Эсминцы Zumwalt, или Плавучее приложение к старому докладу

30
В начале восьмидесятых годов американский военный аналитик Франклин Спинней опубликовал доклад, вызвавший массу обсуждений и едва не ставший причиной для настоящего скандала. В документе было изобличено желание военного ведомства получать все новые и новые вооружения со все более высокими характеристиками при полном игнорировании финансовых последствий для экономики всей страны. Спинней осудил это явление и предложил ряд шагов по снижению расходов на оборону без ущерба для качества вооружения. За прошедшие с тех пор почти три десятка лет в американском бюджете, в том числе и военном, многое изменилось, однако до сих пор случаются споры о целесообразности тех или иных трат.

Несколько месяцев назад, в конце весны этого года, стало известно, что Конгресс США не совсем доволен перспективным проектом эсминцев Zumwalt. Главные претензии вызывает финансовая сторона разработки и строительства этих кораблей. Принятие в строй головного DDG-1000 Zumwalt запланировано только на 2014 год, а на разработку и воплощение программы уже ушло никак не меньше 10-12 миллиардов долларов. В свете последних американских тенденций относительно уменьшения бюджетных расходов подобные траты на строительство новой техники для флота смотрятся, как минимум неоднозначно. Более того, ряд конгрессменов уже сейчас требует закрыть проект «Замволт» ввиду его экономической неэффективности. Что касается строящихся трех кораблей этого проекта, то их предлагают все же доделать и, так уж и быть, принять в состав флота. Однако те же конгрессмены против того, чтобы этим эсминцам уделялось особое внимание – оно тоже может привести к увеличению расходов.



Вполне очевидно, что Пентагон стал экономить на новых проектах только сравнительно недавно. Еще несколько десятилетий назад он применял методику, которую можно назвать «сделайте-оплатим». В итоге это привело к некоторым неприятным последствиям, но сейчас речь не о них. Традиционный послевоенный подход американских военных к созданию нового вооружения и техники подразумевал достижение требуемых характеристик любой или почти любой ценой. Инициируя разработку проекта Zumwalt, Пентагон надеялся получить в итоге новый боевой корабль с малой заметностью для средств слежения противника и солидным вооружением с возможностью его модульного размещения. В итоге инженеры Northrop Grumman, Bath Iron Works, Raytheon и BAE Systems сумели создать проект, полностью устраивающий заказчика. Однако результат вышел сомнительным в финансовом плане. Кроме того, почти сразу объектом критики стали обводы корпуса и предпосылки к ним.

Внешне эсминцы «Замволт» в некоторой мере напоминают знаменитый стелс-самолет Lockheed Martin F-117A. Те же плоские панели, те же четкие грани и тот же необычный вид. В принципе, сюда можно добавить и похожую сомнительную судьбу, но дальнейшие события вокруг эсминцев, в отличие от самолетов, пока еще остаются под вопросом. Определенное сходство концепции внешних обводов корабля и самолета связано с требованиями военных относительно радиолокационной незаметности. По имеющимся данным, новые эсминцы разрабатывались для участия в десантных операциях и должны иметь возможность скрытного приближения к вражескому побережью с последующим ударом ствольным и ракетным вооружением. Однако такой способ применения вызывает определенные вопросы. Дело в том, что осадка эсминцев Zumwalt всего на метр меньше, чем у кораблей проекта Arleigh Burke. Конечно, «Замволт» имеет значительно большую длину корпуса и шире эсминцев «Арли Берк», но заметного преимущества в необходимой для прохода глубине он не имеет. Тем не менее, Zumwalt оснащаются сонарами AN/SQS-60, AN/SQS-61 и AN/SQR-20, в первую очередь предназначенными для слежения за объектами на небольшой глубине.

Выходит, оборудование новых эсминцев все же больше «заточено» для работы в прибрежной зоне. Собственно говоря, это и было одной из причин применения стелс-технологий. Характерные обводы корпуса корабля, как утверждаются, обеспечивают достаточную эффективность рассеивания излучения РЛС. Согласно официальной информации, «Замволт» с длиной корпуса более 180 метров на экране радара выглядит так же, как подлодка проекта Los Angeles. Шумность силовой установки корабля и его движителей находится примерно на одном уровне с лодками этого проекта. Наконец, для уменьшения вероятности обнаружения по кильватерному следу Zumwalt имеют корпус особой формы, значительно уменьшающий отходящие от корабля волны. Правда, за особенную форму корпуса и надстройки пришлось заплатить ходовыми качествами. К примеру, нос корабля специфической формы не позволяет идти с большой скоростью при волнении выше четырех-пяти баллов. Скос передней части носа в таких условиях приводит к «зарыванию», что явно нельзя назвать хорошей чертой. Тем не менее, ради незаметности было принято решение сделать обводы носовой части корпуса именно такими. По-видимому, расчеты показали, что при максимальной скорости около 30 узлов эсминец не будет иметь больших проблем с опусканием носа.

Еще одна спорная тема – энергетическая система корабля. Две газотурбинные установки производства Rolls Royce выдают суммарную мощность в 78 МВт. Системы передачи электроэнергии сконструированы таким образом, что при необходимости можно перенаправить определенную часть тока на какой-либо агрегат, будь то ходовой двигатель или система вооружения. Утверждается, что оборудование и вооружение корабля может затребовать мощность до 55-58 мегаватт, но при этом оставшихся ресурсов электросистемы хватит для движения со скоростью порядка двадцати узлов. Такие колоссальные показатели выделяемой мощности объясняются заделом на будущее. В перспективе Zumwalt вместо артиллерийских башен должны получить перспективные рельсовые пушки, которые пока только разрабатываются. Для достижения боевых характеристик, при которых это вооружение будет заметно превосходить традиционные ствольные системы, потребуются огромные мощности и именно для этого энергосистеме «Замволтов» были обеспечены столь высокие показатели. В то же время, весь комплекс электросистем получился громоздким и тяжелым. Кроме того, его стоимость «съела» немалую часть общего бюджета проекта. В свете желаний Конгресса сэкономить на всем, желание военных прямо сейчас обеспечить возможность применения еще не созданного оружия стало объектом серьезной критики. Возможно, кто-то из конгрессменов уже навел справки и выяснил, сколько можно было бы сэкономить на оснащении «Замволтов» привычными энергетическими установками и системами распределения электричества.



Что касается остального вооружения эсминцев проекта Zumwalt, то оно вряд ли вызовет настолько резкую реакцию чиновников и других любителей сэкономить на обороне. Основой комплекса вооружения этих кораблей являются модульные пусковые установки Mk.57, с которыми можно использовать широкий спектр управляемого вооружения, от зенитных до противолодочных и крылатых ракет. Максимальный боезапас пусковых установок – 80 ракет. Система Mk.57 является дальнейшим развитием уже эксплуатирующейся Mk.19, поэтому не должна вызывать особых претензий.

И все же куда больший вопрос представляет практическое использование «Замволтов», в том числе и в боях. В этом отношении перспективный проект попадает в экономическо-практические «клещи». При работе вблизи побережья, поддерживая, к примеру, высадку десанта, эсминец все же рискует быть обнаруженным и атакованным. Учитывая стоимость строительства всего одного такого корабля, можно предположить «интерес» противника и его активность в деле обнаружения и уничтожения эсминцев Zumwalt. Кроме того, солидный запас вооружения и его разнообразия также способны подстегнуть активные действия – вряд ли какая-то страна захочет видеть у своих берегов плавучую ракетную базу. Таким образом, прибрежная работа для эсминцев «Замволт» является в определенной мере подходящей, но достаточно рискованной. Альтернативой атакам сухопутных объектов может стать эскортирование торговых караванов или участие в авианосных ударных группах в качестве корабля охранения. Однако в этом случае пропадает весь смысл в стелс-технологиях, ведь незаметность эсминцев будет с лихвой компенсирована характерными формами авианосца.

В общем, при внимательном рассмотрении нового проекта «эсминцев будущего» становится понятно, почему на него так ополчились конгрессмены. В целом удачный и интересный проект оказался слишком дорогим и, пожалуй, слишком новым, чтобы выдавать на него большое количество денег. Поэтому три строящихся корабля будут собраны и войдут в строй. В отличие от остальных 29, которые были в планах Пентагона. Их, скорее всего, даже не заложат – споры вокруг проекта достигли той точки невозвращения, когда чиновникам военного ведомства стоит готовиться к «битве» за корабли на стапелях, на которые вскоре могут обратить внимание сторонники экономии от Конгресса. Таким образом, эсминцы Zumwalt стали очередным доказательством существования неприятного явления, описанного еще тридцать лет назад. Похоже, кому-то в американском военном руководстве стоит смахнуть пыль со старого доклада мистера Спиннея и ознакомиться с ним повнимательнее.


По материалам сайтов:
http://raytheon.com/
http://sb.northropgrumman.com/
http://globalsecurity.org/
http://history.navy.mil/
http://naval-technology.com/
http://science.compulenta.ru/
http://d-n-i.net/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Бек
    +6
    19 октября 2012 08:31
    Ну, что сказать? Опять впереди топчутся. Опять лет через 10-15 догонять придется Замволт. А как догоним, посмотрим вперед, а там опять будут амеры топтаться с новой разработкой. Ну, как всегда.
    1. Игорек
      +4
      19 октября 2012 08:59
      Это до Арли Берков 15-20 лет,а до Замвольта все 40)))
      1. predator.2
        +2
        19 октября 2012 12:26
        Вот и аукается нам беспределные 90-е, бестолково потраченные "нулевые" !
    2. mikhalich
      0
      19 октября 2012 09:29
      Цитата: Бек
      Ну, что сказать? Опять впереди топчутся. Опять лет через 10-15 догонять придется Замволт. А как догоним, посмотрим вперед, а там опять будут амеры топтаться с новой разработкой. Ну, как всегда.



      Кстати да, похоже, что это и есть "Естественный ход вещей" =)
  2. maxiv1979
    0
    19 октября 2012 09:06
    технологии смотрят, верфи учаться, станки покупает фирма, обучает людей, непрерывное производство, нарушишь - 955 проэкт, и с ним 885, гавно и есть гавно шумяшая
    1. +3
      19 октября 2012 09:27
      А по-русски можно?
      1. 0
        19 октября 2012 10:12
        А по-русски можно?

        думаю он это про технологию производства и качество сборки.
        1. 0
          19 октября 2012 12:17
          А причем тут 955 и 885 проект и почему вдруг они гавно "шумяшая"?
    2. +1
      19 октября 2012 11:18
      Представьте этот же форум в 1981г и 1989г. (в 81г. у ов первый полет F117- истребителя, выполненного по технологии стелс, в 89г. первый полет B2- такого же бомбера). Тогда были бы такие же вопли, "вот, мол, отстали!!!! Навсегда!!!!!". Посмотрим сейчас: F117 полностью сняты с вооружения, производство B2 прекращено, с вооружения, правда, не сняты, но, я думаю, это не потому, что это "супер-пупер" нужный самолет, а по причине дороговизны, т.к. если еще и их списать, то прогрессивная общественность сильно возмутится, "как так, пострачено 100500 бабала, и все в унитаз". Стоимость самолета не позволяет его применять против более менее сильного противника, из-за опасения потерять отмороженно дорогой самолет.
      Вывод1. Программа "стелс" в авиации оказалась никому не нужной тратой денег. И правильно сделал СССР, что не стал распыляться на такие вещи. Сегодняшние самолеты имеют "технологию малозаметности", но "стелс"- похерен.
      Вывод2. (Предположение). Мне кажется, что у кораблей-стелсов та же судьба.
      1. +1
        19 октября 2012 12:08
        Что F117, что B2 были огромным шагом в перспективном развитии. Сейчас по принципам, заложенным в них, развивается вся современная авиация.
        1. +2
          19 октября 2012 12:23
          Шагом- безусловно, но необходимости их производить не было абсолютно, достаточно было оставить летающие (обязательно летать) опытные экземпляры.
          а вот "принципы заложенные" на сегодняшний день ОЧЕНЬ сильно упрощены.
          Все таки самолет в первую очередь должен летать, а во вторую малоземетным.
          Эти самолеты делались невидимыми, в ущерб летным характеристикам.
          Данный корабль тоже "невидим", в ущерб мореходности. Так что я с Вами не согласен.
          На "ты" можно?
        2. -1
          19 октября 2012 20:27
          Пупырчатый

          Утюг, можно заставить летать, с этим не спорил и спорить не станет ни один конструктор... вопрос в том - зачем он нужен, летающий утюг-то? *)

          В чем именно вы увидели перспективность направления В 2 и F 117? В тактике применения? Согласитесь, для этих тихоходов нужно создавать идеальные условия для боевой работы. Для них должны быть парниковые условия - рассеивая излучение в одном диапазоне волн, они как на ладони в другом... так что при наличии полноценного, и многодиапазонного радилокационного поля, боевая ценность этих утюгов стремительно катится к нулю. Тем более, они появились в тот момент, когда стала кристаллизоваться совершенно другая концепция применения летательных аппаратов - относительно дешевые "стаи" БПЛА, с распределенными системами ИИ, для ударных операций над чужой территорией... *) Это, согласитесь, переспективное направление. А вот для работы над своей территорий, лучше создавать более "классические" ЛА... *)

          Так что, извините... В2 и F117, это все же был распил бабла, не более того... *)
          1. 0
            19 октября 2012 23:06
            их серийное производство- да, это попил. Опытная эксплуатация- вещь полезная, отработка технологий для последующих поколений самолетов.
            По сути, все, что Вы говорите, я уже сказал выше.
            1. 0
              20 октября 2012 00:19
              lelyk72

              Ну извините... *))) не заметил... *)) Тысяча извинений, и миллион поклонов... *)))) =расшаркался=... *))))
  3. 0
    19 октября 2012 09:21
    Странно,ракетного вооружения-то замволт несёт меньше арли бёркаи это при гораздо большем водоизмещении...
    1. +2
      19 октября 2012 10:10
      замволт несёт меньше арли бёркаи это при гораздо большем водоизмещении.

      Скорее всего, там оставили свободный объем под перспективные ракетные комплексы, как это уже было с арли берком. Была недавно про них статья.
  4. maxiv1979
    0
    19 октября 2012 09:59
    Цитата: пацантрэ
    Странно,ракетного вооружения-то замволт несёт меньше арли бёркаи это при гораздо большем водоизмещении..


    вы думаете случайно мы сделали,там нет объемов свободных...а вот ваш 956 проэкт, вызывает интерес
    1. +1
      19 октября 2012 12:19
      Как-нибудь понятно изъясняться можно?
      Цитата: maxiv1979
      вы думаете случайно мы сделали

      что вы сделали?
      Цитата: maxiv1979
      ,
      там нет объемов свободных.

      где?
      Цитата: maxiv1979
      .а вот ваш 956 проэкт, вызывает интерес

      причём тут он и что интересно в проекте 40летней давности?

      Такое ощущение что вы амер и юзаете гугл переводчик для общения на русском.
  5. 0
    19 октября 2012 10:21
    Интересно а появилось что то интересное о его артилерийском орудии?
    155 мм давненько на эсминцах не появлялись.
    1. 0
      19 октября 2012 23:36
      Что Вас заинтересовало?
      (последние обновление данных по теме 03.06.10)
  6. +1
    19 октября 2012 10:57
    Интересная статья...
    Гонка технологии... Технология подстегивает себя технологией...

    Американцы подхватили болезнь фашисткой Германии в создании фунтерваффен?...
  7. +2
    19 октября 2012 11:24
    видео сборки секций DDG-1000
    1. Tirpitz
      0
      19 октября 2012 17:49
      Когда в СССР пытались построить корабля из секций отдельных а потом соединить, то 90% отверстий не совпало, пришлось переделывать. После этого от этой идеи отказались. Хотели пл как немцы в ВМВ строить.
  8. -1
    19 октября 2012 11:53
    Так и не сказал, сколько ж эта "золотая пуля" стоит... Она будет напоминать об Фу-22, когда его боятся отправить в бой из-за возможности потерять...
    1. wolverine7778
      0
      19 октября 2012 20:41
      Она будет напоминать об Фу-22, когда его боятся отправить в бой из-за возможности потерять...
      Бред. Опасней для пилотов, чем Ф-22 на данный момент просто нет истребителей на вооружении. Проект закрыли потому, что Ф-22 сочиняли во времена Холодной войны против стран Варшавского договора, а теперь просто нет задач для очень большого количества таких истребителей. Что касается цены, хоть F-22 и F-35 очень дорогие, но бюджет у американцев ещё больше - так что вполне могут себе позволить и позволяют (2443 штуки F-35 заказывают)
  9. Sas
    Sas
    +3
    19 октября 2012 12:19
    Безусловно - это шаг вперёд. Они технологию отработают, испытают, посмотрят что к чему, а там и рельсотрон подгонят. В любом случае даный проект будет основой для дальнейших разработок (если бабло не закончится) Хотя "Арли Бёрк" амерам ещё не на одно десятилетие хватит. Скорее всего Zumwalt ждёт доля "Seawolf"а.
  10. maxiv1979
    -1
    19 октября 2012 15:33
    Цитата: пацантрэ
    Как-нибудь понятно изъясняться можно?Цитата: maxiv1979вы думаете случайно мы сделаличто вы сделали?Цитата: maxiv1979,там нет объемов свободных.где?Цитата: maxiv1979.а вот ваш 956 проэкт, вызывает интереспричём тут он и что интересно в проекте 40летней давности?Такое ощущение что вы амер и юзаете гугл переводчик для общения на русском


    мы сделали, это мы, я знаю чего там моего, а что вы сделали? русский букварь?

    956 проект не нов, но и не стар, платформа для оружия не лучшая, а вы требуйте) ума то не надо требовать, пусть страна разденеца до трусишек в очередной раз, зато как звучит!! каперанг!!)))
    1. +2
      19 октября 2012 18:10
      Цитата: maxiv1979
      а что вы сделали? русский букварь?

      Если бы я его сделал,в первую очередь подарил бы вам,потому что из ваших 3 ёх постов я нехрена не понял.
      1. Бек
        +3
        19 октября 2012 18:27
        MAXIV 1979 и ПАЦАНТРЭ

        Мужики - КЛАСС. Не в обиду. Вам двоим на сцену с вашими текстами. Так Райкин с Папановым отдыхали бы за кулисами.

        Со стороны прочтите еще раз свои реплики друг другу.

        КЛАСС. Была бы воля маршалов из вас сделал бы.
        1. +1
          19 октября 2012 20:27
          И не говорите, просто поток сознания, "Записки степного волка-2", да и только...
        2. 0
          20 октября 2012 09:57
          стараемся :D
    2. -1
      19 октября 2012 20:36
      maxiv1979

      А что в Зумвальте Ваше? *)
  11. Kir
    0
    19 октября 2012 19:36
    Видать кому-то очень неймётся, получить бабло под явно сомнительный проект
    А насчёт высказывания Тирпица, по поводу что отверстия не совпали. так не впервой, кстати Вы уважаемый кажется инженер, стало быть представляете кто у нас и кто у них технологи, так что дело не в идеях и руках, а в "среднем связующем"-технологах!!!Сам работал по чертежу, где один умник в чертежах на штамп написал расклепать, при том что данная деталюшка делалась из ВК, ну и что все-же знали и алмазной шайбой делали, ну не может славянская душа без трудностей!!! Зато потом сделаем такое, что все ......!!!
    1. wolverine7778
      0
      19 октября 2012 20:53
      Проект позволил компании кораблестроителю оттяпать 7 миллиардов долл. на проект Зумвальт)
  12. wolverine7778
    0
    19 октября 2012 20:52
    Этот Зумвальт, скорее всего, будет выполнять функцию инкубатора передовых технологий, поскольку ВМС США модернизируют свой флот, готовя его к конфликтам 21-го века. Будет идеальной площадкой для энергоемких оружейных систем будущего, таких как лазеры и электромагнитные пушки. И если сегодня изменения в характере угроз и бюджетные ограничения делают корабли класса Зумвальт весьма непопулярными, то в будущих конфликтах эсминцы могут понадобиться снова, если флоту будет поставлена задача вынести чью-нибудь дверь)
    1. Kir
      0
      19 октября 2012 21:20
      Интересно а все эти энергозатратные, что будут так заэкранированы и не дадут новых "признаков" для обнаружения.
  13. +1
    21 октября 2012 15:03
    Интересно, но среди корабелов есть спорные мнения на счет изменения геометрии носа корабля. Очень много минусов, и всего несколько плюсов. Приведу только несколько. На таком корабле захлест волны на палубу на порядок выше, наползание на паки практически невозможно (так же как и при частичном затоплении носового отсека изменяются судоходные качества), геометрия уменьшает эффективное пространство корабля и т.д. Из плюсов более высокие скоростные качества (кто то недавно говорил о том что сейчас скорость не главное) и до 4-6 баллов более эффективное рассекание волны (хотя и с захлестом), но опять же не поднырнуть на нем под волну в набег (эффект ножа, попробуйте перевернуть нож и заточить с другой стороны и он начнет зарываться в масло).
  14. K.S.R.
    0
    29 декабря 2012 21:43
    Для этого корабля делают электромагнитную пушку!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»