Окопные будни «рабочего войны» в произведении Эрнста Юнгера «В стальных грозах»

88
Окопные будни «рабочего войны» в произведении Эрнста Юнгера «В стальных грозах»

Мемуары Эрнста Юнгера о Первой мировой войне «В стальных грозах» гораздо менее известны русскому читателю, чем популярный роман Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен». Роман Ремарка, в котором отчетливо прослеживаются антивоенные ноты, считается классикой, неоднократно экранизировался, и для читателей, которых не особо интересуют подробности военного быта того времени, он представляет куда больший интерес, чем мемуары Юнгера. При этом, в отличие от Э. Юнгера, который прошел войну от начала и до конца и получил 14 ранений, Ремарк, призванный на фронт, провел там всего 44 дня, после чего получил осколочное ранение и до конца войны находился в госпиталях.

В отличие от романа Ремарка, в мемуарах Юнгера «В стальных грозах» нет места рассуждениям о политике, пацифизму и стенаниям о том, что «война – это плохо». Автор не дает оценку событиям, а без прикрас описывает суровые будни войны, которую он видит совершенно по-иному, чем Ремарк.



В чем же заключается это видение войны Эрнста Юнгера? На этот вопрос постараемся ответить в данной статье.

Эрнст Юнгер – доброволец Великой войны


Эрнст Юнгер родился 29 марта 1895 года в университетском городке Гейдельберге. Его отец, Эрнст Георг Юнгер, химик по профессии, имел неплохую возможность осуществить научную карьеру, опекаемый известным ученым-химиком Виктором Майером, под руководством которого он защитил докторскую диссертацию, однако он отказался от карьеры ученого, предпочтя ей удел аптекаря [1]. Эрнст Юнгер был старшим из пяти оставшихся в живых детей.

Среди них особо надо выделить Георга Фридриха (1897–1977), также ставшего известным литератором и философом. Как отмечает один из исследователей творчества Юнгера доктор философских наук Юрий Никифорович Солонин, братьев связывали не только родственные узы, но и нечто более значительное: единомыслие, конгениальность творческих идей и близость психических типов.

В школе он не отличался усердием и знаниями, в нем рано проснулось чувство личной и духовной независимости, стремление к ее утверждению, жажда нового и необычного. Именно этим обусловлен один его авантюрных поступков: осенью 1913 года, на пороге окончания школы и получения аттестата зрелости он сбегает из дома, записывается добровольцем в Иностранный легион и направляется в Алжир, в Африку. Отец установил место пребывания беглеца и, связавшись с соответствующими службами в Берлине, добился его возвращения. Однако вскоре разразилась Первая мировая война, которую в германской историографии называют Великой войной, и Юнгер вступает в ряды добровольцев.

Стоит отметить, что начало Великой войны сопровождалось небывалым эмоциональным подъемом в Германии, достижением политического единства и партийно-политического примирения. Массы добровольцев записывались в призывных пунктах, среди них был и Эрнст Юнгер [3]. Говоря о его мотивации, германский исследователь Х. Кизель полагает, что мотивы, определившие уход юноши на фронт, имели «не политическую или националистическую, а совершенно эгоистическую природу... Он хотел уйти из школы и пережить рискованное приключение» [3].

В книге «В стальных грозах» Э. Юнгер объясняет стремление принять участие в войне чувством опьянения, романтическими иллюзиями мужского поединка.

«Мы покинули аудитории, парты и верстаки и за краткие недели обучения слились в единую, большую, восторженную массу. Нас, выросших в век надежности, охватила жажда необычайного, жажда большой опасности. Война, как дурман, опьяняла нас. Мы выезжали под дождем цветов, в хмельных мечтаниях о крови и розах. Ведь война обещала нам все: величие, силу, торжество. Таково оно, мужское дело, – возбуждающая схватка пехоты на покрытых цветами, окропленных кровью лугах, думали мы [4]»,
– указывает Юнгер.

Прибыв с группой добровольцев в деревню Оренвиль, где располагалась стоянка 73-го стрелкового полка (как указывает Юнгер – одного из самых жалких селений в той местности), он жаждет битвы и встречи с опасностями.

«Неизвестность ночи, мигание сигнальных ракет, полыхание ружейного огня вызывают возбуждение, которое странно бодрит. Изредка прохладно и тонко около уха пропоет шальная пуля, чтобы затеряться в пространстве. Как часто после этого первого раза в полумеланхолическом, полувозбужденном состоянии шагал я по вымершим ландшафтам к передовой! [4]»,

– пишет Э. Юнгер.

Однако очень быстро к нему приходит понимание, что война совсем не такая, какой он ее себе представлял.

Будни окопной войны в мемуарах Э. Юнгера


Заброшенный окоп, Фландрия
Заброшенный окоп, Фландрия

«Короткое пребывание в полку основательно лишило нас иллюзий, в которых мы выросли. Вместо ожидаемых опасностей были грязь, работа и бессонные ночи, для преодоления коих требовался тот род мужества, к которому мы были мало расположены. Еще хуже была скука, для солдат более убийственная, чем смерть…
Постоянное людское перенапряжение объяснялось еще и тем, что ведение позиционной войны, требовавшей сил на устройство быта в других условиях, было для нас вещью новой и неожиданной. Не в мощных укреплениях было дело, а в силе духа и бодрости людей, стоявших за ними [4]»,

– полагает Юнгер.

Романтические представления Эрнста Юнгера о войне исчезают, когда происходит столкновение с реальностью, так как возникает вероятность реальной смерти в бою [3]. Смерть и кровь, как врагов, так и собственных товарищей, Юнгер имеет возможность наблюдать воочию.

«Недолго поспав на дне траншеи, я, одержимый любопытством, решил осмотреть опустевший, накануне захваченный окоп. Его дно было покрыто горами провизии, боеприпасов, остатками снаряжения, оружием, письмами и газетами. Блиндажи походили на разграбленные лавки старьевщика. Вперемешку с хламом лежали трупы храбрых защитников, ружья которых все еще торчали в амбразурах. Из расстрелянного балочного перекрытия свисало зажатое в нем туловище. Голова и шея были отбиты, белые хрящи поблескивали из красновато-черного мяса. Постигнуть это было нелегко. Рядом лежал на спине совсем еще молодой паренек, его остекленевшие глаза и стиснутые ладони застыли в положении прицела. Странно было глядеть в эти мертвые, вопрошающие глаза, – ужас перед этим зрелищем я испытывал на протяжении всей войны [4]».

Бой снимает с солдата камуфляж эстетической красоты воинской службы, бросая его в ситуацию готовности убийства [3].

В произведении «В стальных грозах» не раз описывается ситуация, когда «кровавая пелена» застилает солдатам глаза, и их поглощает всеобъемлющее чувство убийства. Как считает декан исторического факультета БГУ Артамошин Сергей Викторович, Юнгер четко обозначил черту между состоянием мирного и военного существования. В бою воин стремится к единственному – к уничтожению врага любым способом. Лейтенант Э. Юнгер не скрывает, что и его порой охватывали такие нечеловеческие и жестокие порывы, когда он поддавался всеобщему безумию.

«Здесь я понял, что защитник, с расстояния пяти шагов вгоняющий пули в живот захватчику, на пощаду рассчитывать не может. Боец, которому в момент атаки кровавый туман застилает глаза, не хочет брать пленных, он хочет убивать. Он ничего перед собой не видит и находится в плену властительных первобытных инстинктов. И только вид льющейся крови рассеивает туман в его мозгу; он осматривается, будто проснулся после тяжелого сна. Только тогда он вновь становится сознательным воином и готов к решению новой тактической задачи [4]»,

– свидетельствует Юнгер.

Окопная битва Великой войны представляла собой монотонные столкновения на узком пространстве, которые приобретали черты механического процесса [3]. Однако она способствовала формированию особого мировосприятия, которое впоследствии назвали «окопным братством». Система ценностей фронтовиков Первой мировой войны включала в себя товарищество, дисциплину, храбрость и жертвенность.

Лейтенант Э. Юнгер в книге «В стальных грозах» писал, что

«окопная война – самая кровавая, дикая, жестокая из всех войн, но и у нее были мужи, дожившие до своего часа, – безвестные, но отважные воины»,

в то же время, отмечая, что

«на протяжении четырех лет огонь постепенно выплавлял все более чистую и бесстрашную воинскую касту».

Философия «рабочего войны»


Причины, приведшие Э. Юнгера на фронт, были во многом типичны для восторженной массы его современников. Взгляды на войну у Юнгера в итоге изменились, однако не разочарованием и пессимизмом, обычно следующими за восторженными аффектациями («На Западном фронте без перемен» как раз яркий пример такого пессимистического воззрения на войну), а некой иной установкой. Эту установку можно было бы назвать установкой «рабочего войны», если учесть смысл в последующие годы созданной Э. Юнгером интерпретации гештальта, или образа рабочего в трактате «Рабочий. Господство и гештальт».

Юнгер не испытывает какой-то патологической ненависти к врагу, он уважает противника за его мужество и никогда не позволяет себе бесчестного обращения с пленными французами.

«Во время войны я всегда стремился относиться к противнику без ненависти и оценивать его соответственно его мужеству. Моей задачей было преследовать врага в бою, чтобы убить, и от него я не ожидал ничего иного. Но никогда я не думал о нем с презрением. Когда впоследствии к нам попадали пленные, я всегда считал себя ответственным за их безопасность и старался сделать для них все, что было в моих силах [4]»,

– отмечается в мемуарах Юнгера.

Сущность войны для Юнгера – это работа, тяжелая и кровавая, но не исключительная. Метафизический характер новой войны проявляется уже не в битвах армий солдат, а в битве армий рабочих.

Отношение к смерти и «магический реализм»


На протяжении всей Первой мировой войны Эрнста Юнгера преследовало невероятное везение – он получил 14 ранений, причем несколько достаточно тяжелых, однако остается в живых. В то время как многие его соратники и друзья умирали, получив куда менее серьезные раны.

«Не считая таких мелочей, как рикошеты и царапины, на меня пришлось в целом четырнадцать попаданий, а именно: пять винтовочных выстрелов, два снарядных осколка, четыре ручных гранаты, одна шрапнельная пуля и два пулевых осколка, входные и выходные отверстия от которых оставили на мне двадцать шрамов. В этой войне, где под обстрелом были скорей пространства, чем отдельные люди, я все же удостоился того, что одиннадцать из этих выстрелов предназначались лично мне. И потому я по праву прикрепил к себе на грудь Золотой Знак раненого, присужденный мне в эти дни [4]»,

– констатирует Юнгер в своих мемуарах.

Некоторое исследователи творчества Э. Юнгера называют это везение «магическим». Слово «магия» здесь прозвучало не просто так – переводчик Эрнста Юнгера, философ и исследователь немецкого консерватизма Александр Михайловский отмечает, что Эрнст Юнгер – создатель особого стиля, которому лучше всего подходит имя «магический реализм». К нему Юнгер пришел несколько позже, однако есть эта «магия» и в его произведении «В стальных грозах».

Отличительное свойство Юнгера в том, что он сумел объединить два полюса: огонь и лед. Погружаясь в битву, он сохраняет холодный рассудок, как бы наблюдая ситуацию со стороны. Это состояние было им позже названо «магией экстремального» и стало причиной успеха его книги «В стальных грозах» среди военных [5]. Смерти и отношению к ней Юнгера уделяется особое место на страницах «Стальных гроз».

«Изуродованные поля были покрыты цветами, пахнувшими жарко и дико. Изредка по дороге попадались отдельные деревья, под которыми, надо думать, любили отдыхать селяне. Покрытые белым, розовым и темно-красным цветом, они походили на волшебные видения, затерявшиеся в одиночестве. Война осветила этот ландшафт героическим и грустным светом, не нарушив его очарования; цветущее изобилие казалось еще более одурманивающим и ослепительным, чем всегда. Среди такой природы легче идти в бой, чем на мертвых и холодных зимних ландшафтах. Откуда-то проникает в простую душу сознание, что она включена в вечный круговорот и что смерть одного, в сущности, не столь уж значительное событие [4]»,

– размышляет Юнгер, прогуливаясь в полях перед очередной битвой.

Лейтенант Э. Юнгер не боится смерти – он не ищет ее, но и не избегает, постоянно бывая в гуще сражений на самых опасных участках. Юнгер не раз оказывается на пороге смерти, испытывая при этом особые чувства, которые он впоследствии запечатлел в своем дневнике.

«Сквозная пуля ударила меня в грудь, подбив, как дичь на лету. С пронзительным криком, в звучании которого из меня, казалось, выходила сама жизнь, я несколько раз крутнулся и грохнулся на землю. Вот наконец пришел и мой черед. С этим попаданием возникло чувство, что пулей задета самая моя суть. Еще на пути к Мори я ощущал дыхание смерти, теперь ее рука держала меня совершенно явственно и грозно. Тяжело ударившись о дно окопа, я отчетливо осознал, что это действительно конец. Однако странным образом это мгновение относится к немногим, о которых я могу сказать, что оно было истинно счастливым. Точно в каком-то озарении я внезапно понял всю свою жизнь до самой глубинной сути. Я ощутил безмерное удивление, что вот сейчас все кончится, но удивление это было исполнено странной веселости. Потом огонь куда-то отступил, и, словно над камнем, надо мной сомкнулась поверхность шумящих вод [4]»,

– рассказывает Юнгер. Это тяжелое ранение он получает летом 1918 года, в самом конце войны.

Подвиг во имя Отечества и чести воина


Как справедливо отмечает Юрий Солонин, «В стальных грозах» нет морализаторства и докучливой нравоучительности. Они лишены поучений, дотошных анализов правильности командирских решений, суждений о правилах боя, об ошибках и неверных планах, нет, наконец, «социальных выводов» и назидательности. Суть произведения не в описании военных событий, ведущих к поражению Германии. Это произведение о другом.

Автор нашел такую форму бесстрастного отношения к ужасам войны, к факту уничтожения и смерти, что его нельзя обвинить ни в цинизме, ни в безразличии. И это при всем том, что в произведении нет проклятий войне, таких типичных для социального и интеллигентного гуманизма, нет подчеркнутой демонстрации сочувствия или жалости к страдающему человеку [2]. Когда к Эрнсту Юнгеру приходит осознание того, что война уже проиграна, он продолжает идти в бой и вести за собой людей.

«Глубокая перемена в ощущении войны, происходящая от затянувшейся на краю бездны жизни. Сменялись времена года, приходила зима и снова лето, а бои все шли. Все устали и притерпелись к лику войны, но именно эта привычка заставляла видеть все происходящее в совершенно другом, тусклом свете. Никого больше не ослепляла мощь ее проявлений. Чувствовалось, что смысл, с которым в нее вступали, иссяк и не удовлетворяет больше, – борьба же требовала все новых суровых жертв»,

– отмечает Юнгер.

Позже он напишет о том, что

«все понимали, что нам больше не победить. Но противник должен был видеть, что наш боевой дух еще не умер».

Героизация Великой войны Э. Юнгером находит свое выражение в героическом подвиге во имя Отечества и чести воина. Автор создает пример не только для понимания мотивации поступков на поле боя, но и для воспитания на примерах памяти героического подвига, что было актуального в расколотом веймарском обществе (роман вышел в свет в 1920 году). Герой войны, в представлении Э. Юнгера, выполняет свой долг до конца, своим поступком оставаясь в памяти народа [6]. Если война Э. М. Ремарка – это мир боли и отчаяния, трагедия человека на войне, то мир Эрнста Юнгера – это боль стремящегося к победе воина.

Использованная литература:
[1] Солонин Ю. Н. Эрнст Юнгер: опыт первоначального понимания жизни и творчества // Серия «Мыслители», История философии, культура и мировоззрение., Выпуск 3 / К 60-летию профессора А. С. Колесникова. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. C. 170.
[2] Солонин Ю. Эрнст Юнгер: от воображения к метафизике истории // Юнгер Э. В стальных грозах. СПб.: Владимир Даль, 2000.
[3] Артамошин С. В. Эрнст Юнгер и военные переживания поколения Великой войны // Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 57.
[4] Эрнст Юнгер – В стальных грозах / Пер. с нем. Н. О. Гучинской, В. Г. Ноткиной. СПб.: Владимир Даль, 2000.
[5] Гузикова М. О. Философия «Тотальной мобилизации» в творчестве Эрнста Юнгера / М. О. Гузикова // Институты прямой и представительной демократии: генезис политических режимов в XX веке: сборник материалов Зимней школы, Екатеринбург, 4–15 января 2000 г. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000.
[6] Артамошин С. В. Лейтенант Штурм и героизация Великой войны Э. Юнгером // Вестник Брянского государственного университета. 2016. № 3 (29). – С. 7–10.
88 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    11 сентября 2022 06:10
    Боюсь, вы неправильно поняли обоих молодых людей. Remargue был студентом на фронте, просто студентом, который так и не вырос до солдата.
    Юнгер.
    был прототипом прусского воина. Раненый, украшенный, зрелый. Однако оба они написали свои произведения, свои книги о том, что пережили. Юнгер был настоящим солдатом, каким он и должен быть. Я бы вообще не стал их сравнивать. Они оба мне нравятся. Оба принадлежат библиотеке. am
    1. +12
      11 сентября 2022 06:28
      Да, был ещё 3-й участник всего этого безобразия- Ярослав Гашек- лучший из всех
      1. +4
        11 сентября 2022 08:08
        Цитата: moscowp
        3-й участник всего этого безобразия- Ярослав Гашек- лучший из всех

        По поводу "безобразия" абсолютно согласен.Но я бы назвал эту войну/ПМВ/-преступлением перед всем человечеством.По поводу "лучшего"?Это,знаете ли,личное. hi
      2. +3
        11 сентября 2022 08:21
        Цитата: moscowp
        Да, был ещё 3-й участник всего этого безобразия- Ярослав Гашек- лучший из всех

        Гашек описывал типы людей на войне превосходно - одной фразой или предложением
        1. 0
          13 сентября 2022 12:39
          Великолепно описывал. Но предвзятость в описании венгров и австрийских немцев тоже присутствует.
      3. +1
        11 сентября 2022 08:21
        Цитата: moscowp
        Да, был ещё 3-й участник всего этого безобразия- Ярослав Гашек- лучший из всех

        Гашек описывал типы людей на войне превосходно - одной фразой или предложением
      4. +3
        11 сентября 2022 08:39
        Цитата: moscowp
        Да, был ещё 3-й участник всего этого безобразия- Ярослав Гашек- лучший из всех
        Я бы по очередности расставил Гашек (на все времена), Юнгер, Ремарк hi
      5. Комментарий был удален.
      6. +2
        11 сентября 2022 10:27
        Гашек за бои с РИА у Сокаля был награждён серебряной медалью «За храбрость» и произведён в ефрейторы. Написал пока лучший антивоенный и очень забавный роман, без нюней, без соплей и воплей.

  2. +1
    11 сентября 2022 06:56
    "стальные грозы" - страшная книга
    1. +9
      11 сентября 2022 07:45
      Цитата: Bad Свин (Окорок)
      стальные грозы" - страшная книга

      И всё-таки...И всё-таки Ремарк мне ближе.Да.Надо бы перечитать. hi
      "Война сделала нас никчёмными людьми.Мы больше не молодёжь..."(с)
      1. +6
        11 сентября 2022 08:37
        Привет, Сергей!
        Почитай Ирвина Шоу "Молодые львы".
        1. +7
          11 сентября 2022 08:52
          Утро доброе Антон!
          Конечно же читал.Но неплохо бы и "освежить" в памяти. hi
          1. +4
            11 сентября 2022 08:54
            Что мешает?
            1. +8
              11 сентября 2022 09:16
              Цитата: 3x3zsave
              Что мешает?

              Абсолютно ничего.Хотя?Футбол-хоккей иногда....вмешиваются. laughing
              Только недавно прочёл отличную дилогию Густава Хэсфорда "Старики.Бледный Блуппер.".Это взгляд рядового морпеха на вьетнамскую бойню.Впечатлило,знаешь ли.
              1. 0
                12 сентября 2022 15:57
                Смотрел "Цельнометаллическую оболочку", она сильно отличается от книги Хэсфорда? Стоит читать если фильм видел?
        2. +6
          11 сентября 2022 13:57
          Привет, ребята! hi

          Философские рассуждения о войне и человечестве лейтенанта Зигфрида Гарденбурга? smile
          Американцы по книге сняли фильм, на мой взгляд очень плохой, перевернули всё с ног на голову и попутно произвели Дистля из унтеров в капитаны. negative

          Марлон Брандо в роли Христиана Дистля.

          1. +3
            11 сентября 2022 14:11
            Привет, дядя Костя!
            Это не читал и не смотрел, обсуждать не могу.
            1. +4
              11 сентября 2022 14:49
              Как не читал? Сам пишешь
              3x3zsave ( антон)
              Сегодня, 08:37
              НОВЫЙ

              +5
              Привет, Сергей!
              Почитай Ирвина Шоу "Молодые львы".


              А фото как раз из фильма "Молодые львы".
              1. +4
                11 сентября 2022 15:05
                Понятно, уел.)))
                1. +4
                  11 сентября 2022 15:10
                  , уел.)))


                  И не пытался, удивился и всё. drinks
                  1. +5
                    11 сентября 2022 15:15
                    Память человеческая избирательна. Вот капитана Йоссариана помню, а унтера Дистля - нет. Хотя читал в одно и то же время.
                    1. +4
                      11 сентября 2022 15:31
                      Йо-йо я тоже хорошо помню, личность по-своему уникальная. Да там все персонажи такие, что Вождь Белый Овёс, что Мелоу Миндербиндер -- все личности, в своём роде. Я от "Уловки" вообще торчал как ни от какой другой книги, да и возраст тогда был для восприятия подходящий. smile

                      1. +3
                        11 сентября 2022 15:36
                        Посмотри недавно снятый сериал.
                      2. +3
                        11 сентября 2022 15:46
                        Недавно, это когда? А то я один видел, как и снятый ранее фильм, ну, как-то, не очень или не совсем то, хотя снять фильм по этой книге очень сложно.
                      3. +3
                        11 сентября 2022 15:50
                        2019 год, реж. Джордж Клуни.
                      4. +3
                        11 сентября 2022 15:56
                        Видел его, на мой взгляд он удачнее первого фильма, но... не лёг на душу.
                      5. +3
                        11 сентября 2022 15:58
                        В таком случае можно еще "Das Boot" вспомнить.
                      6. +4
                        11 сентября 2022 16:10
                        Если ты фильм имел в виду -- то да, картина роскошная!



                        А сериал начал смотреть и скучно стало, так и не досмотрел. request
                      7. +4
                        11 сентября 2022 16:18
                        "Лодку" я смотрел на большом экране, в "Авроре" (старейший кинотеатр Питера). Зал набит битком, вентиляция отсутствует, к концу фильма ощущение полной аутентичности с происходящим на экране.
                      8. +3
                        11 сентября 2022 16:56
                        Догадываюсь насчёт аутентичности. Ко мне "Лодка" попала на кассете, к одному из первых в Москве. У меня приятель был капдва Колька Черкашин, моряк и журналист, книги писал (может ты его и читал), так я ему позвонил и выяснилось, что у них в Генштабе фильм ещё не видели и все жаждут. Приехал он ко мне, взял кассету и устроил в штабе сеанс. Колька сам подводник, у него Красная Звезда за кругосветку с Жильцовым, так он, как профессионал, очень высоко оценил этот фильм.
                      9. +3
                        11 сентября 2022 17:10
                        Да, ты уже рассказывал историю этого просмотра, впрочем, я свою тоже.
                      10. +4
                        11 сентября 2022 17:17
                        Склероз, однако. smile
                        С моим знакомым был случай поинтересней, пошел он смотреть только что вышедший на экран "Фараон", дома принял грамульку, в фойе кинотеатра разбавился коньячком. На следующий день, поправив здоровье, говорит, что де напьёшься, а потом чёрти-что грезится, вот и в "Фараоне" вчера -- на весь экран голая женская задница. Ему говорят, на самом деле, было такое, и не только задница. На следующий день парень срочно побежал смотреть уже на трезвую голову. laughing
                      11. +3
                        11 сентября 2022 17:35
                        Брыльска была молода и шикарна!
                      12. +3
                        11 сентября 2022 17:48
                        Да, были времена... yes

                      13. +3
                        11 сентября 2022 17:52
                        Не тоскуй.
                        "Каждому времени - свои ордена,
                        Каждому валенку - свой фасон" (С)
                      14. +3
                        11 сентября 2022 17:55
                        Ага. smile

                        "Каждому овощу -- свой фрукт!" laughing
                      15. +4
                        11 сентября 2022 18:02
                        Угу.
                        " - Власть - народу! Земля - крестьянам! Фабрики - рабочим! Деньги -...
                        - Извините, ребята, а вот деньги по-рознь!"(с)
                      16. +3
                        11 сентября 2022 18:22
                        " -- Еда вам нужна? Берите сколько угодно.
                        -- Вода -- пожалуйста!
                        -- Лошади? Стоят осёдланы!
                        -- Оружие? А вот оружие положите на стол."(с)
                        Атаман Калвера. "Великолепная семёрка" (Первый фильм, разумеется, без негров) laughing
                      17. +3
                        11 сентября 2022 18:29
                        А вот не видел. Куросаву, да, смотрел, а это - только эпизоды.
                      18. +4
                        11 сентября 2022 18:51
                        Куросаву видел после Семёрки, не впечатлился, а ремейк с неграми даже и не думал смотреть -- порнография.
                      19. +3
                        11 сентября 2022 19:04
                        не впечатлился,
                        Угу, оно конечное,, там же не стреляют...))))
                      20. +3
                        11 сентября 2022 19:13
                        Не сомневался, что ты подметишь именно это. laughing

                        Но у японцев с некоторых пор появился хоть какой-то выбор.
                      21. +3
                        11 сентября 2022 19:24
                        Что мы знаем о японском менталитете? Да ровным счетом ничего! И даже больше чем "ничего"!
                      22. +3
                        11 сентября 2022 19:33
                        Зато военных преступлениях самураев очень хорошо информированы.
                      23. +3
                        11 сентября 2022 19:36
                        Да ладно!? И что, кого-то осудили?
                      24. +3
                        11 сентября 2022 19:45
                        Был Токийский процесс над японскими военными преступниками. Странно, что ты не знаешь как вели себя "доблестные" японские моряки из экипажей подводных лодок и крейсеров-рейдеров. Экипажи двух таких крейсеров после войны были осуждены ПОЛНОСТЬЮ ("Тоне" и "Аоба", но могу ошибиться с названиями).
                      25. +4
                        11 сентября 2022 20:06
                        Мне достаточно знать про Нанкинскую резню. Ведь тогда еще не было "Войны!" и никто не осужден?
                      26. +3
                        11 сентября 2022 20:54
                        В этом плане самураи если и не переплюнули нацистов, то, по крайней мере, шли с ними "ухо-в-ухо", со всем своим долбанным менталитетом.
                      27. +6
                        11 сентября 2022 19:39
                        Кстати, о финнских военнных преступлениях тоже много наслышано... И что, кого-то осудили?
                      28. +3
                        11 сентября 2022 19:46
                        А вот про финнов я ничего не знаю, абсолютно.
                      29. +4
                        11 сентября 2022 20:07
                        600 тысяч только на Пискаревском кладбище.
                      30. +3
                        11 сентября 2022 20:52
                        Кого, мрняка, военнопленных?
                      31. +3
                        11 сентября 2022 21:15
                        Жертв Блокады.
                      32. +3
                        11 сентября 2022 21:38
                        Так там не одни финны виноваты, без немцев и никой блокады бы не было. А турмалаи... они и есть турмалаи.
                      33. +1
                        20 сентября 2022 07:18
                        Как вы могете так , немедленно преклоните колено.
                      34. +1
                        23 сентября 2022 18:06
                        немедленно преклоните колено.


                        Увы, не сгибается. laughing
  3. +2
    11 сентября 2022 08:30
    «на протяжении четырех лет огонь постепенно выплавлял все более чистую и бесстрашную воинскую касту».
    Плавка в фашистов-националистов? Большая игра над подопытными кроликами.
    Гейне был доволен. И шиллер.
    А гете?
    1. +1
      11 сентября 2022 15:13
      антивирус, опытные военные это не обязательно фашисты тем более в первой мировой
      1. +1
        11 сентября 2022 16:26
        Тех хватило на костяк нсдп.
        Ревпншизм не обязательно в фашизм бы выгнулся. Но отметиться в париже и без гитлера много желающих.
  4. +7
    11 сентября 2022 08:40
    На протяжении всей Первой мировой войны Эрнста Юнгера преследовало невероятное везение – он получил 14 ранений, причем несколько достаточно тяжелых, однако остается в живых. В то время как многие его соратники и друзья умирали, получив куда менее серьезные раны.
    При этом дожил до 100 лет. Удивительный человек, воин и философ в одном лице! Статье +
  5. 0
    11 сентября 2022 08:44
    Эрнста Юнгера не читал , посему судя по статье, могу лишь предположить , что Юнгер был лишён дара мыслителя , чем , безусловно обладал Ремарк .
    А у Ремарка философия мыслителя видна в том , что на ТОЙ войне почти нет людей на кого надо злится и кого надо убивать ! С обеих сторон солдаты напуганы и непонимающие что они тут делают . Небольшая куча людей в своих шкурных интересах организовало ТУ войну , посему Ремарк предлагает что ... "на арену должны выйти министры и генералы враждующих сторон в трусиках , вооружённые дубинками ,и пусть они схватятся друг с другом . Кто останется в живых ,объявят свою страну победительницей . Это было бы проще и справедливее , чем то , что делается здесь , где друг с другом воюют совсем не те люди ".
    Кстати , а Вы не находите не случайностью , что антивоенные романы Ремарка , Хемингуэйя и Цвейга вышли примерно в одно и тоже время . Наверное эти мыслители предчувствовали , что Первая Мировая Война это не последние ужасы ...
    1. +3
      11 сентября 2022 09:04
      Не читали, но выводы уже сделали. "Лишен дара мыслителя" - вы видимо не в курсе, что Э. Юнгер является одним из мыслителей "консервативной революции". И философских работ у него достаточно. Ремарк - не профессиональный военный, он "солдат поневоле", и его эмоции понятны и объяснимы. Война для него это ужас, к которому он не может привыкнуть. Юнгер именно солдат, который всеми силами жаждет победы свой страны и готов умереть за это.
      P.S. В книге вообще нет политики. Книга про войну как процесс. Вы же размышляете политическими величинами.
      1. +3
        11 сентября 2022 09:59
        немецкие консерваторы-революционеры были со спецификой природы прусского национализма . А это всегда-война . Посему , отсутствие политики , как Вы утверждаете ,
        в книге Юнгера , в отличии от мыслей Ремарка в его книге ,это пересказ винтика военной
        машины , как технически выглядит мясорубка на войне , а не мысли , как это сделать , что бы войны избежать , как мысли у Ремарка . Кстати , мыслители консервативной революции одной из главных своих целей ,тогда, видели борьбу против коммунистов . А это что , если не война .
        Однако , Вы статьёй меня заинтересовали, за что Вам благодарен и я срочно начинаю читать книгу Юнгера " В стальных грозах"
      2. +4
        11 сентября 2022 11:15
        hi Виктор. Считаю что мыслители "консервативной революции" не слишком далеки от "Организации реконструкции" (Aufbau Vereinigung), разве что интеллектуалов побольше и не в подполье.
        Цитата: ViktorBiryukov
        P.S. В книге вообще нет политики. Книга про войну как процесс. Вы же размышляете политическими величинами.

        Это как раз тот случай, когда мух от котлет отделить очень трудно. В 1920 году появилась его книга "В стальных грозах", вторая книга "Борьба как внутреннее переживание" (издана в 1922 году) описывает войну в более широком масштабе, также пишет роман "Лейтенант Штурм".
        А уже осенью следующего года "пивной путч" в Мюнхене...
        Эрнст Юнгер вместе с братом Фридрихом Георгом увлекся идеями национал-социализма. В частности, он посвящает экземпляр «Огня и крови» Гитлеру ("dem nationalen Führer Adolf Hitler"), который даже назначил встречу с ним... правда отменённую в последний момент...
        Союзники после оккупации Германии наложили запрет на издание его книг, который был снят только в 1949 году.
        Тем не менее спасибо за статью. Обязательно пролистаю... Благо книга есть на сайте "Военная литература"
        С уважением.
        1. +3
          11 сентября 2022 11:29
          Могу сказать, что большинство "правых" в Германии так или иначе поначалу относились нейтрально-положительно к НСДАП и связывали с ней свои надежды. Что неудивительно, учитывая, что многие боялись прихода к власти коммунистов, которые развили активную деятельность в Европе. Но эти надежды быстро рухнули, когда они увидели что из себя реально представляют нацисты, и пришло разочарование. Я подумывал сделать материал о "консервативной революции", но пока только в планах, и когда они будут реализованы пока не знаю (у меня были задумки на другие исторические темы).
    2. 0
      11 сентября 2022 15:17
      север, объясните пожалуйста что там (на западном фронте без перемен) такого намыслил ремарк простое описание жизни на фронте
  6. 0
    11 сентября 2022 10:03
    "Героизация Великой войны Э. Юнгером находит свое выражение в героическом подвиге во имя Отечества и чести воина... Герой войны, в представлении Э. Юнгера, выполняет свой долг до конца, своим поступком оставаясь в памяти народа...".

    Камарады, господа хорошие, граждане и товарищи!
    На хрена восхвалять "подвиги" фрицев, которые "остались в памяти народной". Эта самая "народная память" немцев привела к власти Гитлера и развязала Вторую мировую войну с её колоссальными жертвами.
    Самое время цеплять на стенку в Питере очередную мемориальную доску, типа как целованному российскими либералами в одно место патриоту России Маннергейму.
    https://foto-history.livejournal.com/16284986.html
    1. +7
      11 сентября 2022 10:47
      Я не занимаюсь пропагандой, данный материал анализ произведении о Первой мировой войне, действие в котором происходит от лица немца. Если человек начинает ссылаться/использовать на идеологические штампы, вместо конкретного исследования того или иного вопроса (в данном случае - произведения Юнгера), то такой материал - мусор, и читать его будут только люди, которые мыслят в рамках той же идеологии/политической позиции.
      1. +3
        11 сентября 2022 11:04
        Уважаемый Автор!
        Оба указанных писателя были на Западном фронте.
        А те, кто был на Восточном оставили после себя подобных произведений?
        1. +6
          11 сентября 2022 11:16
          Цитата: hohol95
          подобных произведений?


          Ещё на память приходит книга Людендорфа.Но это конечно же мемуары.Художественная литература?Увы,не знаком.
          1. +4
            11 сентября 2022 11:22
            Это мемуары больших чинов, а лейтенанты и капитаны выходит своих заметок не оставили.
            Это наводит на определённые мысли.
            1. +1
              12 сентября 2022 14:52
              Это мемуары больших чинов, а лейтенанты и капитаны выходит своих заметок не оставили.


              Здравствуйте, Алексей!
              Попадалась (давно) книга «Воспоминания корниловца». Автор, Трушкевич (ЕМНИП) — словенец, младший офицер австро-венгерской армии, перебежавший к русским в 1915 году.
              Книга, хоть и претендует на формат «взгляд из окопа», всё же откровенно антибольшевистская и антисоветская. Но и белогвардейцы там тоже не в лучшем виде выставлены.
              Объём не велик, так что можно на досуге прочитать.

              С уважением,
              hi
              1. +1
                12 сентября 2022 14:55
                Благодарю за подсказку!
                hi
        2. +4
          11 сентября 2022 11:18
          Про восточный фронт есть небезынтересные дневники офицеров РИ, есть дневники офицеров Германской империи, а так же множество научно-исторических работ, однако мемуаров, художественных произведений, уровня "В стальных грозах" и "На Западном фронте без перемен", практически нет. По крайней мере я таковых не знаю.
          1. +2
            11 сентября 2022 11:24
            На Восточный фронт не отправляли лиц с литературными способностями.
            1. +3
              11 сентября 2022 12:09
              hi Алексей. После того как М. Притвиц предложил отступить, оставив русским восточную Пруссию. Туда отправили Гинденбурга, Людендорфа и Гофмана... Все трое оказались прекрасными вояками, отбившими русское наступление, а кроме того отменными литераторами laughing
              1. +2
                11 сентября 2022 12:28
                Разве они ходили в штыковые на русские пулемёты?
  7. +3
    11 сентября 2022 11:02
    При этом, в отличие от Э. Юнгера, который прошел войну от начала и до конца и получил 14 ранений, Ремарк, призванный на фронт, провел там всего 44 дня, после чего получил осколочное ранение и до конца войны находился в госпиталях.
    Чисто формально биография схожа с биографией Б. Окуджавы, который после месяца боёв получил осколочное ранение и с 1942 года отважно служил на советско-турецкой границе.
  8. +2
    11 сентября 2022 11:32
    Юнгер большой молодец и воин ... из окопа война как работа ... ежедневный тяжёлый труд ... мотивация скорее не в идеологии а в мужестве война ... даже в случае глобального проигрыша ... ТЫ ПОБЕДИЛ ибо делал то что должен
    1. +1
      11 сентября 2022 12:30
      Подобное относится и к тем, кто был на Восточном фронте с 1941 по 1945 год?
      Они же так-же "делали то, что должны были делать"!
      1. +4
        11 сентября 2022 12:38
        давайте конкретно ... только Юнгер (именно конкретно его персональное отношение к войне) ... только ПМВ ... только Западный фронт
        удивляет как вы не вспомнили Вьетнам Анголу Афганистан и прочее ... не нужно мешать всё в кучу ... вообще-то обсуждали книгу и взгляды конкретного автора
        1. -1
          11 сентября 2022 14:16
          Именно "победители" подобные Юнгеру и "взрастили" тех, кто потом отправил их сыновей в "поход на Восток".
          Они "делали свою работу", но их предали в тылу!
          По этому я в предыдущих комментариях интересовался подобными описаниями происходившего на Восточном фронте. Оказалось подобных книг о боях с Русской Императорской армией не существует.
          И в очередной раз жителям Германии преподносится важность боёв с французами и британцами и совершенная "не важность" боёв с русскими.
          Затем подобный взгляд на боевые действия и происходящее на оккупированных территориях был перенесён на события Второй Мировой войны.
          1. +3
            11 сентября 2022 16:15
            литературы разной много и про западный и про восточный и про ситуацию в побеждённой Германии и про остальных участников ... всё дело в кругозоре
            НО я не об этом ... дело не в том кого воспитали Юнгер и его поколение ... Дело в ином ... европейский капитализм унизив Германию и доведя это глумление до предела ... одновременно зарабатывающий бабло на становлении промышленности и привели к ВТВ ... а уж начиная с Мюнхенского сговора поход на Восток стал возможен ... так что дело не столько в Юнгерах сколько как всегда в глобальном капитале ... передел колоний рынков и прочее ... а жестокость абсолютно соответствовала их уровню развития и если так можно сказать "культуры"
  9. 0
    11 сентября 2022 21:34
    Произведение Юнгера не плохо бы прочитать тем, кто интересуется ПМВ. Масса мелочей описывающих жизнь немецких солдат. От быта до ведения боевых действий. А потом, например, сходить в музей Первой мировой войны. Более интересным станет изучение экспозиции. Это один аспект.
    Другой. Гитлер настоятельно рекомендовал читать Юнгера и отрицательно относился к Ремарку. Были попытки найти у Ремарка еврейские корни, но не удалось. Те чтоб понять откуда возникает фашизм, его начальные проявления и пропаганду стОит полистать книги этого писателя.
    1. +1
      12 сентября 2022 09:05
      А еще Гитлер читал Ницше, любил оперы Вагнера и считал Шопенгауэра своим учителем. Это, по вашему мнению, означает, что все они были фашисты или нацисты? Конечно, нет. В данном конкретном произведении Юнгера (а здесь мы обсуждаем его) никакого "фашизма" не наблюдается.
      1. +1
        12 сентября 2022 21:54
        Вы прямо ловкий манипулятор. Придумали глупость, которую я не писал и мощно её разбили. Браво.
        Вы несомненно знаете, что при вступлении Гитлера в партию он взял на себя должность пропагандиста. Он начал формировать образ превосходства немецкой нации над другими. В фундамент заложил добротный материал - великая музыка, глубокая литература, мощнейшая наука и промышленность, невероятное мужество и стойкость солдат (тут пригодился Юнгер). Следующий шаг - немцы не просто великие, а величайшие, недостижимые другими . Почему им не лучше всех а хуже - виноваты враги *(...список врагов). Что делать - уничтожить этих врагов и силой взять то, что должно немцам принадлежать по праву. Причем каждый шаг с некоторой натяжкой логичен. Парадокс в первом шаге. Если согласишься с ним, далее дело правильного воздействия на слушателя.
        Сравните с ситуацией на Украине. От реальных свершений к древним украм.
  10. 0
    18 сентября 2022 18:02
    " Еще на пути к Мори я ощущал дыхание смерти, теперь ее рука держала меня совершенно явственно и грозно"--вообще-то это матерое язычество и скорее всего оберег с частицей праха жертвы во имя моры\мары\маряны и отводил ея хладную руку от эрни
  11. 0
    28 октября 2022 01:31
    В 7 привет из Аргентины.
    Хотелось бы, с моей скромной стороны, предложить в7 вам немецкий фильм "Мост" .
    В сети есть две версии, посмотрите обе.