Мёйдерслот: замок-музей «страны странностей»

132
Мёйдерслот: замок-музей «страны странностей»
Сегодня мы побываем в государственном музее Мёйдерслот в Нидерландах, который и сам по себе интересен, и вдобавок содержит интересную коллекцию оружия. Так он выглядит летом


Замок временем срыт
и укутан, укрыт
В нежный плед из зелёных побегов,
Но… развяжет язык молчаливый гранит —
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах.

«Баллада о времени» В. Высоцкий





А вот так зимой…

Замки, музеи, оружие… В своё время американская писательница Мэри Додж написала замечательную книгу «Серебряные коньки», в которой назвала эту землю «страной странностей». Почему она так написала – это надо её читать. Важно отметить другое – при всех странностях и противоречиях «Нижние земли», а именно так переводится название «Нидерланды», в Средние века это была типичная «средневековая земля», а раз так, значит, в ней тоже, точно так же как и в других местах, строились каменные замки!


Вид на замок Мёйдерслот. Геррит Беркхейде (1638–1698)

Вот и история замка Мёйдерслот, который находится в 15 километрах от Амстердама, начинается в Средние века. Около 1285 г. Флорис V – граф Голландии и Зеландии – начал строительство каменного замка в стратегическом месте: в устье реки Фехт недалеко от Зёйдерзее. А это был важный водный торговый путь, и граф хотел его контролировать. Но приобретение большой территории, а также могущество и деньги очень часто превращают бывших друзей во врагов. В итоге в 1296 году его убили, а замок сравняли с землёй. В 1370 года Мёйдерслот был восстановлен и расширен. С 1477 года городской совет Амстердама, могущественного города торговцев, санкционировал захват замка. И стал он защищать город от врагов и на суше, и на воде. Магистрат провёл его капитальный ремонт. А около 1576 года замок был укреплён ещё и земляными стенами, и бастионами.


И какого только средневекового оружия там нет…

Своей известностью Мёйдерслот обязан поэту и писателю Питеру Корнелиусу Хофту (1581–1647). Он перекрыл крыши, отремонтировал водосточные желоба, стены и окна. Так старая средневековая крепость была переделана в престижный жилой замок, приспособленный к комфортной жизни XVII века. Амбразуры для стрельбы превратили в окна, стены оштукатурили, а рыцарский зал получил новый камин.






Прекрасная коллекция алебард


Протазан 1500 – 1599 гг. Длина 230 см в целом; ширина клинка 18 см, длина 63 см. Вес 2 кг


И это тоже протазан

Вокруг замка были разбиты сады и огороды, а на валах посадили рядами деревья. Хотя в XVIII веке замок периодически ремонтируется и обновляется, но постепенно он всё равно пришёл в упадок и был предложен на продажу под снос. Тут начались наполеоновские войны, и в замке расположились французские солдаты. Ну а его подвалы стали хранилищем для оружия и боеприпасов.


364-см копьё 1500 – 1550 гг.

После падения Наполеона, некогда внушительный Мёйдерслот полностью пришёл в упадок и опять был выставлен на продажу. Но против этого стали возражать писатели и поэты. Они заявляли, что замок нужно сохранить как память о П. К. Хофте, которого к этому времени стали считать голландским Шекспиром. Король Вильгельм I с сочувствием отнёсся к мнению народному, вот только казна его была пуста. Лишь в 1878 году Мёйдерслот официально стал Государственным музеем, причём одним из первых в Нидерландах.


Клевец всадника

Восстанавливать замок начали на средства, собранные во время проведения городских фестивалей. Около 1900 г. в замке был проведён капитальный ремонт, так что он снова стал соответствовать романтическому образу средневековой крепости с зубчатыми стенами, высокими шпилями, крытыми проходами и мостом через ров, причём старый деревянный мост заменили новым, каменным.


Мушкет пехотинца 1600 – 1649 гг. Длина 153,5 см. Вес 4,3 кг

В 1913 году началось празднование столетия королевства, и вот как раз выставка, посвящённая этому знаменательному событию, и была устроена в Мёйдерслоте. Энтузиасты со всей страны и музеи принялись дарить музею мебель XVII века, предметы домашнего обихода и картины. Что-то давали в долг на время проведения выставки, но в любом случае все его залы оказались прекрасно оформлены, а сам музей привлёк многие тысячи посетителей.


Эспонтон, 1600 – 1699 гг. Длина 221 см, длина наконечника 30 см, ширина 11 см. Вес 2 кг

В начале 1950-х годов замок стал исключительно мирным объектом. И тут же началась его вторая крупная реставрация, проходившая с 1956 по 1972 год. Между тем в это время в обществе начал расти интерес к Средневековью. Посетители тетерь хотели большего, чем просто экскурсия по меблированному дому Питера Корнелиуса Хофта. Поэтому на рубеже тысячелетий в замке провели третью капитальную реконструкцию, в итоге превратившую его в современный во всех отношениях музей.


Меч 900 – 999 гг. Длина 88 см. Ширина 12 см


Меч-шпага 1600 – 1699 гг. с гардой в форме ракушки, навершием в виде яблока и изящной S-образной гардой. Клинок обоюдоострый. На клинке выгравировано «solingen» с «X» по бокам с одной стороны и «me fecit» с «X» с другой. Длина 135 см. Длина клинка 120 см


Рапира 1570 – 1599 гг. Длина 109 см. Вес 1,5 кг

После трёх капитальных ремонтов Мейдерслот снова выглядит как средневековый замок и частично оформлен в стиле XVII века. С 1 ноября 2019 года замок переведён на круглогодичный режим работы. Более того, с 1 апреля 2019 года вход в него бесплатный. Посетители могут ходить по нему самостоятельно, используя аудиогид на 10 языках, что, разумеется, весьма впечатляет.


Двуручный меч 1570 г., состоящий из обтянутого кожей эфеса с тремя кольцами на рукоятке, обозначающими места для рук, и кубовидного навершия с закруглёнными углами. Крестовина изящно украшена на концах. Обоюдоострый клинок имеет две дополнительные крестовины сразу под крестовиной рукоятки. Рикассо обтянуто кожей

В последние годы музей активно обменивается экспонатами с другими музеями, а какие-то берёт в аренду. Многие из старинных артефактов реставрируются. Например, в 2019/2020 гг. так были отреставрированы три старейших сундука XIV века – экземпляры, совершенно уникальные своей древностью. Ряд экспонатов получен на время из Национального военного музея. Это двуручный меч 1570 г., шлем 1350-1420 гг. и средневековый детский меч примерно 1350 г.


«Собачий шлем» 1305 – 1395 гг.


Саллет, салад, селата – как ни назови, а всё одно. Очень популярный шлем-колпак с назатыльником, который массово носили как самые бедные пехотинцы, так и самые богатые всадники!


Очень интересная кираса готического северогерманского доспеха, склёпанная из множества пластин


Кольчуга 1500 – 1599 гг. Вес 6 кг

Так что если вам доведётся быть в Нидерландах и посетить Амстердам, то… вы вполне можете побывать и расположенном от него неподалёку прекрасном замке Мёйдерслот и увидеть много всего интересного, как внутри него, так и вокруг!

Причём в самом замке есть не только оружие. Ряд залов там восстановлен в типично средневековом стиле, то есть заходя в них, вы словно переноситесь в прошлое.


Одно из восстановленных помещений замка


Уютная столовая владельца замка


Сундук XIV в. является старейшим предметом мебели в коллекции Мёйдерслота. В то время данная деталь интерьера была важна до чрезвычайности. Дело в том, что в то время вся знать во главе с королём постоянно переезжала из одного замка в другой. Имело значение, чтобы их регулярно видели в своих поместьях. Это показывало, что они здоровы и… ответственны. Поэтому дворы знати часто переезжали. Причём вместе с дорогими настенными панелями, стульями и кроватями, которые можно было разобрать, и даже переносными алтарями. То есть каждый замок мог быть очень быстро украшен и подготовлен к приезду своего владельца. А всё его имущество – одежду, посуду, ценные вещи обихода – всё это перевозили в сундуках. Так что в Средние века они были распространены гораздо шире, чем шкафы. Причём этот сундук совсем особенный, так как вырезан из цельного куска дерева, а не сбит из досок. Выдолбленный из цельного дуба, он был вдобавок обит железными полосами, то есть прочность имел необыкновенную


Кровать. Пусть вас не удивляет её устройство, а главное, длина. Дело в том, что в XVI-XVII вв. почему-то считалось, что спать на спине опасно для жизни – можно не проснуться. Поэтому спали полусидя, подложив под спину подушку, а под голову валик. Отсюда и столь малые размеры кровати!

Для оформления материала использовались фото с сайта www.muiderslot.nl
132 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    13 сентября 2022 04:52
    Спасибо Вячеслав Олегович!
    Если кратко - красиво жить не запретишь. Интересно, если вход бесплатный, на счёт чего живет музей?
    1. +8
      13 сентября 2022 06:42
      Интересно, если вход бесплатный, на счёт чего живет музей?
      Любой музей, сам по себе - предприятие убыточное. Содержится либо государством, либо частными лицами или организациями. На Западе благотворительность - хороший легальный способ уйти от прогрессивного налогообложения.
  2. +6
    13 сентября 2022 06:11
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    Сундук восхитителен.

    Можно сочетать любовь к передвижению с относительным комфортом.
  3. +6
    13 сентября 2022 07:29
    Учил меня Николай, учил, но видимо не в коня корм...
    Люди добрые, объясните мне, "средневековому отморозку", чем протазан отличается от эспонтона?)))
    1. +6
      13 сентября 2022 07:44
      Наконечником?
      1. +5
        13 сентября 2022 07:47
        Понятно, что не древком.
        1. +5
          13 сентября 2022 08:02
          По мне - так бесчисленное количество переходов может быть от вытянутого треугольника до листовидного.
          1. +5
            13 сентября 2022 08:29
            Граненое острие, насколько понимаю, нехарактерно ни для того, ни для другого.
            1. +5
              13 сентября 2022 09:03
              А ещё у протозана «уши» есть. Или их ещё «крылья» называют.
    2. +7
      13 сентября 2022 07:53
      Цитата: 3x3zsave
      Учил меня Николай, учил, но видимо не в коня корм...
      Люди добрые, объясните мне, "средневековому отморозку", чем протазан отличается от эспонтона?)))

      Говорят, протазан больше request
      Меня вот больше сырость в музее интересует. Как там жить, хранить?
      1. +5
        13 сентября 2022 08:41
        Как там жить, хранить?
        Нормально там жить, естественную приточно-вытяжную вентиляцию не вчера придумали, строили с учетом розы ветров и других факторов.
        Хранение - отдельная тема. Некоторые экспонаты даже выставляются в закрытых объемах с датчиками температуры и влажности.
        1. +6
          13 сентября 2022 09:17
          Надо будет написать все все эти пиконосные штуки. Но очень много придется лазить по музеям, чтобы все типы показать... Но попробую.
          1. +4
            13 сентября 2022 09:48
            Бэхайм Вам в помощь!
            1. +4
              13 сентября 2022 11:57
              Цитата: 3x3zsave
              в помощь!

              Есть у меня эта схема, Антон, а то как же. Дело за малым подобрать описание наиболее типичных образцов + их качественные фото и все это соединить в нечто читаемое.
              1. +1
                13 сентября 2022 12:02
                У меня есть книга Кулинского "Немецкое холодное оружие", в электронном виде. Могу скинуть Вам на почту.
                1. +2
                  13 сентября 2022 14:08
                  Спасибо, Антон! Но попробую сам. А Вы посмотрите Кулинского и напишите коммент... и не один!
                  1. +1
                    13 сентября 2022 14:17
                    Как скажете, Вячеслав Олегович.
        2. +5
          13 сентября 2022 09:32
          Цитата: 3x3zsave
          Как там жить, хранить?
          Нормально там жить, естественную приточно-вытяжную вентиляцию не вчера придумали, строили с учетом розы ветров и других факторов.
          Хранение - отдельная тема. Некоторые экспонаты даже выставляются в закрытых объемах с датчиками температуры и влажности.

          Нифига себе: нормально! Со всех сторон вода, за ней ещё вода, а потом.. вода. Какая тут роза ветров? Да и низменность. Там камины в каждой комнате надо было круглосуточно топить, наверное
          1. +2
            13 сентября 2022 09:51
            Там камины в каждой комнате надо было круглосуточно топить, наверное
            Не надо, достаточно продуманной системы дымоходов.
            1. +2
              13 сентября 2022 10:51
              Система дымоходов обогреет Голландию, но не помещения. И потом, камин погас, и снова холодно
              1. +2
                13 сентября 2022 10:57
                камин погас, и снова холодно
                Толстые кирпичные стены имеют большую температурную инерцию. Поверьте мне, я жил в старом фонде.
                1. +3
                  13 сентября 2022 11:12
                  Цитата: 3x3zsave
                  Толстые кирпичные стены имеют большую температурную инерцию

                  Это-то да, но и прогреть их не так-то легко: сколько кубов дров нужно сжечь чтобы прогреть замковый зал и это при отсутствии нормальной тепло-изоляции? hi
                  1. +2
                    13 сентября 2022 11:21
                    А замки и не обогревали полностью, только жилые помещения. Вот Зимний обогреть - была та еще задача. Чем Халтурин и воспользовался.
                    1. +2
                      13 сентября 2022 12:04
                      Цитата: 3x3zsave
                      А замки и не обогревали полностью, только жилые помещения. Вот Зимний обогреть - была та еще задача. Чем Халтурин и воспользовался.

                      Поэтому печи. Камином Большой зал топить? Да-да...
                    2. +1
                      13 сентября 2022 18:53
                      Воспользовался тем, что был ремонт и контроля ноль
                  2. +2
                    13 сентября 2022 20:58
                    - Нормально всё!
                    - Три зимы прожили в помещении одного из бастионов - примерно 50 кубов... хватало двухкиловаттного обогревателя.
                    - А с влажностью - да, проветриваться должно постоянно... Толстенные кирпичные стены как термос.... равно держат тепло или холод.
                2. +3
                  13 сентября 2022 12:03
                  Цитата: 3x3zsave
                  камин погас, и снова холодно
                  Толстые кирпичные стены имеют большую температурную инерцию. Поверьте мне, я жил в старом фонде.

                  Не поверю. Там кругом паровое отопление давно, а совсем раньше углем печи топили. Но не камин
                  1. +3
                    13 сентября 2022 12:10
                    Я смотрю, Иван, Вы решили поерничать? Ну-ну...
              2. +4
                13 сентября 2022 11:10
                Цитата: тлауикол
                Система дымоходов обогреет Голландию, но не помещения. И потом, камин погас, и снова холодно

                Цитата: 3x3zsave
                камин погас, и снова холодно
                Толстые кирпичные стены имеют большую температурную инерцию. Поверьте мне, я жил в старом фонде.

                В старом деревянном доме деда были две печки «шведка» и «голландка». Первая - поставлена в 60-к годы прошлого века вместо «русской» печи на кухне имела очаг и конфорки для приготовления пищи. Вторая - была встроена в перегородку пятистенка. Имела формы цилиндра от пола до потолка и выходила очагом к входной двери. Глухая стена находилась в горнице.
                Только сегодня на пятом десятке начинаю понимать эффективность подобного размещения печек.
                К слову, возможно не спроста одна из печек носила имя «голландка»?
                По поводу каминов, на своём опыте не понаслышке знаю КПД у них довольно низкое.
                С уважением!
                1. +3
                  13 сентября 2022 11:50
                  Печка - это вообще чудо. Из детства не уйдешь, как ни старайся. И хорошо, что она там была.
                2. +7
                  13 сентября 2022 17:03
                  Развитие обогревательных приборов имеет свой генезис. Просто открытый огонь и сверху в потолке отверстие для дыма. Следующий шаг - опустить дымовой канал вниз а над огнем поставить колпак для сбора дыма. Если это сооружение подвинуть к стене - получится камин. Эффективность мала, грубо говоря весь горячий воздух уходит без дела в трубу, тепло запасается на поду, греет излучением пока есть огонь. Но дешев. Если заставить огонь греть камень. Были варианты просто камни в огонь класть, но неудобно. Хотя остались каменки в банях, там именно камни омываются горячими газами. Короче, вокруг огня, а главное сверху надо расположить аккумулятор тепла и снизить скорость отведения горячих газов - продуктов горения. Вот и русская печь. Под поднят, зона горения перекрыта сводом с засыпкой, большая массивная конструкция. Запасает медленно тепло и медленно отдает. На поду можно готовить как на плите, только убрав угли. Следующий - дифферентация каждого узла. Отдельно топка, отдельно зольник с регулировкой доступа кислорода в зону горения, потом духовка омываемая горячим азом, плита с закрытым огнем - доступ к огню регулируется кольцами и система лабиринта дымохода. Именно особенности конструкции аккумулятора тепла пронизанного системой дымоходов определяют КПД печи как нагревательного прибора. У вас была круглая и высокая - змеевик над топкой. Может быть рядом с печью плоская и высокая конструкция - щиток. Встраивается в межкомнатную перегородку. И еще масса вариантов
                  Считается что голландку "привез" Петр из Голландии, хотя конструкция в России была известна и раньше. Яркой особенностью является керамическая отдела печи белой глазурованной керамикой с синим рисунком. Можно увидеть в Летнем дворце в Летнем саду.
                  1. +2
                    13 сентября 2022 17:46
                    Цитата: balabol
                    Вот и русская печь.

                    Русская печь распространяется не ранее 19 века, до этого топили по-черному: на глиняной основе складывалась из камней куполообразная печь и никаких отверстий в потолке, дым выходил через совсем небольшое отверстие, как правило над дверью. Плюсы этой системы - более высокое КПД, так как тепло "не улетает в трубу", что соответственно при больших трудозатратах на заготовку дров не мало, минусы понятны - все в дыму. Эта система просуществовала от ранних славян и только в 19 веке стала вытесняться русской печью. hi
                    1. +3
                      13 сентября 2022 18:18
                      Вы правы, и так было. По системам печного отопления сотни книг, полных всяких изысков. Даже краткое перечисление основных технических решений потребует не одной статьи.
                  2. +2
                    13 сентября 2022 18:30
                    Искренне спасибо, за развёрнутый с любовью комментарий!
                    1. +4
                      13 сентября 2022 18:59
                      Спасибо. По моему это очень интересно понимать (стараться понять) ход развития техники, технологии, экономики итд. Чтоб обосновано сказать почему получилось так, а не иначе. От феноменов через анализ к синтезу. winked
                3. +4
                  13 сентября 2022 17:16
                  И еще по поводу замков, каминов и их КПД.
                  Часто можно услышать, что в средневековье были огромные камины, где сгорали огромные стволы дубов и жарились на вертелах целые быки. Довольно маловероятно. Ряд западных исследователей говорят о том, что до такого безрассудства дело вряд ли доходило. Камин в таких случаях представлял собой по сути нишу в которой горел небольшой огонь и люди ставили скамейки прямо внутри камина по-ближе к огню. Нагретые стенки отдавали тепло и можно было согреться со всех сторон. Основывается это утверждение на рисунках и картинах того времени. Понятно, что все эти утверждения надо привязывать к месту и времени.
                  Ночью никакого огня. Постель под тяжелым балдахином, как маленькая комнатка. Внутрь ставилась жаровня с углями. Прямо как сейчас в походе палатка с примусом.
                  1. +3
                    13 сентября 2022 17:30
                    Постель под тяжелым балдахином, как маленькая комнатка. Внутрь ставилась жаровня с углями.
                    Здравствуйте, коллега!
                    Еще были кровати с собственной печкой.
                    1. +4
                      13 сентября 2022 18:13
                      У меня у соседа на даче для холодной зимы wink к печке пристыкована лежанка с подогревом от дымохода - очень практичная конструкция.
                      1. +1
                        13 сентября 2022 18:19
                        Мудрый человек - Ваш сосед по даче!
                      2. +1
                        13 сентября 2022 18:49
                        "очень практичная" у Веры, есть электропросиынь. Райское наслаждение
    3. +4
      13 сентября 2022 10:34
      Цитата: 3x3zsave
      Учил меня Николай, учил, но видимо не в коня корм...
      Люди добрые, объясните мне, "средневековому отморозку", чем протазан отличается от эспонтона?)))

      Добрый день Антон,
      если я правильно усвоил уроки Николая, то эспонтон - это просто копье, видимо по принципу "до 1700г это меч, а с 1700 - палаш", а протазан он видимо "родственник" алебарды. hi
      1. +4
        13 сентября 2022 10:52
        Приветствую, Сергей!
        Если верить приведенному мной графику, эволюционно они имеют общего предка.
    4. +2
      13 сентября 2022 13:18
      Люди добрые, объясните мне, "средневековому отморозку", чем протазан отличается от эспонтона?)))

      Протазан - это разновидность алебарды, а эспотнтон - разновидность пики. Надеюсь, чем пика от алебарды отличается, Вы знаете?
      1. +4
        13 сентября 2022 13:29
        Знаю, но товарищ Бэхайм с этим не согласен.
        1. +3
          13 сентября 2022 13:59
          Товарищ Бёхайм - это не канон. А если Вы про картинку "Evolution of various European polearms", так это не Бёхайм, это Башфорд Дин. Человек, конечно уникальный, в плане того, что был одновременно сотрудником в Американском музее естественной истории и Метрополитен-музее. В первом он, в соответствии со своим образованием, занимался палеонтологией, во втором, как любитель - был почетным хранителем коллекции средневекового оружия и доспехов. Так что это тоже не последняя инстанция.
          1. +4
            13 сентября 2022 14:06
            это Башфорд Дин.
            Благодарю за справку!
  4. +3
    13 сентября 2022 09:33
    Вот и история замка Мёйдерслот, который находится в 15 километрах от Амстердама, начинается в Средние века. Около 1285 г. Флорис V – граф Голландии и Зеландии – начал строительство каменного замка в стратегическом месте

    Строительство замка Флорисом V - всего лишь одна из версий. Не менее вероятным считается покупка графом уже построенного замка. Точно так же и версия с его разрушением в 1296 году.
  5. +4
    13 сентября 2022 09:48
    Та-а-ак... Очень понравился эспонтон. Если бы ещё рукоять укоротить под мой рост! Чтобы, держа эспонтон за спиной, чем делая его невидимым, при открытой двери вовремя резко перевести его вперед и проколоть брюхо нападающему на кажущееся беззащитным существо. То есть на меня.
    wassat )))
    Доброе утро, друзья! )))
    Вячеслав Олегович, огромное спасибо за интереснейшую статью о народном способе сохранения культурного наследия Нидерландов.
    1. +4
      13 сентября 2022 11:13
      Ну откуда у женщин столько «кровожадности»?
      Доброго дня Людмила Яковлевна! hi
      1. +3
        13 сентября 2022 12:11
        "кровожадности»?

        Да, блин, обстановка шепчет, общий, знаете ли, такой флёр витает в воздухе, совсем не детский. А тут соблазнительная выставка колюще-режущего, прекрасного в своем разнообразии и крайне духоподьемного вплоть до воинских сфер, где обитают Марсы и прочие ребята такого же типа...
        Добрый день, Влад! )))
    2. +3
      13 сентября 2022 12:00
      И Вам теперь уже доброго дня и вечера! Рад, что Вам понравилось, уважаемая Людмила Яковлевна.
      1. +3
        13 сентября 2022 12:20
        О, Вячеслав Олегович, понравилось и ещё как! На протяжении долгих столетий замок старались реанимировать совместными усилиями не только государства, но и ширнармасс -- и ведь сохранили-таки историческое наследие.
        Но так бывает не всегда. Множество замков во Франции продаются, со всей обстановкой, да никто не покупает, и они приходят в упадок. То же в Италии.
        Но отчего-то мне кажется, что это только пока. Исходя из принципа шаг вперед, два назад. Так и видится на горизонте эпоха повсеместного неофеодализма. Грядут новые хозяева исторической недвижимости с потреблением её в роли семейного жилья )))
        1. +5
          13 сентября 2022 12:32
          Приветствую Вас Людмила Яковлевна!
          А может?А может ну их на фиг все эти эспонтоны,да протозаны,а?Ведь статья?
          bully
          1. +2
            13 сентября 2022 12:47
            может ну их на фиг все эти эспонтоны

            Э, нет, Сергей свет Владимирович! )))
            Я, конечно стала инвалидом по здоровью после всяких прививок, но до костыля ещё не дошла wassat ))) Тем более, чтоб превратить его в нунчаки. Не дано, если что. Ловкость рук -- не моё призвание...
            Кстати, кроватка понравилась. Именно так и сплю -- полусидя, на правой стороне, гложет страх повторения приступа... Удивительно, травмы, боль забываются, а такое нет, обрашается в синдром. И вот я думаю, а не страдали ли обитатели ранних веков головокружениями? И я не имею в виду головокружения от успехов. Все-таки очень высоко располагались окна. Интересно, как с этим у строителей?
        2. +3
          13 сентября 2022 12:48
          Цитата: депрессант
          Так и видится на горизонте эпоха повсеместного неофеодализма. Грядут новые хозяева исторической недвижимости с потреблением её в роли семейного жилья )))

          Нравится.Нравится Ваш оптимистический взгляд на грядущее! bully bully bully
          1. +4
            13 сентября 2022 13:06
            Так на горизонте же то грядущее! Если исходить из теории круглой Земли, то бег к такому грядущему -- что-то вроде пробежки осла за морковкой. Далеко, видится приятным, букли там всякие, полонезы, прочее... Но даже если исходить из теории плоской Земли, то планета огромна, пока доползешь до края, где будто во сне мелькают все эти ребята в париках, камзолах, но! Новые феодалы вряд ли будут одеты так. В лучшем случае смокинг по вечерам -- научный прогресс с капитализмом для чего допустили? Правильно, чтобы ездить на ламборджини. А замки останутся. Ибо они нетленка.
    3. +3
      13 сентября 2022 12:06
      Дык за дверью и так не видно скалка в руке или сковорода angry
      1. +2
        13 сентября 2022 12:56
        Сковорода имеется)))
        Но эспонтон предпочтительнее. Сравните замах тяжелой сковородой, а по-иному ее невозможно использовать в качестве оружия, и резкий тычок эспонтоном, которому ещё помогаешь подачей тела вперед.
        Замах хоть рукой, хоть предметом -- слабый прием в уличном бое, ибо предполагает открытие части тела. Вы это учтите, когда будете драться wassat )))
    4. +3
      13 сентября 2022 12:36
      Цитата: депрессант
      сохранения культурного наследия Нидерландов.

      Культурное наследие Нидерландов.О,хосподи!Чем-то таким родным и забытым повеяло! hi laughing
      1. +4
        13 сентября 2022 13:08
        А куда ж деваться-то?)))
        Для меня культура Европы -- родная. Даже не пытаюсь соскребать и рядиться в кокошник )))
    5. +2
      13 сентября 2022 13:21
      Если бы ещё рукоять укоротить под мой рост!

      А еще бы чуть знаний в области холодного древкового оружия... Это ж не котлеты жарить. Хотя и котлетах есть свои тонкости.
  6. +5
    13 сентября 2022 11:38
    И это тоже протазан

    Напомнило. Из Бехайма (справа):
    Рис. 398. Прусский офицерский протазан времен короля Фридриха II (1740—1786).

  7. +3
    13 сентября 2022 12:54
    А это был важный водный торговый путь, и граф хотел его контролировать. Но приобретение большой территории, а также могущество и деньги очень часто превращают бывших друзей во врагов. В итоге в 1296 году его убили, а замок сравняли с землёй.

    Убийство Флориса V со взыманием пошлин графом на реке Фехте никакого отношения не имеет. Флорис V рассорился с английским королем Эдуардом I, союзником которого он был в англо-французской войне 1294 года на почве борьбы за шотландский трон и торговли шерстью и перешел на сторону французского короля Филиппа IV. Эдуарду I такой поворот был совсем не кстати, посему он профинансировал соответствующий заговор и убийство Флориса V.
  8. +4
    13 сентября 2022 13:11
    Кровать. Пусть вас не удивляет её устройство, а главное, длина. Дело в том, что в XVI-XVII вв. почему-то считалось, что спать на спине опасно для жизни – можно не проснуться. Поэтому спали полусидя, подложив под спину подушку, а под голову валик. Отсюда и столь малые размеры кровати!

    Автор в своем амплуа - невежественно, но уверенно.
    На самом деле размеры кровати совершенно нормальные - ее длина 2 метра, ширина - полтора метра. Таких кроватей в замке две. А полусидя в то время спали отнюдь не из за боязни не проснуться. В такой позиции голова не мерзла и блохи меньше кусали. Кроме того, времена были беспокойные, считалось, что из такой позиции гораздо быстрее можно отреагировать на угрозу. Кроме того, врачи считали, что такая поза способствует улучшению мозговой деятельности (подавляющему большинству комментаторов сайта стоит прислушаться, да и авторам многим тоже). Да и прически того времени тоже требовали соответствующих поз во время сна.
    1. +3
      13 сентября 2022 13:44
      Цитата: Nephilim
      А полусидя в то время спали отнюдь не из за боязни не проснуться.

      Почем купил, потом и продаю, а от откуда Вы взяли про блох ума не приложу. Нигде такого не встречал в литературе...
      1. +1
        13 сентября 2022 14:12
        Почем купил, потом и продаю

        Так это Ваше творческое кредо! Предлагаю Вам вместо эпиграфов, которые у Вас часто длиннее статьи и не в тему, использовать это рефрен, который блестяще характеризует Ваш копирайтерский труд. Что касается "нигде такого не встречал" - это к " Вильяму, понимаете ли, нашему Шекспиру". Он по этому вопросу дал исчерпывающее объяснение. Или Geoponica почитайте.
        1. 0
          13 сентября 2022 17:25
          Цитата: Nephilim
          часто длиннее статьи

          Преувеличивать глупо и некрасиво
    2. 0
      13 сентября 2022 13:46
      Цитата: Nephilim
      Да и прически того времени тоже требовали соответствующих поз во время сна.

      А вот это неправильно. Как раз прически этого времени были предельно простыми. И на ночь их никто не оставлял. Вы хотя бы картины мастеров того времени посмотрели, чем выставлять себя эдаким всезнающим экспертом.
      1. +1
        13 сентября 2022 13:57
        Вот описание этих кроватей из музея: В Мейдерслоте есть две кареты-кровати 17 века. Когда вы думаете о повозке, вы можете думать о повозке с лошадьми впереди, но эта кровать не может водить. Тренер происходит от французского слова «coacher», что означает «спать». Одним словом, спальное место. В 17 веке у этих кроватей тоже была другая функция. Вы можете показать это, показать, насколько вы богаты и важны. В то время кровати стояли в гостиных. Обычно небольшие помещения, которые можно хорошо отапливать. Эта кровать находится в гостиной P.C. Хофт в Остерторене. Такая кровать-карета — самый дорогой предмет мебели в доме, выполненный из ценных пород древесины дуба. Нидерланды были полностью расчищены в 17 веке, поэтому эту древесину завозили из Германской империи или Скандинавии. Буйная резьба из переплетенных листьев, пышные цветочные композиции, головы животных и людей делают кровать еще более красивой. Богатые ткани висят перед спальной зоной, чтобы увеличить дисплей. Эти шторы также препятствуют сквозняку. Удобны ли эти кровати – другой вопрос. На соломенное основание матраса постелили перьевой матрас с подушками. Спать в нем можно только полусидя. С ночным колпаком, от холода и блох. В нем нигде не сказано, что в такой позе блохи меньше кусали и было теплее. Колпак, а не поза защищал от холода и блох.
        1. +3
          13 сентября 2022 14:15
          Цитата: kalibr
          Буйная резьба из переплетенных листьев...

          Буйными бывают пациенты. И фантазия у них. Резьба - богатая. Ох, уж эти копирайтеры... laughing

          Цитата: kalibr
          Богатые ткани висят перед спальной зоной, чтобы увеличить дисплей

          А дисплей где висит?
          1. +1
            13 сентября 2022 14:22
            А дисплей где висит?
            "- А рация на лампах или на полупроводниках?
            - Рация - на бронепоезде!"
            Привет, Роман!
            1. +2
              13 сентября 2022 14:24
              Цитата: 3x3zsave
              Привет

              Салют.
          2. +2
            13 сентября 2022 16:11
            Растительность бывает буйной?
            1. +1
              13 сентября 2022 17:11
              Цитата: Korsar4
              Растительность бывает буйной?

              Пациенты чаще yes
          3. +1
            13 сентября 2022 16:34
            Вячеслав Олегович, удивляюсь, что не нашли другого определения :"буйная резьба"
            Я бы сказала :"замысловатая или ещё расписатт
            1. 0
              13 сентября 2022 17:29
              Цитата: lisikat2
              Вячеслав Олегович, удивляюсь, что не нашли другого определения :"буйная резьба"

              А я и не искал. Если Вы посмотрите на текст, то увидите, что его моя рука не касалась. Я просто перевел текст с сайта. Это может сделать любой и сам посмотреть, что и как. Электронный адрес сайта музея тоже не тайна в тексте есть.
          4. 0
            13 сентября 2022 17:19
            Цитата: Репеллент
            А дисплей где висит?

            Ничего не стал исправлять специально, чтобы любой мог сам проверить этот текст с помощью системы Гугл переводчик. Там не английский язык. Вы с таким же успехом можете сами отредактировать этот текст.
        2. +1
          13 сентября 2022 14:23
          Да, я тоже как-то сразу подумала о ночном колпаке. Спать в позе полусидя -- кровь отливает к ногам, и голова как раз-таки мерзнет, из-за чего, к примеру, я сплю в платке. А тогда женщины спали, надев на голову капор.
          1. +2
            13 сентября 2022 14:30
            Капор вошел в моду после наполеоновских войн. И уж точно в нем не спали.
            1. +1
              13 сентября 2022 16:30
              Антон, Вы специалист по средним векам. Значит должны знать, что тогда надевали по ночам на голову. Вот и рассказали бы. С интересом бы прочитала...
              Ну, сами посудите, огонь в камине не может пылать всю ночь, каменные стены, быстрое охлаждение помещения, вскоре начинается дубняк -- чем-то же накрывали голову?
              1. +3
                13 сентября 2022 17:15
                Бытоописание Средневековья крайне скудно представлено в письменных источниках, Людмила Яковлевна. Даже в "Парижской домохозяйке" (начто уж подробный документ!) нет описания ночных головных уборов. Надо искать миниатюры, но мне лень, а врать я не желаю.
                Относительно каминов, холода и каменных стен - написал выше. Если кто-то считает, что в Средневековье люди не ценили комфорт, создавая его себе при малейшей возможности, пусть его, нехай дальше заблуждается!
      2. +4
        13 сентября 2022 14:25
        А вот это неправильно. Как раз прически этого времени были предельно простыми. И на ночь их никто не оставлял.

        Правда?

        Шерроу почитайте, что ли.
        1. +1
          13 сентября 2022 16:38
          Узнала-таки свою шляпку! )))
          Была когда-то у меня такая, вертикальный ряд справа, вторая сверху -- та, что с высокой тульей. Спасибо за предоставленную возможность вспомнить прежние времена hi )))
          Хотя на самом деле они -- как сон, были, не были? Иногда накатывает грусть.
          1. +2
            13 сентября 2022 17:34
            Цитата: депрессант
            грусть.

            Всегда накатывает, когда ты вспоминаешь, что имел и чего уже не имеешь, в том числе и по собственной глупости и по незнанию.
            1. +1
              13 сентября 2022 17:45
              Из приведенного Вами ряда человеческих недостатков выбираю ... нерешительность! Это когда знаешь, что будет, а воли к поступку нет.
        2. 0
          13 сентября 2022 17:21
          Все приведенные вами прически - укладки, и они не сложные, их не надо на ночь сохранять. Сложные начались как раз после 1700 года и то во второй половине столетия.
          1. +2
            13 сентября 2022 18:47
            Сложные прически как раз с приходом стиля барокко появились, в XVI веке. Укладка в то время занимала несколько часов, даже чтобы сделать сравнительно не сложную прическу севинье. А если прическу делал Monsieur Champagne, там уже можно было и на сутки застрять.
            1. +1
              13 сентября 2022 19:08
              Цитата: Nephilim
              застрять.

              Если Вы так хорошо в этом разбираетесь, может быть Вам стоит сделать статью об этом? Доставить удовольствие нашим читательницам и развлечь читателей? Главное, чтобы уровень новизны был высокий, хотя для ВО нижний порог "выше 70%" по системе Текстовод-Адвего. Можете выбрать любую из них для проверку.
              1. +3
                13 сентября 2022 19:33
                Я не занимаюсь рерайтингом, мне проверки не нужны. А развлекать местную публику... Сомнительное удовольствие.
                1. +2
                  13 сентября 2022 19:55
                  Цитата: Nephilim
                  А развлекать местную публику... Сомнительное удовольствие.

                  Какое самомнение у Вас, однако. И почему развлекать? Благородное дело просвещать людей, если ты знаешь больше, чем они. А так беспардонно всех записывать в дураки я бы не стал. И если это для Вас удовольствие сомнительное, то значит делать глупые замечания - самое "то"? Ай--ай! Это уже комплекс, милейший. Вас случайно в школе не били в детстве? Обычно так себя ведут именно выросшие битые дети. А насчет рерайтинга... из него состоит 99% текстов. Вы хотите читать на сайте 1% полностью самостоятельных статей? Умрете со скуки!
                  1. +1
                    14 сентября 2022 00:30
                    Какое самомнение у Вас, однако.

                    Это не самомнение. Я честно обозначил свое отношение к основной массе сегодняшней сайтовской аудитории. Или Вы считаете, что лучше соврать?
                    А так беспардонно всех записывать в дураки я бы не стал.

                    Да ладно, милейший поклонник закона Парето, зачем лукавить!
                    делать глупые замечания

                    Тут Вы мимо. Ну это спишем на волнение. Ведь всем известно, что Ваше ЧСВ Вас очень волнует.
                    Вас случайно в школе не били в детстве

                    Меня нет, это было довольно проблематично. А вот за Вас - не уверен.
                    На этой мажорной ноте предлагаю под обсуждением личных качеств подвести черту и в дальнейшем дискуссии разворачивать исключительно вокруг предмета публикаций. Если же возникнет непреодолимое желание выяснить какие то дополнительные сугубо личные детали - прошу в личку.
                    1. +2
                      14 сентября 2022 06:56
                      Цитата: Nephilim
                      Я честно обозначил свое отношение к основной массе сегодняшней сайтовской аудитории.

                      Да, с народом в России Вам не повезло. Притом, что на сайте собрались далеко не самые плохие. Да ить где же других-то набраться?
                      1. 0
                        14 сентября 2022 09:46
                        Да, с народом в России Вам не повезло.

                        Вот тут Вы правы, как никогда.
                2. +1
                  13 сентября 2022 20:00
                  Цитата: Nephilim
                  мне проверки не нужны

                  Как же не нужны? А вот это: "В такой позиции голова не мерзла и блохи меньше кусали". Откуда? Или Вы пишите на основе собственного опыта?
                  1. 0
                    14 сентября 2022 00:33
                    А что, укус блохи - это нечто уникальное? Просто Вы не бывали в таких местах.
                    1. +1
                      14 сентября 2022 06:47
                      Цитата: Nephilim
                      А что, укус блохи - это нечто уникальное? Просто Вы не бывали в таких местах.

                      Это не ответ. Вопрос был такой:"В такой позиции голова не мерзла и блохи меньше кусали". Откуда? Меня интересует только источник. Книга, автор, статья... Личный опыт не интересует. Речь о Средних веках.
                      1. 0
                        14 сентября 2022 09:43
                        Блохи и их поведение со средних веков не изменились.
                      2. 0
                        14 сентября 2022 10:50
                        Это не ответ в данном случае. То есть ради красного словца Вы можете ляпнуть, что угодно. Насчет эпиграфов было? Было! Так и здесь. Следите за источниковой базой лучше.
                      3. 0
                        14 сентября 2022 11:03
                        Насчет эпиграфов было? Было!

                        А что не так насчет эпиграфов? Или Вы считаете, что они у Вас подобраны идеально?
                      4. 0
                        14 сентября 2022 11:09
                        Какая у Вас короткая память. Вы написали, что они иногда длиннее статьи. А это преувеличение, причем явное. Полемический задор, понятно. Но Вы сами потом написали о конструктивном подходе. И где же он?"Предлагаю Вам вместо эпиграфов, которые у Вас часто длиннее статьи" Вот Ваш текст. А это неправильно: соответствие эпиграфа тексту и его размер - разные вещи.
                      5. 0
                        14 сентября 2022 11:23
                        Есть такая наука - риторика. Думаю, что как минимум - слышали. А в ней существует такая фигура, как гипербола. Вы же позиционируете себя, как профессионал пера. Должны бы знать.
                      6. 0
                        14 сентября 2022 16:11
                        Цитата: Nephilim
                        Думаю, что как минимум - слышали. А в ней существует такая фигура, как гипербола. Вы же позиционируете себя, как профессионал пера. Должны бы знать.

                        Вот это все риторика? Фи! На мой взгляд глупая ребячливая болтовня. Здесь гиперболы не действуют. Такие уж тут люди.
                      7. 0
                        14 сентября 2022 16:30
                        Да все тут действует. И люди - как везде, срез общества. И Ваше стремление обязательно оставить за собой последнее слово тоже имеет свои социально-психологические причины, как видно.
                      8. 0
                        14 сентября 2022 17:28
                        Цитата: Nephilim
                        имеет свои социально-психологические причины, как видно.

                        Не видно Вам ничего. Причины только экономические: чем не больше комментов тем прибыльнее -ха-ха! А у компьютера мне все равно сидеть. Подначивать Вас писать ещё и ещё мне нетрудно.
                      9. 0
                        14 сентября 2022 17:59
                        Вы этот рефрен про прибыль и комменты уже до дыр затерли, я ждал, когда же Вы его продекламируете, даже пари заключил. А про "не видно" - это Вы напрасно, особенно с незнакомым оппонентом. Не у всех присутствует определенная этика дискуссии и контрагент может вывалить в публичный доступ не очень приятную для Вас информацию, как бы Вы там не декларировали к ней равнодушие. Комплексы - они такие. Но до 200 комментариев все равно не дотянем, я думаю.
                      10. 0
                        14 сентября 2022 18:10
                        Цитата: Nephilim
                        Не у всех присутствует определенная этика дискуссии и контрагент может вывалить в публичный доступ не очень приятную для Вас информацию,

                        Испугался до дрожи!
                        Цитата: Nephilim
                        Но до 200 комментариев все равно не дотянем, я думаю.

                        А жаль!
                      11. 0
                        14 сентября 2022 18:18
                        Я бы Вам с удовольствием помог увеличить гонорар, но отставание большое. Да и за флуд забанят. Так что до новых встреч и творческих успехов. Будет интересная статья - дотянем и до двухсот.
        3. +1
          13 сентября 2022 17:32
          Цитата: Nephilim
          Шерроу почитайте, что ли.

          Есть много кого и чего читать, но зачем? Для научно-популярной статьи вполне достаточно 2-3 (максимум) хороших источников. Это не научная статья с обилием ссылок и не диссертация по истории причесок. Но если Вас так интересуют прически, я могу сделать и по ним материал. Но это работа не одного дня.
    3. +1
      13 сентября 2022 16:26
      О размерах кровати не знаю.
      Я читала, что в средние века, в помещении было не важно с отоплением, а мёрзнуть желания мало. Вот и делали пологи, что. Создать затишек. Колпак тоже для этого
  9. +2
    13 сентября 2022 16:13
    Всем доброго здоровья.
    Вы, не можете себе представить как я счастлива бы быть на сайте.
    Вначале, когда Вера читала интересные материалы ::Валерия и ВЯЧЕСЛАВ ОЛЕГОВИЧА, я просто развлекались, а потом незаметно втянулась.
    Политикой стала интересоваться
    Даже, открепительный брала.
    П
    С
    Я ещё не умею онлайн. У нас только Алина умеет онлайн. Она половине девочек, проголосовала
  10. +2
    13 сентября 2022 16:43
    "уютная столовая владельцев замка" Вячеслав Олегович, помоему это обстановка 17в, а хотелось бы узнать как выглядят столовая :15 или чуть раньше
    1. +1
      13 сентября 2022 17:19
      Здравствуйте, Катерина!
      Все верно, семнадцатый век.
    2. +3
      13 сентября 2022 17:22
      Цитата: lisikat2
      обстановка 17в, а хотелось бы узнать как выглядят столовая :15 или чуть раньше

      Я тоже хотел бы...
      1. +2
        13 сентября 2022 17:34
        А никак! Не было в Средневековье столовых.
  11. +3
    13 сентября 2022 16:44
    У них полстраны - ниже уровня моря. Всё держится на дамбах. В Утрехте мне рассказывали красивую историю.
    Маленький мальчик в средние века шёл вдоль дамбы. Увидел маленькую дырочку, из которой течёт вода.
    Добежать до взрослых - не успеть, размоет дамбу.
    Он заткнул дырку пальчиком и стал ждать кого - нибудь. Много часов. Потерял сознание.
    Но город спас.
    Удивительный народ.
    1. +2
      13 сентября 2022 17:24
      Эта история рассказывается в книге Мэри Додж "Серебряные коньки".
  12. +2
    13 сентября 2022 17:41
    Меч-шпага 1600 – 1699 гг. с гардой в форме ракушки, навершием в виде яблока и изящной S-образной гардой. Клинок обоюдоострый. На клинке выгравировано «solingen» с «X» по бокам с одной стороны и «me fecit» с «X» с другой. Длина 135 см. Длина клинка 120 см
    Мне одному думается, что это ранний или простенький "паппенхаймер"? Надпись «me fecit» означает "сделал меня". К сожалению (и стыду) мастера определить не смог...(((
    1. +1
      13 сентября 2022 19:51
      Слишком проста гарда для паппенхаймера. Такие гарды чаще всего встречаются у германских dusägge, но там клинок другой. Надо посмотреть.
      1. +2
        13 сентября 2022 20:07
        "Несложная" гарда паппенхаймера:
      2. +1
        13 сентября 2022 20:14
        Кстати, замечу, завитушки на перекрестии , еще век назад были перпендикулярны клинку, далее - параллельны. Почему так? Мода или практика?
      3. +2
        13 сентября 2022 20:17
        hi Для Дюссака слишком длинный. Похож на немного упрощенную скьявону. what
        1. +3
          13 сентября 2022 21:29
          В том-то и фишка, Борисыч, что это явно немецкая работа.
          1. +2
            13 сентября 2022 21:43
            Так да, это и смущает сильно, При такой кавалерийской длине (клинок 120 см) вообще ничего рационального в голову не приходит, кроме "творческих изысков" мастера под пожелание заказчика, но уж больно все лаконично, прямо до суровости smile
        2. +2
          13 сентября 2022 21:53
          Скьявону вообще сложно с чем-то спутать.
          1. +1
            13 сентября 2022 23:10
            Эфес "абордажного" меча, типа скьявоны примерно так и выглядит...

            Длина (общая), правда до метра (от 80 до 95 см)
            Качественные клинки для скьявон нередко закупали в Германии и Испании. Скьявоны стали известны и популярны далеко за пределами Венеции и даже Италии. При Фердинанде II Габсбурге венецианские скьявоны стали использовать даже имперские кирасиры.
            По сути скьявона стала чем-то средним между входившим в моду палашом, мечом и тяжёлой шпагой. В отличие от типичного палаша, клинок скьявоны всегда был обоюдоострым. Кроме того, её баланс оставался "фехтовальным" и считался идеальным.

            Ну да, скявону с ее корзинчатой гардой мы всегда и везде легко узнаем, даже без "кошки" на навершии.
            1. +2
              13 сентября 2022 23:32
              Убедительно. Хотя палаши германские начала XVII века тоже очень похожи, они обоюдоострые. И еще в литературе встречается "походный меч". Тоже золингеновского изготовления.
    2. +1
      14 сентября 2022 09:43
      Привет, Антон. У шпаги на фото эфес валлонского типа (кольцо под большой палец, под небольшим щитком. Повнимательнее рассмотрел recourse ) Немцы тоже такие эфесы практиковали.
  13. +2
    13 сентября 2022 18:11
    Дело в том, что в то время вся знать во главе с королём постоянно переезжала из одного замка в другой. Имело значение, чтобы их регулярно видели в своих поместьях. Это показывало, что они здоровы и… ответственны.
    Какой-то странный взгляд на Высокое Средневековье, ажно Агибаловой повеяло! Стыдно быть дожно, Вячеслав Олегович...
    1. +1
      13 сентября 2022 19:16
      Цитата: 3x3zsave
      Стыдно быть дожно, Вячеслав Олегович

      Вы знаете, Антон, я Агибалову давно читал, забыл уже. Но Вы правы, я часто чтобы не напрягаться и не лазить часами про разным источникам ("ловя мух" и, кстати, а на фиг?!) беру отрывки из оригинальных текстов из базовых источников. Вот этот пассаж взят с материалов сайта музея. Откуда и все остальное. Подумал, что им-то лучше знать свою историю? Нет? Проверять не стал, поскольку и раньше встречал о переездах дворов. Привязывать годы, века, страны к статье про музей - считаю глупостью. Вы считаете, что это неверно? Отлично! Напишите как было на самом деле: когда переезжали, а когда дома сидели. Начните так: Не так давно на ВО появился материал... и там была вот такая фраза. Но... на самом деле ... и... ! Я Вам буду только признателен, да и все прочие читатели ВО тоже. Ведь одно дело читать куцый коммент без ссылок на лит-ру и другое развернутый интересный текст и внизу список литературы для углубления.
      1. +2
        13 сентября 2022 19:54
        Вот этот пассаж взят с материалов сайта музея.
        Кошмар какой-то, если честно!
        1. +1
          13 сентября 2022 20:18
          Цитата: 3x3zsave
          сайта музея.

          Вот-вот! В описании сундука это было. Можете открыть их сайт и проверить. И - написать как было на самом деле. Причем для этого материала много картинок не нужно. Достаточно одной миниатюры: Въезд Изабеллы Французской в Париж. Хроники Жана Фруассара. На миниатюре изображена встреча Изабеллы Французской, королевы Англии, и ее брата, короля Франции Карла IV Красивого. И все - а дальше текст, интересный сам по себе.
  14. 0
    13 сентября 2022 20:20
    Видела молоток, похожий на клевец. С одной стороны молоток, а другой гвозди дёргать. И крестьянской серп. В руках держала.
    У квартирный хозяйки -, оружие.
    Раньше только читала, а в субботу узнала. В Крыму и Херсон шине как ГВ:у квартирой хозяйки. Отец и старший брат в Николаеве, дядя в "Азове" был.
    Мама, она и двоюродная племянница, за Россию.
    Муж, морской офицер, присягнул России. Родня против, крымские татары.
    На юге Крыма, на референдум пришли лишь старики и еденицы молодёжи. Когда в субботу начали наступление ВСУ, отец по электронной почте, дочери написал:отдам вас толпе на растерзание.
    Пол улицы, украинские флаги готовят,когда наши наступали, они патриоты. Их сдерживает молодёжь :они б.м привыкли к русским.
    Спросила одного парня :украинец, против Донецких республика, но стрелять в женщин не будет и другим не даст