Проект «Кондор»: смерть с небес

74
Проект «Кондор»: смерть с небес

Как мы уже говорили ранее в материале «Проблема высокой стоимости высокоточных боеприпасов и пути её решения», российская спецоперация на Украине выявила высочайшую потребность вооружённых сил Российской Федерации (ВС РФ) в высокоточном оружии. Проблема в его высокой стоимости, ограниченных объёмах и длительных технологических циклах производства.

Путём создания специальных комплектов ряд неуправляемых боеприпасов может быть конвертирован в высокоточные, например, такие мероприятия могут быть реализованы по отношению к свободнопадающим авиабомбам, артиллерийским снарядам, неуправляемым авиационным ракетам (НАР) и снарядам реактивных систем залпового огня (РСЗО). Такие образцы, хоть уступают изделиям, изначально изготовленным как высокоточные, но зато обходятся вооружённым силам значительно дешевле и потенциально могут изготавливаться в большем количестве.



Но, как показывает мировой опыт, на базе неуправляемых изделий можно создать лишь высокоточное оружие ограниченной дальности, порядка пятидесяти и максимум ста километров, а в условиях активного противодействия противника, вооружённые силы которого оснащены современными зенитно-ракетными комплексами (3РК), а также средствами контрбатарейной борьбы и высокоточным оружием сравнимой дальности (50–100 км), возникает потребность насыщения вооружённых сил недорогим высокоточным оружием, дальность полёта которого позволяет применять его вне зоны досягаемости ЗРК и средств контрбатарейной борьбы противника.

Обозначим проект перспективного управляемого планирующего боеприпаса большой дальности (УПБ-БД) как «Кондор».


Андский кондор может парить в воздухе часами, практически не двигая крыльями. Изображение wikipedia.org

Система наведения и управления


В первую очередь УПБ-БД «Кондор» необходимо оснастить максимально недорогим оборудованием наведения, каковым является наведение по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС).


Создание независимой глобальной навигационной спутниковой системы стало одним из важнейших достижений РФ. Изображение wikipedia.org

Такое высокоточное оружие не сможет поражать движущиеся цели? Да, но такой возможностью не обладают и куда более дорогие крылатые и баллистические ракеты типа «Калибр» и «Искандер».

Сигналы ГЛОНАСС можно заглушить средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ)? Возможно, но, скорее всего, лишь на весьма ограниченном участке местности, по крайней мере, на Украине «выключить» американскую систему спутниковой навигации GPS мы не можем, вооружённые силы Украины (ВСУ) без проблем применяют оружием с GPS наведением.

Противник выведет из строя спутники ГЛОНАСС? Но это уже будет совсем другая война. В этом случае мы тоже выведем из строя спутники GPS, и большой вопрос, кому будет хуже (будет хуже США и их союзникам, так как они гораздо сильнее завязаны на высокотехнологичные вооружения, чем ВС РФ).

В общем, для огромного количества локальных конфликтов, к которым относится и спецоперация на Украине, ГЛОНАСС-наведения на высокоточных боеприпасах типа «Кондор» вполне достаточно. Да и, по сути, какой-либо альтернативы спутниковому наведению для недорогих решений нет, все иные варианты или значительно дороже, или неприменимы для высокоточного оружия большой дальности.


Приёмовычислительный модуль ГЛОНАСС/GPS 1К-181. Изображение wikipedia.org

Питание системы наведения и управления электроэнергией будем осуществлять от литий-диоксид марганцевых (Li-MnO2) или литий-тионилхлоридных (Li-SOCl2) батарей, обладающих огромным сроком службы и устойчивостью к воздействию низких температур.

Двигатель


С двигателем всё просто – на УПБ-БД «Кондор» мы от него полностью откажемся. Турбореактивный двигатель (ТРД) – это очень дорого. Недорогих высокоэкономичных малогабаритных авиадвигателей, как бензиновых, так и электрических, у нас или нет, или их крайне мало, не хватает даже для многоразовых БПЛА. Тратить их на одноразовый боеприпас – просто расточительство.

Как же мы тогда получим дальность применения в сотни километров?

Корпус


Ключ к получению большой дальности в проекте «Кондор» – это использование планирующего корпуса с высоким показателем аэродинамического совершенства и носителя, обеспечивающего соответствующую дальность планирования и массовую выброску планирующих боеприпасов.

Дальность планирования определяется аэродинамическим качеством летательного аппарата. При аэродинамическом качестве равном 30, летательный аппарат, планируя с высоты 1 километр, пролетит 30 километров по горизонтали. Например, у американского стратегического разведчика U-2 аэродинамическое качество составляет 28 единиц, у советских самолётов Мясищева М-17 и М-55 – примерно 30 единиц, а у немецкого планера Schleicher ASH-25 – целых 60 единиц.


Планер Schleicher ASH-25. Изображение wikipedia.org

Аэродинамическое качество показывает дальность планирования без учёта влияния ветра. Можно предположить, что для получения дальности полёта планирующего боеприпаса порядка 100–200 километров при сбросе с высоты порядка десяти километров его корпус должен обладать аэродинамическим качеством на уровне не менее 30 единиц.

Предположительно, корпус перспективного УПБ-БД «Кондор», по сути конструктивно более близкого к БПЛА-камикадзе, чем к авиабомбе, будет представлять собой высокоплан с крылом большого удлинения. Необходимость транспортировки большого количества УПБ-БД «Кондор», скорее всего, приведёт к реализации в его конструкции раскрывающихся крыльев, а скорее, поворотного монокрыла, разворачивающегося после сброса боеприпаса.


Концепт УПБ-БД «Кондор» с прямым поворотным крылом большого удлинения. Изображение выполнено автором

Необходимость минимизации массы и трудоёмкости изготовления УПБ-БД «Кондор» предполагает использование полимерных или композитных материалов, при этом последние обычно обладают более высокой стоимостью, но и большей прочностью на изгиб, лучшим соотношением масса/прочность.


Примерно так может выглядеть изготовление композитного корпуса на машине радиального плетения.

Предположительно оптимальным решением для изготовления пластиковой обшивки корпуса и крыла УПБ-БД «Кондор» станет применение термопластавтоматов и экструзионных машин, способных выдувать полимерные изделия сложной формы в огромных количествах. Полученные заготовки после минимальной механической обработки будут идти на участок сборки.

Маловероятно, что удастся достичь необходимой прочности конструкции только за счёт несущего корпуса. Скорее всего, как для корпуса, так и для крыла потребуется внутренняя рама. Наилучшим решением стало бы получение такой рамы тем же способом, что и корпуса, и крыльев – что-то вроде лонжеронов и/или сотовой конструкции сложной формы. Если пластик не обеспечит необходимую жёсткость, то решением, возможно, станет создание алюминиевой рамы, причём для снижения себестоимости её изготовление может осуществляться из промышленных решений (уголков, профилей), применяемых на гражданском рынке.


Термопластавтомат (вверху, слева), экструзионная машина (справа) и алюминиевый профиль, полученный методом экструзии (внизу, слева). Изображение wikipedia.org

Необходимо понимать, что УПБ-БД «Кондор» не предназначен для применения с самолётов тактической авиации, для этого класса вооружений необходим специфичный носитель, о котором поговорим чуть ниже.

Боевая часть


Разумеется, в УПБ-БД «Кондор» не удастся установить боевую часть, сравнимую с теми, что размещаются в крылатых и баллистических ракетах большой дальности, то есть порядка 300–500 килограмм. Однако, как показывает практика, высокоточное оружие прекрасно обходится боевыми частями куда меньшей массы, компенсируя мощность взрыва точностью попадания.

Можно предположить, что масса боевой части УПБ-БД «Кондор» должна составлять порядка 10–50 килограмм, что примерно находится в диапазоне масс боевой части 122-мм снаряда РСЗО «Град» и осколочного снаряда калибра 152 мм. Потенциально может быть создано несколько типоразмеров УПБ-БД «Кондор», например, с БЧ массой 10 килограмм, 20 килограмм, 50 килограмм и так далее.


Макет зажигательной головной части 9Н510 снаряда калибра 122 мм для РСЗО «Град». Изображение wikipedia.org

Транспортно-пусковой контейнер (ТПК)


Из-за специфичной формы УПБ-БД «Кондор» для его хранения нерационально применять стандартные ТПК цилиндрической или прямоугольной формы, поскольку в этом случае большая часть контейнера будет «везти воздух».

Предположительно, лучше использовать не герметичный ТПК, а что-то типа внешнего рамного ТПК-экзоскелета, к которому будет крепиться УПБ-БД «Кондор» в процессе транспортировки, чтобы не допустить его повреждения, особенно длинных и тонких крыльев. В нём же он должен сбрасываться с носителя.


Концепт УПБ-БД «Кондор» со сложенным (повёрнутом вдоль корпуса) крылом в ТПК рамного типа. Изображение выполнено автором

После сброса в хвостовой части ТПК раскрывается небольшой парашют, стабилизирующий его в положении, близком к вертикальному. Затем замки открываются, после чего УПБ-БД «Кондор» выпадает из ТПК под действием силы тяжести и направляется к своей цели.

Транспортировка УПБ-БД «Кондор» в ТПК-экзоскелетах должна осуществляться в групповых герметичных контейнерах, рядами, на стеллажах.

Если же практика покажет необходимость полноценного герметичного ТПК, то, предположительно, он может быть выполнен из пластика с внутренними рёбрами жёсткости или методом намотки из стекловолокна и будет иметь квадратное или трапециевидное сечение.


Концепт УПБ-БД «Кондор» со сложенным (повёрнутом вдоль корпуса) крылом в герметичном ТПК. Изображение выполнено автором

Массогабаритные характеристики


Каковы должны быть вес и габариты УПБ-БД «Кондор» для доставки БЧ массой 10–50 килограмм?

Максимальная масса вышеупомянутого немецкого планера Schleicher ASH-25 составляет 750 килограмм, пустого – 478 килограмм, то есть 272 килограмма полезной нагрузки – это более трети от максимального веса. Длина ASH-25 составляет почти девять метров, а размах крыльев – почти двадцать шесть метров.

Для полезной нагрузки, то есть БЧ массой 50 килограмм, максимальная масса УПБ-БД «Кондор» составит порядка 150–200 килограмм. Пропорционально уменьшая габариты, получим длину корпуса около двух метров при размахе крыльев порядка пяти метров.

Таким образом, в транспортно-пусковом контейнере УПБ-БД «Кондор» будет иметь габариты 6х0,5х0,5 метра, то есть где-то на уровне габаритов «настоящей» крылатой ракеты, только весить он будет на порядок меньше. При уменьшении массы боевой части, например, до 10–20 килограмм, максимальная масса УПБ-БД «Кондор» составит менее 100 килограмм, а габариты в ТПК сократятся примерно до 3х0,25х0,25 метра.

В реальности масса и габариты УПБ-БД «Кондор» могут быть больше, поскольку зависимость при изменении массы/размерности планера может быть непрямой, но, варьируя массу БЧ в диапазоне от 10 до 50 килограмм, а также габариты планера, с высокой вероятностью можно уложиться в минимум (масса порядка 100 кг, габариты в ТПК 3х0,25х0,25 метра) и максимум (масса порядка 200 кг, габариты 6х0,5х0,5 метра).

Существует вероятность того, что реализовать раскладные крылья/монокрыло будет сложно и дорого – будут отказы на этапе сброса и раскрытия. Тогда более целесообразным решением окажется использование неподвижного крыла – в диапазоне масс БЧ 10–20 килограмм и при общей ширине крыла/крыльев порядка трёх метров это вполне допустимо. В этом случае ТПК как таковой вообще не потребуется. УПБ-БД «Кондор» будут размещаться последовательно с небольшим смещением в специальных кассетах, которые будут занимать целый «этаж» в отсеке вооружения носителя.


Концепт УПБ-БД «Кондор» с нескладным крылом. Изображение выполнено автором


В зависимости от итоговой формы корпуса и габаритов могут быть рассмотрены различные варианты повышения плотности размещения УПБ-БД «Кондор» в отсеке вооружения Ил-76Б. Изображение выполнено автором

Остаётся подобрать для УПБ-БД «Кондор» соответствующий носитель.

Носитель


Специфика УПБ-БД «Кондор» исключает применение для его сброса самолётов тактической авиации – это изделие не предназначено для высоких перегрузок и его, скорее всего, нельзя будет размещать на внешней подвеске. Да и смысла нет – слишком мало УПБ-БД «Кондор» поднимет тот же Су-34/Су-35С, а стоимость часа его полёта во многом «обнулит» меры по снижению стоимости самого боеприпаса.

То же самое относится и к бомбардировщикам-ракетоносцам – нести на внешней подвеске нельзя, приспосабливать УПБ-БД «Кондор» к внутренним отсекам нет смысла. Бомбардировщиков-ракетоносцев у нас мало, пусть лучше доставляют более серьёзное оружие.

Можно предположить, что наилучшим вариантом для сброса УПБ-БД «Кондор» станут модифицированные транспортные самолёты Ил-76, обозначим их условно как Ил-76Б.


Самолёты Ил-76 обладают внушительным грузовым отсеком. Изображение wikipedia.org

Конечно, транспортных самолётов типа Ил-76 ВС РФ всё время не хватает, как и машин на их базе – топливозаправщиков и самолётов ДРЛО. Однако в настоящее время вроде как смонтированы новые производственные линии, на которых планируется довести ежегодное производство Ил-76 разных модификаций до 12 штук в год. Таким образом, выделить два-четыре самолёта для переоборудования в носители УПБ-БД «Кондор» вполне реально, а если комплекс зарекомендует себя положительно, то и восемь-двенадцать самолётов.

Какое переоборудование Ил-76 потребуется?

Транспортный самолёт Ил-76 обладает грузовым отсеком габаритами 20х3,45х3,4 метра (вообще длина грузового отсека 24,5 метра, но из неё 4,5 метра рампа), грузоподъёмность 28–60 тонн, дальность полёта с полезной нагрузкой 40 тонн – 6 500 километров. Всё пространство грузового отсека, он же отсек вооружения, займёт система хранения и сброса, представляющая собой многоярусный стеллаж с транспортёрами-толкателями, размещёнными параллельно.

При габаритах ТПК 6х0,5х0,5 метра в переоборудованный грузовой отсек Ил-76Б поместится 108 УПБ-БД «Кондор» (шесть в ряд, шесть в высоту, три в глубину). При этом масса всех 108 УПБ-БД «Кондор» составит около двадцати тонн. Даже если масса оборудования для выброса и хранения БПЛА составит столько же, то это всё равно будет почти на треть меньше максимальной грузоподъёмности исходного Ил-76.

Уменьшение массы и габаритов приведёт к соответствующему увеличению количества УПБ-БД «Кондор», размещаемых на борту модифицированного Ил-76Б (нелинейно, поскольку одновременно будет возрастать масса системы хранения и сброса из-за большего числа стеллажей).

Для варианта с нескладным крылом шириной около трёх метров при кассетном размещении в Ил-76Б поместится примерно 60–120 УПБ-БД «Кондор», в зависимости от их итоговых габаритов и способа компоновки в отсеке.


Примерно так может размещаться вариант УПБ-БД «Кондор» с нескладным крылом, только стеллаж будет ориентирован вертикально, и боеприпасы в нём будут располагаться ещё и последовательно. Изображение wikipedia.org

Скорость сброса УПБ-БД «Кондор» будет определяться только ограничениями из-за возможности их столкновения в воздухе на начальном этапе полёта. К примеру, при сбросе УПБ-БД «Кондор» с интервалом в 1–3 секунды на полную выброску боекомплекта уйдёт примерно 2–7 минут.

Транспортировка и сброс боеприпасов с транспортных самолётов прорабатываются уже давно разными предприятиями в различных странах мира.


Презентация системы запуска крылатых ракет с транспортного самолёта Rapid Dragon от компании Lockheed Martin


Этот вариант вполне применим и для запуска УПБ-БД «Кондор». Изображение из презентации Lockheed Martin

Программирование координат цели может осуществляться по беспроводному промышленному протоколу Zigbee прямо внутри отсека вооружения, а активация включения электроники будет происходить после механического замыкания контактов при установке в отсек вооружений Ил-76Б.

Цена вопроса


При создании УПБ-БД «Кондор» необходимо – руководствоваться минимизацией стоимости и максимальным использованием гражданских и промышленных комплектующих. Это потребует от ВС РФ принятия решений о том, чем они готовы пожертвовать ради возможности нанесения массированных ударов по противнику за минимальную цену. От чего можно отказаться? Например, от хранения при низких температурах – да, УПБ-БД «Кондор» придётся хранить при температурах до –20, а то и –10 градусов Цельсия. Можно отказаться от устойчивости к поражающим факторам ядерного взрыва – это оружие локальных конфликтов, от перегрузок, чрезмерных вибраций и многого другого.

Что мы получим взамен?

Использование гражданских/промышленных комплектующих потенциально позволит снизить стоимость УПБ-БД «Кондор» до уровня 3 000–5 000 долларов США по текущему курсу. Это экспертная оценка, основанная на стоимости гражданских БПЛА, электроники, информации о возможности и стоимости производства полимерных изделий экструзионным способом и на других факторах.

Например, можно рассмотреть использование в конструкции УПБ-БД «Кондор» смартфонов среднего класса – современный смартфон, даже среднего класса, в несколько раз мощнее, чем бортовой компьютер марсохода Curiosity или истребителя F-22. Скрытое приобретение полмиллиона-миллиона смартфонов по оптовой цене 300 долларов США за штуку, в какой-нибудь азиатской стране с миллиардным населением – вполне реально.

Затем они разбираются, маркировка удаляется, платы перепрошиваются, программируются, устанавливаются в защищённый корпус и интегрируются в конструкцию системы управления в качестве модуля ГЛОНАСС/GPS и выдачи команд на блок управления приводами. Такое решение может обеспечить УПБ-БД «Кондор» даже дневной оптической системой наведения на конечном участке (при установке дополнительного объектива на модуль встроенной камеры).


Современный смартфон – это кладезь высокотехнологичных электронных компонент. Изображение wikipedia.org

Производство должно осуществляться огромными партиями – ориентировочно по 150–300 тысяч изделий в год или 411–822 изделия в день. Для производства таких объёмов потребуется завод на 20–40 роботизированных конвейерных линий, включающих экструзионные машины, участки мехобработки, сборки и многое другое.

Выводы


Какие преимущества предоставит ВС РФ настолько дешёвый управляемый боеприпас большой дальности, изготавливаемый в огромных количествах?

Война превратится для противника в кошмар. Один-два вылета четырёх Ил-76Б в сутки, и на противника упадёт свыше 800 высокоточных боеприпасов, выпущенных с расстояния 100–200 километров, это не считая всего остального, чем наши вооружённые силы могут порадовать противника.

Да, с помощью УПБ-БД «Кондор» нельзя поражать подвижные цели, но можно поражать стационарные и квазистационарные. А поражая стационарные и квазистационарные цели, можно лишить противника и мобильных: самолёты на аэродромах, авиаремонтные и танкоремонтные заводы, вплоть до отдельных цехов, хранилища горюче-смазочных материалов (ГСМ), электростанции и электроподстанции, газораспределительные узлы, мосты и понтонные переправы, железнодорожные узлы. Обладая огромным количеством высокоточных боеприпасов большой дальности, можно просто не давать противнику поднять голову.

Повредили железнодорожные пути – через час противник начал ремонт, ещё через полчаса новый «Кондор» уничтожает все результаты ремонта, а заодно и не успевшую уехать ремонтную бригаду, через час ещё один «Кондор», затем еще и ещё – их можно просто посылать в одну точку «на всякий случай», чтобы точно знать, что железнодорожного сообщения в этом месте гарантированно не будет. То же самое можно делать с линиями электропередач (ЛЭП), мостами и другими аналогичными объектами.

Недостаток УПБ-БД «Кондор» – низкая скорость полёта, которая будет составлять менее трёхсот километров в час? Но стационарные цели далеко не убегут. В любом случае это не более часа полёта с момента запуска и до момента удара.

УПБ-БД «Кондор» будет легко сбить ЗРК? Далеко на факт, поскольку его эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) будет не слишком велика из-за широкого применения полимеров в конструкции корпуса, обтекаемого корпуса, отсутствия вращающихся частей – винтов, лопастей турбины двигателя. Переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК) или иной ЗРК с зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) с инфракрасной головкой наведения (ИК ГСН) его не захватит, поскольку в УПБ-БД «Кондор нет «горячего» двигателя, придётся тратить что-то подороже – с радиолокационным наведением.

Самое главное, что вероятность поражения УПБ-БД «Кондор» с помощью ЗУР вообще не важна – хотите сбивать? Никаких проблем – сбивайте!

Заданная стоимость УПБ-БД «Кондор» на порядок, а то и на два порядка (!) меньше, чем стоимость ЗУР противника, особенно ЗУР для ЗРК стран НАТО – там ценник в один-пять миллионов долларов за ЗУР вполне привычен. В результате противник попадает в ситуацию цунгцванга – либо он позволяет УПБ-БГ «Кондор» беспрепятственно уничтожить свою цель, либо сбивает его, в процессе чего тратит ресурсов в 10–100 раз больше, чем стоит УПБ-БД «Кондор», а то и больше, чем уничтожаемый «Кондором» объект.

Противник подавит/исказит сигнал GPS/ГЛОНАСС над защищаемыми объектами? Так ему придётся всю страну «закрыть» – все мосты, железные дороги, электростанции, электроподстанции и электросети, а это в принципе невозможно. Кроме того, до какой высоты будет распространяться зона глушения – 100 метров, 500 метров? Потерю навигационного сигнала на конечном участке вполне можно компенсировать траекторией полёта УПБ-БД «Кондор», когда большую часть маршрута он полого планирует, а с заданной высоты, почти над целью, переходит в пикирование, как это делают хищные птицы. Можно даже сбрасывать отстреливать крылья/монокрыло для максимального набора скорости перед ударом. Конечно, при утере сигнала риск промаха повысится, но с учётом низкой стоимости боеприпаса это будет не так критично, как при ударах «настоящими» крылатыми ракетами.

Управляемый планирующий боеприпас большой дальности «Кондор» – потенциально это 1–2 вылета четырёх Ил-76Б в сутки, которые в совокупности могут наносить свыше 400–800 ударов в день, 2 800–5 600 ударов в неделю, 12 000–24 000 ударов в месяц, 146 000–292 000 ударов в год на глубину 100–200 километров от границы или линии фронта.

Какая страна, какая экономика выдержит такой вал? Можно ли обеспечить развёртывание и снабжение вооружённых сил в таких условиях? Как долго продержалась бы Украина в целом и ВСУ в частности в таких условиях?
74 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    22 сентября 2022 06:18
    Автор совершенно упустил огромную зависимость ЛА с тонким и удлинённым крылом от погоды и ветра. И сброс с самолёта с последующим развёртыванием крыла представляется весьма проблемным. Короче, не узел поворота, так само крыло выворотит.
    1. AVM
      0
      22 сентября 2022 06:34
      Цитата: Владимир_2У
      Существует вероятность того, что реализовать раскладные крылья/монокрыло будет сложно и дорого – будут отказы на этапе сброса и раскрытия. Тогда более целесообразным решением окажется использование неподвижного крыла – в диапазоне масс БЧ 10–20 килограмм и при общей ширине крыла/крыльев порядка трёх метров это вполне допустимо.


      Существует вероятность того, что реализовать раскладные крылья/монокрыло будет сложно и дорого – будут отказы на этапе сброса и раскрытия. Тогда более целесообразным решением окажется использование неподвижного крыла – в диапазоне масс БЧ 10–20 килограмм и при общей ширине крыла/крыльев порядка трёх метров это вполне допустимо.
      1. +3
        22 сентября 2022 07:30
        Цитата: AVM
        при общей ширине крыла/крыльев порядка трёх метров это вполне допустимо.

        Это не решит проблемы метеоустойчивости, и дело даже не в экстремальных порывах и прочем, дело в управлении парящим полётом! Термики, попутный встречный боковой ветер - уверен что дешёвая управляющая система с этим не справится!
        1. +1
          24 сентября 2022 04:39
          Хотелось бы видеть не концепции, а опытные экземпляры различных конструкций и аэродинамических схем.. hi
      2. +3
        22 сентября 2022 09:07
        Не проблема создать одноцилиндровый портативный ДВС для беспилотника (такие проработки есть). Будет заинтересованность соответствующих ведомств будет и техническая документация на двигатель. Сейчас, в вопросе ДВС, всё упирается в пресловутую стоимость. Законы военного времени требуют иного подхода к организации производства. "Эффективные менеджеры" предпочитали закупать ДВС для "Орланов" у Японии, чем это кончилось сейчас хорошо видно, попутно они закрыли небольшие производства своих, российских двигателей. Нужны будут двигатели, сделаем.
      3. +3
        22 сентября 2022 13:09
        Цитата: AVM
        Существует вероятность

        Автор, вы так сильно оторваны от реальности, что даже не потрудились поискать существующие аналоги ваших мечтаний.

        Ракета Х-69 (гусары, молчать !) - уже успешно летает и не нарушает законов аэродинамики, физики и логики.

        https://oborona.ru/product/zhurnal-nacionalnaya-oborona/h-69-novaya-krylataya-raketa-ot-korporacii-takticheskoe-raketnoe-vooruzhenie-43850.shtml

      4. +1
        22 сентября 2022 17:42
        Цитата: AVM
        Существует вероятность того,

        Спасибо за любопытный материал.
        Видно, вы долго думали над темой, изучали предмет, и делали расчёты.
        1. +3
          23 сентября 2022 04:57
          Цитата: Mister X
          Видно, вы долго думали над темой, изучали предмет, и делали расчёты.

          Михаил, в данном случае это мягко говоря не совсем так. Автор в очередной раз занимается прожектёрством и берётся писать о том, в чём не разбирается. no
          1. +2
            23 сентября 2022 07:43
            Цитата: Bongo
            в чём не разбирается

            Возможно.
            Но тематики Рой беспилотников и барражирующих боеприпасов достаточно актуальны.

            В споре рождается истина.
            Большинство идей не доходят даже до макетов в натуральную величину.
            Но отсутствие результата, или отрицательный результат - тоже полезный опыт.
            Как впредь не делать.

            Я тоже большой фантазер.
            Но некоторые мои идеи доходят до их реализации.

            Видел концепцию "Летающее РСЗО"? wink
  2. +6
    22 сентября 2022 06:36
    Увеличение радиозаметности за счёт крыльев и снижение скорости за счёт увеличения аэродинамического сопротивления в зоне насыщенной ПВО? Большие боеприпасы, способные нести более 10 кг вв будут сбиваться пушками. Сложно будет перегрузить насыщенную ПВО и подозреваю что необходимое количество таких "Кондоров" приблизится к стоимости более дорогих боеприпасов. Всё же зону ПВО стараются проходить либо небольшими, малозаметными, соответственно и небольшой боевой частью боеприпасами, либо проходить на больших скоростях, опять же с уклоном на малозаметность. Большая дальность обеспеченная большим крылом, ставит крест на заметности и начальной скорости, в особенности для боеприпасов с большой боевой частью. ИМХО
  3. +10
    22 сентября 2022 07:04
    Когда начался расчет массы аппарата исходя из сравнения с лучшим зарубежным планером, стала ясна степень прожектерства проекта. Автор, сделайте копию немецкого планера! Сделайте ее серийно, чтоб понять вашу технологию и облетать его. Тогда можете применять подобные расчеты. И то, лучше обратиться к учебнику аэродинамики. И кроме того, вопрос управления и наведения остался открытым и не решенным. Да просто, оставим в стороне боеприпасы, - сделайте автопилот для планера! С учётом восходящих и нисходящих потоков, ветра и т.п. Будет автопилот - можно будет дальше фантазировать.
    1. +3
      22 сентября 2022 07:32
      Цитата: Галеон
      Да просто, оставим в стороне боеприпасы, - сделайте автопилот для планера! С учётом восходящих и нисходящих потоков, ветра и т.п.

      Именно!
    2. +2
      22 сентября 2022 08:00
      Насколько я помню, у планеров аэродинамическое качество - 12-14.
      За счёт не армированных пластмасс (а тем более, термопластов) невозможно достичь требуемой конструкционной прочности и жёсткости, а композитные изделия довольно дороги.
      При заявленных габаритах и прочностных характеристиках носителем может быть только дирижабль. Приближение дирижабля к линии соприкосновения на 30 км смертельно опасно для него. Скидывать придётся из стратосферы.
      При массовом сбросе возникнет проблема с распределением радиоканалов управления (или опять удорожание/утяжеление, уже за счёт аппаратуры).
      Много на такой планер не навесишь, тогда на какие цели рассчитано это "чудо"? Удлинённое крыло сильно не способствует маневрированию (к тому же флатер на пикировании), придётся после обнаружения цели часть крыла отстреливать (опять увеличение веса - уменьшение полезной нагрузки).
      Ну, и т.д. и т.п., - долго всё перечислять....
      1. -1
        22 сентября 2022 08:19
        Цитата: WhoWhy
        Насколько я помню, у планеров аэродинамическое качество - 12-14.

        Намного выше! Но за счёт длиннющего крыла и вылизанных поверхностей.
        1. +2
          22 сентября 2022 08:44
          Я взял ЭК для учебных планеров (например, БРО-11), так как всё, что сложнее уже слишком дорого для боеприпаса. smile
          1. +1
            22 сентября 2022 08:59
            Цитата: WhoWhy
            Я взял ЭК для учебных планеров (например, БРО-11), так как всё, что сложнее уже слишком дорого для боеприпаса

            Очень спорно, хотя бы из за сопротивления фюзеляжа и низкого качества отделки (автор предлагает заведомо высокий и при этом недорогой способ).
            1. +1
              22 сентября 2022 10:22
              Я уже писал, что недорогой (по крайней мере, как предлагает автор) не получится....
              1. 0
                22 сентября 2022 10:26
                Цитата: WhoWhy
                Я уже писал, что недорогой не получится....

                Согласен, но считаю что из-за аппаратуры, но не из-за планера. Из за планера с таким крылом просто маложизнеспособна. hi
                1. +2
                  22 сентября 2022 21:19
                  считаю что из-за аппаратуры


                  Стоимость большей части аппаратуры можно минимизировать на больших объёмах. Правда, совсем не так, как предлагает автор.
                  Дорого будет стоить аппаратура для ночных условий, качественная инерциальная система тактического класса и хороший помехозащищённый дуплексный радиоканал.
                  В принципе, может сгодиться и упрощённый комплект аппаратуры, с инерциальной системой коммерческого класса и без прочих дорогих приблуд.

                  Но всё это явно не с таким планером, как предлагает автор. Тут я с Вами согласен на все 100.
    3. +7
      22 сентября 2022 10:59
      Да просто, оставим в стороне боеприпасы, - сделайте автопилот для планера! С учётом восходящих и нисходящих потоков, ветра и т.п. Будет автопилот - можно будет дальше фантазировать.

      Ну, как раз автопилот уже есть лет 15 . Называются полётными контроллерами . Вес - 5 гр, размер спичечного коробка и цена 10 баксов . Основа - гироскопы МЭМС исполнения (мизерные маятники , вытравленные на подложке с пьезоэффектом ) . По виду- просто микросхемка. И 32-х разрядный микроконтроллер ( чаще "Атмеловский " ) . Программное обеспечение наработано огромнейшее , бесплатное и на выбор .
      Сопрягается с кучей датчиков ( GPS, магнитными компасами , датчиками высоты и скорости всех принципов ).
      Удивитесь, но это целая индустрия для любителей и моделистов. А уж летать автономно они умеют заставить хоть планер с нагрузкой 30 гр на кв дм, хоть ракету без крыла .
      Вы немного застряли в прошлом , просто ознакомьтесь
      Прожектёрство автора и так очевидно - куча непроверенных "А если сделать вот так..." Даже у моделиста новизна часто заканчивается фразой " Какой я дубина , деньги и время на помойку "
      1. +2
        22 сентября 2022 11:42
        Я недавно познакомился с планерами и немного ошалел от них, ибо они так же близки к стихии воздуха, как парус. У них интересный принцип полета и набора высоты. Даурия, если не затруднит, бросьте в меня ссылку на этот автопилот, лучше в личку, чтоб нас не упрекали. Интересно, какие исполнительные устройства подключаются к этому автопилоту? Там же только ручки-ножки и тросики winked
        1. +5
          22 сентября 2022 12:54
          Там же только ручки-ножки и тросики

          Господи, давным давно в телемеханике ( с 70-х г.г и времён Гюнтера Миля ) приняты стандарты электронных шин управления. Та старая называется сейчас PWM ( ШИМ) . Современные - последовательные цифровые (ibus , sbus) . Они связывают ( проводами !) сам центральный проц , приёмопередатчики, сервомеханизмы всех сортов , смешивают сигналы датчиков и видеокамер .
          Дошло до абсурда - в соревнованиях пилотажных моделей прямо запрещено применение сложной электроники . Дело в том, что она позволяет проделать весь каскад сложнейших фигур точно и без ошибок ,не прикасаясь к пульту .
          А увидеть полётный контроллер - так просто наберите в поисковике , скорей всего заплутаетесь в дебрях квадрокоптерщиков ( их бешеные летающие мясорубки без него вообще не удержишь в воздухе ) Самолётик внизу - моей постройки, вес 150 гр . 12 минут полёта , радиус - 1 км .

          1. +1
            23 сентября 2022 04:06
            Цитата: dauria
            Самолётик внизу - моей постройки, вес 150 гр . 12 минут полёта , радиус - 1 км .

            Вот меня Вы не убедили, потому что одно дело моторный полёт, и совсем другое планирующий!
            1. +1
              23 сентября 2022 12:32
              Вот меня Вы не убедили, потому что одно дело моторный полёт, и совсем другое планирующий!

              А в чём не убедил-то ? И моторные , и планирующие боеприпасы есть и применяются . В то , что военные будут использовать "термики", восходящие потоки на склонах от ветра не верю от слова "совсем". Планирующий боеприпас будет всего лишь снижаться с вертикальной скоростью . Причём наклонная дальность зависит только от аэродинамического качества . Не от скорости, не от площади крыла . Делать игрушку ветра малой нагрузкой на крыло - зачем ? Малая нагрузка на крыло только уменьшит обе скорости - и вертикальную и горизонтальную ( и время подлёта к цели ), дальность не изменится .
              Остаётся - сделать крыло возможно более приличного аэродинамического качества при минимальной его площади . Той , при котором угол атаки соответствует этому качеству , а подъёмная сила равна весу снаряда. Увеличивать аэродинамическое качество за счёт удлинения больше семёрки смысла нет - там прирост уже мизерный даже просто по формуле , который сожрёт жёсткость ( и естественно вес )
              Ветер, как встречный , так и попутный , боковой снос - это просто бяка , которую придётся учитывать при наведении. И чем меньше времени планируем ( чем быстрее летим ) - тем лучше.
              1. 0
                23 сентября 2022 16:57
                Цитата: dauria
                И моторные , и планирующие боеприпасы есть и применяются .

                Блин, про бомбы то не подумал! Срезали.
  4. +4
    22 сентября 2022 07:13
    Вывести из строя Глонасс и GPS очень и очень сложно. Если как-то вирус запустить, уничтожить физически, да не смешите 25 - 50 тыс км над Землей, Это чем их снести можно. Обсуждаемый боеприпас из сферы фантастики.
    1. KCA
      -2
      22 сентября 2022 08:21
      Спутник GPS, может и сложно, но вот исказить показания не проблема, на всю протяжённость фронта в 1000км нереально, но объекты закрыть можно, например в центре Москвы и Севастополе приёмники GPS показывают полную чушь
      1. 0
        22 сентября 2022 10:44
        Гражданские приёмники GPS показывают полную чушь. У военных уровень помехоустойчивости намного выше. Что и показывают реальные боевые действия.
        1. KCA
          -1
          22 сентября 2022 11:13
          Особенно на кораблях, с которых жаловались что Россия искажает сигналы GPS в Чёрном море
          1. +3
            22 сентября 2022 11:20
            я бы не смешивал корабли с судами.
            Особенно "из неофициальных источников".
            Если бы так просто было, то по мостам возле Херсона попасть не было бы никаких шансов
      2. +1
        22 сентября 2022 17:03
        Расскажите это Антоновскому Мосту в Херсоне :).
        Гражданские GPS, стоящие на месте в центре Москвы можте быть и показывают чушь, а вот с подлетающими снарядами промашка вышла.
        1. KCA
          -4
          22 сентября 2022 17:18
          Так я и написал что перекрыть всю линию фронта в 1000+км не получится, только объектовые РЭБ
          1. +3
            22 сентября 2022 18:03
            А при чем тут вся линия фронта то? Антоновский мост это точечный объект, который долбили неделями. И чуть ли не единственная регулярно обстреливаемая Химарсами цель. ПВО его прикрвывали а GPS подавить у точечной цели не догадались? Не смешите меня рассказами про 1000 км фронта.

            Практика показала что чудо-РЕБ не работает. Ну то есть может быть и работает, но совсем не так волшебно-чудесно как это кажется форумным мечтателям и прочим желающим верить в чудеса.
            1. KCA
              -4
              22 сентября 2022 18:35
              Вы знаете какая аппаратура для подавления GPS? Мобильная, стационарная, какие условия для развёртывания нужны, сколько времени? Сколько энергии потребляет? Да сколько стоит, в конце концов, может у неё цена как у 10-ти мостов, неприятно HARM словить?
              1. +2
                22 сентября 2022 23:46
                Вы знаете какая аппаратура для подавления GPS?

                Насколько я помню рапортовали в Военной Приемке о комплексах мобильных и достаточно компактных, Заметно меньших по габаритам чем те же комплексы ПВО.
                сколько времени?

                Обстрел моста велся чуть ли не месяц, и сейчас ведется обстрел переправы возле поврежденного моста. Но в тот момент когда мост был чуть ли не единственной целью изо дня в день этим необходимо было пользоваться по полной.
                может у неё цена как у 10-ти мостов

                Берите больше.. как у десяти Херсонских плацдармов.
                неприятно HARM словить?

                Неприятно это да. Но если систему невозможно применить в боевых условиях, при чем в практически идеальных, война все таки с Украиной, и точно известен объект, который надо защищать, и интенсивность обстрелов небольшая, то она вероятно совершенно бесполезна.
    2. +2
      22 сентября 2022 08:32
      25 - 50 тыс км над Землей, Это чем их снести можно.

      Боеприпасом с ВЭМГ.
      1. +1
        26 сентября 2022 05:41
        Круто. чем его доставить по ближе к ним?
        1. -1
          26 сентября 2022 07:27
          МИГ-31
          Текст Вашего комментария слишком короткий и по мнению администрации сайта не несёт полезной информации.
          1. +1
            27 сентября 2022 05:20
            О как! На МиГ 31 в космическое пространство на высоту 25 000 км. Все же классный самолет
            1. -1
              27 сентября 2022 06:38
              У МИГ-31 кроме пушек есть ещё ракеты. wink
              МИГ-31 практический потолок:
              до 30000 м (динамический)
              до 21500 м (практический)
  5. Комментарий был удален.
  6. +5
    22 сентября 2022 07:34
    Как сказал некий поэт: "Мечты,мечты -какая сладость! Мечты прошли,осталась..." ! И всё же, автор -"молодец" ! Я тоже люблю "мечтать-проектировать"... и у меня таких "мечтательных прожектов" -воз и маленькая тележка ! Но я не думал ,что на этом можно ещё и заработать (!)...да у меня ,скорее всего,и не получилось бы это ! А вот у автора-да ! Успешно совместил приятное с полезным (!)... и помечтал ,и деньги на статье заработал ! Да...в статье немало сомнительных утверждений , но это же мечта ...проект(!),а кто не ошибался на уровне проекта ? И вообще...как утверждают ,мечтать не вредно,тем более в рублёвом эквиваленте ! Прозит! drinks Кстати , акромя длинного-предлинного крыла ,инженерная мысля предлагает и схему "биплана-триплана" ( делали и больше в "опытных" образцах!)
    1. +1
      22 сентября 2022 08:31
      Вы думаете, что тут кто-то платит за статьи? laughing
  7. +2
    22 сентября 2022 08:47
    опять разводим "розовые сопли (пузыри)", для чего?
    Чтобы отвлечь внимание от проблем с БПЛА?
    Зачем такие статьи? это печатается в журнале - "Техника молодежи"? или в Военном обозрении?
    Какие идут разработки - должно быть тайной! а вот результаты их - открыты для нас с вами! - потому-что мы видим их применение
    но Результатов нет!
    так для чего такие статьи?
    как достала эта Маниловщина!
  8. +1
    22 сентября 2022 08:53
    А что, действительно настолько сложно разработать и произвести в общем-то маломощные электродвижки, что бы убрать половину гемороев с крылом и метеозависимостью?
  9. 0
    22 сентября 2022 08:54
    Проект «Кондор»: смерть с небес
    . Будет ли новый класс вооружений доминировать на поле боя?
    Все зависит от того, какие эффективные меры противодействия будут созданы, как они себя покажут в поле/в войсках.
    Будущее покажет.
  10. +3
    22 сентября 2022 09:06
    Сама мысль отказаться от двигателя в пользу планирующей конструкции выглядит авантюрой.Производство малых ДВС не представляет никаких проблем,в чем можно убедиться на примере Ирана.И вопрос должен быть поставлен ребром-где российские ДВС для БПЛА?
    1. +3
      22 сентября 2022 15:18
      Давно уже разработан модуль планирования и коррекции (МПК) !
      Как рассказали на презентации руководители «Базальта», существует четыре различных по уровню комплектации базовых варианта модернизации. Первый вариант предусматривает оснащение бомбы так называемым «простым» МПК. Это сугубо аэродинамическое решение, позволяющее производить самостабилизацию бомбы и коррекцию ветрового сноса – для этого предусматривается установка только простого модуля планирования и коррекции, который прикрепляется к корпусу бомбы, а введение электронных модулей управления не производится. При этом стоимость комплекта МПК будет не выше стоимости самой бомбы. В такой комплектации можно применять авиационные бомбы на тех же дальностях до 6–8 км, но с предельно малых высот 50–100 м, а не с привычных для использования обычных ФАБ 3–4 км, где самолет весьма уязвим для поражения средствами ПВО. Второй вариант предусматривает кроме установки МПК из стандартного набора еще и оснащение навесным малоразмерным управляющим блоком (ИНС), позволяющим стабилизировать бомбу в полете и выводить в заданный район применения. Такой вариант при сохранении заданной точности обеспечит дальность сброса 12–15 км. Третий вариант заключается в расширении МПК с блоками ИНС, точность которых относительно невелика, дополнительными приводами и приемником спутниковой навигации GPS и ГЛОНАСС. Этот вариант оснащения повысит эффективную дальность пуска до 40–60 км в зависимости от режима и скорости носителя. Точность АБСП с МПК в такой комплектации составит не хуже 10 м. В четвертом варианте на бомбе кроме МПК и модуля управления планируется размещение блока двигательной установки с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, что повысит эффективную дальность применения до 80–100 км. В России разработан сравнительно дешёвый(по сравнению со стоимостью турбореактивного двигателя (ТРД) ПуВРД ! (В некоторых случаях можно применять РДТТ...) Так что ...не "жмись" ,автор ! Мало удлинение консоли крыла ? Прибегни к "телескопической" консоли крыла ...сложенному крылу типа "сэндвич" ! (В технической истории были и надувные крылья !) Особливо пондравилось предложение смартфон "превратить " в ГСН ! Сразу вспомнился некий укро-конкурс 2014 г. типа :"Помоги армии"...! Где предлагали,практически,то же самое ! (ПТ-ракета с прикрученным смартфоном в качестве ГСН!) Но это,почему-то. оборзевшие бандерлоги не осуществили ! Но завершить их дело берётся наш автор ! Единственное в чём автор не превзошёл укро-новаторов-не додумался пока до бронежилета из пластилина !
      Кстати,можно сравнить 2 картинки : первая -МПК ;а вторая -один из рисунков автора...

      Не напоминают они друг друга ?
  11. 0
    22 сентября 2022 09:23
    Все, конечно, здорово. А еще, если сразу пару дюжин этих умных боеприпасов отправить по одному или нескольким близлежащим адресам, никакого ЗРК не хватит. Он тупо израсходует наличный запас ЗУР и не успеет перезарядиться. Правда, если у противника есть ЗРК большой дальности, как С-500, или даже имевшиеся в/на С-200, то ИЛ-76Б жить будет недолго, и успеет ли он выйти на рубеж пуска и сделать этот пуск, это хрен знает. А даже если успеет, дадут ли ему развернуться и выйти из зоны поражения ЗРК?
    Вот только отчего у "партнеров" такого нет? Не додумались? Так хватит нескольких прилетов, чтоб они разобрались, что прилетает. Можете поверить, на Западе и экструдеры есть, и транспортные самолеты всяких разных размеров и грузоподъемности, и нужды втихую закупать в Китае миллион смартфонов не будет, сляпают специализированную электронику, а если надо, то и смартфоны купят. В общем, у того, кто это сделает первым, будет в лучшем случае год монополии, а потом и другие подтянутся, может даже и с более хитровыделанными штуками.
    А может уже и додумались, и испытали, и решили, что овчинка выделки не стоит. Ну, к примеру, потому что транспортник штука дорогая, а вылет будет в один конец.
  12. +1
    22 сентября 2022 09:29
    Простите, это не проект, а фантазии школьника.
    Давно уже придуман простой и куда более дешёвый ответ обнуляющий подобную "угрозу".


  13. +2
    22 сентября 2022 10:29
    Для дешёвого камикадзе вполне подойдёт пульсирующий воздушно-реактивный двигатель.
  14. +2
    22 сентября 2022 10:30
    Есть планирующие авиабомбы. И давно.
    Использование гражданских/промышленных комплектующих потенциально позволит снизить стоимость УПБ-БД «Кондор» до уровня 3 000–5 000 долларов США по текущему курсу.
    Это маловероятно.
  15. +1
    22 сентября 2022 10:41
    Предположительно оптимальным решением для изготовления пластиковой обшивки корпуса и крыла УПБ-БД «Кондор» станет применение термопластавтоматов и экструзионных машин, способных выдувать полимерные изделия сложной формы в огромных количествах.
    А как же аддитивные технологии? При массовом производстве они могут оказаться даже дешевле.

    Для полезной нагрузки, то есть БЧ массой 50 килограмм, максимальная масса УПБ-БД «Кондор» составит порядка 150–200 килограмм. Пропорционально уменьшая габариты, получим длину корпуса около двух метров при размахе крыльев порядка пяти метров.
    Пропорционально - не получится. Потому что Закон квадрата-куба. Масса пропорциональна кубу линейного размера, а подъёмная сила крыла и сопротивление воздуха - квадрату линейного размера. Впрочем, при уменьшении (не увеличении) получаются даже лучшие ТТХ.

    выделить два-четыре самолёта для переоборудования в носители УПБ-БД «Кондор» вполне реально, а если комплекс зарекомендует себя положительно, то и восемь-двенадцать самолётов.
    А зачем переоборудовать? Проще создать унифицированный "вкладыш" в грузовой отсек, позволяющий использовать любой Ил-76 в качестве носителя, а по его извлечении - снова в качестве обычного транспортника.

    Такое решение может обеспечить УПБ-БД «Кондор» даже дневной оптической системой наведения на конечном участке (при установке дополнительного объектива на модуль встроенной камеры).
    Телевизионная система наведения на терминальном участке - строго обязательна. Погрешность спутниковой навигации не позволяет поражать малоразмерные цели (а именно против таких и нужны подобные боеприпасы).
  16. +8
    22 сентября 2022 12:08
    Полная ахинея.
    Планирующий летающий аппарат полетит не туда, куда надо оператору, а туда куда дует ветер, а также восходящие и нисходящие потоки. Даже в безветренную погоду (чего практически никогда не бывает) чтобы спланировать в нужную точку необходима высокая квалификация планериста, чувствующего полет не только глазами, но и собственной задницей.

    Рамная конструкция планера - анахронизм. Она использовалась на заре авиации, когда аэроплан представлял собой деревянный каркас обтянутый перкалью. Сегодня - только несущая обшивка как фюзеляжа, так и крыла.

    И наконец - цена вопроса. Утверждение о том, что отсутствие мотора удешевляет конструкцию - ложно. Конструирование планера с высоким аэродинамическим качеством стоит невообразимо дорого. Гораздо дешевле построить табуретку с китайским моторчиком, которая полетит по-любому, что недавно доказали сирийские беспилотники гкухонно-гаражного производства.
    1. +3
      22 сентября 2022 13:41
      Я тоже до двигателей дочитал и дальше "не осилил". Если также и про цену рассуждать... "Откажемся от нее"?
      А автор в курсе как правильно "отказываться"? Даже сейчас когда робототехника и программное управление внедрены по всему миру не так уж и широко, оказывается, что завод с очень дорогим оборудованием выгоднее, чем с очень дешевыми работягами, которые руками гайки крутят. Цена в большей степени зависит не от того, есть у тебя на ЛА двигатель или нет, а от того скольким людям ты зарплату платишь.
  17. 0
    22 сентября 2022 12:31
    Э.... А кто подскажет ,в чем принципиальная разница между этим и обычными планирующими бомбами?
    Только в размере ,массе, и следовательно, цены?

    Напоминаю, сброшенные Израилем в ТОМ инциденте планирующие бомбы с высоты 10 км пролетели 100 км и поразили цели в Сирии....
    1. +1
      22 сентября 2022 13:31
      Цитата: Макс1995
      ,в чем принципиальная разница между этим и обычными планирующими бомбами?

      Цитата: Макс1995
      планирующие бомбы с высоты 10 км пролетели 100 км

      100 разделить на 10, равно 10 - это реальная цифра. У автора "зашквар" на более 20.
      1. +1
        22 сентября 2022 14:14
        Если бомба пролетела 100 км, то она скорее всего оборудована вспомогательным твердотопливным реактивным двигателем (похожим на снаряд Эскалибур), увеличивающим дальность планирования.
        1. +2
          22 сентября 2022 14:57
          Цитата: km-21
          Если бомба пролетела 100 км, то она скорее всего оборудована вспомогательным твердотопливным реактивным двигателем

          Такая боба называлась бы ракетой.

          Речь шла про планирующие бомбы и дальность 100 км с высоты 10 км - типовая характеристика.
        2. +2
          22 сентября 2022 15:55
          Цитата: km-21
          Если бомба пролетела 100 км, то она скорее всего оборудована вспомогательным твердотопливным реактивным двигателем

          JDAM-ER летает на 80 км. А это всего лишь обычный JDAM с дополнительным блоком раскрывающихся при сбросе крыльев.

          C движком - это Powered JDAM. И там речь идёт о дальности 500-800 км.
        3. +2
          22 сентября 2022 21:48

          GBU-39 дальность 110 км при сбросе с 10 км, скорость может быть сверхзвуковая. На 130 веса- 100 кг БЧ.
  18. +5
    22 сентября 2022 14:14
    Какие преимущества предоставит ВС РФ настолько дешёвый управляемый боеприпас большой дальности, изготавливаемый в огромных количествах?

    Никаких. Боеприпас тепличного хранения, транспортировки как оконное стекло и летающий как тополиный пух доставит только геморрой тем, кто попытается его использовать. Следовательно, и не будут.
    Много раз уже тут пытаются использовать бытовую электронику в военных целях, забывая, что она храниться перед применением в поле, под открытым небом, а не в отапливаемой лаборатории. Просто не полетит. Американцы иногда применяют у себя изделия автомобильного стандарта или промышленного температурного диапазона, предварительно испытав его в расширенном диапазоне температур, о бытовых изделиях речь, в принципе, не идет.
  19. 0
    22 сентября 2022 23:02
    Подобные идеи я описывал в году так 2011, а размышлял лет на 20 раньше.
    Немного критики: "При аэродинамическом качестве равном 30, летательный аппарат, планируя с высоты 1 километр, пролетит 30 километров по горизонтали." Это утверждение верно только для малых высот, км до 5.
    Второе. Лучше, конечно, кондор, чем ничего, но можно сделать за ту же цену лучше. Особенно напрягает пассаж об отказе от маломощных движков. Наоборот, именно массовое применение легкомоторных агрегатов сможет истощить систему ПВО. сто дронов они собьют, а из тысячи собьют ту же сотню. Остальные выполнят задачу.
    И последнее. Можно довольно просто повысить точность и крупнокалиберных снарядов при приёмлемой цене.
  20. +3
    23 сентября 2022 01:38
    Кондор от рождения умеет находить восходящие потоки воздуха, а пилота планера этому обучают. Дешевую болванку - не научишь.
  21. +1
    23 сентября 2022 10:04
    Нацисты с благодарностью читают вашу статью, и выводы "аналитиков" Скорее всего, ваше воображамое оружие, быстрее появится в стане врага. Т.к мотивации там больше. Как и возможностей.
  22. 0
    23 сентября 2022 14:03
    1. Ил-76 на 10 км висоте будет хорошая мишена и на 100 и на 200 км. Лучше запускат дронов с земли или с аеростата.
    2. Спутниковая навигация означет что надо создат, поддерживат и защищат большой спутниковой групировки что очень дорого и доступно для немногих стран. На такие небольшие дальности лучше инерциальная система управления, наземная система навигации или телеуправление.
    3. Дешевая защита возможна и против етих безпилотников на большой висоте легкими учебними самолетами с пулеметами.
    1. 0
      23 сентября 2022 20:44
      Тогда надо массово штамповать статьи про супероружия (берем голубей, показываем карту страны 404, до отвала кормим птиц, причем впихиваем лекарство от поноса, и выпускаем на волю. Голуби летят в/на 404 и там гадят) которые аналитики сайта дружно поддержат, упрекнут родное МО что оно такое не делает, а потенциальный противник потратит время на разработку данного оружия
  23. 0
    23 сентября 2022 15:39
    Все тайны выдал. Китайцы нашлепают теперь и будут на Али продавать как квадрокоптера под видом коммерческих.
  24. fiv
    0
    23 сентября 2022 20:13
    Зачем такие фантастические придумки? Хрястнуть спецбеприпасом и приступать к оформлению капитуляции
  25. 0
    23 сентября 2022 20:13
    Мне реально кажется, что это будущее, и я бы с огромным удовольствием поучаствовал в разработке софта для такого проекта. Если сделать всё правильно, то никакие ПВО, РЭБ и прочее не смогут остановить правильно сконфигурированную атакующую сеть. И если поставить печать компонент на конвеер - то их можно производить миллионами.
  26. 0
    24 сентября 2022 00:56
    В статье есть только одна здравая мысль: высокоточное оружие, в том числе и БПЛА, должно применяться сотнями тысяч штук. Остальное детали и частности.
  27. 0
    25 сентября 2022 12:42
    А можно просто пока геранью обойтись? Ну чтоб гарантированно, без распила?
  28. 0
    24 октября 2022 00:40
    С точки зрения управляемого полёта предложенная схема может быть хороша для длительного барражирования с малой скоростью на больших высотах, особенно при наличии восходящих потоков или длительного полёта на большие расстояния. Для применения в качестве атакующего боеприпаса такой аппарат слишком заметен, медлителен и маломаневрен. Возможно изменение аэродинамической схемы при переходе в режим атаки, но это дополнительные затраты, вес и снижение надёжности.
    1. 0
      25 октября 2022 20:30
      Автор пишет " Можно предположить, что для получения дальности полёта планирующего боеприпаса порядка 100–200 километров при сбросе с высоты порядка десяти километров
      Заявленное расстояние может преодолеть только легкий планер без нагрузки с большим удлинением крыла, то есть аппарат по определению не будет мелким, ,проще двигатель от бензопилы или триммера , кстати среди них уже есть и четырехтактные. и если к нему приделать турбонаддув ,то мощность возрастет 1.5-2.5 раза и выше если ресурс ограничить 2 часами.
  29. 0
    8 ноября 2022 08:05
    В сверхмалой авиации есть аппараты до 130 кг, которые дают на 1 км высоты до 30 км планирования. Это машины для планеризма. Соответственно, таскают человека +/- 70 кг