Украинские ЗРК объектовой ПВО, используемые против российской авиации

124
Украинские ЗРК объектовой ПВО, используемые против российской авиации

После распада Советского Союза на Украине осталась мощная группировка сил ПВО страны, подобной которой не было ни в одной из союзных республик. Большим арсеналом противовоздушных средств обладала только Россия. Воздушное пространство УССР защищали два корпуса (49-й и 60-й) 8-й отдельной армии ПВО. Кроме того, на территории Украины находились части 28-го корпуса ПВО 2-й отдельной армии ПВО.

Также на Украине имелись учебные заведения, в которых велась подготовка для войск ПВО: Высшая инженерная радиотехническая академия в Харькове, Высшее зенитно-ракетное командное училище в Днепропетровске и Учебный полк в Евпатории, где обучали младших специалистов.



Структура и вооружение зенитных ракетных войск, размещённых на Украине, были аналогичны принятым в войсках ПВО СССР. Зенитные ракетные дивизионы 8-й армии ПВО имели на вооружении ЗРК: С-75М3, С-125М/М1, С-200ВМ и С-300ПТ/ПС. На базах хранения находились снятые с боевого дежурства комплексы С-75М, С-125, С-200А. В 1991 году в состав 8-й армии ПВО входили 18 зенитно-ракетных полков и зенитно-ракетных бригад, в которых имелось более 100 зенитно-ракетных дивизионов.

Во времена СССР объектовые ЗРК были размещены вдоль западной границы и вокруг важных административно-промышленных центров. По плотности развёртывания объектовых систем ПВО средней и большой дальности на единицу территории Украина уверенно занимала первое место в мире.


Боевой состав 8-й отдельной армии ПВО

В украинской сети ПВО, унаследованной от Советского Союза после его распада, средства обнаружения и ЗРК были организованы так, чтобы они могли защищать стратегически важные объекты и географические регионы. В их числе промышленные и административные центры: Киев, Днепропетровск, Харьков, Николаев, Одесса и Крым до 2014 года.

Независимой Украине после дележа советского наследства достались огромные запасы техники и вооружения, которые в начале 1990-х казались неиссякаемыми. Украинским политикам и генералитету будущее казалось безоблачным, и объёмы советского оружия представлялись совершенно излишними.

В процессе реформирования вооруженных сил Украины первыми сокращению подверглись части ЗРВ, где на вооружении находились ЗРК С-75М3 и С-125М. На утилизацию отправились десятки комплексов, а вместе с ними тысячи зенитных ракет. Во многом это было связано с объективными обстоятельствами. На списание в первую очередь шли комплексы первого поколения, требовавшие трудоёмкого обслуживания, с ламповой элементной базой, выработавшие свой ресурс, и ракеты с давно просроченными гарантийными сроками хранения, для которых не имелось кондиционного реактивного топлива. Впрочем, их не утилизировали безоглядно, а пытались продавать в государства, вооруженные силы которых уже имели опыт эксплуатации и боевого применения советских ЗРК. Известно, что несколько комплексов уплыли в страны с жарким климатом.

По состоянию на 2010 год в работоспособном состоянии на Украине имелось примерно три десятка объектовых зенитных систем и комплексов средней и большой дальности: ЗРС С-300ПТ/ПС и С-200ВМ. Поддержание в рабочем состоянии ЗРК С-200ВМ с жидкостными ракетами, в которых использовалось токсичное топливо и агрессивный пожароопасный окислитель, было возможно, благодаря героическим усилиям расчётов и проведению восстановительного ремонта. До 2014 года дожило несколько зрдн, вооруженных дальнобойными С-200ВМ. Но в данный момент работоспособных комплексов этого типа на Украине уже не осталось. В 2016 году ликвидирован последний дивизион 540-го Львовского зенитного ракетного полка.

В ходе реорганизации Воздушных сил Украины в связи с нехваткой современных противовоздушных средств средней и большой дальности в состав ЗРВ, осуществляющих объектовую ПВО, передали войсковые ЗРК «Бук-М1» и С-300В1. Подробнее об этих украинских комплексах было рассказано ранее.

Украинские ЗРС С-300ПТ/ПС


Военный эксперт Александр Храмчихин пишет, что Украине от СССР досталось 43 дивизиона ЗРС С-300ПТ/ПС. Во второй половине 1980-х системы С-300ПТ и С-300ПС были унифицированы по твердотопливным зенитным ракетам 5В55Р (дальность стрельбы по высотным целям до 75 км), в которых используется радиокомандное наведение с визированием через ЗУР (радиокомандное наведение второго рода). Основным отличием С-300ПТ (принята на вооружение в 1979 году) от С-300ПС (принята на вооружение в 1983 году) является то, что основные элементы системы С-300ПТ являются буксируемыми, а на С-300ПС они самоходные.


Буксируемые пусковые украинского ЗРС С-300ПТ

До распада Советского Союза все построенные ранее С-300ПТ прошли ремонт и модернизацию с целью улучшения боевых характеристик. Система с доработанной аппаратурой наведения получила обозначение С-300ПТ-1.


Позиция ЗРС С-300ПТ под Киевом

Гарантийный срок службы С-300ПТ/ПС до капитального ремонта был определен в 25 лет, а имеющиеся на Украине самые свежие ЗРС произведены в 1990 году. Приблизительно в течение первых 15 лет после получения Киевом «незалежности» поддержание в работоспособном состоянии наиболее новых комплексов происходило в основном за счёт «каннибализма» находящихся на хранении зенитных систем. Однако бывших в употреблении деталей и узлов не хватало, и к 2010 году боевое дежурство могли нести 12–14 дивизионов.

После долгих проволочек и поиска финансирования в 2004 году в «Центре вооружения и военной техники», являющемся структурным подразделением Государственного предприятия «Укроборонсервис», начались практические работы по восстановлению и частичной модернизации ЗРС С-300ПТ/ПС. В середине 2012 года утверждена «Программа восстановления боеспособности техники зенитных ракетных войск Воздушных сил ВСУ до 2017 г.», выполнение которой было возложено на «Укроборонсервис». Программа предусматривала ежегодный ремонт четырех комплексов С-300ПС и одного «Бук-М1». Помимо зенитных систем, осуществлялся ремонт и модернизация пяти командных пунктов управления 5Н83С, каждый из которых замыкает на себя до 6 зрдн.


РЛС 64Н6 на позиции под Киевом

Также упоминалось о восстановительном ремонте РЛС боевого режима 64Н6, предназначенных для выдачи целеуказания ЗРС С-300ПТ/ПС. В ходе ремонтно-восстановительных работ эти станции получили новые средства отображения информации и связи. На Жулянском машиностроительном заводе «Визар» производилось продление сроков службы зенитных ракет 5В55Р.


Спутниковый снимок Google Earth: позиция С-300ПС в окрестностях села Нечаево на бывшей позиции ЗРК С-200, Херсонская область

Зенитные ракетные дивизионы поочерёдно снимались с боевого дежурства и отправлялись в ремонт. Для сбережения ресурса ракет и военной техники украинские С-300ПТ/ПС очень часто несли боевое дежурство сокращённым составом, когда на огневой позиции находилось всего 2–4 пусковые установки.


В 2014 году на территории Крымского полуострова было развернуто два украинских дивизиона С-300ПС и один С-300ПТ. После того, как Крым вошел в состав Российской Федерации, большая часть личного состава украинских частей ПВО, расквартированных в Крыму, присягнула России. В российских СМИ сообщалось о том, что украинские С-300ПТ/ПС, дислоцированные на территории Крыма, и часть техники радиотехнических частей были возвращены Украине.


Схема расположения украинских ЗРС С-300ПТ/ПС на территории Крыма по состоянию на 2013 год

В 2015 году Киев запустил программу масштабной модернизации имеющихся средств ПВО, что частично удалось. Не секрет, что украинский ВПК не имеет возможности самостоятельно строить современные ЗРК средней и большой дальности, а программа создания перспективного комплекса средней дальности проектируемого КБ «Луч» на базе авиационной ракеты средней дальности Р-27 реализована не была. В связи с этим у Украины не имелось другого выбора, кроме как реанимировать зенитные системы советского производства.

Надо сказать, что ВКС РФ сняли с вооружения последние буксируемые С-300ПТ в 2013 году, а большая часть российских С-300ПС списана или передана Белоруссии и Казахстану. Сообщается, что российские ЗУР 5В55Р (5В55РМ) с просроченными сроками хранения используются для нанесения ударов по наземным целям.

Несмотря на серьёзные трудности, Украине удалось восстановить значительную часть имевшихся ЗРС С-300ПТ/ПС. При подготовке этой публикации на спутниковых снимках, находящихся в свободном доступе, соответствующих 2020–2021 гг., удалось найти позиции 22 дивизионов ЗРС С-300ПТ/ПС. Ещё шесть зрдн находилось на базах хранения и в пунктах постоянной дислокации зенитных ракетных бригад.


Спутниковый снимок Google Earth: позиция С-300ПТ под Львовом (снимок сделан в апреле 2020 года)

Александр Храмчихин в статье «Насколько страшна украинская ПВО», опубликованной в газете «Независимое военное обозрение» 6 сентября 2022 года, пишет:

В Воздушном командовании «Центр» имеются 96-я зенитно-ракетная бригада (зрбр) (Даниловка; три дивизиона С-300ПС и два С-300ПТ, еще один дивизион С-300ПТ на консервации), 156-й зрп (Золотоноша; три дивизиона «Бук-М1») и 210-й зрп (Умань; два дивизиона С-300В1). Впрочем, 210-го зрп, вполне вероятно, не существует: его создание планировалось в связи с «реанимацией» С-300В, но так и не состоялось.
Воздушное командование «Запад» включает 11-й зрп (Шепетовка; четыре дивизиона «Бук-М1»), 223-й зрп (Стрый; три дивизиона «Бук-М1» и, возможно, один дивизион «Стрела-10»), 540-й (Каменка-Бугская; два дивизиона С-300ПТ, еще один дивизион законсервирован).
Воздушное командование «Юг» включает 160-ю зрбр (Одесса, Николаев; три дивизиона С-300ПС, еще один дивизион, возможно, законсервирован), 201-ю зрбр (Первомайск; от двух до пяти дивизионов С-300ПС, возможно, по одному дивизиону С-300ПТ и С-300В), 208-ю зрбр (Херсон; по два дивизиона С-300ПТ и ПС, еще один дивизион С-300ПТ, возможно, законсервирован). По-видимому, единственный восстановленный дивизион С-300В имеется в 201-й зрбр, а 210-й зрп так и не создан.
Воздушное командование «Восток» включает 138-ю зрбр (Днепропетровск, Харьков; пять-шесть дивизионов С-300ПТ) и 301-й зрп (Никополь; три дивизиона С-300ПС).
Всего, таким образом, имеется 24–29 дивизионов ЗРС С-300П (11–13 ПТ, 13–16 ПС)…


Схема размещения позиций украинских ЗРС С-300ПТ/ПС по состоянию на 2020 год, составленная на основе спутниковых снимков Google Earth

Незадолго до начала специальной военной операции заокеанские «партнёры» предупредили Киев о примерной дате и возможном сценарии. Получив эту информацию, руководство ВСУ передислоцировало большую часть имеющихся С-300ПТ/ПС, выведя их из-под удара. Техника и личный состав нескольких дивизионов были перемещены в хорошо замаскированные подземные укрытия.


Это помогло лишь частично, несколько зрдн были уничтожены в первые дни специальной операции, а элементы одного комплекса, развёрнутого в Херсонской области, захвачены российской армией.


Спутниковый снимок Google Earth: позиция С-300ПС в окрестностях Новой Каховки, снимок сделан в апреле 2020 года

Но даже с учётом разгрома и неразберихи первых дней, украинские ЗРС С-300ПТ/ПС заставили считаться с собой, нанеся чувствительные потери российской фронтовой авиации. Несмотря на неоднократные заявления российских пропагандистов и высокопоставленных военных о полном подавлении украинской системы ПВО, она достаточно быстро сумела оправиться от шока, после чего установилось своеобразное равновесие.


Спутниковый снимок Google Earth: позиция С-300ПС под Николаевом, снимок сделан в апреле 2021 года

Пилоты российских боевых самолётов стали избегать входить в зону действия украинских ЗРК «Бук-М1» и ЗРС С-300ПС/ПТ, развёрнутых вдали от линии вооруженного противостояния, после их расчёты переключились на борьбу с крылатыми ракетами. Согласно информации, опубликованной в открытых источниках, украинские С-300ПТ/ПС способны бороться с такими сложными целями, как КР на дистанции не более 55 км.


В целом, несмотря на отдельные недостатки, старые советские зенитные системы, возраст которых уже превысил 30 лет, демонстрируют неплохую эффективность. Надо сказать, что российская специальная военная операция стала первым вооруженным конфликтом, в котором системы С-300П были задействованы по прямому назначению в реальных боевых условиях.

ЗРС С-300ПМУ


В апреле этого года Словакия передала Украине единственный имевшийся в составе национальных сил ПВО дивизион С-300ПМУ.


ЗРС С-300ПМУ является экспортным вариантом С-300ПС, отличается аппаратурой боевого управления и государственного опознавания. Основные характеристики: дальность стрельбы, досягаемость по высоте, количество одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей соответствуют С-300ПС.


Самоходная пусковая установка 5П85С словацкой ЗРС С-300ПМУ

Отечественные эксперты отмечали, что словацкая ЗРС сильно изношена и устарела, а зенитные ракеты, не проходившие техническое обслуживание, могут быть небезопасны при стрельбе. Кроме того, требуется сопряжение уцелевших украинских систем боевого управления с командным пунктом словацкой С-300ПМУ, которая последние полтора десятилетия работала по натовским стандартам. В российских СМИ звучали заявления, что переданная Украине система С-300ПМУ вскоре после доставки была уничтожена высокоточным ударом крылатых ракет. Однако никаких доказательств этого не представлено.

Украинские маловысотные ЗРК С-125


В конце 1991 года под украинскую юрисдикцию перешли 29 дивизионов маловысотных ЗРК С-125М/М1, ещё примерно 15 старых С-125 с пусковыми установками на две ракеты находились на хранении.

Хотя ЗРК С-125 как С-75 и С-200 относится к первому поколению, благодаря относительно простой конструкции и хорошим служебно-эксплуатационным характеристикам, после модернизации этот комплекс востребован до сих пор. С-125 стал первым зенитным комплексом войск ПВО СССР с твердотопливными зенитными ракетами. Использование твёрдого топлива в двигателях ЗУР имеет ряд существенных преимуществ перед зенитными ракетами, заправляемыми жидким топливом и окислителем.


Ракета 5В27Д при длине 5 900 мм весила 950 кг. Масса боевой части, снаряженной гексогеном, составляла 90 кг. Зона поражения: 2,5–25 км. Потолок – 18 км. Внедрение ряда новых технических решений, не применявшихся до этого в советских объектовых комплексах ПВО, позволило уменьшить нижнюю границу зоны поражения в первом варианте до 200 метров, а на модернизированном комплексе С-125М1 (С-125М1А) «Нева-М1» с зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 5В27Д данный показатель составлял 25 метров. Это стало очень актуально, после того как американская и израильская авиация, столкнувшись с ЗРК С-75, перешла к действиям на малых высотах.

По мере ветшания украинских маловысотных комплексов С-125 их снимали с боевого дежурства. Последние ЗРК С-125М1 из-под Мариуполя и в Крыму вывели с позиций в 2005 году. Относительно свежие комплексы не утилизировали, а направляли на хранение.


Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК С-125 в окрестностях аэродрома Донузлав

Часть С-125 отремонтировали и реализовали по демпинговым ценам на внешнем рынке. Украинские маловысотные ЗРК поставлялись в Грузию, но в конфликте 2008 года эти комплексы, ввиду неспособности грузин управлять ими, использованы не были.

Сообщалось о поставках ЗРК С-125 и их отдельных элементов в африканские страны, в том числе и в те, где шли активные боевые действия. Так, Уганда закупила на Украине четыре ЗРК С-125 и 300 ЗУР в 2008 году. Впоследствии они оказались в воюющем Южном Судане. Еще одним известным заказчиком украинских ЗРК С-125 стала Ангола, получившая партию украинских комплексов по контракту, заключенному в 2010 году. По состоянию на 2015 год на украинских базах хранения всё ещё находилось около 10 ЗРК С-125М1, пригодных для модернизации.

Весной 2015 года стало известно о намерении ВСУ принять на вооружение ЗРК С-125-2Д «Печора-2Д», созданный на базе поздней модификации С-125М1. По информации открытых источников, в ходе модернизации осуществлена доработка всех основных средств комплекса. Данный вариант модернизации, изначально предназначенный на экспорт, был разработан на научно-производственном предприятии «Аэротехника» в Киеве. ЗРК С-125-2Д прошел испытания в 2010 году.


По данным разработчиков, ресурс продлён на 15 лет, решены задачи повышения надежности, мобильности, живучести и устойчивости к воздействию радиоэлектронных помех. Сообщается о том, что осуществлялась модернизация и продление сроков эксплуатации ЗУР 5В27Д и перевод всех элементов комплекса на мобильное шасси. В случае размещения на берегу, ЗРК С-125-2Д «Печора-2Д» может использоваться против морских целей. Впрочем, такой способностью обладали и немодернизированные С-125 ранних модификаций.


Принятие на вооружение модернизированного ЗРК С-125-2Д стало сугубо вынужденной мерой, призванной хотя бы частично залатать дыры в системе ПВО Украины. При первом публичном показе ЗРК С-125-2Д «Печора-2Д» в 2015 году было заявлено, что данный комплекс предназначен для решения задач противовоздушной обороны в зоне АТО, но в реальности он может осуществлять зенитное прикрытие стационарных объектов в ближней зоне на значительном удалении от линии фронта.

Ряд источников утверждает, что в 2018 году Украина модернизировала для Эфиопии несколько ЗРК С-125М1 до уровня С-125МЭ1(2) Blue Nile. В общей сложности было поставлено 3 станции наведения и 74 кардинально модернизированные ракеты на сумму $7 млн.


Основным отличием ЗРК С-125МЭ1(2) от немодернизированного С-125М1 является внедрение модифицированной станции наведение ракет FCR-125 и использование ЗУР 5В27Д-М1 с полуактивной радиолокационной ГСН и 5В27Д-М2 с активной радиолокационной ГСН.

Сообщается, что истребитель МиГ-29 захватывается головкой самонаведения ракеты 5В27Д-М2 на дистанции 20 км. При этом реализуется режим стрельбы «выстрелил и забыл». Станция наведения FCR-125 может обнаруживать воздушные цели на дальности 120 км. Имеется возможность использования немодернизированных ракет 5В27Д, но в этом случае при сопровождении одной цели на неё можно навести две ЗУР. В случае применения ракет 5В27Д-М1, на две цели можно одновременно наводить четыре ракеты. С ракетами 5В27Д-М2 имеется возможность одновременного обстрела трёх целей шестью ЗУР. Дальняя граница зоны поражения модернизированного комплекса с новыми ракетами (5В27Д-М1 и 5В27Д-М2) составляет 40 километров, максимальная высота – 25 километров.

Есть информация, что украинские ЗРВ, структурно входящие в Воздушные силы, в 2019 году получили 2–3 дивизиона С-125. Непонятно, модернизированные это ЗРК или только восстановленные, а если модернизированные, то по какому варианту. Один зрдн С-125-2Д1 имели ВМС Украины, он был дислоцирован в Очакове.

В связи с тем, что С-125 широко поставлялись за рубеж, ЗРК этого типа имеются в странах НАТО: Болгарии и Польше. Болгарские маловысотные комплексы пригодны только для использования в качестве источника запчастей, а вот польские, напротив, имеют достаточно высокую боевую ценность.

Примерно 15 лет назад Польша модернизировала часть имевшихся ЗРК С-125М1А «Нева-М1» до уровня Newa-SC. При этом большую часть электроники с электровакуумных приборов перевели на твердотельную элементную базу. Благодаря использованию цифровых технологий и новых алгоритмов работы, удалось улучшить помехозащищённость и повысить скорость обработки информации. Кабину управления и антенный пост установили на колёсное шасси МАЗ-543, которое прежде использовалось для пусковых установок ОТР Р-17.


Станция наведения зенитных ракет ЗРК Newa-SC

Пусковые установки 5П73 с четырьмя зенитными ракетами перевели на гусеничное шасси бронированной ремонтно-эвакуационной машины WZT-1, которое имеет много общего с базой танка Т-55. Одновременно с этим в ЗУР 5В27 заменили твёрдое топливо и провели профилактику основных элементов.


Самоходная пусковая установка польского ЗРК Newa-SC

В настоящее время на вооружении 3-й Варшавской зенитной ракетной бригады имеется 17 ЗРК Newa-SC. Эти комплексы планировали эксплуатировать до 2026 года, после чего заменить их новыми британо-польскими ЗРК Narew. Однако в свете последних событий руководство командования Войска польского приняло решение интенсифицировать поставки ЗРК Narew, а подлежащие списанию Newa-SC могут быть безвозмездно переданы Украине.

Продолжение следует…
124 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    10 сентября 2022 05:09
    Короче.что то у них есть.
    1. +23
      10 сентября 2022 05:30
      На столько короче есть, что наша авиация не рискует пересекать линию фронта. Все удары с кабрирования или дальнобойными ракетами не заходя в зону поражения. Что такое нанесения удара с кабрирования, летел летел нос задрал и пульнул залпом в ту степь. Если одна из 100 прилетит туда куда надо то результат просто замечательный.
      Странно то что все ЗРК С-200, С-125 до сих пор не уничтожены. Да их должны средствами технической разведки засекать как только СНР или РПЦ в эфир вышли. Учитывая то что эти ЗРК без средства разведки, как правило это П-18 и ПРВ-13, не эффективны. Их станции СНР и РПЦ имеют узкую диаграмму направленности, а следовательно возможности по поиску и обнаружению цели весьма ограничены, то обнаружить их позиции не составляет труда. Поменять дислокацию также не вдруг. Это не самоходные а возимые комплексы, время на свертывание достигает нескольких часов. Смертники, но они почему-то имеются и не уничтожены.
      Причина???
      1. +8
        10 сентября 2022 09:23
        Тут уже писали про "засадную" тактику. Когда "сверху" есть указание по дальности и азимуту, остается только включиться, захватить цель и пустить ракету а то и несколько. Все, потом выключается.
        1. +2
          10 сентября 2022 12:15
          Для того чтобы это сделать нужны средства разведки и ЦУ. Система выглядит так - РТВ обнаруживают цель информация о ней передается на АКП РТб (автоматизированный командный пункт радиотехнического батальона), далее преобразуется из аналоговой информации в цифровую и передается на АКП ЗРП (автоматизированный командный пункт зенитного ракетного полка) далее информация передается непосредственно исполнителю т.е. на ЗРК. Тот без выхода в эфир отрабатывает полученное ЦУ. при входе цели в зону поражения открывает огонь. Это теория.
          Теперь у меня вопрос. Почему не уничтожены средства разведки и целеуказания, т.е. РЛС???
          1. -1
            11 сентября 2022 18:44
            А они изменили тактику с месяц где то.
            Работают не на прикрытие, а поражение нашей авиации.(РЛС прилично было уничтожено)
            Размещают ЗРК км 10 20, от возможных целей, работают под накалом, и П-18 или 19Ж6, для обнаружения, тоже.
            Ударная группа отработала, прикрытие с ПРЛС ложится на обратный курс, вот тогда включают высокое и бьют в догон без всяких АСУ.
            1. +2
              12 сентября 2022 01:15
              Цитата: KVIRTU
              А они изменили тактику с месяц где то.
              Работают не на прикрытие, а поражение нашей авиации.(РЛС прилично было уничтожено)
              Размещают ЗРК км 10 20, от возможных целей, работают под накалом, и П-18 или 19Ж6, для обнаружения, тоже.
              Ударная группа отработала, прикрытие с ПРЛС ложится на обратный курс, вот тогда включают высокое и бьют в догон без всяких АСУ.

              Цитата: KVIRTU
              Ударная группа отработала, прикрытие с ПРЛС ложится на обратный курс, вот тогда включают высокое и бьют в догон без всяких АСУ.

              Когда последний раз наша авиация углублялась на десятки км вглубь обороны противника?
              1. -3
                15 сентября 2022 21:50
                Вы еще статьи тут пишете?
                10 20 км от обьектов прикрытия, в глубине их обороны.
                При чем здесь глубина действия нашей авиации, это их решение, на сколько углубляться.
            2. +1
              14 сентября 2022 08:58
              Даааа чувствуются спец ПВОшник.
              Цитата: KVIRTU
              вот тогда включают высокое и бьют в догон без всяких АСУ.

              И как они цель обнаруживают? Что такое диаграмма направленности слышали? У старых ЗРК тех что без ФАР она узенькая, как цель обнаружить без внешнего ЦУ?
              1. -3
                15 сентября 2022 21:53
                Чувак,), Вашей терминологией, в любом случае рад, обсудить, не умничай на публику, тем более о простых вещах, как ДН.)
                1. 0
                  18 сентября 2022 09:52
                  Судя по вашему нику вы должны в сонном состоянии по этой теме расклады давать, а не такие пузыри пускать про тактику, стрельбу в догон, размещение ЗРК и прочее. Значит не КВИРТУ.
      2. -8
        10 сентября 2022 13:16
        Есть беспилотники, есть агентура на бандеровской территории, есть гиперзвуковые ракеты, есть спецназ, есть наконец мозги в головах у командования. Работать надо однако. Голова дана не только чтобы фуражку носить. Кадырова надо назначить командующим антифашистской операцией на Украине. Он не даст спать на службе в служебное время нашим генералам. И давно уже пора создать для защиты освобождённых от бандеровцев населённых пунктов на Украине вооружённые силы самообороны Новороссии из граждан проживавших на Украине и воевавших против бандеровцев. Это будет как минимум тысяч 30 уже обученных бойцов, знающих обстановку на Украине.
        1. +6
          11 сентября 2022 11:18
          да каких 30 тыщ - будут все 50 ..... и направление автору в дурку с Кадыровым вместе ))))
      3. +7
        10 сентября 2022 14:12
        Цитата: 28-й регион
        Странно то что все ЗРК С-200, С-125 до сих пор не уничтожены.

        С-200 в Украине давно нет, а зрдн С-125 можно пересчитать по пальцам.
        Цитата: 28-й регион
        Да их должны средствами технической разведки засекать как только СНР или РПЦ в эфир вышли.

        Ну засекли, а что дальше? Пока на позицию нацелят КР или ОТР они успеют отстреляться и позицию семенить. Наша авиация сейчас работает только по линии боевого соприкосновения, вглубь территории не залетает.
        Цитата: 28-й регион
        Учитывая то что эти ЗРК без средства разведки, как правило это П-18 и ПРВ-13, не эффективны.

        П-18 придавались С-75 и С-125, для С-300ПТ/ПС в полковом (бригадном) звене используются 35Д6 и 36Д6, дивизиону придавались РЛС 64Н6. К тому же в Украине после развала СССР выпускались очень неплохие трёхкоординатные станции 36Д6-М и 80К6 .
        Цитата: 28-й регион
        Их станции СНР и РПЦ имеют узкую диаграмму направленности, а следовательно возможности по поиску и обнаружению цели весьма ограничены, то обнаружить их позиции не составляет труда.

        Выяснялось, что это не совсем так. no
        1. -2
          11 сентября 2022 12:00
          Вроде статью вы писали? Вы её как в коме писали не читая? Где в ней С-300 упоминается?
        2. -1
          11 сентября 2022 23:06
          странно,ведь противорадарные х 31-58 летят скоростью не 5кмч чтоб радар успел свернуться и уехать
      4. -9
        10 сентября 2022 14:55
        Су 24 м с комплексом гефест с кабрирования очень точно могут работать, с точностью сзожей с управляемыми бомбами
        1. +5
          10 сентября 2022 17:17
          Су-24 с комплексом Гефест должны спускаться в зону действия ПЗРК. Их довольно быстро отучили так делать.
          1. -5
            10 сентября 2022 22:37
            Да, но подразумевается кабрирование из глубины территории, которая под своим контролем, где нет вражеских пзрк
            1. +8
              10 сентября 2022 23:10
              Видите ли, в чем дело. Если вам рассказывали, что бомбовый прицел превращает свободнопадающую бомбу в крылатую ракету - вам немножечко врали. Да, в идеальных условиях и без противодействия Гефест позволяет добиться точности, сопоставимой с прицелами Норден 1943 года. Но беда в том, что ни тогда, ни сейчас работа без противодействия в идеальных условиях не была чем-то обычным для бомбардировщика.
        2. +2
          11 сентября 2022 12:03
          Круто!!!!!!!!!!!!!!!!!
          А тут ещё был один планировщик со знаниями наименований аппаратуры, различных цифирек и тд.
          Так тот рассказывал как С-400 сбивает вражьи самолеты за горизонтом. Но что-то пошло не так.
          1. +6
            11 сентября 2022 14:56
            И не только. С-400, оказывается, не умеет производить селекцию целей и сбивать "тупые" баллистические ракеты (вернее, сбивать может, но дорого, неэффективно ~50% и вообще, по словам представителей ОПК для этого не предназначена). А ведь смеялись над саудовскими "Пэтриотами", а до этого - целые монографии были про иракские "Скады". Я, признаться, сам повелся на эту мифологию и, отчасти, экспорто-ориентированный маркетинг.
        3. +3
          12 сентября 2022 16:33
          Цитата: max_ewerhead
          Су 24 м с комплексом гефест с кабрирования очень точно могут работать, с точностью сзожей с управляемыми бомбами

          Могут. В теории. Абсолютно идентичными боеприпасами с идеальной аэродинамикой, летящими в атмосфере, укладывающейся в теоретические приближения создателей прицела. smile
      5. +2
        10 сентября 2022 20:17
        Да их должны средствами технической разведки засекать как только СНР или РПЦ в эфир вышли. Учитывая то что эти ЗРК без средства разведки

        им не нужно засекать и разведывать...
        это все для них делают пин до сы...
        указывают, кто сколько откуда в каком направлении взлетел и выдает целеуказание до самого конца - только потом зрк включаются на наведения и пуска - засекать их уже поздно...
        1. +2
          11 сентября 2022 18:56
          Чему удивляться, ГлобалХоук постоянно курсирует вдоль Крыма на 15 тысячах, с запада на восток, флайрадар посмотрите.
          Обнаруживает , все что борт излучает, начиная с радиовысотомера.
      6. -2
        11 сентября 2022 01:45
        Цитата: 28-й регион
        На столько короче есть, что наша авиация не рискует пересекать линию фронта. Все удары с кабрирования или дальнобойными ракетами не заходя в зону поражения. Что такое нанесения удара с кабрирования, летел летел нос задрал и пульнул залпом в ту степь. Если одна из 100 прилетит туда куда надо то результат просто замечательный.

        Ну, это утверждение - просто глупость.
      7. +2
        11 сентября 2022 16:43
        Доктрина Герасимова. И система назначения на должности не толковых и инициативных, а послушных и преданных. В общем кадровая политика. Когда главнюку смотрят в рот и боятся возразить.
      8. +2
        12 сентября 2022 15:41
        Цитата: 28-й регион
        Странно то что все ЗРК С-200, С-125 до сих пор не уничтожены. Да их должны средствами технической разведки засекать как только СНР или РПЦ в эфир вышли. Учитывая то что эти ЗРК без средства разведки, как правило это П-18 и ПРВ-13, не эффективны. Их станции СНР и РПЦ имеют узкую диаграмму направленности, а следовательно возможности по поиску и обнаружению цели весьма ограничены, то обнаружить их позиции не составляет труда.

        А вот для этого и нужна система ПВО. Дивизион "сто двадцать пятого" при работе в системе 95% времени должен сидеть либо с выключенным высоким, либо на эквиваленте. Данные о воздушной остановке - картинка на ВИКО, по данным от частей РТВ полка или бригады. Переход на излучение - только по команде с КП после получения целеуказания.
        Самостоятельный поиск целей дивизионом - это крайний случай, когда система ПВО рассыпалась полностью. И в этом случае - да, жить зрдн будет плохо и недолго.
        Цитата: 28-й регион
        Поменять дислокацию также не вдруг. Это не самоходные а возимые комплексы, время на свертывание достигает нескольких часов.

        Вы нас с "семьдесят пятым"-то не путайте. smile Качественно вы...ученный и мотивированный л/с зрдн на "сто двадцать пятом" свёртывается за 45 минут.
      9. -1
        15 сентября 2022 20:41
        Все РЗСО, артиллерия, миномёты стреляют с угла кабрирования, а танки могут и на ходу, и ведь поподают в цель. Техника не стоит на месте. Параметры движения, наличие координат, вычислитель - команда на пуск.
      10. 0
        2 октября 2022 13:07
        Учитывая то что эти ЗРК без средства разведки, как правило это П-18 и ПРВ-13, не эффективны.

        Вы забываете о помощи от разведстредств стран, поддерживающих Украину.
        У одних США спутниковая группировка в 3,5 раз больше российской и 50+ самолетов ДРЛО (в абсолютной безопасности летающих возле Украинской границы над территориями Польши и прочих стран) с дальностью 600+ км.
    2. +5
      10 сентября 2022 05:32
      Меня беспокоит что систему ПВО ВСУ привязали к натовским АВАКС и ДРЛО... новая тактика дает результаты не в нашу пользу ограничивая возможности нашей ударной авиации.
      С этим что то надо делать.
      1. +1
        10 сентября 2022 06:24
        Цитата: Леха с Андроида.
        Меня беспокоит что систему ПВО ВСУ привязали к натовским АВАКС и ДРЛО... новая тактика дает результаты не в нашу пользу ограничивая возможности нашей ударной авиации.
        С этим что то надо делать.

        Для этого разрабатывается специальные операции с комбинированными ударами ракетами море-земля, земля-земля и воздух земля, с информационным обеспечением самолётов ДРЛОиУ и разведовательных БЛА.
        Большой удар по объектам ракетами, обнаружение РЛС и локации ЗРК, затем раьота истребителей бомбардировщиков / ракет земля - земля.
        Если не врубаются РЛС - объект уничтожен, самолёты возвращаются на базу. Врубаются РЛС - работают ЗРК - подключается авиация. Слишком большая плотность ЗРК для летунов - бьётся ракетами земля-земля и т.д
        И никакие АВАКСы - Шмаваксы им не помогут.
        1. +1
          10 сентября 2022 07:02
          Дорого все это... большой наряд сил нужен, боеприпасов и требует тщательной проработки деталий операций... такие атаки штучные и массово их не применишь.
          1. +3
            10 сентября 2022 07:49
            Цитата: Леха с Андроида.
            Дорого все это... большой наряд сил нужен, боеприпасов и требует тщательной проработки деталий операций... такие атаки штучные и массово их не применишь.

            Согласен, но оставлять их ПВО живым ещё дороже - каждый день спецоперации стоит от 40 до 100 млн €. И, что самое главное, жизней.
            Поэтому надо дать авиации чистое небо, вбомбить ВСУ в состояние Хизбаллы и Хамаса, взять все, что нужно и заканчивать заваруху.
        2. +5
          10 сентября 2022 09:49
          Цитата: Krasnodar
          Для этого разрабатывается специальные операции с комбинированными ударами ракетами море-земля, земля-земля и воздух земля, с информационным обеспечением самолётов ДРЛОиУ и разведовательных БЛА.

          Очень удачно совпало для Украины, что ВКС РФ ничего такого делать не умеют.
          1. -6
            10 сентября 2022 11:30
            Не пробовали
            Умеют ли- надо посмотреть
          2. +1
            10 сентября 2022 14:59
            Полностью с вами согласен
      2. +4
        10 сентября 2022 12:17
        Цитата: Леха с Андроида.
        ПВО ВСУ привязали к натовским АВАКС и ДРЛО

        Это невозможно, если только голосом. Разные информационные системы. Сопряжение невозможно.
      3. +1
        10 сентября 2022 14:57
        Первый раз об этом слышу. Авакс в небе Украины, сейчас?
        1. +1
          10 сентября 2022 17:16
          Это патриотический фольклор. Теоретически авакс может работать, когда приедут насамс. Прежде всего на юге, где из неба Румынии действительно видно побережье включая Крым. Однако про насамс пока не слышно.
    3. 0
      14 октября 2022 19:01
      Вопрос такой: что случилось с хванелоне "полное воздушное превозходство" о которое везде говорили несколько месецов назад?

      ВСУ продолжает нанести ударов по Белгородской области с помощей вертолетов и авиации.

      Если лет. апарат из ВСУ поднимался ето должно бить его последний полет.
  2. -5
    10 сентября 2022 05:36
    Цитата: 28-й регион
    На столько короче есть, что наша авиация не рискует пересекать линию фронта. Все удары с кабрирования или дальнобойными ракетами не заходя в зону поражения. Что такое нанесения удара с кабрирования, летел летел нос задрал и пульнул залпом в ту степь. Если одна из 100 прилетит туда куда надо то результат просто замечательный.
    Странно то что все ЗРК С-200, С-125 до сих пор не уничтожены. Да их должны средствами технической разведки засекать как только СНР или РПЦ в эфир вышли. Учитывая то что эти ЗРК без средства разведки, как правило это П-18 и ПРВ-13, не эффективны. Их станции СНР и РПЦ имеют узкую диаграмму направленности, а следовательно возможности по поиску и обнаружению цели весьма ограничены, то обнаружить их позиции не составляет труда. Поменять дислокацию также не вдруг. Это не самоходные а возимые комплексы, время на свертывание достигает нескольких часов. Смертники, но они почему-то имеются и не уничтожены.
    Причина???

    Значит нихотят уничтожать.
    Сейчас ещё партнёры подкинут что нибудь.
  3. +2
    10 сентября 2022 05:48
    Цитата: Леха с Андроида.
    Меня беспокоит что систему ПВО ВСУ привязали к натовским АВАКС и ДРЛО... новая тактика дает результаты не в нашу пользу ограничивая возможности нашей ударной авиации.
    С этим что то надо делать.

    Враг то не обезьяна с дубиной , тоже думает.
  4. +2
    10 сентября 2022 05:50
    Не рогатками едиными и не палками сбивают...
    Понятно, что:
    Вооруженным силам Украины нанесен существенный урон, подчеркнул министр обороны РФ. Сергей Шойгу: «Завоевано господство в воздухе. Практически уничтожены военно-воздушные силы и система противовоздушной обороны.

    оказались преждевременными реляциями.
    Иногда, недооценивать противника - чревато.
    1. +1
      10 сентября 2022 06:05
      Цитата: yuriy55
      Иногда, недооценивать противника - чревато.

      Натовцы заранее предупредили всушников о сценариях наших атак и ими были сделаны выводы.
      К сожалению в наших штабах запаздывают с оперативной оценкой меняющихся событий.
      Пошустрее надо бы анализировать обстановку опережая противника хотя бы на шаг вперед...иначе стратегическая инициатива перейдет к врагу... отстаем братцы... отстаем... даем укронацикам ложные надежды на победу на поле боя.
    2. -10
      10 сентября 2022 08:52
      ПВО ВСУ практически уничтожена
      из 21 + 1 словацкий ПМУ - все дивизионы С-300ПТ/ПС/ПМУ - уничтожены
      1 дивизион С-300В1 - уничтожен
      из 64 ПУ Бук-М1 уничтожено уже 84 ПУ
      Оса-АКМ уничтожено уже больше 100 ед.
      С-125 и С-200 уничтожены все
  5. 0
    10 сентября 2022 06:13
    Пилоты российских боевых самолётов стали избегать входить в зону действия украинских ЗРК «Бук-М1» и ЗРС С-300ПС/ПТ, развёрнутых вдали от линии вооруженного противостояния, после их расчёты переключились на борьбу с крылатыми ракетами. Согласно информации, опубликованной в открытых источниках, украинские С-300ПТ/ПС способны бороться с такими сложными целями, как КР на дистанции не более 55 км.

    А почему бы не загрузить их крылатыми ракетами по объектам и, обнаружив локацию РЛС, не врезать вдогонку ракетами воздух-земля с самолётов?
    1. +6
      10 сентября 2022 14:13
      Цитата: Krasnodar
      А почему бы не загрузить их крылатыми ракетами по объектам и, обнаружив локацию РЛС, не врезать вдогонку ракетами с самолётов?

      Простите, а какими именно ракетами "воздух-земля"?
      1. 0
        10 сентября 2022 14:38
        У нас таких нет?
        1. +1
          11 сентября 2022 19:16
          Х-58УШКЭ, Х-31ПД
          1. +1
            11 сентября 2022 19:19
            И наверняка ещё есть противорадарные
            1. 0
              11 сентября 2022 20:17
              Я их и имел в виду)
              1. +1
                11 сентября 2022 20:39
                И наверняка есть другие виды ракет воздух - земля )).
                Жаль, что нет GBU-шек
            2. +3
              12 сентября 2022 01:21
              Цитата: Krasnodar
              И наверняка ещё есть противорадарные

              Задайтесь вопросом, если они есть, то почему не были использованы?
              1. 0
                12 сентября 2022 01:35
                Цитата: Bongo
                Цитата: Krasnodar
                И наверняка ещё есть противорадарные

                Задайтесь вопросом, если они есть, то почему не были использованы?

                Потому, что это комплексная работа - подойти, скажем, к С-300 на расстояние выстрела.
                Нужно в квадрат их локации пустить БЛА, спровоцировать активацию РЛС ударами Калибров по объектам, засекаемые дронами данные транслировать на самолёты ДРЛОиУ, оттуда боевой авиации, которая подлетит на сверхмалых к ЗРК, на максимуме радиуса поражения сделает горку и врежет по РЛС. Например.
                1. +3
                  12 сентября 2022 01:41
                  Цитата: Krasnodar
                  Потому, что это комплексная работа - подойти, скажем, к С-300 на расстояние выстрела.
                  Нужно в квадрат их локации пустить БЛА, спровоцировать активацию РЛС ударами Калибров по объектам, засекаемые дронами данные транслировать на самолёты ДРЛОиУ, оттуда боевой авиации, которая подлетит на сверхмалых к ЗРК, на максимуме радиуса поражения сделает горку и врежет по РЛС. Например.

                  Вы мне это рассказываете?
                  Ну тогда расскажите, какие отечественные дроны на это способны?
                  1. -2
                    12 сентября 2022 01:44
                    На что способны? Обнаружить и передать инфу? Форпост- точно. Он еврей.
                    1. +2
                      12 сентября 2022 01:47
                      Цитата: Krasnodar
                      На что способны? Обнаружить и ретранслировать? Форпост- точно.

                      Обнаружить визуально, или засечь работу средствами радиотехнической разведки и передать координаты?
                      Цитата: Krasnodar
                      Он еврей.

                      Сколько ему лет, какой аппаратурой он оснащён и какова его выживаемость когда противник имеет развитую систему ПВО ?
                      1. -2
                        12 сентября 2022 02:01
                        Цитата: Bongo
                        Обнаружить визуально

                        Визуально - средствами РЭР должны обнаруживать профильные самолёты с большого Расстояния, затем наводить на них дроны.
                        Цитата: Bongo
                        Сколько ему лет,

                        30
                        Цитата: Bongo
                        какой аппаратурой он оснащён

                        Достаточной для обнаружения визуального и трансляции
                        Цитата: Bongo
                        какова его выживаемость когда противник имеет развитую систему ПВО ?

                        После обнаружения ЗРК / РЛС и передачи данных на ДРЛОиУ - хоть нулевая.
                      2. +1
                        12 сентября 2022 06:12
                        Цитата: Krasnodar
                        Визуально - средствами РЭР должны обнаруживать профильные самолёты с большого Расстояния, затем наводить на них дроны.

                        "Форпост" легко сбивается ПЗРК, ЗРК малой дальности и зенитной артиллерией. Шансов вести видовую разведку этим древним БПЛА в глубине обороны противника имеющего сильную ПВО нет никаких.
                      3. -1
                        12 сентября 2022 08:31
                        Проблема одна- его обнаружить )).
                      4. +1
                        12 сентября 2022 08:38

                        "Форпост" при его размерах и ЭПР без проблем обнаруживается даже СОЦ ЗРК "Оса". Даже гораздо более компактные БПЛА "Орлан" сбивают.
                      5. -2
                        12 сентября 2022 08:59
                        Значит, Осе, которая его подсветит, тоже достанется yes
          2. +2
            12 сентября 2022 01:20
            Цитата: KVIRTU
            Х-58УШКЭ, Х-31ПД

            Теоретически... вы наверняка в курсе сколько таких ракет в войсках?
  6. -10
    10 сентября 2022 07:18
    украинские ЗРС С-300ПТ/ПС заставили считаться с собой, нанеся чувствительные потери российской фронтовой авиации.

    Уважаемый автор, утверждая такие вещи их надо подтверждать чем то, особенно сейчас, я имею ввиду проведение СВО. Особенно в разрезе отличной наполненности информацией статьи. Некрасиво.КМК
    1. +7
      10 сентября 2022 08:48
      Цитата: Mitroha
      Уважаемый автор, утверждая такие вещи их надо подтверждать чем то, особенно сейчас, я имею ввиду проведение СВО. Особенно в разрезе отличной наполненности информацией статьи. Некрасиво.КМК

      Если человек в состаянии прользоваться мозгом, зрением и слухом, то он вполне способен сам найти статистику потерь. Статью за "дискредитацию вооруженных сил" ещё не отменили.
      1. -6
        10 сентября 2022 09:09
        Так я про то и говорю, что такая фраза, без подтверждения, именно к этой статье УК прилепляется легче легкого. И называется это фэйковая информация, в статье УК. Я вот о чем. Автору либо надо выложить подтверждение чувствительных потерь, либо не употреблять слово чувствительных hi. С потерями во время БД никто здравомыслящий и не спорит.
        1. +7
          10 сентября 2022 10:02
          Цитата: Mitroha
          Автору либо надо выложить подтверждение чувствительных потерь, либо не употреблять слово чувствительных

          Наверняка автор сам знает "что ему надо". Даже если мы потеряли один самолёт это уже "чувствительные потери". А с учётом того, что наша авиация перестала летать над Украиной, они судя по всему, более чем "чувствительные".
        2. -5
          11 сентября 2022 01:53
          Цитата: Mitroha
          Автору либо надо выложить подтверждение чувствительных потерь, либо не употреблять слово чувствительных

          Совершенно верно! Но:
          1. Похоже, автор даже не знает, в чем измеряются потери в авиации.
          2. В открытом доступе нет данных для оценки потерь в авиации.
        3. +1
          11 сентября 2022 15:01
          А в законе разве дано определение слову "чувствительные"?
      2. -5
        11 сентября 2022 01:51
        Цитата: zyablik.olga
        Если человек в состаянии прользоваться мозгом, зрением и слухом, то он вполне способен сам найти статистику потерь.

        Нет статистики потерь в открытом доступе.
        1. +1
          11 сентября 2022 15:03
          Я думаю, что человек имел в виду Лостармор. Единственно, действительно нет статистики потерь "в разрезе" причин. Предположу, что там половина - friendly fire.
          1. -3
            11 сентября 2022 16:06
            Цитата: d4rkmesa
            Я думаю, что человек имел в виду Лостармор. Единственно, действительно нет статистики потерь "в разрезе" причин. Предположу, что там половина - friendly fire.

            А на Лостармор тоже нет статистики потерь. Потери ЛА измеряются не в штуках.
    2. +2
      10 сентября 2022 09:47
      )))
      Критика автора поступает со всех сторон.
    3. +6
      10 сентября 2022 09:49
      Цитата: Mitroha
      утверждая такие вещи их надо подтверждать чем то

      Понимаю, неприятно читать такое.
      Но согласитесь, не всё гладко на фронте.
      Считаю, что автор беспристрастно описал положение дел.

      Цитата: Mitroha
      КМК

      Как расшифровывается?
      1. +2
        10 сентября 2022 10:14
        Цитата: Mister X
        Как расшифровывается?

        Как мне кажется hi
        1. +7
          10 сентября 2022 10:21
          Цитата: Mitroha
          Как мне кажется

          Спасибо, а то поиск выдаёт мебель и автостёкла laughing
          Креститься надо, если кажется
          1. +1
            10 сентября 2022 11:12
            Цитата: Mister X
            Креститься надо, если кажется

            Я буддист wink
            1. +6
              10 сентября 2022 14:08
              Цитата: Mitroha
              Я буддист

              Скорее всего юморист wink

              Освежил я в памяти битвы минувшие.
              Украину освобождали от фашистов 2 года.
              С декабря 1942 года по 28 октября 1944.
              И немцев поддерживала только Европа.
              США и Британия были союзниками СССР.
              А теперь и они против нас.
  7. +3
    10 сентября 2022 08:02
    Т.е. даже против такой слабой системы ПВО у нас нет противоядия?
    1. +9
      10 сентября 2022 14:16
      Цитата: AVESSALOM
      Т.е. даже против такой слабой системы ПВО у нас нет противоядия?

      Если не принимать во внимание возраст украинских противовоздушных систем, то Украина располагала наиболее многочисленными объектовыми ЗРС в Европе после России.
      1. 0
        10 сентября 2022 14:21
        И?Почему ПВО не подавлено?Давилки нет?
        1. +7
          10 сентября 2022 14:24
          Цитата: AVESSALOM
          И?Почему ПВО не подавлено?Давилки нет?

          Это выходит за рамки данной публикации. hi
        2. +8
          10 сентября 2022 15:22
          Совершенно верно. Давилки нет. Страны НАТО поставили подавление ПВО во главе угла, это считается самой главной задачей, на нее брошены все силы и финансы. Это и неудивительно, после подавления вражеской ПВО можно летать по территории противника и безнаказанно уничтожать все что движется, что натовцы с США во главе не раз показывали. Они для прорыва ПВО используют специальную операцию, в которой участвуют сотни самолетов, а также сотни и тысячи единиц высокоточного оружия. Позиции пво в режиме реального времени отслеживаются различными средствами разведки и в непрерывном режиме обстреливаются всем арсеналом оружия НАТО-противорадиолокационными ракетами, крылатыми ракетами, планирующими управляемыми авиабомбами. Все это происходит при постоянном и мощнейшем воздействии помех, системы ПВО ранних выпусков при таких помехах на экранах радаров видят только молоко на весь экран. Выключение РЛС особого эффекта не дает, позиция вскрывается за несколько секунд и после этого просто перепахвается полностью, без возможности уцелеть для техники. Всё это постоянно отрабатывается на различных учениях, НАТО преуспело в таких операциях. При таком воздействии у ПВО любой страны нет ни единого шанса уцелеть. У России для проведения таких операций нет ничего-ни понимания руководства что такие операции нужно проводить, ни умения их проводить, отсутствия технических средств -систем авиа и космической радиотехнической разведки, авиационных постановщиков помех различных видов, список можно продолжать бесконечно. В общем ПВО мы давить не умеем и не можем, что в общем то и всем видно и понятно
          1. +5
            10 сентября 2022 16:10
            Можно же было хотя бы попробовать,потренироваться в начале СВО?Как же тогда собирались воевАть с НАТО?Не колосс ли на глиняных ногах армия РФ?
          2. +1
            11 сентября 2022 15:07
            Все это сработает только на относительно небольшой территории. Кстати, конфликт показал, что все это сделать не так просто, удар 3000 ракет хорошо если наполовину это потенциал уменьшил.
        3. -3
          11 сентября 2022 01:59
          Цитата: AVESSALOM
          И?Почему ПВО не подавлено?Давилки нет?

          Что бы "давить" ПВО надо, что бы это ПВО работало на защиту объекта. Применяемая тактика засад позволяет избежать подавления, но не позволяет защитить объект.
  8. +8
    10 сентября 2022 09:14
    Учебный полк в Евпатории, где обучали младших специалистов.
    Специалисты оттуда приходили те еще...
    Спасибо, Сергей!
  9. PXL
    -14
    10 сентября 2022 09:28
    Автор статьи, видимо, украинец, раз так хвалит ПВО ВСУ? Данные о потерях ВКС РФ в ходе СВО в продолжении статьи будут? И, конечно, на основе украинских источников?
    1. +6
      10 сентября 2022 09:34
      Цитата: PXL
      Данные о потерях ВКС РФ в ходе СВО в продолжении статьи будут?

      Данные о потерях РФ засекречены, товарищ. Достоверно известно только о жертве курения КР Москва.
      Цитата: PXL
      Автор статьи, видимо, украинец, раз так хвалит ПВО ВСУ?

      )))
      Нормальные украинцы не особо довольны ПВО. Как и всеми остальными аспектами подготовки страны к СВО. Это позор какой-то.
      1. -3
        11 сентября 2022 02:09
        Цитата: Негритенок
        Нормальные украинцы не особо довольны ПВО.

        Так вцелом украинская ПВО не занималась защитой объектов. То украинское ПВО, которое пыталось защитить объект, уничтожалось.
        1. +4
          11 сентября 2022 06:17
          Цитата: Комета
          вцелом украинская ПВО не занималась защитой объектов

          Да? Очень интересно, продолжайте наблюдение.
    2. +7
      10 сентября 2022 09:40
      Автор статьи, видимо, украинец, раз так хвалит ПВО ВСУ?
      "Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу." (С)
      1. +5
        10 сентября 2022 14:18
        Цитата: 3x3zsave
        "Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу." (С)

        lol good
    3. +8
      10 сентября 2022 09:55
      Цитата: PXL
      Автор статьи, видимо, украинец

      С чего вы взяли?

      Цитата: PXL
      так хвалит ПВО ВСУ

      Хвалит, или разложил по полочкам, без эмоций, состояние ПВО Украины?

      Цитата: PXL
      конечно, на основе украинских источников?

      Вы фото Гугл карт видели?
      Александр Храмчихин, на которого ссылается автор - для вас "украинский источник"?
      1. +9
        10 сентября 2022 14:21
        Цитата: Mister X
        С чего вы взяли?

        Таким персонажам факты и аргументы (ссылки на экспертов и спутниковые снимки) не нужны, для них главное "патриотизм". wassat
        1. +6
          10 сентября 2022 14:23
          для них главное "патриотизм".
          Или "охота на ведьм".
          1. +9
            10 сентября 2022 14:26
            Цитата: 3x3zsave
            для них главное "патриотизм".
            Или "охота на ведьм".

            Массовая дибилизация ни одной стране ещё не шла на пользу. crying
            1. +2
              10 сентября 2022 18:50
              Добрый вечер, Сергей! smile

              дибилизация
              -- он, поди и слова такого не знает... laughing

              Убогих не бьют, их жалеют. wink
        2. +4
          10 сентября 2022 16:34
          Цитата: Bongo
          главное "патриоти

          Слепая любовь, как и слепая ярость до добра не доводит.
          Никогда.
      2. -2
        11 сентября 2022 00:29
        Думается, вы напрасно отвечаете очевидному идиоту.
    4. +4
      10 сентября 2022 09:58
      Цитата: PXL
      Автор статьи, видимо, украинец, раз так хвалит ПВО ВСУ?

      В каком месте автор "хвалит ПВО ВСУ"? Процитируйте пожалуйста?
    5. +3
      10 сентября 2022 18:44
      Если Мумбо-Юмбо хвалит Калашников, то этот людоед, по Вашему -- русский? belay
      Однако. laughing
  10. -6
    10 сентября 2022 10:41
    Автор как-то забыл упомянуть, что живучесть украинской ПВО обеспечена, НАТОвской спутниковой и РЛ - разведкой и системой передачи данных "стар - линк". Без этого, украинской ПВО, как и ВВС, уже не было бы.
    1. +10
      10 сентября 2022 14:32
      Цитата: ТермиНахТер
      Автор как-то забыл упомянуть, что живучесть украинской ПВО обеспечена, НАТОвской спутниковой и РЛ - разведкой и системой передачи данных "стар - линк". Без этого, украинской ПВО, как и ВВС, уже не было бы.

      Простите, а как спутниковая разведка помогает в обнаружении воздушных целей и как натовские РЛС покрывают территорию Украины? what Каким образом украинские С-300ПТ/ПС сопрягаются с аппаратурой стандарта Линк-16 ? Я допускаю, что американские спутники фиксируют старт российских КР и ОТР, после чего украинские ЗРС переводятся в готовность № 1. Но выдавать целеуказание спутники не способны.
      1. -2
        10 сентября 2022 15:07
        А кто говорил о Линк - 16? Я говорил о масковской "стар - линк", которая позволяет иметь быстрый интернет в любой точке. А зачем по вашему "аваксы" и БПЛА постоянно "висят" возле Крыма и вдаль западной границы Украины?
  11. +1
    10 сентября 2022 11:58
    Также на Украине имелись учебные заведения, в которых велась подготовка для войск ПВО: Высшая инженерная радиотехническая академия в Харькове, Высшее зенитно-ракетное командное училище в Днепропетровске и Учебный полк в Евпатории.....

    Вы знатно поскромничали ....

    А академия и два училища в Киеве куда пропали ?
  12. +9
    10 сентября 2022 12:12
    Вот отличный повод помедитировать над степенью готовности наших ВКС к современной войне в принципе. У противника относительно немного средств ПВО , те что есть - как минимум 30ти летней давности . И даже это сдерживает нашу авиацию достаточно сильно - вопрос, что было бы ,будь на их месте относительно современная западная ПВО + прикрытие с воздуха ? Смогли бы мы действовать в подобной обстановке ? Вообще ,насколько мы были готовы к целенаправленному и методичному "выносу" ПВО (даже такого) ? Пока создается ощущение что все это было мягко говоря не идеально.
    И вот интересно - выводы из этого были ли сделаны ?
    Потому что хоть все это и называется СВО и что формат крайне специфический , по сути это наиболее современная "классическая" военная кампания в которой мы участвуем со времен как минимум Вьетнама (по ВВС и ПВО) , а если брать весь комплекс сил - то со времен ВОВ , на самом деле. Я имею ввиду степень оснащенности противника средствами,степень задействованности видов наших средств ,спектр возможных угроз ,ширина фронта ,кол-во противостоящих сил и техники.
    Ни в Чечне, ни в Афганистане, ни в Грузии , ни в Сирии - не было ничего подобного и близко.
    Но сейчас противник с которым мы столкнулись - это не самый мягко говоря опасный противник ,более того , противник хорошо нами изученный . И тем не менее , все происходит так,как происходит.
    Это выводит на самый главный вопрос - а насколько мы вообще готовы к современному масштабному неядерному конфликту в комплексе - даже так, к современному неядерному силовому давлению ? Будем ли мы способны на адекватный и эффективный ответ на подобное давление "де факто" ?

    Что касается оценки кол-ва С-300 , я думаю что с 2014 Украина не имея возможности сделать новые вложила определенные ресурсы в качественные макеты , это было бы логично. Так что не все С-300 которые мы отмечали как уничтоженные - были реально уничтожены.
    1. +1
      10 сентября 2022 16:14
      Ответ:не готовы.
    2. -4
      11 сентября 2022 02:03
      Цитата: Knell Wardenheart
      Вот отличный повод помедитировать над степенью готовности наших ВКС к современной войне в принципе. У противника относительно немного средств ПВО , те что есть - как минимум 30ти летней давности . И даже это сдерживает нашу авиацию достаточно сильно...

      Не имеет смысла фантазировать на собственных фантазиях.
  13. +4
    10 сентября 2022 14:54
    Как и всегда, качественная статья. Спасибо
  14. +5
    10 сентября 2022 15:12
    hi
    Как всегда, отличная статья!

    Надеюсь, по НАСАМС, Ирис и Аспидам тоже статья будет!

    По поводу С300 из Болгарии и Греции/Кипра (условно считаем одной страной feel ) ходят слухи о возможной передаче, но ничего конкретного.
    1. +1
      11 сентября 2022 15:11
      Греки не отдадут. Эрдоган настолько осмелел, что рвется захватывать острова в Эгейском море.
      1. +3
        12 сентября 2022 15:11
        Да, похоже пока не дадут.
        1. +3
          12 сентября 2022 15:20
          Цитата: Wildcat
          Да, похоже пока не дадут.

          Могут дать, если американцы предоставят гарантии безопасности и пообещают поставить Patriot PAC-3+ с новыми ЗУР.
  15. -5
    11 сентября 2022 09:33
    Не понятно на что рассчитывает руководство России, проводя СВО, "сидя на заднице". Уже давно пора страны НАТО объявить участниками конфликта (пусть осознают возможность удара по себе). А начинать надо со спутниковой группировки нал территорией России и приграничных с ней стран. И тут надо действовать решительно, не боясь расширения конфликта, поскольку маловероятно вступление в войну НАТО без "глаз и ушей". Да и армию пора подымать до уровня хотя бы трех миллионов, что бы адекватно отвечать на возникающие угрозы.
  16. -4
    11 сентября 2022 10:48
    Основным отличием ЗРК С-125МЭ1(2) от немодернизированного С-125М1 .
    .......использование ЗУР 5В27Д-М1 с полуактивной радиолокационной ГСН и 5В27Д-М2 с активной радиолокационной ГСН.

    Фото ракеты в студию. Пока это неуловимый Джо.
  17. -3
    11 сентября 2022 17:23
    Большое спасибо Ельцину. Немедленно создать ему ещё один музей - Воинской славы президенту Ельцину.
  18. 0
    11 сентября 2022 18:25
    КВИРТУ забыли
  19. +5
    11 сентября 2022 19:37
    Вот из-за таких статей приятно быть на ВО. И Автор отвечает на реплики. Спасибо. Как раньше когда то было. По статье. Удивительно, но ведь почти сохранили ПВО. Но ведь и в этом случае мы должны были быть дальновиднее и мощнее... И у нас писали, что они всё продали и бросили. Досадно. Автору - удачи.
  20. Комментарий был удален.
  21. +3
    12 сентября 2022 09:17
    Цитата: Krasnodar
    Значит, Осе, которая его подсветит, тоже достанется yes

    Мне казалось, что вы серьезно обсуждаете темы поднятые в данной публикации.
    Всего доброго!
  22. -2
    19 сентября 2022 18:09
    Давно уже пора объявить страны НАТО участниками конфликта...Они обеспечивают всем ВСУ
  23. 0
    18 октября 2022 15:32
    Всегда, за политические просчёты (предательство) платит простой народ, всегда!
  24. 0
    23 ноября 2022 15:06
    Мда, всё плохо в ВО, если укропы пишут статьи в сотрудничестве с ципсо.
  25. 0
    1 декабря 2022 19:47
    почему зная все ТТХ и возможности старых советских ЗРК россия не может придумать способы противодействия им и нейтрализации.