Экспериментальный самолет для дальних перелетов М-55РД

После осуществлённого в декабре 1986 г. рекордного кругосветного перелёта на американском самолёте "Вояджер" конструкции Б. Рутана возникла идея создать аналогичный самолёт, способный побить рекорд "Вояджера".

Перед конструкторами и проектантами ОКБ им. Мясищева поставили задачу спроектировать самолёт, не используя схему "Вояджера", который сможет пролететь расстояние в 40,5 тыс. км за 7 суток ("Вояджеру" для подобного перелета понадобилось 9 суток).

Конструкторы к данной задаче подошли серьёзно, поскольку задача оказалась очень не простой. В процессе работ проработали несколько разных схем рекордного самолёта.


В начале процесса формирования облика рекордного самолета рассматривали схему на базе существующего М-55 "Геофизика".

Экспериментальный самолет для дальних перелетов М-55РД


Этот самолет разработали на ЭМЗ им. Мясищева в качестве высотного самолета спецназначения. У М-55 были выдающиеся ЛТХ. Поэтому первым логичным шагом было проработать возможность путем глубоких доработок или модернизации самолета добиться решения задачи осуществления кругосветного перелета. Так возникла схема трехфюзеляжного самолета-триплана, которому было дано название М-55РД (РД – Рекорд Дальности).

От исходного М-55 были использованы центропланная часть крыла, хвостовые балки с оперением, основное и носовое шасси, которое требовало незначительных доработок под увеличенный взлетный вес.

Фюзеляж был полностью новым, использовались лишь основные обводы средней части в районе стыка с центропланом крыла. Носовая часть фюзеляжа переделывалась полностью. Там устанавливался фонарь кабины без переплета каплевидной формы, в районе бывших воздухозаборников возникли обтекаемые зализы, внутри которых появилась удобная кабина для двух человек и экипажа.

Для обеспечения обзора на обтекателях кабины предусматривались иллюминаторы овальной формы (один на каждую сторону).

Экспериментальный самолет для дальних перелетов М-55РД


Поскольку силовая установка самолета М-55РД состояла из одного штатного двигателя (турбореактивный двигатель Д-30), то его для размещения дополнительного топлива вынесли наверх и расположили в изолированной гондоле, которая устанавливалась сверху хвостовой части фюзеляжа.

Дополнительные объемы для топлива также образовались за счет выноса хвостовых балок вперед. Консоли хвостовых балок, вынесенные далеко вперед, были конструктивно связаны с горизонтальным передним оперением, образовывая тем самым жесткую раму. Получалась трипланная схема тримаран.

Консоли крыла не заимствовали и конструктивно они были абсолютно новыми. Совокупный размах крыла составлял около 50 метров. На концах крыла были установлены аэродинамические законцовки.

Дополнительное топливо также размещали в подвесных топливных баках, которые подвешивались под консолями крыла. Чтобы демпфировать крутильных колебаний нежесткого крыла большой длины, на подвесных топливных баках были предусмотрены управляемые аэродинамические поверхности.

Под подкрыльевыми топливными баками располагались дополнительные подкрыльные стойки шасси, которые в них же и убирались. Сзади крыла в отсеках хвостовых балок также размещалось балансировочное топливо. Взлетная масса самолета – около 30 тонн при общем запасе топлива около 20 тонн.

Экспериментальный самолет для дальних перелетов М-55РД


Расчетный уровень аэродинамического максимального качества – К=26. Предварительные расчеты по оценке ЛТХ показали, что дальность полета на высотах от 8 до 15 км и крейсерском режиме М=0,65 составляла 31,2 тыс. км, что для достижения поставленной цели явно не хватало. Поэтому данный вариант остался как оригинальное схемное решение.

Летно-технические характеристики:
Модификация – М-55РД;
Размах крыла – 50 м;
Максимальная взлетная масса – 50 тыс. кг;
Тип двигателя - турбореактивный двигатель Д-30;
Крейсерская скорость – 0,65;
Практическая дальность – 31,2 тыс. км;
Практический потолок – 15 тыс. м;
Экипаж – 2 человека.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 15
  1. Гражданский 22 октября 2012 08:14
    В начале процесса формирования облика рекордного самолета рассматривали схему на базе существующего М-55 "Геофизика".


    интересная статья, считай с 30-х рекорды дальности не проектировали, однако начинать надо было с самой Геофизики, для полноты картины
  2. borisst64 22 октября 2012 09:40
    Обычно дозвуковую скорость указывают в км/ч.
    borisst64
  3. Zerstorer 22 октября 2012 09:40
    "Перед конструкторами и проектантами ОКБ им. Мясищева поставили задачу спроектировать самолёт, не используя схему "Вояджера", который сможет пролететь расстояние в 40,5 тыс. км за 7 суток ("Вояджеру" для подобного перелета понадобилось 9 суток)."
    А кто поставил такую задачу? Например 30 НИИ МО всегда проверял ТЗ на его реализуемость (хоть и упрощенно). Так что я полагаю, что это инициативный проект КБ. Я думаю, что сейчас можно вернуться к подобному проекту (если конечно спонсор найдется).
  4. white_f 22 октября 2012 14:02
    Но спонсор скорее будит не из России.
  5. Megatron 22 октября 2012 17:27
    А какие задачи выполняют такие самолеты?
    1. ДИМС 22 октября 2012 17:50
      Наука. Технологии. Опыт.
      ДИМС
  6. патриот2 22 октября 2012 19:59
    На базе такого самолёта очень хороша идея беспилотного дальнего самолёта-разведчика.
    патриот2
    1. Каток 23 октября 2012 00:32
      Цитата: патриот2
      На базе такого самолёта очень хороша идея беспилотного дальнего самолёта-разведчика.

      Это вряд ли....
      Время Локхида У2 прошло.
      Такой крупный и тихоходный объект при потолке всего в 15км - лёгкая мишень для любого истребителя, не говоря о ракетах ПВО.

      Сейчас разведчик должен быть или на орбите, или миниатюрен и радиопрозрачен до чуть ли не полной радионевидимости,
      Тогда такой мелкий беспилотник фиг обнаружишь локатором, а если и обнаружишь - то пилот истребителя замахается его искать в указанном квадрате, а ракета не сможет на него навестись.
      Или наоборот, он должен иметь гиперзвуковую скорость, чтобы ни одна ракета ПВО не могла его перехватить - разведка внаглую, не скрываясь. Просто противник тогда ничего сделать не сможет, пока не построит соответствующую ПВО. (Как СССР в 1961-ом.)

      А эта уникальная машина... Может, как ДРЛО еще имеет смысл?
      1. studentmati 23 октября 2012 22:14
        Потолок 21,5 км.
    2. studentmati 23 октября 2012 22:12
      Какими средствами контролировать и ставить задачи дальнему беспилотному разведчику? На мой взгляд дальний должен быть пилотируемым. М-55 великолепная разработка для этой цели!
  7. APASUS 22 октября 2012 20:11
    Просто птица!А не самолет!
    1. v53993 22 октября 2012 22:07
      Если-бы нам не мешали, то мы-бы уже два раза вокруг шарика облетали.
      1. studentmati 23 октября 2012 22:15
        Сами себе и мешаем.
  8. Hammer 23 октября 2012 10:40
    Интересно а для чего такие самолеты вообще нужны? Какое практическое им применение есть? Технологии обкатывают?
    1. studentmati 23 октября 2012 22:19
      Самолёт из 70-х, следовательно и задачи тех лет. А технологии он опередил как видим на уже более чем на 40 лет. До сих пор летает.
  9. вакса 23 октября 2012 13:30
    Красота необыкновеная! Один даже вид служит воспитанию гордости за свою Родину. И все разрушила парочка Меченый - ЕБН.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня