Атомные подводные лодки проекта 955 «Борей»

2 ноября 1996 года в городе Северодвинске в торжественной обстановке была заложена первая (как в нашей стране, так и в мире) атомная стратегическая подводная лодка, относящаяся к 4-му поколению. Новый подводный ракетоносец стратегического назначения был назван «Юрий Долгорукий». Исследования в области ракетных подводных лодок, относящейся к новому 4-му поколению, начались еще в СССР в 1978 году. Непосредственной разработкой АПЛ проекта 955 (шифр «Борей») занималось ЦКБ «Рубин», главным конструктором по проекту был В. Н. Здорнов. К активным работам приступили в конце 1980-х годов. К этому моменту изменилась и общемировая обстановка, что наложило определенный отпечаток на облик новой подлодки. В частности было решено отказаться от экзотической компоновки и гигантских размеров, которыми обладали ПЛА «Акула», вернувшись к «классической» схеме.

Согласно первоначальным планам новый подводный ракетоносец планировали вооружить ракетным комплексом, созданным «макеевской» фирмой. Основным вооружением лодки должны были стать мощные твердотопливные ракеты «Барк», оснащенные новой системой инерциально-спутникового наведения на цель, что позволило бы значительно улучшить точность стрельбы. Но серия неудачных испытательных пусков ракеты и скудное финансирование заставили конструкторов пересмотреть состав ракетного вооружения ракетоносца. В 1998 году в Московском институте теплотехники (МИТ), который до этого специализировался на проектировании стратегических баллистических твердотопливных ракет наземного базирования (среди которых ракеты «Курьер», «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М»), а также противолодочных ракетных систем (знаменитая «Медведка») была начата работа по созданию абсолютно новой ракетной системы, которая известна как «Булава». Данный комплекс по точности поражения целей и способности преодоления ПРО противника должен превзойти американский аналог – «Трайдент» II.
Атомные подводные лодки проекта 955 «Борей»

Новая морская ракета достаточно сильно унифицирована с состоящей на вооружении РВСН межконтинентальной баллистической ракетой «Тополь-М», не являясь при этом ее прямой модификацией. Существенные различия в особенностях наземного и морского базирования не позволяют разработать универсальную ракету, которая бы в одинаковой степени удовлетворяла требованиям РВСН и ВМФ. Новая ракета морского базирования Р-30 «Булава» по разным данным способна нести от 6 до 10 ядерных блоков индивидуального наведения, которые обладают возможностью маневра по тангажу и рысканию. Общий забрасываемый вес ракеты составляет 1 150 кг. Максимальная дальность пуска составляет 8 000 км, что достаточно для поражения практически всех точек на территории США за исключением юга Калифорнии и Флориды. В то же время во время проведения последнего испытательного запуска ракета преодолела 9 100 км.

Согласно существующим планам по модернизации подводного флота России, РПКСН проекта 955 «Борей» должны стать одним из 4-х типов подводных лодок, которые будут приняты на вооружение. В свое время одной из особенностей советского, а затем и российского флота было использование десятков разнообразных модификаций и типов подводных лодок, что существенно осложняло их ремонт и эксплуатацию.

В настоящее время между Минобороны РФ и ОСК – Объединенной Судостроительной Корпорацией подписан контракт на разработку модифицированной версии РПКСН пр. 955А «Борей». Сумма контракта на разработку лодок составила 39 млрд. рублей. Строительство подводных лодок проекта 955А будет осуществляться в Северодвинске на ПО «Севмаш». Подводные лодки нового проекта будут иметь по 20 БРПЛ «Булава» и усовершенствованный комплекс вычислительных средств.
Атомные подводные лодки проекта 955 «Борей»

История создания и конструктивные особенности

Начиная с конца 80-х годов, подводная лодка проекта 955 проектировалась как двухвальный РПКСН, аналогичный по своей конструкции подводным лодкам серии 667 БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой шахт баллистических ракет под ракетный комплекс «Барк». По данному проекту и была заложена в 1996 году субмарина с заводским номером 201. В 1998 году было принято решение об отказе от БРПЛ «Барк» в пользу создания новой твердотопливной ракеты «Булава», обладающей другими габаритами.

Такое решение привело к перепроектированию подводной лодки. Одновременно с этим стало понятно, что субмарина не сможет быть построена и введена в строй в разумные сроки в условиях сокращения объемов финансирования и распада СССР. Развал СССР привел к прекращению поставок специфических марок металлопроката производства Запорожского Сталелитейного Завода, оказавшегося на территории независимой Украины. При этом при создании лодок было принято решение об использовании заделов по недостроенным подводным лодкам проектов 949А «Антей» и 971 «Щука-Б».
Движение подводной лодки осуществляется при помощи одновальной водометной движительной установки, обладающей пропульсивными качествами.

Аналогично подводным ракетоносцам проекта 971 «Щука-Б», новая подводная лодка имела выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками, а также два откидывающиеся подруливающие устройства, которые повышали ее маневренность. Подводные лодки проекта «Борей» оснащаются системой спасения – всплывающей спасательной камерой, которая может вместить весь экипаж субмарины. Спасательная камера находится в корпусе лодки позади от пусковых установок БРПЛ. Помимо этого на подводном ракетоносце имеется 5 спасательных плотов класса КСУ-600Н-4.
Атомные подводные лодки проекта 955 «Борей»

Корпус подводной лодки проекта 955 «Борей» имеет двухкорпусную конструкцию. Вероятнее всего, прочный корпус лодки выполнен из стали толщиной до 48 мм и показателями предела текучести 100 кгс/кв.мм. Сборка корпуса субмарины производится блочным методом. Оборудование подводной лодки монтируется внутри ее корпуса в амортизационных блоках на специальных амортизаторах, которые являются частью общеконструкционной системы двухкаскадной системы амортизации. Каждый из амортизационных блоков изолирован от корпуса субмарины при помощи резинокордных пневматических амортизаторов. Носовая оконечность ограждения рубки ПЛА изготовлена с наклоном вперед, это сделано с целью улучшения обтекания.

Корпус подводной лодки покрыт специальным резиновым противогидроакустическим покрытием, также в ее конструкции, вероятно, применяются активные средства снижения шума. Согласно словам А. А. Дьячкова, гендиректора ЦКБ «Рубин, подводные лодки проекта 955 «Борей» обладают в 5 раз меньшей шумностью, чем ПЛА проектов 949А «Антей» или 971 «Щука-Б».

Гидроакустическое вооружение подводной лодки представлено МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей» – единым автоматизированным цифровым ГАК, который объединяет в себе как сам ГАК в чистом его понимании (эхопеленгование, шумопеленгование, классификация целей, ГА-связь, обнаружение ГА-сигналов), так и все гидроакустические станции так называемой «малой акустики» (измерение скорости звука, измерение толщины льда, миноискание, обнаружение торпед, поиск полыней и разводий). Предполагается, что дальность действия данного комплекса превзойдет ГАК американских подводных лодок типа «Вирджиния».
Атомные подводные лодки проекта 955 «Борей»

На подводной лодке установлена ядерная энергетическая установка (ЯЭУ), вероятнее всего, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или же аналогичная с мощностью порядка 190 МВт. На реакторе используется система управления и защиты ППУ – «Алиот». По неподтвержденной пока что информации на лодках данного проекта будет установлена ЯЭУ нового поколения. Для движения субмарины задействуется одновальная паровая блочная паротурбинная установка с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9ВМ или аналогичным ему с улучшенной амортизацией и мощностью приблизительно 50 000 л.с.

Для улучшения маневренности подводная лодка проекта 955 «Борей» оснащается 2-мя подруливающими двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160, каждый мощностью по 410 л.с. (по другим данным мощностью в 370 л.с.). Данные электродвигатели находятся в выдвигаемых колонках в кормовой части субмарины.

Основным вооружением лодки являются твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава», созданные Московским Институтом Теплотехники. Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) был создан в ГРЦ им. Макеева (город Миасс). На первых лодках проекта 955 «Борей» будет находиться по 16 БРПЛ «Булава», на лодках проекта 955А их количество будет доведено до 20 единиц.
Атомные подводные лодки проекта 955 «Борей»

Помимо ракет лодка имеет 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (максимальный боезапас 40 торпед, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин). С борта лодки могут применяться торпеды УСЭТ-80 и УГСТ, ракеты ПЛРК «Водопад». Также имеется 6 одноразовых неперезаряжаемых 533-мм пусковых установки РЭПС-324 «Шлагбаум» для запуска средств гидроакустического противодействия, которые расположены в надстройке (аналогично лодкам проекта 971). Боекомплект - 6 самоходных приборов гидроакустического противодействия: МГ-104 «Бросок» или МГ-114 «Берилл».

По состоянию на май 2011 года было известно, что, начиная с 4-го корпуса подлодок проекта 955 «Борей» (условно пр. 09554), будет изменяться форма корпуса лодки, которая станет ближе к изначально задуманному облику субмарин. Вероятно, данные лодки будут строиться без использования задела, который остался от ПЛА пр. 971. В носовых отсеках РПКСН планируется отказаться от двухкорпусности. Наряду с носовыми антеннами ГАК «Иртыш-Амфора» будут использоваться протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты планируется сдвинуть ближе к центру корпуса и сделать их бортовыми. Передние рули глубины собираются переместить на рубку. Количество пусковых шахт планируется довести до 20, с уменьшением размеров проницаемой надстройки в районе шахт. Подвергнется модернизации и энергетическая установка, которая будет унифицирована с другими подлодками 4-го поколения.

ТТХ лодки:

Экипаж – 107 человек (в том числе 55 офицеров);
Длина наибольшая –170 м;
Ширина наибольшая – 13,5 м;
Осадка корпуса средняя – 10 м;
Водоизмещение подводное – 24 000 т;
Водоизмещение надводное – 14 720 т;
Скорость подводного хода – 29 уз;
Скорость надводного хода – 15 уз;
Глубина погружения предельная –480 м;
Глубина погружения рабочая – 400 м;
Автономность плавания – 90 суток;
Вооружение – 16 ПУ ракет Р-30 «Булава», на лодках проекта 955А – 20ПУ, 8х533 торпедных аппаратов.

Источники информации:
-//militaryrussia.ru/blog/topic-338.html
-//vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/TiVOut9801/SuRub/SuRub075.htm
-//ru.wikipedia.org
Автор Юферев Сергей

Рейтинг статьи
39
1

Комментарии

  •   6  
    Аватар Маршал
    Сахалинец (4) RU 17 октября 2012 08:29

    Хороший миротворец. Можно сказать одно из последних наследств СССР.

    •   3  
      Аватар Маршал
      Гражданский (5) RU 17 октября 2012 09:14

      если серия пошла, пора уже разрабатывать замену!

      •   8  
        Аватар Маршал
        Сахалинец (4) RU 17 октября 2012 09:40

        Цитата: Гражданский
        если серия пошла, пора уже разрабатывать замену!


        Разработки скорей всего есть и не мало. Главное сейчас востановить до нормального производственного цикла производство подобных сверх сложных военных объектов. Не секрет ведь, что на флот работали подрядчики почти со всего союза и очень многие элементы производственной системы утеряны и старательно уничтожены. Так что пока не до жиру, главное что сохранена возможность разработки и строительства таких кораблей.

        •   0  
          Аватар Маршал
          alexneg (1) RU 18 октября 2012 00:30

          Вот об этой причине почему-то нытики замалчивают и начинают орать:- "Шеф! Всё пропало! ..." .

        • Комментарий был удален.
  •   -1  
    Аватар
    director RU 17 октября 2012 09:50

    Лодка чудесная , только бы по больше построили. И тогда мокрые штаны у наших потенциальных "друзей" гарантированны. laughing

    •   1  
      Аватар Маршал
      leon-iv (3) RU 17 октября 2012 12:30

      СНВ-3 в него все упирается
      А так заменят БРДМ-мы и будет нам щастье.

      •   0  
        Аватар Генерал армии
        Bronis RU 17 октября 2012 13:20

        Прошу прощения, не совсем понял. Что упирается в СНВ?

        •   0  
          Аватар Маршал
          leon-iv (3) RU 17 октября 2012 14:28

          Количество носителей определенного типа.

          •   4  
            Аватар Генерал армии
            Bronis RU 17 октября 2012 15:31

            Да вроде как не совсем. п.2. ст.2 гласит: "Каждая из Сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений".
            Существуют только общие лимиты, где боезаряды развернуты - не столь принципиально. Развернутые носители - 700 единиц для развернутых МБР, развернутых БРПЛ и развернутых тяжелых бомбардировщиков;

            развернутые боеголовки - 1550 единиц для боезарядов на развернутых МБР, боезарядов на развернутых БРПЛ и ядерных боезарядов, засчитываемых за развернутыми тяжелыми бомбардировщиками;

  •   2  
    Аватар Генерал-майор
    Delta UA 17 октября 2012 10:56

    им бы еще надводную поддержку, да базы

    И снова-таки двухкорпусная архитектура... request

    •   1  
      Аватар
      Snake4 RU 17 октября 2012 12:38

      Судя по последнему абзацу, проектирование всеже переходит постепенно к однокорпусной компоновке (или скорее полуторакорпусной, по аналогии я Ясенем), но видимо полностью перейти в ближайшее время не получится, многие исторические технические решения просто так не перепроектируешь на 1 корпус.
      Вообще в статье описано серьезное изменение первоначального проекта. Боюсь что отказ от унификации всей серии будет снова больным местом и доставит множество проблем в эксплуатации. А первые лодки придется использовать скорее в режиме экспериментальных.

      •   0  
        Аватар Генерал армии
        Bronis RU 17 октября 2012 13:04

        C унификацией, скорее всего, проблемы действительно будут. Но тут нового нет. БДРМ-мы тоже из "Наваги" выросли. И первые лодки 667-го проекта экспериментальными не были - служили все. Так и здесь будет.

      •   0  
        Аватар Генерал армии
        Басарев (3) RU 23 февраля 2014 10:36

        Модернизировали бы лучше Акул и построили в гигантском количестве.Два прочных корпуса и крайне мощные твердотопливные ракеты - это величина.

  •   0  
    Аватар Старший сержант
    iCuD RU 17 октября 2012 11:26

    В частности было решено отказаться от экзотической компоновки и гигантских размеров, которыми обладали ПЛА «Акула», вернувшись к «классической» схеме.

    Эмм.. никто не подскажет почему? А еще желательно плюсы и минусы разных компоновок.

    •   1  
      Аватар Генерал-майор
      Delta UA 17 октября 2012 11:31

      как почему? в статье ж не зря сказано про гигантские размеры. "Акулы" ("Тайфуны") на флоте "водовозками" называли из-за огромных запасов воды, которые те вынуждены были принимать в цистерны для погружения. Имея около 50000 тонн полного водоизмещения такой корабль был слишком заметен. И к тому же не оправдал возложенных надежд, ибо создавался как противовес "Огайо", но на "Огайо" 24 ракеты, а на "Акуле" - 20. И водоизмещение "Огайо" около 19 000 тонн, а потому заметить ее сложнее. Что касается самой компоновки - размещение ракетного отсека за рубкой или перед ней - по-моему особой разницы нет. Но это ИМХО.

    •   0  
      Аватар
      Snake4 RU 17 октября 2012 12:41

      Добавлю еще одну банальность - Акула это ооочень дорого. Сегодня мы не сможем позволить себе такие проекты. да и не нужны они в принципе.
      Стоимость/эффективность у нее гораздо ниже лодок меньшего водоизмещения.

      •   0  
        Аватар
        galeo88 RU 19 октября 2012 11:26

        "Тайфун" строился для гарантированного ответного удара, так как дежурили только подо льдом где её ничем не достать. А вот всплывать из под толстого льда они умели, "Борею" такое не по зубам.

        •   0  
          Аватар Генерал-полковник
          Old_Kapitan (1) UA 23 октября 2012 15:28

          Глупости! В августе 1981-го мы на 667Б К-447 ломали паковый лед и стреляли двумя ракетами в полигон Кура. Так неужели "Борей" не сможет?

  •   1  
    Аватар
    NickitaDembelnulsa RU 17 октября 2012 12:24

    Лодка конечно удачная, приятно видеть как наш флот развивается от Гигантских, шумных, и заметных Акул, к вот таким Бореям.

  •   1  
    Аватар Маршал
    леликас RU 17 октября 2012 14:52

    будет изменяться форма корпуса лодки, которая станет ближе к изначально задуманному облику субмарин. Вероятно, данные лодки будут строиться без использования задела, который остался от ПЛА пр. 971. В носовых отсеках РПКСН планируется отказаться от двухкорпусности. Наряду с носовыми антеннами ГАК «Иртыш-Амфора» будут использоваться протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты планируется сдвинуть ближе к центру корпуса и сделать их бортовыми. Передние рули глубины собираются переместить на рубку. Количество пусковых шахт планируется довести до 20, с уменьшением размеров проницаемой надстройки в районе шахт. Подвергнется модернизации и энергетическая установка- т.е. по сути это уже другой проект выходит laughing

    •   0  
      Аватар Генерал-майор
      altman (1) RU 17 октября 2012 16:40

      у меня сложилось такое же мнение..другой проект, другой профиль..))

  •   0  
    Аватар Майор
    955535 RU 17 октября 2012 17:30

    Собственно Бореями называют заказы, 201, 202, 203, построенные по проекту 955. С заказа 204 начнётся (надеюсь) серия под шифром 955А. Закладка 204 уже состоялась. //stav.kp.ru/daily/25924/2875142/

  •   0  
    Аватар Генерал-полковник
    crambol (1) SU 17 октября 2012 19:51

    обладающей пропульсивными качествами.



    Уважаемые специалисты! А что это такое?

    •   2  
      Аватар Генерал-майор
      Delta UA 17 октября 2012 22:11

      это еще называют - ходкость. Соотношение между мощностью, затрачиваемой при движении судна, его размерами и скоростью. Иначе говоря, способность развивать заданную скорость при минимальной мощности двигателя

      •   0  
        Аватар Генерал-полковник
        crambol (1) SU 17 октября 2012 23:18

        Большое мерси!

  •   0  
    Аватар Генерал армии
    Кэптен45 (4) RU 17 октября 2012 20:49

    Я не спец о подлодкам, но знаю одно -сначала разрабатывают боеприпас, а исходя из его характеристик уже потом оружие.Года четыре тому назад прошла по ТВ информация, что в институте теплотехники в г.Москва цех по производству графитовой нити,которая является главным компонентом теплозащиты головных частей ракет был продан какой-то коммерческой структуре,которая планировала сделать на базе цеха торговый центр.Показывали как выгоняли работников цеха, может кто в курсе, что в конце концов стало с этим цехом? Так вот если всё осталось в руках коммерсов, то о чём может идти речь.Оборонное предприятие продали на основе приватизации разработанной в ЦРУ,а мы о чём-то трендим,какие мы великие и умные. Земля-крестьянам,вода-матросам,заводы-рабочим,ворам-тюрьма!

  •   0  
    Аватар Капитан
    RossMK (1) MD 17 октября 2012 21:24

    Кто бы что бы не говорил, а мне Борей со своей Булавой нравится. Хорошая подлодка и ракета, не смотря на все неудачи, которые были в прошлом.

    •   0  
      Аватар Генерал армии
      Басарев (3) RU 23 февраля 2014 10:45

      Не могу вспомнить - а сколько было в прошлом неудач у Бореев?

  •   0  
    Аватар
    Hard RU 17 октября 2012 21:32

    Скажите пожалуйста, а сколько всего Бореев в планах?

    И Ясеней если можно?

    •   1  
      Аватар
      janri RU 17 октября 2012 22:29

      И зачем Вам это надо?...

    •   1  
      Аватар Генерал-майор
      Delta UA 17 октября 2012 22:58

      цифры разные назывались. Бореев от 8 до 10, Ясеней 6-9

  • Комментарий был удален.
    •   0  
      Аватар Генерал-майор
      пацантрэ (4) RU 28 октября 2012 21:51

      Цитата: Кариш
      "2 ноября 1996 года в городе Северодвинске в торжественной обстановке была заложена первая (как в нашей стране, так и в мире) атомная стратегическая подводная лодка, относящаяся к 4-му поколению"
      К четвёртому поколению относятся Американские *Сивулфы * и *Верджинии * Кторые ходят с 80-х годов. Сейчас в США идут испытания и НИОКР , 5-го поколения.


      А слово "стратегическая" Вам не о чём не говорит?)

  •   0  
    Аватар
    Везучий RU 18 октября 2012 13:11

    Побольше бы таких монстров нам, чтобы спалось спокойней)

  •   0  
    Аватар Майор
    ЯМЗ-238 EU 15 июля 2015 15:49

    И все таки она прекрасна!!!! Эти формы.....а БОЕВОЙ характер....

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


Рамблер.Новости
Картина дня