Military Review

Defeat of Rommel's army at the Battle of Alam el-Khalfa

6
Defeat of Rommel's army at the Battle of Alam el-Khalfa
Tankers on tank M3 "Stuart" of the 10th British armored division near Alam el-Khalfa. August 1942



Situation at the front


After the first battle of El Alamein, there was a lull in the North African theater for some time. The German-Italian troops did not have the strength to develop success. The British were rebuilding the army after a heavy defeat and preparing for a counteroffensive.

The British 8th Army, which suffered a heavy defeat at the Battle of Gazala and lost Tobruk, was significantly reinforced at the end of July 1942. Two more armored divisions arrived in Egypt - the 8th and 10th (the 1st and 7th tank divisions had already fought in Africa), armed with Grant and Sherman tanks, 105-mm self-propelled guns. Two more infantry divisions were on the way - the 44th and 51st. The 8th Army received a significant advantage in forces and means over the German-Italian forces in North Africa.

The head of the British government, Churchill, under pressure from the public and the opposition, dissatisfied with the course of the war, visited Cairo in early August 1942 and held a series of meetings with the high command, including the commander in chief in the Middle East, Claude Auchinleck. Then the prime minister conducted an inspection of the 8th Army. As a result, Churchill replaced Auchinleck and other senior commanders. The former commander of British troops in Burma and commander of the 7th Army, Harold George Alexander, was appointed commander in chief. General Gott was appointed commander of the 8th armies, but on August 8 he died when his plane was shot down by the Germans. The army was led by Bernard Montgomery.

Montgomery commanded a division in the French campaign of 1940, covering the withdrawal of troops at Dunkirk. Then he prepared troops in England to repulse the German landing. He fought in Burma, but was appointed commander already in the conditions of the Japanese offensive, when the unprepared British troops were defeated. Montgomery was careful and punctual, prudent and a good organizer. The ambitious general aroused the envy of many senior officers.


British Lieutenant General Montgomery in a plane flying to Egypt. August 1942

8-th Army


The British 8th Army was in position at El Alamein. The 30th Corps (9th Australian, 1st South African and 5th Indian Infantry Divisions, 23rd Armored Brigade) of General Lees occupied positions from the coast to the Ruweisat ridge. On the southern flank defended the 13th Corps of General Horrocks (2nd New Zealand Infantry and 7th Armored Division, the 21st Indian Infantry Brigade was in reserve on the Alam Halfa Ridge). In the rear, in the Nile Delta, was the 10th Corps and the newly arrived 8th and 10th Panzer Divisions, the 44th and 50th Infantry Divisions, which were in the process of replenishment.

Commander-in-Chief Alexander ordered Montgomery to prevent the enemy from moving further east and to prepare troops for the offensive. The new army commander began to prepare defenses on the Alam-Khalfa ridge, which was the most likely place for the next enemy strike. The 13th Corps was also replenished, the army reserves were strengthened. The disposition of the 8th Army was changed. General Wilson, commander of the 9th Army, which was responsible for Syria and Palestine and included the 50th and 51st Infantry, 1st Panzer Divisions, was tasked with defending the Nile Delta. The 10th Corps was transferred to direct subordination to the command of the 8th Army. Two fresh brigades of the 41st division were heading for the Alam-Khalfa ridge. The defense on the ridge was strengthened by dug-in tanks. The armored reserve - the 10th tank division and the 23rd tank brigade (a total of about 400 tanks, 200 anti-tank guns and 16 heavy 240-mm guns), was placed in the rear of the 13th corps.

Also increased anti-tank and wire obstacles, strengthened aviation support. Self-confident and tireless Montgomery, with the help of an active information campaign (attracted journalists, photographers, created something like his personal cult), was able to restore the morale of the army, greatly undermined by recent failures. The general became a "star" among the soldiers: he personally awarded the distinguished soldiers, punished the guilty, and reprimanded the officers.


Light tank M3 "Stuart" of the 10th British armored division on the march near Alam el-Khalfa

Panzer Army "Africa"


The German army was also recovering from heavy previous fighting. Rommel's army receives reinforcements. In August 1942, two infantry regiments were transferred from the "Crete" fortress division to the "Africa" ​​army group. On August 15, 1942, they became the basis for the formation of the 164th Light Infantry Division. They were followed by the elite 1st Chasseur Parachute Brigade with new tanks (more than 90 T-3 and T-4 vehicles with 75-mm guns).

At the end of August, in the Egyptian direction, Rommel had the 15th and 21st tank, 90th and 164th infantry divisions. More than 27 thousand soldiers, about 270 tanks, more than 320 anti-tank and field guns, 47 reconnaissance vehicles and more than 4 trucks. There was also army artillery: 800 thousand people, 7 anti-tank, 85 field guns.

Like Montgomery, Rommel personally oversaw the strengthening of the defense. The German commander planned a new offensive, with the traditional bypass of the British positions on the southern flank in order to encircle the main forces of the 8th Army, and a further throw to Cairo. The start of the offensive was scheduled for the end of August.

The Italian commander-in-chief, Field Marshal Bastiko, tried to solve the main logistical problem: the isolation of the tank army from the main supply bases by 2 thousand km. The Italians were able to increase the capacity of the ports of Tripoli, Benghazi and Tobruk, repaired the Sidi Rezeh-Mersa Matruh-El-Duba railway, and laid new branches. The Italian army was reinforced by several artillery groups, the Falgor parachute brigade, and the Pistola motorized division. The Italians tried to improve the organization and management of their troops, but these measures were clearly too late.


The El Alamein area in August 1942

However, despite the measures taken, the tank army was not in the best condition. There were not enough personnel, tanks and other equipment. Thus, the army had about 270 tanks against about 760 British vehicles. There was an acute shortage of fuel. By August 20, there were 8 thousand tons of fuel, and at least 30 thousand tons were required for the offensive.

The Italian fleet could not provide the transfer of the necessary cargo. The British Navy and Air Force destroyed entire enemy convoys in the Mediterranean. On August 28, a convoy was destroyed, which was carrying 6 thousand tons of fuel. This forced Rommel to reconsider the plan of the offensive operation and make it less ambitious: the second stage of the operation was abandoned, hoping only to defeat the British forces on the El Alamein line.

Rommel himself was seriously ill and offered Keitel to replace him with Guderian. The commander-in-chief of the ground forces said that Guderian was also ill, and a general from Mackensen's 1st Panzer Army would be sent to Africa. But he was too busy on the Russian front, and his assignment to Africa was postponed. Therefore, they wanted to transfer the army to Kesselring. Rommel, who had a low opinion of Kesselring, decided to stay in Africa despite his illness.


Erwin Rommel (left) and commander of the 21st Panzer Division Georg von Bismarck (right). 1942


German troops in Africa. 1942

Operation Brandung


On the night of August 30, 1942, the last offensive of the German army in Africa began - Operation Brandung (Surf). On the left coastal flank was General Nering's African Corps. It included the 15th and 21st tank divisions. On the right flank was the Italian 20th motorized corps - the Arietta and Litorio divisions. On the far right was the German 90th division. The Germans planned to bypass the British from the south, go 30 km to the east, then turn north and strike at the rear of the main forces of the 8th Army between the coast and the Ruweisat ridge.

The British command, which had learned in advance about the enemy's advance from intelligence, was ready to repel the attack on its southern flank. The Alam-Khalfa Ridge had a strong anti-tank defense and a strong armored reserve in case of an enemy breakthrough.

From the very beginning, the Germans were unlucky. The advancing columns of the army ran into a large minefield at the southern end of the Ruweisat ridge. German intelligence did not reveal this position in time. The minefield was defended by well-entrenched British troops. All night from 30 to 31 August there was a stubborn battle. German sappers tried to make passages in the minefield. At night, flares appeared in the sky, and the Royal Air Force began to strike at the German troops. General Nering was seriously wounded and evacuated to Germany. The African Corps was led by General Bayerlein, then von Furst.


Italian 20th Motorized Corps. August 1942

Rommel already wanted to stop the offensive, but Bayerlein persuaded him to continue the operation. The German commander agreed to continue the offensive, but again reduced its scope. The troops of the tank army, after forcing the minefield, were not to go deeper to the east, but to turn north to the Alam-Khalfa ridge.

On August 31, German tanks passed through the minefield. The British 7th Panzer Division retreated. The Germans advanced despite British air raids and quicksand. By 11 o'clock the German tanks reached the ridge and at 13 o'clock stopped for refueling. Due to the sandstorm, the British Air Force was inactive. The Germans were able to calmly reach the southwestern part of the ridge, where they ran into a strong defense of the British 2nd Armored Brigade. The commander of the 21st division Georg von Bismarck was killed in the battle.

Rommel ordered a retreat to the south. The retreating columns were bombed by British planes, artillery fired. Montgomery deployed the 10th Panzer Division between the Alam Halfa Ridge and El Alamein and ordered the South African Brigade to occupy the Ruweisat Ridge.

On September 1, the Germans made another attempt to break through, but were stopped. In the evening, the commander of the 15th Panzer Division reported that the fuel was running out. This forced Rommel to stop the offensive. The situation was dangerous: communications were stretched, fuel was running out, the Afrika Korps was constantly bombed, and he could be trapped between the ridge and the Kattar depression. However, on September 2, the Germans calmly left, since the British command, instead of a counterattack, was regrouping troops. Rommel justified the Panzerarmee's retreat with a lack of air support and lack of fuel.

On September 4, Montgomery ordered the New Zealand Division to attack the enemy. But this decision is already too late. The Germans had already retreated to well-fortified positions reinforced with anti-tank guns. The British suffered heavy losses in fruitless attacks.

Losses of the German Army of Africa - about 2 people, about 900 tanks, 50 guns, 60 aircraft; British - over 36 people, more than 1 tanks and 700 aircraft.

Thus, the British army repelled the advance of Rommel's troops. Montgomery won the first victory, although he was cautious and did not develop success. The morale of the 8th Army was revived. Rommel, not receiving strong reinforcements from Europe and having big supply problems, was deprived of the opportunity to launch a new big offensive. The British, constantly building up the forces and means of the 8th Army, were preparing for a decisive offensive operation.


A New Zealand officer on a destroyed German Pz. Kpfw. III in the Western Desert. September 1942
Author:
Photos used:
https://ru.wikipedia.org/, http://waralbum.ru/
6 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Luminman
    Luminman 13 September 2022 04: 26
    +4
    Just a local victory inflated by Churchill ...
  2. Revolver
    Revolver 13 September 2022 05: 09
    +4
    Those reserves that were promised to Rommel were worn out near Stalingrad.
  3. north 2
    north 2 13 September 2022 09: 06
    +1
    in my opinion, Rommel had more reason to distrust Hitler than all the conspirators of the assassination attempt on Hitler combined. Rommel for Hitler's specific miscalculations in Africa. And it is quite possible that Hitler would still have killed Rommel without waiting for the People's Tribunal, if Rommel himself had chosen not potassium cyanide, but the People's Tribunal. By the way, Rommel's involvement in the conspirators was never proven, but Hitler became maniacally suspicious after the assassination attempt, and then there’s Rommel, the favorite of the entire German nation ... Rommel’s choice of potassium cyanide was the general’s foresight that Nazi Germany would soon have a shameful end anyway ...
    It can be assumed that if Rommel's army had such supplies and such logistics as the British, then Rommel's army would have defeated Montgomery's army to smithereens. But history does not recognize the subjunctive mood, although the British should not have swaggered about the victories of their ground forces in WWII, from the word in general!
    1. antivirus
      antivirus 13 September 2022 20: 01
      0
      The fleet is decades of work and education, the land colonial troops and the Angles in the colonies together are the same.
      Do not get a squirrel in the eye.
      Emotions at the peak of uncertainty were experienced by all parties.
      The Suez Canal is the key to all British and Indian Ocean colonies.
      The victory is small, and the value of milking the Angles is more than Stalingrad for us
  4. Luminman
    Luminman 13 September 2022 10: 46
    +2
    Quote: north 2
    although the British should not have swaggered about the victories of their ground forces in WWII, from the word in general!

    There were no land victories there. There were no sea...
    1. Vsevolod136
      Vsevolod136 13 September 2022 18: 42
      +1
      But there was an exorbitantly inflated sense of British imperial greatness, but the war and the post-war world order showed who is who.

Военное обозрение

Поражение армии Роммеля в битве при Алам эль-Халфе

6
Поражение армии Роммеля в битве при Алам эль-Халфе
Танкисты на танке M3 «Стюарт» 10-й британской бронетанковой дивизии под Алам эль-Халфой. Август 1942 г.



Ситуация на фронте


После первого сражения при Эль-Аламейне на Североафриканском театре на некоторое время наступило затишье. Германо-итальянские войска не имели сил для развития успеха. Британцы восстанавливали армию после тяжелого поражения и готовились к контрнаступлению.

8-я британская армия, потерпевшая тяжелое поражение в битве при Газале и потеряв Тобрук, в конце июля 1942 года была значительно усилена. В Египет прибыли ещё две бронетанковые дивизии – 8-я и 10-я (в Африке уже воевали 1-я и 7-я танковые дивизии), вооруженные танками «Грант» и «Шерман», 105-мм самоходками. На подходе были ещё две пехотные дивизии – 44-я и 51-я. 8-я армия получала значительное преимущество в силах и средствах над германо-итальянскими силами в Северной Африке.

Глава английского правительства Черчилль, под давлением общественности и оппозиции, недовольных ходом войны, в начале августа 1942 года посетил Каир и провёл ряд встреч с высшим командованием, включая главнокомандующего на Среднем Востоке Клода Окинлека. Затем премьер провёл инспекцию 8-й армии. В итоге Черчилль заменил Окинлека и других высших командиров. Главнокомандующим был назначен бывший командующий британскими войсками в Бирме и командующий 7-й армией Гарольд Джордж Александер. Командующим 8-й армий был назначен генерал Готт, но 8 августа он погиб, когда его самолет был сбит немцами. Армию возглавил Бернард Монтгомери.

Монтгомери командовал дивизией во Французской кампании 1940 года, прикрывал отход войск в Дюнкерке. Затем готовил войска в Англии к отражению немецкого десанта. Воевал в Бирме, но был назначен командующим уже в условиях японского наступления, когда неподготовленные британские войска потерпели поражение. Монтгомери был осторожным и пунктуальным, расчётливым и хорошим организатором. Амбициозный генерал вызывал зависть у многих высших офицеров.


Британский генерал-лейтенант Монтгомери в самолете, летящем в Египет. Август 1942 г.

8-я армия


8-я британская армия занимала позиции у Эль-Аламейна. 30-й корпус (9-я австралийская, 1-я южноафриканская и 5-я индийская пехотные дивизии, 23-я бронетанковая бригада) генерала Лиса занимали позиции от побережья до хребта Рувейсат. На южном фланге оборонялся 13-й корпус генерала Хоррокса (2-я новозеландская пехотная и 7-я бронетанковая дивизия, в резерве на хребте Алам-Халфа была 21-я индийская пехотная бригада). В тылу, в дельте Нила, располагался 10-й корпус и только что прибывшие 8-я и 10-я танковые дивизии, 44-я и 50-я пехотные дивизии, которые были в стадии пополнения.

Главнокомандующий Александер приказал Монтгомери не дать врагу продвинуться дальше на восток и готовить войска к наступлению. Новый командарм стал готовить оборону на хребте Алам-Халфы, который был наиболее вероятным местом очередного удара противника. Также пополнялся 13-й корпус, усиливались резервы армии. Была изменена диспозиция 8-й армии. Генералу Уилсону, командующему 9-й армией, отвечавшей за Сирию и Палестину и включавшей в себя 50-ю и 51-ю пехотные, 1-ю танковые дивизии, было поручено оборонять дельту Нила. 10-й корпус передался в прямое подчинение командованию 8-й армии. Две свежие бригады 41-й дивизии направлялись на хребет Алам-Халфа. Оборону на хребте усилили вкопанными танками. Бронетанковый резерв – 10-я танковая дивизия и 23-я танковая бригада (всего около 400 танков, 200 противотанковых пушек и 16 тяжелых 240-мм орудий), был поставлен в тылу 13-го корпуса.

Также увеличивались противотанковые и проволочные заграждения, усилена авиационная поддержка. Самоуверенный и неутомимый Монтгомери с помощью активной информационной кампании (привлекал журналистов, фотографов, создал нечто вроде своего личного культа) смог восстановить боевой дух армии, сильно подорванный последними неудачами. Генерал стал «звездой» среди солдат: лично награждал отличившихся бойцов, наказывал провинившихся, отчитывал офицеров.


Легкий танк M3 «Стюарт» 10-й британской бронетанковой дивизии на марше под Алам эль-Халфой

Танковая армия «Африка»


Германская армия также восстанавливалась после тяжелых предыдущих боев. Армия Роммеля получает подкрепления. В августе 1942 года два пехотных полка были переведены из состава крепостной дивизии «Крит» в распоряжение группы армий «Африка». 15 августа 1942 года они стали основой формирования 164-й лёгкой пехотной дивизии. За ними прибыла элитная 1-я парашютно-егерская бригада с новыми танками (более 90 машин Т-3 и Т-4 с 75-мм пушками).

В конце августа на египетском направлении у Роммеля были 15-я и 21-я танковые, 90-я и 164-я пехотные дивизии. Всего более 27 тыс. солдат, около 270 танков, более 320 противотанковых и полевых пушек, 47 машин разведки и более 4 800 грузовиков. Также имелась армейская артиллерия: 7 тыс. человек, 85 противотанковых, 51 полевое орудие.

Как и Монтгомери, Роммель лично следил за укреплением обороны. Германский командующий планировал новое наступление, с традиционным обходом позиций британцев на южном фланге с целью окружения основных сил 8-й армии, и дальнейший бросок на Каир. Начало наступления было запланировано на конец августа.

Итальянский главнокомандующий фельдмаршал Бастико старался решить главную логистическую задачу: оторванность танковой армии от главных баз снабжения на 2 тыс. км. Итальянцы смогли повысить пропускную способность портов Триполи, Бенгази и Тобрука, починили железнодорожную дорогу Сиди-Резех – Мерса-Матрух – Эль-Дуба, проложили новые ветки. Итальянская армия была усилена несколькими артиллерийскими группами, парашютной бригадой «Фальгор», моторизованной дивизией «Пистола». Итальянцы пытались улучшить организацию и управление своих войск, но эти мероприятия явно запоздали.


Район Эль-Аламейна в августе 1942 г.

Однако, несмотря на предпринятые меры, танковая армия была не в лучшем состоянии. Не хватало личного состава, танков и другой техники. Так, в армии было около 270 танков против около 760 британских машин. Остро ощущалась нехватка горючего. К 20 августа имелось 8 тыс. тонн горючего, а для наступления требовалось не менее 30 тыс. тонн.

Итальянский флот не мог обеспечить переброску необходимых грузов. Британский флот и ВВС уничтожали целые конвои противника в Средиземном море. 28 августа был уничтожен конвой, который вёз 6 тыс. тонн горючего. Это заставило Роммеля пересмотреть план наступательной операции и сделать его менее амбициозным: от второго этапа операции отказывались, надеясь лишь разгромить британские силы на линии Эль-Аламейна.

Сам Роммель тяжело болел и предлагал Кейтелю заменить его на Гудериана. Главнокомандующий сухопутными войсками сообщил, что Гудериан также болен, и в Африку направят генерала из 1-й танковой армии Макензена. Но он был слишком занят на Русском фронте, и его командировка в Африку откладывалась. Поэтому армию хотели передать Кессельрингу. Роммель, который был невысокого мнения о Кессельринге, решил остаться в Африке, несмотря на болезнь.


Эрвин Роммель (слева) и командир 21-й танковой дивизии Георг фон Бисмарк (справа). 1942 г.


Немецкие войска в Африке. 1942 г.

Операция «Брандунг»


В ночь с 30 августа 1942 года началось последнее наступление германской армии в Африке – операция «Брандунг» («Прибой»). На левом приморском фланге находился Африканский корпус генерала Неринга. В его составе были 15-я и 21-я танковые дивизии. На правом фланге был итальянский 20-й моторизованный корпус – дивизии «Ариетта» и «Литорио». На крайне правом фланге была немецкая 90-я дивизия. Немцы планировали обойти британцев с юга, пройти на 30 км на восток, затем повернуть на север и ударить в тыл основным силам 8-й армии между побережьем и хребтом Рувейсат.

Британское командование, которое заранее узнало о наступлении противника от разведки, было готово к отражению удара на своём южном фланге. Хребет Алам-Халфа имел сильную противотанковую оборону и сильный бронетанковой резерв на случай прорыва противника.

С самого начала немцам не повезло. Наступающие колонны армии напоролись на большое минное поле на южном окончании хребта Рувейсат. Немецкая разведка эту позицию вовремя не выявила. Минное поле обороняли хорошо окопавшиеся британские войска. Всю ночь с 30 на 31 августа шёл упорный бой. Немецкие сапёры пытались проложить проходы в минном поле. Ночью в небе появились осветительные ракеты, и королевская авиация стала наносить удары по германским войскам. Генерал Неринг был тяжело ранен и эвакуирован в Германию. Африканский корпус возглавил генерал Байерлайн, затем фон Ферст.


Итальянский 20-й моторизованный корпус. Август 1942 г.

Роммель уже хотел остановить наступление, но Байерлайн убедил его продолжить операцию. Германский командующий дал согласие на продолжение наступления, но снова сократил её размах. Войска танковой армии должны были после форсирования минного поля не углубляться на восток, а повернуть на север к хребту Алам-Халфа.

31 августа немецкие танки прошли через минное поле. Британская 7-я танковая дивизия отступила. Немцы наступали, несмотря на налёты английской авиации и зыбучие пески. К 11 часам немецкие танки вышли к хребту и в 13 часов остановились для заправки. Из-за песчаной бури британские ВВС бездействовали. Германцы спокойно смогли дойти до юго-западной части хребта, где натолкнулись на крепкую оборону британской 2-й бронетанковой бригады. В бою погиб командир 21-й дивизии Георг фон Бисмарк.

Роммель приказал отходить на юг. Отступающие колонны бомбили британские самолеты, обстреливала артиллерия. Монтгомери развернул между хребтом Алам-Халфа и Эль-Аламейном 10-ю танковую дивизию и приказал южноафриканской бригаде занять хребет Рувейсат.

1 сентября немцы совершили новую попытку прорыва, но были остановлены. Вечером командир 15-й танковой дивизии сообщил, что топливо на исходе. Это заставило Роммеля остановить наступление. Ситуация была опасной: коммуникации растянуты, горючее заканчивалось, Африканской корпус постоянно бомбили, и он мог оказаться в ловушке между хребтом и Каттарской впадиной. Однако 2 сентября германцы спокойно ушли, так как британское командование вместо контрудара занималось перегруппировкой войск. Роммель оправдал отступление танковой армии отсутствием воздушной поддержки и нехваткой топлива.

4 сентября Монтгомери приказал новозеландской дивизии атаковать противника. Но это решение уже сильно опоздало. Немцы уже отошли на хорошо укрепленные позиции, усиленные противотанковыми орудиями. Британцы понесли большие потери в бесплодных атаках.

Потери германской Африканской армии – около 2 900 человек, около 50 танков, 60 орудий, 36 самолетов; британцев – свыше 1 700 человек, более 60 танков и 60 самолетов.

Таким образом, британская армия отразила наступление войск Роммеля. Монтгомери одержал первую победу, хотя и проявил осторожность и не стал развивать успех. Боевой дух 8-й армии был возрождён. Роммель, не получая сильные подкрепления из Европы и имея большие проблемы со снабжением, был лишен возможности начать новое большое наступление. Британцы, постоянно наращивая силы и средства 8-й армии, готовились к решающей наступательной операции.


Новозеландский офицер на уничтоженном немецком танке Pz. Kpfw. III в Западной пустыне. Сентябрь 1942 г.
Автор:
Использованы фотографии:
https://ru.wikipedia.org/, http://waralbum.ru/
6 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Luminman
    Luminman 13 сентября 2022 04:26
    +4
    Всего лишь раздутая Черчиллем локальная победа...
  2. Наган
    Наган 13 сентября 2022 05:09
    +4
    Те резервы, которые были обещаны Роммелю, сточились под Сталинградом.
  3. север 2
    север 2 13 сентября 2022 09:06
    +1
    по моему мнению , Роммель имел больше оснований не доверять Гитлеру, чем все заговорщики покушения на Гитлера , вместе взятые .Роммель за конкретные просчёты Гитлера в Африке . И вполне возможно , что Гитлер всё равно бы убил бы Роммеля не дожидаясь Народного трибунала, если Роммель сам выбрал бы не цианистый калий, а Народный трибунал .Кстати , причастность Роммеля к заговорщикам так и не было доказано , но Гитлер после покушения стал маниакально подозрителен , а тут ещё любимец всей немецкой нации Роммель ... Роммелем выбранный цианистый калий было предвидение генерала , что гитлеровской Германи скоро всё равно позорнейший конец ...
    Можно предположить , что если армия Роммеля имело бы такое снабжение и такую логистику как англичане ,то армия Роммеля разбила бы армию Монтгомери в пух и в прах . Но история не признаёт сослагательного наклонения, хотя насчёт побед своих сухопутных войск во ВМВ англичанам не стоило бы хорохориться , от слова вообще!
    1. антивирус
      антивирус 13 сентября 2022 20:01
      0
      Флот-десятилетия работы и образования, сухпут колониальные войска и в колониях англы вместе- так же.
      Не белке в глаз попасть.
      Эмоции на пике неопределённости пережили все стороны.
      Суэц-канал - это ключ к всем колониям бритов ббв и индийского океана.
      Победа мелкая, а значение доя англов больше сталинградской для нас
  4. Luminman
    Luminman 13 сентября 2022 10:46
    +2
    Цитата: север 2
    хотя насчёт побед своих сухопутных войск во ВМВ англичанам не стоило бы хорохориться , от слова вообще!

    Не было там никаких сухопутных побед. Морских тоже не было...
    1. Vsevolod136
      Vsevolod136 13 сентября 2022 18:42
      +1
      Зато было непомерно раздутое чувство британского имперского величия, но война и послевоенное мироустройство показало кто есть кто.