Military Review

How to make screen armor? Soviet recipe 1948

19
How to make screen armor? Soviet recipe 1948
Armor IS-7 became one of the objects of shielding



Work to find possible ways


As always, stories, which are passed to us by archival documents, should begin with a small explanation. First of all, a few words about the specialized TsNII-48 or "Armor Institute", which was responsible in the Soviet Union for the development and adjustment of the production of armored steel. During the war years, he became famous for the specialists who improved the processes of cooking and casting armor. At the end of 1945, the Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR was issued to award TsNII-48 with the Order of Lenin.

At the same time for the successful completion of the tasks of the State Defense Committee for the release tanks, self-propelled artillery mounts, armored hulls, tank units and spare parts and their provision of Red Army units 63 employees of the institute were awarded orders and medals. The founder and first director of the institute, Andrei Sergeevich Zavyalov, was awarded the Order of the Patriotic War, XNUMXst degree, although, of course, he deserved the title of Hero of Socialist Labor.

One of the key areas of the post-war work of the "Armor Institute" was the solution of the problem of an all-penetrating cumulative jet. More precisely, research was also carried out during the war years - 1943-1945, but they did not bring any tangible results. In one of the previous articles ("Ofenror" and "Panzerfaust" against Soviet lattice armor) was talking about the work of the second half of 1945. In particular, TsNII-48 engineers tested lattice protection against German cumulative grenades.

After a little over two years, the institute decided to return to the issue within the framework of the topic BT-3-47 or "Refining the optimal options for protecting the hull and turret of tanks and control systems from being hit by cumulative projectiles and grenades." Looking ahead, let's say that they explored not just the prospects for shielding armor, but also "the possibility of using a counter-explosive effect."

In all likelihood, this was the world's first study of the dynamic protection of tank armor. Sergey Smolensky, an engineer of the Moscow branch of TsNII-48, expressed the idea of ​​destroying a cumulative jet of explosions back in 1944, but more or less material took shape only five years later in the article “On the Possibility of Using Explosive Energy to Destroy KSP” in the secret journal “Proceedings of TsNII-48 ".

That is why the coverage of experimental work on the "counter-explosion" in the report of TsNII-48 in 1948 can be considered the earliest publication on this topic. But this question is very extensive, so we will leave it for a separate material on the pages of the Military Review.

Let's return to the report of the "Armored Institute" in 1948, which by that time belongs to the department of the Ministry of the Shipbuilding Industry of the USSR (which is natural, since earlier the fleet took the bulk of the armor). By the end of the 40s, it was understood that there were three ways to protect yourself from cumulative ammunition:

1. Develop armor with optimal physical and mechanical properties.

2. Design armored vehicle hulls with large angles of inclination.

3. Develop special protective devices in the form of screens.

The first idea turned out to be initially stillborn at that time - the cumulative jet did not care much about the degree of hardness and fragility of the armor. Tricks with hardening and variations in chemical composition did not help either.

The second method seemed the most rational, but it came into conflict with the requirements of the designers, who had to pack ever-increasing caliber guns and other tank infrastructure into the rapidly shrinking reserved space.

And finally, there was only one thing left - either to increase the armor to incredible values, or to cover it with screens located at some distance from the hull.

Screen armor for IS and T-54


Despite the fact that TsNII-48 had previously conducted similar studies, the results remained unsatisfactory. So it was not possible to identify the necessary distance between the screen and the main armor. The studies of 1947–1948, presented in the work “Refining the optimal options for protecting the hull and turret of tanks and SU from being hit by cumulative projectiles and grenades,” were devoted to clarifying this issue. For the test, armor plates with a thickness of 90, 150, 160 and 200 mm were chosen, corresponding to those of the T-54, IS-4 and IS-7 tanks. The armor was taken serial from the Izhora plant.




Drawings of mesh and lattice test screens

In the first series of experiments, the engineers used specially made lattice and mesh screens. The first were welded from round bar steel with a diameter of 25 mm, the second from carbon wire 3 mm thick. From the rationale for choosing the distance between the lattice bars:

“Since the Big Faustpatron cumulative grenade is equipped with a high-sensitivity inertial fuse, at least a slight impact of the grenade with any obstacle is enough to trigger the fuse, which will cause the detonation of the shaped charge with the formation of a cumulative jet.
Based on these assumptions, the distance between the bars of the lattice was taken equal to 0,9 of the diameter of the cumulative jet of the Bolshoi Faustpatron grenade.

It is interesting that at that moment the first prototypes of the Soviet RPG-2 anti-tank grenade launcher were tested, but it was not used in the testing of gratings. Most likely, the armor penetration of the first Soviet RPG (at least the prototype) was lower than that of the German counterpart.





The test results were discouraging. In order to protect the side of the tank with a thickness of 90 mm, you will have to install a screen at a distance of more than 1 meter! Otherwise, the German grenade was guaranteed to pierce the armor. What an armored car with such spaced protection will turn into is scary to even imagine. For thicknesses of 200, 160 and 120 mm, the screen armor is related to 500, 700 and at least 1 mm, respectively.

In fairness, the tests were carried out when a grenade hit normal to the plane of the screen. This is an unlikely event in real life, but it does not change the fundamental conclusion - a tank, hung with screens of the 1948 model, is not good for anything. Another conclusion was the complete unsuitability of the mesh screens on the armor, primarily due to low survivability.

The engineers also determined the minimum angle of a cumulative grenade with armor without screens, which is necessary for non-penetration. For 200 mm - this is 30 degrees from the normal, for 160 mm - 60 degrees. The rest of the samples were not even tested - the "Big Faustpatron" pierced such obstacles easily, and captured grenades became more and more scarce over time.

From the category of obvious conclusions:

1. Screens located at angles to the main armor do not reduce the required mounting distance. The grenade, as expected, pierces the protective system in the area with a smaller gap and does not pierce where the gap is the largest.

2. The shielding of armored parts located at angles requires somewhat smaller shield distances from the armor than when shielding vertical parts.

The next step was the testing of experimental shielded units for the hulls of the T-54, IS-4 and IS-7 tanks. The idea was relatively little blood to strengthen the reservation of domestic armored vehicles with easily removable screens. Three options were made - sheet screens 5 mm thick, sheet perforated 5 mm screens and gratings made of 5 mm bars. They did not dare to give tanks for testing and limited themselves to the side compartments of the above vehicles.

They did not dare to shield the forehead of the tanks due to the common sense of the engineers. The screens were mounted with different gaps, but for the T-54, of course, it was the most impressive - 1 mm. The priority ammunition was the already familiar "Big Faustpatron", but here it would be interesting to quote an interesting quote from the report:

“Effective shooting at a target with cumulative grenades requires certain skills from the shooter, which could not be provided at the training ground. In order to save ammunition, at the suggestion of the NIBTP (Scientific Institute of Armored Vehicles Polygon), it was decided to carry out all tests by detonation.
For this purpose, the grenade was installed close to the screen at an angle of 9 degrees from the horizon, which corresponds to the mine's flight path from a firing distance of 30 meters.








The protective screen of the T-54 failed immediately - even a meter gap between the screen and the armor did not help. Of the four explosions, in two cases the main 90-mm armor was pierced and in two cases there were potholes. The 160-mm armor of the IS-4 was not penetrated by the faustpatron only if the screen was placed at a distance of 730 mm. At the same time, the so-called perforated screen turned out to be more tenacious than a solid sheet, on which, after the explosion of one grenade, a hole with a diameter of four or more calibers was formed.

Engineers, however, did not recommend either a sheet or a perforated screen for the series - the destruction from single hits with cumulative ammunition was too large-scale. It would seem that the heavyweight IS-7 should have easily endured all the bullying at the training ground. But no, the cumulative grenade pierced the side armor in three cases out of ten.

The conditions were as follows - a 100-mm armor plate reinforced with a lattice screen with a gap of 975 and 980 mm, heading angle of fire - 60 degrees and similar armor with a solid screen at a distance of 985 mm (heading angle of fire - 90 degrees). It’s hard to even imagine what a Soviet heavy tank would look like and what it would be capable of after being equipped with screens with a meter gap.








As the finale of the story, here is an exact excerpt from the conclusions of the TsNII-48 field research:

"one. Protection of the main armor of the IS-1 and IS-4 models against the action of the cumulative grenade "Big Faustpatron" with the help of screens installed at optimal distances ensures that the main armor is not penetrated. The main armor of the T-7 layout, protected by a screen located at a distance of 54 mm, is not reliable, since along with cases of non-penetration, penetration of the main armor is observed. This optimum distance should be at least 1 mm.
2. Lattice bar screens, recommended as the most optimal in terms of survivability, completely passed all the tests, which once again makes it possible for them to be further developed in the design of screen protection for tanks and control systems.
Author:
19 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Vladimir_2U
    Vladimir_2U 22 September 2022 07: 24
    +2
    History of armor and projectile...
    In fairness - testing by detonation, and even normal, is directly dishonest in relation to armor.
  2. Aviator_
    Aviator_ 22 September 2022 08: 03
    +7
    Very interesting stuff. Respect to the author. One question - so why are they now hanging bars on armored vehicles - have modern cumulative grenades become worse than panzerfausts?
    1. Evgeny Fedorov
      22 September 2022 08: 22
      +8
      Thank you! Well, judging by the report, it was the gratings that turned out to be the most stable. In the minus they sent "bed" nets, perforated armor and sheet armor. The main advantage of gratings is that they are not destroyed so much after the first grenade
      1. Aviator_
        Aviator_ 22 September 2022 08: 32
        +1
        And what about the Jewish weights on chains that are hung around the Merkava (almost wrote sidelocks), how - better or worse?
        1. Evgeny Fedorov
          22 September 2022 08: 41
          +8
          Need to think. But the Jews will not advise bad, Moreover, our tank builders have adopted. I would like to believe that not blindly, but previously shot at the training ground.
          1. Mister X
            Mister X 22 September 2022 09: 26
            +2
            Quote: Evgeny Fedorov
            our tank builders adopted.

            What do you think: work is underway now?
            Given the Javelins, and the vulnerability of the upper hemisphere of armored vehicles
            1. Evgeny Fedorov
              22 September 2022 09: 55
              +8
              The work is being done accurately. In an open source, even before the SVO, I met materials with calculations of the EPR of the Javelin missile. If I'm not mistaken, Almaz-Antey is doing this. There is also such material - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32809326 "Assessment of the possibility of countering the FGM-148 Javelin anti-tank systems by means of optoelectronic countermeasures"
              1. Bad_gr
                Bad_gr 22 September 2022 11: 57
                +2
                Quote: Aviator_
                And what about the Jewish weights on chains that are hung around the Merkava (almost wrote sidelocks), how - better or worse?
                Apparently they provide protection. At first, we didn’t have anything like this on the T-90M

                But then there were metal plates on the chains

                And later they were replaced with a grid with weights
    2. Vladimir_2U
      Vladimir_2U 22 September 2022 11: 30
      -1
      Quote: Aviator_
      have modern cumulative grenades become worse than panzerfausts?

      Now the gratings are made of full-fledged armor plates, and besides, their main purpose is not a long-range detonation, but the destruction of a cumulative funnel before detonation.
      1. Couchexpert
        Couchexpert 22 September 2022 12: 49
        +1
        And also with some chance the deviation of the ammunition from the normal (the shape is a cone, the speeds are not the highest, it can ricochet) to the target before the explosion itself in order to further increase the same jet path to the main armor.
      2. Genry
        Genry 22 September 2022 13: 50
        +2
        Quote: Vladimir_2U
        ... gratings ... the main purpose is not a long-range detonation, but the destruction of a cumulative funnel before detonation.

        Nonsense!
        The piezo fuse instantly responds to the minimum deformation of the casing.
        1. Vladimir_2U
          Vladimir_2U 22 September 2022 14: 18
          -1
          Quote: Genry
          Nonsense!
          The piezo fuse instantly responds to the minimum deformation of the casing.

          Counter-nonsense! laughing
          In this case, they would do with a bottom fuse!
        2. Bad_gr
          Bad_gr 22 September 2022 14: 20
          +2
          Quote: Genry
          Nonsense!
          The piezo fuse instantly responds to the minimum deformation of the casing.
  3. acetophenone
    acetophenone 22 September 2022 10: 49
    +1
    Common sense seems to dictate that the grids should work, but Soviet scientists refute this common misconception. That does not prevent everyone from following common sense.
  4. decimalegio
    decimalegio 22 September 2022 11: 02
    +4
    I thank the author for an interesting article. hi
  5. solar
    solar 22 September 2022 12: 35
    +1
    the article deals with screens that provide premature operation.
    Modern ones, due to the destruction of the hull of the ammunition, violate the properties of the cumulative jet and, thereby, its effectiveness in terms of armor penetration.
  6. Nephilim
    Nephilim 22 September 2022 12: 54
    +1
    In all likelihood, this was the world's first study of the dynamic protection of tank armor.

    It's not "probably". This is generally recognized all over the world - the first studies of dynamic armor protection were carried out in the USSR, in the Central Armor Laboratory No. 1 (TsBL-1), into which TsNII-48 was transformed in 1948. The work was supervised by B.V. Voitsekhovsky.
  7. the same doctor
    the same doctor 22 September 2022 15: 51
    0
    As I imagine a cumulative jet, the best solution would be a screen made of welded steel strip accordions with a thickness of about a millimeter and a depth of 50-70 millimeters located at a distance of about half a meter from the main armor. The step of such a lattice is determined by the caliber of the projectile. Making them is more difficult than a simple rebar lattice, but it's time to move away from handicraft in their manufacture. Unfortunately, by varying the response time of the shaped charge, it will be quite easy to bypass the protection of the most cunning grid.
    .
    In addition to gratings, active protection should be created in the form of a shotgun that shoots at an incoming rocket at a distance of 2-3 meters. Javelins fly up from above, and a barrel with buckshot firmly attached to the back of the turret may well hit them. against the background of the sky, the rocket is easy to identify with conventional optics, and the electronics will provide a shot at exactly the right moment.
    1. ycuce234-san
      ycuce234-san 22 September 2022 19: 03
      0
      You can also try to make the elements of the screens themselves unequal strength and unequal elastic - a combination of different strength and elasticity of the elements may have time to turn the grenade to the desired angle.

Военное обозрение

Как сделать экранную броню? Советский рецепт 1948 года

19
Как сделать экранную броню? Советский рецепт 1948 года
Броня ИС-7 стала одним из объектов экранирования



Работы по отысканию возможных способов


Как всегда, истории, которые нам передают архивные документы, следует начинать с небольшого пояснения. Прежде всего, пару слов о профильном ЦНИИ-48 или «Броневом институте», который отвечал в Советском Союзе за разработку и наладку производства броневой стали. В годы войны он прославился специалистами, которые усовершенствовали процессы варки и литья брони. В конце 1945 года вышел Указ Пpезидиума Веpховного Совета СССР о награждении ЦНИИ-48 оpденом Ленина.

Одновременно за успешное выполнение заданий Госудаpственного Комитета Обоpоны по выпуску танков, аpтиллеpийских самоходных установок, бpонекоpпусов, танковых агpегатов и запасных частей и обеспечение ими частей Кpасной Аpмии 63 pаботника института были нагpаждены оpденами и медалями. Основателя и первого директора института Андрея Сергеевича Завьялова наградили оpденом Отечественной войны I степени, хотя, безусловно, он заслуживал звания Героя Социалистического Труда.

Одним из ключевых направлений послевоенной работы «Броневого института» стало решение проблемы всепроникающей кумулятивной струи. Точнее, исследования велись и в годы войны – 1943–1945 года, но никаких ощутимых результатов они не принесли. В одной из предыдущих статей («Офенрор» и «Панцерфауст» против советской решетчатой брони) шла речь о работах второй половины 1945 года. В частности, инженеры ЦНИИ-48 испытывали решетчатую защиту от кумулятивных немецких гранат.

Спустя два с небольшим года в институте решили вернуться к вопросу в рамках темы БТ-3-47 или «Доработка оптимальных вариантов защиты корпуса и башни танков и СУ от поражения кумулятивными снарядами и гранатами». Забегая вперед, скажем, что исследовали не просто перспективы экранирования брони, но и «возможность использования контрвзрывного эффекта».

По всей вероятности, это было первое в мире исследование динамической защиты танковой брони. Инженер московского филиала ЦНИИ-48 Сергей Смоленский высказал идею о разрушении кумулятивной струи взрывов еще в 1944 году, но более или менее материал оформился только спустя пять лет в статье «О возможности использования энергии ВВ для поражения КСП» в секретном журнале «Труды ЦНИИ-48».

Именно поэтому освещение опытно-экспериментальной работы по «контрвзрыву» в отчете ЦНИИ-48 в 1948 году можно считать наиболее ранней публикацией на эту тему. Но вопрос этот очень обширен, поэтому оставим его для отдельного материала на страницах «Военного обозрения».

Вернемся к отчету «Броневого института» 1948 года, который к тому времени относится к ведомству Министерства судостроительной промышленности Союза ССР (что естественно, так как ранее основную массу брони забирал флот). К концу 40-х годов пришло понимание, что защититься от кумулятивного боеприпаса можно тремя способами:

1. Разработать броню с оптимальными физико-механическими свойствами.

2. Конструировать корпуса бронемашин с большими углами наклона.

3. Разработать специальные защитные устройства в виде экранов.

Первая идея оказалась на тот момент изначально мертворожденной – кумулятивную струю мало волновала степень твердости и хрупкости брони. Не помогали также ухищрения с закалкой и вариациями химического состава.

Второй способ казался наиболее рациональным, но вступал в конфликт с требованиями конструкторов, которым приходилось упаковывать в стремительно сокращающее забронированное пространство орудия постоянно увеличивающегося калибра и прочую инфраструктуру танка.

И наконец, оставалось одно – либо увеличивать броню до неимоверных величин, либо закрывать её экранами, расположенными на некотором расстоянии от корпуса.

Экранная броня для ИС и Т-54


Несмотря на то, что ЦНИИ-48 проводил ранее аналогичные исследования, результаты оставались неудовлетворительным. Так и не удавалось выявить необходимое расстояние между экраном и основной броней. Разъяснению этого вопроса и были посвящены исследования 1947–1948 гг., представленные в работе «Доработка оптимальных вариантов защиты корпуса и башни танков и СУ от поражения кумулятивными снарядами и гранатами». Для испытания выбрали бронеплиты толщиной 90, 150, 160 и 200 мм, соответствующие аналогичным у танков Т-54, ИС-4 и ИС-7. Броню брали серийную из Ижорского завода.




Чертежи сетчатых и решетчатых экранов для испытаний

В первой серии опытов инженеры использовали специально изготовленные решетчатые и сеточные экраны. Первые сваривались из круглой прутковой стали диаметром 25 мм, вторые из углеродистой проволоки в 3 мм толщиной. Из обоснования выбора расстояния между прутками решетки:

«Так как кумулятивная граната «Большой фаустпатрон» снабжена инерционным взрывателем высокой чувствительности, то достаточно хотя бы незначительного соударения гранаты с любой преградой, чтобы сработал взрыватель, который вызовет детонацию кумулятивного заряда с образованием кумулятивной струи.
Исходя из таких предпосылок, расстояние между прутками решетки было принято равным 0,9 диаметра кумулятивной струи гранаты «Большой фаустпатрон».

Интересно, что в тот момент испытывали первые прототипы советского противотанкового гранатомета РПГ-2, но его в испытаниях решеток не применяли. Вероятнее всего, бронепробиваемость первого советского РПГ (по крайней мере, прототипа) была ниже, чем у немецкого аналога.





Результаты испытания обескуражили. Для того, чтобы защитить борт танка толщиной 90 мм, придется устанавливать экран на расстоянии более 1 метра! Иначе немецкая граната гарантированно пробивала броню. Во что превратится бронемашина с такой разнесенной защитой, страшно даже представить. Для толщин в 200, 160 и 120 мм, экранная броня относится соответственно на 500, 700 и не менее 1 000 мм.

Справедливости ради испытания проводились при ударе гранаты по нормали к плоскости экрана. Это маловероятное событие в реальной жизни, но оно не меняет принципиального вывода – танк, обвешенный экранами образца 1948 года, мало для чего годен. Еще одним выводом стала полная профнепригодность сетчатых экранов на броне, прежде всего, из-за низкой живучести.

Определили инженеры и минимальный угол встречи кумулятивной гранаты с броней без экранов, необходимый для непробития. Для 200 мм – это 30 градусов от нормали, для 160 мм – 60 градусов. Остальные образцы даже не испытывали – «Большой фаустпатрон» пробивал такие преграды легко, а трофейные гранаты становились со временем все дефицитнее.

Из разряда очевидных выводов:

1. Экраны, расположенные под углами к основной броне, не сокращают необходимое расстояние монтажа. Граната ожидаемо пробивает защитную систему в области с меньшим зазором и не пробивает там, где просвет наибольший.

2. Экранировка броневых деталей, расположенных под углами, требует несколько меньших расстояний экрана от брони, чем при экранировке вертикальных деталей.

Следующим шагом стало испытание опытных экранированных узлов для корпусов танков Т-54, ИС-4 и ИС-7. Идея была относительно малой кровью усилить бронирование отечественных бронемашин легкосъемными экранами. Изготовили три варианта – листовые экраны толщиной 5 мм, листовые дырчатые 5-мм экраны и решетки из прутков в 5 мм. Танки на испытания отдавать не решились и ограничились бортовыми отсеками указанных выше машин.

Лоб танков не решились экранировать по причине наличия здравого смысла у инженеров. Экраны монтировались с разными зазорами, но у Т-54, понятное дело, он был самым впечатляющим – 1 015 мм. Приоритетным боеприпасом был привычный уже «Большой фаустпатрон», но здесь интересно будет привести любопытную цитату из отчета:

«Эффективная стрельба по цели кумулятивными гранатами требует определенных навыков от стрелка, что нельзя было обеспечить на полигоне. С целью экономии боеприпасов, по предложению НИБТП (Научный институт бронетанковой техники Полигон) было решено проводить все испытания подрывом.
Для этой цели граната устанавливалась вплотную к экрану под углом 9 градусов от горизонта, что соответствует траектории полета мины с дистанции обстрела 30 метров».








Защитный экран Т-54 провалился сразу же – не помог даже метровый зазор между экраном и броней. Из четырех подрывов в двух случаях основная 90-мм броня была пробита и в двух случаях имелись выбоины. 160-мм броня ИС-4 не пробивалась фаустпатроном насквозь только в случае размещения экрана на удалении в 730 мм. При этом так называемый дырчатый экран оказался живучее сплошного листа, на котором после подрыва одной гранаты образовывалась пробоина диаметром в четыре и более калибров.

Инженеры, впрочем, не рекомендовали в серию ни листовой, ни дырчатый экран – разрушения от единичных поражений кумулятивными боеприпасами были слишком масштабными. Казалось бы, тяжеловес ИС-7 должен был легко вынести все издевательства на полигоне. Но нет, кумулятивная граната пробила бортовую броню в трех случаях из десяти.

Условия были следующие – 100-мм лист брони, усиленный решетчатым экраном с зазором в 975 и 980 мм, курсовой угол обстрела – 60 градусов и аналогичная броня со сплошным экраном на расстоянии в 985 мм (курсовой угол обстрела – 90 градусов). Сложно даже представить, как бы выглядел и на что был бы способен советский тяжелый танк после оснащения экранами с метровым зазором.








В качестве финала истории приведем точную выдержку из выводов по полигонным исследованиям ЦНИИ-48:

«1. Защита основной брони макетов ИС-4 и ИС-7 против действия кумулятивной гранаты «Большой фаустпатрон» с помощью экранов, установленных на оптимальных расстояниях, обеспечивает непробитие основной брони. Основная броня макета Т-54 защищенная экраном, находящимся на расстоянии 1 015 мм, не надежна, так как наряду со случаями непробития наблюдается пробитие основной брони. Это оптимальное расстояние должно быть не менее 1 200 мм.
2. Решетчатые прутковые экраны, рекомендованные как наиболее оптимальные по живучести, вполне выдержали все испытания, что лишний раз дает возможность их при дальнейшей конструктивной отработке экранной защиты танков и СУ».
Автор:
19 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Владимир_2У
    Владимир_2У 22 сентября 2022 07:24
    +2
    История брони и снаряда...
    Справедливости ради - испытания подрывом да еще и по нормали это прямо нечестно по отношении к броне.
  2. Авиатор_
    Авиатор_ 22 сентября 2022 08:03
    +7
    Очень интересный материал. Автору - респект. Один вопрос - так чего же теперь вешают решётки на бронетехнику - современные кумулятивные гранаты стали хуже панцерфаустов?
    1. Евгений Федоров
      22 сентября 2022 08:22
      +8
      Спасибо! Ну так, судя по отчету, именно решетки оказались наиболее устойчивыми. В минус отправили сетки "кроватные", дырчатую броню и листовую. Главный плюс решеток - они не так сильно разрушаются после первой гранаты
      1. Авиатор_
        Авиатор_ 22 сентября 2022 08:32
        +1
        А еврейские гири на цепочках, которыми обвешивается "Меркава" (чуть не написал пейсы), как - лучше или хуже?
        1. Евгений Федоров
          22 сентября 2022 08:41
          +8
          Надо думать. Но евреи плохого не посоветуют, Тем более, наши танкостроители переняли. Хочется верить, что не слепо, а предварительно отстреляли на полигоне.
          1. Mister X
            Mister X 22 сентября 2022 09:26
            +2
            Цитата: Евгений Федоров
            наши танкостроители переняли.

            Как думаете: сейчас работы ведутся?
            Учитывая Джавелины, и уязвимость верхней полусферы бронетехники
            1. Евгений Федоров
              22 сентября 2022 09:55
              +8
              Работы ведутся точно. В открытом источнике, еще до СВО встречал материалы с расчетами ЭПР ракеты Джавелин. Если не ошибаюсь, этим "Алмаз - Антей" занимается. Есть и такой материал - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32809326 "Оценка возможности противодействия ПТРК FGM-148 Javelin средствами оптико-электронного противодействия"
              1. Bad_gr
                Bad_gr 22 сентября 2022 11:57
                +2
                Цитата: Авиатор_
                А еврейские гири на цепочках, которыми обвешивается "Меркава" (чуть не написал пейсы), как - лучше или хуже?
                По-видимому, защиту дают. У нас вначале, на Т-90М ничего подобного небыло

                Но потом появились металлические пластины на цепях

                А в дальнейшем их заменили на сетку с грузиками
    2. Владимир_2У
      Владимир_2У 22 сентября 2022 11:30
      -1
      Цитата: Авиатор_
      современные кумулятивные гранаты стали хуже панцерфаустов?

      Сейчас решётки из пластин полноценной брони и к тому же их главное назначение не дальний подрыв, а разрушение кумулятивной воронки до подрыва.
      1. CouchExpert
        CouchExpert 22 сентября 2022 12:49
        +1
        А также с некоторым шансом отклонение боеприпаса от нормали (форма - конус, скорости - не самые большие, может срикошетить) к цели перед самим подрывом дабы еще увеличить тот самый путь струи до основной брони.
      2. Genry
        Genry 22 сентября 2022 13:50
        +2
        Цитата: Владимир_2У
        ... решётки ... главное назначение не дальний подрыв, а разрушение кумулятивной воронки до подрыва.

        Чушь!
        Пьезовзрыватель моментально срабатывает на минимальную деформацию кожуха.
        1. Владимир_2У
          Владимир_2У 22 сентября 2022 14:18
          -1
          Цитата: Genry
          Чушь!
          Пьезовзрыватель моментально срабатывает на минимальную деформацию кожуха.

          Контрчушь! laughing
          В таком случае обходились бы донным взрывателем!
        2. Bad_gr
          Bad_gr 22 сентября 2022 14:20
          +2
          Цитата: Genry
          Чушь!
          Пьезовзрыватель моментально срабатывает на минимальную деформацию кожуха.
  3. acetophenon
    acetophenon 22 сентября 2022 10:49
    +1
    Похоже, здравый смысл подсказывает, что решётки должны работать, но советские учёные опровергают это распространённое заблуждение. Что нисколько не мешает всем следовать здравому смыслу.
  4. Decimalegio
    Decimalegio 22 сентября 2022 11:02
    +4
    Благодарю автора за интересную статью. hi
  5. solar
    solar 22 сентября 2022 12:35
    +1
    в статье рассматриваются экраны, обеспечивающие преждевременное срабатывание.
    Современные за счет разрушения корпуса боеприпаса нарушают свойства кумулятивной струи и тем самым- её эффективность в части бронепробиваемости.
  6. Nephilim
    Nephilim 22 сентября 2022 12:54
    +1
    По всей вероятности, это было первое в мире исследование динамической защиты танковой брони.

    Это не "по всей вероятности". Это общепризнано во всем мире - первые исследования динамической защиты брони проводились в СССР, в Центральной броневой лаборатории № 1 (ЦБЛ-1), в которую был преобразован ЦНИИ-48 в 1948 году. Работами руководил Б.В. Войцеховский.
  7. тоже-врач
    тоже-врач 22 сентября 2022 15:51
    0
    Как я представляю себе кумулятивную струю, то наилучшим решением будет экран из сваренных гармошек стальных полос толщиной около миллиметра и глубиной миллиметров в 50-70 расположенный на расстоянии около полуметра от основной брони. Шаг такой решётки определяется калибром снаряда. Изготовление сложнее, чем простая решётка из арматуры, но пора отходить от кустарщины в их изготовлении. К сожалению, варьируя время срабатывания кумулятивного заряда будет достаточно легко обойти защиту самой хитрой решётки.
    .
    Помимо решёток следует создавать активную защиту в виде дробовика, стреляющего в подлетающую ракету на расстоянии в 2-3 метра. Джавелины подлетают сверху и жёстко закреплённый сзади башни ствол с картечью вполне может их поразить. на фоне неба ракету легко идентифицировать обычной оптикой, а электроника обеспечит выстрел именно в нужный момент.
    1. ycuce234-san
      ycuce234-san 22 сентября 2022 19:03
      0
      Можно попробовать ещё делать сами элементы экранов неравнопрочными и неравноупругими - сочетание разной прочности и упругости элементов возможно может успевать разворачивать гранату на нужный угол.