NASAMS - мобильный ЗРК норвежского производства с ракетами «AMRAAM»

NASAMS - ЗРК средней дальности. Основное предназначение – уничтожение воздушных объектов противника на средних и малых высотах в любых метеорологических условиях. Разработка норвежской компании «Norwegian Kongsberg» и американской «Raytheon». Он создавался для замены ЗРК «Hawk», стоящего на вооружении норвежских ВС.

Проектирование начинается в 1989 году. Разработка проекта окончена к 1993 году, в котором приступили к полигонным испытанием нового ЗРК СД. В 1994 году «NASAMS» становится на вооружение норвежских военно-воздушных сил. С целью снижения себестоимости, при создании «NASAMS» произошла глубокая модернизация имеющихся на вооружении комплексом и систем. Применили унификацию зенитных ракет – использовали ракеты «AMRAAM», относящиеся к классу «воздух-воздух» (AIM-120A), разработанные американской компанией «Hughes Aircraft». Впоследствии к производству ракет присоединилась «Raytheon». А в 1997 году «Hughes Aircraft» вошла с состав «Raytheon».

NASAMS - мобильный ЗРК норвежского производства с ракетами «AMRAAM»



Обнаружением воздушных объектов противника занимается модернизированная радиолокационная трехкоординатная станция «AN/TPQ-36A», управлением огнем комплекса - модернизированная СУО «NOAH». Данное оборудование РЛС и СУО использовались на ЗРК СД «Hawk», серийно выпускавшийся с 1959 года.

NASAMS, разработанный как замена ЗРК «Improved Hawk», предназначался для противодействия маневрирующим аэродинамическим целям на средних высотах. Испытания показали высокую эффективность нового комплекса и возможность противодействия крылатым ракетам. NASAMS становится системой противовоздушной обороны среднего радиуса. Боевые возможности норвежской системы превзошли возможности предшественника «Improved Hawk». Увеличили возможности по сопровождению и поражению целей, снижено время реакции системы и время подготовки системы к применению, за счет применения новых технологий, компактности и мобильности уменьшено количество личного состава боевого расчета. За счет высокой унификации имеет возможность сопряжения с другим оборудованием и системами.

Основная единица – взвод. Один взвод «NASAMS» - 3 ПУ несущие 18 ракет AMRAAM, одна радиолокационная трехкоординатная станция «AN/TPQ-64», один ПУО. Боевая (тактическая) единица – батарея. Одна батарея – 3 взвода – 9 ПУ несущие 54 ракеты, три РЛС, имеющие техническую возможность объединения в единую инфосеть, где одна РЛС может работать как все три РЛС, и три ПУО. На одном из ПУО размещается КП батареи. Он получает ЦУ от вышестоящего штаба и передают на остальные ПУО. Время залпа батареи всем боекомплектом - не более 12 секунд.

NASAMS - мобильный ЗРК норвежского производства с ракетами «AMRAAM»


ЗУР AMRAAM
Управляемая ракета «AMRAAM» имеет нормальную аэродинамическую схему с крестообразными рулями и крылом. ЗУР «AIM-120A» имеет комбинированную систему наведения. На первоначальном участке полета – командно-инерциальное управление, на конечном участке полета – активное радиолокационное самонаведения.

При маневре цели в ПУО подаются на ракету команды по коррекции полета по изменяющимся координатам цели. При отсутствие маневров у цели ЗУР идет в автономном режиме, используя инерциальный блок. Антенна приема команд с ПУО на ЗУР выполнена в сопловом блоке. С антенны сигнал передается в приемник связи командной линии. РЛС самонаведения захватывает цель на расстоянии до 20 километров. После захвата, ракета переходит на режим активного самонаведения. На то время на борт ракеты устанавливают мощную вычислительную машину (тактовая частота 30МГц).
Боевая часть – осколочно-фугасная направленного действия. Взрыватель или контактный, или активный радиолокационный.

Пусковая установка
ПУ выполнено на шасси автомашины с повышенной проходимостью Scania P113. Ракеты все время находятся в ТПК. Они размещены в пакете из 6 ТПК. Для загрузки ракет в ТПК в состав комплекса входит спецмашина заряжания. Для производства залпа ТПК поднимаются на фиксированный вертикальный угол в 30 градусов. При движении, вертикальный угол ТПК равен 0.

NASAMS - мобильный ЗРК норвежского производства с ракетами «AMRAAM»


РЛС «AN/TPQ-64»
AN/TPQ-64 является многофункциональной РЛС. Создана на базе РЛС «AN/TPQ-36A». Возможности – поиск, обнаружение и опознавание до 60 воздушных объектов и наведение на определенные цели до 3 ЗУР. РЛС импульсно-доплеровская с фазированной антенной и встроенным блоком «Mk.XII» определения принадлежности. Работа РЛС – круговое вращение антенны с электронным сканированием. Управление работой осуществляет мощный вычислительный блок ПУО. РЛС создает игольчатую диаграмму направленности с минимальным уровнем боковых лепестков, может сжимать импульсы, проводить селекцию целей и выбирать необходимый сигнал и его мощность.

Характеристики РЛС:
- диапазон – 8-10 ГГц;
- дальность обнаружения до 75 километров;
- дальность обнаружения самолетов (истребитель) до 60 километров.
- азимут – 360 градусов;
- угол места – 60 градусов;
- скорость обзора – 180 град/с;
- точность дальность/азимут/угол места – 30м/0.2гр/0.17гр;
- разрешение дальность/азимут/угол места – 150м/2гр/1.7гр;
- перевод боевое/походное до 10 минут;
- исполнение – буксируемый прицеп.
- дополнительное оборудование – система оптоэлектронного наведения типа «NTAS».

–пункт управления огнем
С РЛС данные (каждые 2 секунды) подаются на ПУО. Он состоит из:
- 2 мощных вычислительных блоков;
- многоцелевого пульта;
- систем индикации;
- систем управления;
- оборудование передачи данных;
- оборудование связи.

Многоцелевой пульт состоит из двух продублированных рабочих мест. Каждое место обеспечено 3 мониторами, два из них показывают воздушно-боевую обстановку, третий показывает состояние готовности всего комплекса.

Живучесть NASAMS
Для обеспечения живучести всего комплекса, пусковые могут рассредоточится от ПУО или РЛС на дальности до 25 километров. Связь между элементами комплекса может поддерживаться как по проводной, так и по беспроводной линии связи. Для обеспечения связи используются коммутационные системы от компании «Thales Communication», построенные на коммутаторе TAS 300.

NASAMS и его модификации
На 2000 год стоимость одного взвода NASAMS была оценена в 14 миллионов долларов. ЗРК СД используется для ПВО авиационных баз Норвегии.

NASAMS II - модификация (модернизация) базового варианта ЗРК СД. Принят на вооружение в 2007 году. Состав 1 батареи – 12 ПУ с 72 ракетами, 8 РЛС, 1 ПУО и 1 машины тактического управления. Пусковые установлены на новых шасси «Bv 206». Комплекс получает улучшенное программное обеспечение, совместим с используемыми системами связи.

NASAMS - мобильный ЗРК норвежского производства с ракетами «AMRAAM»


HUMRAAM – американский аналог для СВ Соединенных Штатов. Проект 559. Для улучшения боевой эффективности и повышения мобильности ТПК с ракетами установили на облегченные шасси с повышенной проходимостью. Первые испытания прошли в 1997 году.

SLAMRAAM – американский вариант для нужд морской пехоты. Разработка «Raytheon». Начало разработки в 1990 годах – программа CLAWS. В 2001 году МП заключает контракт на полноценную разработку комплекса. В 2000 годах ЗРК СД SLAMRAAM разрабатывали, дорабатывали, закрывали и т.д. МП отменил заказ, зато разработка продолжилась для МО США. Комплекс получает обновленную ракету AIM-120C7. Проект закрывают в 2011 году, с возможностью дофинансирования разработки в 2012-2013 годах. Комплексы будут взяты на вооружение для экстренных мер в некотором количестве. Ожидалось, что первые поставки пройдут в 2012 году. ПУ выполнены на шасси машин «HMMWV», используется РЛС «Sentinel».

SLAMRAAM EX – последняя разработка комплекса компанией «Raytheon». Из особенностей – повышенная дальность поражения и использование двух видов ракет для малой дальности и средней дальности соответственно.

Основные характеристики:
- дальность от 2.5 до 40 километров;
- высота цели от 30 метров до 16 километров;
- время реагирования – 10 секунд;
- время разворачивания/сворачивания – 15/3 мин;
- скорость цели до 1000 м/с;
- вес ЗУР – 150.7 килограмм;
- вес БЧ – 22 килограмма;
- длина ЗУР – 3.6 метра;
- диаметр – 17.8 сантиметров;
- скорость ЗУР до 1020 м/с;
- перегрузка до 40 g;
- время наработки – 300 часов.

Источники информации:
http://lenta.ru/news/2011/06/01/slamraam/
http://shooter.com.ua/usilivaya-moshh/726-zenitnyj-raketnyj-kompleks-nasams.html
http://www.strategypage.com/htmw/htada/20110111.aspx
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/slamraam/slamraam.shtml
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. Илюха 17 октября 2012 08:45
    Отличный ЗРК.
    Высокотехнологичный,малогабаритный,ПУ могут находится на расстоянии до 25 км от РЛС,что обеспечивает нанесение удара из самого неожиданного места по приближающимся самолетам.
    Дальность-40 км,потолок-16км.
    Смотришь на С-300/400-просто монстр холодной войны какой-то.Ну да,дальность/потолок в два раза выше. А представляет батарея из себя целую автоколонну в 30-40 огромных машин с кучей радаров обнаружения,подсвета целей,станций наведения и пр.и пр.
    Стоимость нашей батареи-более 100 млн.долл.(на экспорт)
    Стоимость норвежской-14 млн.долл.
    Критерий стоимость/эффективность не за нами.
    Илюха
    1. gregor6549 17 октября 2012 16:58
      Вообще то Вы сравниваете несравнимые вещи. Норвежская система это скорее аналог Тора, чем С300/С400. Все таки 40 км и 300/400 км это две большие разницы Аналоги С300/С400 это варианты американского Пэтриота у которого и габариты и все прочее весьма сходны. Конечно то, что Raytheon пытается "всунуть" свои ракеты, разработанные для авиации, куда только можно, делает ему честь. Бизнес есть бизнес. И это не единственный пример когда авиационные ракеты используются не по своему прямому назначению. Например модификация авиационной ракеты Sparrow (Sea Sparrow) http://en.wikipedia.org/wiki/RIM-7_Sea_Sparrow сейчас активно используется в системах ПВО кораблей. Другой вопрос, что из этого получается. Ответа на этот вопрос пока нет т.к. не было еще реальной боевой обстановки в которой эти ракеты "нетрадиционной ориентации" могли бы доказать или не доказатъ свою состоятельность
      1. почтальон 17 октября 2012 18:01
        Цитата: gregor6549
        это варианты американского Пэтриота у которого и габариты и все прочее весьма сходны

        Очень уж они "весьма" сходны, а в сравнении с С-400 ещепоболее
        почтальон
    2. beard999 17 октября 2012 17:41
      Цитата: Илюха
      А представляет батарея из себя целую автоколонну в 30-40 огромных машин с кучей радаров обнаружения

      Вы сравниваете ЗРК с ЗРС. Разницу понимаете?
      Для примера - в состав системы 35Р6М2 (С-300ПМ) входит до шести (!!!) ЗРК 90Ж6-2, плюс средства входящие в ЗРС (СУ, СТО), а также дополнительно придаваемые средства. При этом, сам по себе, каждый ЗРК включает в свой состав всего 3 типа машин - 1 командный пункт с РПН 30Н6-2, до 12 ПУ 5П85СМ-2, 1 топопривязчик 1Т12-2М. Итого 14 машин.
      И вообще, сравнение систем С-300/400 с ЗРК NASAMS II, никоим образом не корректно. Почему вы его, например, с ЗРК «Бук» не сравниваете? В состав информационно-боевых средств ЗРК NASAMS II входят: 6 РЛС AN/TPQ-64 и 12 ПУ - итого 18 машин, в аналогичный состав средств ЗРК «Бук-М2» входят: 1 КП 9С510, 6 СОУ 9А317, 3 ПЗУ 9А316, 1 СОУ 9С18М1-3, 1 РПН 9С36 - итого 12 машин.
      Цитата: Илюха
      Стоимость нашей батареи-более 100 млн.долл.(на экспорт)

      Во первых, С-300/400 «батареями» не продается (кстати, откуда вы взяли «100 млн. долл. за батарею»? ссылкой поделитесь?). Во вторых, современные модификации этих систем - С-300В4, С-300ПМ, С-400 существенно превосходят NASAMS II по своим боевым возможностям (они, собственно, даже относятся к разным классам ЗРК),естественно и стоят дороже. Сравните системы С-300/400, со стоимостью «Patriot» PAC III (американцы в 2007 г. загнали ОАЭ 36 ПУ (9 батарей по 4 ПУ) за 9 млрд. долл. И как вам такой «критерий стоимость/эффективность»?
      beard999
  2. Delta 17 октября 2012 11:04
    Ну не знаю...стоимость одной ракеты АМРААМ - почти 400 тысяч долларов. Их размещение на самолетах при такой стоимости еще оправдано, а на наземных установках - по-моему нет

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня