Military Review

"Hidden vessel" Nikonova EP

5
The first archival confirmation of the construction of submarines in Russia dates back to 1718, when the carpenter Nikonov Yefim, a native of the Pokrovskoye village near Moscow, gave Peter I a plea with the proposal:
"... for the military occasion, he will make an acceptable vessel for the enemies, who, in quiet time, will break ships at least ten, or twenty at sea. For a sample, that ship will make a sample, how many guns will it have, under the loss of his stomach, if will not please. "

Nikonov in January 1720 showed in his fairy tale: "A ship can do this and it will be hidden in the water and come under the warship (you can act with instruments in calm weather and you can deploy and saw everything) commanded to make nowadays a model in moderation, which would pododit a ship at sea, but for the testimony of testing in the river. "

"Hidden vessel" Nikonova EP
Estimated view of the ship-model (reconstruction)


Peter I (probably during his trip to England, he learned something about the work of Van Drebel, who built a submarine for 1620 passengers and 8 rowers in 12 year), became interested in Nikonov’s proposal, giving him the opportunity to create a model in the Galerny yard - " exemplary vessel. " Nikonov was given the title of "the secret vessel of the master model" and was assigned a salary of 40 rubles per year. In 1720, work began on the model, which ended in 1721. The model was tested in the presence of Peter I. After the tests, Nikonov was ordered to start building a "hidden fire vessel of a large hull."

In the autumn of 1724, in the presence of Peter I, the ship was tested at the Galerny yard. However, when the vessel was launched into the water, the bottom was damaged, after which it did not act and was pulled ashore. Despite this, the 18 of December 1724, the Admiralty Board, decided to complete the construction of the vessel, highlighting everything needed for this. According to this decision, at the end of the work, Nikonov was to submit a report to the College. In 1725, the ship’s repeated tests were carried out without a king. However, all three launches were unsuccessful because the “secret vessel” did not work due to damage and leakage. Catherine I in September 1725 of the year, having received a report from the Admiralty firm, ordered "without any delay" to make a new vessel. The last tests were carried out in 1727 year. The decision of the Admiralty-College Nikonov in 1728 year was demoted to the admiralty workers and exiled to Astrakhan, because in ten years not only could not make the ship, according to the presented model, but also "by the tests this was not very valid." Hidden "from someone else's eye" "Nikonov's" hidden ship "rotted in the barn.

Reconstruction version of the "secret vessel" Nikonov


With great uncertainty, since neither the drawings nor the descriptions for this vessel have survived, it can be assumed that the submarine Nikonov was barrel-shaped. The basis for such a conclusion could be the attraction of the assembly of barrels to the vessel’s vessel, as well as the requirement to issue “fifteen iron strips two inches wide and two quarters wide”, possibly for the manufacture of hoops that tightened the submarine’s wooden hull. The bow section had the architecture of a surface ship, the stern was equipped with a rudder. The cabin on the upper deck was equipped with hermetic sight glasses. The oars served as mover, the crew consisted of 4 people. For testing, 50 candles were released, which is equal to 10-12 hours of the vessel being under water.

The list of cases of the Ober-Sarvayerskoy office at the Admiralty-Collegiums in the archive is the case filed by 31.01.1720 No. 54, which refers to the construction of Efim Prokofiev native of the village of Pokrovsky “the secret ship of the model” and also the issue for the construction of forests, various supplies and materials. A selective list of materials, as well as their quantity, allows reconstructing the size of the vessel and restoring the operating principle of the immersion and ascent system. This list included: saw blades, pine, 3 length, planted (1 plantation - 2130 mm) - 60 pcs. (120 feet); beef lard for impregnation of boards - 2 pud (1 pud - 16 kg.); canvas - 40 arshin; lard for body pitch - 4 pud; bhot skin (made from seal skins) black - 3 pcs .; canvas - 20 arshin; copper pot; copper pipe - one; copper wire - 3 pound (1 pound - 440 g.); tin boards with 500 holes 1 foot width and 2 foot length - 10 pcs. Based on this, it can be assumed that the width (diameter) of the vessel was about 2,1-2,15 m, length - 6,0-6,4 m.

The dive / ascent system probably worked as follows. During the opening of the constipation of the receiving kingston, the outboard water flowed into the lower part of the tank, the main ballast. As it was filled with water, the air was forced out into the compartment through the vent pipes on the roof of the tank. The pressure in the compartment increased slightly, reducing the difference with outboard pressure. The small total area of ​​"hair" through holes in tin boards made it possible to fill evenly along the length at moderate speed. Reception Kingston when going submerged was closed. After removing the air bubbles from the tank, the ventilation pipes overlapped. The vessel, being in a suspended state under water, made evolutions when rowing with oars.

During the pumping of water with a drain pump, the weight of the boat decreased and it floated. The valves on the central ventilation pipe and the drain pipe during operation of the pump were open. Observation of the passage of the water's edge led through the windows in the wheelhouse.

To get out of the ship in order to damage the enemy ships, Nikonov proposed to equip the ship with diving suits: “To navigate ships, you need to make two leather jackets with pants for each person and two for each head on the upholstered or sheathed leather barrel. eye to make the windows by killing lead wells. In addition, sand or lead should be tied to the back for the load according to the proportion. And if this is done correctly, then you need to make special tools for the action of ignition and turning of the ships. "

In addition, it was assumed that the ship would be armed with "fiery" (incendiary) pipes, in connection with which it was necessary for Nikonov to "Send prometory to the Main Artillery and demand that the hidden vessel be given out ten tubes of copper filled with gunpowder and salitroyu smeared."

Creator - Nikonov E.P.
The construction plant - St. Petersburg Galerny yard;
Construction time - 1721-1725 years;
Number of ships - 1;
Main technical characteristics:
Length - about 6,4 m;
Width - about 2,15 m;
Body height - 2,15 m (without felling);
Architectural and constructive type - single case;
Immersion depth - to 5 m;
Case material - wood, leather
Crew - 4 person;
Type propulsion - oars;
Armament - diver and incendiary armament;
Surveillance equipment - portholes in the cabin
5 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. borisst64
    borisst64 17 October 2012 11: 37
    +2
    Akin to a Lenardo da Vinci helicopter, an idea from the future, but technology does not allow it.
  2. omsbon
    omsbon 17 October 2012 14: 03
    +3
    A barrel-shaped submarine model (first picture) is exhibited in Sestroretsk near St. Petersburg. In general, an extremely interesting idea, for about an hour I examined the model from all sides and did not believe that it was invented in 1720.
    I hope that the land of Russia will not fade away with talented nuggets !
  3. Kir
    Kir 17 October 2012 16: 08
    +2
    Article plus, but found it necessary to slightly correct or supplement the author
    1pood = 40lbs. = 16,380496kg
    1seed = 3arch = 7ft = 2,133600m
    from which, accordingly, an increase in the mass of dimensions, although not significant, follows.
  4. omsbon
    omsbon 17 October 2012 19: 28
    +1
    Documentary evidence
  5. Alan
    Alan 17 October 2012 21: 28
    0
    I still read a good book on the history of diving in childhood. Article from there)))

"Потаенное судно" Никонова Е.П.

Первое архивное подтверждение постройки в России подводных лодок относится к 1718 г., когда плотник Никонов Ефим, уроженец подмосковного села Покровское, подал Петру I челобитную с предложением:
"... к военному случаю сделает он на неприятелей угодное судно, которым в тихое время, на море будет разбивать корабли, хоть десять, или двадцать. Для пробы тому судну сделает образец, сколько будет на нем пушек, под потерянием живота своего, если будет не угодно".

Никонов в январе 1720 года в своей сказке показал: "Судно оное сделать может и в воде потаено будет и подойти под самое дно под военный корабль (точно действовать инструментами в нем в тихую погоду и можно все развертывать и распиловывать), и для подлинного свидетельства ему повелеть сделать ныне модель не в меру, которым бы подойтить под корабль в море, но ради показания испытания в реке".

"Потаенное судно" Никонова Е.П.
Предполагаемый вид судна-модели (реконструкция)



Петр I (вероятно, что во время поездки в Англию он что-то узнал о работах Ван-Дребеля, который построил в 1620 году подводную лодку на 8 пассажиров и 12 гребцов) заинтересовался предложением Никонова, предоставив ему возможность создать на Галерном дворе модель – "образцовое судно". Никонову присвоили звание "потаенного судна модели мастер" и назначили жалование 40 рублей в год. В 1720 году были начаты работы над моделью, которые закончились в 1721 году. Модель испытывалась в присутствии Петра I. После испытаний Никонову приказали приступить к постройке "потаенного огненного судна большого корпуса".

На Галерном дворе осенью 1724 года в присутствии Петра I проходили испытания судна. Однако при спуске в воду у судна было повреждено дно, после чего оно не действовало и было вытянуто на берег. Несмотря на это 18 декабря 1724 года Адмиралтейств-Коллегия вынесла решение достроить данное судно, выделив все необходимое для этого. Согласно данному решению, Никонов по окончании работ должен был представить в Коллегию рапорт. В 1725 году повторные испытания судна проводились уже без царя. Однако все три спуска на воду были неудачными поскольку "потаенное судно " не действовало из-за повреждений и течи. Екатерина I в сентябре 1725 года, получив донесение Адмиралтейской конторы, приказала "без всякого замедления" сделать новое судно. Последние испытания были проведены в 1727 году. Решением Адмиралтейств-Коллегии Никонов в 1728 году был разжалован в адмиралтейские работники и сослан в Астрахань, так как за десять лет не только не смог сделать судно, согласно представленной модели но и "по пробам оная явилась весьма не действительна". Спрятано "от чужого глазу" "потаенное судно" Никонова сгнило в сарае.

"Потаенное судно" Никонова Е.П.
Реконструкция варианта "потаенного судна" Никонова


С большой неопределенностью, поскольку ни чертежей, ни описаний по данному судну не сохранилось, можно предположить, что подлодка Никонова имела бочкообразную форму. Основанием к такому выводу может служить привлечение к сборке судна бочаров, а также требование о выдаче "пятнадцати железных полос шириной в два дюйма и две четверти", возможно, для изготовления обручей, которые стягивали деревянный корпус подводной лодки. Носовая часть имела архитектуру надводного корабля, кормовая была оснащена рулем. Рубка на верхней палубе оборудовалась герметичными смотровыми стеклами. Движителем служили весла, экипаж состоял из 4-х человек. Для испытаний отпустили 50 свечей, что равняется 10-12 часам нахождения судна под водой.

В перечне дел обер-сарвайерской конторы при Адмиралтейств-Коллегий в архиве, есть заведенное 31.01.1720 дело № 54, в котором говорится о постройке Ефимом Прокофьевым уроженцем села Покровского «потаенного судна модели» а также о выдаче для постройки лесов, различных припасов и материалов. Выборочный перечень материалов, а также их количество позволяют реконструировать размеры судна и восстановить принцип действия системы погружения и всплытия. В данный перечень входили: доски пильные сосновые длиной 3 сажени (1 сажень – 2130 мм) – 60 шт. (120 футов); сало говяжье для пропитки досок – 2 пуда (1 пуд - 16 кг.); холст – 40 аршин; сало для осмоления корпуса - 4 пуда; кожи бхотные (изготовлялись из тюленьих шкур) черные - 3 шт.; полотно - 20 аршин; медный котел; труба медная - одна; проволока медная - 3 фунта (1 фунт - 440 г.); доски оловянные с 500 отверстиями шириной 1 фут и длиной 2 фута - 10 шт. Исходя из этого, можно предположить, что ширина (диаметр) судна составляла около 2,1-2,15 м, длина - 6,0-6,4 м.

Система погружения/всплытия, вероятно, работала следующим образом. Во время открытия запора приемного кингстона, в нижнюю часть емкости – главный балласт – поступала забортная вода. По мере заполнения водой, воздух вытеснялся в отсек через вентиляционные патрубки, выполненные на крыше цистерны. Давление в отсеке при этом несколько повышалось, снижая разницу с забортным давлением. Небольшая суммарная площадь "волосяных" сквозных отверстий в оловянных досках давала возможность производить заполнение равномерно по длине при умеренной скорости. Приемный кингстон при переходе в подводное положение закрывался. После удаления воздушных пузырей из цистерны перекрывались вентиляционные патрубки. Судно, находясь во взвешенном состоянии под водой, совершало эволюции при гребле веслами.

Во время откачивания воды отливной помпой масса лодки уменьшалась и она всплывала. Вентили на центральном вентиляционном патрубке и водоотливной трубке при работе помпы были открытыми. Наблюдение за прохождением уреза воды вели через иллюминаторы в рубке.

Для выхода из корабля с целью повреждения судов противника Никонов предложил оснастить судно водолазными скафандрами: "А для хода под корабли необходимо сделать из бхотных кож на каждого человека по два камзола с штанами, а на голову по обивному или обшитому кожею деревянному бочонку, на котором напротив глаз сделать окошки убив свинцом скважинами. Кроме того, привязать к спине для груза по пропорции песок или свинец. И если это будет сделано правильно то для действия к зажиганию и провертке кораблей нужно сделать инструменты особые".

Кроме того, предполагалось, что судно будет вооружено "огненными" (зажигательными) трубами, в связи с чем для Никонова потребовалось "Послать в Главную артиллерию промеморию и требовать, чтобы для потаенного судна выдали десять труб медных начиненных порохом и селитрою вымазать".

Создатель – Никонов Е.П.
Завод-строитель – санкт-петербургский Галерный двор;
Время постройки – 1721-1725 гг.;
Число судов – 1;
Основные технические характеристики:
Длина – около 6,4 м;
Ширина – около 2,15 м;
Высота корпуса – 2,15 м (без рубки);
Архитектурно-конструктивный тип – однокорпусная;
Глубина погружения – до 5 м;
Материал корпуса – дерево, обшитое кожей;
Экипаж – 4 человека;
Вид движителя – весла;
Вооружение - вооружение водолаза и зажигательные трубы;
Средства наблюдения – иллюминаторы в рубке


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. borisst64 17 октября 2012 11:37
    Сродни вертолету Ленардо да Винчи, идея из будущего, а технологии не позволяют.
    borisst64
  2. omsbon 17 октября 2012 14:03
    Модель бочкообразной подлодки ( первая картинка ) выставлена в Сестрорецке под Спб . Вообще крайне любопытная идея, я около часа рассматривал модель со всех сторон и не верилось, что это придумано в 1720 г.
    Надеюсь, что не оскуднеет земля Русская талантливыми самородками !
  3. Kir 17 октября 2012 16:08
    Статье плюс, но счёл нужным немного поправить либо дополнить автора
    1пуд=40фунтам=16,380496кг
    1сажень=3аршинам=7футам=2,133600м
    откуда следует соответственно прирост масса габаритов, хоть и не значительный.
    Kir
  4. omsbon 17 октября 2012 19:28
    Документальное доказательство
  5. Алан 17 октября 2012 21:28
    Хорошая книга по истории подводного плавания в детстве еще читал. Статья оттуда)))

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня