Универсальный ракетный комплекс M-1 Волна

Разработку первого советского универсального ракетного комплекса М-1 для кораблей проектов 61, 63 начали по Постановлению Совета министров СССР №1149-592 от 17 августа 1956 года. Однако уже по постановлению № 1190-610 от 25.08.1956 было принято решение ставить М-1 на корабли проектов 58, 62. По многим элементам универсальный корабельный комплекс М-1 был унифицирован с зенитным ракетным комплексом С-125 для сухопутных войск. Так, в обоих комплексах использовались одинаковые ракеты (В-600, -601 и так далее).

Главным конструктором М-1 был Игнатьев И.А. (ВНИИ “Альтаир” - МСП), главным конструктором ракеты — Грушин П.Д. (МКБ “Факел” - МАП). Ракетный комплекс М-1 с В-600 приняли на вооружение Военно-Морского Флота Постановлением Совета министров № 889-382 от 24 августа 1962 года. Позже комплексу М-1 присвоили наименование "Волна", а ракете В-600 – индекс 4К90.

Постановлением Совета министров № 561-233 от 21 июня 1961 года для поражения целей, которые летят на высотах более 10 тыс. м, были начаты работы над ракетой В-601, предназначавшейся для сухопутного ЗРК С-125. В 1964 году, после серии испытаний, ракету В-601 (инд. 4К91) приняли на вооружение СВ. В том же году ракетой В-601 решили оснастить комплекс М-1. В течение 1967 года ракету В-601 получили первые 7 кораблей.


При внутрикомплексной модернизации зенитного ракетного комплекса основные усовершенствования касались самих зенитных ракет и аппаратуры управления. Комплексу с ракетами В-601 далии название “Волна-М”, с В-601М — “Волна-Н”, с В-611 — “Волна-11”, с усиленной помехозащищенностью — “Волна-П”. ЗРК “Волна-П” приняли на вооружение в 1976 г. Помехозащищенность “Волны-П” обеспечивалась за счет повышения помехозащищенности радиоканалов управления ракетой, а также введением оптикоэлектронного канала сопровождения цели (9ШЗЗ) в систему управления. “Волна” в 1980-х гг. стала называться ударным зенитным ракетным комплексом (УЗРК), она позволяла вести ракетный огонь по надводным целям.

В последующем, когда поднялся вопрос о защите кораблей от низколетящих противокорабельных ракет, провели еще одну модернизацию комплекса ("Волна-Н"), в котором использовались ракеты В-601М. Модернизированный комплекс обеспечивал поражение целей на высоте от 3 до 5 м. над гребнем волны.

Комплекс М-1, несмотря на наличие отдельных недостатков, в целом оказался удачным и получил широкое распространение в советском Военно-Морском Флоте, и до настоящего времени состоит на вооружении.

Состав универсального ракетного комплекса M-1 Волна

Пусковые установки были размещены на крыше надстройки в носу (52,5-й шпангоут) и корме (204,5-й шпангоут). Установка ЗИФ-101 представляла собой открытую, спаренную, стабилизированную тумбовую установку с нижней подвеской двух ракет на двух направляющих балках. Погреба ракетного боезапаса (№ 8 — кормовой и № 4 — носовой) с барабанной системой хранения имели по паре вертикальных барабана на 8 ЗУР (зенитных управляемых ракет) каждый. Ракета на линию заряжания подавалась поворотом на 45° барабана, а механическое заряжание осуществлялось цепным досылателем-толкателем. Функционирование пусковой установки обеспечивалось дистанционным управлением и электросиловым приводом ЭСП-101. Стандартная комплектация ракетного погреба — 1 учебная и 15 боевых ракет. Серийное производство пусковой установки ЗИФ-101 наладили в Волгограде на заводе "Баррикады".

Универсальный ракетный комплекс M-1 Волна


Вслед за пусковой установкой ЗИФ-101 создали спаренную установку ЗИФ-102. Главное отличие новой пусковой установки заключалось в используемой системе подачи ракет - вместо барабанной использовалась конвейерная подача. В результате боекомплект одной пусковой установки увеличился до 32 ракет.

Всего ракетным комплексом М-1 с пусковыми установками ЗИФ-101 вооружили 20 кораблей проекта 61, 61М и 61МП (1 для Польши); 4 корабля проекта 58; 1 проекта 56К; 8 проекта 56А; 5 кораблей проекта 61МЭ (для экспорта в Индию). Комплексом М-1 с пусковыми установками ЗИФ-102 были оснащены 4 корабля проекта 1134; 3 корабля проекта 56У; 8 кораблей проекта 57А.

В-600, а также ее более поздние варианты – двухступенчатая ракета с пороховым двигателем, выполненная по аэродинамической схеме "утка". Первую ступень снабжали четырьмя стабилизаторами, раскрывающимися после старта, и реактивным пороховым двигателем ПРД-36. Двигатель снаряжен 14 цилиндрическими пороховыми шашками (изготавливаются из пороха НМФ-ЗК) общей массой 280 кг. Двигатель второй ступени – 125-килограммовая шашка из пороха НМ-4Ш. Осколочно-фугасную боевую часть 4Г-90 оснащали готовыми поражающими элементами. Общая масса боевой части – 60 килограмм, из которых 32-33 килограмма – масса сплава тротила и гексогена. Радиовзрыватель "Пролив" (инд. 5Е15) срабатывает на промахах 58 метров. Боевой частью 4Г-90 дается 3560 - 3570 осколков, средняя масса которых составляет около 5,4 грамм. Время срабатывания самоликвидатора – 26 секунд.

Универсальный ракетный комплекс M-1 Волна

Универсальный ракетный комплекс M-1 Волна


В-601 от ракеты В-600 отличалась только конструкцией маршевого двигателя. Кроме того, ракета имела новую БЧ. В маршевом двигателе устанавливалась новая 150-килограммовая шашка из пороха "301". Новую боевую часть 5Б18 разработали в НИИ-6. Во время испытаний она давала 4500 осколков массой 4,72 – 4,79 гг. Новой боевой частью обеспечивалось поражение целей на промахе 20 метров с вероятностью 0.75 - 0.90; на промахе 25-47 метров – 0.6. Для установки В-601 на пусковую установку ЗИФ-101 потребовалась доработать походное крепление ракеты. Кроме того, модернизации подвергли систему управления "Ятаган".

При запуске ракеты стартовая (первая) ступень работает на протяжении 5 секунд, развивая тягу 30 т; маршевая (вторая) — около 22 секунд, развивая тягу 3 т.

Метод наведения - оптимальное спрямление и накрытие. При ведении огня по низколетящим целям к данным методам добавляется метод наведения "Горка".

Систему управления стрельбой "Ятаган" разработало НИИ-10 ГКРЭ, аппаратуру приводов антенного поста — ЦНИИ-173. "Ятаган" представляет собой совокупность устройств и приборов, которые обеспечивают прием и целеуказания от РЛС обнаружения корабля, сопровождение ракет и цели на траектории, предстартовую подготовку и запуск ракет, выработку команд управления ракете. Наведение ракеты производилось по лучу радиолокационной станции до момента срабатывания радиолокационного взрывателя. Недостатками данной радиокомандной системы являются одноканальность и резкое снижение точности при увеличении расстояния.

Универсальный ракетный комплекс M-1 Волна

Универсальный ракетный комплекс M-1 Волна


Каждый антенный пост "Ятагана" имел пять антенн. Двумя малыми антеннами осуществлялась так называемая “грубая” наводка ракеты, одна антенна работала как радиопередатчик команд оператора, а две большие антенны сопровождали цель и выводили на нее ракету с большей точностью. До поражения первой цели борьба с последующими целями невозможна.

Испытания и эксплуатация универсального ракетного комплекса M-1 Волна

Сроки отработки М-1 "Волна" опережали сроки сдачи головного корабля проекта 61 заводской №1701 (СКР-25, "Комсомолец Украины" с 9.10.62 г.) – в связи с чем Распоряжением Совета министров СССР №2110 от 30 июля 1959 года совместные испытания М-1 перенесли на ракетный корабль "Бравый" проекта 56К. Испытания проходили в два этапа – первый с 05 января по 12 марта 1962 г.; второй с 12 марта по 30 апреля 1962 г. В ходе испытаний было отмечено, что для выхода "Ятагана" из холодного положения требуется 5 мин., дальность сопровождения цели составляет 42 километра с вероятностью захвата 0,50 и 36 километров с вероятностью 0,8. Пределы дальности – 15 километров, время срабатывания самоликвидатора ракеты – 26 сек.

Во время испытаний комплекса сбили 6 самолетов-мишеней МиГ-15М, которые двигались на высоте от 600 до 10000 м, промахи ракет при этом составляли 9 – 48 м. По мнению комиссии, вероятность поражения цели на промахе 40 метров составляет 0,4-0,6, а на промахе 20 м – 0,9. С помощью комплекса М-1 могла уничтожаться цель, летящая со скоростью до 600 метров в секунду. Цель может маневрировать с перегрузками 3 - 4 g на высоте до 4 тыс. м, и 2 - 3 g – на больших высотах. Скорость хода корабля при пусках может составлять до 36 уз. Стрельбу с "Бравого" по надводным целям не проводили.

Комплекс М-1 по результатам испытаний на "Бравом" рекомендовали к принятию на вооружение.

Тактико-технические характеристики универсального ракетного комплекса M-1 Волна:
Ракета "В-600"/"В-601":
Длина 5885 мм/5948 мм;
Диаметр первой ступени -/552 мм;
Диаметр второй ступени -/379 мм;
Стартовый вес 923 кг/980 кг;
Вес боевой части 60 кг/72 кг;
Скорость полета 600 /730 м/с;
Максимальная высота стрельбы 10 км /14 км;
Минимальная высота стрельбы 100 м/ 100 м;
Максимальная наклонная дальность 15 км/ 22 км;
Минимальная наклонная дальность 4 км;
Скорость цели максимальная 600/700 м/c

Пусковая установка ЗИФ-101:
Скорострельность 1 залпа – 50 с;
Угол горизонтального наведения – 330 град.;
Угол вертикального наведения – от -10 до +95 град.;
Скорость горизонтального наведения – 40 град/с;
Скорость вертикального наведения – 30 град/с;
Угод заряжания – 90 град.;
Расстояние между осями пусковой установки – 3500 мм;
Длина пути движения бугеля зенитной управляемой ракеты по направляющим при старте – 1000 мм;
Высота линии огня при угле 0 град. – 2300 мм;
Габариты:
Высота без учета стабилизации:
- при угле 83° – 4760 мм;
- при угле 0° – 3380 мм;
Высота с учетом стабилизации:
- при угле 83° – 5390 мм;
- при угле 0° – 4060 мм;
Радиус обметания по передней части:
- с управляемой ракетой – 5670 мм;
- без управляемой ракеты – 3800 мм;
Радиус обметания по задней части:
- с управляемой ракетой – 2820мм;
- без управляемой ракеты – 2050 мм;
Подача:
- скорость вращения барабана – 6 град/c;
- путь вертикальной подачи управляемых ракет – 8010 мм;
- скорость подачи управляемых ракет – 1,4 м/c;
Габариты погреба:
- ширина – 5,2 м;
- длина – 10,5 м;
- высота – 7 м.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня