Военное обозрение

Ми-26 в специальной военной операции и перспективы модернизации

32
Ми-26 в специальной военной операции и перспективы модернизации
Ми-26 в Харьковской области. Источник: youtube.com



Резерв Генерального штаба


В ходе событий в Харьковской области, которые были обозначены Министерством обороны как «перегруппировка российских войск, находящихся в районах Балаклеи и Изюма, для наращивания усилий на донецком направлении». В ходе реализации плана, по данным Генштаба, были предусмотрены ряд отвлекающих и демонстрационных мероприятий с обозначением реальных действий войск. Об эффективности действий рассуждать не будем, но некоторая боевая техника, используемая в операции, заслуживает особого внимания.

В частности, самые крупные в мире серийные вертолеты Ми-26, которые, судя по кадрам из зоны боевых действий, оперативно перебрасывали технику и личный состав для отражения украинского наступления. Неизвестно, чем в действительности занимались экипажи вертолетов – перебрасывали технику или, как упоминают в МО РФ, участвовали в «отвлекающих и демонстрационных мероприятиях с обозначением реальных действий войск». В данном случае военно-транспортные Ми-26 выступали в качестве резерва Генштаба ВС России и, стоит отметить, машины подходят для этого отлично.

В Харьковской области Ми-26 (судя по официальным кадрам) перебрасывали, помимо личного состава, установки разминирования УР-77 «Метеорит». Масса бронемашины – 15,5 тонн. Это типично наступательное оружие, которое, однако, может использоваться и в обороне. Конечно, если не по прямому предназначению, а для уничтожения противника несколькими сотнями килограммов ВВ в шнуре разминирования. Особенно УР-77 эффективен в условиях городских боев. Также на кадрах Минобороны РФ засветилась переброска МТ-ЛБ со спаренной зенитной установкой.






Ми-26 в Харьковской области. Источник: youtube.com

Что собой представляет Ми-26? Это вертолет сверхтяжелого класса, способный поднимать в воздух до 20 тонн. Если пилоты и техники очень постараются, то гигант возьмет на борт и 25 тонн. В 1982 году – через два года после запуска вертолета в серию – на машине установили 14 мировых рекордов, в том числе подъем на 4 100 метров 25-тонного груза. В этой же рекордной серии 10 тонн Ми-26 поднял на 6 400 метров.

В обычных условиях никто Ми-26 так не перегружает. Типичной миссией тяжеловоза является груз массой 15 тонн, перебрасываемый на 500 км. Резерв топлива при этом составляет 5–10 % от расчетного. Кстати, на кадрах российского Министерства обороны перевозимая УР-77 как раз укладывается в эту схему.



Основные аналоги гораздо меньшей грузоподъемности – CH-53 Sea Stallion и CH-47 Chinook. Источник: en.wikipedia.org

Но вернемся к предельным параметрам. Для сравнения, американские тяжелые аналоги CH-53A/D Sea Stallion и CH-47 Chinook на внешней подвеске и внутри фюзеляжа перевозят соответственно до 13,5 и 10,3 тонны. То есть при всех прочих равных, натовским машинам придется делать два рейса или использовать пару машин в тех ситуациях, где Ми-26 справится один и за гораздо меньшее время.

Машина ОКБ Миля берет на борт до 120 десантников, а «американцы» – не более 64. Справедливости ради американцы этот недостаток частично нивелировали большей численностью собранной техники. CH-53 произвели более 500 штук, «Чинуков» – более 1 200 экземпляров. Ми-26 разошелся тиражом в 300 с небольшим бортов.

Ключевым преимуществом российской винтокрылой машины является возможность транспортировки грузов, которые ни один вертолет в мире не поднимет. Например, в 2009 году вертолет на внешней подвеске эвакуировал пару сбитых в Афганистане CH-47 Chinook. Постройка сверхтяжелых вертолетов стала доброй традицией отечественной школы авиастроения. Еще о предшественнике главного героя, воздушном «грузовике» Ми-6, американцы говорили:

«Новый русский гигант может поднять самый большой западный вертолет с полной нагрузкой».

С тех пор мало что изменилось – если Ми-26 поднатужится, то оторвет от земли CH-47 Chinook массой 23 тонны. И еще раз для сравнения, максимальная взлетная масса российского тяжеловоза может достигать 56 тонн.

Боевая «корова»


В армии Ми-26 за его характерный профиль и неповоротливость получил прозвище «Корова». Однако это лишь внешнее сходство – вертолет, несмотря на прошедшие 42 года с момента первого серийного полета, современная и динамичная машина. Два мотора мощностью по 11,4 тыс. л. с. каждый обеспечивают максимальную скорость в 295 км/ч.

Преимущественно для зарубежных заказчиков разработана версия Ми-26Т2, созданная в 2011 году после десятилетий забвения. Так сложилось, что в советское время и раннее российское удалось запустить в работу лишь две модификации – армейскую Ми-26 и гражданскую – 26Т. Именно они сейчас составляют костяк армейской авиации ВКС и гражданского сектора.

Вариант Ми-26Т2 отличается, прежде всего, современным радиоэлектронным и пилотажным оборудованием, позволяющим уверенно пилотировать ночью. Экипаж в связи с широкой автоматизацией сокращен с пяти до двух членов экипажа – командира и летчика-штурмана. При необходимости работы с внешней подвеской добавляется бортоператор.

В десантно-транспортном армейском Ми-26 экипаж состоит из командира, правого летчика, штурмана, бортмеханика и борттехника. Разработчики из Московского вертолетного завода им. М. Л. Миля, Ростовского вертолетного завода и холдинга «Вертолеты России» оснастили Ми-26Т2 в 2011 году «стеклянной» кабиной с пятью дисплеями и прочей эргономической инфраструктурой.

Важной опцией, особенно востребованной в условиях спецоперации, являются очки ночного видения с электронно-оптическим преобразователем 3-го поколения. Как утверждают разработчики, в темное время суток вертолет может совершать полет на предельно малой высоте, не опасаясь мачт ЛЭП и деревьев. Ограничением для полетов ночью, как у всех остальных вертолетов, выступают линии электропередач.

Конечно, никто не выпускает «коров» в одиночный полет. На кадрах Министерства обороны Ми-26 различных модификаций в Харьковской области сопровождали боевые Ми-28 и Ка-52. Штатного бортового вооружения у вертолета нет, но есть частично бронированная кабина и бортовой комплекс обороны «Президент-С». Он состоит из станции предупреждения о ракетной атаке, лазерной станции оптико-электронного подавления, устройства выброса авиационных расходуемых средств или, что привычнее, отстрела тепловых ловушек.






Ми-26. Источник: ru.wikipedia.org

Ми-26 некоторое время эксплуатировался и нашим главным противником, правда, во времена, когда отношения между странами больше походили на дружбу. На Украине после распада СССР осталось сразу 28 вертолетов Ми-26. К началу 2000-х годов календарный межремонтный ресурс у машин закончился, и они больше не поднимались в небо. По сведениям из разных источников, семнадцать украинских тяжеловозов находятся в Калинове, одиннадцать – на Конотопском авиаремонтном заводе. Экспортные исполнения вертолета служат в ВВС Алжира, Венесуэлы, Индии, Китая, Иордании, Мексики, Казахстана, Конго и Экваториальной Гвинеи.

На поле высокотехнологичной техники играет самая современная версия Ми-26Т2В, предназначенная для ВСК России. От предыдущего исполнения вертолет отличается навигационно-пилотажным комплексом НПК90-2В, значительно повышающим как сам пилотаж, так и его безопасность. Интересно, что военные отказались от сокращения экипажа до трех человек, хотя бортовое оборудование это легко позволяло. Для борьбы с вражескими ПЗРК новейший вертолет комплектуется бортовым комплексом обороны «Витебск» с ультрафиолетовым пеленгатором, лазерной системой подавления и привычными тепловыми ловушками.

Ми-26Т2В впервые поднялся в воздух в 2018 году, тогда же на форуме «Армия» был впервые представлен широкой публике. Серийное производство стартовало годом позднее. На кадрах официальной хроники тяжелые вертолеты перебрасывали технику в Харьковской области не только в дневное время, но и ночью, что позволяет предположить применение новейшей модификации. В темное время суток Ми-26Т2В работает гораздо эффективнее и безопаснее.

Будущее


Какие перспективы ждут Ми-26? Интересно рассмотреть возможность модернизации тяжелого вертолета в связи с американской программой Joint Transport Rotorcraft (JTR). Этот так и нереализованный проект появился после первой войны в Ираке и предусматривал создание транспортного вертолета грузоподъемностью 22,3 тонны – это масса стандартного 6-метрового контейнера. Причем перевозка планировалась как на внешней, так и на внутренней подвеске. Планировали схему конвертоплана с четырьмя несущими винтами. Перспективная машина должна была заменить упоминаемые выше CH-53A/D Sea Stallion и CH-47 Chinook.

Заказчики из Пентагона выдали разработчикам поистине сказочные требования к машине. Дальность перегоночного перелета – не менее 3 890 км, то есть снаряженный вертолет должен был перелететь Атлантику без дозаправок. Крейсерская скорость должна достигать 400–450 км/ч. Для винтокрылой машины даже сейчас это практически недостижимая планка, а для середины 90-х годов вообще из области ненаучной фантастики. Как справедливо упоминали американские инженеры:

«К сожалению, единственный в мире вертолет, имеющий возможность поднять полностью загруженный контейнер и выполнить требуемое задание – это российский Ми-26. Однако даже он имеет ряд связанных с особенностями конструкции характеристик, приводящих к неприемлемой эффективности при использовании в этой роли».

Несмотря на столь критичную оценку, специалисты Московского авиационного института решили смоделировать, насколько фундаментальными должны быть изменения конструкции вертолета для соответствия требованиям JTR.

Прежде всего, оказалось, что модная на Западе схема конвертоплана для сверхтяжелых винтокрылых транспортеров не годится – весовая отдача недостаточная. Поэтому – только схемы традиционного формата с высокой весовой отдачей и малой удельной нагрузкой на несущий винт. Одно требование американской программы Ми-26 выполняет по умолчанию – контейнер 2,43х2,43х6 м в грузовую кабину входит без проблем. Только требуется усилить погрузочные тельферы, которые проходят по потолку транспортного отделения. Сложнее ситуация с моторами, мощность которых серьезно ограничивает подъем указанного контейнера, особенно при температуре выше 20 градусов.



Что будет, если Bell V-22 Osprey умножить на два? Примерно так видели американские инженеры винтокрылую машину проекта JTR

Инженеры МАИ предполагают, что увеличение мощности каждого двигателя с 11,4 тыс. л. с. до 14,8 тыс. л. с. позволит выполнить требования JTR. По скороподъемности в 2,54 м/с, в первую очередь. Моторы также обеспечат взлет груженого вертолета с площадок на высоте до 3 200 метров. Конструкторам двигателя необходимо так исхитриться, чтобы удельный расход топлива не превышал 165 г/л. с. в час. Для сравнения, сейчас Ми-26 сжигает 195 г/л. с. в час при гораздо меньшей мощности. Требования по скорости полета до 400 км/ч даже глубоко модернизированный Ми-26 выполнить не в состоянии.

Локальные улучшения аэродинамического качества планируется достичь за счет нового профиля несущего винта с повышенным на 3 % КПД. Убирающееся шасси снизит вредное лобовое сопротивление вертолета. Все этого говорит о том, что потенциал модернизации заслуженной винтокрылой машины далеко не исчерпан – Ми-26 при необходимости может соответствовать самым строгим перспективным требованиям. Поэтому версия Ми-26Т2В должна быть далеко не финальной.
Автор:
32 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. faiver
    faiver 16 сентября 2022 04:51
    +3
    Наблюдал вблизи сначала полет, а затем и посадку Ми-26 МЧС с 20тонником на внешней подвеске good
    1. dmi.pris
      dmi.pris 16 сентября 2022 05:56
      +3
      Вчера днем пролетели пара.Домашняя скотина была в ужасе от шума laughing
  2. Владимир_2У
    Владимир_2У 16 сентября 2022 05:09
    +3
    В армии Ми-26 за его характерный профиль и неповоротливость получил прозвище «Корова».

    Сами вертолётчики считают это прозвище обидным и предпочитают называть машину "Контейнер".
    1. Quzmi4
      Quzmi4 16 сентября 2022 15:26
      +1
      "Коровой" называли Ми-6: анфас он со своим крылом был вполне "рогатым", а главное, при запуске двигателей издавал характерное "Мм-у-у".
  3. Диверсант_ВМС
    Диверсант_ВМС 16 сентября 2022 05:23
    -17
    Ему бы дозоправку в воздухе и для глубиной разведки в самый раз
    1. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 16 сентября 2022 05:40
      +14
      Цитата: Диверсант_ВМС
      Ему бы дозоправку в воздухе и для глубиной разведки в самый раз

      Ми-26-дальний разведчик ? belay belay belay stop stop stop
      1. Quzmi4
        Quzmi4 16 сентября 2022 15:27
        +1
        Читайте внимательнее: "голубиной".
        1. Nikolaevich I
          Nikolaevich I 16 сентября 2022 20:09
          +1
          Цитата: Quzmi4
          Читайте внимательнее: "голубиной".

          А може и вы не внимательны ? Может "голубой" ? Ну, как в песне... wink
    2. Трус
      Трус 16 сентября 2022 05:54
      +3
      Ну если фантазировать на эту тему, то зачем дозаправка в воздухе? Если он берёт на борт 20-ти футовый контейнер, то что мешает загрузить в грузовой отсек контейнер-цистерну с топливом и вывести подключение шлангов?
      1. Диверсант_ВМС
        Диверсант_ВМС 16 сентября 2022 09:45
        -2
        Рискованно при наличии на борту роты глубиной разведки
        1. Диверcант
          Диверcант 20 сентября 2022 10:07
          0
          Выучи уже русский язык. Это поможет в жизни
      2. Eug
        Eug 16 сентября 2022 12:16
        +1
        Были с'емки учений,
        на которых Ми-26 с 10 тн. топлива и соответствующим оборудованием заправлял танковую роту в рейде по "тылам противника".
        1. Bad_gr
          Bad_gr 16 сентября 2022 12:37
          +3
          В Афганистане Ми-6 частенько летали тройками: один грузовой и два наливняка. Во многие части топливо можно было доставить только вертолётом.
          PS
          А вот до Кабула из СССР шла труба (в основном, рядом с дорогой) по которой качали керосин. То есть, транспорт для его транспортировки был не нужен, только ремонтные бригады для замены выведенных из строя участков.
          1. Romario_Argo
            Romario_Argo 17 сентября 2022 10:28
            0
            Ми-26 - может перевезти БМД-4 или БТР-82А
            По статье с конвертопланами - действительно тупиковое направление
            в США ведется разработка даже конвертоплана с 6 подъемными двигателями
            в теории такой аппарат смог бы перевозить максимум 2 БТР Страйкер
            но это точно уже очень большая корова - будет уязвима и для ПЗРК и ПТРК
            особенно при заходе на посадку в плоть до РПГ
            аппарат не для ближнего края
            и расход топлива будет больше чем у Ми-26 в 6 раз а нагрузка больше в 2 раза
            даже военным - логистически (экономику военные не считают) не выгодно
            - топлива не напасешься
  4. Eug
    Eug 16 сентября 2022 06:23
    +2
    А что с ресурсом двигателей? Д-136 выпускался в Запорожье (Украина)... вооде мелькала инфа о разработке нового в РФ, но и только.
    1. neworange88
      neworange88 16 сентября 2022 08:24
      +5
      Новость 2018 года.
      В мае этого года глава холдинга "Вертолеты России" Андрей Богинский говорил, что летные испытания ремоторизованных Ми-26 состоятся после 2022 г. В качестве нового двигателя на тяжелом вертолете предполагается использовать ПД-12В, создаваемый на базе газогенератора от ПД-14 (этот мотор предназначен для российского перспективного узкофюзеляжного самолета МС-21).

      https://bmpd.livejournal.com/3248518.html

      Но потом начали менять коней на переправе.
      Начало летных испытаний тяжелого транспортного вертолета Ми-26 с двигателем ПД-12В наметили на 2023 г. Их завершение и получение одобрения на выпуск опытной партии ПД-12В планировали на 2025 г.


      Весной нынешнего года появилась информация о том, что вместо ТВД ПД-12В при ремоторизации вертолета Ми-26 на машине установят ТВД ПД-8В - версию двигателя ПД-8 для вертолетов. В основу двигателя ПД-8 заложены технические решения, реализованные в сертифицированном моторе ПД-14.

      https://vpk.name/news/622835_plany_sozdaniya_perspektivnogo_vertoletnogo_turbovalnogo_dvigatelya_pd-8v.html

      Можно сделать вывод на примере замены на вертолетах семейства Ми-26 двигателя ПД-12В на ПД-8В, что предприятия ОПК не справляются с нахлынувшими объемами срочного импортозамещения.
  5. Shinobimono
    Shinobimono 16 сентября 2022 07:48
    +7
    CH-53A/D если и остался где-то, то только в Израиле и у немцев. Уже десятилетия используют более совершенный CH-53E, а сейчас на смену ему подошёл CH-53K. Разница с ранними модификациями огромна.
    И это неуемное желание сравнивать их с Ми-26. CH-53 базируются на вертолетоносцах и авианосцах, имеют штатно систему дозаправки в воздухе, как и Чинук для спецназа. Оба используются в специальных операциях. А что со всем этим у Ми-26? Может быть, эти вертолёты проектировались под разные задания, и пора перестать их сравнивать уже?
  6. Zaurbek
    Zaurbek 16 сентября 2022 09:16
    +5
    Вот на такие машины смотрю и удивляет: Ми6 и Ми 26 и Ан8 и ан12прошлая более развитая цивилизация смогла сделать в довольно небольшие сроки и серийно выпустить штук по 300 (с 0), а у РФ проблема проблем перезапустить Ил76 (да обновленный, но , все же Ил76) и еще хуже проблема с Ил114 и ил112.....! А что говорить про аналог Ми 26? Мне кажется ОАК в настоящий момент это не под силу.
    1. Genry
      Genry 16 сентября 2022 10:11
      -4
      Цитата: Zaurbek
      у РФ проблема проблем перезапустить Ил76 (да обновленный, но , все же Ил76)

      А в чём проблема?
      Поточное производство наладили - бери не хочу.
      Цитата: Zaurbek
      еще хуже проблема с Ил114 и ил112

      Да, здесь задержка с двигателем, что уже решается. ТВ7-117СТ-оказался слишком новаторским, со многими неизвестными...
      Цитата: Zaurbek
      А что говорить про аналог Ми 26? Мне кажется ОАК в настоящий момент это не под силу.

      Срочной необходимости в Ми-26 сейчас нет. Есть задачи поважнее - транспортник взамен Ан-124.
      1. Zaurbek
        Zaurbek 16 сентября 2022 10:15
        +4
        Вопрос то не в разработке Ил76...а в производстве. Посмотрите на планы в штуках, обещания в штуках в год и на реальные штуки в год. Сравните также сроки по Ил114/112 и сроки по их аналогам по прошлой жизни - Ан24, 26... Про сложные проекты типа Ан124 ..пока помолчим
        1. Genry
          Genry 16 сентября 2022 11:29
          -3
          Цитата: Zaurbek
          Вопрос то не в разработке Ил76...а в производстве.

          Вы слепой?
          Написано о производстве на поточной линии, которое в этом году заработало по полной. Что было в предыдущие годы - уже не играет роли.

          Цитата: Zaurbek
          Сравните также сроки по Ил114/112 и сроки по их аналогам по прошлой жизни - Ан24, 26...

          Ан-24 разрабатывался на базе существующих узлов и агрегатов, при полной кооперации авиапрома СССР. И двигатели были уже в наличии.
          Ан-26 - это отрыжка Ан-24, а не транспортный самолёт.
          Цитата: Zaurbek
          Про сложные проекты типа Ан124 ..пока помолчим

          Чего молчать, если разрабатывают и двигатель и планер и начинку.
    2. Usher
      Usher 16 сентября 2022 22:47
      +1
      Цитата: Zaurbek
      Вот на такие машины смотрю и удивляет: Ми6 и Ми 26 и Ан8 и ан12прошлая более развитая цивилизация смогла сделать в довольно небольшие сроки и серийно выпустить штук по 300 (с 0), а у РФ проблема проблем перезапустить Ил76 (да обновленный, но , все же Ил76) и еще хуже проблема с Ил114 и ил112.....! А что говорить про аналог Ми 26? Мне кажется ОАК в настоящий момент это не под силу.

      Кадров нет, даже на заводы. Все экномисты/юристы.
      1. Zaurbek
        Zaurbek 17 сентября 2022 22:34
        0
        Я занимаюсь.... Колбасой... И проблемы те же
  7. Bad_gr
    Bad_gr 16 сентября 2022 12:12
    +4
    Про В-12 забыли. Интересно как он в свете американской программы.
    1. sifgame
      sifgame 16 сентября 2022 18:41
      +3
      Монументальная просто машина, когда бываю в Монино обязательно посещаю музей ВВС. И В-12 один из любимых экспонатов, стоит у входа, лопасти в лесу сам на площадке, еще М-50 Мясищева он там вроде самый большой вообще и Т-4 Сухого прям как из космоса прилетел.
  8. borys
    borys 16 сентября 2022 15:20
    +4
    Для Genry.
    И что дала эта самая "поточная линия"? 2 (может быть 3) самолета
    в год. Люди, хотя бы немного знакомые с производством понимают,
    что это просто надувание щек и оттопыривание пальцев.
  9. sifgame
    sifgame 16 сентября 2022 18:34
    +2
    Я слышал другой вариант названия МИ-26 - божья коровка
  10. литий17
    литий17 16 сентября 2022 19:57
    +2
    Вспоминаю как однажды пришлось лететь из Моздока в Ханкалу... На пересылке куча народу скопилось, только через два дня удалось залезть на борт. Жалко что тогда не было камер, это нечто! Пришел пилот в обнимку с начальником пересылки, вылез кто из экипажа в пионерском галстуке и в шортах, с воплем - да я всех заберу!!! Сначала отдельно баб (ценость в данных условиях) через боковой, ну а потом по пять в шеренгу и вперед! Набили даже на апарель, когда ее закрыли вся братва рухнула, такую давку только в московском автобусе испытал в 80-ые годы. А учитывая духан и состояние... наплевать! Взлет это нечто! долго тужился подняться на месте, потом прыжками с разбегом кое как оторвался в конце полосы возле РЛС. Ну и полет, низко возле железки с желанием шмякнуться! Я после этого по возможности на бронепоезд или в колонну стремился залезть! Техника супер!
    1. Bad_gr
      Bad_gr 16 сентября 2022 22:07
      0
      Цитата: литий17
      Сначала отдельно баб ...........
      Знакомая ситуация.
      Шиндант. Разгоняется Ан-26, с воем, шумом в конце полосы останавливается. Бегут. Какая-то баба, по лестнице загрузилась в самолёт. Развернулись в противоположную сторону, разогнались, улетели.
    2. Gvardeetz77
      Gvardeetz77 16 сентября 2022 22:58
      +1
      Цитата: литий17
      Вспоминаю как однажды пришлось лететь из Моздока в Ханкалу... На пересылке куча народу скопилось, только через два дня удалось залезть на борт. Жалко что тогда не было камер, это нечто! Пришел пилот в обнимку с начальником пересылки, вылез кто из экипажа в пионерском галстуке и в шортах, с воплем - да я всех заберу!!! Сначала отдельно баб (ценость в данных условиях) через боковой, ну а потом по пять в шеренгу и вперед! Набили даже на апарель, когда ее закрыли вся братва рухнула, такую давку только в московском автобусе испытал в 80-ые годы. А учитывая духан и состояние... наплевать! Взлет это нечто! долго тужился подняться на месте, потом прыжками с разбегом кое как оторвался в конце полосы возле РЛС. Ну и полет, низко возле железки с желанием шмякнуться! Я после этого по возможности на бронепоезд или в колонну стремился залезть! Техника супер!

      Тоже таким маршрутом летать приходилось, утрамбовывались знатно, места только стоячие, но армейцы перегружались редко, а вот МВДшные и МЧСный постоянно. В один рейс несколько организмов укачало, желудок выдал оперу "Риголетто", последовала цепная реакция ещё человек у 20, вот тогда по-настоящему и почувствовал себя "внутри Коровы" :)
  11. Usher
    Usher 16 сентября 2022 22:46
    -3
    Что за чушь в начале написана? Какая машина разминирования, какое к черту наступательное вооружение? Автор ты о вертолете пишешь? Или каша в голове?
    1. agond
      agond 19 сентября 2022 14:59
      0
      Американские не соосные вертолеты с двумя несущими винтами были есть и будут менее надежны чем вертолет с одним несущим винтом, а схема где 4 винта еще менее надежна чем двухвинтовая ,поэтому нам их копировать не надо, кстати проекты оснащения вертолетов дополнительным толкающим винтом то же имеют много минусов