Самолеты марки «Су» остаются основой парка ВВС РФ и главным экспортным товаром

Компания «Сухой» по праву занимает видное место в истории авиации СССР, а в постсоветское время она вышла на лидирующие позиции как по своему инновационному потенциалу, так и коммерческим успехам, по сути, оставшись единственной отечественной авиастроительной компанией, конструкторское бюро которой способно создавать новые авиационные платформы.

Самолеты этого КБ, прежде всего, легкий бомбардировщик Су-2, принимали участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. Штурмовик Су-6 в ходе войны был фактически доведен до серийного производства. Лишь нежелание военно-политического руководства страны сокращать производство отработанного массового Ил-2 не позволило запустить в серию эту машину, имевшую очевидное превосходство по целому ряду параметров.

Расцвет ОКБ пришелся уже на реактивную эру, когда в ВВС стали поступать самолеты марки «Су» практически во всей номенклатуре: от перехватчиков, до штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков. Возможности авиаконструкторов ОКБ в то время были ярко продемонстрированы при создании революционного стратегического бомбардировщика Т-4, опытный экземпляр которого поднялся в воздух в 1972 г. Уже тогда в этом проекте отчетливо проступил характерный почерк суховцев, главной чертой которого стала готовность идти на технический риск и реализовывать прорывные решения.


Самолеты марки «Су» остаются основой парка ВВС РФ и главным экспортным товаромМихаил Погосян.

Отметим новаторский подход к созданию машин – резервы для модернизации оказались настолько значительными, что некоторые самолеты разработки ОКБ Сухого конца 1960-х – середины 1970-х гг. до сих пор стоят на вооружении ВВС России и более 30 зарубежных стран. Это фронтовой бомбардировщик Су-24М, истребитель-бомбардировщик Су-17/22 и штурмовик Су-25. Ряд модернизаций позволил значительно увеличить потенциал этих самолетов и сохранить их характеристики на уровне, отвечающем современным требованиям. Более того, программы модернизации Су-24 и Су-25СМ продолжаются, причем последний планируется совершенствовать фактически в течение всего срока действующей в настоящее время Государственной программы вооружения на период до 2020 года (ГПВ-2020).

Впрочем, самым известным и по праву заслуженным успехом ОКБ Сухого стала разработка истребителя Су-27, одного из лучших мировых истребителей поколений 4 и 4+/++. В сущности, платформа Т-10 позволила российским ВВС остаться в высшей лиге лучших военно-воздушных сил мира даже в самые тяжелые времена, последовавшие вслед за национальной катастрофой 1991 г. Более того, экспорт истребителей семейства Су-27/30 обеспечил выживание российской авиационной промышленности в период отсутствия внутреннего оборонного заказа и создал базовые условия для нового этапа ее развития, который наступил с принятием Государственной программы вооружения на период до 2020 г. Всего за постсоветское время на экспорт было поставлено более 500 «суховских» истребителей, не считая двух с половиной сотен машинокомплектов для лицензионного производства

Су-27 в Китае и Су-30 в Индии. Это невероятный результат для весьма узкого сегмента дорогих истребителей тяжелого класса, который превосходит даже американские продажи на экспорт аналогичного F-15. Надо заметить, что такой результат был достигнут не только благодаря «хорошей наследственности», то есть собственно наличию отличного предложения в виде Су-27. Некоторые другие российские КБ перед тем как окунуться в рыночную стихию тоже имели неплохие стартовые условия, но не сумели воспользоваться этими возможностями. «Суховцы» же не просто эксплуатировали доставшийся им из советского прошлого задел, но постоянно развивали и совершенствовали продукт, создав линейку предложения от консервативного Су-30МК2 до близкого по своим возможностям к пятому поколению Су-35.

Самолеты марки «Су» остаются основой парка ВВС РФ и главным экспортным товаром

Су-27 и его модификации стали «становым хребтом» ВВС России.


Ключевую роль в сохранении такого инновационного динамизма сыграла вовремя случившаяся смена поколений в руководстве КБ. В 1998 г. его возглавил молодой Михаил Погосян, которому на тот момент был всего 41 год. Видимо, это обстоятельство сыграло определяющую роль в способности КБ и созданной вокруг него корпорации «Сухой» адаптироваться к рыночным условиям.

Су-27 и его модификации стали «становым хребтом» отечественной авиации. Характерным моментом является тот факт, что Су-27, выпущенные еще в советское время, стали первыми самолетами, которые российские ВВС стали модернизировать (в вариант Су-27СМ) в начале

2000-х гг., когда финансирование расходов на Вооруженные Силы несколько выросло. В настоящее время единственными закупаемыми ВВС боевыми самолетами являются истребители и фронтовые бомбардировщики марки «Су». Компания фактически стала монополистом в разработке отечественных пилотируемых боевых платформ. Более того, и перспективы отечественной боевой авиации связаны исключительно с «Сухим» – компания разрабатывает истребитель пятого поколения Т-50, три опытных летных экземпляра которого уже построены и проходят испытания. Бомбардировщик Су-34 должен сменить Су-24М и даже взять на себя часть функций дальнего бомбардировщика Ту-22М. Поскольку планируется модернизировать только 30 единиц Ту-22М, Су-34 после 2020 г. может стать основным субстратегическим отечественным бомбардировщиком. Точным показателем значения, которое придают этой машине ВВС России, являются размещенные на него заказы Министерства обороны. Всего российские военные уже законтрактовали более 120 Су-34, и это количество превышает закупки любых других боевых авиационных комплексов в постсоветское время. При этом есть основания полагать, что этим закупки Су-34 не ограничатся.

Беглый взгляд на озвученные параметры закупок в рамках ГПВ-2020 не оставляют сомнений в том, что именно на продукцию «Сухого» придется основная доля поставок новой техники в ВВС. Согласно данным, опубликованным в открытой печати, до 2020 г. предполагается закупить 74 истребителя Т-50 (включая 14 опытных и предсерийных машин), 96-120 истребителей Су-35С, 60 истребителей Су-30СМ, 129-147 фронтовых бомбардировщиков Су-34 и около 12 штурмовиков Су-25УБМ, то есть максимально порядка 400 боевых самолетов из числа тех 600 машин, которые будут закуплены ВВС в целом.

Самолеты марки «Су» остаются основой парка ВВС РФ и главным экспортным товаром

Программа модернизации бомбардировщиков Су-24 продолжается.


Таким образом, в перспективе самолеты разработки компании «Сухой» сохранят роль «станового хребта» отечественных ВВС. Более того, на сегодняшний день очевидно, что именно с будущими достижениями в области разработки новой техники будут связаны и успехи России на внешних рынках. С учетом того, что на поставки авиационной техники традиционно приходится порядка 50% от всего отечественного оружейного экспорта, а в них доминируют истребители марки «Су», роль «Сухого» становится определяющей для сохранения и потенциального расширения позиций России как великой авиационной державы.
Автор: Андрей Фролов
Первоисточник: http://oborona.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24
  1. andrey-tse 23 октября 2012 08:53
    Очень жаль, что Миг выпал из обоймы жизнеспособных предприятий.
    andrey-tse
    1. Везучий 23 октября 2012 15:27
      Да, Миг должен быть записан золотыми буквами в историю ВВС России!
      Везучий
      1. silver_roman 23 октября 2012 18:47
        мне кажется придет еще время МиГов. пока в интернете только байки, но я думаю мы дорастем до постройки хотя бы нескольких авианосцев,а на нем лучше МиГа нет. сушка более тяжелая машина и для ее взлета будут нужны соответствующие меры(или удлиненная полоса на авианосце, или устройство для разгона самолета-забыл как называется, или трамплин), что повлияет на рост стоимости конечного продукта. так что ждем и надеемся.
        1. studentmati 24 октября 2012 02:26
          Никуда Миг не выпал. Идёт конкурентная борьба, в которой судьи отдают предпочтение "Сухому".
  2. Trevis 23 октября 2012 08:57
    А как же Миг31 и Миг35? Их ведь тоже модернизируют.
    1. Zerstorer 23 октября 2012 11:06
      Вы же помните, что Погосян был одно время главным и на Сухом и в РСК МиГ. После того как он возглавил ОАК в РСК МиГ поставил Короткова (его бывший зам с Сухого). На прямой вопрос (на какой-то из встреч с молодыми сотрудниками): "Будут ли инициативные проекты?" Был дан прямой ответ " Мы будем работать только по подписанным контрактам" ( утром деньги - вечером стулья"). Может я и пессимист, но по факту это приведет к гибели компании. Так что вот так вот...Все давят конкурентов всеми возможными средствами.
      1. Устин 23 октября 2012 15:05
        Скорее всего песимист.Коротков С вполне адекватный руководитель,способный принимать самостоятельно решения,а сегодня задача у РСК до банального проста-выжить.И у него это получается.МиГу нужно лет пять стабильности.Ну нельзя в наше время менять руководителей раз в год,что было в РСК в последнее время.А то что нужна машина и она будет востребована,несколько меньших размеров чем СУ,ясно многим,втом числе и Короткову С.
  3. NAV-STAR 23 октября 2012 09:46
    Компания "Сухой" действительно монстр авиастроения, и ей нужно отдать должное что сохранила базу предприятия в тяжкие годы.
    Светлого будущего СУХИМ.
    1. Краснодарец 23 октября 2012 15:12
      Гений Павла Осиповича и его революционные идеи в авиастроении, стремление создавать новые самолеты под перспективные, часто только проектируемые, двигатели (кстати, часть новых моделей на этом и погорела - двигатель не довели до ума) позволили российской авиапромышленности занять если не лидирующие, то ключевые позиции в мире. Удачной работы и жизни всем людям, связавшим себя с этой командой! Ждем новых самолетов, которые будут удивлять мир, восхищать и пугать врагов!
    2. Везучий 23 октября 2012 15:30
      монополия, не к чему хорошему не приводит!
      Везучий
  4. костяныч 23 октября 2012 10:10
    чистого неба Сухому да и МИГ Туполев Ил пусть не раслабляются
    1. Везучий 23 октября 2012 15:28
      слышал, что у Туполева и Ила шас дела идут не очень пока((
      Везучий
  5. Greyfox 23 октября 2012 11:19
    Монополизм-это всегда плохо.Как бы хорошо все не начиналось (концентрация мозгов и денег в одном месте) отсутствие реальной конкуренции приводит к вырождению.
  6. cucun 23 октября 2012 11:22
    Хороший ероплан, но тяжелый, соответственно дорогой. Для завоевания господства в воздухе над полем боя лучше маленькие, но злые МИГи...
    Думаю, что МИГ так же надо возродить....
  7. аксакал 23 октября 2012 11:47
    Цитата: cucun
    Хороший ероплан, но тяжелый, соответственно дорогой. Для завоевания господства в воздухе над полем боя лучше маленькие, но злые МИГи...Думаю, что МИГ так же надо возродить....


    Цитата: Greyfox
    Монополизм-это всегда плохо.Как бы хорошо все не начиналось (концентрация мозгов и денег в одном месте) отсутствие реальной конкуренции приводит к вырождению.

    - согласен, обоим плюс. В основе всего этого лежит ошибочная концепция В.В. Путина - он по ней докторскую защищал, что на нынешнем глобальном рынке конкурентоспособными могут быть только гигантские вертикально интегрированные холдинги. Вроде бы верно, но Путину нужно было все-таки добавить: несколько гигантских вертикально интегрированных холдингов, конкурирующих между собой на внутреннем да и на внешнем рынке. Почему для всех стран это нормально, а для России - нечего выходить на внешний рынок, конкурируя между собой и сбивая друг другу цены? Ведь этими соображениями обусловлено Путинское объединение всех авиаактивов в ОАК. Почему япская Ниссан бодается с Тойотой, а с ними обоими Митцубиси - это нормально? Причем как на внутреннем, там и на внешнем рынках. А почему для России это ненормально?
    Понимаю, когда в 90-х открыли границы, куча предприятий хлынуло торговать с внешним миром, отчаянно толкаясь локтями и сбивая друг друг цены. После чего международные акулы не торопяь посъедали половину, Путин вдруг сделал такой вывод и поступил вот так. Получилось, устранив конкуренцию между своими, выплеснул с водой ребенка. А всего-то надо было - немного упорядочить да научиться действовать на рынке (точнее, как-то научить) осмысленно. Не бодаться со своими приниципиально, а если обстоятельства требуют, то и объединить свои усилия против какго-нить общего конкурента. В общем, действовать по обстоятельствам. А тут уж решил Путин слишком по гордиевски (слишком узел разрубил).
    монополизм Сухого аукнется обязательно. Это нужно исправлять.
    1. cherkas.oe 24 октября 2012 02:14
      Всё верно, но нынешнее положение от нищеты переходного периода и необходимости в то время сохранить потенциал в проектировании и создании новых образцов авиатехники, сконцентрировав средства ресурсы и интеллект в одной корпорации. А теперь, главная задача не упустить момент и создать условия для сохранения и развития тех конструкторско производственных комплексов, развитием которых пожертвовали, чтоб сохранить движение вперёд.
  8. Wertynskiy 23 октября 2012 12:30
    Без комплексной программы развития авиации России, а главное - без долгосрочной программы госзаказа невозможно развитие ни одного оборонно промышленного предприятия. СССР никогда ни ориентировался на экспорт вооружения, а если и поставлял технику за рубеж, то в основном братским режимам и в долг!
    Сухому конечно респект, но это островок среди моря безнадеги!
  9. strannik595 23 октября 2012 12:57
    конкуренция все-таки есть
  10. strannik595 23 октября 2012 13:04
    конкуренция все-таки есть.....и неплохая
  11. Sas 23 октября 2012 13:53
    "Компания фактически стала монополистом в разработке отечественных пилотируемых боевых платформ." -это хреново. Конкуренция - второй, после лени, движитель прогресса. В том, что гробят КБ Миля ничего хорошего нет. Вон, в США Northrop Grumman, Boeing, Lockheed Martin за каждый кусок воюют и это безусловно плюс. Они сейчас - первые. Погосян и его деятельность это вообще отдельная тема.
    Sas
    1. Ordnung 23 октября 2012 15:39
      Цитата: Sas
      В том, что гробят КБ Миля ничего хорошего нет.

      КБ Миля специализируется на вертолетах. Ми-28, который "ночной охотник"-их продукт и их никто не гробит, наоборот они сейчас в "фаворе", а МиГ- это КБ Микояна и Гуревича, вот оно создатель фронтовых истребителей МиГ...
      1. Sas 23 октября 2012 17:53
        Вы абсолютно правы. Жёстко я затупил... даже не знаю, как так вышло.
        Sas
  12. gregor6549 23 октября 2012 17:17
    Без конкуренции авиация чахнет. Это относится и к монополизации фирмы СУ в России и к монополизации фирмы Локхид Мартин с его Ф35. И в самом деле, зачем стараться если у Заказчика нет выбора. И так "схавает" и еще спасибо скажет. Хорошо бы вспомнить и о том, как в тяжелейшие послевоенные годы Сталин никогда не ставил на одну лошадь и всегда давал задание на разработку однотипных машин как минимум двум фирмам.
  13. аксакал 23 октября 2012 17:29
    Цитата: gregor6549
    Сталин никогда не ставил на одну лошадь и всегда давал задание на разработку однотипных машин как минимум двум фирмам.
    - Сталин - апологет конкуренции, а значит, рынка? Он открывается с новой стороны. Но тогда вопрос - почему в гражданской промышленности Сталин не внедрял такой принцип? Обувщики пусть бы бодались между собой... А то еще в СССР сердце кровью обливалось - миллионы пар обуви мертвым грузом лежали на полках магазинов, сделанные по ГОСТУ из хорошей, по ГОСТу, кожи, но по дизайну - ойёёё!!!!! Никто покупать не хотел, все гонялись за саликами (саламандер). Почему? Для ассенизаторов для работы пойдет, по городу к девушкам подходить знакомитьься - никак в такой обуви! Вот почему Сталин этот механизм не запустил вот здесь? Жили бы сейчас в другом государстве! Богатом и мощном!
    1. Был Мамонт 23 октября 2012 23:53
      Что интересно. В советское время ездил друг в Чехословакию. Купил там ботинки. И только дома посмотрел на шильдик. А там "Джетысу" написано. Ведь умели делать сами качественную обувь.
    2. gregor6549 24 октября 2012 06:58
      Уважаемый Аксакал,
      Вопрос почему Сталин поступал так, а не иначе не ко мне, а к Сталину. Это раз. Во вторых, у Сталина на первом плане всегда был вопрос обеспечения обороноспособности страны, а, следовательно, нужд армии в современных образцах вооружения и военной техники. И понятно почему. Когда страну в любую минуту могут загнать в гроб, то в каких тапочках население этой страны там будет лежать уже не суть важно.
      Далее. Конкуренция вполне вписывается не только в рыночную экономику, но и в командно административную.
      И последнее. Мы о авиапромышленности рассуждаем или об обувной?
      Вы уж как то определитесь какого типа дискуссии Вам ближе.
  14. Wolland 23 октября 2012 18:39
    Гордость ВВС Россия, что сказать. Побольше бы таких ОПК.....
    Wolland
  15. Trevis 23 октября 2012 23:07
    И все таки МИГи ещё долго будут в строю!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня