергей, если я не буду смеяться над собой, то какой я менестрель?
                        "Я Франсуа, чему не рад,
                        Увы, ждет смерть злодея,
                        И сколько весит этот зад,
                        Узнает скоро шея" (С)
          5. АлександрА
            АлександрА 19 августа 2022 03:12
            +5
            Цитата: 3x3zsave
            Концепции фронтовой штурмовой авиации у союзников не существовало.


            "Концепция фронтовой штурмовой авиации" это концепция медлительного и недостаточно маневренного самолёта с двигателем водяного охлаждения спрятанным в тяжелый бронеотсек, по этому слабо вооруженного?

            Такой концепции у союзников не существовало. Если бы у нас в серию пошёл штурмовик Су-6 с мотором воздушного охлаждения М-71 в 1941 г. продемонстрировавший максимальную скорость у земли 510 км/ч, то и в СССР концепция Ил-2 была бы быстро признана ущербной.

            Когда весной 1941 г. удалось убедить Сталина что нельзя прекращать выпуск двигателей воздушного охлаждения на одном из крупнейших советских моторостроительных заводов (завод № 19 в Перми), то встал вопрос выпуск какого перспективного мотора воздушного охлаждения на предприятии наладить: 18 цилиндровой двойной "звезды" М-71 с максимальной мощностью 2000 л.с. (мотор выдержал испытания на 50-часовой ресурс в феврале 1941 г.), или 14 цилиндровой двойной "звезды" М-82 с максимальной мощностью 1700 л.с. (мотор выдержал испытания на 50-часовой ресурс в апреле 1941 года), был выбран мотор М-82. Этот выбор в виду невозможности одновременного крупносерийного выпуска на заводе № 19 моторов серии М-71 и М-82 (в ходе войны на заводе кроме крупносерийного выпуска моторов семейства М-82 так же достаточно крупной серией выпускался 9 цилиндровый М-62ИР) лишил шансов на серийное производство перспективные штурмовики Сухого и истребитель Поликарпова разрабатывавшиеся под мотор М-71.

            Так что извините, нищебродство - это как раз Ил-2, который Ильюшин был вынужден перед войной переделать в одноместный чтобы поднять до приемлемых его ЛТХ и "не мытьём так катанием" пропихнуть в серию. А самолёты с увы не пошедшими в серию советскими "Пратт энд Уитни" М-71/М-71Ф позволили бы не делать ставку на это нищебродство.

            Стоит добавить что пошёл в серию М-82 ("Мотор имел довольно напряженные удельные параметры: его взлетная литровая мощность составляла 41,3 л. с/л, а среднее эффективное давление на том же режиме 15,5 кгс/см², то есть существенно больше, чем у М-71 и М-81"), а не М-71 по совершенно субъективным причинам.
        2. Engineer
          Engineer 18 августа 2022 07:44
          +11
          Просто под штурмовиком принято понимать самолет поля боя. А "штурмовать" можно чем угодно и где угодно. Может возникнуть путаница.
          Вопреки достаточно распространенному мнению, авиация поля боя , то бишь штурмовики, у союзников была. Впервые появилась у англичан в Африке в марте 1943 года. Для этой роли использовался P-40. (Может Харрикейн, источник не под рукой)
          Но союзники действительно больший акцент делали на действия в тылу и удары по коммуникациям. Были специальные командования. Та же Tactical air force.
          Плюс сотни американских пилотов 8-й ВА не то что не участвовали в боях , но даже самолетов противника не видели вообще. От скуки американцы снижались и обстреливали любую цель. И попадали в зону действия МЗА.
    2. Engineer
      Engineer 18 августа 2022 06:46
      +8
      Интересно, что по этому поводу писали союзники?

      Что-то типа такого:
      "зенитки прекрасно замаскированы", "точность огня неприятно поражает"
      1. hohol95
        hohol95 18 августа 2022 07:43
        -1
        "Точность огня поражает..."
        Но потерь у нас нет!
        Про наши Ил-2 много написано, а вот про штурмовые действия авиации союзников известно меньше.
        Вроде бы летали, вроде бы расстреливали эшелоны, транспортные колонны.
        У тевтонцев выработался "Германский взгляд" - взор устремлённый в небо для раннего обнаружения истребителей-бомбардировщиков союзных ВВС!
        Выходит, что германец только и мог противопоставить налётам "Ябо" союзников только "Германский взгляд", а не стволы зениток!
        "Ябо" - Jagdbomber — охотник-бомбардировщик (штурмовик).
        1. Engineer
          Engineer 18 августа 2022 08:03
          +10
          Но потерь у нас нет!

          Зачем вы выдумываете?
          Никто там такого не писал.
          Выходит, что германец только и мог противопоставить налётам "Ябо" союзников только "Германский взгляд", а не стволы зениток!

          Эпизод с противостоянием тайфунов и зениток есть в мемуарах Джонсона.
          Американский ас Габрески был сбит зениткой когда пытался атаковать немецкий самолет на земле.
          а вот про штурмовые действия авиации союзников известно меньше
          .
          Кому известно меньше? Российскому читателю?
          Хотите погрузиться в тему- читайте работы Кристофера Шора. Например эту.
          https://www.amazon.com/2nd-Tactical-Air-Force-Camouflage/dp/1906537011
          По американцам ничего рекомендовать не могу. Не знаю.
          1. hohol95
            hohol95 18 августа 2022 08:40
            +4
            Спасибо. Посмотрю!
            Уинстон Черчиль очень нахваливал "Харрикейн" Мк.2Д. С двумя 40мм орудиями.
            Затем был Мк.2Е.
  2. Konnick
    Konnick 18 августа 2022 05:48
    +6
    Командование вермахта возлагало большие надежды на 30-мм счетверённые установки и планировало вооружить ими бронированные зенитные самоходные установки Flakpanzer IV Wirbelwind.

    Был случай когда эта установка практически уничтожила наступающий пехотный американский батальон. Только малое количество 100 шт, не оказало большого влияния на ход боевых действий. Нашей штурмовой авиации повезло, что эти установки действовали в основном на западном направлении против союзников.
    По мотивам этой установки и была создана легендарная "Шилка".
  3. Сибиряк 66
    Сибиряк 66 18 августа 2022 06:00
    +7
    Эх, нам бы такие в 41-м..
    1. Konnick
      Konnick 18 августа 2022 09:12
      0
      Эх, нам бы такие в 41-м..

      Не всё так плохо было, там где была организована ПВО.
      Эффективно себя показали счетверенные максимы. Особенно досаждали немецким летчикам замаскированные установки, которые внезапно открывали огонь. ...
      из распоряжения немецкого генерала, перехваченного на Калининском фронте
      1. Bongo
        18 августа 2022 09:27
        +6
        Цитата: Konnick
        Эффективно себя показали счетверенные максимы.

        Откровенно говоря, как средство ПВО установка М4 была так себе. Вес для оружия такого калибра являлся чрезмерным, эффективная дальность стрельбы не превышала 500 м, скорострельность для такой массы и габаритов низкая.
        1. Konnick
          Konnick 18 августа 2022 09:34
          -2
          Откровенно говоря

          Откровенно говоря...признания противника ценнее выводов наших горе-историков.
          1. Bongo
            18 августа 2022 12:41
            +5
            Цитата: Konnick
            Откровенно говоря...признания противника ценнее выводов наших горе-историков

            Ну, если слушать противника, то взять Москву немцам помешал "генерал мороз".
            Что касается "горе историков"( не знаю о ком это вы), то не обязательно их слушать. Достаточно самостоятельно сравнить характеристики советской ЗПУ М4 и германской Zwillingssockel 36 , при том, что темп и эффективная дальность стрельбы у них примерно одинаковы. Даже суррогатная строенная установка на базе авиационных пулемётов ПВ-1 была удачней, чем счетверённая М4. Косвенным свидетельством этого является тот факт, что немцы очень охотно использовали трофейные ДШК, но при этом большую часть 7,62-мм счетверённых установок передали финнам. В Финляндии трофейные установки М4 переделывали, избавляясь от водяного охлаждения.
            1. Konnick
              Konnick 18 августа 2022 13:20
              -1
              Ну, если слушать противника, то взять Москву немцам помешал "генерал мороз".

              Приказ генерала люфтваффе Фибига был для внутреннего использования, поэтому достаточно объективен. А игнорировать погодные условия в победе под Москвой просто глупо. Немцы хорошо воевали при активной поддержке авиации, а под Москвой такой поддержки не было в том числе и из-за погоды.
              1. Tucan
                Tucan 19 августа 2022 01:02
                +2
                Цитата: Konnick
                Приказ генерала люфтваффе Фибига был для внутреннего использования, поэтому достаточно объективен.

                Спорный вопрос...Определенные потери счетверенные Максимы немецкой авиации конечно наносили, но эти установки были устаревшими уже на момент принятия на вооружение, и автор в этом абсолютно прав. Что бы немецкий генерал пел, если бы у нас была такая же зенитная артиллерия как у Вермахта?
    2. Bongo
      18 августа 2022 09:23
      +7
      Цитата: Сибиряк 66
      Эх, нам бы такие в 41-м..

      Нам бы в 1941 иметь полностью укомплектованные техникой и вооружением зенитные подразделения. Некомплект 12,7-мм пулемётов ДШК и 37-мм автоматов 61-К составлял до 70%.
      1. Konnick
        Konnick 18 августа 2022 10:06
        +3
        Некомплект 12,7-мм пулемётов ДШК и 37-мм автоматов 61-К составлял до 70%

        Особенно от этого страдал Черноморский флот. Даже приходилось переставлять ДШК с прибывшего после рейда торпедного катера на другой, который готовили к выходу в море.
  4. Морской Кот
    Морской Кот 18 августа 2022 06:18
    +3
    Доброе утро, друзья!

    Сергею спасибо за интересное продолжение интересной статьи. good

    Я тут поковырялся и нашел вот такое интересно фото «MG-151/20 Drilling»



    Подпись под фото -- "...в частях изготавливались полукустарные установки с пушками «MG-151». Всего было переделано около 15 тыс. ТТХ установки: калибр – 20 мм; длина – 1,7 м; длина ствола – 1,1 м; масса одноствольной пушки – 42 кг; скорострельность – 750 выстрелов в минуту; масса снаряда – 115 кг; начальная скорость – 725 м/с; боеприпас – 20х82 мм: боепитание – ленточное в коробках (450 выстрелов на центральный ствол, по 240 на боковые); эффективная дальность стрельбы – 600 м."
    1. Bongo
      18 августа 2022 09:10
      +9
      Цитата: Морской Кот
      Сергею спасибо за интересное продолжение интересной статьи.

      Костя, доброго времени суток!
      Опять ездил за грибами и эта статья вышла в моё отсутствие. request
      Цитата: Морской Кот
      Я тут поковырялся и нашел вот такое интересно фото «MG-151/20 Drilling»

      Я конечно сильно извиняюсь, но на твоём фото - 20-мм зенитная установка 2,0 cm Flak 28 под натрон 20×110 мв в положении для стрельбы по наземным целям, выпускавшаяся в компанией "Эрликон" в Швейцарии. В общей сложности в период с 1940 по 1944 годы фирма «Эрликон» поставила Германии, Италии и Румынии 7013 20-мм автоматов, 14,76 млн. снарядов, 12 520 запасных стволов и 40 000 патронных ящиков. Несколько сотен таких зениток было захвачено немецкими войсками в Бельгии, Голландии и Норвегии.

      Вот постановочное фото, где немецкие военнослужащие имитируют огонь по наземной цели.

      Боевая скорострельность 2,0 cm Flak 28 ввиду невысокого темпа стрельбы и использования коробчатых магазинов на 15 и барабанных на 30 снарядов была относительно не большой, в целом благодаря простой и надёжной конструкции и приемлемым массогабаритным характеристикам это было вполне эффективное оружие, с дальностью действенной стрельбы по воздушным целям — до 1,5 км.

      Такая же установка в положении для стрельбы по воздушным целям
      1. Морской Кот
        Морской Кот 18 августа 2022 16:50
        +4
        Сергей, привет и наилучшие пожелания! smile

        Я всё это взял из -- Всё о Второй мировой
        Исторический, научно-образовательный сайт о Второй мировой войне.
        Зенитные орудия | Германия
        02/05/2017 от Администратор.

        Теперь лишний раз убедился, что не стоит лезть в тему в которой не совсем компетентен, да ещё и лишнее подтверждение о достоверности информации в инете.
        Зато кому-то всё же доставил удовольствие -- вон сколько минусов навтыкали, правда за дело. laughing

        Поклон от меня Ольге. love
  5. Ros 56
    Ros 56 18 августа 2022 06:46
    +5
    Автор забыл учесть фактор значительного уменьшения размеров фронта боевых действий в 1945 г. по сравнению с 1941г. Что в свою очередь привело к увеличению концентрации стволов МЗА, что и приводило увеличению потерь нашей авиации от зенитного огня. В остальном все вроде верно.
    1. 3x3zsave
      3x3zsave 18 августа 2022 06:54
      +1
      А потери МЗА противника в живой силе и технике автор тоже не учитывает?
      1. Ros 56
        Ros 56 18 августа 2022 07:31
        +6
        С этим к автору. hi
    2. Astra wild2
      Astra wild2 18 августа 2022 14:11
      +2
      "от зенитного огня"у них тупо истребителей не хватала
  6. багатур
    багатур 18 августа 2022 10:45
    +4
    Благо, что немци не имели радиокантактни взриватели.... Англосакси не зря именно так устроили погром авиация Японии на Пасифик!
    1. Tucan
      Tucan 18 августа 2022 11:22
      +8
      Цитата: багатур
      Благо, что немци не имели радиокантактни взриватели.... Англосакси не зря именно так устроили погром авиация Японии на Пасифик!

      Что такое "радиоконтактые взрыватели"? Может быть радиолокационные, и какое отношение они имеют к МЗА?
  7. Fitter65
    Fitter65 18 августа 2022 13:30
    +4
    Здравствуйте. Сергей! С этой работой, так и не удосужился прочитать некоторые ваши предыдущие статьи. Ну сегодня вот получилось почитать с удовольствием! good .
  8. Astra wild2
    Astra wild2 18 августа 2022 14:08
    +1
    "немецкие зенитные расчеты"
    В ВОВ на МЗА были расчеты из девушек. По моему ,у нас тоже были "четырехстволки*...
    Кажется в фильме"Александровский сад" такая пушка.
    Кажется,Рудель писал,что советские девушки артиллеристам,были более отважные,чем мужчины
    1. Wildcat
      Wildcat 19 августа 2022 11:33
      +2
      hi
      Кажется, он упоминал об этом при описании боев на Волге.
      Что-то вроде "их огонь был точным, нам говорили, что их расчеты состоят из женщин. Многие перед вылетом говорили "я полетел на свидание с русскими зенитчицами"".
    2. Wildcat
      Wildcat 20 августа 2022 13:03
      +3
      hi
      Нашел по поиску более точную цитату из Руделя: "Когда мы собираемся на дневные вылеты в этот сектор, наши экипажи всегда говорят: «У нас сегодня свидание с этими девушками-зенитчицами». Это ни в коем случае не звучит пренебрежительно, по крайней мере, для тех, кто уже летал в этот сектор и знает, как точно они стреляют."
      1. Astra wild2
        Astra wild2 20 августа 2022 15:19
        +1
        Как бы не звучала фраза.. Суть остаётся:наши девочки воевали с люфтваффе и с танками.
        Ещё маленькой, кадр из какого-то фильма : под Сталинградом девочки,зинитчицы стреляли по танкам и гибли
  9. Wildcat
    Wildcat 19 августа 2022 11:30
    +3
    hi
    Как всегда, отличная статья!
    Конечно интересно, как немцы справлялись с поставками снарядов МЗА для такого количества разных калибров... Но, большое при этом НО, их МЗА была очень эффективной.
    1. Bongo
      20 августа 2022 13:59
      +3
      Цитата: Wildcat
      Как всегда, отличная статья!

      drinks
      Цитата: Wildcat
      Конечно интересно, как немцы справлялись с поставками снарядов МЗА для такого количества разных калибров...

      Легко справлялись, снаряды всех перечисленных калибров в избытке имелись на складах авиационного вооружения.