Military Review

Universal missile system M-1 Wave

0
The development of the first Soviet universal missile system M-1 for ships of projects 61, 63 began on the Resolution of the Council of Ministers of the USSR №1149-592 from 17 August 1956 of the year. However, by decision No. 1190-610 from 25.08.1956, it was decided to put M-1 on ships of 58, 62 projects. By many elements, the M-1 universal ship complex was unified with the C-125 air defense missile system for ground forces. So, the same missiles were used in both complexes (B-600, -601, and so on).

The chief designer of the M-1 was Ignatiev I.A. (All-Russian Research Institute “Altair” - SME), the chief designer of the rocket - PD Grushin (ICD Fakel - MAP). The M-1 missile system with the B-600 was adopted by the Naval Fleet Decree of the Council of Ministers No. 889-382 of August 24, 1962. Later, the M-1 complex was given the name "Wave", and the V-600 rocket - the 4K90 index.

The Council of Ministers Decree 561-233 of 21 June 1961 of the year began work on the B-10 rocket intended for the land C-601 missile to hit targets that fly at heights above 125 K th. In the 1964 year, after a series of tests, the B-601 rocket (ind. 4K91) was adopted by the SV. In the same year, the B-601 rocket was decided to equip the M-1 complex. During 1967, the first 601 ships received the B-7 rocket.

In the case of the in-complex modernization of the anti-aircraft missile system, the main improvements concerned the anti-aircraft missiles and control equipment themselves. To the complex with B-601 Dahlia missiles, the name “Wave-M”, with B-601M - “Wave-N”, with B-611 - “Wave-11”, with enhanced noise immunity - “Wave-P”. Volna-P ADMS was adopted in 1976. The “Volna-P” jamming was provided by increasing the noise immunity of the missile radio channels, as well as introducing the optoelectronic target tracking channel into the control system. “Wave” in the 9's It became known as a strike anti-aircraft missile system (UZRK), it allowed to conduct rocket fire at surface targets.

Subsequently, when the issue of protecting ships from low-flying anti-ship missiles was raised, they conducted another modernization of the complex (Volna-N), which used B-601M missiles. The upgraded complex ensured the destruction of targets at a height from 3 to 5 meters above the crest of a wave.

The M-1 complex, despite the presence of individual flaws, was generally successful and was widely used in the Soviet Navy, and is still in service.

The composition of the universal missile system M-1 Wave

Launchers were placed on the roof of the superstructure in the bow (52,5-th frame) and stern (204,5-th frame). The ZIF-101 installation was an open, twin, stabilized stand with a lower suspension of two rockets on two guide beams. The rocket ammunition cellars (No. 8 - aft and No. 4 - bow) with a drum storage system had a pair of vertical drums on the 8 SAM (anti-aircraft guided missiles) each. The rocket to the loading line was fed by turning the drum to 45 °, and the mechanical loading was carried out by a chain ramming pusher. The operation of the launcher was provided by remote control and electric power drive ESP-101. Standard equipment of the rocket cellar - 1 training and 15 combat missiles. Serial production of the ZIF-101 launcher was established in Volgograd at the Barricades factory.

Universal missile system M-1 Wave


Following the launcher, the ZIF-101 created a paired installation of the ZIF-102. The main difference between the new launcher was in the missile delivery system used - instead of the drum one, a conveyor feed was used. As a result, the ammunition of one launcher increased to 32 missiles.

Total M-1 missile system with launchers ZIF-101 armed 20 ships of the project 61, 61М and 61MP (1 for Poland); 4 ship project 58; 1 project 56K; 8 project 56А; 5 ships project 61МЭ (for export to India). The M-1 complex with the ZIF-102 launchers were equipped with the 4 project ship 1134; 3 ship project 56U; 8 ships project 57.

B-600, as well as its later versions, is a two-stage rocket with a powder engine, made according to the aerodynamic configuration of a "duck". The first stage was supplied with four stabilizers, opening after the start, and a jet powder engine PRD-36. The engine is equipped with 14 cylindrical powder checkers (made from NMF-3K powder) with a total mass of 280 kg. The engine of the second stage - 125-kilogram piece of gunpowder NM-4Sh. High-explosive fragmentation warhead 4-90 equipped with ready-striking elements. The total mass of the warhead is 60 kilogram, of which 32-33 kilogram is the mass of TNT and hexogen. The Strait radio fuse (ind. 5Е15) is triggered by 58 slips. The warhead of 4-90 gives 3560 - 3570 splinters, whose average mass is about 5,4 grams. Self-canceler response time - 26 seconds.




The B-601 from the B-600 rocket differed only in the design of the main engine. In addition, the rocket had a new warhead. A new 150-kilogram "301" gunpowder was installed in the propulsion unit. A new warhead 5B18 developed in NII-6. During testing, she gave 4500 fragments of mass 4,72 - 4,79. New warhead ensured the defeat of targets on the slip of 20 meters with a probability of 0.75 - 0.90; on the slip of 25-47 meters - 0.6. To install the B-601 on the ZIF-101 launcher, it was necessary to modify the rocket travel mount. In addition, upgraded subjected control system "Yatagan".

When a rocket is launched, the starting (first) stage runs for 5 seconds, developing 30 t thrust; march (second) - about 22 seconds, developing 3 tons of thrust.

The method of guidance is the optimal straightening and covering. When firing at low-flying targets, the “Hill” guidance method is added to these methods.

The shooting control system "Yatagan" was developed by SRI-10 GKRE, the equipment of the antenna post drives - TsNII-173. "Yatagan" is a set of devices and instruments that provide reception and target designation from the radar of the ship detection, tracking of missiles and targets on a trajectory, prelaunch preparation and launch of missiles, development of rocket control commands. The missile was guided along the radar beam until the moment when the radar fuze was triggered. The disadvantages of this radio command system are single channel and a sharp decrease in accuracy with increasing distance.




Each antenna post "Yatagana" had five antennas. Two small antennas carried out the so-called “coarse” missile guidance, one antenna worked as a radio transmitter of the operator’s commands, and two large antennas accompanied the target and took the rocket to it with greater accuracy. Until the first target is defeated, the struggle with subsequent targets is impossible.

Testing and operation of the universal M-1 Wave missile system

M-1 "Wave" timeline was ahead of the delivery date of the lead ship of the 61 project, factory number 1701 (CKR-25, Komsomolets Ukrainy with 9.10.62), in connection with which the joint testing of the Council of Ministers of the USSR No. 2110 from 30 July 1959 of July M-1 transferred to the rocket ship "Bravy" project 56K. The tests were carried out in two stages - the first from January 05 to March 12 1962 g .; the second from 12 March to 30, April 1962 g. During the tests it was noted that 5 minutes are required for the Yatagan to exit the cold position, the target tracking distance is 42 kilometers with a probability of capturing 0,50 and 36 kilometers with a probability 0,8. The range limits are 15 kilometers, the response time of the missile self-destruct is 26 seconds.

During the tests, the 6 aircraft of the MiG-15M target aircraft, which moved from 600 to 10000 m, were shot down, missiles miss at that were 9 - 48 m. According to the commission, the probability of hitting the target on the 40 meters miss is 0,4-0,6, and on the slip 20 m - 0,9. With the help of the M-1 complex, a target flying at speeds up to 600 meters per second could be destroyed. The target can maneuver with 3 overloads - 4 g at altitudes up to 4 thousand meters, and 2 - 3 g - at high altitudes. The speed of the ship during launch can be up to 36 knots. Shooting with "Bravo" on the surface targets were not carried out.

Complex M-1 according to the results of tests on the "Bravo" was recommended for adoption.

Tactical and technical characteristics of the universal M-1 Wave missile system:
Rocket "B-600" / "B-601":
Length 5885 mm / 5948 mm;
The diameter of the first stage - / 552 mm;
The diameter of the second stage - / 379 mm;
Starting weight 923 kg / 980 kg;
The weight of the warhead 60 kg / 72 kg;
Flight speed 600 / 730 m / s;
Maximum shooting height 10 km / 14 km;
Minimum shooting height 100 m / 100 m;
Maximum slant range 15 km / 22 km;
The minimum slant range 4 km;
Target speed maximum 600 / 700 m / s

Launcher ZIF-101:
1 salvo firing rate - 50 s;
Horizontal guidance angle - 330 degrees;
Vertical guidance angle - from -10 to + 95 degrees;
Horizontal guidance speed - 40 degrees / s;
Vertical guidance speed - 30 degrees / s;
Loading Loads - 90 degrees;
The distance between the axes of the launcher - 3500 mm;
The path length of the yoke of an anti-aircraft guided missile along the guides at launch is 1000 mm;
The height of the line of fire at an angle 0 deg. - 2300 mm;
Dimensions:
Height without stabilization:
- at an angle of 83 ° - 4760 mm;
- at an angle of 0 ° - 3380 mm;
Height with stabilization:
- at an angle of 83 ° - 5390 mm;
- at an angle of 0 ° - 4060 mm;
Sweeping radius on the front:
- with guided missile - 5670 mm;
- without guided missile - 3800 mm;
Sweeping radius on the back:
- with guided missile - 2820mm;
- without guided missile - 2050 mm;
Innings:
- drum rotation speed - 6 degree / s;
- the path of the vertical feed of guided missiles - 8010 mm;
- feed rate of guided missiles - 1,4 m / s;
Cellar dimensions:
- width - 5,2 m;
- length - 10,5 m;
- height - 7 m.
Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.

Универсальный ракетный комплекс M-1 Волна

Разработку первого советского универсального ракетного комплекса М-1 для кораблей проектов 61, 63 начали по Постановлению Совета министров СССР №1149-592 от 17 августа 1956 года. Однако уже по постановлению № 1190-610 от 25.08.1956 было принято решение ставить М-1 на корабли проектов 58, 62. По многим элементам универсальный корабельный комплекс М-1 был унифицирован с зенитным ракетным комплексом С-125 для сухопутных войск. Так, в обоих комплексах использовались одинаковые ракеты (В-600, -601 и так далее).

Главным конструктором М-1 был Игнатьев И.А. (ВНИИ “Альтаир” - МСП), главным конструктором ракеты — Грушин П.Д. (МКБ “Факел” - МАП). Ракетный комплекс М-1 с В-600 приняли на вооружение Военно-Морского Флота Постановлением Совета министров № 889-382 от 24 августа 1962 года. Позже комплексу М-1 присвоили наименование "Волна", а ракете В-600 – индекс 4К90.

Постановлением Совета министров № 561-233 от 21 июня 1961 года для поражения целей, которые летят на высотах более 10 тыс. м, были начаты работы над ракетой В-601, предназначавшейся для сухопутного ЗРК С-125. В 1964 году, после серии испытаний, ракету В-601 (инд. 4К91) приняли на вооружение СВ. В том же году ракетой В-601 решили оснастить комплекс М-1. В течение 1967 года ракету В-601 получили первые 7 кораблей.


При внутрикомплексной модернизации зенитного ракетного комплекса основные усовершенствования касались самих зенитных ракет и аппаратуры управления. Комплексу с ракетами В-601 далии название “Волна-М”, с В-601М — “Волна-Н”, с В-611 — “Волна-11”, с усиленной помехозащищенностью — “Волна-П”. ЗРК “Волна-П” приняли на вооружение в 1976 г. Помехозащищенность “Волны-П” обеспечивалась за счет повышения помехозащищенности радиоканалов управления ракетой, а также введением оптикоэлектронного канала сопровождения цели (9ШЗЗ) в систему управления. “Волна” в 1980-х гг. стала называться ударным зенитным ракетным комплексом (УЗРК), она позволяла вести ракетный огонь по надводным целям.

В последующем, когда поднялся вопрос о защите кораблей от низколетящих противокорабельных ракет, провели еще одну модернизацию комплекса ("Волна-Н"), в котором использовались ракеты В-601М. Модернизированный комплекс обеспечивал поражение целей на высоте от 3 до 5 м. над гребнем волны.

Комплекс М-1, несмотря на наличие отдельных недостатков, в целом оказался удачным и получил широкое распространение в советском Военно-Морском Флоте, и до настоящего времени состоит на вооружении.

Состав универсального ракетного комплекса M-1 Волна

Пусковые установки были размещены на крыше надстройки в носу (52,5-й шпангоут) и корме (204,5-й шпангоут). Установка ЗИФ-101 представляла собой открытую, спаренную, стабилизированную тумбовую установку с нижней подвеской двух ракет на двух направляющих балках. Погреба ракетного боезапаса (№ 8 — кормовой и № 4 — носовой) с барабанной системой хранения имели по паре вертикальных барабана на 8 ЗУР (зенитных управляемых ракет) каждый. Ракета на линию заряжания подавалась поворотом на 45° барабана, а механическое заряжание осуществлялось цепным досылателем-толкателем. Функционирование пусковой установки обеспечивалось дистанционным управлением и электросиловым приводом ЭСП-101. Стандартная комплектация ракетного погреба — 1 учебная и 15 боевых ракет. Серийное производство пусковой установки ЗИФ-101 наладили в Волгограде на заводе "Баррикады".

Универсальный ракетный комплекс M-1 Волна


Вслед за пусковой установкой ЗИФ-101 создали спаренную установку ЗИФ-102. Главное отличие новой пусковой установки заключалось в используемой системе подачи ракет - вместо барабанной использовалась конвейерная подача. В результате боекомплект одной пусковой установки увеличился до 32 ракет.

Всего ракетным комплексом М-1 с пусковыми установками ЗИФ-101 вооружили 20 кораблей проекта 61, 61М и 61МП (1 для Польши); 4 корабля проекта 58; 1 проекта 56К; 8 проекта 56А; 5 кораблей проекта 61МЭ (для экспорта в Индию). Комплексом М-1 с пусковыми установками ЗИФ-102 были оснащены 4 корабля проекта 1134; 3 корабля проекта 56У; 8 кораблей проекта 57А.

В-600, а также ее более поздние варианты – двухступенчатая ракета с пороховым двигателем, выполненная по аэродинамической схеме "утка". Первую ступень снабжали четырьмя стабилизаторами, раскрывающимися после старта, и реактивным пороховым двигателем ПРД-36. Двигатель снаряжен 14 цилиндрическими пороховыми шашками (изготавливаются из пороха НМФ-ЗК) общей массой 280 кг. Двигатель второй ступени – 125-килограммовая шашка из пороха НМ-4Ш. Осколочно-фугасную боевую часть 4Г-90 оснащали готовыми поражающими элементами. Общая масса боевой части – 60 килограмм, из которых 32-33 килограмма – масса сплава тротила и гексогена. Радиовзрыватель "Пролив" (инд. 5Е15) срабатывает на промахах 58 метров. Боевой частью 4Г-90 дается 3560 - 3570 осколков, средняя масса которых составляет около 5,4 грамм. Время срабатывания самоликвидатора – 26 секунд.

Универсальный ракетный комплекс M-1 Волна

Универсальный ракетный комплекс M-1 Волна


В-601 от ракеты В-600 отличалась только конструкцией маршевого двигателя. Кроме того, ракета имела новую БЧ. В маршевом двигателе устанавливалась новая 150-килограммовая шашка из пороха "301". Новую боевую часть 5Б18 разработали в НИИ-6. Во время испытаний она давала 4500 осколков массой 4,72 – 4,79 гг. Новой боевой частью обеспечивалось поражение целей на промахе 20 метров с вероятностью 0.75 - 0.90; на промахе 25-47 метров – 0.6. Для установки В-601 на пусковую установку ЗИФ-101 потребовалась доработать походное крепление ракеты. Кроме того, модернизации подвергли систему управления "Ятаган".

При запуске ракеты стартовая (первая) ступень работает на протяжении 5 секунд, развивая тягу 30 т; маршевая (вторая) — около 22 секунд, развивая тягу 3 т.

Метод наведения - оптимальное спрямление и накрытие. При ведении огня по низколетящим целям к данным методам добавляется метод наведения "Горка".

Систему управления стрельбой "Ятаган" разработало НИИ-10 ГКРЭ, аппаратуру приводов антенного поста — ЦНИИ-173. "Ятаган" представляет собой совокупность устройств и приборов, которые обеспечивают прием и целеуказания от РЛС обнаружения корабля, сопровождение ракет и цели на траектории, предстартовую подготовку и запуск ракет, выработку команд управления ракете. Наведение ракеты производилось по лучу радиолокационной станции до момента срабатывания радиолокационного взрывателя. Недостатками данной радиокомандной системы являются одноканальность и резкое снижение точности при увеличении расстояния.

Универсальный ракетный комплекс M-1 Волна

Универсальный ракетный комплекс M-1 Волна


Каждый антенный пост "Ятагана" имел пять антенн. Двумя малыми антеннами осуществлялась так называемая “грубая” наводка ракеты, одна антенна работала как радиопередатчик команд оператора, а две большие антенны сопровождали цель и выводили на нее ракету с большей точностью. До поражения первой цели борьба с последующими целями невозможна.

Испытания и эксплуатация универсального ракетного комплекса M-1 Волна

Сроки отработки М-1 "Волна" опережали сроки сдачи головного корабля проекта 61 заводской №1701 (СКР-25, "Комсомолец Украины" с 9.10.62 г.) – в связи с чем Распоряжением Совета министров СССР №2110 от 30 июля 1959 года совместные испытания М-1 перенесли на ракетный корабль "Бравый" проекта 56К. Испытания проходили в два этапа – первый с 05 января по 12 марта 1962 г.; второй с 12 марта по 30 апреля 1962 г. В ходе испытаний было отмечено, что для выхода "Ятагана" из холодного положения требуется 5 мин., дальность сопровождения цели составляет 42 километра с вероятностью захвата 0,50 и 36 километров с вероятностью 0,8. Пределы дальности – 15 километров, время срабатывания самоликвидатора ракеты – 26 сек.

Во время испытаний комплекса сбили 6 самолетов-мишеней МиГ-15М, которые двигались на высоте от 600 до 10000 м, промахи ракет при этом составляли 9 – 48 м. По мнению комиссии, вероятность поражения цели на промахе 40 метров составляет 0,4-0,6, а на промахе 20 м – 0,9. С помощью комплекса М-1 могла уничтожаться цель, летящая со скоростью до 600 метров в секунду. Цель может маневрировать с перегрузками 3 - 4 g на высоте до 4 тыс. м, и 2 - 3 g – на больших высотах. Скорость хода корабля при пусках может составлять до 36 уз. Стрельбу с "Бравого" по надводным целям не проводили.

Комплекс М-1 по результатам испытаний на "Бравом" рекомендовали к принятию на вооружение.

Тактико-технические характеристики универсального ракетного комплекса M-1 Волна:
Ракета "В-600"/"В-601":
Длина 5885 мм/5948 мм;
Диаметр первой ступени -/552 мм;
Диаметр второй ступени -/379 мм;
Стартовый вес 923 кг/980 кг;
Вес боевой части 60 кг/72 кг;
Скорость полета 600 /730 м/с;
Максимальная высота стрельбы 10 км /14 км;
Минимальная высота стрельбы 100 м/ 100 м;
Максимальная наклонная дальность 15 км/ 22 км;
Минимальная наклонная дальность 4 км;
Скорость цели максимальная 600/700 м/c

Пусковая установка ЗИФ-101:
Скорострельность 1 залпа – 50 с;
Угол горизонтального наведения – 330 град.;
Угол вертикального наведения – от -10 до +95 град.;
Скорость горизонтального наведения – 40 град/с;
Скорость вертикального наведения – 30 град/с;
Угод заряжания – 90 град.;
Расстояние между осями пусковой установки – 3500 мм;
Длина пути движения бугеля зенитной управляемой ракеты по направляющим при старте – 1000 мм;
Высота линии огня при угле 0 град. – 2300 мм;
Габариты:
Высота без учета стабилизации:
- при угле 83° – 4760 мм;
- при угле 0° – 3380 мм;
Высота с учетом стабилизации:
- при угле 83° – 5390 мм;
- при угле 0° – 4060 мм;
Радиус обметания по передней части:
- с управляемой ракетой – 5670 мм;
- без управляемой ракеты – 3800 мм;
Радиус обметания по задней части:
- с управляемой ракетой – 2820мм;
- без управляемой ракеты – 2050 мм;
Подача:
- скорость вращения барабана – 6 град/c;
- путь вертикальной подачи управляемых ракет – 8010 мм;
- скорость подачи управляемых ракет – 1,4 м/c;
Габариты погреба:
- ширина – 5,2 м;
- длина – 10,5 м;
- высота – 7 м.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня