Military Review

How and why did Soviet commander Mikhail Frunze die?

2
How and why did Soviet commander Mikhail Frunze die?85 years ago, Mikhail Frunze died on the operating table. Disputes about whether the famous military leader was stabbed to death by doctors or whether he died in an accident have not subsided to this day. Mother Frunze was sure that her son was killed, her daughter thinks differently ...

"Mikhail Frunze was a revolutionary to the core, he believed in the firmness of Bolshevik ideals, - says Zinaida Borisova, head of the Samara House-Museum M.V. Frunze. - After all, he was a romantic, creative kind. Even the poems wrote about the revolution under the pseudonym Ivan Tomb: “... the young ladies will drive the cattle to the deception of the women duped by the goddess - the godless merchant. And a lot of effort will be wasted, the blood from the poor will increase the cunning trader ... "

“Despite his military talent, Frunze shot a man only once - at the constable Nikita Perlov. More weapon he could not direct to a man, - says Vladimir Vozilov, candidate historical Sciences, Director of the Shuya Museum named after Frunze.

One day, due to the romantic nature of Frunze, several hundred thousand people were killed. During the hostilities in the Crimea, he had a beautiful idea: “And what if to offer white officers to surrender in exchange for pardon?” Frunze officially addressed Wrangel: “Whoever wants to, will leave Russia without hindrance.”

“At that time, about 200 of thousands of officers believed in the promise of Frunze,” says V. Vozilov. “But Lenin and Trotsky ordered them to be destroyed.” Frunze refused to execute the order and was removed from the command of the Southern Front. "

“These officers were executed in a terrible way,” continues Z. Borisova. “They were built on the seashore, each one was hung around a neck and shot in the back of the head. Frunze was very upset, fell into depression and he almost shot himself. ”


In 1925, Mikhail Frunze went to a sanatorium to treat a stomach ulcer that had tormented him for almost 20 years. The commander was happy - gradually he was getting better.

“But here the inexplicable happened,” says historian Roy Medvedev. - The council of doctors recommended going for an operation, although the success of conservative treatment was obvious. Stalin added fuel to the fire, saying: “You, Mikhail, are a military man. Cut out your ulcer finally! ”

It turns out that Stalin gave Frunze such a task - to lie under the knife. Like, solve this question as a man! There is nothing to take the bulletin all the time and go to a sanatorium. Played on his vanity. Frunze began to doubt. His wife later recalled that he did not want to lie on the operating table. But he accepted the challenge. A few minutes before the operation said: "I do not want! I'm already all right! But Stalin insists ... ” By the way, before the operation, Stalin and Voroshilov visited the hospital, which indicates that the leader was following the process.

Frunze gave anesthesia. Chloroform was applied. The commander did not fall asleep. The doctor ordered an increase in the dose ...

"The usual dose of such anesthesia is dangerous, and an increased dose could be fatal, - says R. Medvedev. - Fortunately, Frunze fell asleep safely. The doctor made an incision. It became clear that the ulcer had healed - there was nothing to cut out. The patient is stitched. But chloroform caused poisoning. For the life of Frunze 39 fought hours ... In 1925, the medicine was a completely different level. And the death of Frunze was written off in an accident. ”



Naughty minister

Frunze died on October 31 1925, he was solemnly buried in Red Square. Stalin in a solemn speech sadly lamented: “It’s too easy for some to leave us.”. Historians, to this day, are debating whether the famous commander was stabbed to death by doctors on the operating table by order of Stalin or died in an accident.

"I do not think my father was killed- Tatiana Frunze, the daughter of a famous military leader, admits. - Rather, it was a tragic accident. In those years, the system has not yet reached the point of killing those who could prevent Stalin. Such things only began in the 1930's. ”

"It is entirely possible that Stalin had thoughts of getting rid of Frunze, - R. Medvedev considers. - Frunze was an independent man and more famous than Stalin himself. And the leader needed an obedient minister. ”

"The legend that Frunze was stabbed to the operating table by order of Stalin, was launched by Trotsky, - sure V. Vozilov. - Although mother Frunze was convinced that her son was killed. Yes, the Central Committee was then almost omnipotent: it had the right to insist that Frunze go on an operation and forbid him to fly on airplanes: aviation the technique was then very unreliable. In my opinion, Frunze’s death was natural. By the age of 40, he was a man deeply ill - advanced tuberculosis of the stomach, peptic ulcer. He was brutally beaten several times during arrests, during the Civil War he was shell-shocked by a bomb. Even if there had been no operation, most likely, he would soon have died himself. ”

There were people who blamed for the death of Mikhail Frunze not only Stalin, but also Clement Voroshilov - after all, after the death of a friend, he received his post.

"Voroshilov was a good friend of Frunze, - says R. Medvedev. - Subsequently, he took care of his children, Tanya and Timur, although he himself already had a foster son. By the way, Stalin also had an adopted son. Then it was common: when a prominent communist leader was dying, his children went under the care of another Bolshevik. ”

"Kliment Voroshilov was very concerned about Tatiana and Timur, - says Z. Borisova. - On the eve of World War II, Voroshilov arrived in Samara in our museum and presented a dirk to Timur in front of a portrait of Frunze. And Timur swore that he would be worthy of the memory of his father. So it happened. He made a military career, went to the front and died in 1942 in the battle. ”
Author:
Originator:
http://www.aif.ru"rel =" nofollow ">http://www.aif.ru
2 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Alex
    Alex 13 June 2014 19: 48
    +1
    Based on the facts presented
    “The usual dose of such anesthesia is dangerous, and an increased dose could become fatal,” says R. Medvedev. “Fortunately, Frunze fell asleep safely. The doctor made an incision. "
    then the death of Frunze really looks quite ordinary. Yes, and he could not represent Stalin then. But Trotsky could well see in him a dangerous man whom the army believed. So here it’s worth looking for the culprit, especially since
    "The legends that Frunze was stabbed to death on the operating table by Stalin's order were launched by Trotsky"
    .
    By the way, the death of Kotovsky also, in a strange way, also points to this dark and vile person. as well as the methods by which he was guided.
    1. BM-13
      BM-13 24 June 2014 17: 57
      +3
      It is entirely possible that one could expect any muck from Trotsky. And Stalin, most likely, has nothing to do with it.

Как и почему умер советский военачальник Михаил Фрунзе?

Как и почему умер советский военачальник Михаил Фрунзе?85 лет назад на операционном столе скончался Михаил Фрунзе. Споры о том, был ли знаменитый военачальник зарезан врачами или же он умер в результате несчастного случая, не затихают до сих пор. Мать Фрунзе была уверена, что сына убили, дочь считает иначе…

«Михаил Фрунзе был революционером до мозга костей, он верил в незыблемость большевистских идеалов, - рассказывает Зинаида Борисова, заведующая самарским Домом-музеем М. В. Фрунзе. - Ведь он был романтичной, творческой натурой. Даже стихи писал о революции под псевдонимом Иван Могила: «…скотину обманом у баб одураченных сгонит барышник - безбожный купец. И много сил будет напрасно затраченных, кровь с бедных повысосет хитрый делец…»

«Несмотря на военный талант, в человека Фрунзе стрелял лишь раз - в урядника Никиту Перлова. Больше оружие на человека он направить не мог», - говорит Владимир Возилов, кандидат исторических наук, директор Шуйского музея им. Фрунзе.


Однажды из-за романтичной натуры Фрунзе погибли несколько сотен тысяч человек. Во время военных действий в Крыму у него возникла красивая идея: «А что, если предложить белым офицерам сдаться в обмен на помилование?» Фрунзе официально обратился к Врангелю: «Кто захочет - беспрепятственно покинет Россию».

«Обещанию Фрунзе тогда поверили около 200 тысяч офицеров, - рассказывает В. Возилов. - Но Ленин и Троцкий приказали их уничтожить. Фрунзе отказался исполнять приказ и был отстранён от командования Южным фронтом».

«Эти офицеры были казнены ужасным образом, - продолжает З. Борисова. - Их построили на берегу моря, каждому повесили камень на шею и выстрелили в затылок. Фрунзе очень переживал, впал в депрессию и сам чуть не застрелился».


В 1925 году Михаил Фрунзе лёг в санаторий - подлечить язву желудка, которая мучила его почти 20 лет. Командарм радовался - постепенно ему становилось лучше.

«Но тут произошло необъяснимое, - рассказывает историк Рой Медведев. - Консилиум врачей рекомендовал пойти на операцию, хотя успех консервативного лечения был очевиден. Масла в огонь добавил Сталин, сказав: «Ты, Михаил, военный человек. Вырежи, наконец, свою язву!»

Получается, что Сталин дал Фрунзе такое задание - лечь под нож. Мол, реши этот вопрос как мужчина! Нечего всё время брать бюллетень и в санатории ездить. Сыграл на его самолюбии. Фрунзе засомневался. Его жена потом вспоминала, что он не хотел ложиться на операционный стол. Но принял вызов. А за несколько минут до операции говорил: «Не хочу! У меня уже всё нормально! Но вот Сталин настаивает...» Кстати, Сталин и Ворошилов перед операцией наведались в больницу, что свидетельствует о том, что вождь следил за процессом.

Фрунзе дали наркоз. Применили хлороформ. Военачальник никак не засыпал. Врач велел увеличить дозу…

«Обычная доза такого наркоза опасна, а увеличенная - могла стать смертельной, - говорит Р. Медведев. - К счастью, Фрунзе благополучно заснул. Врач сделал надрез. Стало ясно, что язва зарубцевалась - вырезать нечего. Пациента зашили. Но хлороформ вызвал отравление. За жизнь Фрунзе боролись 39 часов… В 1925 году медицина была совсем другого уровня. И смерть Фрунзе списали на несчастный случай».

Как и почему умер советский военачальник Михаил Фрунзе?


Непослушный министр

Фрунзе умер 31 октября 1925 года, его торжественно похоронили на Красной площади. Сталин в торжественной речи с грустью посетовал: «Слишком легко некоторые уходят от нас». Историки же по сей день ведут споры о том, был ли знаменитый военачальник зарезан врачами на операционном столе по приказу Сталина или умер в результате несчастного случая.

«Я не думаю, что отца убили, - признаётся Татьяна Фрунзе, дочь знаменитого военачальника. - Скорее это была трагическая случайность. В те годы система ещё не дошла до того, чтобы убивать тех, кто мог бы помешать Сталину. Такие вещи начались только в 1930-х годах».

«Вполне возможно, у Сталина были мысли избавиться от Фрунзе, - считает Р. Медведев. - Фрунзе был человеком независимым и более известным, чем сам Сталин. А вождю нужен был послушный министр».

«Легенды о том, что Фрунзе был зарезан на операционном столе по приказу Сталина, запустил Троцкий, - уверен В. Возилов. - Хотя мать Фрунзе была убеждена, что её сына убили. Да, ЦК тогда был почти всесилен: он имел право и настоять на том, чтобы Фрунзе пошёл на операцию, и запретить ему летать на самолётах: авиационная техника тогда была очень ненадёжной. На мой взгляд, смерть Фрунзе была естественной. К 40 годам он был человеком глубоко больным - запущенный туберкулёз желудка, язвенная болезнь. Его несколько раз жестоко избивали при арестах, во время Гражданской войны его контузило разорвавшейся бомбой. Даже если бы не было операции, скорее всего, вскоре он бы умер сам».

Были люди, которые обвиняли в смерти Михаила Фрунзе не только Сталина, но и Климента Ворошилова - ведь он после кончины друга получил его пост.

«Ворошилов был хорошим другом Фрунзе, - рассказывает Р. Медведев. - Впоследствии он опекал его детей, Таню и Тимура, хотя у самого уже был приёмный сын. Кстати, и у Сталина тоже был приёмный сын. Тогда это было распространено: когда погибал крупный коммунистический деятель, его дети переходили под опеку другого большевика».

«Климент Ворошилов очень заботился о Татьяне и Тимуре, - говорит З. Борисова. - Накануне Великой Отечественной войны Ворошилов приехал в Самару в наш музей и перед портретом Фрунзе вручил Тимуру кортик. А Тимур поклялся, что будет достоин памяти отца. Так и случилось. Он сделал военную карьеру, пошёл на фронт и погиб в 1942 году в бою».
Автор: Валентина Оберемко
Первоисточник: http://www.aif.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.aif.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 2
  1. Алекс 13 июня 2014 19:48
    Если исходить из изложенных фактов
    "Обычная доза такого наркоза опасна, а увеличенная - могла стать смертельной, - говорит Р. Медведев. - К счастью, Фрунзе благополучно заснул. Врач сделал надрез. Стало ясно, что язва зарубцевалась - вырезать нечего. Пациента зашили. Но хлороформ вызвал отравление."
    то смерть Фрунзе действительно выглядит вполне заурядно. Да и не мог он Сталину тогда опасности представлять. А вот Троцкий вполне мог видеть в нем опасного человека, которому верила армия. Так что здесь и стоит искать виновника, тем более, что
    "Легенды о том, что Фрунзе был зарезан на операционном столе по приказу Сталина, запустил Троцкий"
    .
    Кстати, смерть Котовского тоже странным образом указывает тоже на эту темную и мерзкую личность. как и методы, которыми он руководствовался.
    1. БМ-13 24 июня 2014 17:57
      Вполне возможно, от Троцкого любой гадости ждать можно было. А Сталин, скорее всего, не причем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня