Корнелиус Крюйс. Полузабытый создатель военно-морского флота России

72
Корнелиус Крюйс. Полузабытый создатель военно-морского флота России

В цикле статей, посвященных десятилетнему правлению Анны Иоанновны, мы уже говорили о «немцах», служивших в то время в России. Мельком упоминался и Корнелиус Крюйс (иногда его называют также Крейцем или Крейсом). Однако этот человек, пожалуй, достоин отдельной статьи: ведь он стал одним из основателей военно-морского флота нашей страны, но потерялся на фоне других, более известных широкой публике фигур.

Происхождение и первые годы жизни Корнелия Крюйса


Героя сегодняшней статьи часто называют голландцем, однако он родился 14 июня 1657 года в норвежском портовом городе Ставангер и при крещении получил имя Нильс, его настоящая фамилия – Ольсен (в другом варианте – Ульсен). Корнелиусом Крюйсом он стал после того, как поступил на морскую службу в Голландии. А в России его звали Корнеем Ивановичем.




Памятник Корнелиусу Крюйсу в Ставангере

Отец мальчика работал портным, у него даже был подмастерье, но особо зажиточной эту семью, в которой росли шесть детей (две девочки и четыре мальчика) назвать было нельзя. Интересующий нас мальчик родился у этой пары за два года до официального заключения брака. Поэтому во избежание пересудов дату его рождения решили сдвинуть на два года, тем самым уменьшив возраст.

После смерти отца в ноябре 1668 года материальное положение его вдовы и детей значительно ухудшилось. Поэтому будущий адмирал в возрасте 14 лет вынужден был устроиться юнгой на голландское торговое судно. В течение 12 лет он плавал на девяти разных кораблях, успел побывать в трёх частях света – Европе, Азии и Америке. Во время Второй англо-голландской войны в 1672–1673 гг. служил матросом на голландском боевом корабле. Никаких особых достоверных подробностей об этом периоде жизни Крюйса не известно. Однако в одном из поздних писем Крюйс сообщает адресату, что служил шести монархам и трём республикам.


Корнелиус Крюйс на гравюре голландского художника Кнейна

Лишь в 1680 году имя Крюйса появляется в документах: в это время он был капитаном торгового судна «Африка», ходившего из голландских портов в Лиссабон за сахаром, фруктами и солью.

В 1681 году Крюйс вступил в брак с купеческой дочкой Катариной Фоогт. Жена родила ему пять детей, двое из которых умерли в детском возрасте. Один из сыновей Крюйса, Ян, служил в российском флоте под командованием отца.

Не слишком удачная карьера капера


Помимо торговли, Крюйс «подрабатывал» морским разбоем, но не в качестве пирата, а как приватир (капер). В отличие от корсаров, каперы были вполне уважаемыми людьми, даже патриотами, которые (пусть не без выгоды для себя) помогают своей стране во время очередной войны, нарушая коммуникации противника. Пираты были «беспредельщиками», нападая на всех, кого рассчитывали победить. Каперы брали обязательство атаковать только корабли того государства, которое находилось в состоянии войны с их страной. Пиратов, попадавших в плен, вешали быстро и «за шею». Каперы считались военнопленными.

Известно, что в 1689 году, возвращаясь в Голландию от Кубы, Крюйс захватил французское торговое судно, которое шло от Санто-Доминго. Но через два года корабль Крюйса на пути от Испании к Нидерландам захватили уже французские приватиры. В течение полугода Крюйс находился в Брестской тюрьме, но ему удалось связаться с матерью, которая прислала документы, доказывающие, что сын является норвежцем, то есть подданным Дании, а не Голландии (Норвегия тогда входила в состав Датского королевства). Поскольку войны между Францией и Данией в тот момент не было, Крюйса выпустили из тюрьмы и даже вернули корабль.

В следующие три года Крюйс плавал из Амстердама в Кадис, доставляя в Испанию голландский сыр. Любопытно, что для защиты этого продукта от крыс на борту судна держали 5 кошек.

Государственный служащий Корнелий Крюйс


В 1696 году Крюйс устроился на работу в амстердамском Адмиралтействе, получив должность унтер-экипажмейстера. Он надзирал за строительством, снаряжением и вооружением боевых кораблей. Служба была связана с финансовой ответственностью, и в 1697 году Крюйса даже обвиняли в недостаче, а также в загрузке на один из кораблей некачественных продуктов. Но все обошлось, зато кончилась война между Нидерландами и Францией. Над Кейсом нависла реальная угроза увольнения «по сокращению штатов».

Именно тогда, в ноябре 1697 года бургомистр Амстердама Николаас Витсен сообщил Крюйсу о возможности поступить на русскую службу: Пётр I, который находился в Нидерландах в составе Великого посольства, искал опытных людей для строительства флота. Вообще-то, он надеялся нанять авторитетного голландского вице-адмирала Гилля Шхея, но тот интереса не проявил, зато посоветовал обратить внимание на Корнелия Крюйса.

Крюйс тоже не сразу решился принять предложение Петра, но 9 апреля 1698 года все же подписал контракт. Условия договора были для него чрезвычайно выгодными. Крюйс получил чин вице-адмирала, годовой оклад в 3 600 ефимков (9 тысяч гульденов), и половину годового жалованья ему выдали сразу – в виде аванса. Во время пребывания на берегу Крюйсу отдельно полагались «кормовые деньги». Он также должен был получать три процента из стоимости захваченной добычи (кроме судов и орудий).

Заключив контракт на четыре года, он имел право вернуться в Голландию через три. Новому вице-адмиралу полагался целый штат сотрудников: личный переводчик, секретарь, лютеранский священник, от 5 до 6 человек обслуживающего персонала. Кроме того, Петр I обещал выкупать Крюйса в случае, если тот попадет в плен.

Ещё в Голландии Крюйс составил устав для лиц, поступающих на русскую службу, который был утвержден Петром I, а в 1710 он был опубликован под названием «Инструкции и Артикулы военные Российскому флоту». Эти правила действовали до 1720 года, когда был издан Полный морской устав. За отход от пунктов своего Устава (всего их было 63) Крюйс прописал необычайно жестокие наказания – вплоть до килевания (протаскивание под килем), отсечения виновному руки (или пригвождения ее к мачте) и смертной казни.

По иронии судьбы самого Крюйса в 1713 году на основании его же устава приговорили к смертной казни за неудачное преследование кораблей противника. Однако приговор не был приведен в исполнение, а позже Крюйса и вовсе помиловали.

Кроме того, ещё до подписания контракта, Крюйс стал оказывать российским агентам помощь в подборе кадров. По его рекомендации на русскую службу были приняты капитан Рез, получивший чин шаутбенахта (контр-адмирала), 5 капитанов и 23 командора, 36 поручиков, 17 штурманов, 15 подштурманов, 34 боцмана, 32 боцманмата, 17 констапелей, 354 матроса и 51 лекарь. Все эти лица прибыли в Россию в июне 1698 года. Вместе с морскими чинами были наняты до 50 мастеров.

Всего же тогда в Россию в июне 1698 года отплыли около 600 человек, до Архангельска они добрались августе. Ещё через месяц Крюйс прибыл в Москву.

Каким же запомнили его в Голландии и в России? Знавшие Крюйса люди утверждали, что он был высокого роста и крупного телосложения. На лице его выделялись багровые родимые пятна у глаз. Как можно видеть на этом портрете, справа пятно было значительно больше.


Cornelius Cruys

Многие говорили о его справедливости, честности и отзывчивости, а также о высокой компетентности в морских делах. А голландский историк Де Йонг утверждал, что отъезд Крюйса в Россию стал большой потерей для его страны.

Корнелий Крюйс на русской службе


В марте 1699 года умер возглавлявший российское военно-морское ведомство Франц Лефорт. На этом посту его сменил Фёдор Алексеевич Головин, который о флоте и морских делах имел самое отдаленное представление. Истинным главой этого ведомства стал его заместитель – Корнелиус Крюйс. Головин же так отзывался о своем заместителе в письмах Петру I:

«Зело человек истинно добр, жаль такого пропустить... зело искусен и трудами не скучен человек... без такого человека у нас флот в добром состоянии не будет».


Корнелиус Крюйс на портрете неизвестного художника


Ф. Головин на гравюре П. Шенка, 1706 г.

В конце октября 1698 года Корнелий Крюйс прибыл в Воронеж.


Воронеж на гравюре XVIII столетия

Начал он с составления двух инструкций (росписей) по всем предметам, необходимым для снабжения и вооружения кораблей. Именно эти «Росписи» стали основой русской морской терминологии.

Весной 1699 года под руководством Крюйса были отремонтированы 58 военных кораблей и заложены 60 новых. Кроме того, именно он сделал первые черновые чертежи первого русского 58-пушечного линейного корабля «Гото Предестинация» («Божие Предвидение»), а затем контролировал его строительство.

В том же 1699 году Крюйс стал одним из организаторов и руководителей похода Петра I по Дону и Азовскому морю к Керчи с целью доставить туда Е. И. Украинцева, направлявшегося с дипломатической миссией в Константинополь. Эту экспедицию Крюйс описал в «Журнале Крюйса во время переезда из Москвы на Воронеж, в Азов, Таганрог, Керчь и обратно к Азову», где приводились описания реки Дон с 14 картами и карта Азовского моря. В 1703 году этот атлас был издан в Амстердаме на русском и голландском языках.

Помимо этой географической работы, Крюйс написал исторический очерк о реке Дон, Азовском море, Воронеже и Азове. О донских казаках он, например, оставил такое свидетельство:

«Казаки добродушны и щедры, не копят богатства, имеют много ума, хитры и особенно искусны в военном деле. Никто лучше казака не умеет напасть на неприятеля быстро и нечаянно, заманить его в засаду и воспользоваться малейшею его оплошностью. Они весьма храбры, равнодушно переносят голод, жажду и все случающиеся себе тяжести».

А 1700 году Крюйс стал командующим корабельным флотом «Приказа адмиралтейских дел», созданного вместо существовавшего раньше «Судного приказа». А галерный флот возглавил уроженец Далмации шаутбенахт (контр-адмирал) граф Боцис. Оба подчинялись Головину, а с 1706 года – адмиралу Ф. М. Апраксину.

Крюйс продолжал службу в Воронеже и часто совершал инспекционные поездки в Таганрог (где его именем сейчас названа набережная). Затем в марте 1702 года был переведен в Архангельск с заданием возглавить работы по укреплению города и создать флотилию Белого моря.

Русский агент в Голландии



Амстердам на гравюре 1720 г.

Уже осенью того же 1702 года Крюйс был отправлен в Голландию для набора новой группы нужных России специалистов, а также закупки кораблей. Кроме того, он должен был добиться от Амстердамского адмиралтейства разрешения на обучение на кораблях голландского флота 150 подростков, которые прибыли вместе с ним. Тогда же здесь был издан «Атлас реки Дон» Крюйса, о котором мы говорили выше.


Страница Атласа Корнелия Крюйса

С определением на корабли прибывших с ним молодых людей возникли большие трудности. Во-первых, они прибыли поздней осенью, когда экипажи практически всех судов были укомплектованы для зимнего плавания. К тому же большинство из потенциальных учеников оказались слишком юными для приема на корабли.

Надо сказать, что Крюйс не бросил их на произвол судьбы и с помощью старого знакомого, бургомистра Николааса Витсена, который к тому же был одним из руководителей голландской Ост-Индской компании, ему удалось устроить самых старших из этих юношей на ост-индские либо китобойные суда. Большинство остальных стали учениками кузнецов, плотников, портных и прочих мастеров. Самые младшие (33 человека) были отданы Крюйсом в местные школы, причем обучение осуществлялось за его собственный счёт. О них он писал Петру I:

«Если в воле моей было, и я бы ребят ещё год в немецкой школе подержал и тогда бы их отдал докторскому, медицинскому и философскому учению».

Согласие российского монарха было получено.

С набором моряков тоже возникли большие сложности, так как Нидерланды участвовали в Войне за испанское наследство, и потому в то время в стране был дефицит квалифицированных моряков. Многие из тех, что все же желали поступить на русскую службу, не устраивали самого Крюйса. И потому часть людей он нанял на родине – в Норвегии (уже на обратном пути). Тем не менее ему все же удалось в 1703 году отправить в Россию 450 человек, некоторых – с семьями (в этой партии было 190 женщин и детей). А в конце 1704 года с самим Крюйсом прибыли ещё 177 специалистов. Причем были среди них и очень известные люди.

Прежде всего, это датчанин Витус Ионассен Беринг, возглавивший Первую (1725–1730 гг.) и Вторую (1733–1741 гг.) Камчатские экспедиции.

Норвежец Питер Бредаль начинал в должности унтер-лейтенанта гребного флота и дослужился до чина вице-адмирала, был главным командиром Ревельского, затем – Архангельского портов. С 1735 по 1739 годы он командовал Донской флотилией, был главным начальником Тавровского адмиралтейства.

Петр Сиверс в России стал вице-адмиралом и занимал должности командира эскадры Балтийского флота и вице-президента Адмиралтейств-коллегии.

Вейбрант Шельтинг стал контр-адмиралом и основателем династии российских морских офицеров.

Кроме того, именно с Крюйсом (в качестве его секретаря) прибыл в Россию будущий вице-канцлер Генрих Иоганн Остерман, занимавший также и пост генерал-адмирала Российской империи. А его сын, Иоганн Остерман, стал канцлером империи.

Корнелий Крюйс на Балтике


В 1705 года Крюйсу было поручено формирование Балтийского флота. Верный своим принципам, он первым делом написал подробные инструкции для своих подчинённых – от порядка распределения команд по кораблям до снабжения судов и довольствия их экипажей.

Флот, который возглавил Крюйс, встал у острова Котлин, где в 1706 году было начато строительство Кроншлота. Флагманом эскадры стал 24-пушечный корабль «Дефам». Одной из шести 12-пушечных шняв командовал сын Крюйса – Ян. Всего же в подчинении у норвежца оказались 22 судна: восемь 24-пушечных кораблей, шесть 12-пушечных шняв, шесть галер и два брандера.

Помимо кораблей, под командованием Крюйса оказались и сухопутные части, расположившиеся на острове, его сын руководил строительством батареи, названной по его имени – Святой Ян или просто Ивановская. Значение Котлина состояло в том, что в случае его захвата, шведы заблокировали бы устье Невы. Эскадра адмирала Анкерштерна (7 линейных кораблей, 6 фрегатов и несколько мелких судов) с 4 июня по 15 июля 1705 года трижды вступала в столкновение с русским флотом и дважды пыталась высадить десант на острове, но успеха не достигла.

В 1708 году Крюйс участвовал в отражении нападения шведов на Петербург со стороны Тосно: ему удалось перегородить Неву старыми судами и провести операцию по дезинформации, подсунув вражескому командующему генерал-майору Георгу Любекеру сведения о подходе 40-тысячного русского войска. Любекер спешно отступил к морю, а большая часть его армии, оставшись без командования, сдалась в плен.

Возвращение в Азов


В октябре 1710 года Крюйс получил приказ отправиться в Воронеж, а 20 ноября началась новая война с Турцией. 1 мая 1711 года Крюйс прибыл в Таганрог, где получил должность командующего флота и Троицкой крепостью этого города. Общее руководство осуществлял Ф. М. Апраксин. Русским противостоял целый флот из 18 линейных кораблей, 21 галера, 100 плоскодонных судов, 100 галиотов и 120 шлюпок. Вражеская экспедиционная армия насчитывала до 70 тысяч человек. У Крюйса же оказалось всего 4 линейных корабля, 3 шнявы, по 2 бригантины, галеры и тартаны, некоторое число скампавей и кач, около 100 казачьих лодок.

Помимо прочих, в подчинении у него были прибывшие с ним капитаны Беринг, Бредаль и Шельтинг. Экипажи кораблей на две трети состояли из солдат. Несмотря на явное преимущество, турецкий главнокомандующий действовал нерешительно и после неудачной попытки высадки десанта 22 июля отошёл от Таганрога. Однако этот город, как и Азов, пришлось оставить после неудачного Прутского похода Петра I. Корабли Азовской эскадры были сожжены, Крюйс вернулся в Санкт-Петербург, где ему было поручено возглавить строительные работы в Кронштадте.

Он пользовался таким уважением, что в 1712 году на свадьбе Петра I и Екатерины занял «отцово место», а его жена – «материно место».

Неудачи на Балтике


10 июля 1713 года эскадра Крюйса преследовала три шведских судна, однако два русских корабля, «Рига» (на котором находился Крюйс) и «Выборг», налетели на подводные камни. Остальные корабли имели реальный шанс догнать шведов и взять их на абордаж, однако Крюйс распорядился прекратить погоню. Судно «Рига» 12 июля удалось снять с мели, «Выборг» пришлось сжечь. Крюйс был отдан под суд, в котором, помимо прочих, приняли участие Петр I, Апраксин и Меншиков.

В январе 1714 года опальный норвежец был приговорен к смертной казни, которую заменили лишением всех чинов и ссылкой в Казань. Но в марте 1715 года Крюйс был прощен и смог вернуться в Петербург. В прежнем чине он продолжил службу в Адмиралтействе, но занимался уже только береговыми учреждениями.

Последние годы жизни Корнелия Крюйса


В начале 1716 года Крюйс в звании генерала-интенданта управлял Московской парусной фабрикой, ижорскими пильными мельницами и угольными заводами. В декабре 1717 года стал президентом Адмиралтейств-коллегии. В 1721 году был произведен в полные адмиралы.

Петр I снова демонстрировал доверие к нему: и на празднике в честь своего первого ботика («дедушки русского флота») рулевым на этом суденышке был император, гребцами – Меншиков и Крюйс.

Корнелиус Крюйс умер в день своего рождения – 4 июня 1727 года, когда ему исполнилось ровно 70 лет. Свое тело он завещал похоронить в Амстердаме, что и было исполнено.
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    24 сентября 2022 06:49
    Спасибо, Валерий.
    С большим удовольствием прочитал.

    Пётр Алексеевич неоднозначно царствовал. Но цели свои выполнял последовательно. И людьми и ресурсами обеспечивал.

    С каждым разом сталкиваешься - и осознаешь масштаб мероприятия.
    1. +6
      24 сентября 2022 10:08
      Доброе утро, Сергей!

      Где-то читал, что когда Крюйс, на корабле "Крепость", возил в Стамбул на переговоры посла Украинцева, то на запрос турок "Что за корабль", он приказал ответить: "Надобно знать флаг русского царя!"
      1. +3
        24 сентября 2022 10:25
        Доброе утро, Константин!
        Так страна и прирастала: то городом, то кораблем.

        А ещё чаще - силы напрягая.
      2. +2
        22 декабря 2022 13:37
        В 1967 году шли к Вьетнаму с гуманитарным грузом у залива Халонг встречают три американских катера, сигналят прожектором : чей корабль, уот шип ?, отвечаем: рашен шип. Сразу отключили ходовые огни и на разворот, не знаю чего удрали, мы агрессивно себя не вели, потом прилетело несколько ракет, но все легли далеко, правда после обстрела один с экипажа пропал, потом узнали по-синьке упал за борт, его американцы подобрали, десять лет в тюрьме держали, потом обменяли на кого-то, но это уже другая история...
        1. +1
          22 декабря 2022 14:53
          Хорошая история, спасибо. smile
          У меня приятель тоже ходил во Вьетнам секондом на югославском сухогрузе (в смысле юги построили), тоже интересные вещи рассказывал, например на внешнем рейде в Хайфоне янки бомбили только китайские суда, потому как на тех стояли Эрликоны и китайцы, едва завидев американский самолёт, начинали по нему палить.
  2. +1
    24 сентября 2022 07:10
    Да, Петр1 был мудр, раз брал из-за рубежа, к себе на службу хороших специалистов, для строительства и развития своего флота и государства.
    1. -17
      24 сентября 2022 07:23
      Алкаш-беспробудный был ваш Пётр – никто не сделал так много для разрушения нашей страны и превращения её в польско-украинскую и немецкую колонию как он и его родственники – Гольштейн-Готторп-"Романовы"...Русский народ всегда называл его – Антихристом...Вы хоть книжки по истории иногда читайте, товарищ.
      1. +8
        24 сентября 2022 12:08
        Цитата: Сергей Дроздов
        Вы хоть книжки по истории иногда читайте, товарищ.

        А вы, любезный, какие "книжки по истории" прочитали? Хотя бы применительно к Петру Первому? Или ролик Пыжикова на ютубе посмотрели и считаете себя знатоком истории? laughing
        1. +8
          24 сентября 2022 12:30
          Михаил, с уважением. Товарищ граничит с названием неуча и идиотом. Грустно. Я таких убивал из рогатки в пионерской юности, чтобы не гадили.....
          1. +7
            24 сентября 2022 13:11
            Он не виноват. Он, видимо, жертва полного провала научно-просветительской работы в нашем государстве.
            В том, что люди пишут и разносят разную ерунду виноваты, в общем-то не они, а те, кто эту чушь придумывает, публикует и потом продвигает. А ещё те, кто построил научно-просветительскую работу в стране так, что до нормальной научной информации ещё поди доберись, нужно сначала определить и обойти массу барьеров в виде "трудов" Фоменко, Пыжикова, Задорнова, Кунгурова и прочих. А дойдя до нормального научного труда читатель встречает сухой казенный текст со множеством ссылок на источники, изложенными в протокольной форме гипотезами и сложными многоуровневыми построениями, понять суть которых без предварительной подготовки просто невозможно. И при этом в них нет ни единого яркого образа или занимательного сюжета.
            В этом отношении примитивные построения и поверхностные категорические выводы псевдоисториков выглядят для обычного нормального человека куда как привлекательнее - и вот результат.
            Мне показалось, что из его сообщения пахнуло недоброй памяти профессором Пыжиковым, хотя, возможно, я и ошибаюсь. Подождем ответа.
        2. -5
          24 сентября 2022 14:30
          Михаил, справедливости ради, Валерий и не крывает своих антипатии к "ветви" "Нарышкиных. Так что этот коллега мог просто Валерия почитать и все
          P
          S
          Валерий, я Вас уважал а и уважаю, но как там у классиков" :истина дороже "?
        3. +2
          24 сентября 2022 14:35
          Дядя Костя, об этом есть у Толстого:"надо знать флаг царя Московии", а как он тогда выглядел?
  3. -9
    24 сентября 2022 07:26
    "Свое тело он завещал похоронить в Амстердаме, что и было исполнено"...Я аж чуть не заплакал. Искатели лёгких денег – герои "романовской" истории.
    1. +4
      24 сентября 2022 11:06
      Надо было заплакать. Бабки сказывают Слезы выводят лишнюю желчь из оргнизьма. Пока маразм окончательно не победил....
  4. +5
    24 сентября 2022 08:29
    А у этого деятеля даже фамилия морская. Спасибо Валерий.
    1. +2
      24 сентября 2022 10:26
      Согласен, Андрей. Ассоциации с крюйт-камерой не отпускают.
      1. +4
        24 сентября 2022 10:44
        hi Приветствую, Сергей. Ассоциации дело хорошее, но вообще крюйсами величают паруса бизань мачты парусника выше марса.... например фрегата.
        1. +2
          24 сентября 2022 11:03
          И это тоже.
          Можем начать сыпать «морскими терминами», несмотря на Императриц, вроде «Крюйс-брам-стакселя».
          1. +3
            24 сентября 2022 11:29
            Можем, и это хорошо. Полезно для понимания морского сражения. А это - по сути - полный кошмар, отступать некуда. на голову падает чо попало. Катастрофа посередь морских пучин....И да стаксель хоть и нужное полотно, но не обязательное yes
            С уважением, Сережа. Со злостью я одного .... хотел поставить, забывшего или не знавшего, что Петр - сын Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, а так я пушистый, лохматый и добрый....
            1. +3
              24 сентября 2022 11:47
              Привет, лохматый и пушистый! wink
              Со злостью я одного .... хотел поставить, забывшего или не знавшего, что Петр - сын Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной,

              Да ладно, чепуха-то какая, вот если бы он перепутал стаксель с векселем... Да и то, на погоду никак не влияет. laughing drinks
              1. +3
                24 сентября 2022 12:14
                hi Ну да тебе только посмеяться. Я попросту..... нехорошо разозлился. Прости... я дрожащая или право имею?
                1. +2
                  24 сентября 2022 12:25
                  Анекдот с бородой:

                  "-- Скажите, а имею я право ...?
                  -- Конечно имеете!
                  -- А могу я... ?
                  -- Нет, не можете!"

                  В России с тех пор ничего не изменилось, буратины на Поле чудесю laughing
                  1. +3
                    24 сентября 2022 12:36
                    У моего друга в зятьях. Есть парень Прозвище у него еще с времени техникума - КОШМАР. Ничего себе нормальный папаша... Все изменяется....
                    1. +2
                      24 сентября 2022 12:44
                      Все изменяется....




                      Не уверен что я тебя правильно понял. wink
                      1. +2
                        24 сентября 2022 12:53
                        Ничего неизменного нет wassat Правильно понял, ну я в это верю wassat
              2. +3
                24 сентября 2022 13:51
                Не приживаются открытые бассейны в нашем климате.
                1. +3
                  24 сентября 2022 15:06
                  Ну почему, я в молодости зимой ходил на открытую воду в Лужники, или на "Динамо", да ещё Чайка был, тоже ходили, очень неплохо. good

                  1. +4
                    24 сентября 2022 16:36
                    «Москва» - это было явление. Успел застать.
                    Но масштаб побольше, чем на картинке.
                    1. +3
                      24 сентября 2022 16:47

                      Опередил,Сергей,опередил.
                      Приветствую собрашихся!
                      Я даже удивился,как так?"Москву" забыли упомянуть?
                      1. +3
                        24 сентября 2022 17:02
                        Добрый вечер, Серёжа!

                        Была бы баня. А куда нырнуть - найдётся.
                      2. +4
                        24 сентября 2022 18:08
                        Цитата: Korsar4
                        Была бы баня. А куда нырнуть - найдётся.

                        Было б куда нырнуть. А попариться мы везде сможем. smile
                      3. +4
                        24 сентября 2022 18:14
                        Вот так, спустя годы, и вернулись к познанию стихий с помощью огня и воды.
                      4. +5
                        24 сентября 2022 20:15
                        Я из собственной практики. smile
                        Походную баню можно построить где угодно. Водоем, куда можно нырнуть, сделать гораздо сложнее. smile
                    2. +5
                      24 сентября 2022 16:49
                      Когда "Москву" открыли, по Москве стали ходить дикие слухи, что какие-то сектанты там людей топят в отместку за осквернение храма. Враньё, скорее всего.
                      1. +4
                        24 сентября 2022 17:08
                        Отец прихватил, когда был школьником. Тогда не задумывался, что было до бассейна.
                      2. +4
                        24 сентября 2022 17:25
                        Цитата: Морской Кот
                        осквернение храма

                        А там место вообще несчастливое.Храм-то тоже занял чужое место.Монастырское.
                        Да и Чертолье не так далеко.
                      3. +4
                        24 сентября 2022 17:37
                        Привет, Сергей!
                        А ты знаешь, какого урода хотели построить там в тридцатые годы. Попытались, но земля не выдержала. request

                        "Дворец Советов", а в голове Ленина -- кабинет Сталина. laughing

                      4. +3
                        24 сентября 2022 17:50
                        Цитата: Морской Кот
                        "Дворец Советов"

                        Привет Константин!
                        Отсюда вопрос.А сколько нынешний "новодел" простоит?
                      5. +2
                        24 сентября 2022 18:00
                        А бес его знает, мне как-то без разницы -- новодел, он и есть новодел.
                      6. +3
                        24 сентября 2022 17:53
                        В Нюрнберге тоже хотели построить, и даже начали. Но Тодт разбился и Шпееру пришлось занять его место.
                      7. +2
                        24 сентября 2022 18:06
                        Режимы похожи, оттого и остальное как через кальку.
                        Зато там другой дворец сохранился, как в насмешку. smile

                      8. +1
                        24 сентября 2022 19:45
                        А можно я нибудь кого грохну для изумления?
                      9. +1
                        24 сентября 2022 19:51
                        А можно я нибудь кого грохну для изумления?
                        Ну, попробуй, Борисыч.
                      10. +1
                        24 сентября 2022 22:02
                        Да Антон, Я не способен на такие гадости
                      11. +1
                        24 сентября 2022 22:14
                        Забей, Борисыч! Гадости порой украшают человека!
                      12. +2
                        25 сентября 2022 12:26
                        Да я даже крыс ни разу не убивал Гадости человека не украшают, а приукрашивают. Для истребления грызунов нанимались хорьковые конторы. Популяцию махом низводят....
                        Я то - забью, но мне это нелюбезно....
                      13. +1
                        25 сентября 2022 12:28
                        Ладно, Борисыч, извини пожалуста! Настроение ни к черту...
                      14. +1
                        25 сентября 2022 12:50
                        Ох, Антон нацисты строили свой шедевр на острове Рюген, бывший Буян. Там должон был состояться для реальных арийцев оздоровительный компликсище.... Не состоялся.
                        А кремль в Москве стоит, да и статуя свободы в Нью Йорке... один строили итальянские архитекторы, другую французы подарили американским штатам
                      15. +1
                        25 сентября 2022 12:54
                        Я вообще-то про дворец партийных съездов, который проектировал Шпеер.
                      16. +1
                        25 сентября 2022 13:03
                        Не знаю, Антон. Поищу инфо. Интересно. Да ... Конструкции дворца съездов в Москве полностью смогли разобрать только в 50х годах прошлого века. Сколько вторичной стали ушло на оборону столицы. Сказать затрудняюсь.....
                2. +6
                  24 сентября 2022 18:06
                  Цитата: Korsar4
                  Не приживаются открытые бассейны в нашем климате.


                  Это то легко делать технически - соленость воды в 15% обеспечивает незамерзание до -10.
                  А вот пловцам понадобятся гидрокостюмы...
                  Хотя понырять в ледяную воду до сих пор рассматривается как развлечение гренландскими детьми - интернета там нет.
                  https://happytrip-ru.livejournal.com/84475.html
                  1. +3
                    24 сентября 2022 18:16
                    Не все Фритьофы Нансены, чтобы получать удовольствие в походах по Гренландии.

                    Этим то он и замечателен.
                    1. +2
                      24 сентября 2022 19:40
                      Цитата: Korsar4
                      Не все Фритьофы Нансены

                      И даже не "непотопляемые Молли"! laughing
                      1. +3
                        24 сентября 2022 20:56
                        Если первый приключения искал, то вторую они сами находили.
            2. +3
              24 сентября 2022 13:49
              Зато как славно после дождичка горячая еда.
              Получил сегодня на свою бестолковую голову порцию сентябрьских осадков, и еду домой довольный.
    2. +5
      24 сентября 2022 13:42
      Слово "крюйс" по голландски это "круиз" в переводе на русский, и применяемое обычно к водным путешествиям и непосредственно к парусам имеет отношение не всегда. То есть, голландцы при найме его называли и записывали в судовой, портовой, магистратской и прочей документации скорее по прозвищу как Корнелия Мореплавателя.
      Другой известный в морской истории человек - Энрике Мореплаватель, тоже остался в истории под похожим личным прозвищем.
      1. +4
        24 сентября 2022 13:57
        Очень ценный комментарий, спасибо. Я не нашел причины по которой герой статьи вдруг сменил фамилию, но, если это прозвище, под которым он был известен, то все понятно.
        1. +5
          24 сентября 2022 16:58
          Корнелиус уроженец 17 века а фамилия как чисто семейное наименование появилось всего лет 150-200 назад. А всю человеческую историю это был механизм унаследования семейного имущественного комплекса, почему и применялся он главным образом теми малочисленными лицами, кому было что оставлять в наследство. Именно в этом и состояла, например, жизненная трагедия бастардов - их ещё детьми выбрасывали из очереди и пропорции наследования. Поэтому признание родства, фамилия и родственные связи были, веками, в состоятельных семьях стратегической значимости явлением для каждого представителя. Об этом стоит помнить, смотря или читая, например, "Песнь льда и пламени".
          Корнелиус был из низов общества и потому фамилия для него значения не имела и как многие он записан в документации на самом деле под прозвищем. Сохранись этот механизм и поныне - в списках сотрудников фирм, реестрах и списках так и писали бы людей под прозвищами... - Админ Пентиумович, Василий Сварной и т. д.


          https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F
  5. vet
    +7
    24 сентября 2022 10:05
    Пример удачного приглашения иностранного специалиста. Который, к тому же, ещё и Беринга привез (помимо прочих).
  6. +6
    24 сентября 2022 10:40
    В следующие три года Крюйс плавал из Амстердама в Кадис, доставляя в Испанию голландский сыр. Любопытно, что для защиты этого продукта от крыс на борту судна держали 5 кошек.
    Пример крайней полезности судовых котов. Статья хорошая, автору респект.
  7. +1
    24 сентября 2022 13:27
    Вот оно как!
    Зато русские придумали пословицу: "Всё пропьём, а флот не опозорим"!
    "Ваше императорское Величество, произведите меня лучше в немцы" (генерал Ермолов)
  8. +1
    24 сентября 2022 14:20
    Добрый день.
    Валерий, я, как и большинство, читала книгу :"Петр 1"и запомнила от туда :Корнелия Крейса, думала, что голландец, и Памбурга.
    Простите моё невежество и не внимание, а Памбург, где-то увековечен в название в России?
  9. +8
    24 сентября 2022 14:31
    Здравствуйте, коллеги!

    именно он сделал первые черновые чертежи первого русского 58-пушечного линейного корабля «Гото Предестинация» («Божие Предвидение»), а затем контролировал его строительство.

    В 2018 году был в Воронеже в командировке.
    Вот оно, это творение Корнелиуса Крюйса:








    Толком посмотреть на это диво дивное не успевал, лишь несколько фоток сделал…
    hi
    1. +3
      24 сентября 2022 14:41
      Был на борту. Понравилось. Оценил, что тесно.

      Но для гамака место найдётся.
    2. +3
      24 сентября 2022 14:47
      Ох спасибо, дружище я не был в Воронеже, не видел. этих кораблей, Но зато четко знаю. Гальюн - это особое место в носу судна или корабля где экипаж опорожнялся..... Как правило это дело было под бушпритом....
      1. +3
        24 сентября 2022 15:23
        Кстати о кораблях. Этот мог и быть линейным. Но скорее - фрегат....
  10. 0
    24 сентября 2022 14:44
    Коллеги, сознаюсь в маленькой краже:я у "маленькой" утащила планшет. Правда, оставила расписку, что верну через неделю.
    Понимаете, моей телефон показывает в "колокольчик" 2 извещения, а их нет.
    Думала, что если сменить гаджет, оно уйдёт. Это, получается, перезагрузка!? Правильно я понимаю
  11. +2
    24 сентября 2022 14:52
    Спасибо за статью! Интересно узнавать про яркие личности. Видимо так и не обрусел до конца, раз в последний путь в Амстердам уехал, но служил честно.
  12. +3
    24 сентября 2022 14:58

    Свадьба Петра Алексеевича и Екатерины Алексеевны, Зимний дворец.
    Где-то тут и герой статьи Корнелиус Крюйс.
    1. 0
      22 января 2023 10:18
      Цитата: ee2100
      Свадьба Петра Алексеевича и Екатерины Алексеевны, Зимний дворец.
      Где-то тут и герой статьи Корнелиус Крюйс.

      Как его звали в России - Корней Иванович, был посаженным отцом на свадьбе Петра I и Екатерины и сидел по левую руку от венценосной особы:

  13. +1
    26 сентября 2022 14:39
    Замечательная статья.
    И хотя мне везло с историками в учебе, многого не знал о таком достойном человеке.
    Если и упоминается о нем, то как-то всколзь, в основном о его каперской деятельности. Дескать старый пират посла русского возил в Константинополь.
  14. 0
    22 января 2023 09:51
    С большим удовольствием прочитал статью. Написано много и верно.
    Неудачи на Балтике
    10 июля 1713 года эскадра Крюйса преследовала три шведских судна, однако два русских корабля, «Рига» (на котором находился Крюйс) и «Выборг», налетели на подводные камни. Остальные корабли имели реальный шанс догнать шведов и взять их на абордаж, однако Крюйс распорядился прекратить погоню. Судно «Рига» 12 июля удалось снять с мели, «Выборг» пришлось сжечь. Крюйс был отдан под суд, в котором, помимо прочих, приняли участие Петр I, Апраксин и Меншиков.
    В январе 1714 года опальный норвежец был приговорен к смертной казни, которую заменили лишением всех чинов и ссылкой в Казань. Но в марте 1715 года Крюйс был прощен и смог вернуться в Петербург. В прежнем чине он продолжил службу в Адмиралтействе, но занимался уже только береговыми учреждениями.

    Следовало бы заметить, что у Крюйса не было лоции на этом участке акватории и русским морякам, в отличии от шведов не было известно ничего об этих мелях. И в ходе сражения шведам удалось заманить Крюйса на эти мели...
    По поводу прощения...Достаточно сказать, что адмирал тяжело встретил извести е о смерти Петра I и даже слёг:
    Жар ненадолго отступил, и адмирал пересмотрел бумаги – некоторые, не очень срочные, - отложил в сторону, пару бумаг подписал и нашёл среди них письмо от друга детства Карла. Недавно тот приезжал в Санкт-Петербург и гостил у него. Тогда Карл, разглядывая подарки Петра Крюйсу, спросил его, как он относится к государю, а он ответил, что Пётр сделал для него много хорошего – на службу принял, большое доверие оказал не раз, звание адмирала присвоил. И ещё сказал, что готов отдать за государя всё…
    - И жизнь? – спросил Карл.
    - Да, и жизнь. Я же служу ему и присягу давал, и сам Устав ему готовил для флота.
    - Но, Нильс-Корнелиус, государь-то тебя чуть не казнил!
    - «Чуть» у русских – не считается! – пошутил Крюйс. – Это, во-первых! А во-вторых, каждый, независимо от чина, перед службой отвечать должен. И перед присягой.
    Такой вот разговор был у адмирала с навестившим его товарищем детства. И спели они тогда, год назад, приняв вина немало, старую матросскую песню: «Боцман рад, тяни канат! Наша страсть – тянем снасть! Молодцы, взять концы! Вот те на – в рубцах спина!...».


    * * *
    При строительстве кораблей иностранные корабелы не спешили делиться своими секретами и выполняли только то, что им говорили. Именно при участии Крюйса появилась возможность строить корабли по-новому, с учётом лучших технологий.
    * * *
    Третьего июня 1727 года окончил жизнь адмирал Российского Флота Корнелий Иванович Крюйс – Нильс Ульсен, родившийся в норвежском городе Ставангере, один из создателей регулярного Российского Флота, строитель Кронштадта, защитивший Котлин и Санкт-Петербург в первые годы их существования и строительства.
    По решению жены адмирала Катарины Крюйс, тело адмирала предано земле в Амстердаме в Гамбургском квартале в соборе Оде Керк.
    Сама Катарина не захотела вернуться в Голландию и предпочла ей жизнь в России. Жену адмирала Катарину Крюйс-Фогт, скончавшуюся в 1742 году, похоронили в России.
    Неплохое изложение здесь:
    https://www.chitalnya.ru/work/179717/
    * * *
    Иногда просто удивляешься, сколько иноземцев, отдавших знания и саму жизнь было в истории России. Вот что нужно изучать и помнить сегодняшнему и будущему поколению.