Warthog
До окончания холодной войны «Warthog» был известен в основном благодаря эксплуатации в Европе, где самолеты состояли на вооружении самого большого авиакрыла ВВС США. Хотя они широко использовались и в других регионах.
Первым самолеты А-10 получило 6510-е испытательное авиакрыло (АКР) Летно-исследовательского центра ВВС США (авиабаза Эдвардс), отвечавшее за испытания прототипов и предсерийных ЛА, а также 3246-е испытательное АКР (авиабаза Эглин), отвечавшее за испытания вооружения.
Следующим шагом стало формирование учебного подразделения 355-го тактического истребительного авиакрыла (ТИАКР) на авиабазе Дэвис-Монтан, штат Аризона. К замене самолетов Vought А-7 на А-10 там приступили в марте 1976 года. Первой получила новые самолеты 333-я тактическая истребительная учебная авиаэскадрилья (тиуаэ), вскоре к ней присоединилась 358-я тиуаэ. Первым же боевым подразделением, приступившим в конце 1976 года к замене А-7 на А-10, стало 354-е ТИАКР (Миртл Бич, штат Южная Каролина), включавшее три эскадрильи — 353-ю, 355-ю и 356-ю. А летчики 57-го тактического учебного АКР на авиабазе Неллис (штат Невада) в октябре 1977 года приступили к боевым оценочным испытаниям «Warthog». Одновременно ВС США проводили эксперимент по отработке взаимодействия штурмовиков А-10 и ударных вертолетов АН-1, а также артиллерийских подразделений, получивший обозначение JAWS (Joint Attack Weapon System).
Центральная Европа
Вскоре самолетами А-10 оснастили расквартированное в Великобритании 81-е ТИАКР, так как Центральная Европа рассматривалась в качестве основной зоны боевого применения А-10. Первый самолет прибыл 26 января 1979 года. В 81-е ТИАКР входило шесть эскадрилий (78-я, 91-я, 92-я, 509-я, 510-я и 511-я), размещенных на двух британских авиабазах — Бентуотерс и Вудбридж. С них А-10 могли быстро передислоцироваться на шесть передовых авиабаз в Западной Германии, причем для каждой эскадрильи предназначалась своя конкретная база. Передовые оперативные базы были распределены между 2-м и 4-м Объединенными тактическими авиационными командованиями, а регулярные полеты позволяли пилотам эскадрилий ознакомиться с территорией, где им придется воевать. Основной задачей А-10 было нанесение ударов по бронетанковым подразделениям противника. А в учениях мирного времени самолеты использовались для определения танкоопасных направлений и наилучших районов «перехвата» бронетанковых армад вероятного противника.
В резерве
После перевооружения подразделений в Европе внимание переключили на увеличение количества оснащенных А-10 американских частей, которые могли бы использоваться для усиления 81 -го ТИАКР в случае крупномасштабной войны в Европе. Пять эскадрилий авиации Национальной гвардии США (103-я, штат Коннектикут, 104-я, штат Массачусетс, 128-я, штат Висконсин, 174-я, штат Нью-Йорк, и 175-я, штат Мериленд) были перевооружены на новый штурмовик. Первой в мае 1979 года стала 103-я эскадрилья. Это событие было примечательно тем, что впервые подразделение ВВС Национальной гвардии получало новый самолет непосредственно от производителя, а не из регулярных ВВС. В 1990-1991 годах еще два подразделения ВВС Национальной гвардии получили самолеты ОА/А-10 (110-я, штат Мичиган, и 111-я, штат Пенсильвания).
Подразделения резерва ВВС стали получать А-10 в тот же период, первым стало 917-е ТИАКР в октябре 1980 года. Затем настала очередь 442-го, 926-го и 930-го ТИАКР.
В начале 1980-х годов А-10 поступил на вооружение вновь сформированного 23-го ТИАКР (авиабаза Ингланд, штат Луизиана). 51-е и 343-е смешанные АКР, дислоцированные в зоне Тихого океана, в Корее и на Аляске, получили А-10 зимой 1981—1982 годов.
Перемены
За десять лет «ареал обитания» А-10 немного изменился. Две эскадрильи 81-го ТИАКР были выделены для формирования 10-го ТИАКР, а в октябре 1987 года 602-е АКР с авиабазы Дэвис-Монтан стало использовать «Warthog» в качестве самолета передового наведения (модификация ОА-10А)
В операции «Буря в пустыне» А-10 решали различные боевые задачи, они прибывали из США и Европы и включались в состав 23-го и 354-го ТИАКР. В ходе доказать, что еще годен к службе, особенно в качестве самолета передового наведения и в поисково-спасательных операциях, а в районах со слабой ПВО он мог по-прежнему использоваться в качестве самолета непосредственной поддержки.
Как бы то ни было, окончание холодной войны отрицательно сказалось на судьбе А-10. Одной из важнейших причин стало сокращение группировки ВВС США в Европе — в составе 52-го истребительного АКР там осталась лишь одна эскадрилья (авиабаза Шпангдалем, Германия), которая принимала участие в боевых действиях в Боснии. Количество формирований в континентальной части США было сокращено до одного 355-го ТИАКР регулярных ВВС и нескольких подразделений ВВС Национальной гвардии и резерва ВВС США. На Аляске 343-е ТИАКР (ныне 354-е истребительное АКР) сохраняло свою эскадрилью до расформирования в 2007 году, а 21-я истребительная эскадрилья 51-го истребительного АКР до сих пор остается в Южной Корее.
Информация