Бремя морской мощи

2
Бремя морской мощи
Авианесущие корабли Великобритании и Франции переживают не лучшие времена

Продолжающийся рост стоимости военных программ больно бьет по одной из самых дорогих отраслей военно-промышленного комплекса - судостроению. Первыми под удар попали авианосцы.

В минувшем сентябре стало известно, что военно-морские ведомства Великобритании и Франции ведут переговоры о создании совместной группировки «плавающих аэродромов» для постоянного боевого дежурства в море. В нее должны были войти британские корабли «Арк Ройял» и «Илластриес», а также французский авианосец «Шарль де Голль». Однако нынешнее состояние флотов соседей по Ла-Маншу, мировой экономический кризис, а также некоторые решения, принятые позднее, ставят на этих планах жирный крест.

ДЕШЕВАЯ ИМПЕРСКАЯ ПОЛИТИКА

Недавно Министерство обороны Соединенного Королевства объявило о незамедлительном выводе из состава флота одного из двух авианосцев класса «Инвинсибл» - «Арк Ройяла». Данное решение, вошедшее в крупный пакет иных мероприятий по сокращению британских военных программ, вызвало нешуточный резонанс: в строю ВМС ее величества фактически остается только один авианесущий корабль «Илластриес», да и его судьба тоже висит на волоске.

В чем же причина ускоренного списания «Арк Ройяла»? Экономия бюджетных средств никогда не являлась достаточным основанием сама по себе, хотя сейчас, насколько можно судить, положение британского военного бюджета сопоставимо с катастрофическим провалом начала 20-х годов XX века. Тогда под «увольнение», прикрытое Вашингтонскими соглашениями об ограничении морских вооружений, угодили десятки кораблей, которые было не на что содержать, а строительство новых практически полностью прекратилось.

Правда, в Лондоне утверждают, что «Арк Ройял» отправляют «в отставку» ради двух новых авианосцев, заложенных в Британии: «Куин Элизабет» и «Принс оф Уэллс». Однако это явная попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Собственно, оба эти корабля класса CV Future и планировались при разработке и закладке как замена выработавшим ресурс «Арк Ройялу» и его систершипу «Илластриесу». Поспешное списание одного из двух авианосцев, оставшихся у отставной «владычицы морей», указывает на серьезные сложности, с которыми сталкиваются британские военные ведомства.

«Илластриес», кстати, тоже не может чувствовать себя в привилегированном положении единственного авианесущего корабля ее величества. Если «Арк Рояйл» списывается «незамедлительно» и без всяких условий, то «Илластриес» тоже может покинуть ряды Королевского флота - в случае негативного ответа на вопрос о возможном переоборудовании в десантный вертолетоносец или же корабль управления.

Если внимательно посмотреть на проектные характеристики «Елизаветы» и «Принца», то становится понятной подобная прижимистость. Эти корабли втрое превосходят по водоизмещению «авианесущие крейсеры» типа «Инвинсибл» и способны стать базой для 36 полноценных палубных истребителей в отличие от 12-18 вертикально взлетающих «Харриеров» у предшественников. Стоимость одного нового авианосца, по самым скромным предварительным оценкам, достигнет четырех миллиардов фунтов. В результате «Куин Элизабет» осторожно запланирован к вводу в строй в районе 2020 года, а график работ по систершипу пока и вовсе не определен.

В принципе нет ничего удивительного в том, что заложенный было «Принс оф Уэллс» сейчас числится «законсервированным на низкой стадии готовности» (называя вещи своими именами, его фактически и не начинали строить). Эта ситуация опять возвращает нас к началу 20-х годов, когда Великобритания демонстративно выдала заказы на четыре быстроходных линкора класса G-3, не имея в пустой казне никаких средств для их постройки. Но тогда эти четыре «будущих корпуса» должны были сыграть роль разменной монеты в торге с Соединенными Штатами при заключении Вашингтонских соглашений. С кем Соединенное Королевство намерено торговаться сейчас, закладывая корабли, на которые у него нет денег, понять сложнее.



ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ДОЛГОСТРОЙ

Если у Великобритании осталось, пусть формально, два авианосца, то во французском флоте этот класс представлен только атомным «Шарлем де Голлем». Сравнительно новый корабль (введен в состав флота в 2000 году), «Де Голль» строился долгих 11 лет, обошелся казне в 3,2 миллиарда долларов без учета стоимости авиагруппы, всю свою жизнь не вылезает из ремонтов, аварий и длительных переоборудований.

На испытаниях случались инциденты с реакторами, а осенью 2000 года в Атлантике произошел и вовсе ошеломляющий отказ: из-за технологического брака, приведшего к образованию каверн в цельном слитке металла, сломался левый винт. В 2001-м авианосец вновь стоял на ремонте, где и встретил 11 сентября и начало «войны с терроризмом». Бывший президент Франции Валери Жискар д'Эстен съязвил, что страна построила себе «полуавианосец».

Кстати, следует отметить, что бортовой электронно-картографический комплекс «Шарля де Голля» создавался в России. Но как раз к его работе претензий не было и нет: аналоги этой системы хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации частными судовладельцами.

В 2007 году «Де Голля» вновь поставили на капитальный ремонт. Завершить его рассчитывали в 2012-м, но уложились к 2009-му. На корабле сменили катапульты и самолетоподъемники, заменили турбины.

И вот недавно «Де Голль» покинул Тулон, имея целью возглавить борьбу с пиратством в водах Африканского Рога. Поход продлился ровно сутки: на авианосце обнаружился отказ электрических систем двигательной установки. Корабль вернулся обратно в Тулон, где снова и привычно встал на ремонт.

Второй авианесущий корабль Франция планирует ввести в строй не раньше 2017 года, и это должен быть авианосец, построенный по адаптированному британскому проекту CV Future, как «Куин Элизабет» и «Принс оф Уэллс». Но финансовый кризис вносит коррективы: в данный момент строительство, дополнительно отягощенное непростыми согласованиями технических решений, используемых в британском проекте, отложено. «Шарль де Голль» со всеми своими неполадками остается единственным французским авианесущим кораблем, не считая крейсера-вертолетоносца «Жанна д'Арк». И то «Жанну» планируют вывести из состава флота в самое ближайшее время в связи с большими расходами на содержание.



ЧТО НА ВЫХОДЕ?

Как в таких условиях формировать совместную франко-британскую эскадру боеготовых авианосцев, не вполне понятно. Из трех потенциальных единиц такого соединения одна выведена из состава флота, еще одна - в подвешенном состоянии, а оставшийся относительно новый корабль не вылезает из судоремонта. Одновременно с этим в целях экономии безжалостно сокращаются устаревшие единицы, которые могли бы использоваться хотя бы для отработки принципов взаимодействия в многонациональной авианосной группе.

Впрочем, некоторые эксперты высказывают и возражения политического характера. Одной из планируемых особенностей франко-британской группировки должно было стать действие кораблей в интересах обеих стран по принципу взаимозаменяемости. Что будет, интересуются британцы, если в момент французского «дежурства» произойдет кризис наподобие Фолклендской войны 1982 года? Даст ли Париж санкцию на боевое применение «Шарля де Голля» в чужих водах?

В любом случае проверить данный тезис на практике, похоже, возможности у нас не будет. Сокращение действующих британских авианосцев и затягивание программы CV Future (с обеих сторон) приведут к тому, что обе великие (в прошлом) морские державы на некоторое время останутся без самого яркого символа современной морской мощи - авианесущих кораблей, легших тяжким бременем на плечи налогоплательщиков.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    14 октября 2011 02:20
    Помогут итальянцы
  2. ПАТРОН
    0
    18 октября 2011 01:50
    Всё это говорит о том что АВ роскошь,а не средство доставки и России не стоит заострять на них внимание.
    Кстати, следует отметить, что бортовой электронно-картографический комплекс «Шарля де Голля» создавался в России. Но как раз к его работе претензий не было и нет: аналоги этой системы хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации частными судовладельцами.
    Дак для чего мы там "Мистрали"закупаем,а?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»