Военное обозрение

Самолет РЭБ EC-37B Compass Call. Прогресс и задержки

29

Один из самолетов EC-130H



Пентагон и его подрядчики продолжают работы по перспективному самолету радиоэлектронной борьбы EC-37B Compass Call. В обозримом будущем ему предстоит заменить устаревшие самолеты аналогичного назначения EC-130H. К настоящему времени была построена и вышла на испытания первая машина нового типа, и в ближайшее время ожидаются следующие. Для полноценного обновления парка ВВС требуется не менее десятка новых самолетов.

Замена платформы


Самолеты-постановщики помех EC-130H Compass Call состоят на вооружении ВВС США с начала восьмидесятых годов и активно применяются в различных операциях. Тем не менее, базовая платформа в виде C-130 к настоящему времени устарела, а целевое радиоэлектронное оборудование уже не полностью соответствует актуальным требованиям.

В связи с этим в середине десятых годов Пентагон запустил программу глубокой модернизации существующего авиационного комплекса РЭБ. По итогам конкурсной стадии, в 2017 г. контракт на проведение работ получила компания L3Harris. В дальнейшем появились дополнительные соглашения с субподрядчиками.

Перед исполнителем ставилась любопытная задача. Ему предстояло провести ремонт и модернизацию наличных комплексов Compass Call, а также перенести их с существующих носителей EC-130H на новую платформу. За счет использования нового самолета-носителя планировалось значительно продлить сроки службы комплекса, а также улучшить эксплуатационные показатели.


Первый построенный EC-37B Compass Call на авиабазе Дэвис-Монтен, 17 августа 2022 г.

По совокупности характеристик оптимальным носителем комплекса РЭБ посчитали бизнес-джет Gulfstream G550. На его базе уже создавались самолеты со специальным радиоэлектронным оборудования, и эти проекты хорошо себя зарекомендовали. Кроме того, исходная пассажирская модификация G550 под обозначением C-37B состоит на снабжении ВВС США и хорошо освоена в эксплуатации.

В соответствии с обозначением исходной платформы, новый постановщик помех получил название EC-37B. Также ему передали имя Compass Call – оно указывает на использование готового комплекса РЭБ.

Производственный процесс


По известным данным, проекты обновления комплекса Compass Call и его переноса на новый носитель были разработаны не позднее 2018-19 гг. После этого были улажены все организационные вопросы, и компании-исполнители приступили к изготовлению первого самолета EC-37B.

Как сообщается, самолет РЭБ строится в два этапа. На первом компания Gulfstream силами своего завода в г. Саванна (шт. Джорджия) осуществляет перестройку исходного бизнес-джета. Требуемым образом изменяется конструкция планера, добавляются необходимые внешние обтекатели и места для установки внутреннего оборудования. На этой стадии специалисты L3Harris проводят прокладку жгутов и трубопроводов из состава систем энергоснабжения, охлаждения и т.д.


Затем перестроенный самолет должен отправляться на завод L3Harris в г. Уэйко (шт. Техас). Там производится монтаж всего целевого радиоэлектронного оборудования, встроенных и внешних антенн, рабочих мест экипажа и т.д. По результатам этих работ самолет EC-37B приобретает окончательный вид и может выходить на испытания.

Первый образец


Перестройка первого самолета G550 по проекту Compass Call завершилась к лету 2021 г. Машина получила новые элементы планера и системы, после чего прошла наземные испытания. 25 августа этот борт впервые подняли в воздух. В течение следующих недель были проведены летные испытания, в ходе которых подтвердили сохранение основных характеристик на требуемом уровне.

В октябре самолет перелетел на завод L3Harris для установки целевого оборудования. Этот процесс занял несколько месяцев, и завершился в этом году. Известно о проведении нового этапа испытаний. Вероятно, на этот раз в них использовали и вновь установленное целевое оборудование.

Различные мероприятия с участием первого EC-37B продолжаются до сих пор. Так, в середине августа самолет прибыл на авиабазу Дэвис-Монтен (шт. Аризона), где несет службу 55-я группа радиоэлектронной борьбы. Сейчас эта часть эксплуатирует самолеты EC-130H, а в будущем ей передадут новый вариант Compass Call. Личный состав группы получил возможность ознакомиться со своей будущей техникой.


В испытаниях, в т.ч. с привлечением строевых специалистов, пока участвует только один EC-37B. Как скоро начнется сборка второго и последующих самолетов, не сообщается. Упоминается только возможность выполнения этих работ в неопределенном ближайшем будущем.

Планы на будущее


По известным данным, до недавнего времени в составе ВВС США имелось всего 14 самолетов EC-130H Compass Call. Эта техника числилась в составе двух эскадрилий из состава 55-й группы. В связи с моральным и физическим устареванием, начато списание такой техники. В прошлом году из эксплуатации вывели пять машин. Еще две придется списать в этом году. Соответственно, в начале 2023 ф.г. на службе останется лишь семь самолетов.

Согласно планам 2017 г., в процессе замены старых Compass Call новыми следовало сократить общий размер парка. Без потерь в эффективности и возможностях, его собирались уменьшить до 10 ед. Подобные планы оставались актуальными до недавнего времени, и с их учетом составлялся бюджет ВВС на последние годы.

Теперь планы пересматриваются. В июне Палата представителей, работая с проектом военного бюджета на 2023 ф.г., предложила увеличить траты на программу EC-37B. Предлагается выделить на нее дополнительные 884 млн долл., что позволит закупить четыре дополнительных самолета. С их помощью серию доведут до 14 ед., и в итоге получится равноценная замена старым машинам. По всей видимости, предложение о дополнительных самолетах войдет в окончательную версию военного бюджета.


Ранее сообщалось, что поставки новых Compass Call начнутся в 2023 ф.г. Удастся ли уложиться в эти сроки, неясно. Возможно, в следующем году заказчик получит только первый самолет, уже проходящий испытания. Тем не менее, нельзя исключать, что на заводах в Саванне и Уэйко уже идет переоснащение новых бортов, и до конца 2023 ф.г. они, как минимум, выйдут на испытания.

Желаемые преимущества


За счет смены платформы заказчик желает получить ряд новых возможностей и преимуществ. Прежде всего, это новизна самолетов G550 / EC-37B и отсутствие проблем, связанных с выработкой ресурса. Кроме того, исходный самолет является коммерческим, что дает известные выгоды эксплуатационного характера.

Бизнес-джет G550 меньше и легче военно-транспортного самолета C-130. Кроме того, он имеет более высокие летно-технические характеристики. Так, крейсерская скорость серийного EC-130H составляет 482 км/ч, а EC-37B способен развивать 900-950 км/ч. Старый Compass Call может подниматься на высоту 7,6 км, а для нового потолок достигает 15-16 км. Дальность и продолжительность полета вырастут в разы.

Пассажирский самолет уступает транспортнику по объему кабины и грузоподъемности. Однако модернизация комплекса РЭБ и переход на современную компонентную базу позволяет резко сократить массу и размеры приборов и систем. При этом рабочие характеристики сохраняются на прежнем уровне или растут.


Точный состав, характеристики и возможности модернизированного комплекса Compass Call не сообщаются. Известно, что самолет сможет нести дежурство в воздухе, выявлять радиосигналы систем противника и определять их источник. Для передачи помех будут использоваться крупногабаритные активные фазированные антенные решетки на бортах фюзеляжа.

Известно, что в ходе конфликтов последних десятилетий самолеты EC-130H Compass Call регулярно использовались для выявления и подавления радиоканалов связи противника. В отдельных случаях комплексы РЭБ работали по радиолокационным системам – при их наличии на театре. По всей видимости, те же задачи предстоит решать и новым самолетам EC-37B.

В ожидании результатов


Таким образом, Пентагон и его подрядчики в целом успешно продолжают не самую заметную, но важную программу. Разработан и доведен до испытаний новый самолет-постановщик помех, и в ближайшее время планируется начать его серийное производство. Благодаря этому в 2023 г. или позже начнется переоснащение строевых эскадрилий.

В зависимости от будущих решений Конгресса, ВВС получат не менее десятка новых самолетов EC-37B Compass Call и смогут сформировать требуемый парк. Однако в текущих условиях имеет значение не количество такой техники, а сроки ее появления. Старые самолеты уже списываются, и осталась лишь половина имевшегося парка. И теперь любые задержки с поставкой новой техники являются потенциальной проблемой для ВВС.
Автор:
Использованы фотографии:
Минобороны США
29 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. ASAD
    ASAD 4 сентября 2022 04:15
    +15
    Хотелось бы читать подобные статьи не про противников ,а про свои ВКС.
    1. Alien From
      Alien From 5 сентября 2022 10:49
      +4
      Да не о чем читать и не на что смотреть, все просохатили. Только неимеющиеаналоговвмире штуки клепать могут, естественно в единичных экземплярах и ради попила бабла.
  2. demiurg
    demiurg 4 сентября 2022 07:22
    -1
    Есть чудесные Гроулеры, которые в случае чего могут просто на форсаже свалить из заварухи. Для каких целей может применяться эта машина?
    1. Magic Archer
      Magic Archer 4 сентября 2022 08:53
      +4
      Гроулеры палубные.Их в глубине материка особо не поиспользуешь.А здесь машина именно для ВВС .
      1. solar
        solar 4 сентября 2022 09:59
        +3
        Хотя формально Гроулеры принадлежат ВМФ США, ВВС также имеют подготовленных специалистов для полетов на них.
        Директор по требованиям штаба ВВС генерал-майор Дэвид Скотт указал, что ВВС США будут стремиться предоставить офицеров радиоэлектронной борьбы для полетов на Growler ВМС США, не выделяя средств на покупку дополнительных самолетов. [44] Персонал ВВС США из 390-й электронной боевой эскадрильи , дислоцированной в NAS Whidbey Island , поддерживает и пилотирует Growler. [45]

        К тому же английские и австралийские Гроулеры летают с сухопутных аэродромов, никто не мешает это делать и американским палубным.
    2. dauria
      dauria 4 сентября 2022 11:09
      +13
      Есть чудесные Гроулеры, которые в случае чего могут просто на форсаже свалить из заварухи. Для каких целей может применяться эта машина?

      Зачем путать РЭБ в боевых порядках и эту машину ? Этот "бизнесджет" между прочим за 14, 5 часов пролетел без дозаправки 13500 км. А дальность 12500 км для него обычная с коммерческой загрузкой. Машинка-то аховая, 40 мировых рекордов . И электронного барахла 3 тонны поднять может. .
      Впрочем, раз евреи купили в свои ВВС , то вещь точно стоящая. laughing
    3. voyaka uh
      voyaka uh 4 сентября 2022 21:37
      +7
      Это компактный самолет ДРЛО.
      У Израиля тоже на вооружение самолеты ДРЛО на
      базе Golfstream бизнесс джет.
      Меньше светятся на радарах ПВО, во много раз меньше кушают керосина.
      Вот израильский вариант производства IAI
      1. stone
        stone 6 сентября 2022 07:22
        0
        Я так понимаю, израильские наработки и взяты за основу.
    4. Zaurbek
      Zaurbek 4 сентября 2022 21:47
      0
      Примерно так же как и сейчас применяют такие машины против РФ вдоль наших границ. Все на основе гражданских лайнеров…..с пилотами и ресурсом.
  3. Гннадий
    Гннадий 4 сентября 2022 07:57
    +4
    Да в этом мы очень здорово отстаём.
  4. Magic Archer
    Magic Archer 4 сентября 2022 08:52
    +2
    Цитата: ASAD
    Хотелось бы читать подобные статьи не про противников ,а про свои ВКС.

    К сожалению мы отстали.При чём серьёзно.Если наземные системы РЭБ одни из лучших,то в ВВС их практически нет.И что то о новых самолетах ничего не слышно.
    1. Romario_Argo
      Romario_Argo 4 сентября 2022 12:44
      -5
      ,то в ВВС их практически нет

      а это что (?)
      наш самолет РЭБ Ил-22ПП Порубщик



      Ту-214Р вот пара на одном фото



      бонус, 4 противолодочных Ил-38Н АБ Елизово (Камчатка)

      1. Magic Archer
        Magic Archer 4 сентября 2022 16:57
        0
        А сколько их???На всё ВВС несколько единиц.Плюс нужен самолёт летающий на сверхзвуке,типа амерских эскадрилий Уайлд Уизл.У нас такие тоже были на основе Су-24.Но...
        1. Romario_Argo
          Romario_Argo 5 сентября 2022 15:26
          -3
          нельзя рассматривать только 1 самолет (!)
          у нас всё работает в комплексе - поэтому не пробиваем
          в т.ч. Да - самолеты РЭБ опираются на сухопутную основу
          против этого лома - нет приема
          на хрена нам тратить кучу денег - если и так всё работает
          и прекращайте сравнивать ТТХ техники на Луне и в отрыве от рельефа и конкретной местности
          - ни какая техника так не применяется
          1. User_neydobniu
            User_neydobniu 6 сентября 2022 11:05
            -2
            на хрена нам тратить кучу денег - если и так всё работает

            Уже пол года видим как у вас все работает, в некоторых странах за такую работу к стенке ставят
      2. AlexSam
        AlexSam 4 сентября 2022 18:57
        0
        И сколько у нас их всего? И сколько из них сейчас принимают участие в СВО? А сколько будет участвовать в будущей войне с НАТО, которая с большой долей вероятности начнётся с приближением наших войск к западным границам зоопарка?
      3. kaufman
        kaufman 5 сентября 2022 13:08
        -1
        И? Это просто самолеты, достаточно устаревшие? Что с электронной начинкой? Что то подсказывает, что функциональные возможности сильно сильно ниже американских
  5. silberwolf88
    silberwolf88 4 сентября 2022 09:46
    -1
    чисто моё мнение ... самолёты РЭБ в новых условиях должны быть беспилотными
    (не берём комплексы РЭБ устанавливаемые на штатные самолёты в качестве просто дополнительной опции повышающей живучесть)
  6. Commodore Arctic
    Commodore Arctic 4 сентября 2022 11:10
    +1
    у меня один вопрос - Какой уровень облучения экипажа на этом самолёте с такими огромными антеннами ?
    1. Orso
      Orso 4 сентября 2022 11:34
      +2
      Вопросы биологической защиты от радиоизлучения - один из животрепещущих вопросов на таких самолетах. Однозначно экипаж и операторы находятся в защищенной зоне, даже остекленение кабины выполняется по специальной технологии. Хотя, безусловно от влияние паразитного радиоизлучения 100% не избавиться. Сам работал на стационарных узлах-ретрансляторах, где помещение персонала, естественно экранированное, соседствовало с мощными радиоизлучающими средствами связи, так вот через несколько часов работы, начинались неприятные головные боли, возникала усталость, но за повышенный электро-магнитный фон доплачивали. Так что, однозначно, пользы здоровью работа на таких объектах не приносит.
    2. dauria
      dauria 4 сентября 2022 16:12
      +5
      Какой уровень облучения экипажа на этом самолёте с такими огромными антеннами ?

      Они ж не в главном лепестке ДН сидят, а в дюралевой коробке. Кстати, у Вас на кухне есть микроволновка ? Так там мощность непрерывного излучения такая же , как на РЛС истребителя МиГ-23 в КНП ( канале непрерывного подсвета ) - 300 вт. Просто следите , чтобы щелей не было у дверцы . wink Иначе соседские куры перестанут нестись....
      1. Commodore Arctic
        Commodore Arctic 4 сентября 2022 21:21
        0
        на Ту-95рц, в том числе на всех иллюминаторах была металлическая сеточка от излучения
        1. dauria
          dauria 4 сентября 2022 23:14
          +2
          металлическая сеточка от излучения

          Она же есть и в окне микроволновки. Ей же армируется стеклопластиковое параболическое зеркало антенны . Или сетка ( с размером ячейки меньше пол-длины волны ), или
          параллельные нити - тогда поверхность полупроницаема . Поляризация Е поперёк нитей проходит , вдоль - отражается. А вот щель в куске металла становится очень приличной щелевой антенной , особенно тонкая и длиной в полволны .
          Но не волнуйтесь, это не то страшное нейтронное или гамма -излучение. И даже не рентген . Действует грубо и в лоб . Внутренний нагрев и коагуляция белков . Кошки его кстати чувствуют хорошо .
  7. Лт. запаса ВВС
    Лт. запаса ВВС 4 сентября 2022 12:52
    0
    Самолёт наверняка и как ДРЛО может работать, если есть боковые полотна с АФАР.
  8. Zaurbek
    Zaurbek 4 сентября 2022 21:48
    +2
    Хотелось бы увидеть что то подобное на основе ССЖ100 после освоения и локализации
  9. Voronezh
    Voronezh 5 сентября 2022 00:46
    0
    Они уже старые списывают а у нас до сих пор новые построить не могут..
  10. Evgesha
    Evgesha 5 сентября 2022 01:19
    +2
    М..де..
    Опять печаль...
    Опять мы отстаём
    Опять у нас единичные экземпляры неимеющианалагов!
    У нас просто нету основы чтоб запилить самолёт РЭБ!!
    старые Ил.. ну вроде ничего машинка - но медленная.
    Учитывая размеры нашей страны нам нужны не только медленные аппарты, но и шустрые, такие которые могут быстро прилететь с другого края страны на нужный ТВД и там сделать работу.
    1. arkadiyssk
      arkadiyssk 5 сентября 2022 08:48
      +3
      А что списывать невозможность на отсутствие платформы? У нас вроде А-100 вместо А-50 на существующей платформе запилить уже 10 лет не могут. Одни разговоры...
  11. Усатый Кок
    Усатый Кок 18 сентября 2022 09:05
    0
    У нас был прекрасный самолёт Як-40/42, их можно было бы переделать в лёгкие самолёты ретрансляции сигнала и ДРЛО.
    Но самолёт уже не производится а рабочих моделей остались крохи.