DARPA запускает разработку беспилотника-тейлситтера ANCILLARY

32
DARPA запускает разработку беспилотника-тейлситтера ANCILLARY
Общий вид БПЛА ANCILLARY


Агентство перспективных разработок DARPA продолжает развивать направление беспилотных авиационных комплексов. На этот раз в интересах сухопутных войск и флота предлагается разработать многоцелевой БПЛА с особыми летными возможностями. Изделие ANCILLARY будет относиться к классу тейлситтеров. Беспилотник сделают похожим на самолет и сможет совершать горизонтальный полет, но взлет и посадку предлагается осуществлять вертикально, в т.ч. на площадки минимальных размеров.



Новая программа


О старте новой программы агентство DARPA сообщило 7 сентября. В официальном пресс-релизе упоминаются основные требования и пожелания к перспективному БПЛА. Также показан возможный облик такого изделия – пока в виде трехмерной модели. Кроме того, опубликован анимационный ролик с демонстрацией некоторых возможностей такого беспилотника.

Программа получила название «AdvaNced airCraft Infrastructure-Less Launch And RecoverY» – «Передовой летательный аппарат, не нуждающийся в инфраструктуре для взлета и посадки». Длинное и сложное название сокращают до ANCILLARY (дословно «Вспомогательный»).

Целью программы является создание БПЛА самолетного типа с вертикальным взлетом и посадкой. Такой аппарат должен взлетать и садиться с любой доступной площадки ограниченного размера. Взлет и посадка должны выполняться без использования какого-либо вспомогательного оборудования, такого как пусковые установки.


Сборка беспилотника

БПЛА такого рода можно будет использовать на боевых кораблях или судах обеспечения. Кроме того, он сможет найти широкое применение в сухопутных подразделениях. Отмечается, что перспективный беспилотный комплекс сможет решать широкий круг задач, но при этом удастся сократить необходимый персонал, уменьшить стоимость производства и эксплуатации, а также снизить риски при реальной работе.

На данный момент программа ANCILLARY находится на стадии приема заявок. В ближайшее время DARPA планирует собрать технические предложения от потенциальных участников программы и выбрать наиболее интересные, которые получат развитие на этапе конкурсной разработки. На 20 сентября назначен «день предложений» – состоятся слушания и выставка технологий от потенциальных участников программы.

В агентстве предполагают, что программа ANCILLARY может заинтересовать самых разных подрядчиков. Ожидаются заявки как от лидеров оборонной отрасли, так и от компаний, не имеющих большого опыта в выполнении военных заказов. Впрочем, список потенциальных участников ANCILLARY пока не сообщается.

Возможный облик


DARPA уже предложило свой вариант облика перспективного БПЛА и показало его в анимированном виде. По всей видимости, он еще не прорабатывался во всех подробностях, однако и в этом случае показаны все основные пожелания и взгляды заказчика. Вероятно, те или иные черты и особенности нарисованного беспилотника попадут в реальные проекты.

Внешне изделие ANCILLARY похоже на самолет. Используется выраженный фюзеляж обтекаемой формы и переменного поперечного сечения. В носовой части находится сферическая оптико-электронная станция наблюдения и разведки. В центральной части фюзеляжа, между другими агрегатами, предусматривается внутренний грузоотсек.


Изделие в полете

На фюзеляже находится среднерасположенное прямое крыло большого удлинения. Центроплан и консоли соединены шарниром; консоли могут складываться назад по полету. За крылом радиально установлены три воздушных винта в кольцевых каналах. Хвостовое оперение выполнено Y-образным и состоит из трех плоскостей.

Конструкция БПЛА может быть выполнена разборной. Так, в демонстрационном ролике аппарат доставляется на борт корабля в разобранном виде в деревянной укупорке. Сборка и подготовка к полетам осуществляются силами расчета и, вероятно, не требуют много времени.

В связи с необходимостью вертикального взлета и посадки БПЛА представляет собой т.н. тейлситтер. На земле аппарат должен находиться в вертикальном положении и буквально стоять на хвосте. При этом воздушные винты создают вертикальную тягу и позволяют беспилотнику взлететь. Поднявшись на некоторую высоту, он должен будет раскрыть крыло, набрать скорость и перейти в горизонтальный полет «по-самолетному». Посадку предлагается выполнять в обратном порядке.

Силовая установка ANCILLARY будет состоять из трех электродвигателей, непосредственно связанных с воздушными винтами. Тип энергосистемы еще не определен. В зависимости от технических возможностей, БПЛА может получить аккумуляторы необходимой емкости, топливные элементы или гибридную установку на основе двигателя внутреннего сгорания. Оптимальный вариант энергетики выберут на стадии разработки проектов.

Тейлситтер нуждается в развитой системе управления. Она должна эффективно работать на разных режимах полета, а также обеспечивать переход между ними. При этом нагрузка на оператора должна быть минимальной, а процесс управления следует максимально упростить. Так, в демонстрационном ролике оператор управляет БПЛА с планшетного компьютера, отдавая команды отдельными касаниями.


Посадка на палубу корабля

Точные габариты и весовые характеристики ANCILLARY не названы, но имеются определенные намеки. Так, в видео показана эксплуатация БПЛА на эсминце типа Arleigh Burke. В один из кормовых ангаров для вертолета умещается не менее 6-8 беспилотников в вертикальном положении. Более плотная расстановка и/или использование второго ангара позволяет увеличить авиационную группу корабля.

Желаемые возможности


В DARPA ожидают, что за счет специфической конструкции и различных особенностей перспективный БПЛА ANCILLARY сможет решать широкий круг различных задач, причем с повышенной эффективностью. В ряде ситуаций он будет иметь преимущества перед беспилотниками более распространенных архитектур.

Главные преимущества будут обеспечены за счет схемы «тейлситтер», которая позволит взлетать и садиться на площадки минимального размера. Это даст известные преимущества перед БПЛА самолетного типа. Кроме того, сохранится возможность горизонтального полета, и с точки зрения скорости или экономичности ANCILLARY превзойдет беспилотные вертолеты.

Предложенный БПЛА от DARPA сможет нести разведывательную аппаратуру и получит внутренний грузоотсек. Благодаря этому он сможет осуществлять патрулирование, искать различные объекты и выдавать целеуказание. Также его можно будет использовать для перевозки небольших нетяжелых грузов. Нельзя исключать, что грузоотсек станет бомболюком, и ANCILLARY получит ударные функции.

Следует отметить, что программа ANCILLARY интересна не только своим будущим результатом в виде многоцелевого БПЛА. Для создания такого летательного аппарата подрядчикам предстоит найти и отработать целый ряд различных технологий и решений. Необходимо определить оптимальные материалы конструкции, наиболее эффективный вариант энергоустановки и двигателей, а также создать новую систему управления.


Размещение полезной нагрузки

Все эти наработки пройдут проверку и доводку в рамках проекта ANCILLARY, а затем их могут использовать при создании беспилотных комплексов других типов. Это означает, что удачное завершение нынешнего проекта позволит начать активное развитие целого направления. До недавнего времени тейлситтеры получали определенное внимание, но реализовать все их преимущества не удавалось. Теперь же ситуация может измениться.

Впрочем, будущее многообещающего направления зависит от проекта, который пока находится на самой ранней стадии. DARPA лишь высказало свои пожелания, а конкретные идеи и предложения пока отсутствуют. Кроме того, неясно, удастся ли их реализовать в полной мере и получить все желаемые результаты в разумные сроки.

Ожидания и сложности


Таким образом, в неопределенном будущем в распоряжении Пентагона может появиться новый многоцелевой беспилотный летательный аппарат со специфическими характеристиками и возможностями. Реальные работы по программе ANCILLARY начнутся в ближайшее время, и в течение нескольких следующих лет могут появиться их первые результаты.

Тем не менее, успех новой программы пока не гарантируется. Перед ней ставятся достаточно сложные задачи, решение которых потребует сил и времени. Удастся ли справиться с ними, и насколько успешными будут эти работы, станет ясно позже. А пока главной задачей DARPA является поиск подрядчиков и запуск полноценной разработки проекта.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    19 сентября 2022 06:07
    Плотно супостат занимается созданием нового вооружения, плотно. Это не может вызывать определённого беспокойства. И задумка любопытная...
    1. +1
      19 сентября 2022 13:42
      Цитата: yuriy55
      Плотно супостат занимается созданием нового вооружения, плотно. Это не может вызывать определённого беспокойства. И задумка любопытная...

      Теоретически можно сделать грузопассажирский вариант, сиденья сделать на раме которая будет на 90 градусов поворачиваться. Эта конструкция гораздо надежнее и проще чем конвертоплан.
    2. 0
      19 сентября 2022 17:24
      Ну у нас тоже не лаптем щи хлебают. Была бы воля политического руководства и для военных бы наклепали бы. [media=http://robotrends.ru/robopedia/rikor-al-320]
      1. +1
        19 сентября 2022 19:15
        Цитата: Евгений_Свириденко
        Ну у нас тоже не лаптем щи хлебают. Была бы воля политического руководства и для военных бы наклепали бы. [media=http://robotrends.ru/robopedia/rikor-al-320]

        Ну не знаю у нас вон с автовазом как получилось. Можно было купить сааб обанкротившийся по дешёвке и получить технологии для развития автопрома, как Китайцы купили вольво и их машины небо и земля по сравнению с теми что они производили в середине 2000-х, когда они просто копировали.
        Но наши решили просто продать автоваз французам.
        1. +1
          19 сентября 2022 20:22
          Ну не знаю. Вот есть готовое предприятие как например тот же упомянутый "Рикор Электроникс". Которое уже выпускает беспилотники с вертолётным взлётом для гражданских нужд. Нужны только заказы и всё будет. Но для этого я думаю нужно поганой метлой гнать коррумпированных чинуш отвечающих за заказы и спонсирование разработок. В России не хватает именно политической воли, остальное всё есть. А производителей хватает, кому интересно пожалуйста http://robotrends.ru/robopedia/bespilotniki-rossii
          1. 0
            23 сентября 2022 23:16
            Зато на другое у них воли с избытком, ))) поднять на 10% жкх с 1 декабря, а не с 1 июля 23го.
  2. +3
    19 сентября 2022 06:18
    Надо подать заявку, пока сегодня время есть. Глядишь, в суматохе и не разберутся, отгрузят laughing
    Что тут сказать. Владение аэродинамикой и программированием у ребят на твердую пятерку с плюсом.
  3. +2
    19 сентября 2022 07:00
    Прикольно будет посмотреть как они в сильный ветер эту штуку на корабль сажать будут. У Маска по сути такой же принцип посадки но он в непогоду запуски делать не рискует.
    1. +4
      19 сентября 2022 08:48
      Автору не следует без нужды засорять русский язык иностранными словечками вынося в заголовок кокой то "тейлдриссер", тем более в данной идее нет ни какой принципиальной новизны , и нет самого аппарата .
      1. 0
        20 сентября 2022 13:39
        Как его по русски назвать? Хвостопад что ли?
      2. 0
        28 октября 2022 19:48
        Новизна 1944 года, истребитель "фольксягер", тоже взлет вертикально, и потом если очень повезет выжить, посадка по-самолетному.
        На посадку "хвостом вниз" немцы даже не замахивались, понимая, что оно не получится - завал и конец машине.
    2. 0
      19 сентября 2022 13:59
      Цитата: malyvalv
      Прикольно будет посмотреть как они в сильный ветер эту штуку на корабль сажать будут. У Маска по сути такой же принцип посадки но он в непогоду запуски делать не рискует.

      А как вертолёты сажают в непогоду? Так же и беспилотник будет садиться.
      1. +2
        20 сентября 2022 03:00
        Когда масса аппарата целиком над лопастями то кувыркнуться легче лёгкого. У Маска и то задача попроще так как основная масса двигатели и топливо внизу. Сверху пустая бочка. А у самолёта центр масс обязан быть плюс минус там где крылья.
  4. -1
    19 сентября 2022 11:40
    Идеи, заложенные в самой концепции DARPA, по развитию у молодых умов "полета фантазии" , на порядков превосходят конструкторскую мысль любых традиционных КБ, сформировавшихся и развитых за последние 30-40 лет.
    Новые идеи, с новыми материалами, с подключением производителей уже на этапе технологических карт, творят революцию в технике.
    1. +5
      19 сентября 2022 11:57
      Новые идеи, с новыми материалами, с подключением производителей уже на этапе технологических карт, творят революцию в технике.
      Напомнило
      1. +1
        19 сентября 2022 16:14
        ВМФ ранее пыталось провернуть подобное, в пилотном варианте.Так что опыт у них наработан, с новыми технологиями может и получиться hi
    2. 0
      25 сентября 2022 13:36
  5. -1
    19 сентября 2022 12:40
    Что только не придумают, лишь бы не работать
  6. 0
    19 сентября 2022 13:07
    Тем не менее, успех новой программы пока не гарантируется.


    Гарантируется получение денег участниками проекта.
    Для вертикального взлёта, тяга ВМГ должна быть больше веса ЛА, поэтому вопрос о двигателях и источниках энергии здесь главный. Поглядим.
    1. 0
      19 сентября 2022 18:45
      оспрей взлетает ,а здесь все проще не надо поворотных редукторов
      1. 0
        23 сентября 2022 23:26
        Сомнительно в плане кпд.
        В горизонтальном полете достаточно и 1 винтомоторной группы, другие две будут давать приличное сопротивление, а вот если их повернуть...
        1. +1
          25 сентября 2022 14:25
          Поэтому был создан БПЛА V-BAT. Вроде ВМС приняли его на вооружение.

          https://topwar.ru/160665-bmla-v-bat-novye-ispytanija-i-starye-uspehi.html?ysclid=l8h9kgcd5036628226


          1. +1
            26 сентября 2022 22:37
            Спасибо, интересно, не знал, видимо, не афишируют.
  7. +1
    19 сентября 2022 16:31
    Надо и РФ заниматься этим и смотреть вперед,
  8. 0
    19 сентября 2022 18:43
    очень перспективная вещь, пока тяжелые дроны взлетают впп или автострад
  9. 0
    19 сентября 2022 20:38
    Мне это представляется очередным американским попилингом. Уже не раз принимались строить НЕЧТО по такой схеме. И всякий раз безуспешно. Ну, типа автомат, стреляющий из-за угла.
    1. -1
      19 сентября 2022 23:46
      Не то слово. Нарисовали мультик и приготовилисть грести бабло лопатой. Только как то скромно, рисовали бы уж сразу звезду смерти, вот где был бы рапил так распил. Или сомневаются что в это даже тупые америкашки не поверят?
  10. vdm
    0
    20 сентября 2022 13:30
    В РФ еще три года назад показали модель беспилотного конвертоплана с возможностью посадки на движущуюся платформу ( палубу) . Причем конструкция масштабируется. НО ..лучше ( выгоднее) ловить сеткой. Видео можно посмотреть на сайте www.neng.ru
    1. 0
      20 сентября 2022 16:23
      БПЛА сам платформу нашёл и сам сел? Или это искусство оператора?
      1. vdm
        0
        20 сентября 2022 18:29
        Все в автоматическом режиме. Для оператора слишком сложно и не стабильно. Более подробное видео есть на сайте www.neng.ru , ему тоже несколько лет . К сожалению, отечественная и дешевая технология оказалась не нужна.
        Важным достоинством конструкции является реальная ветроустойчивость за счет поворота мотогондол против ветра в отличие от квадрокоптера или VTOL
        1. 0
          20 сентября 2022 20:20
          Спасибо, почитал-посмотрел. Интересный аппарат.
  11. 0
    21 сентября 2022 23:23
    Ну это же Кирилл, это ж компилятор-передовик без проблеска, но алчный до килобайт. Любую его статью обсуждать - себя не уважать.
  12. Комментарий был удален.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»