Вооружения бомбардировщиков-ракетоносцев Xian H-6

25
Вооружения бомбардировщиков-ракетоносцев Xian H-6
Бомбардировщик H-6A - одна из ранних модификаций. Фото Wikimedia Commons


Дальний бомбардировщик Xian H-6 поступил на вооружение военно-воздушных сил и морской авиации НОАК в начале шестидесятых годов и до сих пор остается в строю. Столь длительные сроки службы были получены за счет регулярных модернизаций и создания новых модификаций. В частности, по мере развития, бомбардировщик получал то или иное новое оружие. Благодаря этому современный флот H-6 способен применять широкую номенклатуру ракетных вооружений разного назначения.



В процессе развития


Китайский бомбардировщик H-6 первой версии представлял собой лицензионный вариант советского Ту-16. Он совершил свой первый полет в 1959 г., и в начале шестидесятых поступил на вооружение ВВС и ВМС. В первой модификации это был бомбовоз, вооруженный конвенциональными боеприпасами. В дальнейшем на его базе создали носитель ядерных бомб, самолет-заправщик и т.д.

В восьмидесятых годах китайские авиастроители начали разрабатывать новые модификации H-6 с ракетным вооружением для нанесения ударов по наземным и надводным целям. Это направление развивается до сих пор и давно является основным. Последовательно разрабатывались различные варианты ракетоносцев, отличавшиеся составом оборудования, списком совместимого вооружения, тактико-техническими характеристиками и боевыми возможностями.


Современный H-6K с шестью подкрыльевыми пилонами. Фото Chinamil.com.cn

В связи с очевидными преимуществами более новые модификации H-6 с ракетным вооружением постепенно вытеснили обычные бомбардировщики. В настоящее время на вооружении ВВС и ВМС НОАК имеются только ракетоносцы этого семейства, построенные по нескольким модификациям. Их применение обеспечивается самолетами-заправщиками, разведчиками, постановщиками помех и т.д. на той же воздушной платформе.

Согласно справочнику The Military Balance 2022, сейчас в ВВС НОАК имеется семь бомбардировочных полков на самолетах H-6 разных модификаций и осуществляется формирование и дооснащение новой бригады. Также имеются учебные подразделения с бомбардировщиками старых версий. Морская авиация располагает всего двумя полками H-6.

Общее число самолетов H-6 может превышать 215-220 ед. Самыми многочисленными являются самолеты модификации H-6K – в ВВС служит ок. 100 ед. У ВМС имеется 18-20 аналогичных H-6J, адаптированных к полетам над морем. В ВВС остается ок. 60 более старых H-6H, постепенно модернизируемых до состояния H-6M. У ВМС имеется до 25-30 неновых H-6G, которые в будущем заменят самолетами версии «J». Для ВВС малой серией строятся новейшие H-6N. Кроме того, в учебных целях используется 10-12 старых бомбардировщиков H-6A.

По наземным целям


Бомбардировщики H-6 из состава ВВС и ВМС НОАК способны поражать наземные объекты противника. Целями для них являются неподвижные сооружения, скопления войск и т.д. Координаты цели могут быть известны заранее или установлены в полете, в т.ч. после сброса оружия. Для решения таких задач предлагается использовать в основном управляемые ракеты разных типов.


H-6K парой ракет CJ-10 или CJ-20 (в центре) и двумя изделиями "Хунняо"

По известным данным, одним из основных вооружений «воздух-земля» для H-6 являются дозвуковые крылатые ракеты воздушного базирования серии «Хунняо», поступающие на вооружение с конца девяностых годов. Известно о существовании трех ракет семейства с разными характеристиками. Все ракеты Hongniao оснащаются турбореактивным двигателем и имеют наведение на основе спутниковой и инерциальной навигации. Существуют конвенциональные и ядерные модификации. Самая первая ракета серии, HN-1, имела дальность полета до 600 км, а для HN-3 этот параметр превысил 1200-1500 км.

В двухтысячных годах началось развертывание более совершенных дозвуковых КРВБ CJ-10K. Такое оружие могло применяться последней модификацией бомбардировщика H-6K и должно было доставлять обычную или ядерную БЧ на дальность до 1500 км. Позже появилась ракета «Чанцзянь-20» с дальностью не менее 2 тыс.км.

Несколько лет назад стало известно, что Китай разрабатывает аэробаллистическую модификацию ракеты «Дунфэн-21». Дальность такого изделия достигнет 3 тыс.км. Им планируется вооружить самолеты последней модификации H-6N.

Для поражения целей в радиусе десятков километров самолеты H-6 могут применять управляемые авиабомбы. Сообщается о совместимости такого бомбардировщика с современным семейством бомб LT PGB. В него входит несколько изделий калибром до 1000 кг с полуактивным лазерным наведением или спутниковой / инерциальной навигацией.


Противокорабельная ракета KD-88 на фоне совместимой береговой пусковой установки. Фото Wikimedia Commons

В зависимости от модификации, бомбардировщики-ракетоносцы H-6 способны нести по несколько ракет или бомб. Так, на более раннем H-6H имелось лишь две подкрыльевые точки для крупногабаритных ракет или балочных держателей под бомбы, а в модификациях «K» и «M» их количество доведено до 4-6. В проекте H-6N переделали конструкцию днища фюзеляжа и грузоотсека, в результате чего самолет может перевозить крупногабаритную ракету DF-21 в полуутопленном положении.

Противокорабельное вооружение


Для поражения подвижных надводных целей предназначается ряд противокорабельных ракет. Нести их могут все ракетоносные модификации H-6. Соответственно, бороться с кораблями противника могут и ВВС, и ВМС. При этом из-за наличия на вооружении разных модификаций самолетов возможности двух родов войск незначительно отличаются.

Одной из самых старых ПКР на вооружении является «Инцзи-63». Это глубоко модернизированная версия более старого изделия «Шанъю» – китайской версии советской ПКР П-15. В ходе переработки была изменена конструкция и внедрены новые приборы. Дальность полета выросла до 200 км.


ПКР YJ-12 на подкрыльевом узле. Фото Globalsecurity.org

В тот же период была разработана и принята на вооружение ПКР «Кунди-88». Это сверхзвуковая ракета с прямоточным двигателем и радиолокационным наведением. Дальность полета достигала 200 км. Поражение цели производилось за счет полубронебойной БЧ массой 165 кг и скорости порядка 3,5 М.

В начале десятых стало известно об испытаниях и/или освоении ПКР типа «Инцзи-12». В техническом отношении она похожа на предыдущую KD-88, однако отличается увеличенными размерами и массой, а также несет более тяжелую 500-кг боевую часть. При запуске с воздушной платформы обеспечена дальность полета до 350-400 км. Скорость выросла до 3,5-4 М.

В ходе развития крылатой ракеты CJ-10 было создано изделие YJ-100. Эта ПКР имеет дозвуковую скорость и летит на 800 км. К цели доставляется 500-кг боевая часть. Тип наведения неизвестен. Вероятно, применяется комбинация навигационных систем и некой ГСН.

В контексте создания аэробаллистической версии ракеты DF-21 появлялись сообщения о возможности аналогичной переработки ПКР берегового комплекса DF-21D. Если работы в этом направлении действительно ведутся, их результат могут официально показать в обозримом будущем.


Разные варианты боевой нагрузки для H-6K. Сверху вниз: 4 ракеты YJ-63; 6 ракет YJ-12; 6 КРВБ типа CJ-10/20; 6 изделий KD-88. Графика Globalsecurity.org

Как и «сухопутные» бомбардировщики, H-6 морской авиации несут ракеты только на внешней подвеске. С точки зрения боевой нагрузки и способов размещения вооружения они не отличаются от самолетов H-6H/M/K. В зависимости от назначенного боекомплекта, ракетоносец может взять на борт не менее 4-6 ракет. Изделия меньшего размера, такие как KD-88, могут подвешиваться на один пилон попарно.

Вооружение и модернизация


Бомбардировщик-ракетоносец Xian H-6 отличается большим возрастом, и его конструкция давно морально устарела. Несмотря на все модернизации и переделки, внедрение новых двигателей и аппаратуры, такой самолет уже нельзя считать современной и удобной платформой. По тактико-техническим характеристикам он уступает зарубежной технике своего класса, а эксплуатация и применение сталкиваются с определенными ограничениями.

Тем не менее, НОАК и авиационная промышленность Китая продолжают развивать семейство самолетов H-6 и получать максимально возможные результаты. Одним из способов такого развития является регулярная и своевременная модернизация комплекса вооружения и сопутствующих систем. Практически постоянно создаются и внедряются новые приборы и образцы оружия.

По всей видимости, командование ВВС и ВМС НОАК считает такой подход правильным и целесообразным, а также не планирует отказываться от него. Это означает, что бомбардировщики H-6 актуальных модификаций будут сохранять широкую номенклатуру управляемых ракетных и бомбовых вооружений, а в обозримом будущем получат изделия нового поколения. В итоге боевые качества устаревшего бомбардировщика, несмотря на все объективные ограничения, будут оставаться на приемлемом уровне.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    12 сентября 2022 05:47
    Помню в 1967-1969 г. г. у нас на аэродроме в Завитинске помимо нашего полка ВТА базировался еще полк *дальников* на ТУ-16. Не помню точно в каком году они стали летать с макетами ракет под плоскостями. Ракеты были очень похожи на МИГ- 15. И вот где то в 1969 году, может и в 1968, пара ТУ-16 улетела с боевыми ракетами с пуском в океане. Когда они прилетели, их встречали с оркестром и поздравлениями!!! По словам, пуски были произведены со 100 км одним бортом, и со 120 км - вторым! Обе ракеты точно в морскую цель! Все это торжество советской науки и советских ВВС отпечаталось в моей памяти наверно навечно! good drinks
    1. +1
      12 сентября 2022 07:50
      В эпоху сверх точных ударных средств, носитель имеет вторичную функцию. Американцы вешают уже ПКР на свои БПЛА.
      1. -4
        12 сентября 2022 15:47
        наши собираются на бомбардировщики новой постройки Ту-160М
        ставить комплекс самообороны с ракетами Воздух-Воздух - вот это реальная тема
        даже если поставят до 16 ракет, звено из 2-х Ту-160М смогут поразить 32 цели
        если по 4 ракеты AIM-120 то это до 8 истребителей НАТО
        а если 2 Ту-160М прикрывают 4 истребителя Су-35С то еще минус 16 истребителей
        мимо пролетали Лебеди и уничтожили 2 эскадрильи (-24)
      2. 0
        12 сентября 2022 19:20
        Цитата: Гражданский
        В эпоху сверх точных ударных средств, носитель имеет вторичную функцию. Американцы вешают уже ПКР на свои БПЛА.

        У китайцев проблемы с дальностью поражения целей. Вопрос наверняка в двигателях ракет.
        А что за двигатели у них сейчас на их Xian H-6 интересно ?
        1. +1
          12 сентября 2022 21:25
          Писали, что лицензионный вариант Д-30.
    2. +8
      12 сентября 2022 10:21
      Ракеты были очень похожи на МИГ- 15
      видимо "Комета"

      от тут подробнее - https://topwar.ru/164986-protivokorabelnaja-raketa-ks-1-kometa-pervaja-v-svoem-rode.html hi
      1. +3
        12 сентября 2022 11:08
        Да-да, именно такие! Но нам никто и не говорил названия, тем более, что я и служил то в ВТА.
      2. Комментарий был удален.
    3. 0
      14 сентября 2022 00:34
      на аэродроме в Завитинске помимо нашего полка ВТА базировался еще полк *дальников* на ТУ-16. Не помню точно в каком году они стали летать с макетами ракет под плоскостями. Ракеты были очень похожи на МИГ- 15
      Это первые советские ПКР КС-1 "Комета". Изначально , в период испытаний , носителем были самолёты Ту-4К. Впоследствии , в качестве носителя "Комет", создали модификацию Ту-16 - Ту-16КС. Именно Ту-16КС, с их штатным вооружением вы и видели... КС-1 "Комета" длительное время (до принятия на вооружение) испытывались в Крыму. Причём первые прототипы были пилотируемыми, для отладки системы наведения.... Именно такой опытный образец КС-1 , с пилотской кабиной, можно увидеть в тех краях..., установленной на пьедестале в посёлке Кача (Севастополь), где я частенько бываю... Вот он
  2. +4
    12 сентября 2022 10:21
    Вот, что значит, создать удачный планер и придумать нужный типоразмер самолета....
  3. +2
    12 сентября 2022 10:57
    У автора заметны рост потому что ПМСМ он копирует стиль Сергея Линника (Bongo). Но есть куда расти smile
    А у машины хороший потенциал модернизации оказался. Любопытно, что тяжелые самолеты "переходного" (с поршневых на реактивных двигателей) периода оказались долгожителями - Ту-95, В-52.
    1. +2
      12 сентября 2022 15:37
      да ту-95 до сих пор великолепная,высоконадежная машина, новые рэо и ракеты и опять за угол
  4. +1
    12 сентября 2022 11:01
    помнится, что у Ту-16 была проблема с плоским штопором, интересно, китайцы решили?
    1. 0
      12 сентября 2022 12:20
      А зачем вообще выводить такую машину на режим сваливания в штопор?
      1. +1
        12 сентября 2022 13:23
        зачем-то же они падали? я не летчик, я техник
        1. 0
          12 сентября 2022 13:34
          Так падают и самолёты с отличными ЛТХ, а бомберу пилотаж не нужен.
    2. 0
      12 сентября 2022 15:40
      роман, думаю врядли аэродинамическая конструкция осталась прежней, разьве что увеличена механизация крыла, у ту-154 это болезнь при больших углах атаки(про 134 не читал не знаю)
      1. 0
        12 сентября 2022 16:15
        спасибо! hi а электроникой можно решить? запретами на закритические углы атаки?
        1. 0
          12 сентября 2022 16:24
          Можно, но всегда есть вероятность получить MCAS как на В-737-Мах
        2. 0
          12 сентября 2022 16:38
          роман, там в этих ситуациях электронику блокируют и вступает его величество человеческий фактор, как пример экипаж ту-154 попытался преодолеть грозовой фронт сверху(экономия топлива) опытный экипаж, все плоский штопор,с11000 не выживает никто
  5. +1
    12 сентября 2022 18:33
    Молодцы китайцы, не то что мы, в 90-е были готовы пустить в утиль ВСЕ! Лишь бы ы по плечу похлопали.
    Конечно, у нас был Ту-22М... Но сегодня Ту-16 с подвеской тех же "Ониксов" в количестве 4-8 штук, мог бы стать серьёзной головной болью ВМС ов. Пара "тушек" могла бы дать залп 8-16-ю ракетами с 300 км, не входя в зону ПВО. Разве что авианосец с его палубной авиацией мог их перехватить до рубежа пуска ракет.
    1. +1
      13 сентября 2022 09:49
      Цитата: ТанкоистребительСУ-100
      Конечно, у нас был Ту-22М... Но сегодня Ту-16 с подвеской тех же "Ониксов" в количестве 4-8 штук, мог бы стать серьёзной головной болью ВМС ов.

      Для этого "шестнадцатым" нужно было пережить "армейское самофинансирование" девяностых. И выжить в собственном ВМФ, для которого МА была, есть и будет нелюбимой падчерицей. Когда МРА передавали в ДА, то из могучей на бумаге морской ракетоносной удалось набрать живых машин с экипажами всего на пару эскадрилий.
  6. +1
    13 сентября 2022 00:32
    "такой самолет уже нельзя считать современной и удобной платформой" - это чего значит?
    самолет серийный, то есть он очень удобный в эксплуатации
    самолет выпускается сейчас, то есть он НОВЫЙ
    не говоря о том, что вся авионика на нем современная - она дешевле старой, поэтому давно обновлена
    платформа удобна настолько, насколько эффективно произведение оружия на тактику его применения
    думаю, что количество этих самолетов обуславливает качество их применения
    "закон перехода количества в качество"
    так что нефиг глумиться над китайцами
    я думаю только об одном
    Россия не будет целью для этих "несовременных и неудобных платформ"? и у России есть средство ГАРАНТИРОВАННОГО противодействия? или достаточно просто об этом помалкивать...
  7. +2
    13 сентября 2022 11:25
    Ну пора Китаю передать Ту-22М3, пусть развиваются, иначе Китаю хана от ов...
  8. 0
    17 октября 2022 11:37
    Молодцы китайцы советскую технику на базе Ту 16 ,Ан 12 и Ан 24 используют на всю катушку. А у нас замены ни Ан 12 и Ан 24 так ничего не выпускают ,мозгов хватает на распил бюджета .Надо было серпом по яйцам ,молотком по виску по нашим эффективным менеджерам.
    1. 0
      27 октября 2022 04:58
      Китайцы Ан12 ремоторизировали, не говоря уже о БРЭО. Там только планер от Ан12 остался

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»