Переносные зенитные ракетные комплексы в вооруженных силах Украины

78

После распада СССР на Украине осталось около 2 000 пусковых механизмов ПЗРК «Стрела-2М», «Стрела-3», «Игла-1» и «Игла», а также большое количество ракет. За три десятилетия «незалежности» большая часть этого советского военного наследства пришла в негодность, а какое-то количество современных ПЗРК было продано на внешнем рынке. В итоге к 2014 году в вооруженных силах Украины образовался дефицит работоспособных переносных зенитных комплексов.

Нельзя сказать, что руководство украинского военного ведомства не предпринимало усилий по исправлению ситуации. В рамках программы по возвращению в строй ПЗРК, находящихся на хранении, начались работы по модернизации головок самонаведения и замене твёрдого топлива зенитных ракет, а также возобновлено производство специальных одноразовых элементов электропитания. Также на базе советских разработок была предпринята попытка создания ПЗРК «Барс» и «Колибри» с ИК и малогабаритной полуактивной радиолокационной ГСН.



Впрочем, до февраля 2022 года наладить самостоятельный выпуск и полностью удовлетворить потребности вооруженных сил за счёт восстановления и модернизации переносных комплексов советского производства предприятия украинского ВПК не сумели. Согласно справочным данным, в распоряжении ВСУ имелось не менее 600 относительно современных ПЗРК, а также более 500 «Стрела-2М» и «Стрела-3» на хранении. Этого количества было недостаточно, но нехватку переносных комплексов частично удалось компенсировать за счёт зарубежных поставок.

Модернизация ПЗРК «Стрела-2М» и «Игла-1»


На момент своего появления в 1970 году ПЗРК «Стрела-2М», принятый в качестве средства ПВО батальонного звена, был очень неплох, и по боевой эффективности в целом превосходил американский комплекс аналогичного назначения Redeye.

Переносной зенитный ракетный комплекс, обслуживаемый одним стрелком-оператором, мог поражать цели на дальности 800–4 200 м в диапазоне высот 50–2 300 м. Максимальная скорость ракеты составляла 500 м/с. Вес комплекса в боевом положении – 15 кг. Длина – 1 490 мм. Диаметр ракеты – 72 мм. Стартовый вес ракеты – 9,8 кг. Боевая часть массой 1,17 кг снаряжена 370 г мощной взрывчатки.


Пусковое устройство и зенитная ракета ПЗРК «Стрела-2М»

Комплекс включает зенитную управляемую ракету c тепловой головкой самонаведения в пусковой трубе, одноразовый внешний источник питания и многоразовый пусковой механизм. В походном положении переносится на плечевом ремне за спиной стрелка-зенитчика.

Хотя ПЗРК «Стрела-2М» существенно усилил возможности ПВО небольших подразделений, против воздушных целей применялась ракета, оснащённая не охлаждаемой одноканальной ИК-ГСН, что не позволяло осуществлять селекцию тепловых ловушек и ограничивало дальность пуска по целям с малой тепловой заметностью.

В ходе реальных боевых действий в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке выяснилось, что даже в идеальных погодных условиях при отсутствии организованных помех из 10 запущенных ракет цель в лучшем случае поражают только две. Это во многом было связано с ошибками операторов, подверженных боевому стрессу: неправильный расчёт дистанции до цели, неоптимальный выбор момента пуска, стрельба в сторону солнца или слишком низкий угол возвышения. Если противник для защиты летательных аппаратов использовал тепловые ловушки, то результативность применения снижалась многократно.

Уже в начале 1980-х в войсках «первой линии» ПЗРК «Стрела-2М» начали заменять более совершенными комплексами, и к моменту подписания Беловежских соглашений большая часть «Стрела-2М», имевшихся в Прикарпатском, Киевском и Одесском военных округах, находилась на хранении.

В XXI веке в вооруженных силах Украины сложилась парадоксальная ситуация. Относительно свежих ПЗРК, пригодных к дальнейшему использованию, оказалось примерно столько же, сколько на складах имелось пусть и морально устаревших, но находящихся в хорошем состоянии зенитных ракет и пусковых устройств «Стрела-2М». В связи с этим конструкторское бюро киевского завода «Арсенал», где в советское время велось производство элементов ПЗРК «Стрела-2М», получило задание на модернизацию и восстановительный ремонт имеющихся на хранении комплексов.

Выпуск новой головки самонаведения для усовершенствованной ЗУР был налажен на производственных мощностях Научно-производственного комплекса «Прогресс» в городе Нежин. НПО «Павлоградский химический завод» начал производство более энергоёмкого твёрдого ракетного топлива, предназначенного для снаряжения ракетных двигателей. Испытания модернизированного комплекса, получившего обозначение «Стрела-2ММ», начались в 2013 году.


Согласно информации, опубликованной компанией-разработчиком, модернизированная ракета «Стрела-2ММ» может оснащаться новой головкой ОГО 36–45, с существенно увеличенной помехозащищённостью и чувствительностью. В отличие от исходного образца, появилась возможность обстрела целей с малой тепловой заметностью, идущих встречным курсом.

Ещё более улучшенная ГСН, известная как А3-100, способна осуществлять захват самолётов с турбореактивными двигателями в передней полусфере на дистанции 5–7 км, а вертолётов, летящих прямо на стрелка, на дистанции 3,5 км. Благодаря использованию нового топливного заряда, дальность стрельбы приблизилась к 5 км, и несколько увеличился потолок. Ряд источников утверждает, что в модернизированной ракете используется микропроцессор, оптимизирующий траекторию полёта, что увеличивает вероятность поражения цели, летящий с большой угловой скоростью относительно стрелка.

Также был разработан вариант модернизации ПЗРК «Игла-1». При доведении до уровня «Игла-1М» первоначально планировалось использовать ГСН УА-424, однако позже была принята двухспектральная охлаждаемая головка А3-200 с дальностью захвата цели типа «истребитель», летящего встречным курсом: 7–8 км, для вертолёта в тех же условиях этот показатель составляет 4 км.

Переносные зенитные ракетные комплексы в вооруженных силах Украины
ПЗРК «Игла-1» в сборе с макетом ЗУР

Исходный комплекс «Игла-1», принятый на вооружение в 1981 году, в боевом положении весил 17 кг. Масса пусковой трубы с ракетой – 10,8 кг. Дальняя граница зоны поражения – 5 000 м. Потолок – 2 500 м. Максимальная скорость полёта ракеты – 570 м/с. Время выхода наземного источника питания на режим (готовности к пуску) – до 5 сек.


Помимо переоснащения новой ГСН, двигатель зенитной ракеты комплекса «Игла-1ММ» снаряжался топливом с улучшенными энергетическими характеристиками, благодаря чему дальность поражения целей увеличена до 5,2 км.

Судя по всему, предприятия украинского ВПК смогли осуществить модернизацию лишь нескольких десятков устаревших ПЗРК. Имеется вероятность, что большая часть ракет осталась со старыми ГСН. Для поддержания имеющихся комплексов в рабочем состоянии на этих ракетах произведена замена топливного заряда и обновлены термобатареи.

Недавно стало известно, что Германия и Чехия поставили Украине около 3 000 ракет «Стрела-2М» и несколько сотен пусковых устройств, которые ранее планировалось утилизировать. С учётом того, что эти ПЗРК советского производства находились на хранении более 40 лет, их работоспособность и безопасность использования сомнительны.

В настоящее время украинские предприятия, на которых непосредственно велись работы по модернизации устаревших комплексов и производители комплектующих сильно пострадали от российских ракетных ударов, в связи с чем модернизация советских ПЗРК, переданных Германией и Чехией, невозможна. В лучшем случае в условиях войсковых мастерских удастся провести профилактическое обслуживание и, возможно, осуществить замену деградировавшего твёрдого топлива. Но и в этом случае надёжность и боевая эффективность немецких и чешских ПЗРК «Стрела-2М» вряд ли будут находиться на должном уровне.

Даже если все элементы комплекса сработают безупречно, а стрелок-оператор не допустит ошибок, неохлаждаемая одноканальная тепловая головка самонаведения не способна обеспечить селекцию цели при отстреле тепловых ловушек. Кроме того, низкая чувствительность ГСН не позволяет осуществлять надёжный захват целей с малой тепловой заметностью, таких как боевые вертолеты, оснащённые экранирующими устройствами и импульсными генераторами помех, а также беспилотников с компактными поршневыми двигателями, таких как основной российский БПЛА артиллерийской разведки «Орлан-10».


Российский БПЛА «Орлан-10»

В случае с не модернизированными ПЗРК «Стрела-2М» ставка можёт быть сделана на массовое применение, когда по одной воздушной цели будет осуществляться множественный пуск зенитных ракет. При данных условиях вероятность поражения резко увеличится, что потребует от экипажей наших штурмовиков и вертолётов противодействия в виде массированного применения тепловых помех и выполнения энергичного противоракетного манёвра.

Так или иначе, очень большое количество пусков ПЗРК способно существенно затруднить действия российской фронтовой и армейской авиации. Находясь в воздухе, пилот не может определить тип запущенной по нему ракеты и знать, какой системой наведения она оснащена. В любом случае при обнаружении угрозы экипаж самолёта или вертолёта предпринимает все доступные меры, необходимые для того, чтобы избежать поражения.

Помимо устаревших ПЗРК «Стрела-2М», восточно-европейские страны НАТО рассматривают вопрос передачи бывших в употреблении переносных комплексов «Игла-1Э» (экспортный вариант), имеющихся на вооружении в Болгарии, Венгрии, Словакии и Чехии. В настоящее время эти государства могут поставить около 200 таких ПЗРК советского производства, но значительная их часть требует профилактического обслуживания или даже ремонта.

Импортные ПЗРК, применяемые ВСУ


Хотя российские СМИ много пишут об американских ПЗРК FIM-92 Stinger, первыми иностранными переносными комплексами, полученными Украиной, были не они. Известно, что после событий 2014 года Польша поставила ВСУ несколько десятков ПЗРК Grom.

Как это ни странно, но Польше в деле создания ПЗРК Grom и в налаживании его массового выпуска большую поддержку оказала Россия. Польский «Гром» практически полностью повторяет советский ПЗРК «Игла» и отличается второстепенными деталями. Так как польская компания-производитель Mesko не сумела полностью самостоятельно локализовать производственный цикл, в период с 1995 по 2004 год российская сторона оказывала содействие в освоении производства отдельных узлов и поставляла ряд ключевых компонентов (в том числе ГСН). Комплексы, собранные с использованием российских деталей, известны как Grom-1. Сборка ПЗРК из комплектующих собственного и российского производства до 2005 года осуществлялась параллельно.


Макеты ПЗРК Grom и зенитной ракеты

Согласно рекламным данным, опубликованным разработчиками, для зенитной ракеты, используемой в составе комплекса Grom, создан новый неконтактный взрыватель, модифицирована боевая часть и маршевый двигатель.

В результате появилась возможность поражения целей на высоте более 3 000 м, дальность стрельбы увеличена до 5 500 м. Боевая часть отличается от российского прототипа большим весом и при близком подрыве имеет увеличенную вероятность поражения. В состав польского ПЗРК введён новый запросчик системы «свой-чужой». Масса комплекса в боевом положении – около 16,5 кг. Стартовый вес зенитной ракеты – 10,5 кг. Длина – 1 686 мм. Максимальная скорость цели при обстреле её вдогон – 360 м/с. Вероятность поражения при отсутствии организованных помех – более 0,6.

В соответствии с условиями контракта польская сторона обязалась использовать российские изделия только для потребностей вооруженных сил Польши, не передавать их третьей стороне без согласия России. Однако впоследствии эти договоренности были нарушены. ПЗРК «Гром-1» и «Гром» поставлялись в Грузию и на Украину.

Дальнейшим развитием ПЗРК Grom стал переносной польский комплекс, известный как Piorun. Внешне он похож на хорошо освоенные Войском польским комплексы «Игла-1Э», Grom-1 и Grom, но в новой модели имеется ряд усовершенствований, призванных повысить боевую эффективность.


Макеты ПЗРК Piorun и зенитной ракеты

Основным отличием ПЗРК Piorun является новая охлаждаемая ГСН польской разработки, выполненная на современной элементной базе. Она обладает большей чувствительностью и дальностью захвата, также увеличена вероятность поражения при уходе цели в облачность. Обеспечена возможность селекции на фоне активного отстрела тепловых ловушек. Цифровая система управления ракетой обладает высоким быстродействием, что позволило сократить время реакции на маневры цели и улучшить надежность сопровождения.

Ракета оснащена новой осколочной боевой частью массой 1,82 кг с усиленным зарядом. При прямом попадании срабатывает контактный пьезоэлектрический взрыватель. При промахе и пролёте ракеты недалеко от цели боевую часть активирует лазерный взрыватель. Длина ракеты – 1 596 мм, диаметр – 72 мм, масса – 10,5 кг. Общая длина комплекса в боеготовом положении превышает 1,6 м, масса с ночным прицелом – 19,5 кг. Возможно поражение целей на дальности от 400 м до 6,5 км и на высотах от 10 м до 4 км. Ракета развивает максимальную скорость 650 м/с. Средняя скорость на траектории – 560 м/с.

Применить комплекс Piorun может только оператор, имеющий соответствующий электронный ключ доступа. На пусковой трубе установлена универсальная планка для монтажа различных прицельных устройств. В частности, допускается установка оптоэлектронных прицелов ночного видения или тепловизоров, что позволяет осуществлять поиск цели в темное время суток.

Хотя ПЗРК Piorun принят на вооружение Войска польского относительно недавно – в 2019 году, и польское военное ведомство заказало всего 420 пусковых установок и 1 300 ракет, часть комплексов этого типа уже поставлена на Украину. Западные источники утверждают, что «Перун» положительно проявил себя в боевых действиях и оказался эффективен не только против самолётов и вертолётов, но и успешно поражал БПЛА с минимальной тепловой сигнатурой.

Ещё до начала российской специальной военной операции страны НАТО начали передавать ВСУ ПЗРК американского производства FIM-92 Stinger. Уже 3 марта американский телеканал NBC заявил о нескольких сотнях ПЗРК, поставленных Украине в рамках пакета «летальной и нелетальной» помощи, общей стоимостью $350 млн.


Американский FIM-92 Stinger, производство которого сейчас ведёт корпорация Raytheon Missile Systems, является одним из наиболее распространенных ПЗРК в мире. С 1981 года выпущено более 70 000 зенитных ракет.

Комплекс в боевом положении весит около 16 кг, а стартовая масса ракеты – 10,1 кг. Возможно поражение воздушных целей на дальности от 200 до 4 500 м. Досягаемость по высоте – 3 800 м. Максимальная скорость ракеты – 750 м/с.

На сегодняшний день украинская армия получила не менее 2 000 «Стингеров». По всей видимости, это в основном комплексы с ракетой Stinger RMP Block I. Данная модификация, созданная во второй половине 1990-х, оснащена компактной литиевой батареей, усовершенствованным процессором и запоминающим устройством, в котором фиксируются параметры цели до старта ракеты. Как и современные российские ПЗРК, американский «Стингер» способен захватывать цели с малой тепловой заметностью и обладает возможностью выделения цели на фоне тепловых ловушек, что делает его очень опасным для летательных аппаратов, действующих на малых высотах.

В зарубежных СМИ опубликована информация о поставке Францией и Норвегией противовоздушных комплексов Mistral. Сообщается, что Норвегия, имевшая 400 комплексов, передала приблизительно 100 пусковых установок. Франция не озвучивала поставленные объёмы. При этом во французских вооруженных силах по состоянию на конец 2021 года имелось немногим более 200 ПУ. Всего же с начала 1980-х франко-британская компания MBDA выпустила более 16 000 ракет Mistral и около 1 000 пусковых установок.

Украина получила комплексы современной модификации Mistral М2. В данной модели используется зенитная ракета, выполненная по аэродинамической схеме «утка», что обеспечивает высокие маневренные качества с высокой точностью наведения на конечном участке полета. Головная часть ЗУР диаметром 90 мм прикрыта пирамидальным обтекателем, под которым находится инфракрасная головка самонаведения. Такая форма имеет преимущество перед сферической, так как снижает лобовое сопротивление. В ГСН использовано приемное устройство мозаичного типа, имеющее высокие возможности по обнаружению и захвату целей со слабой тепловой сигнатурой.

В сочетании с охлаждением приемного устройства (баллон с хладагентом крепится к пусковому механизму) это позволяет улучшить помехозащищённость и снизить вероятность захвата ложной цели. ГСН способна захватывать реактивный истребитель на дальности до 7 км, а вертолет, оснащенный устройствами для снижения тепловой заметности – на дистанции до 4 км на встречном курсе. Осколочно-фугасная боевая часть ракеты с готовыми поражающими элементами (вольфрамовые шарики) весит 2,95 кг и снабжена контактным и лазерным неконтактным взрывателями. Надёжное поражение воздушной цели обеспечивается при промахе до 1 метра.

Mistral М2 может бороться с воздушными целями на дальности от 500 до 5 300 м и в диапазоне высот от 10 до 3 000 м. Среднее время реакции (от включения пусковой цепи до старта ракеты) при отсутствии данных внешнего целеуказания составляет около 5 с и 3 с при наличии таких данных. Замену ТПК с ЗУР хорошо подготовленный расчёт осуществляет примерно за 40 с.


Противовоздушный ракетный комплекс Mistral М2 на огневой позиции

Противовоздушный комплекс «Мистраль» являлся вполне эффективным и современным. Пожалуй, единственным его крупным недостатком является чрезмерный вес и громоздкость. Хотя он заявлен как переносной, фактически Mistral М2 является «возимо-носимым». Транспортно-пусковой контейнер и прицельная аппаратура размещаются на металлической треноге с сиденьем для оператора. С помощью соответствующих механизмов обеспечивается разворот и необходимый угол возвышения для стрельбы практически в любом направлении.

Такое исполнение обеспечивает меньшую утомляемость стрелка-оператора при несении дежурства на стационарной позиции, но делает невозможным быстрое перебазирование, как в случае с «Иглой» или «Стингером», запускаемыми с плеча. В то же время, по мнению западных экспертов, «Мистраль» лучше подходит для защиты стационарных объектов от средств воздушного нападения, действующих на малых высотах. В случае необходимости пусковую установку можно разместить в кузове грузового автомобиля. При транспортировке комплекса он делится на две части, с массой каждой около 20 кг.

Ещё одним «возимо-носимым» комплексом, освоенным ВСУ, является британский Starstreak. С 1997 года компания Thales Air Defence, поглотившая компанию-разработчика Shorts Missile Systems, выпустила около 7 000 пусковых комплектов. Сколько их поставлено Украине, не разглашается.

Особенностью условно переносного комплекса Starstreak являются уникальные для ПЗРК система наведения и принцип поражения цели. Разгонный блок ЗУР содержит три стреловидных поражающих элемента. Каждый стреловидный элемент (длина – 400 мм, диаметр – 22 мм) имеет свою электрическую батарею, контур управления и наведения по лазерному лучу, который определяет местоположение цели путем анализа модуляции лазера. Такой принцип наведения, известный как «лазерная тропа», обычно используется в ПТРК. Единственным зарубежным серийным ЗРК, в котором применяется сходная система наведения, является шведский RBS-70.


Зенитная ракета Starstreak

После старта реактивный двигатель разгоняет боевую часть до скорости более 3,5 М. По достижению максимально возможной скорости происходит отстрел трёх стреловидных боевых элементов массой 900 г каждый. После отделения от разгонного блока «стрелы» выстраиваются треугольником. В полёте расстояние «стрелами» составляет примерно 1,5 м. Каждый боевой элемент наводится на цель индивидуально лазерными лучами, формируемыми прицельным узлом, один из которых проецируется в вертикальной, а другой в горизонтальной плоскостях. При этом оператор комплекса всё время удерживает цель в прицеле.

Головная часть «стрелы» выполнена из тяжелого и прочного вольфрамового сплава, в средней части корпуса суббоеприпаса находится заряд взрывчатого вещества весом около 400 г, подрываемый контактным взрывателем с некоторой задержкой. Разрушительный эффект попадания стреловидного элемента в цель примерно соответствует 40-мм снаряду зенитной пушки «Бофорс» и при стрельбе по наземным целям способен пробить лобовую броню советской БМП-1. По заявлению фирмы-производителя, боевые элементы на протяжении всего участка полёта могут поражать воздушные цели, маневрирующие с перегрузкой до 9 g.

Теоретически пусковой контейнер Starstreak с пристыкованным к нему блоком наведения может переносить один человек и даже осуществлять стрельбу с плеча. Однако из-за чрезмерного веса и необходимости удерживать прицельную марку на обстреливаемом объекте, это является весьма затруднительным.


Обычно запуск ракет Starstreak производится с установки LML, на которой может быть расположено до трёх транспортно-пусковых контейнеров с прицельным узлом на поворотном устройстве.


Безусловно, такую зенитную установку сложно назвать переносной. Вес треноги составляет 16 кг, инфракрасного прицела – 6 кг, следящей системы – 9 кг, прицельного блока – 19,5 кг. То есть в общей сложности, без учёта трёх зенитных ракет – более 50 кг.


При всей своей оригинальности британский комплекс «Старстрик» имеет как достоинства, так и недостатки. Существенным минусом является то, что оператору после пуска ракеты приходится осуществлять наведение до встречи поражающего элемента с целью, это налагает определённые ограничения и повышает уязвимость расчёта. Наличие на комплексе аппаратуры, с помощью которой происходит передача команд наведения, усложняет эксплуатацию и увеличивает его стоимость.

По сравнению с ПЗРК, в которых используются ЗУР с ИК-ГСН, британский комплекс лучше приспособлен для поражения целей, летящих на предельно малой высоте, и он нечувствителен к тепловым помехам. В то же время массогабаритные характеристики британского комплекса делают его использование бойцами, действующими в пешем порядке, весьма затруднительным. При высокой помехозащищённости и точности наведения лазерная система сильно подвержена негативному воздействию таких метеорологических факторов, как осадки и туман.

Методы защиты российских боевых самолётов и вертолётов от ПЗРК


Для понимания того, как можно противодействовать ПЗРК, следует сказать, какое влияние они оказывают на тактику применения боевой авиации. Прежде всего, ПЗРК заставляют авиацию «расслоиться». Фронтовые бомбардировщики и многофункциональные истребители поднимаются на высоты, недоступные для ПЗРК. Но это помогает только в районах, где нет дальнобойных ЗРК и у противника отсутствует истребительная авиация. Штурмовики и вертолеты в любом случае действуют на малых высотах.

Можно констатировать, что с первых дней специальной военной операции украинские ПЗРК оказывали влияние на ход боевых действий и нанесли определённые потери нашей фронтовой и армейской авиации. Больше всего воздействию переносных комплексов оказались подвержены штурмовики, ударные и транспортно-боевые вертолёты, а также беспилотники с поршневыми двигателями.

Основным средством защиты от ракет с ИК ГСН являются кассеты с тепловыми ловушками и правильная тактика действий. Отстреливаемые ловушки являются достаточно эффективными против ПЗРК первого поколения, но от ракет с комбинированной двухспектральной ГСН, оснащённой системой селекции по траекторным признакам с запоминанием исходной сигнатуры цели, тепловые ловушки защищают слабо. Особенно в случае пуска нескольких ЗУР одновременно или с небольшим интервалом, когда штурмовик, уклоняющийся от одной ракеты, с большой долей вероятности нарывается на другую.

В случае внезапной атаки наземной цели, в особенности с использованием НАР, вероятность поражения Су-25 относительно не велика, так как расчёты ПЗРК не успевают среагировать или вынуждены укрыться от близких разрывов реактивных снарядов. Но при повторной атаке штурмовика расчёты наземной ПВО успевают приготовиться и встречают его во всеоружии.

От ракет с лазерным наведением наша авиация никак не защищена. Хотя британский Starstreak и шведский RBS-70 запущены в производство ещё в прошлом веке, на наших штурмовиках, ударных и транспортно-боевых вертолётах до сих пор не появились датчики, предупреждающие об облучении лазером.

С защитой ударных вертолётов ситуация ещё сложней. После болезненных потерь, понесенных в феврале-марте, наши Ка-52, Ми-28, Ми-24 и Ми-35М в последнее время обычно не пересекают линию боевого соприкосновения и наносят удары неуправляемыми ракетами по площадям с кабрирования. Понятно, что точность и избирательность таких обстрелов очень невелика.

К сожалению, широко разрекламированные лазерные системы оптоэлектронного подавления, предназначенные для ослепления ИК-головок самонаведения, так и не получили широкой прописки на наших самолётах и вертолётах. Впервые отечественная лазерная система, предназначенная для защиты лёгких вертолётов, была представлена на авиасалоне МАКС-2013. Ряд российских СМИ утверждает, что бортовым комплексом обороны Л-370 «Витебск» российские вертолёты оснащаются с 2015 года, но, видимо, количество таких вертолётов пока не велико.

В сложившейся ситуации основной защитой российской авиации от ПЗРК является правильная тактика действий. В первую очередь необходимо лишать стрелков-операторов времени на изготовку, захват цели и пуск ракеты. Для этого летчики должны действовать на минимальной высоте, используя складки местности. Большое значение имеют демонстративные и отвлекающие действия. Например, в случае, когда вертолет едва появился в приделах досягаемости и сразу покинул зону поражения, это зачастую приводит к активации ПЗРК.

Повторная активация переносного комплекса будет еще какое-то время невозможна, так как потребуется замена элемента питания. Экипажи должны плотно взаимодействовать и прикрывать друг друга. Стрелок ПЗРК, по которому ведется огонь, вряд ли сможет нормально осуществить захват цели и произвести прицельный пуск. Фронтовая и армейская авиация по возможности должна применять управляемое оружие с дальностью пуска, превышающей дальность поражения переносных комплексов, но с этим у нас, судя по всему, всё непросто.

Продолжение следует…
78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    31 августа 2022 05:23
    И самое главное, что у Салорейха различных ПЗРК в войсках - ТЫСЯЧИ!
    Тяжко нашим соколам приходится...
    И это если не брать в расчет дальнобойные комплексы, которых у Салорейха тоже есть...
    И которые уже давно не заняты обороной объектов, а действуют из засад.
  2. +12
    31 августа 2022 07:48
    объективная обзорная статья, Сергей коснулся злободневной темы с технической беспрестрастной точки зрения
    1. +7
      31 августа 2022 08:28
      Цитата: Николай Р-ПМ
      объективная обзорная статья, Сергей коснулся злободневной темы с технической беспрестрастной точки зрения

      К сожалению таких статей в последнее время не много!
  3. +4
    31 августа 2022 09:44
    С защитой ударных вертолётов ситуация ещё сложней. После болезненных потерь, понесенных в феврале-марте, наши Ка-52, Ми-28, Ми-24 и Ми-35М в последнее время обычно не пересекают линию боевого соприкосновения и наносят удары неуправляемыми ракетами по площадям с кабрирования. Понятно, что точность и избирательность таких обстрелов очень невелика.

    Американцы давно делают ставку на ночное применение и на точную разведку целей БПЛА...что бы Вертолет точно шел к цели на выгодных ему режимах и высотах. Тогда поражение сводится к минимуму.
    1. -2
      1 сентября 2022 19:21
      Да вы сударь сказочник еще тот! Расскажите еще что-нибуть. А я сыну перешлю чтобы он посмеялся.
  4. -4
    31 августа 2022 09:45
    Переносные зенитные ракетные комплексы в вооруженных силах Украины
    Количество не всегда переходит в каКчество, но, по любому мешает и опасно для наших воздушных средств разведки и поддержки войск.
  5. +5
    31 августа 2022 09:50
    Тут вопрос в том что увы не подавлено дальнобойное ПВО..До СВО у нас громко кричали о небоеспособности ПВО украины по причине давних сроков выпуска и отсутствия правильного регламента по обслуживанию НО с началом СВО выяснилось что все совсем не так ПВО очень даже рабочее не смотря на древность выпуска, далее очень много криков было о не имеющей аналогов РЭБ которое должно было подавить помехами и ложными целями локаторы ПВО оказалось что это пустой фуфел .. А похвала запада нашей РЭБ прямым текстом говорило что тут ой как не все в порядке но нет надежда на все эти красухи и мурмански и хибины была запредельным в результате авиация либо рискует либо долбит чем то дальнобойным которое выделяют в час по чайной ложке.. От чего важнейшая ударная компонента которая так себя хорошо зарекомендовала в Сирии фактически не используется опасаясь потерь( то что задействовано слезы для данного масштаба конфликта). "Витебск" работает хорошо но видимо на оснащении армейской авиации опять "сэкономили". Да и в специализированном уничтожении ПВО не все так гладко судя по всему эти задачи не ставятся как основные и считаются побочными почему не понято.. Нам тут очень любят с пафосом говорить про "Жираф большой ему видней!" но проходит некоторое время и то о чем говорили и на что обращали внимание абсолютные дилетанты выдается военными как божье откровенье и высшая мудрость их генеральских дум.. Что это спесь , некомпетентность, тщеславия или того хуже ошибка не известно, но все происходит именно так.
  6. +6
    31 августа 2022 10:10
    Хорошая статья, серьезная и подробная.
    По поводу Starstreak. Это довольно необычный ПЗРК.
    Каждый боевой элемент наводится на цель индивидуально лазерными лучами, формируемыми прицельным узлом, один из которых проецируется в вертикальной, а другой в горизонтальной плоскостях.

    как-то так.
    ... блок наведения проецирует два лазерных луча, которые рисуют двумерную матрицу на цели. Лазеры модулируются, и, исследуя эти модуляции, датчик суббоеприпасов может определить местоположение дротика в матрице. Затем дротик направляется так, чтобы он оставался в центре матрицы. Суббоеприпасы управляются за счет кратковременного торможения вращающейся носовой части с помощью сцепления. Затем передние крылья направляют ракету в нужном направлении. Три суббоеприпаса летят строем радиусом около 1,5 метра (4,9 фута) и обладают достаточной кинетической энергией, чтобы маневрировать, чтобы встретить цель, уклоняющуюся с перегрузкой 9 g ...

    У него не совсем обычная "лазерная тропа" для наведения, как это принято в ПТРК. Система Starstreak позволяет сделать площадь луча больше цели (что упрощает прицеливания на цель), сохраняя при этом высокую точность наведения. Фактически речь идет не о лазерной тропе, а о лазерном тоннеле.
    Однако из-за чрезмерного веса и необходимости удерживать прицельную марку на обстреливаемом объекте, это является весьма затруднительным.

    Starstreak очень резвая ракета, как для ПЗРК. Пишут, что скорость достигает 4М. При такой скорости время полета до цели- считанные секунды, что то около 5 секунд на большой дистанции.
    Разрушительный эффект попадания стреловидного элемента в цель примерно соответствует 40-мм снаряду зенитной пушки «Бофорс» и при стрельбе по наземным целям способен пробить лобовую броню советской БМП-1.

    По весу суббоеприпас приблизительно соответствует 40 мм снаряду Бофорса, но скорость у него выше, и их три.
    Есть видео, где попадание Starstreak перерезает вертолет пополам.
    1. 0
      18 ноября 2022 10:36
      А есть подробное опесание метода наведения "лазерная тропа"?
      1. 0
        18 ноября 2022 12:35
        Принцип действия лазерно-лучевых систем телеориентации основан на формировании передающим устройством светового растра с пространственно-кодированными направлениями (информационного поля – ИП), центр которого совпадает с линией визирования цели, на измерении бортовой аппаратурой управляемого объекта (УО) своего местоположения относительно центра ИП и формировании УО корректирующего воздействия, смещающего УО к центру ИП.

        http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/kaleydoskop-miss/vysokotochnoe-navedenie-upravlyaemogo-oruzhiya-v-lazernom-luchevom-kanale/
        Вот здесь попроще, обычно это и называют "лазерная тропа".
        Главное их отличие в том, что управление движением ракеты производится с помощью лазерного излучателя, луч которого ориентирован в направлении цели в хвост атакующей ракеты. Соответственно, приёмник лазерного излучения размещён в корме ракеты и направлен на пусковую, что значительно повышает помехозащищённость.

        Для того, чтобы не оповещать заранее свои жертвы, некоторые комплексы ПТУР могут поднять ракету над линией визирования, и опустить её перед самой целью, учитывая полученную от дальномера дальность до цели. Что показано на втором рисунке. Но не стоит путать, ракета в этом случае попадает не сверху, а в лоб/борт/корму.

        https://lopatov-45.livejournal.com/10302.html
  7. +5
    31 августа 2022 10:18
    Добрый день Сергей,спасибо за статью.Есть не большое уточнение,единственный боевой вертолёт ВКС который сразу получил лазерные датчики обнаружения это Ка-50/52, а вот остальные как опция.
    1. +2
      31 августа 2022 15:02
      Вообще тема ПЗРК очень интересная,особенно перспективы развития.Не могу найти картинку,есть китайский опытный ПЗРК с ПВРД,а также телеуправление второго типа через ракету,где оператор контролирует полёт ракеты до самого попадания,ну и конечно автоматизируемые боевые роботы с ПЗРК и всесуточным прицелами,идущие рядом с пехотой и их прикрывающие.
    2. -1
      1 сентября 2022 19:24
      В группе всегда присутствует один Аллигатор, вертолет РЭБ и МИ8 в разных модификациях со спасателями на борту. А дальше состав группы может быть в зависимости от задачи разным.
  8. +8
    31 августа 2022 11:41
    hi
    Лайк статье, как всегда!
    Все собрано, как всегда, в полном объеме и добротные иллюстрации!

    На Лостарморе народ пытался разобраться в "украинском зоопарке" советских, польских, французских, американских и британских ПЗРК, даже какой-то доброволец сделал табличку для опознавания с описанием. Если кто-то сможет ее сюда притащить, было бы здорово, у меня "отматывать дискас к февралю" сил не хватит на "мыша" нажимать feel

    Было несколько интервью до 23.02, с украинскими ПЗРКшниками.
    Они говорили по технике, что да, старая, "Стингер нужен". При обслуживании ракет в частях представители промышленности якобы говорили "вот эта полетит, вот эта не полетит".
    Организационно в бригадах ВСУ были подразделения ПЗРК, но комплектовались они по остаточному принципу "потому что есть еще чем заняться".

    По использованию ПЗРК - чаше всего при нарушении принципа "основной защитой российской авиации от ПЗРК является правильная тактика действий. В первую очередь необходимо лишать стрелков-операторов времени на изготовку, захват цели и пуск ракеты. Для этого летчики должны действовать на минимальной высоте, используя складки местности."

    Самые первые видео ПЗРК - это "Гостомельский десант".
    ИМХО, как сейчас пишут западные газеты, Зеленскому лично Гостомель "спалили" западники. ИМХО же, это подтверждается засадой ПЗРК на берегу Днепра (минимум 2 пуска) и пуски у Гостомеля. Никаких других объяснений, кроме "знали заранее" у меня тому факту, что в лесочке на берегу Днепра (в двух точках, ИМХО) сидели ПЗРКшники, нет.
    Малое количество пусков по вертолетному десанту (4-5 попали на видео, ИМХО) объясняется, ИМХО, желанием "хранить западную военную тайну малым количеством людей" и "успокойтесь граждане, Зеленский это мир за год и ничего плохого не будет".
    В общем, кто-то молился за нас и Б-г миловал, но если бы под Гостомелем вывели в район "взлетки" два-три десятка ПЗРК....

    Видео выкладывать не буду.
  9. +6
    31 августа 2022 12:18
    Не ожидал я, что Сергей поднимет эту тему, но, как всегда, статья на уровне. Заслуженный плюс. drinks
    1. +9
      31 августа 2022 13:30
      Цитата: Пане Коханку
      Не ожидал я, что Сергей поднимет эту тему, но, как всегда, статья на уровне. Заслуженный плюс. drinks

      Николай, приветствую! drinks Надоело мне читать бред типа: "поздно, мало, бесполезно..."
      1. +4
        31 августа 2022 14:32
        Надоело мне читать бред типа: "поздно, мало, бесполезно..."

        Сергей, здравствуй! Если ты про свои труды - они нужны, полезны, и хорошо сделаны, с душой. drinks
      2. +3
        31 августа 2022 15:01
        Надоело мне читать бред типа:

        К сожалению, мало кто может обоснованно противостоять бреду. Хорошо, что на ВО все еще есть авторы-профессионалы в своем деле hi
      3. +2
        31 августа 2022 16:49
        Цитата: Bongo
        приветствую!

        hi
        Про выживаемость пилотов в результате поражения ЛА есть соображения?
        * За статью спасибо! good
        1. +1
          31 августа 2022 21:38
          Про выживаемость пилотов в результате поражения ЛА есть соображения?

          Ка-52, сбитый 24 февраля с помощью ПЗРК, сел благополучно, летчиков эвакуировали. Видео посадки есть. Также есть видео бандеровцев, которые после осматривают кабину этой сбитой машины.
          1. +4
            1 сентября 2022 06:23
            Цитата: Пане Коханку
            Про выживаемость пилотов в результате поражения ЛА есть соображения?

            Ка-52, сбитый 24 февраля с помощью ПЗРК, сел благополучно, летчиков эвакуировали. Видео посадки есть. Также есть видео бандеровцев, которые после осматривают кабину этой сбитой машины.

            Николай, зраствуй!
            Ты наверное заметил, что публикации Серёжи выдержаны в нейтральном тоне, максимально корректны и вне политики?
            Не стоит уподобляться пропагандонам и называть всех украинских военнослужащих "бангдеровцами". no
            1. +3
              1 сентября 2022 10:26
              Ты наверное заметил, что публикации Серёжи выдержаны в нейтральном тоне, максимально корректны и вне политики

              Да, так и есть.
  10. +5
    31 августа 2022 12:29
    Странно, кстати, что шведы, которые уже делали поставки оружия на Украину, не поставили свои РБС70 (будем его тоже считать ПЗРК).
    Везде они их пиарят как чуть ли не в два раза более дешевые чем Стингер, более дальнобойные (8 км дальность, 5 км высота) и устойчивые к помехам.





    Сингапур - не бедная и не глупая страна, ИМХО, тоже взяла себе РБС70


    Бразилия, где "много диких обезьян", тоже с РБС70
    1. +4
      31 августа 2022 12:54
      Вроде как эти штуки мелькали, причем в первые месяцы демилитаризации.В роли переносных комплексов противодесантной обороны.
      1. +5
        31 августа 2022 12:57
        Это был, имхо, шведский вариант Хеллфаера. Переносной, тоже на треноге.
        1. +1
          31 августа 2022 14:01
          Вы правы, перепутал.
    2. +2
      31 августа 2022 13:00
      Шведам за из "ПЗРК" денег не обещали. А если и обещали то они явно в обещания не поверили. А дарить подобную технику им явно не хочется.
      Янки за свои "Стингеры" сами себе заплатили. Им это делать не впервый раз.
      Никто в накладе не остаётся.
    3. +7
      31 августа 2022 13:33
      Приветствую!
      Цитата: Wildcat
      Странно, кстати, что шведы, которые уже делали поставки оружия на Украину, не поставили свои РБС70 (будем его тоже считать ПЗРК).

      Пока Швеция не в НАТО, безвозмездно шведское оружие поставляться не будет. no
      Цитата: Wildcat
      Везде они их пиарят как чуть ли не в два раза более дешевые чем Стингер, более дальнобойные (8 км дальность, 5 км высота) и устойчивые к помехам.

      Это концептуально другой комплекс, больше подходящий для использования в обороне и защиты стационарных объектов.
      1. +1
        31 августа 2022 17:29
        hi
        Приветствую!
        Нейтральные и неНАТОвские до 23.02 шведы уже отметились с оружием, и не раз и за свой счет, то есть даром. Например:"Швеция решила отправить Украине четвертый пакет военной помощи
        Глава МИД Швеции Линде заявила о решении отправить Украине военную помощь на 95 млн евро
        Швеция решила отправить Украине четвертый пакет военной помощи на 95 миллионов евро. В него войдут противокорабельные ракеты, противотанковое оружие, 12,7-миллиметровые винтовки и боеприпасы. Об этом в своем аккаунте-Twitter заявила глава МИД Швеции Анн Линде.
        " https://lenta.ru/news/2022/06/02/swed_95/
        "10 августа, 13:07
        Правительство Швеции намерено направить на Украину новую военную и финансовую помощь
        В целом речь идет о бюджетных средствах на сумму более $100 млн, пишет газета Dagens Nyheter
        СТОКГОЛЬМ, 10 августа. /ТАСС/. Правительство Швеции приняло решение о выделении дополнительных средств для поддержки Украины - отправки военной техники и финансовой помощи. Об этом в среду сообщает газета Dagens Nyheter.
        Кабинет предлагает парламенту одобрить передачу переносных противокорабельных ракетных комплексов малой дальности Robot 17 (Робот-17), автоматических винтовок, а также 5 тыс. противотанковых гранатометов.
        " https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15438863
        ИМХО, гонят шведы оружие. feel

        Это концептуально другой комплекс, больше подходящий для использования в обороне и защиты стационарных объектов.
        ИМХО, шведы не хотят РВС70 "просто так" давать Украине. Одно дело одноразовые гранатометы, другое дело - ракеты ПВО, которые дороже и которые неплохо продаются на рынке.
        Те же Мистрали (тоже не совсем Переносные ЗРК), ИМХО, Украина получила через Норвегию, где они подходили к концу "жизненного цикла", и когда надо было "чтобы дали хоть что-то ВСУ". А РБС70 хоть и есть в товарных количествах, "на любителя": желающих "посидеть на стульчике" возле ЛБС вряд ли легко найти. Да и "сидеть на стульчике на ЛБС", пока ракета летит, тоже так себе удовольствие.
        ИМХО, опаснее были бы варианты "РБС70 на пикапе" как "длинная рука на 8-9 км", но пока такого нет.
      2. 0
        1 сентября 2022 15:21
        hi
        Приветствую!
        Не прошло и суток после нашей дискуссии "почему нет шведских РБС70 у ВСУ", как по данным сайта ВО smile появилась новость об РБС70: "«Несколько дней назад глава МИД Украины Кулеба встретился со шведской коллегой Анн Линде и призвал шведское правительство поставить на Украину САУ "Archer", ПЗРК "RBS-70" и артиллерийские снаряды калибра 155 мм, которых катастрофически не хватает. Линде пообещала рассмотреть этот вопрос.
        Управление материально-технического обеспечения (FMV) и Вооруженные силы оценят возможность предоставления артиллерии Archer, ПЗРК RBS 70
        "
  11. -3
    31 августа 2022 12:59
    ПЗРК всегда было головной болью всех государств , терроризм пока не искоренили , даже после вонных действий сколько по рукам гулять будут.
  12. +5
    31 августа 2022 13:01
    Статья, как всегда шикарная!
    hi
  13. +8
    31 августа 2022 17:46
    Самый лучший и ДЕШЁВЫЙ метод противодействия ПЗРК - не входить в зону их поражения (5-6км). Для этого авиация должна быть вооружена УПРАВЛЯЕМЫМИ ракетами и бомбами (о с достаточной дальностью действия (8+км), например АГМ-65, Бримстоун, Хеллфаиер, ГБУ-44, АГМ-154, а так же современными тепловизорами и другими средствами обнаружения противника. Какой прок если позиции врага охраняются даже 10 расчётами с ПЗРК, если атакующий самолёт запускает ракету или бомбу с 10+ КМ? Для современных ВВС ПЗРК это не преграда и не проблема. ПЗРК - оружие бедных, и если ПЗРК врага не даёт вашим ВВС возможности вести боевые действия, то ваши ВВС УСТАРЕВШИЕ. Почему то ПЗРК не останавливают Израильские ВВС, от слова СОВСЕМ. Почему то ПЗРК не помешали нашим ВВС в Ираке, от слова НИ РАЗУ. Потому что и у ВВС США и у ВВС израиля во первых нет недостатка в УПРАВЛЯЕМЫХ систамах вооружения, во вторых и у ВВС США и у ВВС Израиля нет проблем ни с ПНВ ни с новейшими радарами. Более того, даже НУРСы в ВВС США и ВВС израиля делаются для МАКСИМАЛЬНОЙ кучности и дальности (высококачественные твёрдотопливные движки). В Результате даже наши НУРСы ГИДРА-70, обладают ЭФФЕКТИВНОЙ дальностью действия в 6.5-7КМ. А максимальной - до 10км, более того, на наши ГИДРА-70 можно спокойно навинтить лазерные ГСМ. Повторю, наши самолёты и вертушки даже с НУРСами обладают "длинной рукой" которая банально длиннее чем радиус действия ПЗРК. У Канадской CRV-7 дальнобойность, кучность ещё выше. Благодаря высокотехнологичным двигателям наши НУРС ГИДРА-70 превосходят и в дальнобойности и в кучности ваши С-8. Аналогичная ситуация с С-13 и ЗУНИ, хотя насколько я знаю сейчас наши ВВС и ВМС ЗУНИ уже не используют, а ГИДРА-70 используется только вертолётами, потому что при стрельбе с самолётов, каждая последующая ракета при выстреле попадала в выхлоп предидущей (так как самолёт летел ненамного медленнее ракеты, в момент пуска, следуюшая ракета была слишком близко к предидущей) и кучности это не помогало. Сейчас гидру-70 используют только с вертолётов насколько я знаю. Считается что залп 7 НУРС Гидра по разрушительному действию превосходит весь боекомплект для 30мм пушки на АПАЧе.

    Истребители и штурмовики - слишком дорогие игрушки, дешевле под Ф-16 подвесить парочку АГМ-65 и не рисковать истребителем и пилотом. То что ПЗРК создают такие огромные проблемы вашей авиации говорит во первых, о том что у вас банально не хватает оружия "длинной руки" тех же управляемых ракет и бомб, и о том что у вас проблемы как с электроникой (ПНВ, Радарами), так и с ИК ловушками, которые малоэффективны против современных ПЗРК. Но зато у Гундяева яхта ценой в Алли Берк, а у ваших чиновничков, даже у некоторых полковников МВД в домах золотые унитазы.
    Чудес не бывает, либо Гундяевы катаются на Алли Берках а у полковников МВД дома находят миллионы рублей, либо у вас Вооружённые силы в достатке оснащены современными системами вооружения и обнаружения - чудес НЕ БЫВАЕТ.
    1. 0
      31 августа 2022 20:57
      "То что ПЗРК создают такие огромные проблемы вашей авиации говорит во первых, о том что у вас банально не хватает оружия "длинной руки" тех же управляемых ракет и бомб, и о том что у вас проблемы как с электроникой (ПНВ, Радарами), так и с ИК ловушками, которые малоэффективны против современных ПЗРК. "
      А у Ваших ВВС никогда не возникало проблем?
      Всегда всё было чётенько и гладенько?
      1. +1
        31 августа 2022 23:39
        Опаньки, какой сюрприз в виде аргумента "А сам? а сам?" Следующий аргумент будет "А быр А быр". У наших ВВС вот именно с ПЗРК проблем не было. ни в Ираке первый раз, ни во второй, ни в Югославии, ни в Афгане, а в Афгане, кстати наши войска захватывали Китайские ПЗРК. так что нет, у НАС проблем против ПЗРК не было, у нас современные ВВС, отлично оснащённые и электроникой, и средствами противодействия, и хорошими управляемыми и неуправляемыми ракетами, в отличии от некоторых, не будем говорить кого... Но зато и у наших эпископов нет яхт ценой с Алли Берк, и у наших полковников полиции золотые унитазе и миллионы долларов под паркетом не находят.... Пусть хоть это вас утешит.
        1. 0
          1 сентября 2022 05:44
          Конец января 2020 года.
          "Сегодня СМИ подтвердили это, сообщив, что в результате авиакатастрофы погиб Майкл Д'Андреа, высокопоставленный сотрудник американской разведки, курировавший операции ЦРУ в Сирии и Ираке."
          Высокий чин летел в самолет Bombardier E-11A.
          Сбит талибами в раоне Газни.
          Чем же это талибы его сбили?
          Или самолёт сам упал?
          Американская сторона решила - Упал, но мы не знаем почему!
          "К концу дня 27 января официальный представитель военного командования США в Афганистане полковник Сонни Леггет признали факт гибели американского самолета, одновременно заявив, что не располагает достоверными данными, что тот был сбит в результате вражеского огня. По его словам, необходимо проведение специального расследования для установления достоверных причин падения самолета."
          Независимая Газета
          Американский самолет в Афганистане могли сбить иранской ракетой
          Андрей Серенко
          28 января 2020
          В этом году 2 апреля разве в провинции Идлиб в сирии не подбили UH-60 «Black Hawk»?
          Повреждённую "вертушку" потом уничтожили с БПЛА со словами -"Так не доставайся же ты никому!"
          1. +2
            1 сентября 2022 06:20
            Простите, а не вы ли писали, что украинцы применяют ракеты предназначенные для уничтожения систем ПВО с беспилотников? Это я к тому, что следует оперировать проверенной информацией, а не собирать слухи. no
            Любой летательный аппарат может упасть по множеству причин.
            1. 0
              1 сентября 2022 06:32
              Нет. Я подобного не писал.
              Если падение самолёта в Афганистане ещё можно списать на "злой рок", то "Чёрный ястреб" был подбит из ПЗРК по утверждениям самих участников той операции.
              1. +3
                1 сентября 2022 12:23
                Цитата: hohol95
                Нет. Я подобного не писал.

                Прошу прощения, вы писали это:
                Цитата: hohol95
                Вот уже пишут, что дальнобойную противорадиолокационную ракету "пульнул" "Раптор" из польского неба.
                Уже начинается попытка бить дальнобойными ракетами с территории соседних с Украиной стран.

                Что ещё более страннно... request
                1. 0
                  1 сентября 2022 12:48
                  После нахождения обломков AGM-88 HARM "глобальная сеть забурлила" и стали рождаться разные версии о носителе этих ракет на Украине. Кто-то предположил, что "Харм" пустили с переброшенных в Польшу Ф-22 "Раптор", кто-то что самолёт мог зайти в воздушное пространство Украины и так далее.
                  Я озвучил одну из версий!
                  Позднее СМИ сообщили, что украинские МиГ-29 были модернизированны для использования НАТО-вских ракет. И именно с подобного самолёта и был запущен "Харм", обломки которого были обнаружены.
                  Вот и вся "тайна".
                  Lockheed/Boeing F-22 Raptor никоим образом не относится к БПЛА!
                  1. +3
                    1 сентября 2022 13:20
                    Цитата: hohol95
                    Я озвучил одну из версий!

                    Врзможно не стоит повторять чужие глупости?
                    1. -4
                      1 сентября 2022 13:50
                      Решили заняться цензурированием чужих комментариев?
            2. 0
              1 сентября 2022 07:27
              "28 января 1991
              AV-8B "Харриер" II
              Серийный номер 163518 (AV-8B-11-MC), позывной Cat 36, 311-я штурмовая эскадрилья 3-го авиационного крыла КМП США
              Капитан Берримэн был ведущим пары "Харриеров", выполнявших дневной боевой вылет в Кувейте. Они должны были атаковать позиции тактических ракетных комплексов "Луна". Самолет Берримэна был поражен ракетой ПЗРК. Пилот катапультировался; во время снижения он был обстрелян иракскими солдатами, и через короткое время после приземления попал в плен. Ведомый не видел, как это произошло. Американские самолеты выполнили облет района потери, однако не обнаружили никаких следов Берримэна. Он считался пропавшим без вести вплоть до своего освобождения после войны.
              31 января 1991
              AC-130H "Спектр"
              Серийный номер 69-6567, позывной Spirit 03, 16-я эскадрилья специальных операций 1-го крыла специальных операций ВВС США
              Самолеты огневой поддержки ("ганшипы") предназначены для уничтожения пехоты, транспортных средств и легкобронированных целей. Они разрабатывались для применения в условиях слабой системы ПВО противника и показали высокую эффективность в Юго-Восточной Азии. Иракская ПВО, хоть и значительно ослабленная после двух недель бомбардировок, все еще представляла серьезную угрозу для больших, медленных и неповоротливых "Спектров", поэтому они применялись только в ночное время.
              На рассвете 31 января Spirit 03 оказывал поддержку наземным частям морской пехоты в ходе сражения при Хафджи (на территории Саудовской Аравии). По запросу с земли он атаковал батарею тактических ракетных комплексов "Луна". В это время с ним связался АВАКС и предупредил, что пора возвращаться на базу, так как начинает светать. Командир корабля майор Уивер ответил: "Сейчас я не могу уйти". Затем в один из двигателей самолета попала ракета ПЗРК. Spirit 03 упал в Персидский залив недалеко от берега, унеся жизни 14 членов экипажа.
              2 февраля 1991
              A-6E "Интрудер"
              Серийный номер 155632, позывной Heartless 531, 36-я штурмовая эскадрилья 8-го авианосного крыла ВМС США
              Самолет с авианосца "Теодор Рузвельт" выполнял вооруженную разведку в районе кувейтского острова Файлака. Он увернулся от ракеты ПЗРК и затем погнался за патрульным катером противника. Больше его никто из американцев не видел. Впоследствии на воде было обнаружено масляное пятно и подвесной топливный бак. Принято считать, что самолет был сбит, но чем именно - в этом вопросе все источники противоречат друг другу. Исследование воздушной мощи в ходе войны в Заливе указывает причиной потери в одном месте (список потерянных и поврежденных самолетов) зенитный огонь, в другом (хронология войны) - зенитную ракету. Точно об этом знали только иракцы. Лейтенант Коннор и лейтенант-коммандер Кук были признаны пропавшими без вести. Останки Коннора вынесло на берег одного из островов через месяц после войны, останки Кука так и не нашлись."
              Понамарчук Евгений
              Крылья, сломанные бурей. Потери авиатехники Многонациональных сил и Ирака в ходе войны 1991 года.
              1. +7
                1 сентября 2022 08:11
                Вы, Сэр, вниматильно читайте что другие пишут. Я НИКОГДА не говорил что потерь не было. Я говорил что проблем ПЗРК не создавали, и действия Американских ВВС они не парализовали, как парализовали хохлоПЗРК действия ваших ВВС.. "Ой, далеко летать не буду, страшно". Вы УЖЕ потеряли больше самолётов и вертушек за пол года чем ВВС США за всю Иракскую войну.
                https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_aviation_shootdowns_and_accidents_during_the_Iraq_War вы приводите данные на Первую иракскую войну, так даже там Ираксое ПВО не парализовало наши ВВС, да были потери, но МЕНЬШЕ ЧЕМ ВАШИ УЖЕ.

                То бишь ваше ВВС показало полную несостоятельность даже против хохлонедолюфтваффе и хохлонедоПВО. Вы даже не слишком новые С-300 не смогли подавить. А когда к хохлоschweinen приедут немецкие IRIS-T, то ваши ВВС вообще перестанут летать. Противодействия этим ракетам у вас просто НЕТ. Ваши ловушки даже со Стингерами редко справляются. Недавно видел видео как сбили ваш Ка-52. и все комментировали что он был сбит только ВТОРОЙ ракетой (кстати оба стингера проигнорировали ловушки), почему то ни один балбес не подумал что вообще то есть такие вещи как ИК ловушки и они ДОЛЖНЫ сработать против не самой новой ПЗРК но не сработали. "Невидимая рука рынка" и "эффективные мэнеджеры" за работой.

                Не умеете воевать - сидите под лавкой и не отствечивайте. ПВО не подавили, ваше ВВС боится далеко летать. Флагман и два Десантный Корабля пролюбили... Вы просто не пониманете насколько ваша "маленькая победоносная войнушка" (которая не маленькая и далеко не победоносная) вас дискредитирует. Уже НИКТО не считает вашу Армию "Второй в Мире" и третьей не считает. Вы не можете справиться с кучей рагулей и гуцулов которыми руководит "Krusty the Klown" (Crust по английски - Перхоть). Вы даже их ПВО не смогли подавить #ВВСаналоговнет. #РЭБаналогоффнет. Aгa, мy chiseled white hairy butt. Я сам в офиге, я ждал и надеялся что ваша Армия выйдет к польскй границе за 3 месяца. А вы продвигаетесь 200м в день. А ведь СССР реально мог дойти до Ла Манша за 10 дней. И вы умудрились всё то что у вас было прос... пролюбить.
                1. +1
                  9 сентября 2022 10:53
                  Я сам в офиге, я ждал и надеялся что ваша Армия выйдет к польскй границе за 3 месяца. А вы продвигаетесь 200м в день. А ведь СССР реально мог дойти до Ла Манша за 10 дней. И вы умудрились всё то что у вас было прос... пролюбить.

                  Вообще я надеялся, что вообще этого конфликта не будет, но, словами одного российского футболиста - "Ваши надежды и ожидания, это ваши надежды и ожидания". А так и мы тут все думали, что больше трех месяцев это все не продлится, а потом начались переговоры и отвод войск от Киева. Все полимеры проы, в этом ты прав, играем в войнушку по правилам ранних 80-х максимум из-за этого. С другой стороны, а чего ожидать, если ученый зарабатывает, хорошо если, как продавец из магазина бытовой техники. Общество погрязло в кумовстве и коррупции, зачем в таких условиях ввязываться в войны это, конечно, вопрос.
    2. +4
      31 августа 2022 23:39
      Хорошо сказал Барон Пардус, снимаю шляпу.
      hi
      Он как мудрый филин: "Жили-были мыши и все их обижали. Как-то пошли они к мудрому филину и говорят:
      — Мудрый филин, помоги советом. Все нас обижают, коты разные, совы.
      Что нам делать?
      Филин подумал и говорит:
      — А вы станьте ёжиками. У ёжиков иголки, их никто не обижает.
      Мыши обрадовались и побежали домой. Но по дороге одна мышка сказала:
      — Как же мы станем ёжиками? — и все побежали обратно, чтобы задать
      этот вопрос мудрому филину.
      Прибежав, они спросили:
      — Мудрый филин, а как же мы станем ёжиками?
      И ответил филин:
      — Ребята, вы меня ерундой не грузите. Я стратегией занимаюсь.
      "

      Вот что нам надо стать ежами, то есть использовать больше оружия вне зоны действия ПЗРК, это ясно. Не ясно только как - ведь "чудес НЕ БЫВАЕТ".
      1. +8
        1 сентября 2022 00:03
        Восстанавливать научно производственную базу ВПК. Пока что - копировать то что сможете. Например тот же Хеллфаиер или Бримстоун или Маверик. Лучше иметь управляемые ракеты на технологии 20 летней давности чем не иметь управляемых ракет вообще. Даже если, допустим, вооружить ваши ВВС нашими старыми АГМ-12 Буллпап, то вы получите ракету с дальностью действия, ЕМНИП 18км, что с запасом превосходит любой ПЗРК. А то что вы развалили свой ВПК - так все претензии - к Ельцину и его назначенцу - Путину. Знаете у Высоцкого (да я его до сих пор слушаю), был детский мюзикл, Алиса в Стране чудес, даже записали на пластинки. Так там была песня Королевской Гвардии "Нет нет, у народа - не трудная роль: упасть на колени - какая проблема? За всё отвечает КОРОЛЬ...." Вот все проблемы которые у вас в армии и обществе (а армия - не более чем срез общества" это к Путину, его чиновничкам, Гайдару, Чубайсу, Абрамовичу, другим "Эффективным мэнеджерам". Вас что, злобные ССовцы заставили пойти по пути "Не надо ничего производить - будем продавать нефть, и всё купим?" Всё что у вас есть, даже СУ-57 (которого реально нет), это ещё СОВЕТСКИЕ разработки. НИЧЕГО нового вы за 30 лет не сделали. Французы - сделали - тот же Рафаль. Китайцы - ну это вообще уникальная цивилизация. Маленькая Швеция и то создали Гриппен. Нет, вас злобные ССовцы не заставляли это делать. Вас что, злобные Цахаловцы заставили заводы и уникальное оборудование продать на металлолом? Нет, злобные Цахаловцы вас этого не заставляли делать. И печенеги с половцами не заставляли, и даже Чингиз - Хан не заставлял, вместе с его Монгольским Игом. Всё сами - вы всё сами разворовали, пропили, раскуручили и заср... закакали. Все притензии - к зеркалу. Вы сами себя загнали в ту же выгребную яму в которой СССР находился в 1922 году, благодаря интервенции и гражданской войне (на деньги Англии, Франции США, ничего не напоминает, нет?, вы НЕ УЧИТЕСЬ и регулярно скакуасите на тех же граблях). Вы сейчас абсолютно в той же ситуации в которой Великий Сталин (которого вы же и убили) сказал "Мы отстали от передовых капиталистических стран на 50-100 лет. Мы обязаны пробежать эту дистанцию за 20 лет иначе нас сомнут". И вы снова в той же заднице, спасибо... да самим себе. Горбачёв, Есльцин и иже с ними, они не с Марса к нам свалились в СССР, то бишь продукт общества. Так вот, вы сейчас в той же ситуации в которой мы, в СССР были в 1922 году. Только Сталина у вас нет, вы своего второго Сталина снова убили (Генерал Лебедь), и 20 лет вам никто не даст.
        1. +5
          1 сентября 2022 07:28
          1)Все притензии - к зеркалу.
          2) Вы сами себя загнали в ту же выгребную яму ....
          3) вы НЕ УЧИТЕСЬ и регулярно скакуасите на тех же граблях).
          4) Вы сейчас абсолютно в той же ситуации в которой Великий Сталин (которого вы же и убили) ...
          5) вы снова в той же заднице, спасибо...
          6) вы сейчас в той же ситуации в которой мы, в СССР были в 1922 году. ...
          7) вы своего второго Сталина снова убили (Генерал Лебедь)

          Я не убивал!


          Обещаю учиться и не прыгать на граблях!
          laughing laughing laughing
          1. +5
            1 сентября 2022 08:15
            Сэр, когда я говорю "вы" то говорю не "you", a "you all" (ya'all). Я понимаю что вот лично ВЫ ничего не делали. Так и вся страна ничего не делала, "только рядом стояла". Но результаты на лицо, вернее у вас всех НА лице. Но почему то всё разворовано, продано, пропито, прос... прокакано, а что осталось об... ну короче облито мочёй и дерьмом. Но зато, блин КапитализьмЪ, Ельцин Центр, памятник нацику Ильину, памятники предателю СоЛЖЕницыну, дом 2, война с именами, с памятниками и улицами. Вот вы все возмущаетесь, какие плАхие украинцы и прибалты.. А сами? Сколько вы улиц, городов попереиминовывали? Сколько памятников снесли? У вас вообще права нет возмущаться. Вы подали пример и хохлам и трибалтам.
            1. -1
              1 сентября 2022 08:56
              С ПЗРК перешли на памятники...
              14 июня 2020 года
              «Герои не живут вечно»: чьи памятники сносят в США
              Из-за чего в США началась «война памятников»
              Алексей Грязев
              "Только за последние несколько дней памятники Христофору Колумбу были снесены в Бостоне (штат Массачусетс), Сент-Поле (Миннесота), Камдене (Нью-Джерси), Ринде (Вирджиния). Памятнику Колумбу в Майами (Флорида) повезло: его протестующие только осквернили."
              Взяли пример с "нехороших русских"?
              Или своим умом дошли до подобного?
              1. +5
                1 сентября 2022 10:04
                Либерализм - рак общества. Толерастность, дайверсити, мультикультурализм - СПИД общества. У вас других аргУментов акромя "А ты а ты... абыр абыр нет?" Ну если вы переходите на аргументы типа "сам такой" значит ничего умного или по факту сказать не можете. У вас начали воевать с именем Сталина сразу после его смерти. Начали сносить памятники Ленину и другим Коммунистам ещё в начале 90х. От украинцев вы отличаетесь только тем что вы начали войну с памятниками первыми. А то что происходит у нас - результат поражения США вирусом либерализма, а лечение одно - гражданская война и приход к власти бравых ребят в Чёрных Рубашках.
                1. 0
                  1 сентября 2022 10:22
                  Вы почитатель "Человека в высоком замке" Филипа Дика?
                  Но, как "подсказывает" история сперва "приходят" ребятки в серых или коричневых рубашечках.
                  "Мальчики" в чёрных приходят следом и "зачищают серых/коричневых", как "отработанный материалл".
                  Вы для себя, какой "цвет" рубашечки выберете?
                  1. +3
                    1 сентября 2022 10:58
                    А тут у нас выбора нет. Ты либо с либерастами которые продвигают 50 полов, 60 секс ориентаций и 70 пронаунов, которые уничтожают Европейскую культуру и Историю (как вы, украинцы и трибалты уничтожаете советскую культуру и историю), которые против традиционной семьи так как это "угнетение женщины, и принуждение её к рожднию детей), которые хотят заменить Белую Расу всякими недообезьянами (не Азиатами и не Индусами), которые старательно уничтожали американскую культуру (сравните фильмы и песни 80х с современными), которые старательно демонизировали мужчин и мужество, называя мужские черты характера "токсичными". Которые продвигают велферщиков паразитов, которые защищают "гражданские права" бандюг, насильников и наркоторговцев, наплевав на права их жертв. Либо ты с неофашистами. Так что для себя я выбираю ЧЁРНУЮ рубашку Итальянских штурмовиков. Просто из за того что никакого другого выбора нет. Либо либерасты вопящие что у мужчин могут быть менстры и мужчины могут беременеть (тут вообще шиза зашкаливает, я многое писал, посмотрите, с ссылками), копипастать сюда в 25й раз желания нет... что белые, по рождению автоматически угнетатели, поработители и колониалисты которые должны каяться каяться и, разумеется платить, платить и снова платить. Что из реклам изчезли белые семьи, либо чёрные, либо смешанные. Что можно орать сколько угодно "Вива ла Раза" или "Блэк Прайд" и это ничего, ведь человек празднует свою "самобытную культуру" (которые ничего кроме 50 рецептов человечины ничего нашей цивилизации не дали). А вот если вы скажите "Вайт Прайд" сливайте масло, вы "расист, нацист, коммунист (всем известно что все русские - белые, а значит расисты), гомофоб, и христианский фундаменталист. С работы или из универа можно вылететь запросто. Либо бравые ребята в чёрных или ещё каких то рубашках. Либерализм один раз уже уничтожил страну где я жил - второго раза мне не надо. Я пожму руку Ктулху если он уничтожит либерализм. Учитывая как себя запомоили местные "коммунисты" и "марксисты" то выстрела Тикондероги по Белому Дому не предвидится, а раз так, то единственное спасение США это метерологическое... (если не поняли намёк - значит вам это не нужно). 8/20
                    1. 0
                      1 сентября 2022 11:10
                      Так что для себя я выбираю ЧЁРНУЮ рубашку Итальянских штурмовиков.
                      Значит "чернорубашечники" Вам ближе, чем российские "черносотенцы"!
                      Но уж таки "пожимать руку" Ктулху или Кощею Бессмертному всё же не торопитесь!
                      1. +4
                        1 сентября 2022 17:14
                        Повторю ещё раз. В США другого выбора просто нет. Нету настоящих коммунистов - то бишь Сталинистов. Их просто нет. Черносотенцев, естественно, к счастью тоже не завезли. Так что другого выбора тут нет, либо либерасты, которые помимо всех прочих прелестей будут учить вашего ребёнка чот это нормально: быть утром - девочкой, днём - мальчиком, а вечером - пони. Либо неофашисты. Сталинистов и Маоистов не завезли. Кастро и Че Гевару тоже, к превеликому сожалению. Так что выбор не ахти. Так что "Он за железный порядок, он скромно одет, он почти без наколок - мама он интеллигент":-).
                      2. 0
                        1 сентября 2022 17:59
                        Просто в США хорошо работала система доносов и ФБР!!! Всех мало мальски значимых оппонентов власти "зачистили". А "расплодиться" их последователям недают. Внимательно наблюдая за всеми, кто выражает недовольство существующим строем в США!!!
                      3. +3
                        1 сентября 2022 18:38
                        БЛМ/Чёрные Пантеры, ЛГБТ и АНТИФА, а заодно и глобалисты, и взгляды которые они пропагандируют, гораздо опаснее чем любые коммунисты или фашисты (я специально выделяю нациков в отдельную категорию).
                        Зачистили ультраправых. Коммунисты просто запомоились своей поддержкой и БЛМ, и ЛГБТ. В 2020 лично видел демонстрацию про-ЛГБТ, включая молодых парней с заляпаной "кровью" промежностью на джинсах которые вопили что "менстра это не только для женщин и что мужчины от неё тоже страдают". Так вот этот парад генетического и умственного мусора происходил под СОВЕТСКИМИ флагами. Я их там чуть не поубивал к чертям собачьим. С похожим сталкивался не раз, что псевдо коммунисты и псевдо марксисты США поддерживают и ЛГБТ, и ниггерских нациков шизофреника Луиса Фаракхана. Так что "I am just a good ole Rebel"
                        https://www.youtube.com/watch?v=m36uOUSJFjE

                        Понимаете, я уже потерял одну страну где я жил, раку либерализма. Чтобы этого не повторилось, я готов встать под чьи угодно знамёна и делать под ними всё что угодно лишь бы сломать хребет этой гадине либерализму.
                      4. 0
                        1 сентября 2022 19:22
                        "Соболезную"...
                        Дважды в одно и то-же "болото"...
                        hi
                      5. +5
                        1 сентября 2022 19:57
                        Спасибо за понимание. Мой мудрый дедушка два раза в жизни делал предсказания и дважды оказался прав. (Глупые евреи не дослуживаются из рядовых до подполковников погран войск). Первый раз, как только началась вся эта перестроичная хренотень деда сказал "Толка не будет, тикать надо, это всё что сможет разворует, продаст за гроши, пропъёт, а что не сможет украсть и пропить, загадит и развалит. Ну не можем мы без Сталина. Натура у нас такая". Второе предсказание было где то в 2000 году. Мы уже тут были достаточно времени. "Америка запустила вирус либерализма который разрушил СССР. Но выпустив такого кошмарного джина из бутылки, загнать его обратно - невозможно, его возможно только уничтожить, и если этого джина не уничтожить то он вернётся бумерангом обратно в США.". Самое кошмарное что как хреново бы не было в США из за либерализма, в Западной Европе и Скандинавии - ещё хуже. В Англии уже есть школы где на всю школу только два белых ребёнка - . В Британии останавливают набор белых мужчин в лётчики, они хотят "национальные кадры" (знакомо, да?) и отдавать предпочтения будут "угнетённым нац и секс меньшинствам" и женщинам. А бежать уже некуда, разве что в Китай, но там язык дюже трудный да и набегался я, хватит. Так что...
                        "Auf der Heide blüht ein kleines Blümelein
                        Und das heißt - Erika"

                        Мягко переходящий в...

                        "I am just a good ole rebel
                        And that's just who I am
                        And for this "land of freedom"
                        I do not give a damn


                        Ну или как наша рота пела в Ираке, я им сказал что это написал сам

                        "Тhe soldier's health's all good.
                        We are doing all we should
                        And dust of thousand miles of road
                        Is clinging to our boots.

                        Without ever stopping without changing pace
                        Our bayonets shine brightly, like smile on the faces
                        Though blasted land of ruin
                        Steady hands and steely eyes
                        We are marching to the victory
                        America's own guards

                        Before us is the land that blooms
                        Behind just burning grass
                        Don't think my friend, we have a man
                        Who will decide for us

                        Relieved and little bit fatigued
                        We'll come back to our home
                        Our prize - our beautiful young wives
                        Their hair shines like gold

                        It will all come, but right now
                        Steady hands and steely eyes
                        We are marching through this burning land
                        America's own guards.

                        Это действительно была шиза. Когда во время патруля я начал петь это, а ребята подхватили. Думаю ирония не осталась Вами не замеченной.

                        Самое интересное, что в начале 30х годов в Германии очень много коммунистов присоединились к национал социалистам. Их называли "бифштексами": Коричневые снаружи - красные внутри".
                      6. 0
                        5 ноября 2023 10:53
                        Цитата: Baron Pardus
                        Before us is the land that blooms
                        Behind just burning grass

                        Великолепная шутка!
                        Оригинал узнал, прекрасно! Песня на все времена.
            2. +4
              1 сентября 2022 09:55
              А! Лайк!
              Нау ай андестенд ю, сэр! Вис из бекоз оф коз ай стадинг инглиш ин ту май селф, сэр!
              Ай андестенд ю, бат плиз юз симпл форм ин рашн анд инглиш тонгс tongue !
              Плиз, райт ин инглиш лайк менс спик ин вис милитари синема:

              Сенкс!

              Уф, давненько я с инглишспикерами не общался, с военными. soldier
            3. +1
              9 сентября 2022 11:15
              Вы озвучиваете вещи, от которых и все сознательные россияне не в восторге и уж явно не поддерживают и не участвовали в принятии этих решений. Могу с уверенностью сказать, что 90% населения не питают никаких теплых чувств к уб***ку Ельцину, но сделать с постройкой Ельцин-центра ничего не смогли. Раньше за советского человека все решала партия, общество привыкло и разучилось вообще участвовать в собственной жизни, так прошли все 90-е, а теперь новое поколение, которое понимает что что-то не так, за неправильную позицию может присесть, а демонстрации разгоняют дубинками и всё - люди не живут так плохо, чтобы массово выходить на протесты, несмотря на страх наказания, а какие-то другие рычаги влияния на власть не работают.
              1. 0
                9 сентября 2022 21:06
                Б.Н. Ельцин, П. Грачёв содержали Армию РФ, приграничные пространства в порядке, несмотря на "исторический период". Служил в Армии (ФСО) в 1996-2000гг., по факту регулярная в/ч, солдаты уезжали в Чеч.Республику. По материалам "ВГТРК" экстренные проверки наших РВСН, заверениях моих коллег РВСН, были постоянные внештатные ситуации и РОССИЮ, страну, Великую историю сохранили. Нарекания о методах правления 91-93гг., оставьте при "себе".
                1. 0
                  10 сентября 2022 20:11
                  Нарекания о методах правления 91-93гг., оставьте при "себе".

                  Я, пока что, имею право выражать своё недовольство методами правлениями и вообще по любым другим поводам, так что не надо мне указывать что и где оставлять. Что касается "границ на замке" в указанный период, то как бы роль государства этим не ограничивается и есть достаточно причин, чтобы о Ельцине и прочих деятелях его времени думать нелицеприятно.
        2. 0
          18 ноября 2022 10:58
          Вы правы. По моему СВО всё уже показало во всей красе. Смотреть надо на факты а не в зомбоящик. Дальнобойное ВТО конечно необходимо, но это на месте 5 или 6 по важности. Бич ВС РФ это разведка и связь.
  14. 0
    31 августа 2022 20:27
    Расчёты ПЗРК наверное безопаснее "активировать" дешёвыми беспилотниками.
    1. +2
      1 сентября 2022 08:16
      Не получиться. Во первых ИК головка ПЗРК не захватит дрон - слишком мало теплоизлучения. Во вторых операторы отлично видят на что они наводят ПЗРК, наводят же визуально, и даже самый тупой гуцул, квадрокоптер от Ми-8 отличит.
      1. 0
        2 сентября 2022 18:02
        Ну какой квадрик, никто их из пзрк не сбивает. ПЗРК пускают по поршневым БПЛА с размахом крыльев в несколько метров.
        1. +1
          2 сентября 2022 19:11
          Возможно, но всё равно ИК излучение того же "орлана" в разы меньше ИК излучения, любого реактивного самолёта.
          1. 0
            2 сентября 2022 20:48
            Это понятно, но головка самонаведения рассчитана на слабое излучение (большая высота, встречный курс, туман). Сообщают же, что Орланы сбивают. Ну можно ИК-прожектор добавить и даже отключать при обнаружении пуска.
  15. -3
    31 августа 2022 21:56
    По заявлению фирмы-производителя, боевые элементы на протяжении всего участка полёта могут поражать воздушные цели, маневрирующие с перегрузкой до 9.

    Сомнительно- надо иметь 18ед. располагаемой перегрузки при самонаведении, а для метода трехточки еще больше.
  16. +1
    7 сентября 2022 01:34
    hi
    Сегодня на глаза попался пост о ПЗРК на Украине: ".... периодически пишут о неэффективности стрельбы с кабрирования. Дескать мимо, не попадают, в небо, и так далее.
    В ряде случаев в первые дни так и было.
    .....
    ...и с кабрирования у нас очень даже неплохо получается. Зря пишут о низкой эффективности такого способа. Он не уступает применению с горизонтального полета с двух километров, ....
    ....
    Только с учётом большого количества ПЗРК у противника, при стрельбе с 2х км, вертолеты и экипажи у нас бы к моменту написания этого комментария уже закончились.
    " (с) Fighter-bomber
    1. +1
      7 сентября 2022 02:45
      Цитата: Wildcat
      и с кабрирования у нас очень даже неплохо получается. Зря пишут о низкой эффективности такого способа. Он не уступает применению с горизонтального полета с двух километров, ...

      При стрельбе с кабрирования, стрельба осуществляется ро площадям, цели пилот не видит.
      1. +1
        8 сентября 2022 11:14
        hi
        Добрый день!
        Данная практика - работы по координатам/с кабрирования - похоже, принимает все больший размах.
        "все с серьёзным ПВО тут в полном порядке. Пуски есть в каждом разлете и практически по каждой ударной группе.
        Но и мы сменили тактику. И пока она работает. Не смотря на плотность работы авиации, на третьи сутки наступления украинцев под Харьковом, потерян один Су-25 и покоцано пару винтов. Потерь среди лётного состава нет. Авиация обрабатывает бомбами и ракетами все цели которые ей передаёт пехота. С полной загрузкой бортов. И авиации на этом направлении у нас много. Понятно, что работа ведётся по координатам, никто там в вираже стоять, разглядывать какой там танчик куда поехал не будет.
        "

        "все как вы просили. Кабрирование пошло в очко на время.
        Авиация с ночи работает по полной под Харьковом.
        В ход пошли штурмовые бомбы, самые лучшие и все, все, все.
        "

        Но видимо, другого выхода, кроме как работать именно так, нет. Из-за риска потерь, никто "цель наблюдать" не собирается.
        Вот полная первоначальная цитата: "Доброе утро ФБ!
        Там периодически пишут о неэффективности стрельбы с кабрирования. Дескать мимо, не попадают, в небо, и так далее.
        В ряде случаев в первые дни так и было.
        Все таки на полигонах на учебно - тренировочных полётах и учениях этот вид стрельбы не практиковался. Так, посмотрели что это, и забыли про него. Расход боеприпасов большой нужен, да и когда четыре ракеты летят, оценить попадание очень сложно. А мавиков на полигонах нет.
        Мы тренировались с расходом пол блока за атаку, но с расходом 40 НАР за вылет. То есть на обучение много вылетов не спланировать, вылезаем из лимита ракет на смену.
        А на учениях вообще неинтересно начальникам, если просто прилетят ракеты из ниоткуда, или наоборот если вертолёт атакует цель которая для них за горизонтом.

        Но на Украине после трех - четырёх вылетов, летчики руку набили, и теперь накрывают с расчётом плюс минус 50 метров центр элипса рассеивания.
        А после того как в бортовые компы вертолётов поставили программное обеспечение для расчета стрельбы с кабрирования для всех видов НАР, результаты по отклонению близки к нулю.
        Тяжёлые ракеты летят точнее, на них меньше влияет ветер и другие внешние условия в полете. Есть у меня индивидуумы которые за одну атаку применяют С-13 с кабрирования, потом ещё пикируют и стреляют С-8 с нового кабрирования по соседней цели. И всё ведь попадают по данным беспилотника. Жаль что тяжёлые НАРы пока не все вертолеты могут применять. Но мы работаем над этим.

        Так ... сентября 2 С-13 из 6 запущенных с Ми-28, попали в здание переоборудованное под склад.
        Взрыв получился как атомный, а наводчики о том что горело ещё сутки потом.
        Прямое попадание с семи (!!!) километров неуправляемой ракетой, это конечно элемент везения, но без мастерства везения не будет.
        Так что и с кабрирования у нас очень даже неплохо получается. Зря пишут о низкой эффективности такого способа. Он не уступает применению с горизонтального полета с двух километров, потому что и с двух км цель типа людей в окопах в посадке ты не увидишь. И все равно будешь работать тупо по координатам, как и с кабрирования. Тогда какая как разница как стрелять, если результаты сравним?
        Только с учётом большого количества ПЗРК у противника, при стрельбе с 2х км, вертолеты и экипажи у нас бы к моменту написания этого комментария уже закончились.
        "
        Fighterbomber (с)

        ИМХО, версия что стрельба с кабрирования так же эффективна, как стрельба по видимой цели, разумеется вызывает вопросы. Но "с учётом большого количества ПЗРК у противника, при стрельбе с 2х км, вертолеты и экипажи у нас бы к моменту написания этого комментария уже закончились".
      2. 0
        17 января 2023 11:44
        что бортовым комплексом обороны Л-370 «Витебск» российские вертолёты оснащаются с 2015 года
        ..Серёж...а как же СОЭП Липа..она ещё в Афгане при советах здорово снизила потери в армейской авиации...где они подевались?
  17. 0
    14 октября 2022 20:21
    Статья для тех кто возмущается почему наша авиация бездействует, не понятно только почему украинские вертолеты расстреливают горловку, проще посадить на крыши домов ребят с ПЗРК не придумаешь
  18. 0
    27 октября 2022 15:05
    hi
    Вроде бы Су 35 belay (даже не Су25 belay ) на малой высоте атакует "чугунием" belay и уходит от Стингера fellow :
  19. -1
    28 октября 2022 23:00
    А где же наши "партизанские отряды" на территории Польши и Румынии, которые трофейными ПЗРК обстреливают американские транспортные самолеты с оружием, подрывают трофейной взрывчаткой поезда с транспортируемой военной техникой , уничтожают фуры с боеприпасами Джавелинами? Нам что, трудно организовать "недовольных"?. Они вон на территории России уже целую сеть организовали. Все таки мелковато и без должного размаха работают спецслужбы России