Military Review

United States anti-bunker bombs

26
United States anti-bunker bombs
F-15 fighter-bomber dropping a GBU-28 bomb



Over the past decades, the Pentagon has paid attention to the development and production aviation bombs designed to destroy the protected buried objects of the enemy. To date, a fairly wide range of penetrating warheads and bombs based on them has been created. Such weapon compatible with tactical and strategic aircraft, thereby achieving high application flexibility.

Tactical level


Work on modern penetration/bunker bombs actually began in the mid-eighties. Their first result soon became the BLU-109/B. It was a 2 lb (900 kg) unguided bomb intended for use by tactical fighters and/or bombers.

The BLU-109/B is built in a rugged forged steel case with walls no less than 1 inch thick. 250 kg of explosive were placed in the inner cavity. Provided for the bottom fuse, triggered with a given delay. With optimal release parameters, the bomb develops high speed when it falls and acquires significant energy. Due to it, the product can penetrate 1,8 m of reinforced concrete or several meters of soil.


The fall and detonation of the GBU-24 bomb with the BLU-109/B warhead

Subsequently, the warhead of the BLU-109 / B bomb was used as part of other ammunition. With its help, they created penetrating modifications of guided bombs GBU-10 Paveway II, GBU-23 and GBU-27 Paveway III, etc. The means of guidance of these ammunition made it possible to maximize the potential of the warhead.

In the nineties, based on the BLU-109 / B product, the BLU-116 / B bomb was developed. For her, an updated case was created from a more durable alloy based on nickel and depleted uranium. While maintaining the same mass and wall thickness, such a body made it possible to break through up to 3,4 m of reinforced concrete and then undermine the bunker. The warhead of the new type could be used both in the form of an unguided bomb and on adjustable ammunition.

The BLU-109/B bomb was also made on the basis of BLU-118/B. It has a similar body, but is equipped with a thermobaric warhead. A charge weighing 254 kg more effectively hits manpower and various objects inside a buried target.

In recent years, the BLU-109 / B bombs have been gradually replaced with new BLU-137 / B bombs. As in previous projects, proven technical solutions were used in its creation, but they were implemented using new materials and components. Due to this, a certain increase in characteristics was obtained.


Bomb GBU-57 and its creators

A special place in the arsenals is occupied by the B61 Mod.11 ammunition. This is a tactical thermonuclear bomb with a variable yield from 10 to 340 kt. The reinforced body provides penetration of several meters of soil or reinforced concrete. According to various sources, in this respect, the B61 Mod.11 is similar to the non-nuclear BLU-116 / B. A few years ago, work on a new modification of Mod.12 was completed. It features improved accuracy and penetration.

Large caliber


A curious example of a penetrating bomb appeared during Operation Desert Storm, and it took only a few weeks to develop it. So, after the start of hostilities, it turned out that the BLU-109 / B product could not hit some enemy targets. In this regard, the Pentagon ordered the urgent development of a new ammunition, which received the GBU-28 index.

Such a bomb had a caliber of 5 thousand pounds (2270 kg) and carried 286 kg of explosive. Durable cases for the first batch of weapons were made from 203-mm howitzer barrels from storage. In the future, a specially designed hardened case went into the series. Such a warhead was designated as BLU-113/B. It was proposed to supplement it with a laser or satellite homing head. In tests, both variants of the GBU-28 bomb showed the ability to penetrate at least 6,7 m of reinforced concrete.

GBU-28 aerial bombs were used to a limited extent in military operations. At the same time, they demonstrated the capabilities of heavier ammunition, and it was decided to develop new products in this caliber. To improve the combat qualities, it was proposed to use new means of guidance, as well as to expand the range of carriers. So, some of the new bombs were intended for B-2 and B-52 bombers.


Thermonuclear bomb B61 Mod.12 on trials

In the mid-nineties, the GBU-37 bomb appeared. It was a deeply modernized version of the previous GBU-28 and used a similar BLU-113/B warhead. It was supplemented by a modern GOS based on satellite navigation with improved accuracy. Due to this, the potential of the warhead was more fully realized.

Since the beginning of the 57s, an even more powerful anti-bunker munition has been developed, which later received the GBU-6,2 index. This product is approx. 800 m with a diameter of 30 mm. Caliber - 13,6 thousand pounds (about 2,4 tons) with a charge of 60 tons. Due to its large dimensions, such a bomb can only be used by long-range bombers. The ability to penetrate to a depth of more than XNUMX m is declared. Guidance is used using the GPS system.

To date, the GBU-57 bomb has gone through several upgrades. Their goal was to increase the parameters of penetration, hit accuracy and power of the warhead.

Perspective development


With the development of designs and the introduction of new materials, the combat qualities of penetrating bombs gradually grew. In just a couple of decades, American gunsmiths managed to increase penetration to tens of meters. However, such successes did not lead to a stop in the direction. The development of new ammunition for the destruction of buried structures continues.


Promising ammunition GBU-72

The reason for such work is the success of materials science in the field of construction. In recent decades, new reinforced concrete compositions with increased resistance to kinetic damage have been found. To do this, a variety of fillers are introduced into the concrete mixture, such as thin metal wire or larger particles. Known experiments show a sharp increase in strength in comparison with "ordinary" reinforced concrete.

In order to develop existing aerial bombs and in order to defeat more complex targets, the GBU-72 ammunition is now being developed. Last year, this bomb was tested and showed its characteristics for the first time. In the near future, it is planned to pass it through all stages and put it into service.

The GBU-72 is designated the Advanced 5K Penetrator, an improved 5-pound penetrating bomb. Outwardly, it is similar to previous anti-bunker ammunition, but differs in the material and design of the hull. An improvement in the main features has been announced, but the exact characteristics cannot yet be named.

According to various estimates, penetrating bombs have approached the peak of their capabilities, but their future is uncertain. Modern and advanced construction technologies and materials make it possible to once again strengthen the protection of buried objects. Whether it will be possible once again to bring the penetration of air bombs to the required level is unclear. In particular, some restrictions on development are imposed by the principle of accumulation of kinetic energy during a fall.


Experienced hypersonic missile AGM-183. Perhaps such a weapon will have anti-bunker functions.

Complementary for penetrating bombs, capable of hitting more complex and durable targets, can be various missile systems with appropriate warheads. Hypersonic systems have great prospects in this area. The hardened warhead of such a weapon will be able to penetrate a larger layer of soil and hit the concrete bunker under it.

At present, several hypersonic systems of one purpose or another are being developed in the United States at once. Whether they will also be used to fight bunkers is not yet clear. At the same time, the Pentagon is aware of the similar use of Russian hypersonic weapons - and is likely to draw conclusions.

Opportunities


Thus, the US tactical and long-range aviation has at its disposal a fairly wide range of bombs designed to destroy underground protected structures. The samples in service are compatible with different carriers and show different characteristics. This allows you to choose the optimal weapon for a specific target and optimize other aspects of the airstrike.

The development of anti-bunker bombs does not stop, and a new model will enter service in the foreseeable future. At the same time, the future prospects of this direction are not completely clear. Perhaps the Pentagon will continue to develop it and develop new and improved bombs. However, in the future they can be supplemented with more effective means of destruction, which will once again expand the combat capabilities of aviation.
Author:
Photos used:
US Department of Defense, Wikimedia Commons
26 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Vladimir_2U
    Vladimir_2U 22 September 2022 16: 04
    -9
    Bombs with such a range and height of application are completely useless against a developed enemy.
    1. Hitriy Zhuk
      Hitriy Zhuk 22 September 2022 16: 40
      +2
      Quote: Vladimir_2U
      against a developed opponent

      When did the US go to war with one?
      For the last 50 years this has not happened.
    2. Andrey Moskvin
      Andrey Moskvin 22 September 2022 16: 45
      +3
      What's wrong with the application height? And what's the range?
      1. Genry
        Genry 22 September 2022 17: 36
        +1
        Quote: Andrey Moskvin
        What's wrong with the application height? And what's the range?

        States have cruise missiles with similar functionality.
        And to fly up to an airplane with a bomb - here the question arises about the height and range. Height is the potential energy that passes into kinetic energy, which is spent on approaching in range - if the remainder of the kinetic energy is small, then the penetration will be insufficient (like a bullet).
        1. Andrey Moskvin
          Andrey Moskvin 22 September 2022 17: 43
          +1
          Cruise missiles with such penetrating power? belay
          For these penetrators, why the range, the more vertically it falls, the better.
        2. Vladimir_2U
          Vladimir_2U 23 September 2022 04: 09
          0
          Quote: Genry
          States have cruise missiles with similar functionality.

          I don’t remember with such armor-piercing.
      2. Vladimir_2U
        Vladimir_2U 23 September 2022 04: 08
        +1
        Quote: Andrey Moskvin
        What's wrong with the application height? And what's the range?

        Why can't you draw your own conclusion? Elementary, in this case. The drop distance is short and the drop height is high. The carrier in this case is an easy target for advanced air defense.
        1. Andrey Moskvin
          Andrey Moskvin 23 September 2022 04: 20
          0
          So no one bombs a strong enemy with free-falling ones. This is for the half-broken.
          I, unlike you, do not minus anyone.
          1. Vladimir_2U
            Vladimir_2U 23 September 2022 04: 22
            0
            Quote: Andrey Moskvin
            So no one bombs a strong enemy with free-falling ones. This is for the half-broken.
            I, unlike you, do not minus anyone.

            Then what was the question at all? I put a minus for the stupidity of the question.
            1. Andrey Moskvin
              Andrey Moskvin 23 September 2022 04: 42
              0
              Stupidity is about a cruise missile piercing many meters of concrete. hi
              1. Vladimir_2U
                Vladimir_2U 23 September 2022 05: 22
                0
                Quote: Andrey Moskvin
                Stupidity is about a cruise missile piercing many meters of concrete.

                I didn't write about this. hi
  2. Old ensign
    Old ensign 22 September 2022 16: 15
    +1
    Thanks to the author, great article!
  3. megadeth
    megadeth 22 September 2022 16: 47
    0
    I would like the author to give an example of our analogues, if they exist of course (I have not seen something) ...
    1. Vladimir61
      Vladimir61 22 September 2022 20: 54
      0
      Quote: megadeth
      I would like the author to give an example of our analogues, if they exist of course (I have not seen something) ...
      Since 2016 OCD "Drill", latest data as of 02.02.2021
      “We have made very serious progress in the past year in the production of corrected aerial bombs of the KAB series,” Boris Obnosov, general director of the Tactical Missile Weapons Corporation (KTRV), said last week in an interview with the Military Industrial Courier weekly. “Tests of a new generation have been completed. planning ammunition of calibers 250, 500 and 1500 kilograms, signed long-term contracts for their supply to the combat units of the Armed Forces. Serial production has begun."
      1. SincerityX
        SincerityX 27 September 2022 08: 14
        -1
        We still have BETABs just against bunkers, almost from the time of Stalin.
  4. bk0010
    bk0010 22 September 2022 16: 56
    -2
    A special place in the arsenals is occupied by the B61 Mod.11 ammunition. This is a tactical thermonuclear bomb with a variable yield from 10 to 340 kt. Hardened hull provides penetration of several meters of soil or reinforced concrete
    What for? These few meters will still evaporate (fall into the plasma ball) even at 10kT.
    The ability to penetrate to a depth of more than 60 m is declared.
    Does she have an excavator on board? 60 m is really a lot, it is deeper than many artesian wells.
    To do this, a variety of fillers are introduced into the concrete mixture, such as thin metal wire or larger particles.
    Wouldn't a bomb splitter be cheaper? Sharp grating in half gauge increments.
    In particular, some restrictions on development are imposed by the principle of accumulation of kinetic energy during a fall.
    You can insert a solid fuel booster into the tail of the bomb.
    1. vadim dok
      vadim dok 22 September 2022 17: 33
      0
      To destroy runways in 1967, Israel used similar bombs with tail rocket boosters.
    2. voyaka uh
      voyaka uh 22 September 2022 22: 29
      -1
      "Does she have an excavator on board? 60 m is really a lot" ///
      ---
      She's got a rocket booster going off
      and she's screwed into the ground. Like a drill.
    3. NG inform
      NG inform 23 September 2022 21: 02
      0
      Show off, probably. They threw it on some clay soil.
  5. Dkuznecov
    Dkuznecov 22 September 2022 17: 56
    +2
    feet/meters, pounds/kilograms.
    The "author" would have to decide
    with a measuring system.
  6. iouris
    iouris 22 September 2022 18: 07
    0
    All this, of course, is interesting and informative, but if translated into a practical plane, it turns out that the "domestic military-industrial complex" did not provide. Isn't that why Donetsk is still being shelled?
  7. demiurg
    demiurg 22 September 2022 18: 10
    +2
    I saw a metal cable chopped and loosened into threads as a concrete hardener when they broke the old gold storage (built in the 50s) at a refinery. This is about new technologies.
  8. Aviator_
    Aviator_ 22 September 2022 20: 20
    0
    In the photo, where the GBU-57 and its creators, you can see that the bomb has lattice wings (our development of the 60s of the last century)
  9. Sasha from Uralmash
    Sasha from Uralmash 23 September 2022 20: 49
    0
    This is not what we are talking about! Are the authors of the site leading us away from pressing problems! In the light of recent years! They are not waiting for the last answer! So they are counting on something!
  10. Charik
    Charik 24 September 2022 07: 19
    0
    who did it let me guess.... laughing
  11. Drdim
    Drdim 25 September 2022 16: 42
    0
    Quote: Genry
    States have cruise missiles with similar functionality.

    An example is possible? go just wag your tongue? Go away, fool.

Военное обозрение

Противобункерные авиационные бомбы США

24
Противобункерные авиационные бомбы США
Истребитель-бомбардировщик F-15 сбрасывает бомбу GBU-28



На протяжении последних десятилетий Пентагон уделяет внимание разработке и производству авиационных бомб, предназначенных для поражения защищенных заглубленных объектов противника. К настоящему времени создана достаточно широкая номенклатура проникающих боевых частей и бомб на их базе. Такое оружие совместимо с самолетами тактической и стратегической авиации, за счет чего достигается высокая гибкость применения.

Тактический уровень


Работы по современным проникающим / противобункерным бомбам фактически начались в середине восьмидесятых годов. Их первым результатом вскоре стало изделие BLU-109/B. Это была неуправляемая бомба калибра 2 тыс. фунтов (900 кг), предназначенная для использования тактическими истребителями и/или бомбардировщиками.

BLU-109/B выполнили в прочном кованом стальном корпусе со стенками толщиной не менее 1 дюйма. Во внутренней полости помещались 250 кг взрывчатого вещества. Предусматривался донный взрыватель, срабатывающий с заданной задержкой. При оптимальных параметрах сброса, бомба при падении развивает высокую скорость и приобретает значительную энергию. За счет нее изделие может пробить 1,8 м железобетона или несколько метров грунта.


Падение и подрыв бомбы GBU-24 с боевой частью BLU-109/B

В дальнейшем боевая часть бомбы BLU-109/B была использована в составе других боеприпасов. С ее помощью создали проникающие модификации управляемых бомб GBU-10 Paveway II, GBU-23 и GBU-27 Paveway III и т.д. Средства наведения этих боеприпасов позволяли максимально реализовать потенциал боевой части.

В девяностых на основе изделия BLU-109/B разработали бомбу BLU-116/B. Для нее был создан обновленный корпус из более прочного сплава на основе никеля и обедненного урана. При сохранении прежней массы и толщины стенок, такой корпус позволял пробить до 3,4 м железобетона и затем подорвать бункер. Боевая часть нового типа могла использоваться как в виде неуправляемой бомбы, так и на корректируемых боеприпасах.

Так же на базе BLU-109/B выполнена бомба BLU-118/B. Она имеет схожий корпус, но оснащается термобарической боевой частью. Заряд массой 254 кг более эффективно поражает живую силу и различные объекты внутри заглубленной цели.

В последнее годы осуществляется постепенная замена бомб BLU-109/B новыми BLU-137/B. Как и в предыдущих проектах, при ее создании использовались отработанные технические решения, но они были реализованы при помощи новых материалов и компонентов. За счет этого получили определенный рост характеристик.


Бомба GBU-57 и ее создатели

Особое место в арсеналах занимает боеприпас B61 Mod.11. Это тактическая термоядерная бомба с переменной мощностью от 10 до 340 кт. Упрочненный корпус обеспечивает пробитие нескольких метров грунта или железобетона. По разным данным, в этом отношении B61 Mod.11 похожа на неядерную BLU-116/B. Несколько лет назад завершились работы по новой модификации Mod.12. Она отличается улучшенными показателями точности и пробиваемости.

Большой калибр


Любопытный образец проникающей бомбы появился во время операции «Буря в пустыне», причем на его разработку потратили всего несколько недель. Так, после начала боевых действий выяснилось, что изделие BLU-109/B не может поразить некоторые объекты противника. В связи с этим Пентагон заказал срочную разработку нового боеприпаса, получившего индекс GBU-28.

Такая бомба имела калибр 5 тыс. фунтов (2270 кг) и несла 286 кг взрывчатого вещества. Прочные корпуса для первой партии оружия выполнили из 203-мм гаубичных стволов с хранения. В дальнейшем в серию пошел специально разработанный упрочненный корпус. Такая боевая часть была обозначена как BLU-113/B. Ее предлагалось дополнить лазерной или спутниковой головкой самонаведения. На испытаниях оба варианта бомбы GBU-28 показали способность пробивать не менее 6,7 м железобетона.

Авиабомбы GBU-28 ограниченно применялись в военных операциях. При этом они продемонстрировали возможности более тяжелых боеприпасов, и было принято решение о разработке новых изделий в таком калибре. Для улучшения боевых качеств предлагалось использовать новые средства наведения, а также расширить круг носителей. Так, часть новых бомб предназначалась для бомбардировщиков B-2 и B-52.


Термоядерная бомба B61 Mod.12 на испытаниях

В середине девяностых появилась бомба GBU-37. Она представляла собой глубоко модернизированный вариант предыдущей GBU-28 и использовала аналогичную боевую часть BLU-113/B. Ее дополнили современной ГСН на основе спутниковой навигации с улучшенными показателями точности. За счет этого более полно реализовывался потенциал боезаряда.

С начала двухтысячных велась разработка еще более мощного противобункерного боеприпаса, позже получившего индекс GBU-57. Это изделие имеет длину ок. 6,2 м при диаметре 800 мм. Калибр – 30 тыс.фунтов (ок. 13,6 т) при заряде массой 2,4 т. Ввиду больших габаритов такая бомба может использоваться только дальними бомбардировщиками. Заявлена способность проникновения на глубину более 60 м. Используется наведение при помощи системы GPS.

К настоящему времени бомба GBU-57 прошла несколько модернизаций. Их целью было повышение параметров пробиваемости, точности попадания и мощности боезаряда.

Перспективные разработки


По мере развития конструкций и внедрения новых материалов, боевые качества проникающих бомб постепенно росли. Всего за пару десятилетий американским оружейникам удалось увеличить пробиваемость до десятков метров. Однако подобные успехи не привели к остановке направления. Разработка новых боеприпасов для разрушения заглубленных сооружений продолжается.


Перспективный боеприпас GBU-72

Поводом для таких работ становятся успехи материаловедения в области строительства. В последние десятилетия были найдены новые составы железобетона с повышенной стойкостью к кинетическому поражению. Для этого в бетонную смесь вводятся разнообразные наполнители, такие как тонкая металлическая проволока или более крупные частицы. Известные опыты показывают резкий рост прочности в сравнении с «обычным» железобетоном.

В порядке развития существующих авиабомб и с целью поражения более сложных целей сейчас разрабатывается боеприпас GBU-72. В прошлом году эта бомба вышла на испытания и впервые показала свои характеристики. В ближайшем будущем ее планируется провести через все стадии и принять на вооружение.

GBU-72 обозначена как Advanced 5K Penetrator – улучшенная проникающая бомба в калибре 5 тыс.фунтов. Внешне она похожа на предыдущие противобункерные боеприпасы, но отличается материалом и конструкцией корпуса. Заявлено улучшение основных возможностей, однако точные характеристики назвать пока не могут.

Согласно разным оценкам, проникающие бомбы приблизились к пику своих возможностей, но их будущее туманно. Современные и перспективные технологии строительства и материалы позволяют вновь усилить защиту заглубленных объектов. Удастся ли в очередной раз вывести пробиваемость авиабомб до требуемого уровня, неясно. В частности, некоторые ограничения на развитие накладывает принцип накопления кинетической энергии при падении.


Опытная гиперзвуковая ракета AGM-183. Возможно, такое оружие будет иметь противобункерные функции

Дополнением для проникающих бомб, способным поражать более сложные и прочные цели, могут стать различные ракетные комплексы с соответствующими боевыми частями. Большие перспективы в этой области имеют гиперзвуковые системы. Упрочненная боевая часть такого средства поражения сможет пробивать больший слой грунта и поражать бетонный бункер под ним.

В настоящее время в США разрабатывается сразу несколько гиперзвуковых систем того или иного предназначения. Будут ли их использовать и для борьбы с бункерами, пока не ясно. При этом в Пентагоне знают о подобном применении российского гиперзвукового оружия – и, вероятно, делают выводы.

Широкие возможности


Таким образом, в распоряжении тактической и дальней авиации США имеется достаточно широкая номенклатура авиабомб, предназначенных для разрушения подземных защищенных сооружений. Состоящие на вооружении образцы совместимы с разными носителями и показывают отличающиеся характеристики. Это позволяет выбирать оптимальное средство поражения для конкретной цели и оптимизировать иные аспекты авиаудара.

Развитие противобункерных бомб не прекращается, и в обозримом будущем на вооружение поступит новый образец. При этом дальнейшие перспективы этого направления до конца не ясны. Возможно, Пентагон продолжит развивать его и разрабатывать новые улучшенные бомбы. Однако в будущем их могут дополнить более эффективными средствами поражения, что вновь расширит боевые возможности авиации.
Автор:
Использованы фотографии:
Минобороны США, Wikimedia Commons
24 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Владимир_2У
    Владимир_2У 22 сентября 2022 16:04
    -8
    Бомбы с такой дальностью и высотой применения совершенно бесполезны против развитого противника.
    1. Hitriy Zhuk
      Hitriy Zhuk 22 сентября 2022 16:40
      +2
      Цитата: Владимир_2У
      против развитого противника

      Когда США воевали с таковым?
      Последние лет 50 такого и не было.
    2. Андрей Москвин
      Андрей Москвин 22 сентября 2022 16:45
      +3
      Что не так с высотой применения? И при чём тут дальность?
      1. Genry
        Genry 22 сентября 2022 17:36
        +1
        Цитата: Андрей Москвин
        Что не так с высотой применения? И при чём тут дальность?

        У штатов есть крылатые ракеты с аналогичной функциональностью.
        А подлететь самолёту с бомбой - здесь и возникает вопрос про высоту и дальность. Высота - это потенциальная энергия преходящая в кинетическую, которая тратится на подлёт по дальности - если остаток кинетической будет мал, то проникновение будет недостаточным (как у пули).
        1. Андрей Москвин
          Андрей Москвин 22 сентября 2022 17:43
          0
          Крылатые ракеты с такой проникающей способностью? belay
          Для этих пенетраторов зачем дальность, чем вертикальнее упадёт, тем лучше.
        2. Владимир_2У
          Владимир_2У 23 сентября 2022 04:09
          0
          Цитата: Genry
          У штатов есть крылатые ракеты с аналогичной функциональностью.

          Не припоминаю с такой бронебойностью.
      2. Владимир_2У
        Владимир_2У 23 сентября 2022 04:08
        +1
        Цитата: Андрей Москвин
        Что не так с высотой применения? И при чём тут дальность?

        А что, самостоятельно выводе не можете сделать? Элементарно, в данном случае. Дальность сброса малая, а высота сброса большая. Носитель в данном случае лёгкая цель для развитой ПВО.
        1. Андрей Москвин
          Андрей Москвин 23 сентября 2022 04:20
          0
          Так никто не бомбит свободнопадающими сильного противника. Это для полуразбитого.
          Я, в отличие от вас, никого не минусую.
          1. Владимир_2У
            Владимир_2У 23 сентября 2022 04:22
            0
            Цитата: Андрей Москвин
            Так никто не бомбит свободнопадающими сильного противника. Это для полуразбитого.
            Я, в отличие от вас, никого не минусую.

            Тогда к чему был вообще вопрос? Минус за тупость вопроса поставил.
            1. Андрей Москвин
              Андрей Москвин 23 сентября 2022 04:42
              0
              Тупость это про крылатую ракету, пробивающую многометровый бетон. hi
              1. Владимир_2У
                Владимир_2У 23 сентября 2022 05:22
                0
                Цитата: Андрей Москвин
                Тупость это про крылатую ракету, пробивающую многометровый бетон.

                Я о таком не писал. hi
  2. Старый прапор
    Старый прапор 22 сентября 2022 16:15
    +3
    Спасибо автору, отличная статья!!!
  3. megadeth
    megadeth 22 сентября 2022 16:47
    +1
    Хотелось бы что бы автор, привёл пример наших аналогов, если они конечно есть (я что то не встречал)...
    1. Владимир61
      Владимир61 22 сентября 2022 20:54
      0
      Цитата: megadeth
      Хотелось бы что бы автор, привёл пример наших аналогов, если они конечно есть (я что то не встречал)...
      С 2016 ОКР "Дрель", последние данные на 02.02.2021
      "У нас очень серьезные подвижки в минувшем году по производству корректируемых авиационных бомб серии КАБ, — рассказал на минувшей неделе в интервью еженедельнику "Военно-промышленный курьер" генеральный директор корпорации "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ) Борис Обносов. — Завершились испытания нового поколения планирующих боеприпасов калибров 250, 500 и 1500 килограммов, заключили долгосрочные контракты на их поставку в строевые части Вооруженных сил. Началось серийное производство".
  4. bk0010
    bk0010 22 сентября 2022 16:56
    -2
    Особое место в арсеналах занимает боеприпас B61 Mod.11. Это тактическая термоядерная бомба с переменной мощностью от 10 до 340 кт. Упрочненный корпус обеспечивает пробитие нескольких метров грунта или железобетона
    Зачем? Эти несколько метров все равно испарятся (попадут в плазменный шар) даже при 10кТ .
    Заявлена способность проникновения на глубину более 60 м.
    У нее что, экскаватор на борту? 60 м это реально много, это глубже, чем многие артезианские скважины.
    Для этого в бетонную смесь вводятся разнообразные наполнители, такие как тонкая металлическая проволока или более крупные частицы.
    Не дешевле ли выйдет рассекатель для бомбы? Острая решетка с шагом в половину калибра.
    В частности, некоторые ограничения на развитие накладывает принцип накопления кинетической энергии при падении.
    Можно в хвост бомбы вставить твердотопливный ускоритель.
    1. вадим dok
      вадим dok 22 сентября 2022 17:33
      0
      Для разрушения взлетно-посадочных полос в 1967 г.Израиль применял подобные бомбы с хвостовым ракетный ускорители.
    2. voyaka uh
      voyaka uh 22 сентября 2022 22:29
      -1
      "У нее что, экскаватор на борту? 60 м это реально много"///
      ---
      У нее срабатывает ракетный ускоритель,
      и она ввинчивается в землю. Как бур.
    3. NG inform
      NG inform 23 сентября 2022 21:02
      0
      Показуха, наверное. Скинули на какую-нибудь глинистую почву.
  5. DKuznecov
    DKuznecov 22 сентября 2022 17:56
    +2
    футы/метры, фунты/килограммы.
    "Автору" бы определиться
    с мерной системой.
  6. iouris
    iouris 22 сентября 2022 18:07
    0
    Это всё, конечно, интересно и познавательно, но если перевести в практическую плоскость, то получается, что "отечественный ВПК" не обеспечил. Не потому ль Донецк обстреливают до сих пор?
  7. demiurg
    demiurg 22 сентября 2022 18:10
    +2
    Рубленый и распущенный на нити металлический трос как упрочнитель бетона я увидел когда ломали старое золотохранилище (50х годов постройки) на аффинажном заводе. Это к вопросу о новых технологиях.
  8. Авиатор_
    Авиатор_ 22 сентября 2022 20:20
    0
    На фото, где GBU-57 и её создатели, видно, что бомба имеет решётчатые крылья (наша разработка 60-х годов прошлого века)
  9. Саша с Уралмаша
    Саша с Уралмаша 23 сентября 2022 20:49
    0
    Не об этом разговор!Не уводит ли на нас авторы сайта от проблем насущных!В свете последних лет!Последний ответ они не ждут!Значит на что-то имеют расчет!А надо подумать!Это (Ж)не спроста!
  10. Чарик
    Чарик Вчера, 07:19
    0
    а кто это сделал дайте-ка угадаю......... laughing