К. К. Рокоссовский – Багратион советской эпохи

86
С местом рождения Рокоссовского связаны загадочные на первый взгляд разночтения. В советской историографии местом рождения Рокоссовского указывается город Великие Луки и источником этой информации служит его официальная автобиография.

Дотошные исследователи его биографии, однако, говорят о том, что родился Константин Константинович всё же в Варшаве. Об этом говорит заполненная им самим 22 апреля 1920 года кандидатская карточка на должность командира кавалерийского полка. Косвенным обстоятельством, подтверждающим эту версию, является и то, что отец Рокоссовского был железнодорожником и жить с семьёй в Великих Луках, железную дорогу через которые пустили только через два года после рождения Константина Рокоссовского, никак не мог.

Откуда же появилась версия с Великими Луками? Некоторые историки связывают этот момент с чистой идеологией. Дело в том, что в 1945 году маршал Рокоссовский удостаивается второй звезды Героя Советского Союза, а статус Героя предполагает обязательную установку его бронзового бюста в родном городе. Тут и возникали сложности: ставить бюст Рокоссовскому в Варшаве (в государстве официально не относящемся к Советскому Союзу) было неудобно. Так и возникли Великие Луки.

К. К. Рокоссовский – Багратион советской эпохи


Детство Константина нельзя назвать безоблачным. Рано потеряв отца, а вскоре и мать, он, так и недоучившись, вынужден был с 15 лет работать разнорабочим.

С началом Первой Мировой войны Рокоссовский поступает добровольцем в 5-й Каргопольский драгунский полк 5-й кавалерийской дивизии 12-й армии. Уже в столь молодом возрасте проявляет себя достаточно храбрым бойцом и в боях под городом Поневежем героически атакует немецкую арт-батарею, за что командованием представляется к Георгиевскому кресту 3-й степени (награду эту Рокоссовский так и не получил). Позже, – за взятие окопа немецкого караула Константин Константинович награждается Георгиевской медалью 4-й степени. В 1916 году за многочисленные партизанские вылазки в районе Западной Двины (где на тот момент была укреплён каргопольский полк) Рокоссовский получает Георгиевскую медаль 3-й степени.

Весной 1917 года Константин Рокоссовский произведён командованием в младшие унтер-офицеры, а в декабре этого же года он вступает в Красную Гвардию, а позже и в Красную Армию. Состоя в Красной Гвардии (Краснопольский красногвардейский кавалерийский отряд), Рокоссовский помогал подавить ряд контрреволюционных восстаний на Вологодчине, на юге России (в том числе и на Украине), а с июля 1918 года он воюет с белогвардейцами и восставшими чехословаками на Урале. Там же, на Урале, отряд получает наименование 1-й Уральского имени Володарского кавалерийского полка, и Рокоссовский становится командиром 1-го эскадрона этого полка. За бои против колчаковцев Рокоссовский был дважды награждён первой наградой молодой Советской республики – орденом Красного Знамени.

В большевистскую партию Рокоссовский вступает только в 1919 году.

Уже в мирное время, наступившее после Гражданской войны, Рокоссовский заканчивает Высшие кавалерийские командные курсы (лекции одновременно с Рокоссовским посещают также Г. К. Жуков и А. И. Ерёменко, будущие герои Великой Отечественной войны и маршалы Советского Союза). Обучение Рокоссовский продолжил в 1929 году, пройдя курс усовершенствования высшего начальствующего состава при Академии им. М. В. Фрунзе.

В это же время Константин Константинович служит в районе Китайско-Восточной железной дороги, где тогда царила очень неспокойная обстановка, периодически возникали стычки с китайскими войсками.

С февраля 1932 года Рокоссовский переведён на должность командира-комиссара 15-й Отдельной Кубанской кавалерийской дивизией (Даурия). В 1935 году в ходе нововведений в советской армии, Константин Рокоссовский получил персональное звание комдива.

Мрачные тучи репрессий 1937 года в отношении советского военного командования не прошли и мимо Рокоссовского: в августе 1937 года по ложному доносу он был обвинён в связях с японской и польской разведками. Целых три года Рокоссовский пробыл под следствием, находясь во внутренней тюрьме при НКВД по Ленинградской области (в тюрьме знаменитого «Большого Дома»). В отличие от некоторых других советских военных, Рокоссовский не стал оговаривать себя и 22 марта 1940 года был освобождён в связи с прекращением дела, реабилитирован. Константина Константиновича восстанавливают в гражданских правах, в красноармейской и партийной должностях. Вскоре (с введением в РККА генеральских должностей) ему присваивают звание генерал-майора.

После периода восстановления здоровья, в ноябре 1940 года Рокоссовский назначается командиром 9-го механизированного корпуса в составе Киевского военного округа, которым командовал Жуков. Во главе корпуса Рокоссовский стоял чуть больше полугода, срок достаточный для того, чтобы Жуков присмотрелся к Константину Константиновичу и сделал следующую запись в своих дневниковых воспоминаниях: «Более обстоятельного, работоспособного, трудолюбивого и по большому счету одарённого человека мне трудно назвать».

Во главе этого же корпуса встретил Рокоссовский роковое для России 22 июня 1941 года. Уже 24 июня корпус Рокоссовского принял первые бои на луцком направлении и в военной истории эти дни остались памятными, как дни одного из самых крупных танковых сражений. Не имея практически самых современных на тот момент машин Т-34 и КВ, прикрытые слабой артиллерийской поддержкой, советские танкисты, тем не менее, на отдельных участках героически оборонялись от превосходящих и наступающих сил немецкого врага (особенно отличились части 20-й танковой дивизии 9-го мехкорпуса). Несмотря на то, что в эти первые дни войны, дни, когда наши войска под мощным немецким напором вынуждены были отходить, награды давались весьма скупо (не за отступление же награждать?), множество бойцов и командиров 9-го мехкорпуса получили боевые награды, а сам Рокоссвоский – четвёртый по счёту орден Красного знамени.

Замечательный полководческий опыт Константин Рокоссовский приобрёл в битвах за оборону Москвы. Несмотря на то, что войска 16-й армии Рокоссовского попали поначалу в «Вяземский котёл», они всё же сумели выйти из окружения, и стояли на Волоколамском направлении, подчиняясь строгому приказу «сверху» - «Ни шагу назад!». Москва в этот трагический момент войны действительно была на волоске от сдачи и гибели, однако, известен такой случай, относящийся к этому времени: приняв у себя корреспонденте «Красной звезды», Рокоссовский написал на его карте поистине пророческие слова: «Воюя под Москвой, надо думать о Берлине. Советские войска обязательно будут в Берлине».

За битву под Москвой Константин Рокоссовский был представлен к награждению орденом Ленина.

В марте 1942 года Рокоссовский был достаточно тяжёло ранен, - осколок снаряда задел позвоночник, лёгкие и печень. После излечения, в течении двух лет (с 1942 по 1944 года) он принимает последовательно командование Брянским, Донским, Центральным, Белорусскими фронтами.

Во время Сталинградской битвы войска Донского фронта во время спланированного Рокоссовским контрнаступления, вместе с армиями Юго-Западного и Сталинградского фронтов прорвали оборону и сумели окружить группировку генерала Ф. Паулюса (состоящую из 330 тысяч человек). Окружение армии фельдмаршала Паулюса закончилось грандиозным пленением (помимо самого фельдмаршала) 24 генералов, 2500 немецких офицеров, 90 тысяч человек простых солдат. За эту поистине масштабную победу над немецкими войсками Рокоссовский получает недавно учреждённый орден А. В. Суворова.

Ещё более замечательные полководческие способности Константин Рокоссовский проявил в битве под Курском в ходе отражения атаки немецких войск и разгроме вражеской орловской группировке при контрнаступлении (после которых ему последовательно были присвоены звания сначала звание генерал-полковника и генерала армии). Талант организатора успешных, а порой и виртуозно оригинальных в исполнении военных спецопераций в дальнейшем только подтвердился в действиях Константина Константиновича в ходе операции «Багратион», в Восточно-прусской и Восточно-Померанской, Берлинской операциях. Поэтому нисколько неудивительно, что ещё до окончания боевых действий в Белоруссии Рокоссовскому было присвоено маршальское звание, а И. Ф. Сталин в частных беседах называл Рокоссовского не иначе как Багратионом.

После завершения Великой Отечественной войны Рокоссовский был главнокомандующим Северной группой войск. С 1949 года Константин Рокоссовский по личному назначению И. В. Сталина становится министром Национальной обороны Польши. Помимо этого Рокоссовский входит в ЦК Польской рабочей партии и исполняет обязанности заместителя председателя Совета Министров. Из Польши Константин Рокоссовский был отозван только после смерти Сталина.
В 1957 году Рокоссовский был снят со всех ключевых постов и переведён на должность командующего Закавказского военного округа. Тем не менее, через год Рокоссовский вновь возвращается на пост заместителя обороны СССР и главного инспектора. Последние годы жизни Константин Константинович провёл в качестве генерального инспектора Министерства Обороны, расследуя сдачу недостроенных флотских судов.

Рокоссовский также занимался публицистикой, писал статьи в «Военно-исторический журнал», а за день до смерти сдал в печатный набор книгу воспоминаний «Солдатский долг».

Практически все современники Константина Рокоссовского, отмечая высокий уровень его полководческого таланта, говорили о высоком нравственном уровне этого человека (что характерно, оценки личности Рокоссовского не менялись в зависимости от «генеральной линии» партии и советского руководства, в отличие от некоторых других, - того же Жукова например).

В военной истории Константин Рокоссовский навсегда останется талантливым полководцем: замечательные операции по разгрому и ликвидации огромной армии Паулюса, оборона, организованная им под Курском, блестящие боевые действия на Белорусском направлении, - благодаря этому Рокоссовский стал не только героем Великой Отечественной, но и прославил русское оружие на весь мир.
86 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    18 октября 2012 08:15
    На мой взгляд, Рокоссовский истинный Маршал Победы!
    1. Taratut
      -12
      18 октября 2012 09:05
      Дочь как-то спросила его - почему он спит с пистолетом под подушкой.
      "Больше я им живым не дамся" - ответил Рокоссовский.
      1. +7
        18 октября 2012 15:17
        Цитата: Taratut
        ответил Рокоссовский.

        если Таратут не плюнет в общий котелок с кашей, он прожил день зря (видимо это его кредо, судя по его коментам)
        1. Taratut
          +2
          18 октября 2012 18:59
          Я ни в малейшей степени не умаляю заслуг Рокоссовского. Это действительно один из лучших военноначальников и достойный человек.
          Только вот в сталинских застенках ему раздробили пальцы ног молотком, выбили зубы, сломали рёбра. Ему это запомнилось на всю жизнь. Как и другому будущему Маршалу - Мерецкову. Ставшему практически инвалидом.
          1. 0
            18 октября 2012 19:35
            А Солженицыну в сталинских застенках вылечили рак, как дальше жить?
      2. GG2012
        +1
        18 октября 2012 15:48
        Taratut,
        Надеюсь что Вы спите с пистолетом под подушкой!!!
        Шалом, Вам, (длинный локоны на висках), Вы наш!!!
        1. Kibb
          0
          18 октября 2012 21:32
          Наш, это чей?А вы лично чей?Вы в окопе сидя тоже будете национальность спрашивать у соседа?
    2. Везучий
      +3
      18 октября 2012 12:45
      Рокоссовский - это наша гордость!
      1. +1
        18 октября 2012 23:21
        Рокоссовский - это наша гордость!


        Рокоссовский - большой военный талант. Его в войсках любили и ценили за отношение к людям.
    3. GG2012
      -1
      18 октября 2012 15:45
      Цитата: Lantau

      На мой взгляд, Рокоссовский истинный Маршал Победы!

      Вот если бы из таких людей, как Рокоссовский, делали Православных святых, РПЦ была бы в авторитете.
      Иудеские бомжи по определению не могут быть славянским святыми!!!
      1. Kibb
        +2
        18 октября 2012 21:04
        Слушай, ты что ли будешь определетять размер святости, Рокосовский поляк, Доватор еврей, задолбали вы со своими определениями
        1. GG2012
          0
          18 октября 2012 22:21
          Цитата: Kibb
          Слушай, ты что ли будешь определетять размер святости,

          Ну зачем же прямо я...
          Общественность, в том числе и я, будут определять размер. А так же Вы.
          Хотите поучаствовать в дискуссии?

          Мы с Вами на Ты?... Или Вы хаманули?!!!
          1. Kibb
            +2
            18 октября 2012 22:55
            Именно ВЫ хамите людям с намеками на национальность, а так называемую "общественность" мы видели на выходных в Киеве
            Цитата: GG2012
            Надеюсь что Вы спите с пистолетом под подушкой!!!

            А ВЫ?
            Цитата: GG2012
            Хотите поучаствовать в дискуссии?

            Я не вижу дискусии. Я вижу , что ВЫ не дискутируете а просто оскарбляете человека на основании ВАШИХ личных убеждений не приводя никаких аргументов
            Я не понимаю каким образом ВАМИ сказанное относится к Рокосовскому
            О чем же я должен с ВАМИ дискутировать?
            Цитата: GG2012
            в том числе и я, будут определять размер

            Каким образом, впрочем можно догадаться
        2. vyatom
          0
          14 декабря 2012 14:47
          Доватор - белорус насколько я знаю.
  2. grizzlir
    +10
    18 октября 2012 08:26
    оценки личности Рокоссовского не менялись в зависимости от «генеральной линии» партии и советского руководства
    Действительно,нигде не встречал о Рокосовском негативной информации как о человеке и полководце.Ошибки и неудачи в военном деле у него безусловно были,но он умел их исправлять с минимальными потерями.И что самое главное учился на них и не повторял.
    1. Братец Сарыч
      +4
      18 октября 2012 09:35
      В принципе да, плохого о нем лично я нигде не встречал...
    2. 0
      1 июня 2020 18:26
      Rokososki piaceva a tante alle donne, sia perché è un generale patriottico Sia per le sue strategie e di aver vinto la guerra. Molti se lo ricordano come un uomo a modo, calmo, gentile
  3. +8
    18 октября 2012 08:38
    Рокосовский это один великих из плеяды талантливых советских маршалов ВОВ, это был действительно человек незаурядного полководческого таланта. Нашей стране повезло, что в годы ВОВ он был одним из многих, а не единственным!
    1. 0
      1 июня 2020 18:27
      È il maresciallo Zhukov invece?..
  4. borisst64
    +2
    18 октября 2012 09:17
    Один из немногих военноначальников, который не использовал при руководстве матерщину и палку.
  5. Skavron
    +4
    18 октября 2012 09:31
    Да что тут можно сказать...не зря был удостоен чести командовать парадом!
  6. Братец Сарыч
    +1
    18 октября 2012 09:34
    Как-то странно все написано...
    Еще бы Жукову не знать Рокоссовского - все-таки под его началом служил, так что время присмотреться было...
    А почему забыли про роль Рокоссовского в конфликте на КВЖД - тоже отличился...
  7. +6
    18 октября 2012 10:56
    Слава Маршалу К К Рокоссовскому,великий полководец и честный солдат своей страны не измарал себя участием в заговорах и подковёрной возне.Вот кого надо было возвышать а не Жукова.
    1. -7
      18 октября 2012 11:49
      Цитата: апро
      Вот кого надо было возвышать а не Жукова.

      Рокосовский был поляком, наверно поэтому Сталин предпочел бездарного Жукова. А так да, Рокосовский лучший наш полководец!
      P.S. Статья слабовата, одно вода, в Вики лучше.
      1. -2
        18 октября 2012 15:19
        Цитата: rkka
        в Вики лучше

        laughing почитателей вики видно издалека laughing
        1. 0
          18 октября 2012 18:05
          о тут кто еще есть, кто вики держит за серьезный исторический источник?
          ню-ню bully .
      2. 0
        1 июня 2020 18:42
        Ma.. Ma scusa come puoi dire che il maresciallo Zhukov era un mediocre? Assaurdo! Quasi mi viene da chiederle, se lei per caso abbia fatto la grande guerra a fianco del maresciallo Zhukov. Sono dei giudizi che non possiamo dare o sapere. E chissà acquistara saranno gia morti. Ma al riguardo ti posso dire, testimonianze, ascoltato vodeo registrazioni di ex sooldati dell'armata rossa, ormai anziani, (si tratta di una video ripresa di 30 anni fa). Ex soldati raccontano di lui: Zhukov. fu tanto amato dai suoi soldati come uomo è come persona, era gentile con tutti soldato civili. Mentre Nel suo lavoro invece era spietato. Ma si trattava di fare la guerra mica di sciocchezze come noi qui a parlare di lui. Ebbene io sono devota a lui e npn sopporto sentire sciocchezze su Zhukov. Lui ha contribuito a salvare l'unione sovietica.
  8. +10
    18 октября 2012 11:27
    Рокоссовский один из немногих лично смелых и мужественных людей. Когда Хрущ ему предложил написать пакости про И.В. Сталина, он отказался поливать грязью своего Верховного главнокомандующего - слишком уважал, хотя на тот момент не знал на перед чем это ему грозит.
    1. Skavron
      +2
      18 октября 2012 12:37
      Да и Тимошенко мемуаров заказных не писал...
    2. +7
      18 октября 2012 17:58
      Рокоссовский был настоящим мужиком, в тюрьме или на службе, да и не смотря на огромную популярность его у слабого пола, жену и семью не бросил, один из немногих генералов после войны. Говорил - Она босая ко мне в тюрьму передачи носила, как я могу так поступить. Сталин уважал людей цельных, не способных на предательство, его обращение к нему - Константин Константиныч, а не тов. Рокоссвский дорогого стоит.
      1. Konrad
        -2
        22 октября 2012 20:04
        Цитата: JIPO. Сталин уважал людей цельных, не способных на предательство,[/quote

        Поэтому Рокоссовский и провел 3 года в тюрьме НКВД !
        1. vyatom
          0
          14 декабря 2012 14:48
          Цитата: Konrad
          Поэтому Рокоссовский и провел 3 года в тюрьме НКВД !

          Время было такое.
        2. 0
          1 июня 2020 18:43
          Mi dispiace.. Rokososki, nonostante tutto non portava rancore con nessuno.
  9. +11
    18 октября 2012 13:26
    Довелось почитать мемуаров разных. Если говорить о высшем командном составе, то очень четко во многих воспоминаниях видно отношение наших командармов (в первую очередь) к Рокоссовскому. О Коневе, Жукове, как-то уважительно, но мимоходом, без эмоций. Но, когда касаются Рокоссовского.., очень тепло, душевно о нем говорят. Хотя редактура, я так полагаю, их за язык в советское время не тянула.
    Многие отличают уникальность его подхода к подготовке и ведению операций.
    У меня сложилось чувство, что он был отличным воспитателем. Занимался своими командармами и комкорами, давал проявиться их инициативе. Повсеместно, снизу-доверху в подчиненных ему войсках обладал мощным, но мягким, человеческим авторитетом.
    Кстати и в ставке тоже. ИВС только двух военоначальников называл по имени-отчеству - Шапошникова и Рокоссовского.
    Где-то встречал, что "Багратион" чуть ли не до сих пор преподают/изучают в Вест-Пойнте.
    Ну и, все же, надо помнить настоящее отчество гордости России feel
    Константин Ксаверьевич он!
    Низкий поклон ему...
    1. GG2012
      +3
      18 октября 2012 16:38
      Цитата: BigRiver
      Константин Ксаверьевич он!
      Низкий поклон ему...

      100500+++
      Не чего добавит!
  10. +4
    18 октября 2012 13:38
    Бюст в Великих Луках
  11. xan
    +7
    18 октября 2012 14:14
    Поляки наполеоновским Понятовским гордятся, а Рокоссовским нет. Может потому что не вернулся в Польшу после развала царской армии. Да и непохож он на вечно выпендривающихся и визжащих поляков. Наш он, имперец.
    1. +3
      18 октября 2012 15:21
      Цитата: xan
      а Рокоссовским нет

      при прохождении Рокоссовским службы в Польше, поляки ему много нервов и крови по портили.
      1. vyatom
        +1
        14 декабря 2012 14:51
        У Рокоссовского мать-белоруска. Так что он поляк на половину. Ну а пшеки вредничали в бытность его министром обороны польши. Он даже говорил:
        В польше я русский, а В России поляк. Но все равно человек замечательный. Мой дед ветеран говорил, что очень его простые солдаты любили.
    2. Бек
      -6
      18 октября 2012 20:30
      Наверное не принимают поляки Рокосовского не по его вине.

      Когда войска Рокоссовского стояли на берегу Вислы, напротив Варшавы. В Варшаве началось восстание Армии Крайовой которая в отличие от Армии Людовой не возглавлялась коммунистами, а подчинялась польскому правительству в изгнании. Сам Рокосовский несомнено помог бы своему родному городу. Но Сталин, из-за политики, запретил какие-либо военные операции в помощь воставшему городу. Только через месяц, когда востание было подавлено, а Армия Крайова разгромлена, были начаты военные действия по освобождению Варшавы.

      Вот из-за этого стояния на другом берегу и не оказания помощи Варшаве, поляки наверное и не принимают Рокосовского. Хотя виноваты в этом политика и Сталин.
      1. +6
        18 октября 2012 22:17
        Бек, хорошо поете с аглицкого голоса. Почитайте на досуге "Солдатский долг" . Там Рокоссовский сам отвечает на вопросы о восстании в Варшаве. Как аргумент можете привести, что это Сталин заставил его так написать.
        1. Бек
          -2
          19 октября 2012 06:55
          Цитата: colonel
          Там Рокоссовский сам отвечает на вопросы о восстании в Варшаве


          А, что мог написать Рокоссовский другое в мемуарах, имея опыт застенков НКВД. Чтобы на склоне лет опять в камеру за искажение советской действительности.

          Конечно прямых сталинских приказов не помогать восстанию, наверное нет. Но я представляю тяжелое душевное состояние Рокоссовского.

          Тылы растянулись, не было снабжения? Это постсоветские отговорки. Со всего фронта, которым командовал Рокоссовский, можно было обеспечить три дивизии этого бы хватило. К тому же на первых порах подразделения войска польского, из состава войск Рокоссовского, уже были в пригородах Варшавы и им был отдан приказ опять вернуться за Вислу.

          О гнусной политике Сталина, оставившего восставший город на уничтожение, говорит такой факт. Американцы и англичане решили помочь воставшим снабжением оружием, боеприпасами, продовольствием. Для этого они желали использовать свою бомбардировочную авиацию. Но для этого не хватало самолетам горючего для возвращения. Союзники попросили Сталина помочь. Самолеты летят над Варшавой, сбрасывают грузы, садятся за линией фронта, на советские аэродромы, заправляются горючим и улетают назад. Чтобы снова загрузится грузом для Варшавы. Учитывая мощь союзнической дальней авиации это была бы действенная помощь.Сталин отказал.

          Сталину нужно было уничтожить Армию Крайову, чтобы потом никто не мог помешать насадить в Польше коммунистический режим.
          1. Бек
            -4
            19 октября 2012 07:36
            Цитата: colonel
            Бек, хорошо поете с аглицкого голоса


            Уважаемый. Если бы здесь на сайте все в унисон пели бы, чего тогда слушать было бы? Как с самим собой разговаривать, что ли?

            И ещё. Как не в унисон попадешь, так сразу английский ты, да американский ты, да еврейский ты, да инопланетный ты. Я, вот например вам, ведь не говорю что ваши коменты это песни написанные НКВД, сталинистами, коммунистами, националистами и прочую дребедень.

            Я воспринимаю ваши слова как вашу ЛИЧНУЮ позицию в том или другом вопросе.
          2. +7
            19 октября 2012 14:23
            БЕК,
            Вы путаете причины со следствиями.
            Если АК так хотелось победить, от неё требовалось минимальное - наладить согласование с силами, которые стоят рядом, а не в Великобритании.
            Они же, исполняя традиции польского шляха, класть хотели на очевидность и необходимость. Они без всякого согласования с силой, которая идёт с Востока, начали свою войнушку. В оперативной и стратегической несостоятельности этой войнушки Сталин виноват?
            И как Вы представляете помощь Армии Крайовой от РККА вопреки желанию первой?
            1. Бек
              -4
              19 октября 2012 16:59
              БигРоверу.

              Согласен надо было согласовать. Если бы это было возможным. Так как наличие в Польше силы могущей противостоять насаждению коммунизма никак не входило в планы Сталина.

              Но даже если не согласовали, чего не помочь союзнику, по сути такому же как Франция. И не шляхты, а польскому правительству в изгнании. И это польское правительство могло находится, в принципе, и на северном полюсе, разницы нет.

              Как представляете помощь РККА АК? Да как? Ну неужели не очевидно это ведь просто. Не надо было отзывать части войско польского с предместий Варшавы обратно за Вислу. Надо было на оборотах предыдущего наступления ворваться в Варшаву. Навстречу бы ломая сопротивления немцев шли бы бойцы АК. Там в Варшаве и соединились бы две силы борющиеся с фашизмом.
              1. Братец Сарыч
                +1
                19 октября 2012 17:26
                Части не отзывали - их вообще-то немцы вытолкали, потому как сил уже особых у наших не было там...
                Какие-то дурацкие фантазии - части АК, ломающие сопротивление немцев! АК уже лапки кверху готовилась поднять...
          3. Братец Сарыч
            +1
            19 октября 2012 17:30
            Вот ведь фантазер...
            Сталин должен был губить наших солдат из-за панов, а он не захотел, гадкий тип...
            Не пробовали все-таки читать историческую литературу?
      2. -1
        19 октября 2012 17:28
        Хотя виноваты в этом политика и Сталин.
        Политика -да, Сталин-нет, не стал жизнями наших солдат мостить дорогу лондонским.
        1. Бек
          -2
          19 октября 2012 18:01
          Цитата: Был Мамонт
          Политика -да, Сталин-нет, не стал жизнями наших солдат мостить дорогу лондонским.


          Причем здесь лондоские, парижские и ещё какие. Это союзники в борьбе с фашизмом. Такие же как югославские партизаны, как маки французов. И вообще если делается Добро, то оно делается бескорыстно. Если есть корысть то это уже не добро, а Расчет. Ведь по нормальному как? Освободили вас, приняли благодарности и живите как можете. Нет надо было насильно насаждать им коммунизм.

          Вот сейчас бы на Дальний Восток втиснулись бы северокорейцы с лозунгамии освобождения от власти центра и стали бы насаждать дальневосточным россиянам идеи Чучхе.
          1. +2
            19 октября 2012 18:15
            При том. Мало наших в Польше полегло? А тут такие "друзья" и в спину стрелять не стеснялись
            1. Бек
              -2
              19 октября 2012 18:31
              Цитата: Был Мамонт
              При том. Мало наших в Польше полегло? А тут такие "друзья" и в спину стрелять не стеснялись


              Вот если бы вместе Варашаву освободили бы то и не стреляли бы.
              1. +2
                19 октября 2012 20:38
                Уважаемый Бек, про НКВД, сталинистов и коммунистов я с вами спорить не буду, не считаю нужным. Попробую объяснить позицию по поводу аглицкого языка. Вы повторяете доводы наших заклятых союзников не утруждая себя изыскаными подтверждениями. Приводите только то, что было давно озвучено. На мои доводы у вас железные возражения - Сталин, НКВД и т.д. Первая мысль была - возразить, привести аргументы Рокоссовского, Жукова и других. Но потом спонтанно возникла мысль другая - зачем, почему надо было жертвовать лучшими в мире войсками, что бы в Польше правило лондонское правительство? Это моё личное измышление. По поводу варшавского восстания, что же, я солидарен с людьми награжденными за войну сталинским режимом, а именно Рокоссовским, Жуковым, Симоновым, Карповым, Пикулем. Вы не в состоянии оспорить их аргументы. Вот такая личная позиция.
                1. Бек
                  -2
                  19 октября 2012 21:09
                  Колонелу.

                  Как-то все неясно вы иложили.. И доводы ваши как-то неопределенные.

                  Цитата: colonel
                  Приводите только то, что было давно озвучено.


                  А, что я такого должен приводить и озвучивать как не известные факты.. Что я должен выдумывать. Или кинутся в архив Красной Армии и через десять лет дать вам ответ с новыми не озвученными данными. Вся полемика спора на том и основана чтобы применять те или иные известные факты в нужный момент.

                  Цитата: colonel
                  зачем, почему надо было жертвовать лучшими в мире войсками, что бы в Польше правило лондонское правительство?


                  Здесь вообще на грани лицемирия. При нормальных межгосударственных отношениях кому какое дело с каким правительством будет жить тот или иной народ. Чисто по человечески надо было помочь воставшим варшавянам. По вашей логике - с какого панталыка Америка надо было поставлять безвозмездную помощь СССР по ленд-линзу, ведь СССР классовый враг. Какого черта надо было открывать второй фронт помогая классовому врагу сначала победить фашизм, чтобы потом классовый враг закабалил страны Восточной Европы.

                  Цитата: colonel
                  По поводу варшавского восстания, что же, я солидарен с людьми награжденными за войну сталинским режимом, а именно Рокоссовским, Жуковым, Симоновым, Карповым, Пикулем


                  Вот здесь непонятно. В чем вы солидарны с Рокоссовским и Жуковым? В том, что они победили фашизм? Так я тоже солидарен. В том, что Рокосовсский не пришел на помощь воставшим - вы в этом солидарны. Так не по своей воле Рокосовсский это сделал. Ему было приказано остановить наступление. Это вы со Сталиным солидарны. И награды полководцев это не награды сталинского режима, это благодарность народа переданная им через правительство. Мой отец награжден четырьмя боевыми орденами и четырьмя боевыми медалями, не юбилейными. Так это Родина его наградила, а не сталинский режим.
                  1. +2
                    19 октября 2012 21:34
                    Да, сударь. Нам с вами друг друга не понять. Про лицемерие оставляю на вашей совести. Про солидарность попробую объяснить. Ни вы, ни я при обсуждаемых событиях не присутствовали. По сему, выводы делаем на основании тех источников, которые, по мнению сторон, заслуживают доверия. У вас одни источники (англоязычные), у меня другие (на русском языке). Уважаю ордена вашего отца, но и мой дед получил "Славу" не на продскладе. А теперь мы с вами враги. Поклон вашим англоязычным работодателям.
                    1. Бек
                      -1
                      20 октября 2012 10:12
                      Колонелу.

                      Какие англоязычные? Я и не владею английским. Все-то, что я читал написано русскими, советскимми, российскими писателями, публицистами, журналистами.

                      А теперь главное. Как так легко, только из-за расхождения в дисскусии можно объявлять оппонента ВРАГОМ. В вашем городе, в моем городе, в моем доме, в вашем доме (многоквартирные) найдется много людей которые будут не согласны со мной или с вами во многом. Так, что все они ВРАГИ. Как жить то будем?

                      Вы мне не враг, я не могу считать вас врагом. Человеком с другим образом мыслей ДА, но не ВРАГОМ. Подумайте над теми обоснованиями по которым вы так запросто можете наживать себе врагов.
                      1. +2
                        20 октября 2012 22:26
                        Беку.
                        В своих попытках отстоять истину я приводил фамилии авторов, читая которых я составил свое мнение по обсуждаемому вопросу. Мне любопытно узнать, какие русские, советские, российские писатели и в каких книгах высказывали точки зрения аналогичные вашим. А у англичан такие "аргументы", как у вас, встречал неоднократно. Отсюда и "англоязычнае работодатели", переведенные на русский язык. И по поводу согласия и несогласия "во многом". Кто то из древних сказал: "Для полного счастья человеку необходимо иметь славное Отечество". Вы славу моего Отечества мешаете с грязью, а это не одно и тоже, что спор о ценах на бензин или картошку. Я думаю, что вы поняли, что я хотел сказать. "Человек с другим образом мыслей".
                      2. Бек
                        -2
                        21 октября 2012 11:37
                        Цитата: colonel
                        Мне любопытно узнать, какие русские, советские, российские писатели и в каких книгах высказывали точки зрения аналогичные вашим.


                        Перечислять писателей много места уйдет. Я воспитан на рускоязычной литературе и ею сформирован. Моя первая и главная книжка это Русский Букварь. Авторы про войну которых помню - Симонов, Гроссман, Пикуль, Солженицын, Жуков, Рокосовский, Василевский и ещё многие которых не помню, а также многие журналисты. А англичан я вообще не читал. Кстати назовите мне английских авторов.

                        Цитата: colonel
                        Вы славу моего Отечества мешаете с грязью,


                        Это чем же. Только темчто я юы хотел, чтобы советские войска помогли воставшему городу. Так по этому вашему принципу славу Отечества мешали грязью и Жуков с Рокоссовским отступавшие в первый период аойны. И Симонов с Пикулем горько писавших о дезорганизации и оступлении наших войск в первый период войны. Ну, ну.

                        И ещё раз попрошу дать мне ваши обоснования по которым вы определяете себе врагов.
                      3. +4
                        21 октября 2012 19:22
                        Не уходите от темы. Причем тут "первый период войны". Я уже говорил вам, для меня враг, в том числе, тот, кто искажает и оплевывает историю моей страны.
                        Тылы растянулись, не было снабжения? Это постсоветские отговорки. Со всего фронта, которым командовал Рокоссовский, можно было обеспечить три дивизии этого бы хватило. К тому же на первых порах подразделения войска польского, из состава войск Рокоссовского, уже были в пригородах Варшавы и им был отдан приказ опять вернуться за Вислу.
                        О гнусной политике Сталина, оставившего восставший город на уничтожение, говорит такой факт. Американцы и англичане решили помочь воставшим снабжением оружием, боеприпасами, продовольствием. Для этого они желали использовать свою бомбардировочную авиацию. Но для этого не хватало самолетам горючего для возвращения. Союзники попросили Сталина помочь. Самолеты летят над Варшавой, сбрасывают грузы, садятся за линией фронта, на советские аэродромы, заправляются горючим и улетают назад. Чтобы снова загрузится грузом для Варшавы. Учитывая мощь союзнической дальней авиации это была бы действенная помощь.Сталин отказал. Сталину нужно было уничтожить Армию Крайову, чтобы потом никто не мог помешать насадить в Польше коммунистический режим.

                        У кого из перечисленных вами авторов вы прочли это. Я верю командующему 1-м Белорусским фронтом.
                        В свое время в западной печати нашлись злопыхатели, пытавшийся обвинить войска 1-го Белорусского фронта, конечно и меня, как командующего, в том, что мы якобы сознательно не поддержали варшавских повстанцев, обрекли их этим на гибель.
                        По своей глубине Белорусская операция не имеет себе равных. На правом крыле 1-го Белорусского фронта советские войска продвинулись более чем на 600 километров. Это стоило много сил и крови. Чтобы захватить Варшаву с ее мощными укреплениями и многочисленным вражеским гарнизоном, требовалось время на пополнение и подготовку войск, подтягивание тылов. Но в те дни мы пошли бы на все, чтобы поддержать восставших, объединить с ними наши усилия.
                        Но те, кто толкнул варшавян на восстание, не думали о соединении с приближавшимися войсками Советского Союза и польской армии. Они боялись этого. Они думали о другом — захватить в столице власть до прихода в Варшаву советских войск. Так приказывали господа из Лондона.

                        Ни убавить ни прибавить. Если бы вы читали Рокоссовского..., а не Бивора Да ладно, с вами неочем говорить.
                      4. Бек
                        -2
                        21 октября 2012 19:48
                        Цитата: colonel
                        Если бы вы читали Рокоссовского..., а не Бивора Да ладно, с вами неочем говорить.


                        Не о чем так не о чем. На нет и суда нет. Вольному воля. Вон бог, а вон порог. Больше пословиц не знаю.

                        А кто такой Бивор? Из каких народов будет, чем бумагу марал. Чего там калякал. Не знамо мне прозвище его инородное.

                        И вы так и не ответили по каким обоснованиям вы выбираете себе врагов.

                        Ну, да ладно.
      3. vyatom
        +1
        14 декабря 2012 14:54
        Цитата: Бек
        Вот из-за этого стояния на другом берегу и не оказания помощи Варшаве, поляки наверное и не принимают Рокосовского. Хотя виноваты в этом политика и Сталин.

        Правильно минусуют. Зачем тратить жизни своих солдат бросаю уставшую армию после операции Багратион на захват Варшавы. Чтобы усадить проанглийское марионеточное правительство? Нах, нах и еще раз нах. Все правильно сделал товарищ Рокоссовский.
        1. Бек
          -1
          14 декабря 2012 18:39
          Цитата: vyatom
          Правильно минусуют. Зачем тратить жизни своих солдат бросаю уставшую армию после операции Багратион на захват Варшавы. Чтобы усадить проанглийское марионеточное правительство? Нах, нах и еще раз нах. Все правильно сделал товарищ Рокоссовский.


          Правильно минусуют, неправильно, это не мое дело. Как хотят люди так и голосуют.

          А вот "тратить жизни", то тут не согласен. Воевали ли то против общего врага, союзниками были. Говорить так как вы это цинизм и неуважение к союзнику. Точно также могли говорить англичане - А чего нам тратить жизни английских моряков доставляя военные, промышленные, продовольственные грузы, конвоями PQ в Архангельск и Мурманск. А американцам сказать, а какого черта нам бесплатно поставлять в СССР помощь ленд-линдза.

          Войска Рокоссовского были уже в предместьях Ввршавы с помощью восставших поляков Варшава была бы захвачена за два три дня. А вот какое правительство было бы в Польше. То до этого нет никому никакого дела кроме польского народа. Это только если насаждать коммунизм. Американцы на Филипинах, Индонезии, Папуа-Новой Гвиней, Франции, Бельгии свои режимы никому не навязывали.

          И это делал не Рокосовский, это ему приказал Сталин. Американцы и англичане хотели помочь Варшаве оружием, снаряжением, питанием, сбрасывая все это с самолетов. Но не хватало радиуса действия самолетов. Они попросили Москву разрешения: после сброса грузов на Варшаву приземляться на советской территории. Чтобы дозаправившись улететь назад. Таким образом создать воздцшный мост в помощь воставшим. Сталин отказал. Так, что проблема была не в усталости войск. А в поползновениях Сталина установить гле только возможно коммунизм. Тот самый коммунизм который сгнил во второй половине 20 века.
  12. +5
    18 октября 2012 14:57
    Рокоссовский замечательный полководец! Тут его в коментах противопоставляют Жукову. Я бы этого делать не стал. У него свое место в военной истории. Про Жукова много чего по написали особенно в последнее время. Вплоть до того, что он был трусом. Однако 2 Георгиевских креста полученных в 1-ю мировую Жуковым говорят сами за себя.
    1. 0
      18 октября 2012 15:10
      Цитата: Нагайбак
      Тут его в коментах противопоставляют Жукову. Я бы этого делать не стал. У него свое место в военной истории. Про Жукова много чего по написали особенно в последнее время.

      Просто в литературе которую мне приходилось изучать, весь его полководческий талант сводится к посылке огромной солдатской массы на убой. Если вы знаете литературу, где раскрывается его полководческий гений, дайте ссыль или название, с огромным удовольствием изучу, и быть может, поменяю свое мнение. )
      1. +1
        18 октября 2012 15:56
        Цитата: rkka
        Просто в литературе которую мне приходилось изучать

        видать не повезло с книгами.
        Цитата: rkka
        дайте ссыль или название,

        я могу по-рекомендовать великолепный сайт - http://iremember.ru/ , чтобы составить свое мнение, там нет однородных мнений, кто хорошо относится к Жукову кто-то нет, но что главное это мнение людей воевавших с Жуковым, а не лизоблюдов-либералов, которые только и могут что обливать дерьмом все до чего дотянутся.
        Вот на вскидку воспоминание о встрече с Жуковым Загребина И.И. полкового разведчика:
        ...Затем в Украине произошел случай, когда я чуть не погиб я. К нам в штаб полка однажды заглянул лично Георгий Константинович Жуков. Как это произошло: приехали три машины, одна похожа на броневичок, в ней Жуков ехал, и две таких специальных легковых машины повышенной проходимости. Там его вся прислуга прибыла и сопровождающие офицеры штаба. И он вышел из машины, я не тогда еще знал, что это Жуков. Одет он был в серую защитную накидку, в сапогах и брюках. Зашел с несколькими офицерами в землянку к командиру полка, что-то они там пробыли минут 15-20, не больше, потом Жуков вышел и ушел к машинам, после чего они отъехали. Вдруг через каких-то буквально пять-семь минут, хотя ничто не предвещало, налетели на нашу высотку пять немецких бомбардировщиков. И начали бомбить наш блиндаж и все вокруг. Я тогда вырыл себе небольшой окоп, дело было летом, накрыл его от солнца днищами немецких ящиков от снарядов. Немецкие бомбардировщики нас начали страшно утюжить. Я едва уцелел, меня придавило в окопе взрывом бомбы, и оглушило, получилась сильная контузия. А моему товарищу прямо в окоп попала бомба, и выкинуло оттуда обрывки одежды и обуви. Самого товарища разорвало на кусочки. После бомбежки эти самолеты улетели, и больше на нашем участке фронта вражеская авиация не появлялась. Я, например, небольшой чин имел, но посчитал, что этот авианалет – дело немецкой разведки. По всей вероятности, немцы охотились за Жуковым. Ведь как только он отъехал, тут же появились самолеты. Ни с того, ни с сего. И только после бомбежки я узнал, кто приезжал к нам в штаб полка....
        hi
        1. 0
          18 октября 2012 16:07
          на этот ваш пример есть МАССА примеров из воспоминаний как людей с большими звездами на погонах так и простых солдат о скотском отношении Жукова к "быдлу" , его барстве , непомерном самолюбии и спеси.
          1. +1
            18 октября 2012 16:11
            Цитата: katran666
            на этот ваш пример есть МАССА примеров из воспоминаний

            зайдите на сайт и прочитайте массу воспоминаний современников, лично с ним встречавшихся и лично воевавших под его командованием, может тогда перестанете нести чушь типо:

            Цитата: katran666
            о скотском отношении Жукова к "быдлу" , его барстве , непомерном самолюбии и спеси.
            1. +6
              18 октября 2012 16:36
              Пожалуй, самым распространенным мифом о Великой Отечественной Войне является миф о кровожадности ведущих советских военноначальников того периода. Дескать не жалели последние русского солдатика. «Бабы еще нарожают» и т.д. и т.п.
              Но стоит только глубже копнуть под любой либеральный миф, так он тут же начинает трещать по швам. Да, безусловно, время было тяжелое. Красная Армия несла огромны потери, особенно в первые два года войны. Конечно, имели место быть ошибки советского командования, перегибы, недооценка сил противника. Глупо отрицать все вышеперечисленное.
              Но нет никаких фактов, подтверждающих, что тот же Г.К.Жуков, например, «заваливал немецкие окопы трупами советских солдат». Ни в одном приказе, ни в документах, ни в воспоминаниях сослуживцев не сказано ни слова и беспощадности в обращении с живой силой Красной Армии. «Людей не шадить» — таких слов в его приказах нет. Для наглядности, автор позволит себе привести несколько распоряжений Г.К. Жукова, данные им в разное время.
              _______________________________________________________________________
              «Невыполнение задач 49-й армией, большие потери в личном составе объясняются исключительно личной виновностью командиров дивизий, до сих пор грубо нарушающих указания... о массировании артиллерии для прорыва... Части 49-й армии преступно ведут лобовые атаки... неся громадные потери... Если вы хотите, чтобы вас оставили в занимаемых должностях, я требую:
              Прекратить преступные атаки в лоб населенного пункта.
              Прекратить атаки в лоб на высоты с хорошим обстрелом.
              Наступать только по оврагам, лесам и мало обстреливаемой местности».
              Приказ от 27 января 1942 года
              «Азбучная истина обязывает: прежде чем бросить танки, нужно подавить систему огня... Вам об этом неоднократно давалось указание, но, видимо, до сих пор эти элементарные истины непонятны, и танки продолжают гибнуть без всякой пользы. Бросание танков без подавления системы огня противника я считаю авантюрой. Виновников гибели танков, танкистов, безусловно, нужно судить».
              Указания командующему 50-й армии
              «Населенные пункты захватывать специально созданными штурмовыми отрядами... Захват каждого опорного пункта поручать особому ударному отряду, специально отобранному, организованному и сколоченному, если нужно с предварительной репетицией в тылу своих войск».
              Приказ Жукова о создании штурмовых групп
              От командующих 43-й, 49-й, 50-й и 5-й армий 22 марта Жуков требовал: «точного выполнения моего приказа о захвате опорных пунктов противника специальными штурмовыми отрядами, во избежание излишних потерь ».
              «В армиях Западного фронта за последнее время создалось совершенно недопустимое отношение к сбережению личного состава. Командармы, командиры соединений и частей, организуя бой, посылая людей на выполнение боевых задач, недостаточно ответственно подходят к сохранению бойцов и командиров... Особенно плохое отношение к сбережению людей существует в 50-й, 10-й армиях... Выжечь каленым железом безответственное отношение к сбережению людей, от кого бы оно ни исходило ».
              Специальный приказ Жукова от 15 марта 1942г.
              «Напрасно вы думаете, что успехи достигаются человеческим мясом, успехи достигаются искусством ведения поя, воюют умением, а не жизнями людей».
              Обращение к командующему 49-й армией И. Г. Захаркину
              1. +4
                18 октября 2012 16:43
                Обратите внимание, уважаемый читатель, с каким чувством сбережения относится Г.К.Жуков к живой силе советской армии. А теперь сравните это с тем, что ему приписывают современные горе-историки, режиссеры, журналисты и прочие «узники совести».
                Конечно, одно дело приказы, подумаете вы, другое дело практика. Разумеется, в условиях реальных боевых действий когда, порой, у командиров на местах были лишь считанные доли минуты на обдумывание приказа, многие директивы просто не могли выполняться в принципе.
                Мы должны понимать, что шла самая кровавая война в истории человечества, и Жукову, как опытному военноначальнику, поручали самые тяжелые и самые критические участки фронта. Нам достался очень сильный, обученный и хорошо вооруженный противник, на которого работала, фактически, вся Европа.
                Но, несмотря на все трудности, Георгий Константинович успешно выполнил возложенные на него обязанности, за что его по праву можно назвать великим полководцем ΧΧ века.

                Для еще большей убедительности позволю себе привести распоряжения другого «кровопийцы» того периода — И.В. Сталина.
                Историк А.Б. Мартиросян в своей книге «Сталин и Великая Отечественная Война» приводит отрывки из большой аналитической речи Джугашвили на проходившем 14-17 апреля 1940 года(!) в ЦК ВКП совещании начсостава РККА по обобщению опыта боевых действий в войне против Финляндии, из которой также можно сделать вывод об отношении Верховного Главнокомандующего к жизням солдат и офицеров:
                «У нас, товарищи, хвастались, что наша армия непобедима, что мы всех можем шапками закидать, нет никаких нехваток. В практике такой армии нет и не будет. Это помешало нашей армии сразу понять свои недостатки и перестроиться...
                ...С этим хвастовством надо раз и навсегда покончить. Надо вдолбить нашим людям правила о том, что непобедимой армии не бывает... Надо учиться не только как наступать, но и отступать.
                ...Что помешало нашему командному составу с ходу вести войну в Финляндии по-новому, не по типу Гражданской войны, а по-новому? Помешали, по-моему, культ традиции и опыта Гражданской войны... Именно культ традиции и опыта гражданской войны, с которым надо покончить, он и помешал нашему командному составу сразу перестроиться на новый лад, на рельсы современной войны.
                ...А что такое современная война? Интересный вопрос, чего она требует? Она требует массовой артиллерии. В современной войне артиллерия это бог... Кто хочет перестроиться на новый современный лад, он должен понять, артиллерия решает судьбу войны, массовая артиллерия. И поэтому разговоры, что нужно стрелять по цели, а не по площадям, жалеть снаряды — это несусветная глупость, которая может загубить все дело. Если нужно в день дать 400—500 снарядов, чтобы разбить тыл противника, передовой край противника разбить, чтобы он не был спокоен, чтобы он не мог спать, нужно не жалеть снарядов и патронов.
                Второе — авиация, массовая авиация... И тот, кто хочет вести войну по-современному и победить в современной войне, тот не может говорить, что нужно экономить бомбы. Чепуха, товарищи, побольше бомб нужно давать противнику, чтобы оглушить его, перевернуть верх дном его города, тогда добьемся победы. Больше снарядов, больше патронов давать, меньше людей будет потеряно. Будете жалеть патроны и снаряды — будет больше потерь. Надо выбирать. Давать больше снарядов и патронов, жалеть свою армию, сохранять силы, давать минимум убитых, или жалеть бомбы, снаряды.
                1. +4
                  18 октября 2012 16:45
                  Дальше танки, третье, тоже решающее, нужны массовые танки, не сотни, а тысячи. Танки, защищенные броней, — это все. Если танки будут толстокожими, они будут чудеса творить при нашей артиллерии, при нашей пехоте. Нужно давать больше снарядов и патронов по противнику, жалеть своих людей, сохранять силы армии.
                  Минометы, четвертое, нет современной войны без минометов, массовых минометов. Все корпуса, все роты, батальоны, полки должны иметь минометы 6-дюймовые обязательно, 8-дюймовые. Это страшно нужно для современной войны. Это очень эффективные минометы и очень дешевая артиллерия. Замечательная штука миномет. Не жалеть мин! Жалеть своих людей. Если жалеть бомбы и снаряды — не жалеть людей, меньше людей будет. Если хотите, чтобы у нас война была с малой кровью, не жалейте мин».
                  Видите, уважаемый читатель, Сталин еще до войны требовал от своих подчиненных жалеть живую силу собственной армии. Сталин все время призывал генералитет беречь людей, а потом уже технику и боеприпасы. Аналогично Г.К. Жукову, он был категорически против тактики введения боев времен Гражданской Войны.
                  Существовала специальная директива «О сущности артиллерийского наступления». В этом документе Сталин прямо назвал преступлением использование пехоты для атак без предварительного, тщательного и длительного артиллерийского наступления!
                  Очень характерна в этом плане телеграмма Верховного Главнокомандующего Сталина, направленная в 21 ч. 50 мин. 27 мая 1942 г. в адрес командования и военного совета Юго-Западного фронта: «За последние 4 дня Ставка получает от вас все новые и новые заявки по вооружению, по подаче новых дивизий и танковых соединений из резервов Ставки. Имейте в виду, что у Ставки нет готовых к бою новых дивизий, что эти дивизии сырые, необученные и бросать их теперь на фронт —- значит доставлять врагу легкую добычу. Имейте в виду, что наши ресурсы по вооружению ограничены, и учтите, что кроме вашего фронта есть еще у нас и другие фронты.
                  Не пора ли вам научиться воевать малой кровью, как это делают немцы? Воевать надо не числом, а умением. Если вы не научитесь получше управлять войсками, вам не хватит всего вооружения, производимого в стране. Учтите все это, если вы хотите когда-либо научиться побеждать врага, а не доставлять ему легкую победу. В противном случае вооружение, получаемое вами от Ставки, будет переходить в руки врага, как это происходит теперь».

                  P.s.: И как же так получилось, что два, без преувеличения, самых выдающихся полководца 20-ого века стали «кровожадными убийцами»?
                  _____________________________________________________________________
                  Список используемой литературы:
                  1. Исаев А. Мифы и правда о маршале Жукове. М., 2010г.;
                  2. Гареев М. А. Полководцы Победы и их военное наследие. М., 2004г.;
                  3. А.Б. Мартиросян «Сталин и Великая Отечественная Война», 2008г.;
                  4. В. Мединский «Война», 2010г.
                  1. 0
                    18 октября 2012 17:38
                    Доклад командующего № 2:

                    «1. Противник, захватив Красное Село, ведёт бешеные атаки на Пулково, в направлении Лигово. Другой очаг юго-восточнее Слуцка — район Федоровское. Из этого района противник ведёт наступление восемью полками общим направлением на г. Пушкин, с целью соединения в районе Пушкин-Пулково.

                    2. На остальных участках фронта обстановка прежняя … Южная группа Астанина в составе четырёх дивизий принимает меры к выходу из окружения.

                    3. На всех участках фронта организуем активные действия. Возлагаем большие надежды на тебя. У меня пока всё».

                    Вот оцените по этим докладам, кто профессионал.

                    У первого сухое перечисление противника со всеми подробностями — танковая или пехотная дивизия, в полном составе или нет, где могут быть остатки и резервы, каково поведение противника, каковы результаты дневных боёв с возможными потерями противника и где проходит линия его фронта.

                    У второго — полное незнание кто с ним воюет. Единственная цифра —
                    «восемь полков»— какая-то безграмотная и, к тому же, относится к совершенно другому участку фронта. Полки сами не атакуют. Они делают это в составе дивизий. Профессионал сказал бы: «Противник ведёт наступление частями трёх (четырёх) дивизий (номера дивизий) общими силами до 8 полков». Вместо сведений о противнике в докладе какой-то бессвязный лепет о «бешеных» немцах, которые атакуют этого полководца.

                    Не знаю, может у вас другое впечатление, но у меня оно именно такое.

                    Теперь об этих военачальниках. Первый — это командующий 54-й армией маршал Г. И. Кулик. Второй — командующий Ленинградским фронтом генерал армии Г. К. Жуков.
                    1. +2
                      18 октября 2012 18:13
                      выдергивание цитат, не известно откуда, из контекста - не является аргументом.
                      без всяких лишних мыслей - Вы служили?

                      по каким критериям Вы оцениваете профессионализм полководца?
                      судя по Вашим коментам Сталин был полный раз назначил Жукова командовать обороной Ленинграда? А Вы знаете, что после того как в войска Ленинградского фронта узнали о назначение Жукова, боевой дух войск поднялся , в этом можно убедится прочитав любые мемуары, или Вы и бойцов Ленинградского фронта тоже за олухов держите?
                      1. 0
                        18 октября 2012 20:41
                        Цитата: Karlsonn
                        без всяких лишних мыслей - Вы служили?

                        Нет, не служил. У меня в мед.университете военная кафедра была. Можете называть меня презрительно "Галстук" )
                    2. Kibb
                      +1
                      18 октября 2012 23:46
                      rkka вы меня простите, но я таких цитат могу надергать о любом военачальнике, любой армии мира, любых времен... Терпеть не могу ура патриотизма и посему обычно в потенциально политических спорах стараюсь не участвовать. Жуков конечно не идеал, но и время было такое...
                      То что вы привели это не приказы- люди есть люди, им иногда просто поговорить хочется...или посплетничать... НО далеко не факт, что разговор этот реально имел место и время...Крайне сомнительно Чтобы Жуков с Куликом разговаривал в такой "теплой,дружественной обстановке".
                      Война всегда не подарок, но сравнения с ВОВ, просто нет.
                      Рокосовский по моему достоин того, чтоб о нем помнили как о ПОЛКОВОДЦЕ и на этом свое участие в дискуссии заканчиваю
                  2. Skavron
                    0
                    18 октября 2012 20:57
                    И где тут в авторах Жуковские современники???
                  3. vyatom
                    0
                    14 декабря 2012 15:00
                    Батенька, да вы просто энциклопедия. Плюсую за правдивое отражение действительности на войне. Респект.
            2. -2
              18 октября 2012 16:42
              видите ли , уважаемый , мне нет необходимости читать приведенных вами современников , ибо уже читал и массу и хвалебных и резко негативных . нет нужды вести диалог типа "перестанете нести чушь" , поэтому я приведу пару примеров
              1. Свидетель режиссер Григорий Чухрай: "Я на какое-то время отвлекся. Вдруг какой-то шум. Оглядываюсь и столбенею: Жуков и Конев вцепились друг в друга и трясут за грудки. Мы бросились их разнимать." ("Красная Звезда" 19.9. 1995)
              2 Маршал Советского Союза Еременко Андрей Иванович в январе 1943 года - генерал-лейтенант, командующий Сталинградским фронтом. Запись в дневнике от 19 января 1943 года: "Жуков, этот узурпатор и грубиян, относился ко мне очень плохо, просто не по-человечески. Он всех топтал на своем пути... Я с товарищем Жуковым уже работал, знаю его как облупленного. Это человек страшный и недалекий. Высшей марки карьерист". ("ВИЖ" No 5, 1994, стр. 19)
              3 Обстановку в штабе Жукова ярко описал артист Борис Сичкин, друг и собутыльник "маршала победы": "Обслуживающий персонал состоял из лиц мужского пола в чине не ниже генерал-майора. Они были откровенными холуями: чистили маршалу сапоги, накрывали на стол и убирали со стола. Словом, походили на услужливых собак. Когда они выслушивали распоряжения маршала, то сгибались до полу. Противно было смотреть на этих людей, потерявших к себе всякое уважение... Для маршала эти холуи были кем-то вроде декоративных собачек... Точнее, они были по натуре псами" (Б. Сичкин. Я из Одессы, здрасьте... СПб., 1996. С. 79)
              4 Рассказывает артист Борис Сичкин: "Я прекрасно помню банкет по поводу передачи командования нашим фронтом из рук Рокоссовского Жукову. Наш ансамбль выступал на этом вечере. На возвышении стояли два мощных кресла, на которых восседали оба маршала... В ансамбле работал солистом хора Яша Мучник... После его выступления Жуков подозвал его к себе и, усадив рядом, на место маршала Рокоссовского, весь вечер не отпускал. Яша робко пытался что-то сказать маршалу, но Жуков успокаивал Яшу:
              - Не волнуйся, сиди спокойно, пусть он погуляет.
              Солдат-еврей Яша Мучник весь вечер просидел на троне вместо Рокоссовского с прославленным маршалом Георгием Константиновичем Жуковым" (Б. Сичкин. Я из Одессы, здрасьте... С. 75-76).
              1. +3
                18 октября 2012 16:55
                Цитата: katran666
                1. Свидетель режиссер Григорий Чухрай:

                и что?

                Цитата: katran666
                2 Маршал Советского Союза Еременко Андрей Иванович

                если у них не сложились отношения это ни чего не доказывает.

                Цитата: katran666
                3 Обстановку в штабе Жукова ярко описал артист Борис Сичкин

                то что после войны вокруг маршала начали тереться прихлебатели, это показатель того как он солдат не жалел во время войны?

                Цитата: katran666
                4 Рассказывает артист Борис Сичкин

                Цитата: katran666
                Солдат-еврей Яша Мучник весь вечер просидел на троне вместо Рокоссовского

                что в этом плохого?


                прошу заметить все эти изыски датированы первой половиной 90-х, когда грязью Родину не поливал разве, что ленивый!
                Жаль, очень жаль, что Маршал Победы не может ответить из могилы своим клеветникам, во истину - ЖИВЫЕ МОСЬКИ ЛАЮТ НА МЕРТВОГО ЛЬВА.
                1. -5
                  18 октября 2012 17:41
                  «— Будучи писарем в штабе армии, — рассказывал один отставник, — оказался свидетелем такой вот сцены. Перед наступлением к нам приехал маршал Жуков. Увидел группу генералов, пальцем поманил одного из них. «Кто такой?» — спрашивает у рослого генерал-майора, командира дивизии — одной из лучших в армии. Тот докладывает: генерал-майор такой-то. «Ты не генерал, а мешок с дерьмом!» — гаркнул на него маршал. Ни за что ни про что оскорбил боевого командира — на глазах у всех. Был в плохом настроении, надо было на ком-то сорвать досаду. Сорвал на первом попавшемся …»)
                  1. 0
                    18 октября 2012 18:14
                    ссылку на источник, пожалуйста.
                    1. +2
                      18 октября 2012 18:27
                      Мухин, Юрий Игнатьевич Para bellum!
                      Я конечно скептически отношусь к теория заговора Мухина, однако в его трудах много другой полезной информации.
                      и вам большое спасибо за ссылку, будем изучать.
                      1. +1
                        18 октября 2012 19:39
                        Цитата: rkka
                        большое спасибо за ссылку, будем изучать.

                        Всегда пожалуйста, буду рад если пригодится, +1.
                        Мухина я не очень, читаешь-читаешь вроде адекватный умный человек, а потом РАЗ и во всем евреи виноваты, с начало думал - ну ладно с кем не бывает, но при прочтении четвертой его книги стало все понятно.
                      2. +2
                        18 октября 2012 20:59
                        Для ркка. Мухин производит мягко говоря странное впечатление. Типа все ганаралы у нас дураки и предатели и т.д.
              2. 0
                18 октября 2012 17:38
                Ниже я даю стенограмму разговора двух советских военачальников, которым было поручено Ставкой совместными усилиями уничтожить противостоящую им обоим группировку немецких войск. Обсуждая этот вопрос, они докладывают друг другу то, что знают о своём общем противнике. Попробуйте по их знанию этого своего Дела оценить их профессионализм. Назовём их № 1 и № 2.


                Доклад командующего № 1:

                «Обстановка у меня следующая:

                1. В течение последних 2-3 дней я веду бой на своём левом фланге в районе Вороново, то есть на левом фланге группировки, которая идёт на соединение с тобой. Противник сосредоточил против основной моей группировки за последние 2-3 дня следующие дивизии. Буду передавать по полкам, так как хочу знать, нет ли остальных полков против твоего фронта. Начну справа: в районе Рабочий посёлок № 1 появился 424-й полк 126-й пехотной дивизии, ранее не присутствовавшей на моём фронте. Остальных полков этой дивизии нет. Или они в Шлиссельбурге, или по Неве и действуют на запад против тебя, или в резерве в районе Шлиссельбурга.

                2. В районе Синявино и южнее действует 20-я мотодивизия, вместе с ней отмечены танки 12-й танковой дивизии.

                3. На фронте Сиголово-Турышкино развернулась 21-я пехотная дивизия. Совместно с ней в этом же районе действует 5-я танковая дивизия в направлении Славянка-Вороново. В течение последних 3 дней идёт усиленная переброска из района Любань на Шипки-Турышкино-Сологубовка мотомехчастей и танков. Сегодня в 16.30 замечено выдвижение танков (более 50) в районе Сологубовка на Сиголово и северо-восточнее Турышкино. Кроме того, появилась в этом же районе тяжёлая артиллерия. Сегодня у меня шёл бой за овладение Вороново. Это была частная операция для предстоящего наступления, но решить эту задачу не удалось. Правда, здесь действовали незначительные соединения. Я сделал это умышленно, так как не хотел втягивать крупные силы в эту операцию: сейчас у меня идёт пополнение частей.

                Линия фронта, занимаемая 54-й армией, следующая: Липка-Рабочий посёлок № 8- Рабочий посёлок № 7-посёлок Эстонский-Тортолово-Мышкино-Поречье-Михалево.

                Противник сосредоточивает на моём правом фланге довольно сильную группировку. Жду с завтрашнего дня перехода его в наступление. Меры для отражения наступления мною приняты, думаю отбить его атаки и немедленно перейти в контрнаступление. За последние 3-4 дня нами уничтожено минимум 70 танков … Во второй половине 13 сентября был сильный бой в районе Горного Хандорово, где было уничтожено 28 танков и батальон пехоты, но противник всё время, в особенности сегодня, начал проявлять большую активность. Всё».
                1. +2
                  18 октября 2012 18:16
                  ссылку на источник, пожалуйста.

                  Шакалы у мёртвого льва собрались
                  И радостно выли в пустыне за жизнь:
                  «Теперь наступает новый этап
                  Всё ныне в когтях наших лап».

                  Но мимо буйволов стадо прошло -
                  Без льва завалить не смогли никого...
                  Стадо газелей промчалось в пыли,
                  Снова поймать ничего не смогли...
                  Тут началась меж шакалов борьба,
                  Кто виноват и кто их возглавит тогда.

                  Мёртвый лев под солнцем лежал,
                  Только такого не боится шакал
                  И в природе шакалу львом не бывать,
                  Не вышла шакалья порода и стать.

                  И шайка шакалов за тигром пошла -
                  Такая шакалья уж видно судьба,
                  Питаться всегда с чужого стола…

                  И басни смысл прочтёт здесь каждый:
                  Мёртвый лев был царём - пусть, однажды...
                  Но и мёртвый достоин почтенья!
                  Шакал - лишь усмешки презренья...
              3. 0
                18 октября 2012 20:57
                Для Катрана666 особенно ценно мнение Еременко -вот уж гений воистину.
                1. +1
                  18 октября 2012 21:55
                  уважаемый , вообще-то вы про маршала СССР пишете!!! я тоже его гением не считаю , однако не думаю , что так про него стоит пренебрежительно говорить... вы не поняли - я специально привел высказывания РАЗНЫХ людей - от солдата до маршала (поверьте , я могу 100500 страниц подобных цитат указать)- это прежде всего характеризует характер Жукова и его деяния , которые не смогли люди удержать при себе. а теперь поройтесь и попробуйте что-нибудь такое найти про Рокоссовского?
          2. Taratut
            0
            18 октября 2012 19:07
            Именно со Сталинградом и маршалом Жуковым связано одно из самых неприятных и унизительных воспоминаний летчика Попкова о войне (Попков - прототип Маэстро из фильма "В бой идут одни старики". Эпизод, который даже спустя шестьдесят лет вызывает в нем ярость и чувство горечи.
            – Вот когда подписи собирали, чтобы Жукова реабилитировать, я отказался, – Виталий Иванович искренне и очень по-детски наивается в кресле, – не потому, что не считаю его великим полководцем, а из-за личного…
            Личное состоит в следующем. Двадцать третьего августа немцы бомбили Сталинград. Город превратился в один огромный пожар, перемешанная с нефтью из разбитых хранилищ горела в Волге вода. Совершая по пять-шесть боевых вылетов в сутки, теряя одного за другим лучших летчиков, наши воздушные силы были не в состоянии прикрыть город и переправы. Превосходство немцев в воздухе было подавляющим. Истребители 5-го гвардейского дрались с отчаянной храбростью, часто в одиночку бросаясь на звенья немецких бомбардировщиков, идущих под прикрытием «экспертов» (так немцы называли своих лучших асов-истребителей). И гибли в неравных воздушных боях.
            Попков был одним из самых умелых, храбрых и везучих летчиков. Сбив под Сталинградом уже семь машин противника, он знал себе цену. Поэтому когда 26 августа 1942 года его в числе трех других лучших летчиков-истребителей фронта вызвали в Ставку – не удивился. «Наверное, начальство решило банкет устроить, накормят и наградят, а потом опять в бой», – решил сержант Попков с присущим ему оптимизмом.
            Но в землянке не оказалось ни столов с фронтовыми деликатесами, ни наград, зато собралось не меньше тридцати генералов. Летчиков поставили с краю, а когда вошли Жуков и Маленков, вытолкнули в первый ряд.
            – Почему летчики плохо воюют? – закричал маршал, добавив мата, без которого не обходился, – мало мерзавцев расстреливаем? Сколько вы лично трусов и предателей расстреляли? – Жуков ткнул пальцем в Попкова.
            – Нам, товарищ маршал, немцев хватает. Своих мы не расстреливаем, – смело ответил летчик.
            – A вот я расстреливаю трусов и предателей!
            Во двор их…
            Летчиков вывели во двор. Появились автоматчики.
            Виталий Иванович помнит страх и беспомощность перед нелепостью происходящего. И острое чувство унижения. Через минуту троих действительно расстреляли: привели анонимных, безразличных от обреченности русских мужиков в гимнастерках без знаков различия и расстреляли среди пыли и обломков кирпича.
            A тела уволокли. Кого? За что? Никогда не боявшийся ни чужих, ни своих Виталий Попков был ошеломлен произошедшим.
            – Вот так и с вами поступят, – страшно оскалился Жуков, – если будете плохо воевать, С этого дня больше не считать им боевых вылетов, сбитых самолетов, не поощрять, не представлять к званиям и наградам. Свободны…"
            1. +1
              18 октября 2012 19:45
              Цитата: Taratut
              привели анонимных, безразличных от обреченности русских мужиков в гимнастерках без знаков различия и расстреляли

              В итоге как я понял летчиков не расстреляли?
              Кого именно тогда расстреляли? может и правда трусов и паникеров?
              Могу привести статистику расстрелянных под Сталинградом, прочтя которую сразу становится понятно, что в расположении Ставки каждый день не расстреливали анонимных и беспомощных .
        2. +3
          18 октября 2012 18:33
          Сайт интересный, спасибо за ссылку, но хочется сказать, что эти свидетельства простых людей, во многом приукрасила их молодость на тот момент, многие случаи стали в их воспоминаниях легендарными - это их гордость. Людей взрослых, выдержавших основную нагрузку ВОВ давно нет, они или остались, как мой дед 1908 г.р. там или не смогли донести правду до нас (время не позволяло). Думаю истинная роль Жукова в войне никогда не уже не будет оценена реально, всегда будет перекос туда или сюда, но как человека, думаю его можно оценить и не все его поступки сейчас выглядят красиво, как во время войны, так и после. Думаю так же, что г-ну Резуну, тоже далеко до респекта от многих читателей, не велика задача собрать все сплетни, причем однобокие и вынести вердикт, как ни крути - Победителю.
          1. 0
            18 октября 2012 19:51
            Цитата: JIPO
            Сайт интересный, спасибо за ссылку, но хочется сказать, что эти свидетельства простых людей

            Всегда пожалуйста hi , огромное спасибо надо сказать Драбкину и тем кто дал себе труд на интервьюирование ветеранов, а ведь с каждым днем их становится все меньше и меньше...
            Рассказ вот этого человека, лично на меня произвел весьма сильное впечатление:

            http://iremember.ru/razvedchiki/ivanov-mstislav-borisovich.html
      2. +2
        18 октября 2012 16:00
        Перефразируя профессора Преображенского: " И не читайте перед обедом демократических газет." Повторюсь. Сталин был такой чтобы посылать "бездарного" Жукова на самые сложные участки фронта. Не уподобляйтесь идиотам, вопящим, что главной целью и того и другого было бессмысленное истребление русского народа. А что касается литературы, почитайте Василевского и того же Рокоссовского, талантов которых никто не умаляет.
        1. 0
          18 октября 2012 17:00
          Специальный приказ Жукова от 15 марта 1942г.
          «Напрасно вы думаете, что успехи достигаются человеческим мясом, успехи достигаются искусством ведения поя, воюют умением, а не жизнями людей». drinks
        2. 0
          18 октября 2012 17:43
          в главе посвящённой обороне Москвы Жуков даёт такой эпизод:


          «И. В. Сталин вызвал меня к телефону:

          — Вам известно, что занят Дедовск?

          — Нет, товарищ Сталин, неизвестно.

          Верховный не замедлил раздражённо высказаться по этому поводу: „Командующий должен знать, что у него делается на фронте“. И приказал немедленно выехать на место, с тем чтобы лично организовать контратаку и вернуть Дедовск.

          Я попытался возразить, говоря, что покидать штаб фронта в такой напряжённой обстановке вряд ли осмотрительно.

          — Ничего, мы как-нибудь тут справимся, а за себя оставьте на это время Соколовского».

          Тут Жуков прав, хотя Сталин посылал его в войска того фронта, которым Жуков командовал, а сам Жуков увёз Говорова из его 5-й армии чёрт знает куда, как ткачиху для передачи передового опыта. И ещё. Обратите внимание на то, кем осуществлялось командование Западным фронтом. Сталин говорит
          «мы справимся»,а не «Соколовский справится».

          — И, наконец,
          Жуков опять не имеет представления о противникена своём фронте. Он не представляет какие именно немецкие дивизии ведут бой с подчинёнными ему 5-й и 16-й армиями.
          1. +2
            18 октября 2012 18:29
            еще раз:
            по Вашему Сталин и Ставка сплошные раз назначали Жукова всю войну на ответственные посты? А Вы у нас д'Артаньян, который безусловно сделал бы все как надо ?
            То что Вы начитались либеральных материалов, где маршала обливают помоями это однобокий , предвзятый взгляд, я предлагал Вам прочитать тексты интервью ветеранов о Жукове, где есть и негативные оценки(в меньшинстве), на что получил вполне д'Артаньяновский ответ:
            Цитата: katran666
            мне нет необходимости читать приведенных вами современников

            если мнение ветеранов для Вас ни чего не значит, то о чем еще тут разговаривать?
            Желаю удачи в дальнейшем штудирование либеральной-антисоветской-антирусской желтой прессы hi .
      3. -1
        18 октября 2012 18:22
        К Жукову стал относиться настороженно, лет 15 назад, когда кроме его мемуаров стали попадаться труды других полководцев и не только наших. Не понравилось мне много лживой информации в этих трех томах и приписывание себе заслуг других полководцев, начиная от Москвы и Ленинграда, и кончая 44 и 45 гг. особенно запомнилось, то, что Сталин не просил удалиться К.К.Р. для окончательного обдумывания плана "Багратион", а план обсуждался коллективно, Жуковым в том числе и Рокоссовский был где-то сбоку, отнюдь не главным разработчиком (Жуков и тут пытался сказать, что без него не обошлось и главным был он, как и в Сталинграде и под Курском). Понятно, что Георгий Константиныч был не последним человеком в Армии, он был Первым заместителем Сталина, но его функции чаще всего заключались в давлении на генералитет, их контроле, в ускорении темпа операций,что называется общим руководстве операциями, но реально, во многих случаях он ничем не руководил, считая если все получится, то он герой, а если нет, то и вина не на нем. Вот так и становятся полководцами не проигравшими ни одной битвы, проиграли другие. Особенно меня поразили его воспоминания о начале войны, в юности я все принимал за чистую монету, но когда пришло понятие, что этот человек руководил всей армией, как начальник Генштаба и при этом не сказал про свою роль и ошибки ни слова, уважение мое куда-то стало исчезать.
        1. +2
          18 октября 2012 19:54
          К сожалению официальная советская историография носила скорее пропагандистский нежели научный характер, по этому надо читать все до чего можно дотянуться, чтобы выработать свою точку зрения.
      4. +2
        18 октября 2012 20:56
        Для РККА.Меньше Вам надо читать Суворова и прочих -типа трупами завалили и т.д Поверьте легче станет. Изучите подробнее битвы которыми он руководил Вам этого хватит. И еще Сталин в войну просто так нагарадами и званиями не швырялся.
      5. Бек
        -1
        18 октября 2012 21:06
        Полководческий талант Жукова беспорен. Но он больше воевал числом. Выполнение таких-то действий, к такому-то сроку любой ценой.

        Берлинская наступательная операция. Конев первым вышел к южным окраинам Берлина. Конев предлагал окружить Берлин и взять немецкий гарнизон измором. Но советская тяга рапортов к праздникам (1 Мая) заставила Жуков брать Берлин штурмом.

        В Берлинской операции было положено 304 тысячи солдатских жизней. Тех жизней которые уже радовались скорому окончанию войны.

        США на двух театрах военных действий за 5 лет войны потеряли менее 300 тысяч своих солдат. Потому как генералы берегли своих солдат. Воевали техникой. Только после основательной арт. подготовки и авиа.ударов в бой шла пехота.
        1. +1
          30 ноября 2012 15:20
          НЕ брехать!
          Потери (безвозвратные) в Берлинской стратегической наступательной операции у войск Жукова (на главном направлении)-37,61 тыс., Конева- 13,07 тыс., Рокоссовского-27,58 тыс. Как видите, они зависят не только от командующих фронтами.
          Вместе с раненными и больными, да, более 352 тыс. солдат и офицеров.
          А уж какая основательная артподготовка была и авиаудары!
          Прежде чем болтать о великих (со всеми их недостатками и достоинствами) надо дать себе труд хоть ума набраться по теме и не смешить народ.
          1. Бек
            -2
            30 ноября 2012 18:28
            Цитата: алексеев
            НЕ брехать!


            Вообще то здесь идет дисскусия, а не склока и свара. Вполне мог не ту цифру назвать, мог не ЗНАТЬ. Но это не значит брехать.

            Советские данные во все времена грешили своей недостоверностью. Мы до сих пор не знаем точной цифры наших потерь в ВОВ. И по Берлинской операции есть самые различные цифры. Я признаю, что сделал описку. 300 тысяч это общие потери, но и положеных 80 тысяч тоже это не фунт изюма.
  13. +1
    18 октября 2012 15:26
    У Жукова была всю войну немного другая мера ответственности. Он отлично себя зарекомендовал, как представитель Ставки на фронтах, координатор действий фронтов и.., отличный кризис-менеджер.
    Сравнение конечно грешит recourse Но, был такой и в Рейхе - их камрад Вальтер Модель. Главный пожарный Вермахта.
    К сожалению, не помню кто из наших генштабистов вспоминал://
    Уже после победы, Сталин на каком-то праздничном мероприятии, в неформальной обстановке, услышал в разговоре военных обсуждение качеств Жукова и Рокоссовского. Посчитал нужным вмешаться:
    - Все же я считаю, что товарищ Жюков.., воевал НЕ ХУЖЕ!
  14. +3
    18 октября 2012 16:04
    когда я читаю подобное про Рокосовского , то лишний раз убеждаюсь , как неправы те люди , которые говорят "такое было время". именно на так всегда оправдываются товарисчи типа Жукова, списывая на ЭТО ВРЕМЯ свои ошибки и преступления. 3 года сидел Рокосовский , и неичего не подписал... впоминается что тот же гений Тухачевский подписал ВСЕ на второй или третий ДЕНЬ...да , были люди...
    1. 0
      18 октября 2012 17:00
      Да любят у нас оправдания типа "Время било такое!" Так любое скотство можно оправдать - цель оправдывает средства.
    2. 0
      18 октября 2012 18:59
      И Горбатов А.В. ничего не подписал. Выпустили. Затем был первым комендантом Берлина по личному прказу Сталина. Но выдерживали единицы.
  15. -1
    18 октября 2012 17:46
    судя по всему Жуков редко ориентировался в том, что именно происходит на фронтах, которыми он командовал и Сталин нередко командовал за него, Жуков был просто его рупором. Вот, к примеру, телеграмма Сталина Жукову, относящаяся уже к 1944 году:

    «Должен указать Вам, что я возложил на Вас задачи координировать действия 1-го и 2-го Украинских фронтов, а между тем из сегодняшнего Вашего доклада видно, что несмотря на всю остроту положения, Вы недостаточно осведомлены об обстановке: Вам неизвестно о занятии противником Хильки и Нова-Була; Вы не знаете решения Конева об использовании 5 гв. кк. и танкового корпуса Ротмистрова с целью уничтожения противника, прорвавшегося на Шендеровку. Сил и средств на левом крыле 1 УФ и на правом крыле 2-го Украинского фронта достаточно для того, чтобы ликвидировать прорыв противника и уничтожить Корсуньскую группировку. Требую от Вас, чтобы Вы уделили исполнению этой задачи главное внимание».(ЦАМО РФ, ф.148а, оп.3963, д.158, лл.32—33).
    1. +2
      18 октября 2012 18:31
      Цитата: rkka
      судя по всему Жуков редко ориентировался в том, что именно происходит на фронтах

      о, заход с козырей fellow Жуков вааще командовал по глобусу .


      Цитата: rkka
      «Должен указать Вам, что я возложил на Вас задачи координировать действия


      ссылку на книгу или текст статьи , где Вы это взяли - в студию wink .
    2. 0
      19 октября 2012 17:01
      rkka
      "...судя по всему Жуков редко ориентировался в том, что именно происходит на фронтах, которыми он командовал и Сталин нередко командовал за него, Жуков был просто его рупором. Вот, к примеру, телеграмма Сталина Жукову, относящаяся уже к 1944 году:
      «Должен указать Вам, что я возложил на Вас задачи координировать действия 1-го и 2-го Украинских фронтов,."

      Вы сейчас перепеваете "МЫСЛИ" Юры Мухина. И какой в этом смысл? Вы из его братства?
      У Вас свое мнение есть, основанное на Вами изученных источниках? Вторичных.., третичных?..
      Аккуратнее надо быть, осторожнее laughing
      Со своим лицом.
  16. +2
    18 октября 2012 19:03
    http://militera.lib.ru/memo/russian/golovanov_ae/23.html
    Рокоссовский в операции Багратион глазами Главного маршала авиации Голованова.
    Рокоссовскому вечная слава.
  17. Salut71
    +1
    18 октября 2012 19:45
    Самый мною уважаемый Советский Полководец! Велик как Воин и как Человек. После смерти Сталина один из немногих, кто никогда не поливал его грязью.
    Низкий поклон и Вечная память Настоящему Маршалу!
  18. Регион71
    +1
    18 октября 2012 20:33
    Вот посмотри, стоит три гнезда вооруженные пушками и не менее взвода автоматчиков и несколько пулеметов. Надо не менее 3 танков, чтобы подавить эти точки. Лелюшенко отвечает: Да вот есть танк. А Рокоссовский: Что он один сделает? Лелюшенко: Сделает, и дает мне бинокль посмотреть. Я посмотрел. Рокоссовский спрашивает меня: Сумеешь? Думаю, сумею тов. генерал. Лелюшенко поддержал. Получили приказ сразу от двух командующих 16 Армии Рокоссовского и командующего 30 Армии генерала Лелюшенко. И помчались на максимальной скорости. Пулемет так же на взводе готов. Шли в сторону правого гнезда, и только сравнялись с первым гнездом, резко повернул танк в сторону гнезда и полный газ танку на гнездо. мой танк залез на пушку, и другие сооружения развалил и сам завис на пушке, на днище сел. Но я рывками делал, чтобы хоть одной гусеницей зацепиться и выскочить с гнезда. Получилось хорошо, еще раз наш танк на гнезде сделал разворот, я убедился, что все изуродовано. Двинулись по прямой линии по снегу к мелкой посадке леса. На окраине леса двинулись на второе гнездо на максимальной скорости. С хода раздавили все сооружения и пушку. Здесь немцы дали несколько выстрелов по танку, но в лоб танка. А после сближения с нами бросили позицию, и ушли по траншее. Стали доходить до третьего гнезда, тут нам было тяжелее. Не доезжая метров 100 до него, была просека леса и там тоже стояла пушка. С "НП" Рокоссовского она была не заметна, а когда я уже доехал, вижу, что подставляю бок танка к той пушке. Но когда я выехал с гнезда третьей пушки, то дальняя пушка подожгла мой танк, не далеко от леса. Наш танк стал гореть, мы под защитой танка лежали на снегу, сразу стали рваться снаряды в танке. Подошло время рвануть горючему в танке, нам нужно было отползать. Решили под пулями автоматов и пулеметов отползать, а то немцы могут нас погубить. Но вдруг с "НП" Рокоссовского пришел танк, и мы залезли в него и доехали на "НП".

    Когда прибыли после боя на "НП", командующий 16 Армии генерал Рокоссовский и командующий 30 Армии генерал Лелюшенко, встретили нас по-разному. Рокоссовский похвалил меня и по-отцовски сказал: Молодец! А мы были обуты в сапоги, он заметил и спросил: Как ваши ноги? Мы ответили: Ничего, только не ощущаем. Там были еще офицеры, и он приказал нас отправить в лазарет. А генерал Лелюшенко ругается, достал пистолет: Расстреляю! Танк потерял, подставил бок, третье гнездо раздавил и вдруг подставил бок. А Рокоссовский ему: Дмитрий Данилович там, в глубине леса в деревне еще была не одна пушка, успокойся, а посмотри хорошо. А что механик видел и в задании боя выполнял все правильно. Маневрировал быстро, хорошо уклонялся от снарядов противника. Сам ты тоже восхищался. Я лично отмечаю и говорю "Молодец"! Задание выполнил отлично, а то, что танк сгорел, шут с ним. Танк оправдал себя, считай, три пушки раздавил и несколько пулеметов, и сразил более десятка противника пулеметом. Я же тебе Дмитрий Данилович говорил, что надо 3-4 танка, чтобы прочесать 2 км вглубь леса и деревни. Успокойся, а вы езжайте в армейский лазарет.

    Выше я писал, что 58 танк. дивизия передавала в 30 Армию и обратно в 16 Армию, то я уже изучил характер Лелюшенко, его способность, его героизм, настойчивость, смелость из всех генералов он был самым находчивым в боях и отличным воякой, но слишком горяч! Рокоссовский был умным, спокойным, интеллигентным и умел управлять войсками. За все время в боях обороны Москвы, я не один раз ездил на танке с ним и не слышал не одного раза ругани с солдатами и офицерами. Ко всем на "Вы", без крика и ругани.

    Это из воспоминаний о Рокосовском ветерана ВОВ Жежель Мефодия Петровича.