Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Испытания немецкого БТР: повод поплакать или преодоление технологического отставания?

Испытания немецкого БТР: повод поплакать или преодоление технологического отставания?Новый повод поразглагольствовать о том, «куда катится» наш оборонно-промышленный комплекс вместе с армией, появился вчера у любителей этого занятия. Со ссылкой на агенство «Интерфакс», почти все СМИ поспешили сообщить об испытаниях у нас немецко-голландского колёсного бронетранспортёра Boxer GTK. А так же о том, что по результатам испытаний бронетранспортёр может быть рекомендован к принятию на вооружение. Тут же обрадованные деятели «откатно-попильного» жанра публицистики схватились за эту новость, стараясь сделать из неё доказательство своей правоты.

Ну что же, начнем с того, что новость эта «с бородой», поскольку испытания начались не сегодня. В отличие от испытаний итальянских колёсных бронемашин «Centauro» и «Freccia», об испытаниях «Boxer» не сообщалось громогласно. Вероятно потому, что в отличие от итальянской стороны, немецко-голландский консорциум ARTEC, не старался сделать из факта испытаний рекламу своей продукции. Кроме этого, российская сторона на выставке Eurosatory-2012 выразила заинтересованность в знакомстве с финской машиной аналогичного назначения «Patria».Неужели получается, что люди в оборонном ведомстве действительно лоббируют интересы иностранных производителей?

Для начала придётся вспомнить, что, согласно плану развития и перевооружения Сухопутных войск, наряду с новыми «тяжелыми» и «средними» гусеничными машинами, у нас должны появиться и новая колёсная бронетехника. В том числе и боевая машина, которая придёт на смену БТР-70/80. Работы по новой машине, известной по названию опытно-конструкторских работ «Бумеранг», ведутся давно и близки к завершению. Периодически появляются изображения и макеты боевых машин на базе «Бумеранга». А в следующем году её должны продемонстрировать широкой публике и «живьем».


Отечественная бронетехника прежних десятилетий доказала свои превосходные качества. Это результат многолетнего кропотливого труда советских конструкторов и военных. Тем не менее, развитие методов вооруженной борьбы, требует и развития военной техники. Новая техника должна качественно превосходить старую, иначе просто нет смысла заменять ею проверенную и надёжную. Понятно, что сделать это просто и быстро не получится. Удачные технические решения — результат многолетних проб и ошибок. Скажем, предыдущее поколение колёсных БТР (от БТР-60 до БТР-82) развивалось с конца 50-х годов, постепенными улучшениями и исправлением ошибок. Боевые и эксплуатационные качества этих машин улучшались на протяжении более полувека. Можно было и дальше пытаться его совершенствовать. Последние попытки улучшить бронетранспортёр — российский БТР-90 и украинский БТР-4, в которых достигнутый предел совершенствования, уже потребовал изменения и компоновки, и самой конструкции. Дальше нужна уже новая машина. Она и создаётся в рамках ОКР «Бумеранг». Её ждёт долгая и, наверняка непростая судьба, так же как и машины предыдущих поколений. Проработка общей конструкции и отдельных её элементов, создание новых узлов и систем, требует времени, испытаний и поиска оптимальных решений.

Имеют ли смысл сетования, что для сокращения цикла опытно-конструкторских работ мы пытаемся познакомиться с техническими решениями, применёнными на западных машинах аналогичного класса? Вероятно, имеют. Безусловно жаль, что не к нам выстраиваются в очередь за новыми идеями, а мы пытаемся сократить техническое отставание, особенно заметное в области автомобильной техники. Безусловно жаль, что за знакомство с передовыми западными разработками приходится платить не только стоимость единичных образцов.

Но отменяет ли всё это необходимость создания отечественной машины, которая будет, как минимум, не хуже самых передовых образцов? Думаю, что не отменяет. Имеет ли смысл знакомство с иностранной техникой, или лучше опираться исключительно на свой технологический задел? По-моему, знакомство и сравнение с собственными разработками вредным назвать сложно. Оно может дать новый технологический толчок, может помочь выбрать правильное направление для конструкторской работы и объективно оценить собственный потенциал. Другое дело, что создавать собственную технику всё равно придётся. Это для микроскопических стран позволительно принимать на вооружение иностранные образцы. Нам необходимо обеспечивать обороноспособность на своей технологической базе, чем, кстати, гарантируется и привязка к нашему промышленному потенциалу менее развитых стран. И для ликвидации отставания по тем направлениям, которые в силу различных причин у нас недостаточно развиты — сотрудничество с иностранцами позволительно. Важно соблюсти баланс, получая необходимые технологии, но не привязываясь к импортной технологической базе.

Это непросто. Тем более, что дарить свои разработки по цене единичной продукции никто не будет. Например, без принятия на вооружение итальянской лёгкой бронемашины LMV Iveco, вряд ли мы смогли бы получить для ознакомления более сложные «Centauro» и «Freccia». Без обещания рекомендовать к принятию на вооружение, вряд ли бы нам предоставили на испытания немецко-голландский «Boxer».

Надо отметить ещё один аспект. Министерство обороны, как заказчик, во взаимоотношениях с отечественной промышленностью, часто пользуется не бесспорным принципом — не можете сами — закупим у иностранцев. Этот принцип часто приносит свои плоды. Но здесь очень важно «не заиграться». В конце концов, стимулируя таким способом активность своих разработчиков, важно понимать и их объективные возможности, и их итоговый приоритет. Принятие же на вооружение некоторых иностранных образцов, создание которых на данном этапе не под силу отечественному ОПК, может иметь место только пока не будут созданы отечественные аналоги, или образцы превосходящие иностранную технику. Понятно, что забота о развитии собственной промышленности — это не прямая компетенция людей военных. Раз уж им разрешили ограниченное использование иностранных образцов, они должны руководствоваться соображениями их боевой эффективности, а не брать то, что дают. Но понимать необходимость развития прежде всего своей промышленности, необходимо всем, даже на уровне отдельных граждан страны.

Подводя итог новости об испытаниях немецкого бронетранспортёра, хочется посоветовать читателям не упрощать всё до уровня «откатов, попилов и лоббирования». Состояние нашей промышленности, пока далеко от совершенства во многих областях. И любое сотрудничество с иностранным производителем, в конечном итоге, имеет целью ликвидацию отставания. Прежде чем заводить старую «песню о полимерах», невредно будет вспомнить об одном из самых старых примеров такого сотрудничества, в свое время наделавшем много шума.

Когда на Вологодском оптико-механическом заводе было развёрнуто производство тепловизионных приборов с использованием французских матриц (для прицелов бронетехники и авиации), многие говорили, что отечественных тепловизоров мы больше не увидим. И вот, в этом году появились прицельные комплексы«Ирбис-К» и «Агат-МДТ», использующие отечественные матричные фотоприемники, не уступающие французским. Они будут использоваться в новой и модернизируемой бронетехнике для отечественных ВС, оставляя для экспортёров возможность выбирать.

Не стану рассуждать о целесообразности испытаний немецкой бронетехники, поскольку не знаю деталей и не хотел бы влиять на степень заинтересованности в сотрудничестве иностранного производителя. Но хочу отметить, что какое бы решение не было принято по итогам испытаний, оно никак не повлияет на необходимость создания собственного образца. Он будет показан уже в будущем году и по прежнему предусмотрен программой перевооружения.
Автор: Александр Горбенко
Первоисточник: http://www.odnako.org/blogs/show_21479/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. logik 23 октября 2012 07:04
    + Приветствую, взвешенное мнение. Без всякого "шапкозакидательства"холодное осмысление ситуации.
    logik
    1. Мельчаков 23 октября 2012 12:43
      Не стану рассуждать о целесообразности испытаний немецкой бронетехники, поскольку не знаю деталей и не хотел бы влиять на степень заинтересованности в сотрудничестве иностранного производителя. Но хочу отметить, что какое бы решение не было принято по итогам испытаний, оно никак не повлияет на необходимость создания собственного образца. Он будет показан уже в будущем году и по прежнему предусмотрен программой перевооружения.

      Вот главные слова в статье.
      Мельчаков
  2. koksalek 23 октября 2012 07:28
    " ... Состояние нашей промышленности, пока далеко от совершенства во многих областях ..." с чем пожалуй согласится каждый. Грустно жить в стране, в которой процветают нувориши, банкиры с корыстными чиновниками а не производственники
  3. Андрей из Челябинска 23 октября 2012 07:32
    Нормальный обзор. Спасибо
    1. bask 23 октября 2012 07:44
      Обзор ситуации в Россиийском ВПК,,трезвый,,,Нам просто необходимо закупать малые партии .Действительно передовой бронетехнике(((БРыси))не вчёт Пристально узучать ,что то копировать.И создать свой ,высокозащищённый,модульный ,,,Бумеранг,,,Курганец,,,Время ,,работает,,не нас .А ситуация в мире только осложняется . Россия вообще без новой бронетехники....
      bask
  4. Гога 23 октября 2012 08:00
    Это что мы будем закупать " для ознакомления с передовой техникой" - «Centauro» что-ли ? Да этим «Centauro» уже под ср@ку лет и на "передовую" эта техника никак не тянет. Не надо лукавить, что значит для ознакомления ? Что единственный способ ознакомиться - это тысячами закупать Iveco, далеко не лучший образец в своём классе ? В свое время чтобы "ознакомиться" с передовым производством СССР не закупал тысячами атомные бомбы в США, а просто разведка достойно сработала, а сейчас что ? Разведка что сдулась ? и единственный выход платить миллиарды чужим заводам вместо своих ? Годами оборонка держалась на голодном пайке, выручал советский задел и экспотные заказы, сверх доходы от торговли углеводородами оседали во внебюджетных (то есть практически бесконтрольных) фондах, страна вместо того, чтобы вкладывать эти деньги в модернизацию производства и НИОКР спасала проворовавшихся банкиров ("кризис ликвидности" - просадили деньги вкладчиков на бирже) и вот результат -
    как сказал Наполеон - НАРОД НЕ ЖЕЛАЮЩИЙ КОРМИТЬ СВОЮ АРМИЮ, НЕИЗБЕЖНО БУДЕТ КОРМИТЬ ЧУЖУЮ, - что и происходит, не "кормили" свою оборонку, теперь подкармливаем оборонку Италии, Франции и иже с ними. А что в Европах кризис, как тут без Россиских денег ? А свои авось как нибудь выкрутятся ... Очень "дальновидный" подход, только в интересах какой страны это делается ? stop
    Гога
    1. Андрей из Челябинска 23 октября 2012 08:22
      Цитата: Гога
      Это что мы будем закупать " для ознакомления с передовой техникой" - «Centauro» что-ли ? Да этим «Centauro» уже под ср@ку лет

      И что ж с того?
      Цитата: Гога
      Не надо лукавить, что значит для ознакомления ?

      Я не специалист в бронетехнике, но читал мнение профессионалов - тот же Чентауро создан...как бы это сказать...в общем, наш БТР - это одни технические решения, а Чентауро - совсем другие. Т.е. наш путь и путь итальянцев совершенно различался. Таким образом, купив итальянца мы получили возможность опробовать те технические решения, от которых в свое время мы отказались или просто посчитали неоптимальными. Это полезно.
      1. Гога 23 октября 2012 10:18
        Андрей из Челябинска - Андрей, для того, чтобы "ознакомиться" вовсе не обязательно покупать крупные партии не дешёвой техники, гораздо с меньшими затратами все эти данные можно получить от разведки, что с успехом и делалось в СССР тогда и в Китае сейчас. А деньги в любом случае лучше вкладывать в отечественные разработки и производство, а не в оборонку НАТОвских "партнёров".
        В дополнение, я вырос и учился в Челябинске, много лет назад после окончания политеха уехал на север, сейчас живу за Байкалом, но до сих пор считаю своей малой родиной Южный Урал и на гугловской карте рассматриваю как меняется город моего детства. Приветствую земляка !

        С уважением Игорь.
        Гога
        1. Андрей из Челябинска 24 октября 2012 07:15
          И Вам поздорову, земляк !
          Кстати, я тоже теперь в Челябинске не живу, в сторону севера подался:))))
          Что до крупных партий - ну, чентауры и боксеры явно крупными партиями не закупались - несколько машин всего. Ивека - другое дело, но она-то покупалась как раз отнюдь не с целью обретения технологий...
          А своровать...не так просто это сейчас стало. Да и не уверен я, что операция по уворованию пары боксеров (техника не так, чтобы распространенная) стоила дешевле их покупки:))) СССР воровал, но как - что-то из зоны конфликта привезет, а что-то - в виде чертежей. А нам-то нужен действующий экземпляр, чтоб как следовает на полигонах погонять.
          С уважением,
          Андрей
    2. nagual 23 октября 2012 09:33
      Если что, "Ото мелара", башни которой стоят на Кентавре - ведущий мировой производитель вооружения для бронетехники и флота. Её башни HITFACT сейчас ставят на всё броне-колёсно-гусеничное. А тут они заинтересовались нашими ПТРК с перспективой совместного производства модулей вооружения. Что плохого-то? Это Вам не финны, которым мы дали для Патрии, которая пошла арабам модуль "Бахча" - а они нам, вместо миномёта Немо - кукиш.
      nagual
    3. bask 23 октября 2012 12:59
      Гога вообщето речь идёт о лучшем БТР е в мире на сегодняшний день.А не о каком то дерьмовом((утаревшем))Centauro он в РА на.... не кому не нужен.А вот два Боксёра для ознакомления ,это уже другов вопрос.И нам необходимо ,тщательно изучить ,что то скопировать.И сделать своё лучшее.Всё ВПК с90 годов живёт по принципу ,,авось как нибудь выкрутимся,,Ты ,что с неба ,,рухнул,Или в другой стране живёш...ВПК выживает только за счёт ЭКСПОРТА...Дай Бог ситуция за два года выправиться!!!
      bask
  5. сол 23 октября 2012 08:15
    Добрый день!
    Эта статья, наверное, первая попытка объяснить "ура патриотам" логику происходящего. Прежде чем "завывать" о продажности и прочих мерзостях, необходимо хотя бы взглянуть на ТТХ изделия и определиться с концептуальной позицией производителя и заказчика, т.е. выбрать рациональное зерно. Вот только ДУМАТЬ!!!!!! большинству не очень хочется, либо нечем.
    сол
    1. Jin 23 октября 2012 12:21
      сол,

      Правильно пишите, плюсую, но не все так радужно на самом-то деле, к сожалению. Я, например, уже не знаю кому верить! У нас многие мягко стелят, а спать жёстко!
      Jin
  6. vorobey 23 октября 2012 09:53
    Взвешенное мнение. Поставил плюс.

    Отдельные образцы надо закупать и испытывать, исследовать и пускать в свои наработки.

    После того как раздербанили и обескровили свою оборонку не надо стесняться устранить технологическое отставание за счет существующих образцов. зачем изобретать велосипед если он уже есть. а вот как повесить на него моторчик здесь уже можно и подумать.
  7. Chicot 1 23 октября 2012 10:30
    Рынок легкой колесной бронетехники один из самых переполненых и конкурентных. Там есть из чего выбирать. Однако подход нашенских бригадиров от МО лично мне кажеться более чем странным (если не сказать резче и намного губее). И история с набившей оскому ивековской М65, которой присвоили гордое наименование "Рысь" прекрастно это показало... Кстати, здесь и с наименованием тоже фикус получился, поскольку БРМ-3К (разведмашина на базе БМП-3) так же зовется "Рысью"... Бардельера однако выходит...
    Я не против импорта в нашей армии (тем более, что примеров этому в нашей истории не мало - от "Русского Смит-Вессона" до "Наганов" и танков "Рено" и "Кристи"), но...
    Но при нескольких неприменных условиях - если это принесет реальную пользу, если это будет производиться на наших предприятиях, если решение по принятию на вооружение произойдет на основе итогов конкурса (с участием не менее 5-6 претиндентов), и если в этом конкурсе (в обязательном порядке!!!) будут участвовать изделия отечественных разработчиков...

    Что же касается непосредственно чуда немецких инженеров, то он по моему твердому мнению далеко не самый лучший претендент в нашу армию. И главный его недостаток (если верить этой инфе) то, что он не умеет плавать. А армейский БТР просто обязан плавать. Это не MRAP...
  8. Jin 23 октября 2012 12:15
    Автору статьи+. Недавно на этом сайте мы уже обсуждали данную тему. Лично я придерживался как раз именно такой позиции. Главное "не загнаться" при закупках, а потестить и сравнить. Хорошо бы всё пошло именно так, как пишет Автор! Но, почему-то, тема откатов как-то из головы всё равно не идёт ИМХО what
    Jin
  9. Karabin 23 октября 2012 12:45
    Но хочу отметить, что какое бы решение не было принято по итогам испытаний, оно никак не повлияет на необходимость создания собственного образца.

    На необходимость создания не повлияет, а вот на само создание и еще более на производство повлияет и не лучшим образом. Пример ивеко-рысь. Построили отверточно-сборочный цех,планируется закупка если не ошибаюсь 3000 рысей. И что совместное предприятие будет делиться технологиями? И как быть с аналогичными отечественными машинами? Кто будет вкладываться в изделия, если рынок сбыта изделий занят, и учитывая наши реалии занят надолго. Если примут на вооружения немецкий БТР, отечественные разработки будут вестись с неясной перспективой.
    Что же касается приобщения к передовым технологиям, то в военной сфере для этого существует разведка. Лукавит наше МО с закупками у буржуев.
  10. director 23 октября 2012 13:18
    Все правильно , надо изучить, научиться и сделать не хуже чем у других. Надеюсь все помнят как царь Петр, великий флот построил.
    director
  11. AleksUkr 23 октября 2012 16:49
    """"Любое сотрудничество с иностранным производителем, в конечном итоге, имеет целью ликвидацию отставания.""""

    Хорошие слова,но к величайшему нашему сожалению, жажда наживы наших чиновников толкает в другую сторону. Вместо того, чтобы вложить необходимые средства в разработки отечественной военной техники, они закупают иностранщину. Можно, конечно, закупать отдельные образцы для изучения, но только не для внедрения в нашу армию.Они новейшего нам никогда не дадут. А нам негоже пользоваться отбросами.Так мы вообще перейдем на все ихнее, чем погубим страну. Во главе нашей армии стоят любители хулить наш ВПК.Это секретный Герой России Макаров и его приспешник и кандидат на НГШ Постников. Сердюков от них не отстает.
    Сердюков заявил, что Минобороны хочет побудить промышленность к созданию современных систем вооружения. «Решить эту задачу можно как за счет собственных разработок, так и созданием кооперационных отношений с иностранными компаниями. А это закупка лицензии, организация совместного производства вооружения, техники, комплектующих и отдельных узлов на нашей территории», - пояснил министр.

    Явно перейдем на отверточную сборку на нашей территории, В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ.

    Мы забыли, что в СССР было самое современное вооружение без всяких зарубежных закупок.
    Просто надо признать, что за последние 20 лет в ВПК на разработку и производство вооружения не было вложено ни копейки. А ведь мир не стоит на месте. Идти в ногу мы не смогли, а догонять ой как трудно.
  12. Strashila 23 октября 2012 17:38
    Если честно всегда умиляет когда сравнивают совершено разные машины.Наша армия всегда получала то что заказывала согласно техзаданий.Попытки сравнивать БТР-90 и немца это не корректно.21 т у нашего и 32 т у немца, наш плавает, немец-утюг.Поставьте задачу конструкторам спроетировать НЕ ПЛАВАЮЩИЙ БТР С ОГРАНИЧЕНИЕМ МАССЫ 32 ТОННЫ!! Ах да,наши еще хотят некую универсальную платформу, чтою от головной боли и от поноса... Немец хорош потому что он спроектирован как БТР а не хрен знает универсальное что.Отмазки что этого нет, не прокатит, чинуши из МО не заказывали по этому этого нет.У них губа раскаталась... то в Италию,Францию,сейчас в Германию Финляндию... ряха не треснет от халявы. А фотоматрицы что стали выпускать из воздуха... наверное оборудование купили... правильно купили и стали выпускать.Купите технологию, что налаживать отверточную сборку тех же Рысей... что керамоброня понравилась, так её итальянцы сами закупают, а мы у них перекупаем, вопрос навар с перепродажи у кого оседает и хороший навар, коснитесь любой комплектующей, не удивлюсь если там половина китайскими товарищами сделана и впарена нам под лейблом итальского производителя.
  13. туполев-95 23 октября 2012 20:10
    полностью согласен с предыдущим мнением, такое впечатление, что генштаб то ли не знает чего хочет, то ли кому подороже продаться(т.е. с кем распилить гособоронзаказ)то ли там одни идиоты остались, долго еще Шаманов будет просить бмд-4?
  14. razved 23 октября 2012 21:08
    Надо посмотреть как у них и сделать на порядок лучше.
  15. rennim 24 октября 2012 13:34
    До руководство дошло что РФ растеряла за все эти годы смуты почти весь свой конструкторский потенциал...Фактически в НИОКР задействованы специалисты со средним возрастом 47 лет...Молодёжь идти не хочет из-за низких зарплат...
    Я сам работал в КБ...Нам поставили начальником итальянца...Не бог весть какой крутой спец...Зато друг директора...Всех более со смыслом конструкторов он уволил..или сами ушли.Вот вам и замещение иностранцами...и так дальше будет...Они конкурентов в лице наших спецов не хотят...самим жить на что-то хочется(иностранцам)..А наши руководители губят своих....и дают работу итальяшкам и прочей..!!!Пока до руководителей страны не дойдет что все вокруг материальное создают инженеры а не барыги...глыбу не сдвинуть
  16. kov 24 октября 2012 18:45
    Обзор Боксера
    kov

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня