Военное обозрение

Знаковый саммит ШОС 2022 и Евразийский союз: контуры будущего и пределы совместимости

32
Знаковый саммит ШОС 2022 и Евразийский союз: контуры будущего и пределы совместимости

15-16 сентября в Самарканде пройдёт очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который станет не только первым за несколько лет мероприятием, проводимом в очном, а не видеоформате, но и самым представительным. На данный момент из тех международных структур (и при этом комплиментарных к нашей стране), в которые на сегодняшний день входит Россия, ШОС является, пожалуй, наиболее перспективной и работоспособной. ОДКБ и ЕАЭС – это внутренние евразийские организации, которые, очевидно, выполняют едва ли не половину планировавшихся по их линии задач. БРИКС же создавался и функционирует как прямой конкурент формату G-7.


ШОС сейчас является своеобразным прообразом экономико-политического НАТО восточного полушария. С одной стороны, это не военный и даже не традиционный военно-политический союз. С другой, уставный перечень решаемых задач у ШОС гораздо шире «просто» экономических вопросов. В частности, согласно Шанхайской конвенции в сферу вопросов ШОС входит и «борьба с сепаратизмом», а это весьма заметный и чувствительный «нюанс», ведь под эгидой ШОС происходят и структурное взаимодействие, и даже аналоги «слаживания» выделяемых подразделений и совместных учений.

Специфика ШОС также заключается в том, что она создавалась как нечто среднее между нынешними ОДКБ и ЕАЭС, только в формате ОДКБ+Китай и ЕАЭС+Китай, ведь первоначальными участниками были государства Средней Азии (кроме Туркмении), Россия и Китай. Наличие в данной конструкции Китая придавало, с одной стороны, вес и масштаб, а с другой, создавало своеобразную конкуренцию с нашими евразийскими структурами, поскольку было очевидно, что финансово, логистически и в плане обеспечения безопасности полноценно выстроить устойчивый рынок без Китая не получалось.

Зато получилось многое другое — наладить взаимодействие в рамках крупной региональной структуры (именно структуры, а не аналога «совещательной комнаты») между такими «природными» антагонистами, как Индия и Китай, Индия и Пакистан, и это в условиях периодически обострявшихся пограничных споров и даже прямых столкновений. Во многом это связано с последовательной политикой Китая в рамках реализации концепции «Один пояс — один путь», пусть и осуществлённой только отдельными блоками и частями на практике.

В сентябре в Самарканде планируется рассмотрение беспрецедентного по количеству списка желающих присоединиться к ШОС и утверждение новых государств в разных диалоговых статусах. Одно перечисление может занять несколько строк: Белоруссия, Иран, Египет, Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия, ОАЭ, Сирия, Армения и Азербайджан, Мальдивы, Камбоджа, Мьянма, Непал. Здесь показательны уже такие связки будущих партнёров, как ближневосточные монархии и Сирия (которая, кстати, пока так и не восстановлена в ЛАГ) — прямые военные противники в недавнем прошлом, Иран и Саудовская Аравия, Армения и Азербайджан. Для того чтобы «восточный экономический кластер» замкнулся, не хватает роста статуса Турции, Вьетнама, Монголии и Ирака, а также многострадального Афганистана, хотя сами по себе промежуточный статус все они в ШОС так или иначе имеют. Много это или мало? Это 60 % мировой экономики и 80 % численности населения, а ещё 62 % имеющегося сырья. То есть этот «восточный экономический кластер» имеет даже потенциал самодостаточности.

Понятное дело, что речь не идёт о том, что подобное партнёрство быстро оформится в некое единое экономическое пространство от Пекина до Каира. Да и сами участники не ставят перед собой этой пока иллюзорной цели. Сегодня ШОС это не блоковый противовес коллективному Западу, а альтернатива самой модели, предлагаемой этим коллективным Западом в качестве эталона. Важность такого взаимодействия тем сложнее переоценивать, чем дальше деградируют структуры и диалоговые площадки ООН.

Даже невооружённым взглядом видно, что без серьёзных реформ Совет безопасности и Генассамблея ООН, да и сами комитеты и организации под управлением Секретариата, не могут полноценно исполнять свои функции, поскольку, по сути дела, просто на корню выкуплены атлантистами. ВОЗ доказала несостоятельность в процессе борьбы с «пандемией», ОЗХО в Сирии, даже МАГАТЭ фактически расписывается в беспомощности и ангажированности. А как тому же Ирану вести диалог по «ядерной сделке» со структурой, которая де-факто допускает возможность реальной ядерной катастрофы на Запорожской АЭС? О реформах ООН говорится уже на протяжении десяти последних лет, но никакого консенсуса здесь достигнуть невозможно в принципе, поскольку сами учредители являются полными антагонистами без возможности эту ситуацию исправить (да и желания). Итог ООН будет закономерен и предсказуем — Лига Наций 2.0.

И вот ровно под такой печальный, но закономерный итог и требуется некое объединение государств, которые разделяют адекватные, даже, скажем, традиционные взгляды на такие понятия, как «мир», «война», «торговля», «договор», потому что предлагаемый сегодня Западом во имя «борьбы с русским злом» тезис: «война — это мир, мир — это война», абсурден. Соответственно, чем больше государств в ближайшее время соединится в рамках одной площадки, тем больше шансов на то, что при необходимости в достаточно короткие сроки будет сформирована альтернатива. Ведь после того как США окончательно сделают работу в СБ ООН и патронируемых ООН организациях невозможной для России, это остановит фактически работу и ООН в целом, опять-таки в силу специфики Устава.

То, что по словам С. Лаврова, «сегодня из желающих присоединиться к ШОС выстроилась очередь», для коллективного Запада с его почти религиозной повесткой, дикторской по стилю и во многом абсурдной на практике, является тревожным сигналом. Спрос на товары и услуги со стороны «западного кластера» падает, уровень жизни снижается, культурный обмен начинает вызывать в мире оторопь, а непрофессионализм управленческого аппарата заставляет сомневаться в перспективах поддержания даже относительного паритета с кластером восточным. Нет в свою очередь никаких сомнений в том, что по итогам саммита 15-16 сентября ШОС выступит в том или ином виде (отдельным заявлением или в рамках общего документа) с осуждением политики односторонних санкций и выстраивания искусственных барьеров в торговой логистике, а это, учитывая совокупный масштаб экономики участников, фактически официально задекларирует тезис о бесперспективности западных ограничений.

В отличие от всех предыдущих совещаний ШОС, и это отличие показательное, значимое, Китай идёт на него не просто как «экономический партнёр», а буквально как экономический союзник. До этого момента Китай старался избегать тезисов, высказанных членом Политбюро КПК Ли Чжаньшу:

«Китай с полным пониманием относится ко всем мерам, принимаемым Россией для защиты своих интересов в ситуации на Украине и оказывает содействие.»

А также:

«Россия и Китай буду совместно бороться с экспансией Североатлантического альянса и «двойным сдерживанием» Москвы и Пекина.»

Такой предельной конкретики из уст первых лиц Китая ещё не звучало ни разу, тем более за неделю перед встречей уровня ШОС, и здесь во многом поблагодарить за энтузиазм следует дружную команду Н. Пелоси. И это означает, что, по крайней мере, на санкционном треке Кремль в забеге пока выигрывает.

Экстатическая зацикленность на борьбе с русской угрозой мешает Западу на практике реализовать даже те преимущества, которые имелись в рамках традиционных схем. Ближний Восток не хочет производить больше нефти, по сути дела, «в кредит», бурить скважины под возможное гипотетическое потребление. То, что раньше решалось на словах, сегодня требуют закрепить на бумаге тем самым пресловутым «бери или плати». Возможность раскачивать дальше Афганистан осложняется тем, что Пакистан недавно пережил натуральную природную катастрофу (широкомасштабное наводнение), не помогать купировать последствия которого чревато политическими последствиями, а механизмов такого рода у США и в целом Запада пока нет. Зато в рамках ШОС для Пакистана такие механизмы сформировать проще, быстрее и надёжнее. Кто первым такой механизм запустит, тот серьёзно повлияет на мутные афганские схемы, которые реализуют сегодня в регионе Штаты.

Сильная сторона ШОС заключается в его изначальной нацеленности на работу по очень широкому спектру вопросов в рамках организационной структуры и соответствующего системного подхода. В частности, некоторое время взаимодействие в банковской сфере казалось больше номинальным, но структура и нормы начинают работать как база, когда возникла срочная потребность в реальной торговле в региональных валютах. Возникает, к примеру, вопрос – как технически проводить и учитывать операции, как подключить систему банковского обмена информацией при проблемах СВИФТ, сквозной учёт цифровой документации? Можно обратиться к механизмам Межбанковского объединения ШОС. Борьба с афганским наркотрафиком, решения по продовольственной помощи и её логистике, как взаимодействовать при пандемии? Есть структурные решения в виде Советов Министров и совещаний руководителей ведомств. Собственно, во многом перечень тех задач, перед которыми пасуют саботирующие работу департаменты и организации ООН.

Для России тактически всемерное усиление ШОС это благо и возможность сброса санкционного напряжения, политическое и даже техническое прикрытие каналов поставки необходимых товаров и переориентации экспорта. Также ШОС это важный (если не центральный) механизм обеспечения региональной безопасности на афганском направлении. Однако при всех несомненных достоинствах, у развития ШОС есть свои «узкие места». Речь идёт о том, что дальнейшее экономическое развитие участников в рамках нынешнего ШОС будет постепенно ослаблять ЕАЭС и ОДКБ. Да, ШОС это не военная организация, но она нацелена обеспечивать условия для диалога и экономической стабильности. Да, ШОС это не единый рынок товаров, услуг и рабочей силы, по крайней мере пока, однако это облегчение доступа к крупным проектам и кредитам, сфера, которую в рамках ЕАЭС не удалось развить и в более «тучные» времена.

В какой-то момент нам придётся либо предлагать соседям кратное увеличение совместных проектов и, что немаловажно, обеспечение серьёзного долевого участия в них среднеазиатских элит, а также собственно наш российский вариант кредитования, наполнив ЕАЭС общими производствами, либо переложить эти функции на развивающиеся кредитные и проектные механизмы ШОС.

Первый вариант связан с кропотливой работой в регионе, а также очевидными затратами, но в будущем поможет сформировать на месте ЕАЭС тот экономический блок, совокупный потенциал которого можно будет положить как долю в акционерном обществе восточного кластера, адекватно выступая на фоне Китая и Индии. Ведь это сегодня все хотят «партнёрства», поскольку грести от экономического кризиса и западной политики надо совместно. А в будущем неизбежно мы с партнёрами так или иначе вступим в конкуренцию, в которой лучше работать одним блоком с соседями, чем порознь.

Второй вариант снижает затраты, избавляет от необходимости сосредотачиваться на «среднеазиатском треке», задействовать людские ресурсы, насыщая специалистами представительства и вообще как-то особо «делиться» проектами и доходами с элитами Средней Азии. Ценой этого будет то, что Россия будет выступать в конкуренции с мощными экономиками в качестве просто «одного из крупных региональных государств». Это не самый лучший выбор, на взгляд автора, но, видимо, состояние дел на нашем западном фланге, текущий управленческий потенциал и раскол в этих самых элитах таковы, что идти на реализацию сложных и долгосрочных мероприятий в Средней Азии власть попросту не считает возможным.
Автор:
32 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Гражданский
    Гражданский 12 сентября 2022 11:09
    +9
    Дорогой автор, безусловно данный саммит важный форум, но не надо надеется на КНР. Неужели непонятно, никто не будет жертвовать своим благополучием.
    1. nikolaevskiy78
      12 сентября 2022 13:25
      +4
      Самое важное в этом формате не "надежда на КНР", а постепенное формирование площадки как альтернативы структурам ООН. Здесь синергия очень многих игроков и этой синергией надо всемерно пользоваться. Очень жаль, что к этому саммиту мы подходим со шлейфом харьковских событий, но жить надо и работать на этом направлении надо
      1. Гражданский
        Гражданский 12 сентября 2022 14:24
        +4
        Цитата: nikolaevskiy78
        Самое важное в этом формате не "надежда на КНР", а постепенное формирование площадки как альтернативы структурам ООН. Здесь синергия очень многих игроков и этой синергией надо всемерно пользоваться. Очень жаль, что к этому саммиту мы подходим со шлейфом харьковских событий, но жить надо и работать на этом направлении надо

        Слабых и бедных не уважают.
        1. nikolaevskiy78
          12 сентября 2022 14:27
          +3
          Да, украинская "перегруппировка" плюсов к нашим позициям не добавила.
  2. Егоза
    Егоза 12 сентября 2022 11:12
    +8
    Все хотят в ШОС! А сколько из них в спину нож воткнут при случае?
    1. роман66
      роман66 12 сентября 2022 11:31
      +6
      как только.. это же такая старая тема в бизнесе
    2. антивирус
      антивирус 12 сентября 2022 14:21
      +2
      Не больше чем в оон и тп организаций из середины 20века
  3. Pharmacist
    Pharmacist 12 сентября 2022 11:19
    +3
    Цитата: Егоза
    Все хотят в ШОС! А сколько из них в спину нож воткнут при случае?

    При определённом раскладе это могут сделать все. Среди стран (а не людей) все друзья только закадычные - держут друг друга за кадык...
  4. iouris
    iouris 12 сентября 2022 11:36
    +2
    Совместимость должна быть не в идеологии, а в экономике и социальной сфере. Идеология отражает коренные интересы "национальной" буржуазии.
  5. t200404
    t200404 12 сентября 2022 11:43
    -1
    Если кому сейчас и интересна РФ то только как поставщик дешевых ресурсов . В остальном 0 .
    1. Aleksandr21
      Aleksandr21 12 сентября 2022 12:15
      +2
      Цитата: t200404
      Если кому сейчас и интересна РФ то только как поставщик дешевых ресурсов . В остальном 0 .


      Вы не правы, Россия интересна очень многим... к примеру рынок сбыта - 146 млн человек, тем более после ухода западных компании образовались ниши на которых будут рады видеть товары из Китая, Индии, Индонезии и стран членов ШОС + Ближнего Востока, Азии. Далее у России есть очень много интересных разработок, которых нет у стран ШОС (за исключением КНР), в области информационных технологии, ПО и т.д. те же Яндекс, VK, Касперский и иные технологические компании могут выйти на рынки членов ШОС и предложить альтернативу Западным продуктам, даже если львиная доля будет у компании из Китая то и нам хватит. чтобы занять свою нишу... авиастроение - тоже имеет неплохие шансы застолбить место, если начнётся разделение на блоки (Запад) - (Восток), атомная энергетика (строительство АЭС) и т.д. но основной интерес это конечно продукты питания, зерновые, сырье, энергоресурсы - для стран членов ШОС.
      1. t200404
        t200404 12 сентября 2022 12:44
        -1
        Да я понимаю ,но поверьте по статистике покупательская спосоность уже снизилась на 25 проц и видимо будет еще падать . Технологии конечно продаются но их себе стоимость намного ниже чем конечного продукта . Если Вы вели переговоры с партнерами с востока то знаете они что-то покупают у успешных людей , а с этим у нас сейчас не все в порядке ((
      2. t200404
        t200404 12 сентября 2022 12:46
        -2
        Вопрос любой экономики не что Вы будете покупать а что будете продавать .
        1. aybolyt678
          aybolyt678 12 сентября 2022 13:49
          +3
          Цитата: t200404
          Вопрос любой экономики не что Вы будете покупать а что будете продавать .

          а я думал что важнее - что производить?
          1. t200404
            t200404 12 сентября 2022 15:51
            -5
            ВЫ можете производить деревянный айфон , да производите но кроме вас его никто не купит , а все кто сможет купят обычный . Если же ваш товар имеет спрос на внешних рынках значит он более / менее конкурентен .
            1. aybolyt678
              aybolyt678 13 сентября 2022 08:21
              -1
              Цитата: t200404
              ВЫ можете производить деревянный айфон

              ваш ответ можно назвать передергиванием смыслов, или лингвистическими извращениями, но не элементарными экономическими знаниями.
              1. t200404
                t200404 13 сентября 2022 14:55
                -2
                Естественно деревянный айфон это метафора , если ваши знания лучше рад за вас
                1. aybolyt678
                  aybolyt678 14 сентября 2022 07:51
                  0
                  Цитата: t200404
                  Естественно деревянный айфон

                  не важно из каких сортов дерева или алмазов будет айфон smile . Главное что бы он был собственного производства, своими специалистами.... именно этим вы могли подтвердить свою точку зрения что важнее продавать.
                  1. t200404
                    t200404 14 сентября 2022 08:02
                    -2
                    Продавать вне своего рынка . В ссср делали вообще все , но когда он почил выяснилось что кроме сырья производимое мало кому в мире интересно ( конечно присутствовало и политическая состовляющая ) . Это не только нас касается , золотой миллиард потерял 50 % промышленности , перенеся ее в азию
                    1. aybolyt678
                      aybolyt678 14 сентября 2022 10:29
                      0
                      отставание СССР началось только с 1978 года. Отставали мы в роскоши и развлечениях. Технический уровень производства ширпотреба был вчерашним от мирового. Но это был уровень!
                      Цитата: t200404
                      золотой миллиард потерял 50 % промышленности , перенеся ее в азию

                      Тем не менее подготовка технологов высокого уровня и станки для производства станков пока еще на Западе.
                      СССР это 4% жителей планеты Земля. США - 10%, плюс Европа и Япония. США и Европа давно создавали условия для въезда лучших. Кроме того отсутствие войн это тоже почва.
                      Цитата: t200404
                      когда он почил

                      он не сам умер, его убили, или точнее опоили, отравили. Система подготовки и отбора Элиты отсутствовала.
                      А внутренний рынок это тоже рынок. Развивая внешний можно упустить свой. Балансы нужно искать.
      3. nikvic46
        nikvic46 12 сентября 2022 12:47
        -1
        Александр.К сожалению, все информационные ПО зависят от одного господина-Майкрасофта. Будь у нас своя сеть,другое дело.
        1. Aleksandr21
          Aleksandr21 12 сентября 2022 13:02
          +4
          Ну не всё так плохо, свое ПО мы всё таки разрабатываем, а после событий 2022 года дело должно пойти быстрее... конечно нашим разработчикам приходиться зачастую использовать зарубежные инструменты для создания готового продукта, но всё таки прогресс медленно но идет).

          Да и зависимость от американского ПО явно напрягает Восточный блок, и с этим будут что-то делать в долгосрочной перспективе....
  6. nikvic46
    nikvic46 12 сентября 2022 12:43
    +3
    Понятно,что в БРИКС,в ШОС каждый заботится о своей выгоде,но так построены все мировые организации.Вместе легче выжить.
  7. Ryaruav
    Ryaruav 12 сентября 2022 16:18
    +1
    к сожалению на сегодняшний день все эти международные организации не обладают такой силой как г7 и нато и санкции диктуют не они , а санкции диктуют им
    1. nikolaevskiy78
      12 сентября 2022 18:19
      +1
      Это крайне тенденциозное утверждение. СЕйчас наоборот обсуждается, что формат Жи7 безнадежно устарел. Это хорошо можно проиллюстрировать, когда Жи7 заявила о том, что нефть из России должна продаваться по потолочным ценам, но после этого они не смогли договориться о поставках даже с Катаром. Т..е все эти заявления ушли в трубу. Пока формат Жи20 более рабочий и имеет значение - Семерка это междусобойчик.
  8. Макс1995
    Макс1995 13 сентября 2022 01:00
    -1
    Перемога и неимеетаналоговвмире, вобщем.
    А рядом статьи ,что члены этого ШОС продавали (или продают) оружие украине...
    В добавок экономическе и политические трения меж государствам. в статьях рядом, отсутствие инвестиций у нас из китая, и там, в ШОС - из России...

    Сколько уже пиарили таких ШОСов недавно .2х шолковых путей, инвест-городков и открытых зон, и все подзабыты.....
    Деньги освоены, премии поучены, говые перемоги надо пиарить...
    1. nikolaevskiy78
      13 сентября 2022 15:20
      0
      Вы видимо путаете ШОС с какой-то другой организацией.
      1. Макс1995
        Макс1995 13 сентября 2022 16:05
        0
        Ни, просто сколько пропиарили схожих проектов, помельче, в последние годы.....
        И где они все?
        1. nikolaevskiy78
          13 сентября 2022 17:02
          0
          А у меня про многие эти проекты их "нелегкую судьбу" есть в других материалах. ШОС здесь стоит несколько обиняком, со своими задачами и структурой. Ни один формат не может ШОС заменить или стать альтернативой. Просто всему свое время. Проекты по коридорам и т.п. это несколько из другой серии. Просто разные вещи.
          1. Макс1995
            Макс1995 13 сентября 2022 22:16
            -2
            Спорить не буду. Посто по отдельным участникам много статей про их "многовекторность".. Будет перемога ,не будет - время покажет...
            1. nikolaevskiy78
              13 сентября 2022 22:50
              +1
              До саммита осталось два дня. И соперники эти два дня обязательно используют. Сейчас можно ждать еще одного "сюрприза" на фронте, выхода Армении из ОДКБ и еще чего-нибудь в том же духе. Что-нибудь, наши "дорогие партнеры", обязательно выкинут, не это так другое. Даже Римский Папа и тот в Казахстан прилетел.
  9. Урфин Джус и его деревянные солдаты
    0
    Одно перечисление может занять несколько строк: Белоруссия, Иран, Египет, Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия, ОАЭ, Сирия, Армения и Азербайджан, Мальдивы, Камбоджа, Мьянма, Непал.

    Это нынешний показатель статуса России в мире.