Military Review

NASAMS - Norwegian-made mobile air defense system with AMRAAM missiles

3
NASAMS - medium-range air defense missile systems. The main purpose is to destroy enemy air objects at medium and low altitudes in any meteorological conditions. The development of the Norwegian company "Norwegian Kongsberg" and the American "Raytheon". It was created to replace the air defense system "Hawk", which is in service with the Norwegian Armed Forces.

Design starts in 1989. The development of the project is completed by 1993 year, in which they began to test the ground new ZRK SD. In 1994, NASAMS is adopted by the Norwegian Air Force. In order to reduce the cost, the creation of “NASAMS” resulted in a profound modernization of the existing in-service complex and systems. Applied the unification of anti-aircraft missiles - used missiles "AMRAAM", belonging to the class "air-to-air" (AIM-120A), developed by the American company "Hughes Aircraft". Subsequently, Raytheon joined the production of missiles. And in the 1997, Hughes Aircraft came with Raytheon.

NASAMS - Norwegian-made mobile air defense system with AMRAAM missiles


The enemy’s airborne objects are detected by the upgraded radar three-coordinate station AN / TPQ-36A, and the complex’s fire control is upgraded by the NOAH control system. This radar equipment and OMS were used on the “Hawk” SDMS, serially produced from the 1959 of the year.

NASAMS, designed as a replacement for the “Improved Hawk” air defense system, was designed to counter maneuvering aerodynamic targets at medium altitudes. Tests have shown the high efficiency of the new complex and the ability to counter cruise missiles. NASAMS becomes a medium radius air defense system. The combat capabilities of the Norwegian system surpassed the capabilities of the predecessor "Improved Hawk". Increased capabilities for tracking and hitting targets; reduced system response time and system preparation time for use; due to the use of new technologies, compactness and mobility, the number of personnel in the crew was reduced. Due to the high unification has the ability to interface with other equipment and systems.

The main unit is a platoon. One NASAMS platoon - 3 PUs carrying AMRAAM 18 missiles, one AN / TPQ-64 three-coordinate radar station, one PUU. Combat (tactical) unit - the battery. One battery - 3 platoon - 9 PU carrying 54 missiles, three radars, which are technically possible to combine into a single information network, where one radar can operate as all three radars, and three ISFs. On one of the SCP is located the battery KP. He receives the CO from a higher headquarters and transfers him to the rest of the SCP. Battery volley time with all ammunition is no more than 12 seconds.



AMUR AMRAAM
The AMRAAM guided missile has a normal aerodynamic design with cruciform steering wheels and a wing. SAM "AIM-120A" has a combined guidance system. On the initial leg of the flight - command-inertial control, on the final leg of the flight - active radar homing.

When a target maneuvers in the SCP, flight correction teams are sent to the rocket by the changing coordinates of the target. When there are no maneuvers for the target, the missile defense system goes offline using an inertial unit. Antenna receiving commands from the SSP on the SAM is made in the nozzle block. From the antenna, the signal is transmitted to the command line communication receiver. Homing radar captures a target at a distance of 20 kilometers. After capture, the rocket switches to active homing. At that time, a powerful computer was installed on board the rocket (clock frequency 30MHz).
Warhead - high-explosive fragmentation directional action. Fuse or contact, or active radar.

Launcher
The PU is made on the Scania P113 off-road chassis. Rockets are always in the TPK. They are placed in a package of 6 TPK. For loading rockets into the WPK, the complex includes a loading special vehicle. To produce a salvo, TPKs are raised by a fixed vertical angle of 30 degrees. When moving, the vertical angle of the WPC is equal to 0.



Radar "AN / TPQ-64"
AN / TPQ-64 is a multi-function radar. Created on the basis of the radar "AN / TPQ-36A". Opportunities - search, detection and identification of air objects up to 60 and guidance to specific targets before 3 SAM. Radar pulse-Doppler with a phased antenna and a built-in unit "Mk.XII" definition of belonging. Work Radar - circular rotation of the antenna with electronic scanning. Work management is carried out by a powerful computing unit of the SCP. The radar creates a needle-like pattern with a minimum level of side lobes, can compress pulses, select targets and select the desired signal and its power.

Radar specifications:
- range - 8-10 GHz;
- detection range up to 75 kilometers;
- the detection range of aircraft (fighter) to 60 kilometers.
- azimuth - 360 degrees;
- elevation angle - 60 degrees;
- review speed - 180 degrees / s;
- accuracy range / azimuth / elevation angle - 30м / 0.2гр / 0.17гр;
- resolution range / azimuth / elevation angle - 150м / 2гр / 1.7гр;
- translation combat / marching to 10 minutes;
- execution - towed trailer.
- additional equipment - an optoelectronic targeting system of the type “NTAS”.

–– fire control station
Radar data (every 2 seconds) is fed to the SCP. It consists of:
- 2 powerful computing units;
- multipurpose console;
- display systems;
- control systems;
- data transmission equipment;
- communication equipment.

Multi-purpose console consists of two duplicated jobs. Each place is provided with 3 monitors, two of them show the air-combat situation, the third shows the readiness status of the whole complex.

NASAMS Vitality
To ensure the survivability of the entire complex, launchers can be dispersed from the ISF or radar at a distance of 25 kilometers. Communication between the elements of the complex can be maintained both via wired and wireless communication lines. To ensure communication, switching systems from Thales Communication, built on the TAS 300 switch, are used.

NASAMS and its modifications
For 2000, the cost of one NASAMS platoon was estimated at $ 14 million. SAM SD is used for air defense aviation bases in Norway.

NASAMS II - modification (upgrade) of the basic version of the air defense system SD. Adopted in 2007 year. The composition of the 1 battery - 12 PU with 72 missiles, 8 radar, 1 PUU and 1 tactical control machines. Launchers installed on the new chassis "Bv 206". The complex receives improved software, is compatible with the used communication systems.



HUMRAAM is the American counterpart for the SV of the United States. 559 project. To improve combat effectiveness and increase the mobility of missiles, TPCs with missiles were installed on lightweight chassis with increased maneuverability. The first tests took place in 1997.

SLAMRAAM - American version for the needs of the Marine Corps. Developed by Raytheon. The start of development in 1990 is the CLAWS program. In 2001, the MP concludes a contract for the full development of the complex. In 2000, SLAMRAAM CDs were developed, modified, closed, etc. MP canceled the order, but development continued for the US DoD. The complex receives an updated AIM-120C7 rocket. The project is closed in 2011 year, with the possibility of co-financing the development of 2012-2013. The complexes will be used for emergency measures in a certain amount. It was expected that the first deliveries will take place in 2012 year. PU are made on the chassis of the machines "HMMWV", used radar "Sentinel".

SLAMRAAM EX is the latest development of the complex by Raytheon. Of the features - increased range of destruction and the use of two types of missiles for short-range and medium-range, respectively.

Key Features:
- distance from 2.5 to 40 kilometers;
- target height from 30 meters to 16 kilometers;
- response time - 10 seconds;
- time of unfolding / folding - 15 / 3 min;
- target speed up to 1000 m / s;
- Zur weight - 150.7 kilogram;
- The weight of the warhead - 22 kilogram;
- length of missiles - 3.6 meter;
- diameter - 17.8 centimeters;
- speed Zour to 1020 m / s;
- overload to 40 g;
- operating time - 300 hours.

Information sources:
http://lenta.ru/news/2011/06/01/slamraam/
http://shooter.com.ua/usilivaya-moshh/726-zenitnyj-raketnyj-kompleks-nasams.html
http://www.strategypage.com/htmw/htada/20110111.aspx
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/slamraam/slamraam.shtml
Author:
3 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Ilyukha
    Ilyukha 17 October 2012 08: 45
    -2
    Excellent air defense system.
    High-tech, small-sized launchers can be located at a distance of up to 25 km from the radar, which ensures striking from an unexpected place on approaching aircraft.
    Range-40 km, ceiling-16 km.
    You look at the S-300/400 - just some kind of cold war monster. Well, yes, the range / ceiling is twice as high. And the battery is a whole convoy of 30-40 huge cars with a bunch of radar detection, illumination of targets, guidance stations, etc., etc.
    The cost of our battery is more than $ 100 million (for export)
    The cost of the Norwegian is $ 14 million.
    The cost / performance criterion is not ours.
    1. gregor6549
      gregor6549 17 October 2012 16: 58
      +4
      Generally, you are comparing incomparable things. The Norwegian system is more analogous to Thor than C300 / C400. All the same, 40 km and 300/400 km are two big differences. Analogs of the C300 / C400 are variants of the American Patriot, whose dimensions and everything else are very similar. Of course it does him credit that Raytheon is trying to stick its aviation-designed missiles wherever possible. Business is business. And this is not the only example when aircraft missiles are used for other than their intended purpose. For example, a modification of the Sparrow (Sea Sparrow) aircraft missile http://en.wikipedia.org/wiki/RIM-7_Sea_Sparrow is now actively used in air defense systems of ships. Another question is what comes out of this. There is no answer to this question yet. there has not yet been a real combat situation in which these "unconventional" missiles could prove or not prove their worth
      1. postman
        postman 17 October 2012 18: 01
        +1
        Quote: gregor6549
        these are variants of the American Patriot whose dimensions and everything else are very similar

        They are very much "very" similar, and in comparison with the S-400 they are even more
    2. beard999
      beard999 17 October 2012 17: 41
      +4
      Quote: Ilyukha
      And the battery is a whole convoy of 30-40 huge cars with a bunch of detection radars

      You compare air defense systems with air defense systems. Do you understand the difference?
      For example, the 35R6M2 (S-300PM) system includes up to six (!!!) SAM 90ZH6-2, plus the funds included in the SAM (SU, STO), as well as additional attached funds. At the same time, by itself, each air defense system includes only 3 types of vehicles - 1 command post with RPN 30N6-2, up to 12 launchers 5P85SM-2, 1 top loader 1T12-2M. Total 14 cars.
      In general, comparing S-300/400 systems with NASAMS II air defense systems is by no means correct. Why don't you compare him, for example, with Buk air defense systems? The composition of information and combat means of the NASAMS II air defense system includes: 6 AN / TPQ-64 radars and 12 launchers - a total of 18 vehicles, the analogous composition of Buk-M2 air defense systems includes: 1 KP 9S510, 6 SOU 9A317, 3 ROM 9A316, 1 SOU 9S18M1-3, 1 RPN 9S36 - a total of 12 vehicles.
      Quote: Ilyukha
      The cost of our battery is more than $ 100 million (for export)

      Firstly, the S-300/400 is not for sale by “batteries” (by the way, where did you get “$ 100 million for the battery”? Share the link?). Secondly, modern modifications of these systems - S-300B4, S-300PM, S-400 significantly surpass NASAMS II in their combat capabilities (they, in fact, even belong to different classes of air defense systems), naturally and cost more. Compare the S-300/400 systems with the Patriot PAC III cost (Americans in 2007 drove the UAE 36 PUs (9 batteries of 4 PUs) for $ 9 billion. And how do you like this “cost / performance criterion”?
  2. Delta
    Delta 17 October 2012 11: 04
    0
    Well, I don’t know ... the cost of one AMRAAM rocket is almost 400 thousand dollars. Their placement on airplanes at such a cost is still justified, but on land installations - in my opinion not

NASAMS - мобильный ЗРК норвежского производства с ракетами «AMRAAM»

NASAMS - ЗРК средней дальности. Основное предназначение – уничтожение воздушных объектов противника на средних и малых высотах в любых метеорологических условиях. Разработка норвежской компании «Norwegian Kongsberg» и американской «Raytheon». Он создавался для замены ЗРК «Hawk», стоящего на вооружении норвежских ВС.

Проектирование начинается в 1989 году. Разработка проекта окончена к 1993 году, в котором приступили к полигонным испытанием нового ЗРК СД. В 1994 году «NASAMS» становится на вооружение норвежских военно-воздушных сил. С целью снижения себестоимости, при создании «NASAMS» произошла глубокая модернизация имеющихся на вооружении комплексом и систем. Применили унификацию зенитных ракет – использовали ракеты «AMRAAM», относящиеся к классу «воздух-воздух» (AIM-120A), разработанные американской компанией «Hughes Aircraft». Впоследствии к производству ракет присоединилась «Raytheon». А в 1997 году «Hughes Aircraft» вошла с состав «Raytheon».

NASAMS - мобильный ЗРК норвежского производства с ракетами «AMRAAM»



Обнаружением воздушных объектов противника занимается модернизированная радиолокационная трехкоординатная станция «AN/TPQ-36A», управлением огнем комплекса - модернизированная СУО «NOAH». Данное оборудование РЛС и СУО использовались на ЗРК СД «Hawk», серийно выпускавшийся с 1959 года.

NASAMS, разработанный как замена ЗРК «Improved Hawk», предназначался для противодействия маневрирующим аэродинамическим целям на средних высотах. Испытания показали высокую эффективность нового комплекса и возможность противодействия крылатым ракетам. NASAMS становится системой противовоздушной обороны среднего радиуса. Боевые возможности норвежской системы превзошли возможности предшественника «Improved Hawk». Увеличили возможности по сопровождению и поражению целей, снижено время реакции системы и время подготовки системы к применению, за счет применения новых технологий, компактности и мобильности уменьшено количество личного состава боевого расчета. За счет высокой унификации имеет возможность сопряжения с другим оборудованием и системами.

Основная единица – взвод. Один взвод «NASAMS» - 3 ПУ несущие 18 ракет AMRAAM, одна радиолокационная трехкоординатная станция «AN/TPQ-64», один ПУО. Боевая (тактическая) единица – батарея. Одна батарея – 3 взвода – 9 ПУ несущие 54 ракеты, три РЛС, имеющие техническую возможность объединения в единую инфосеть, где одна РЛС может работать как все три РЛС, и три ПУО. На одном из ПУО размещается КП батареи. Он получает ЦУ от вышестоящего штаба и передают на остальные ПУО. Время залпа батареи всем боекомплектом - не более 12 секунд.

NASAMS - мобильный ЗРК норвежского производства с ракетами «AMRAAM»


ЗУР AMRAAM
Управляемая ракета «AMRAAM» имеет нормальную аэродинамическую схему с крестообразными рулями и крылом. ЗУР «AIM-120A» имеет комбинированную систему наведения. На первоначальном участке полета – командно-инерциальное управление, на конечном участке полета – активное радиолокационное самонаведения.

При маневре цели в ПУО подаются на ракету команды по коррекции полета по изменяющимся координатам цели. При отсутствие маневров у цели ЗУР идет в автономном режиме, используя инерциальный блок. Антенна приема команд с ПУО на ЗУР выполнена в сопловом блоке. С антенны сигнал передается в приемник связи командной линии. РЛС самонаведения захватывает цель на расстоянии до 20 километров. После захвата, ракета переходит на режим активного самонаведения. На то время на борт ракеты устанавливают мощную вычислительную машину (тактовая частота 30МГц).
Боевая часть – осколочно-фугасная направленного действия. Взрыватель или контактный, или активный радиолокационный.

Пусковая установка
ПУ выполнено на шасси автомашины с повышенной проходимостью Scania P113. Ракеты все время находятся в ТПК. Они размещены в пакете из 6 ТПК. Для загрузки ракет в ТПК в состав комплекса входит спецмашина заряжания. Для производства залпа ТПК поднимаются на фиксированный вертикальный угол в 30 градусов. При движении, вертикальный угол ТПК равен 0.

NASAMS - мобильный ЗРК норвежского производства с ракетами «AMRAAM»


РЛС «AN/TPQ-64»
AN/TPQ-64 является многофункциональной РЛС. Создана на базе РЛС «AN/TPQ-36A». Возможности – поиск, обнаружение и опознавание до 60 воздушных объектов и наведение на определенные цели до 3 ЗУР. РЛС импульсно-доплеровская с фазированной антенной и встроенным блоком «Mk.XII» определения принадлежности. Работа РЛС – круговое вращение антенны с электронным сканированием. Управление работой осуществляет мощный вычислительный блок ПУО. РЛС создает игольчатую диаграмму направленности с минимальным уровнем боковых лепестков, может сжимать импульсы, проводить селекцию целей и выбирать необходимый сигнал и его мощность.

Характеристики РЛС:
- диапазон – 8-10 ГГц;
- дальность обнаружения до 75 километров;
- дальность обнаружения самолетов (истребитель) до 60 километров.
- азимут – 360 градусов;
- угол места – 60 градусов;
- скорость обзора – 180 град/с;
- точность дальность/азимут/угол места – 30м/0.2гр/0.17гр;
- разрешение дальность/азимут/угол места – 150м/2гр/1.7гр;
- перевод боевое/походное до 10 минут;
- исполнение – буксируемый прицеп.
- дополнительное оборудование – система оптоэлектронного наведения типа «NTAS».

–пункт управления огнем
С РЛС данные (каждые 2 секунды) подаются на ПУО. Он состоит из:
- 2 мощных вычислительных блоков;
- многоцелевого пульта;
- систем индикации;
- систем управления;
- оборудование передачи данных;
- оборудование связи.

Многоцелевой пульт состоит из двух продублированных рабочих мест. Каждое место обеспечено 3 мониторами, два из них показывают воздушно-боевую обстановку, третий показывает состояние готовности всего комплекса.

Живучесть NASAMS
Для обеспечения живучести всего комплекса, пусковые могут рассредоточится от ПУО или РЛС на дальности до 25 километров. Связь между элементами комплекса может поддерживаться как по проводной, так и по беспроводной линии связи. Для обеспечения связи используются коммутационные системы от компании «Thales Communication», построенные на коммутаторе TAS 300.

NASAMS и его модификации
На 2000 год стоимость одного взвода NASAMS была оценена в 14 миллионов долларов. ЗРК СД используется для ПВО авиационных баз Норвегии.

NASAMS II - модификация (модернизация) базового варианта ЗРК СД. Принят на вооружение в 2007 году. Состав 1 батареи – 12 ПУ с 72 ракетами, 8 РЛС, 1 ПУО и 1 машины тактического управления. Пусковые установлены на новых шасси «Bv 206». Комплекс получает улучшенное программное обеспечение, совместим с используемыми системами связи.

NASAMS - мобильный ЗРК норвежского производства с ракетами «AMRAAM»


HUMRAAM – американский аналог для СВ Соединенных Штатов. Проект 559. Для улучшения боевой эффективности и повышения мобильности ТПК с ракетами установили на облегченные шасси с повышенной проходимостью. Первые испытания прошли в 1997 году.

SLAMRAAM – американский вариант для нужд морской пехоты. Разработка «Raytheon». Начало разработки в 1990 годах – программа CLAWS. В 2001 году МП заключает контракт на полноценную разработку комплекса. В 2000 годах ЗРК СД SLAMRAAM разрабатывали, дорабатывали, закрывали и т.д. МП отменил заказ, зато разработка продолжилась для МО США. Комплекс получает обновленную ракету AIM-120C7. Проект закрывают в 2011 году, с возможностью дофинансирования разработки в 2012-2013 годах. Комплексы будут взяты на вооружение для экстренных мер в некотором количестве. Ожидалось, что первые поставки пройдут в 2012 году. ПУ выполнены на шасси машин «HMMWV», используется РЛС «Sentinel».

SLAMRAAM EX – последняя разработка комплекса компанией «Raytheon». Из особенностей – повышенная дальность поражения и использование двух видов ракет для малой дальности и средней дальности соответственно.

Основные характеристики:
- дальность от 2.5 до 40 километров;
- высота цели от 30 метров до 16 километров;
- время реагирования – 10 секунд;
- время разворачивания/сворачивания – 15/3 мин;
- скорость цели до 1000 м/с;
- вес ЗУР – 150.7 килограмм;
- вес БЧ – 22 килограмма;
- длина ЗУР – 3.6 метра;
- диаметр – 17.8 сантиметров;
- скорость ЗУР до 1020 м/с;
- перегрузка до 40 g;
- время наработки – 300 часов.

Источники информации:
http://lenta.ru/news/2011/06/01/slamraam/
http://shooter.com.ua/usilivaya-moshh/726-zenitnyj-raketnyj-kompleks-nasams.html
http://www.strategypage.com/htmw/htada/20110111.aspx
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/slamraam/slamraam.shtml
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. Илюха 17 октября 2012 08:45
    Отличный ЗРК.
    Высокотехнологичный,малогабаритный,ПУ могут находится на расстоянии до 25 км от РЛС,что обеспечивает нанесение удара из самого неожиданного места по приближающимся самолетам.
    Дальность-40 км,потолок-16км.
    Смотришь на С-300/400-просто монстр холодной войны какой-то.Ну да,дальность/потолок в два раза выше. А представляет батарея из себя целую автоколонну в 30-40 огромных машин с кучей радаров обнаружения,подсвета целей,станций наведения и пр.и пр.
    Стоимость нашей батареи-более 100 млн.долл.(на экспорт)
    Стоимость норвежской-14 млн.долл.
    Критерий стоимость/эффективность не за нами.
    Илюха
    1. gregor6549 17 октября 2012 16:58
      Вообще то Вы сравниваете несравнимые вещи. Норвежская система это скорее аналог Тора, чем С300/С400. Все таки 40 км и 300/400 км это две большие разницы Аналоги С300/С400 это варианты американского Пэтриота у которого и габариты и все прочее весьма сходны. Конечно то, что Raytheon пытается "всунуть" свои ракеты, разработанные для авиации, куда только можно, делает ему честь. Бизнес есть бизнес. И это не единственный пример когда авиационные ракеты используются не по своему прямому назначению. Например модификация авиационной ракеты Sparrow (Sea Sparrow) http://en.wikipedia.org/wiki/RIM-7_Sea_Sparrow сейчас активно используется в системах ПВО кораблей. Другой вопрос, что из этого получается. Ответа на этот вопрос пока нет т.к. не было еще реальной боевой обстановки в которой эти ракеты "нетрадиционной ориентации" могли бы доказать или не доказатъ свою состоятельность
      1. почтальон 17 октября 2012 18:01
        Цитата: gregor6549
        это варианты американского Пэтриота у которого и габариты и все прочее весьма сходны

        Очень уж они "весьма" сходны, а в сравнении с С-400 ещепоболее
        почтальон
    2. beard999 17 октября 2012 17:41
      Цитата: Илюха
      А представляет батарея из себя целую автоколонну в 30-40 огромных машин с кучей радаров обнаружения

      Вы сравниваете ЗРК с ЗРС. Разницу понимаете?
      Для примера - в состав системы 35Р6М2 (С-300ПМ) входит до шести (!!!) ЗРК 90Ж6-2, плюс средства входящие в ЗРС (СУ, СТО), а также дополнительно придаваемые средства. При этом, сам по себе, каждый ЗРК включает в свой состав всего 3 типа машин - 1 командный пункт с РПН 30Н6-2, до 12 ПУ 5П85СМ-2, 1 топопривязчик 1Т12-2М. Итого 14 машин.
      И вообще, сравнение систем С-300/400 с ЗРК NASAMS II, никоим образом не корректно. Почему вы его, например, с ЗРК «Бук» не сравниваете? В состав информационно-боевых средств ЗРК NASAMS II входят: 6 РЛС AN/TPQ-64 и 12 ПУ - итого 18 машин, в аналогичный состав средств ЗРК «Бук-М2» входят: 1 КП 9С510, 6 СОУ 9А317, 3 ПЗУ 9А316, 1 СОУ 9С18М1-3, 1 РПН 9С36 - итого 12 машин.
      Цитата: Илюха
      Стоимость нашей батареи-более 100 млн.долл.(на экспорт)

      Во первых, С-300/400 «батареями» не продается (кстати, откуда вы взяли «100 млн. долл. за батарею»? ссылкой поделитесь?). Во вторых, современные модификации этих систем - С-300В4, С-300ПМ, С-400 существенно превосходят NASAMS II по своим боевым возможностям (они, собственно, даже относятся к разным классам ЗРК),естественно и стоят дороже. Сравните системы С-300/400, со стоимостью «Patriot» PAC III (американцы в 2007 г. загнали ОАЭ 36 ПУ (9 батарей по 4 ПУ) за 9 млрд. долл. И как вам такой «критерий стоимость/эффективность»?
      beard999
  2. Delta 17 октября 2012 11:04
    Ну не знаю...стоимость одной ракеты АМРААМ - почти 400 тысяч долларов. Их размещение на самолетах при такой стоимости еще оправдано, а на наземных установках - по-моему нет

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня