Американские самолеты для Украины: желания и нерешенные проблемы

33
Американские самолеты для Украины: желания и нерешенные проблемы
Истребитель F-16 из состава ВВС США


Понеся большие потери, Украина пытается восстановить свою боевую авиацию. В этом деле ей приходится полагаться на зарубежную помощь, но не все иностранные партнеры готовы предоставлять желаемые образцы и изделия. Так, на протяжении нескольких месяцев киевский режим пытается выпросить боевые самолеты американского производства – и пока не преуспел в этом деле. Несмотря на все заявления и обещания, поставки техники не начинались и даже не предвидятся.



Желания и реальность


Киевский режим начал просить иностранную авиационную технику уже в феврале-марте, практически сразу после начала его принудительной демилитаризации. Различные его представители говорили о необходимости поставки тех или иных боевых самолетов, как советского, так и натовского образца.

В частности, высказывалось желание получить американские истребители F-15 и F-16. Утверждалось, что в украинской армии имеются опытные летчики, которые могли бы освоить такую технику всего за несколько недель и приступить к службе. Однако такие просьбы остались без ответа. Более того, зарубежные специалисты справедливо отмечали, что подготовка летчиков и инфраструктуры для иностранной техники потребует значительно больше времени и усилий.


Штурмовики A-10

Так же весной появились слухи об отправке украинских летчиков-курсантов в США или другие иностранные государства для переподготовки и обучения на новой технике. Однако эта информация впоследствии не подтвердилась.

Более того, реальные события опровергли ее. Так, в июне в проект военного бюджета США на 2023 ф.г. внесли поправку о выделении финансирования на переобучение украинских летчиков. В случае ее принятия, процесс переподготовки личного состава мог бы начаться после 1 октября 2022 г. Соответственно, до этой даты никакие меры не принимались.

К настоящему времени зарубежные страны успели передать Украине несколько десятков устаревших самолетов советского производства, не всегда в хорошем состоянии. Поставки натовской техники пока не начинались и, вероятно, на данный момент даже не планируются. Подобный вариант военно-технической помощи застрял на стадии переговоров и не продвигается вперед.

Неполученные штурмовики


В контексте помощи для Украины несколько раз упоминался американский самолет-штурмовик A-10C. На протяжении нескольких лет в США идут споры о необходимости снятия такой техники с вооружения. В этом году в таком контексте появилось новое предложение: если ВВС начнут списывать такую технику, то ее следует передавать украинской армии. Впрочем, официального одобрения эта идея еще не получила, и ее перспективы под вопросом.


Так, в марте министр ВВС США Фрэнк Кендалл заявил, что какие-либо планы по передаче A-10C украинской стороне отсутствуют. Не ведется даже обсуждение таких поставок. После этого заявления о штурмовиках на время забыли.

Однако в середине июля министра вновь спросили о возможности передачи списанных самолетов. На этот раз Ф. Кендалл высказался иначе. Он отметил, что американская сторона готова обсуждать поставки техники, в т.ч. снятых с вооружения штурмовиков. Все зависит от потребностей и пожеланий киевского режима. При этом о реальных переговорах на тему A-10C не сообщалось.

Примерно в это же время киевский режим похвастался тем, что начал самостоятельную подготовку пилотов для A-10C. Однако обучение осуществлялось не на тренажерах со специальным программным обеспечением, а при помощи обычных персональных компьютеров и популярного авиасимулятора. Эффективность такого «обучения» сомнительна.

Тайные переговоры


Другой «мечтой» украинской армии является американский истребитель F-16. Необходимость такой техники регулярно упоминалась различными лицами, но получить самолеты – или хотя бы гарантии их поставки – пока не удалось. При этом в последние недели о таких истребителях практически не вспоминали. Американскому изданию Politico удалось выяснить, почему это произошло.


16 сентября «Политико» сообщило, что Украина по-прежнему проявляет интерес к самолетам F-16, беспилотникам MQ-1C и ЗРК Patriot, а также прилагаются определенные усилия для скорейшего их получения. Однако теперь киевский режим старается не говорить о подобных желаниях открыто. От громких заявлений перешли к тихим закулисным переговорам.

От своих источников издание Politico узнало, что советники украинского президента и их партнеры из Вашингтона, включая окружение президента США, выработали новую стратегию. В частности, украинскому руководству рекомендуется сосредоточиться на текущих потребностях своих вооруженных формирований, а также отказаться от громких заявлений и анонсов.

Подобный организационный подход не мешает получению военно-технической помощи, но сокращает возможные риски. В частности, американская сторона, желая помочь союзнику, не хочет лишний раз провоцировать Москву. Громкие заявления на этапе переговоров или подготовки сделки могут привести к тем или иным негативным последствиям.


Объективные трудности


Таким образом, к настоящему времени сложилась специфическая ситуация. Украина требует как можно скорее предоставить ей американские или иные зарубежные боевые самолеты. Главный ее союзник в лице США рассматривает возможность оказания такой помощи, но не торопится. Обсуждения и переговоры длятся уже несколько месяцев, и неясно, сколько они будут продолжаться и к чему приведут.

Единственная реальная мера на данный момент – предложение Конгресса о подготовке украинских летчиков. Однако эта поправка еще должна войти в финальный вариант военного бюджета. Кроме того, обучение сможет стартовать лишь в начале следующего года, а подготовка достаточного количества летного состава займет немало времени.

Присутствуют и другие объективные ограничения. Так, для полноценной эксплуатации новой технике украинской армии понадобится определенная инфраструктура иностранного образца. Ее создание и обеспечение деятельности в текущих условиях является, как минимум, крайне сложной задачей. При этом построенные и развернутые стационарные объекты, равно как и новые самолеты, будут подвергаться постоянному риску уничтожения.

Politico отмечает трудности организационного характера. Самолеты F-16 и другую военную технику хочет не только Украина, но и страны НАТО. При этом производство такой продукции сталкивается с проблемами логистики и поставок компонентов. К примеру, в 2023 г. США планировали передать ВВС Словакии 14 истребителей F-16. Но из-за текущих трудностей поставка перенесена на 2024-й. То же, вероятно, ждет ряд других контрактов.


В таких условиях будет достаточно трудно найти «свободные» истребители или иные вооружения для передачи киевскому режиму. США могли бы изменить график поставок и очередность стран-получателей, но это приведет к проблемам политического характера. Вряд ли государства, потерявшие свое место в очереди, будут довольны и сохранят свою лояльность Украине.

Неопределенное будущее


Последние месяцы показали, что США и их союзники по НАТО хотят и могут оказывать Украине военно-техническую помощь. В то же время, они готовы присылать далеко не всю существующую номенклатуру вооружений и техники. Особенно ярко это проявляется в сфере боевой авиации. Киевский режим получил некоторое количество самолетов и вертолетов советского образца из стран Восточной Европы. При этом поставки натовской / американской техники, как минимум откладываются на неопределенный срок.

Оказалось, что в области боевых самолетов имеются существенные трудности и проблемы. Часть из них невозможно преодолеть за несколько месяцев, а другие принципиально не удастся решить в текущей обстановке. Кроме того, США учитывают свои военные, политические и экономические интересы, и не собираются помогать Украине в ущерб себе или ближайшим союзникам.

Как планируется выходить из такой ситуации, неясно. Однако предварительные итоги уже ясны – за прошедшие семь месяцев киевский режим не получил желаемые штурмовики A-10C, истребители F-16 или тяжелые БПЛА. Более того, ему даже не обещали поставить такую технику или иные сложные и нужные вооружения. Изменится ли эта ситуация в будущем – большой вопрос.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    21 сентября 2022 16:14
    Если СВО затянется на неопределенный срок, Украине все дадут - и танки, и самолеты. Надо решать быстрее. Тот же Стрелков говорил об этом (и о необходимости частичной мобилизации) еще в марте - никто не слушал, отмахивались.
  2. +3
    21 сентября 2022 16:14
    Успеют поставить на Украину НАТОвские самолёты или нет, это больше сейчас зависит от Российской Армии...
    1. 0
      21 сентября 2022 16:30
      Всё верно! Поэтому пора по-взрослому начинать!
  3. +3
    21 сентября 2022 16:16
    Ну, ситуация ясна как белый день. Фактически заморскую авиацию Украина может получить только вместе с НАТОвскими лётчиками в комплекте, причём держать её желательно тоже не на территории страны, а, скажем, в Польше. Но подобный вариант будет уже неотличим от прямого вмешательства НАТО в войну.
    1. +1
      21 сентября 2022 16:18
      Если украинская авиация будет действовать с территории Польши, последняя автоматически станет участником боевых действий и пункт 5 Устава НАТО на нее распространяться не будет.
      1. 0
        21 сентября 2022 18:33
        Цитата: invisible_man
        Если украинская авиация будет действовать с территории Польши, последняя автоматически станет участником боевых действий и пункт 5 Устава НАТО на нее распространяться не будет.

        Формально ничто не будет обязывать НАТО вписаться за пшеков. Но при этом ничто не помешает, ну, скажем, той же мелкобритании, или еще какой стране НАТО из тяжеловесов, вписаться по собственной инициативе.
    2. +1
      21 сентября 2022 16:34
      Летчики на вна есть.После переподготовки они смогут освоить тот же F16.Все зависит,от нас.Как быстро мы низведем упоротых в ад
    3. 0
      21 сентября 2022 19:07
      Цитата: Pharmacist
      Но подобный вариант будет уже неотличим от прямого вмешательства НАТО в войну

      И что? Про деятельность Кожедуба в начале 50-х слышали что-нибудь? А про American Volunteer Group?

      В Польше держать авиацию или в Украине дело хозяйское. Если самолёты будут с трезубцами, а не звездами, то Украина предпочтительнее.

      Если, конечно, самолёты вообще будут.
  4. +2
    21 сентября 2022 16:32
    Более того, зарубежные специалисты справедливо отмечали, что подготовка летчиков и инфраструктуры для иностранной техники потребует значительно больше времени и усилий.
    . Это даже не вероятное, это ОЧЕВИДНОЕ!
    Пустые траты и не малые, кому они нужны?
    1. +1
      21 сентября 2022 17:56
      Конечно, не нужны.
      Проще канадскому, допустим, летчику, дать украинский паспорт, принять на службу по контракту.
      Все, формальности соблюдены.
      1. +2
        21 сентября 2022 20:18
        Цитата: KVIRTU
        Проще канадскому, допустим, летчику, дать украинский паспорт, принять на службу по контракту.

        И,дело остается за малым - найти желающих среди этих самых канадских летчиков,кстати,про афганских летчиков уже как-то перестали упоминать,видимо понимая всю бесперспективность.
        1. +2
          21 сентября 2022 20:39
          Кстати, да, лётчики, это тоже проблема, но ее решить легче чем все остальные ... но опять же, временные рамки и не малые, никак не пара, тройка недель, как там некоторые заявляют ... даже на уровне взлет - посадка, времени потребуется сильно больше.
        2. 0
          22 сентября 2022 21:04
          Паспорт гражданина Канады имелся в виду.
          А летчиков на пенсии за соответствующую зарплату найдут.
          Сейчас не спорить надо , а ЗРВ усиливать, авиацию истребительную.
      2. +1
        21 сентября 2022 20:35
        А инфраструктуру обеспечения и все необходимое телепортируют из Канады по мановению волшебной палочки??? Так что ли?
        1. 0
          22 сентября 2022 20:45
          Нет, не так.
          В Польше давно это все есть, на Украине просто аэродромы подскока, будто не понимаете.
          1. +1
            22 сентября 2022 21:15
            Этот вариант обсуждали, сомневались, но ... чем дальше в лес, тем ... а что там в лесу творится, что ещё может произойти ... оно и раньше "страно" все было, а сейчас может перейти в категорию СТРАШНО!
            1. 0
              24 сентября 2022 00:57
              Мне близка эта тематика.
              Аэродром подскока, да необязательно полоса, подходящий участок трассы.
              Выезжает из Польши колонна на это место, на автошасси все : курсоглиссадная система, ближний, дальний привод, светотехника, кунг для группы рп, связь...
              На учениях все это отрабатывается.
              Т.е. 5-7 вылетов так сделали, и на основной аэродром для обслуживания.
    2. 0
      21 сентября 2022 18:00
      Это так же, как с теми наемниками, которых собирались казнить.
      Журналюги раскручивали.
      Потом оказалось, у тех давно украинское гражданство, служат официально по контракту.
      Обделались, вобщем.
      1. 0
        22 сентября 2022 21:20
        В этом деле глубокого смысла не найти ... как бы его не пытались натянуть.
        Наших вернули, это понятно, правильно ...
        Отдали конечных нелюдей ... этого объяснить нельзя.
        Вопрос ... что теперь изменится??? Да ничего, пожалуй, ни принципиально, ни в частности.
        1. 0
          24 сентября 2022 00:42
          Да,Вы правы, в военном смысле ничего.
          Для матерей, жен, будет надежда...
          Ну честно, задолбали баб пугать истеричной какой то мобилизацией...
          Пол года сопли размазывали, а тут прям нетерпежь...
          По своим друзьям знаю, на работе в 15 оповестили, в 5 завтра выезд.
          Как бы аптечку собрать, термобелье купить и прочее. Что за отношение?
  5. 0
    21 сентября 2022 16:50
    Украина целиком проект США, выполняет директивы, для отвода глаз "просит о помощи".
    Что привезут, то и будут гонять на данной территории.
    Skyborg хотят испытывать, думают что уже пора проверять результаты эмуляции. Под это обновили польские базы. В этом контексте не важно наличие любого селянина внутри летучего корабля.
  6. +2
    21 сентября 2022 16:52
    "бородавочник" с одной пушкой( даже такой класссной) бесполезен, а "мейверика" вряд ли дадут
    1. +1
      21 сентября 2022 19:02
      Цитата: роман66
      мейверика" вряд ли дадут

      Хелфайр, Гарпун и АИМ-88 уже дали, чем маверик такой особенный?
      1. +2
        21 сентября 2022 19:33
        дальность в три раза, по сравнению с хеллфайером
        1. -2
          21 сентября 2022 19:39
          Цитата: роман66
          дальность в три раза, по сравнению с хеллфайером

          А с гарпуном?
          1. +2
            21 сентября 2022 19:52
            а причем тут гарпун? разные епархии, а вот прилет по танку с 25 км - не очень хорошо
            1. -2
              22 сентября 2022 11:00
              Цитата: роман66
              а причем тут гарпун?

              Если официально дают 300километровые ракеты, то с какого перепугу зажмут 30километровые?
              1. +2
                22 сентября 2022 11:28
                немного про разное говорим, ПКР таких, как гарпуны и даже лучше у нас есть, а вот как мэйверик, " пустил и забыл" не до фига, все , что посекретнее украинцы хрен получат
                1. -3
                  22 сентября 2022 11:47
                  Цитата: роман66
                  таких, как гарпуны и даже лучше у нас есть,

                  Такого, как боеголовка гарпуна, в РФ даже на самолёты не ставят.
                  Цитата: роман66
                  что посекретнее украинцы хрен получат

                  Что же, 100500-й хитрый план победы есть. Осталось уговорить американцев.
    2. +1
      22 сентября 2022 02:46
      Выведенные из эксплуатации А-10 для камикадзе покатят.
  7. 0
    22 сентября 2022 02:45
    Наконец написано, что для эксплуатации иностранных самолетов нужны не мифические умения ей управлять, а чисто эсплуатационные вещи. Аэродромная инфраструктура, в конце-концов просто хорошие чистые полосы, и возможность поддерживать технику в работоспособном состоянии. А уж летать нормальный летчик начнет очень быстро. А хорошо летать на иностранном самолете можно ровно через такое же время, как и на своем родном. Если не быстрее.
  8. -3
    22 сентября 2022 12:09
    Кириловщина - бессмысленная и беспощадная...
  9. -1
    12 ноября 2022 09:51
    Сливают Матушку-Россию западным "партнёрам" продажный кремлёвские твари на содерхании у воров и предателей - российских олигархов! Это что за бла-бла-бла с бесконечными жалобами на западных "партнёров"? Вы им нефть, газ и стратегическое сырьё продаёте, за транзит нефти и газа укрорейх доллары получает! И всё это испльзуется для поставок вооружений укрорейху от западных ''партнёров" для войны против России! Да во время ВОВ за такое в три минуты бы расстреля как за предательство и саботаж в военное время. А от российского руководства только жалобный скулёж! Россию всегда Запад ненавидел, но зная силу "русского" медведя боялся! А эта клоунада с тысячями жертв цвета российского генофонда под названием СВО показала всем что у России сильная армия только на парадах! Возможно единственное что осталось действительно боеспособного так это подводные атомные ракетоносцы и несколько ракет "Сармат", которые реально не будут использованы по назначению - НИКОГДА!