Military Review

Ataka-B aviation missile system

8
The main purpose of the Ataka-V aviation missile system is to defeat modern tanks, BMP, launchers of missiles and anti-tank missiles, long-term firing points such as bunkers and bunkers, low-speed low-flying air targets and enemy manpower located in shelters.

The Ataka-V missile was created on the basis of the 9М114 missile of the Sturm-V missile system using a more powerful engine, allowing to increase the range of the complex, as well as a more powerful warhead, which had a greater armor penetration.

Mi-24V helicopters at the end of the 1990-ies. upgraded to ensure the use of new Igla-B and Ataka-B missiles. The helicopter, equipped with a modernized weapon system, was assigned the designation Mi-24ВМ (the export version was designated Mi-35М).

The composition of the aviation missile complex Ataka-B.

The rocket complex is implemented aerodynamic scheme "duck". The rocket has a semi-automatic guidance system on the radio link. The control equipment is the "Rainbow-III". In order to ensure the possibility of conducting combat operations at night, the design bureau of the Krasnogorsk Mechanical Plant (Zenit) for the Mi-24H developed the Top viewing system with a laser rangefinder, television, optical and thermal channels. The Thor system is also used to target an anti-tank guided missile.

After the helicopter crew makes a decision to launch a rocket, the operator (navigator) combines a fixed tag and a target, and then presses the start button. Thus, the adjusted program guidance is selected. As a result, the laser rangefinder automatically measures the distance to the target. The obtained data is presented on the multifunction display together with the data on the necessary maneuver in order to bring the helicopter to the zone of admissible launch. The pilot leads the helicopter in such a way that the driving mark of the target is in a fixed square. The operator checks that the fixed mark and target are combined, and, if necessary, makes adjustments by manipulating the control levers. [/ center] After the helicopter reaches the zone of allowable launch, the digital computer sends the command "reachable" to the multifunction display. The operator on this command launches the rocket. During the flight of the helicopter, the operator keeps the fixed mark and target on the display combined and, if necessary, aligns the position of the line of sight, manipulating the control levers until the missile hits the target. A helicopter during this process can maneuver with roll up to 30 degrees and a yaw angle up to 110 degrees.

Ataka-B aviation missile system


Three variants of the "Attack" anti-tank guided missile are delivered:
- 9М120 (9М120М, 9М220) with a tandem cumulative warhead, which overcomes dynamic defense and homogeneous tank armor;
- 9M120F having a high-explosive warhead. Designed to destroy unarmored targets. Especially great damage caused by undermining in confined spaces (buildings, bunkers, etc.);
- 9М220О having a fragmentation warhead and designed to defeat aircraft. The rocket is equipped with a proximity fuse that reacts to an air target when flying at a distance of up to 4 meters from it.

The most effective use of guided missiles "attack" at distances 800-4000 meters. In this case, the helicopter is located in the zone of least vulnerability at low altitude. The probability of hitting a tank at a distance of 4 thousand m - 0,65-0,9.

The launch tube is a guide for the rocket, and also serves as a container for its storage and transportation. Start type - from TPK using an expelling charge.

Tactical and technical characteristics of the Atak-V aviation missile system:
Developer - KB Engineering;
Production - Kovrovsky Mechanical Plant, GP "Izhevsk Machine-Building Plant";
Warhead:
for 9М120Ф - high explosive-cumulative;
for 9М120 (9М120М) - tandem cumulative;
for 9М220О - fragmentation;
warhead weight - 7 kg;
Helicopter carrier - Ka-29, Mi-24ВМ, Mi-28А / Н, Mi-35М;
Missile firing range:
- 9М120, 9М220 - from 400 to 6000 m;
- 9М220О - from 400 to 7000 m;
- 9М120М - from 800 to 8000 m;
Average flight speed - 350-400 m / s;
Maximum flight speed - 500 m / s;
Flight time to the maximum range - 14,5 with;
Rocket:
- number of stages - 2;
- length 9М120 in TPK - mm 1830;
- length 9М120 in flight - 2100 mm;
- maximum case diameter - 130 mm;
- wing span - 300 mm;
- Starting weight - 49,5 kg;
- rocket mass in TPK - 79 kg;
- application height - from 0 to 4000 m;
- application temperature - from -50 to 50 degrees C;
Penetration:
- 9М114 - up to 800 mm;
- 9М120 - more than 800 mm for dynamic protection;
- 9М120М - 950 mm;
Launcher:
- helicopter APU8 / 4U;
- beam holder DB-3U;
- 8 rockets.
8 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Black Colonel
    Black Colonel 19 October 2012 08: 05
    +9
    It would be nice if the principle of "let it go and forget it" But the enemy doesn't like being fired upon
    1. grizzlir
      grizzlir 19 October 2012 09: 51
      +1
      After the helicopter crew makes a decision to launch the rocket, the operator (navigator) aligns the fixed mark and the target, and then presses the launch button. Thus, the corrected program guidance mode is selected. As a result, the laser rangefinder automatically measures the distance to the target. The received data is presented on the multifunctional display along with data on the required maneuver to bring the helicopter into the permissible launch area. The pilot guides the helicopter so that the moving target mark is in a fixed square. The operator checks that the fixed mark and the target are aligned and, if necessary, makes adjustments by manipulating the control levers. [/ center] After the helicopter reaches the acceptable launch area, the digital computer sends an “reachable” command to the multifunction display. The operator on this command launches the rocket.
      True, when a tank is irradiated with a laser, a system like our Curtain
      The Shtora-1 complex consists of two independent systems: a remote system for setting up aerosol formation, designed to overlap the fields of view (instrumental and visual) guidance systems using laser illumination, and an optoelectronic countermeasure station TShU 1-7, designed to organize false signals in the control loop of anti-tank shells with semi-automatic command guidance systems.

      The Shtora-1 complex provides: jamming in the form of modulated infrared radiation affecting the semi-automatic missile control system; automatic shooting of an aerosol-forming grenade in the direction of the laser illumination source and overlapping this direction with an aerosol curtain, determining the direction to the laser illumination source and issuing a command to turn the tank turret in the indicated direction, light and sound alarms when the tank is irradiated with laser targeting devices and rangefinders, setting in front of the tank of the masking aerosol curtain.
  2. UzRus
    UzRus 19 October 2012 09: 58
    +2
    What is it, while the rocket is flying, the helicopter is hanging above the ground and "shoot - I don't want to" at it? He's almost in full view!
    1. borisst64
      borisst64 19 October 2012 13: 06
      0
      Have you ever watched from a tank? And you think that at a distance of 4 km you can see the whole district at a glance?
      1. UzRus
        UzRus 19 October 2012 17: 41
        +1
        Here you are right - I did not serve in the tank troops. And I wrote NEARLY at a glance, realizing that not everything can be so clearly seen, depending on the terrain. And observe the helicopter and shoot at it optionally from the tank. There are other means of destruction for this, for example, SAM, which will probably detect the turntable at the moment when it hangs and the operator sight the missile at the target. Or am I wrong?
        1. Pashhenko Nikolay
          Pashhenko Nikolay 19 October 2012 19: 33
          +1
          With a good air defense system, of course it is. Unfortunately, in Iraq there was no good air defense system, and the PRURs did their job to the fullest. Let's just say an effective thing, don't say that.
  3. mamba
    mamba 20 October 2012 00: 11
    0
    It can be added that for the 9M120 rocket and its modifications 9M120M, 9M120F, fuses are a contact and non-contact laser fired at a range of (2,5 ÷ 3,0) m. Miniature semiconductor lasers of the IR range and pulsed mode are used in laser fuses.
  4. Director
    Director 23 October 2012 15: 06
    0
    Old and reliable system. without bad electronic habits.

Авиационный ракетный комплекс Атака-В

Авиационный ракетный комплекс Атака-ВОсновным предназначением авиационного ракетного комплекса "Атака-В" является поражение современных танков, БМП, пусковых установок ЗУР и ПТУР, долговременных огневых точек типа ДЗОТ и ДОТ, малоскоростных низколетящих воздушных целей и живой силы противника находящейся в укрытиях.

Ракету комплекса "Атака-В" создали на базе 9М114 ракетного комплекса "Штурм-В" с применением более мощного двигателя, позволяющего увеличить дальность комплекса, а также более мощной боевой части, которая обладала большей бронепробиваемостью.

Вертолеты Ми-24В в конце 1990-х гг. модернизировали с целью обеспечения возможности использования новых ракет "Игла-В" и "Атака-В". Вертолету, оснащенному модернизированным комплексом вооружения, присвоили обозначение Ми-24ВМ (экспортный вариант получил обозначение Ми-35М).


Состав авиационного ракетного комплекса Атака-В.

В ракете комплекса реализована аэродинамическая схема "утка". Ракета имеет полуавтоматическую систему наведения по радиолинии. Аппаратурой управления служит "Радуга-III". Чтобы обеспечить возможность ведения боевых действий в ночных условиях в конструкторском бюро Красногорского механического завода ("Зенит") для Ми-24Н разработали обзорно-прицельную систему "Тор" с лазерным дальномером, телевизионным, оптическим и тепловизионным каналами. Систему "Тор" используют и для наведения противотанковой управляемой ракеты.

После принятия экипажем вертолета решения о пуске ракеты оператор (навигатор) совмещает фиксированную метку и цель, после чего нажимает кнопку пуска. Таким образом, выбирается скорректированный режим программного наведения. В результате, лазерным дальномером в автоматическом режиме измеряется расстояние до цели. Полученные данные представляются на многофункциональном дисплее вместе с данными о необходимом маневре, чтобы вывести вертолет в зону допустимого пуска. Пилот ведет вертолет таким образом, что движущая метка цели находится в фиксированном квадрате. Оператором проверяется, что фиксированная метка и цель совмещены, и, при необходимости, делает корректировку, манипулируя управляющими рычагами. [/center]После того как вертолет достигает зоны допустимого пуска, цифровым компьютером посылается команда "достижима" на многофункциональный дисплей. Оператор по этой команде производит запуск ракеты. Во время полета вертолета оператор удерживает на дисплее фиксированную метку и цель совмещенными и, если нужно, выравнивает положение линии визирования, манипулируя управляющими рычагами до поражения цели ракетой. Вертолет в течение данного процесса может маневрировать с креном до 30 градусов и углом рысканья до 110 градусов.

Авиационный ракетный комплекс Атака-ВАвиационный ракетный комплекс Атака-В


Поставляется три варианта противотанковой управляемой ракеты "Атака":
- 9М120 (9М120М,9М220) имеющая тандемную кумулятивную боевую часть, преодолевающую динамическую защиту и танковую гомогенную броню;
- 9М120Ф имеющая фугасную боевую часть. Предназначена для уничтожения небронированных целей. Особенно большие разрушения вызывает при подрыве в замкнутых пространствах (зданиях, дзотах и др.);
- 9М220О имеющая осколочную боевую часть и предназначенная поражения летательных аппаратов. Ракета снабжена неконтактным взрывателем, реагирующим на воздушную цель при пролете на расстоянии до 4 метров от нее.

Наибольшая эффективность использования управляемых ракет "Атака" на дальностях 800-4000 метров. При этом вертолет находится в зоне наименьшей уязвимости на малой высоте. Вероятность поражения танка на расстоянии 4 тыс. м – 0,65-0,9.

Пусковая труба является направляющей для ракеты, а также служит контейнером для ее хранения и транспортировки. Тип старта - из ТПК при помощи вышибного заряда.

Тактико-технические характеристики авиационного ракетного комплекса Атака-В:
Разработчик – КБ Машиностроения;
Производство – Ковровский механический завод, ГП "Ижевский машиностроительный завод";
Боевая часть:
для 9М120Ф – фугасно-кумулятивная;
для 9М120 (9М120М) – тандемная кумулятивная;
для 9М220О – осколочная;
масса боевой части – 7 кг;
Вертолет-носитель - Ка-29, Ми-24ВМ, Ми-28А/Н, Ми-35М;
Дальность стрельбы ракетой:
- 9М120, 9М220 – от 400 до 6000 м;
- 9М220О – от 400 до 7000 м;
- 9М120М – от 800 до 8000 м;
Средняя скорость полета – 350-400 м/c;
Максимальная скорость полета – 500 м/c;
Время полета на максимальную дальность – 14,5 с;
Ракета:
- число ступеней – 2;
- длина 9М120 в ТПК – 1830 мм;
- длина 9М120 в полете – 2100 мм;
- максимальный диаметр корпуса – 130 мм;
- размах крыла – 300 мм;
- стартовая масса – 49,5 кг;
- масса ракеты в ТПК – 79 кг;
- высота применения – от 0 до 4000 м;
- температура применения – от -50 до 50 град С;
Бронепробиваемость:
- 9М114 – до 800 мм;
- 9М120 – более 800 мм за динамической защитой;
- 9М120М – 950 мм;
Пусковая установка:
- вертолетная АПУ8/4У;
- балочный держатель ДБ-3У;
- 8 ракет.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. Чёрный Полковник 19 октября 2012 08:05
    Хорошо бы был принцип "пустил-забыл" А то ведь враг не любит, когда его обстреливают
    1. grizzlir 19 октября 2012 09:51
      После принятия экипажем вертолета решения о пуске ракеты оператор (навигатор) совмещает фиксированную метку и цель, после чего нажимает кнопку пуска. Таким образом, выбирается скорректированный режим программного наведения. В результате, лазерным дальномером в автоматическом режиме измеряется расстояние до цели. Полученные данные представляются на многофункциональном дисплее вместе с данными о необходимом маневре, чтобы вывести вертолет в зону допустимого пуска. Пилот ведет вертолет таким образом, что движущая метка цели находится в фиксированном квадрате. Оператором проверяется, что фиксированная метка и цель совмещены, и, при необходимости, делает корректировку, манипулируя управляющими рычагами. [/center]После того как вертолет достигает зоны допустимого пуска, цифровым компьютером посылается команда "достижима" на многофункциональный дисплей. Оператор по этой команде производит запуск ракеты.
      Правда при облучении танка лазером системы типа нашей Шторы
      Комплекс "Штора-1" состоит из двух самостоятельных систем: дистанционной системы постановки аэрозольных образо вании, предназначенных для перекрытия полей зрения (аппаратурных и визуальных) систем наведения, использующих лазерный подсвет, и станции оптико-электронного противодействия ТШУ 1-7, предназначенной для организации ложных сигналов в контуре управления противотанковых снарядов с полуавтоматическими командными системами наведения.

      Комплекс "Штора-1" обеспечивает: постановку помех в виде модулированного инфракрасного излучения, воздействующего на полуавтоматическую систему управления ракетой; автоматический отстрел аэро-золеобразующей гранаты в направлении источника лазерного подсвета и перекрытие этого направления аэрозольной завесой, определение направления на источник лазерного подсвета и выдачу команды на поворот башни танка в указанном направлении, световую и звуковую сигнализацию при облучении танка лазерными целеука-зателями и дальномерами, постановку перед танком маскирующей аэрозольной завесы.
      grizzlir
  2. UzRus 19 октября 2012 09:58
    Это что же, пока летит ракета, вертолет висит над землей и по нему "стреляй - не хочу"? Он же почти как на ладони!
    1. borisst64 19 октября 2012 13:06
      А вы когда нибудь из танка вели наблюдение? И считаете, что на расстоянии 4 км всю округу как на ладони видите?
      borisst64
      1. UzRus 19 октября 2012 17:41
        Вот тут Вы правы - я в танковых войсках не служил. И я написал ПОЧТИ как на ладони, понимая, что не всё так хорошо может быть видно, в зависимости от местности. И наблюдать геликоптер и стрелять по нему необязательно из танка. Для этого есть другие средства поражения, например, ЗРК, который наверняка засечет вертушку в тот момент, когда она зависла и оператор визирует ракету на цели. Или я не прав?
        1. Pashhenko Nikolay 19 октября 2012 19:33
          При хорошем ЗРК конечно так.К сожалению в Ираке хорошего ЗРК не оказалось, и ПРУРы сделали свое дело по полной.Прямо скажем эффективная вещь,что не говори.
  3. мамба 20 октября 2012 00:11
    Можно добавить, что у ракеты 9М120 и её модификаций 9М120М, 9М120Ф взрыватели - контактный и неконтактный лазерный, срабатывающий на дальности (2,5÷3,0) м. В лазерных взрывателях применены миниатюрные полупроводниковые лазеры ИК-диапазона, импульсного режима работы.
    мамба
  4. director 23 октября 2012 15:06
    Старая и надежная система. без вредных электронных привычек.
    director

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня