География северных русских былин

39
География северных русских былин
Иллюстрация И. Мошкина

В предыдущей статье было рассказано о географии русских былин Киевского цикла. Сегодня мы продолжим этот рассказ.

«Особые» былины Киевского цикла


Среди былин Киевского цикла особняком стоят две, которые традиционно включаются в него, однако написаны, скорее всего, в Новгороде. Первая из них – былина о Соловье Будимировиче, приплывшем сватать дочь киевского князя, которую сейчас многие считают «стариной» северного происхождения.




Соловей Будимирович на иллюстрации Н. Кочергина

Во-первых, жених прибыл в Киев откуда-то с севера, пройдя мимо Смоленска, может быть, и вовсе из земель западных славян, живущих на побережье Балтийского моря.

Во-вторых, достаточно подробно и достоверно указан путь главного героя, что характерно именно для новгородских былин. Соловей приплывает из расположенного в земле «Веденецкой» города «Леденца»:

«Из-за славного синя моря Волынского,
Из-за того Кодольского острова,
Из-за того лукоморья зеленова».

«Землю Веденецкую» практически все исследователи согласны считать «землей Венедской». Ещё Цезарь в «Записках о Галльской войне писал о вендах (венетах):

«Это племя пользуется наибольшим влиянием по всему морскому побережью, так как венеты располагают самым большим числом кораблей, на которых они ходят в Британию, а также превосходят остальных галлов знанием морского дела и опытностью в нем. При сильном и не встречающем себе преград морском прибое и при малом количестве гаваней, которые вдобавок находятся в руках именно венетов, они сделали своими данниками всех плавающих по этому морю».

В трудах Клавдия Птолемея из Александрии (II век н. э.) Балтийское море называется Венедским заливом, а Карпаты – Венедскими горами. И Волынское море русских былин, в том числе и рассматриваемой нами – на самом деле Волинское: от названия острова Волин, на котором находился одноименный город, известный также, как Винета, Юмна, а на Руси – как Веденец (отсюда один шаг до Леденца).


Остров Волин на карте

Впрочем, другие видят в Леденце торговый шведский город Лёддечёпинг, расположенный недалеко от славянского (в то время) острова Руян (Рюген). «Зелёное Лукоморье» относят к Балтийскому морю, спорят только о локализации: Зеландское Лукоморье или более близкое побережье острова Руян между полуостровами Виттов (где находилась Аркона) и Ясмунд, которое имело дугообразную форму. На роль Кодольского острова в этом случае более всего подходит Готланд, где в Висбю (главный город острова) у новгородцев были не только дома и склады, но и церковь святого Николая.

А некоторые считают, что название Леденец могло произойти от города Линданисса, близ которого потом вырос Ревель (сейчас – Таллин). Здесь тоже была постоянная новгородская колония. Остров Кодольский в этом случае окажется Котлином.

Четвертые и вовсе полагают, что Леденец – это Гле’ден, город, находившийся на том месте, где потом вырос Великий Устюг.

Однако именно первая версия все же выглядит наиболее логичной и стройной.

Совсем непонятным и странным все кажется в былине о Дюке Степановиче и его пути в Киев.

Дюк Степанович – один из змееборцев русских былин:


И он же – искусный музыкант на открытке 1905 года:


Дюк прибыл:

«Из той Индеюшки богатоей,
Да из той Галичии с проклятоей,
Из того со славнай Волынгорода».

При этом расстояние от Киева до Галицкой земли

«окольней дорогой – на шесть месяцев, да прямой-то дорогой – на три месяца».

Кажется логичным предположить, что Дюк прибыл из Галицко-Волынского княжества – просто не знали северные сказители географии. Но при чем здесь Индия? И почему Волынь – город славный, а Галич – проклятый?

Многие исследователи считают, что данная былина, как и «старина» о Соловье Будимировиче, написана в Новгороде, и следы Дюка надо искать на севере. Это снимает практически все вопросы. Мы опять встречаемся с балтийскими вендами или венедами, которых германцы называли виндами (индами – Wenden). А финны Россию до сих пор называют словом Venaja, в котором явственно слышится название славянского объединения венедов. Тот же корень в эстонском слове «вене», которым жители этой страны называют русских.

Дело в том, что соседи финнов и эстов – новгородцы, в отличие от киевлян, вели свое происхождение от западных славян-вендов, а не от восточных славян-антов. То есть Индия вполне может быть Вендией, Галичия – землёй враждебного вендам (и потому проклятого) балтского племени галиндов (Galindai), известных также, как голядь, а под названием Волынь, вероятно, скрывается уже знакомый нам Волин. В Скандинавии и Северной Германии Волин (Винета, Волынец) был известен под названием Юмна или Йом. На пике своего могущества этот город действительно был очень богат, Дюк Степанович говорит о нем:

«А у нас ли во Индеи во Богатые
Церкви у нас все каменные,
А известочкой они да обелены,
На церквах-то маковки самоцветные,
На домах-то крышечки золоченые,
Мостовые рудо-желтым песочком приусыпаны,
Не замараешь тут сапожков зелен сафьян».

Адам Бременский, автор весьма уважаемый и серьезный, согласен с Дюком:

«За страной лютичей, которые иначе называются вильцами, протекает река Одер… В устье её… славнейший город Юмне… Это поистине самый большой из всех городов, какие есть в Европе. Населяют его славяне и другие народы, греки и варвары… Город этот, богатый товарами всех северных народов, имеет всё, что есть приятного и редкого».

В Новгороде же, как мы уже говорили, селились венды. Таким образом, новгородский автор былины, рассказывая о том, как заезжий богатырь посрамляет киевских щеголей и самого князя, вздумавших соревноваться с ним в богатстве, и без труда выигрывает три соревнования, видимо, подчеркивает превосходство Волина и Новгорода над Киевом.

Новгородские былины



Для былин новгородского цикла характерны вполне достоверные географические сведения. Тому же Василию Буслаеву в его путешествии в Иерусалим не встречаются фантастические реки или города. Он плывёт вверх по Ловати, далее спускается по Днепру к Чёрному морю и по дороге посещает Царьград (Константинополь). А вот былины Киевского цикла реку «Ердань» и «город Ерсалим» помещают сразу за Чистым полем и Святыми горами – и никакое море переплывать не надо.


Новгородские ушкуйники, миниатюра из Лицевого летописного свода. Так могла выглядеть дружина Василия Буслаева

Любопытно, что в 1118 году в Константинополе учинил ряд дебошей и два побоища на рынках некий «скиф Василий, торговец из Неаполиса» («Нового города»). Поначалу ему удавалось откупаться, но, когда счёт покалеченных им местных жителей перевалил за полсотни, этот «скиф» все же был посажен в тюрьму, из которой сумел бежать, выломав решетку. Уж не являлся ли этот буйный «торговец из Нового города» одним из прототипов былинного Василия Буслаева? Вряд ли византийцы назвали бы «скифом» уроженца итальянского Неаполя.


Василий Буслаев в представлении А. Рябушкина

Вернёмся к Василию Буслаеву, который в Святой земле, вопреки запрету, искупался в «реке Иордань», а затем погиб при возвращении на родину. Записанные былины предлагают два места гибели этого богатыря.

Согласно первой версии, это произошло на горе Сион – вполне реальной, в настоящее время она находится на территории Иерусалима.

Но другие варианты былины говорят о Сорочинский горе. В былинах Киевского цикла Сорочинские горы (то есть Сарацинские) упоминаются, как место, где живёт Змей Горыныч – тот самый, с которым сражался Добрыня Никитич.

В других более поздних былинах Сорочинские горы уже служат границей русских земель. Согласно представлениям сказителей, они находились на юго-востоке – в отличие от Святых гор, которые были на юго-западе. И потому богатырская застава на Сорочинской горе в былине «Илья Муромец и Жидовин», вероятно, находилась на границе не с былинной Иудеей, а с Хазарией.

Однако в новгородских былинах Сорочинская гора находится там, где ей полагается – на Волге у впадения в нее реки Царица – в черте современного Волгограда. Эта гора была известна в Новгороде – местные купцы и ушкуйники доплывали и до этого места. То есть возвращался Василий Буслаев через Каспий и Волгу.

Весьма точно передается и маршрут «в чужие страны» и другого былинного героя – Садко:

«А поехал он, да по Волхову,
Ай со Волхова он во Ладожско (озеро).
А со Ладожского выплывал да во Неву-реку,
Ай как со Невы-реки как выехал на синё море».

Именно таким путем новгородские купцы и ушкуйники и попадали в Балтийское море, а Индия, которую посетил герой, может оказаться знакомой нам Вендией.


Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость, 1895 г.

Правда, Садко побывал ещё и в Золотой орде – получается, что он прошел вокруг Европы и вернулся через Чёрное море. Где, кстати, имеются два постоянно вращающихся водоворота, образующих в северной части моря течение с востока на запад. А в Азовском море водоворот устраивает Дон. Именно здесь, по мнению некоторых историков, могли «застрять» корабли эскадры Садко, которому в итоге пришлось прыгнуть за борт и отправиться «в гости» к морскому царю. Будучи отпущен им, герой просыпается на берегу реальной реки Чернава.

Но в такое путешествие вокруг Европы все же не очень верится. Поэтому некоторые исследователи полагают, что корабли Садко вернулись к озеру Ильмень, откуда по Мсте прошли до Вышнего Волока (Волочка) и перетащили суда в Тверцу.


Волок судна

Уже из этой реки они могли спуститься в Волгу и доплыть до Сарая.

Другие исследователи полагают, что под Золотой ордой сказители понимали находившиеся южнее русские княжества, которые, в отличие от Новгорода, фактически были одним из ордынских улусов, и Великий князь получал от хана ярлык на правление.

Кроме того, надо помнить, что в 1397 году после поражения от Тимур-Кутлуга и Едигея на территорию Великого княжества Литовского ушел Тохтамыш, который все ещё оставался великом ханом улуса Джучи. Он даже выдал ярлык на княжение Великому князю Литовскому Витовту. И потому Золотой ордой в то время мог быть назван и белорусский город Лида, где временно разместилась ставка Тохтамыша.

Кстати, былина о Садко закачивается обещанием героя построить в Новгороде «церковь соборную». И в 25 исторических источниках утверждается, что некий Сотко (Сътко, Сотка) Сытинич (Сытиниц, Стънич, Сотич), спасённый святым Николаем, построил в новгородском детинце церковь святых Бориса и Глеба.

Об этом говорится, в частности, в Новгородской первой летописи обоих изводов, Новгородской второй, Новгородской третьей, четвертой и пятой летописях, в Новгородской Карамзинской, Новгородской Большаковской, Новгородской Уваровской, Новгородской Забелинской, Новгородской Погодинской летописях. А также в Летописце новгородских владык, Псковской первой летописи, Софийской первой, Пермской, Тверской, Воскресенской и Никоновской летописях. И ещё в Московском летописном своде конца XV века, Рогожском и Владимирском летописцах.

В 14 источниках говорится о закладке этой церкви в 1167 году на месте первого деревянного Софийского собора, сгоревшего в 1049 году. Затем можно найти сообщения об освящении этой церкви в 1173 году, о ее восстановлении после пожара в 1441 и наконец о разборке ее за ветхостью в 1682 году. Эту церковь можно увидеть на Хутынской иконе XVI–XVII вв.:


Здесь изображен Новгородский детинец, церковь Бориса и Глеба кажется больше и выше Софийского собора

Такая добросовестность рассказчиков сближает новгородские былины со скандинавскими сагами, которые сочинялись скальдами только на основании личных впечатлений или рассказов людей, заслуживающих доверия. Тесные торговые и культурные связи новгородцев с северными соседями отмечаются и в русских летописях. Автор «Повести временных лет» прямо говорит, что новгородцы «оваряжились» вследствие усиленного притока пришельцев из-за моря:

«Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене».

Видимо, знакомство с северной литературной традицией повлияло и на новгородских сочинителей былин.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    4 октября 2022 06:10
    Видимо, знакомство с северной литературной традицией повлияло и на новгородских сочинителей былин.
    Не исключено.
  2. +6
    4 октября 2022 07:55
    Доброе утро! hi
    На данном сайте довольно много статей посвящённых русским былинам,что и не удивительно.
    Это же наш эпос.
    Важно решить, в первую очередь для себя, происхождение былин .т.е откуда они возникли в русской культуре.
    И второе, не маловажное , в какой среде они распространялись и циркулировали.
    А потом уже говорить об их исторической, географической достоверности и отождествлять какого либо былинного героя с реальным историческим персонажем.
    Это как спорить- была ли Василиса Прекрасная (или все-таки Премудрая? или это разные Василисы?) дочкой или внучкой Кощея Бессмертного!
    И кто её исторический прототип laughing drinks
    1. +3
      4 октября 2022 09:04
      Василиса Прекрасная и Василиса Премудрая.Этот вечный конфликт. Красивая ,но глупая ,умная,но не красавица. laughing
      1. 0
        5 октября 2022 22:54
        Была Василиса Прекрасная, вышла замуж за Ивана-дурачка, стала Василиса Премудрая :)
        1. 0
          6 октября 2022 23:55
          В7 привет из Аргентины.
          Мою бабушку по матери звали Василиса.
          Была умная и красивая.
          1. 0
            5 декабря 2022 17:10
            Цитата: stroybat ZABVO
            Мою бабушку по матери звали Василиса.
            Была умная и красивая.

            Василиса Премудрая и Василиса Прекрасная поступили в институты и делятся впечатлениями.
            Василиса Прекрасная: "Я в текстильном не самая красивая, но самая умная!"
            Василиса Премудрая "Я в Физтехе не самая умная, но самая красивая!"
    2. +8
      4 октября 2022 09:15
      Василиса Прекрасная (или все-таки Премудрая? или это разные Василисы?
      Это русский вариант Афины.)))
      Привет, Саша!
      1. +4
        4 октября 2022 09:57
        Привет, Антон!
        Вот и мы и коснулись источников наших былин! Ноги то из Греции ростут!
        Шутка. Но,как известно в каждой шутке...
        Ясно, что эпосы европейских народов имели и общие корни и дополнялись,да и сюжеты по сути одни .
        1. +5
          4 октября 2022 10:06
          Да и сюжетов-то в мировой литературе всего три.
          1. +7
            4 октября 2022 10:56
            Цитата: 3x3zsave
            Да и сюжетов-то в мировой литературе всего три.

            Пьянка, драка, вытрезвитель? wassat drinks
            Добрый день Антон hi
            1. +2
              4 октября 2022 11:11
              Осада крепости
              Поход за сокровищами
              Возвращение домой
              Привет, Сергей!
              1. +2
                4 октября 2022 11:14
                Цитата: 3x3zsave
                Возвращение домой

                Вспомнив Одиссея, задумался про известную русскую поговорку что "дорога домой всегда короче" hi
                1. +2
                  4 октября 2022 16:34
                  Да он похоже не особо и торопился. Что его там ждало?
                  "Годы прошли. Одиссей многомудрый,
                  Благородно дряхлеет в ничтожной Итаке." (С)
                  1. +2
                    4 октября 2022 16:49
                    Цитата: 3x3zsave
                    Да он похоже не особо и торопился. Что его там ждало?

                    Согласно официальной версии ("Одиссеи") он прямо рвался домой, но что-то все время мешало... laughing
                    1. +2
                      4 октября 2022 17:03
                      он прямо рвался домой
                      Да-да, пройти по родной деревне с медалью "За взятие Трои" на груди.
                      1. +2
                        4 октября 2022 17:13
                        Цитата: 3x3zsave
                        пройти по родной деревне

                        Деревня! Царство как-никак! соток 10 размером... laughing
                      2. +2
                        4 октября 2022 17:47
                        Вооот! То есть пока он шляется по Средиземке - он герой войны, уровня Старинова. А как только оседает в родном захолустье - становится председателем сельсовета.
              2. +3
                4 октября 2022 14:43
                Осада крепости

                Поход за сокровищами

                Возвращение домой


                Привет, Антон! drinks
          2. +3
            4 октября 2022 11:33
            В русских былинах невеста на втором месте,первым делом "самолёты" laughing
    3. +6
      4 октября 2022 11:45
      Александр приветствую!
      Важно решить, в первую очередь для себя, происхождение былин .т.е откуда они возникли в русской культуре.
      И второе, не маловажное , в какой среде они распространялись и циркулировали.

      Абсолютно поддерживаю.
      Это ключевой вопрос в рассмотрении былин.
      Наслоения и пр...больше вопросов.
      hi
    4. +4
      4 октября 2022 11:55
      Цитата: ee2100
      А потом уже говорить об их исторической, географической достоверности и отождествлять какого либо былинного героя с реальным историческим персонажем.

      По мне так весьма сомнительное занятие.
      Добрый день Александр! hi
      1. +5
        4 октября 2022 12:17
        Добрый день, Сергей!
        И Вы, и Эдуард меня поддержали. У кого там мысли сходятся?
        Короче верной дорогой идём!
  3. vet
    +5
    4 октября 2022 08:34
    Отдельная благодарность за приключения "скифа Василия" из "Нового города" в Константинополе. Ну, вот сразу видно - наш турист в Турции из 90-х - переборщил малость с "олл инклюзивом" (сейчас таких персонажей уже и не найдешь, ушли в историю, как и "бизнесмены" в малиновых пиджаках).
    И Индия, которая на самом деле Вендия - очень интересно и логично.
  4. +6
    4 октября 2022 10:12
    Леденец или Линданисса - это не крепость около нынешнего Таллинна , а крепость в самом Таллинне , которую в первую очередь после высадки на побережье и построили датчане, что бы завоевать эстов.Так её назвали датчане. А эсты её назвали датской крепостью , датским городом "taani linn", что постепенно переросло в слово "таллинн". На месте крепости Линданисса ,которая сильно была разрушена когда эсты атаковали датчан но были разбиты, датчане построили крепость Тоомпеа ,которая стоИт до сих пор . Но это сам центр старого Леденца , он же Колывань , он же Ревель , он же Таллинн.. Кстати , там на Тоомпеа с неба упало красное полотнище , а на ней белый крест. Так датчане поясняет появление датского флага , что бы оправдывать агрессию католицизма против языческих эстов .
    Так что , если и прибыл Соловей Будимировичь в Киев из Леденца , значит он прибыл из самого центра старого города современного Таллинна , поскольку на месте крепости Линданисса до сих пор стоит крепость Тоомпеа , в самом Вышгороде старого Таллинна , от куда и развивался город дальше.
    А автору спасибо за интересную статью .
    1. +3
      4 октября 2022 17:43
      " Линданисса - это не крепость около нынешнего Таллинна , а крепость в самом Таллинне , которую в первую очередь после высадки на побережье и построили датчане, что бы завоевать эстов.Так её назвали датчане. "(с)
      Lindanise - это не крепость , это мыс на котором высадились датчане, что означает "сосок груди Линды".
      Линда - мифическая жена Калева ( герой эстонского эпоса).
      "Toompea (Тоомпеа) это крепость, которую построили дачане."(с)
      Тоомпеа это холм, а не крепость, что в переводе на русский означает "голова Тоома".
      Сейчас тут находится замок Тоомпеа (Toompea loss) или Вышгородский замок .
      На холме находится "Сад датского короля" где,как предпологается упал будущий флаг Дании. Летом здесь организуется праздник в честь Даннеброга.
      Странный эстонский праздник- отмечать день когда тебе вломили люлей!
  5. +1
    4 октября 2022 10:13
    Да, много разных мест и сооружений интересных ещё не разгаданных: Сев Африка , Гиперборея Сибирь. Лемурия; змеиный вал,
    Стены начиная с китайской.
  6. +5
    4 октября 2022 10:34
    Меня тоже заинтересовал "скиф Василий" и я попробовал найти источник, откуда наш Валерий мог бы этого "скифа" заполучить.
    Судя по всему, первоисточником этой информации явилась публикация от 15 мая 2013 г. на ИА REX в блоге некоего Льва Вершинина. Мне этот автор неизвестен, но, судя по названиям его публикаций, специализируется он, в основном на украинской теме.
    Называется публикация "Василий Буслаев и Константинополь".
    https://iarex.ru/articles/36652.html
    Вот начало этой статьи.
    Меня сложно удивить, но сейчас я не просто удивлен, я в шоке. Старенький московский историк, друг моего учителя, земля ему пухом, крупный советский античник, на склоне лет, чисто для души, увлёкшийся византологией, прислал мне своё письмо, делясь впечатлениями от работы над корпусом официальной переписки константинопольских бюрократов в начале XII века. Тема: уголовная преступность в Царьграде, реформа правоохранительных органов, проведенная Алексеем Комнином, и её результаты, оказавшиеся, как известно, весьма действенными. Тема для историка — клад, тем паче, что с катаревуса эти документы не переведены ни на русский, ни даже на английский...
    Но дело не в этом. А дело в том, что...

    И далее идет история, пересказанная Валерием.
    То есть, анонимный "старенький московский историк" присылает Вершинину "письмо" в котором делится своим изысканиями по теме уголовной преступности в Византии XII в., в том числе и этой историей, якобы взятой из рапорта начальника константинопольской полиции, каковой рапорт еще не переведён ни на русский ни на английский. smile
    Как специально для того, чтобы ну никак достоверность информации было не проверить - ни имени историка, ни текста рапорта ни ссылок на него... smile
    Как думаете, коллеги, сколько я таких историй могу за один день написать? laughing
    А Валерия все-таки хочу попросить - уважаемый, если вы пользуетесь для своих статей материалами из таких источников - делайте какие-то оговорки, что это, вполне возможно, байка, а то ведь некоторые люди
    Цитата: vet
    Отдельная благодарность за приключения "скифа Василия"

    вам верят...
    1. vet
      +4
      4 октября 2022 10:51
      Михаил, я не знаю откуда взяты сведения о "скифе Василии", но как раз знаю Вершинина. Кандидат исторических наук, уроженец Одессы и критик нынешнего киевского режима. И довольно известный писатель. Очень интересна "Гопакиада" - настоящая реальная, но полемически заострённая история Украины и взаимоотношение украинцев и русских. Похоже на книги убитого в Киеве Олеся Бузины. И очень интересный роман "Возвращение короля" о прогрессоре а/ля Стругацкие, только лучше - фэнтезийное средневековье чужой планеты, хотя аллюзии с настоящей земной историей очевидны. Обе книги всем рекомендую. Очень легко читаются и не пустышки.
      1. +3
        4 октября 2022 12:28
        Цитата: vet
        фэнтезийное средневековье чужой планеты

        А... Тогда понятно.
        Тогда странно, что Вершинин умолчал об одной существенной подробности, содержащейся в этом рапорте, на который он, вернее, некий "старенький московский историк" ссылается. А там написано, что на суде, после оглашения результатов судебно-гинекологической экспертизы супруги "сиклитика Ставроса" "добродетельной Зои", у которой "скиф Василий" трижды "греховно и омерзительно переночевал", и согласно которой "добродетельная Зоя" оказалась девственницей, указанный скиф вскочил со скамьи подсудимых и закричал: "Не может быть! Всем молчать! Чапай думать будет!" И сидел молча целых двенадцать секунд.
        Так что тот скиф был вовсе не Буслаев, а вполне себе Чапаев, известный нам как Василий Иванович.
        Об этом же пишет анонимный хронист в "Королевских анналах Пирса Гавестона". Цитату приводить?
        Проверяйте, опровергайте или верьте. wassat laughing
    2. +5
      4 октября 2022 11:11
      Цитата: Хозяин Трилобита
      якобы взятой из рапорта начальника константинопольской полиции, каковой рапорт еще не переведён ни на русский ни на английский.

      Так-то выглядит все более/менее достоверно, но хотелось бы документик посмотреть... hi
      1. +5
        4 октября 2022 12:09
        А поверить на слово, как это водится у джентльменов, слабо? smile
        Лично я практически убежден, что сведения о "скифе Василии" - просто мистификация. Все признаки этого имеются: анонимный источник, уникальные сведения, невозможность проверить. При этом сам Вершинин приводит только имя этого, якобы "начальника полиции", которое в сети находится только в связи с этой статьей. Ну и "скиф Василий" тоже, якобы из натурального текста. Остальное всё - чистая отсебятина на чистом русском, причем с использованием современных оборотов.
        Короче, сажусь-ка я писать историю. Так и назову книгу: "История для джентльменов, которые верят на слово". А кто не верит - не джентльмен и сам себе враг. laughing
        О сколько нам открытий чудных
        Готовит просвещения дух
        1. +4
          4 октября 2022 12:33
          Цитата: Хозяин Трилобита
          Лично я практически убежден, что сведения о "скифе Василии" - просто мистификация.

          Весьма вероятно, в любом случае без публикации документа (если он существует) по другому относиться к этому нельзя. hi
          1. +4
            4 октября 2022 13:16
            Там один только тон статьи Вершинина наводит на мысль о приколе. Ну не может к.и.н. так писать серьезно.
            Это мне напомнило Велесову книгу или письмо Анны Ярославны отцу из Франции. Там, правда, исходные тексты пытались воспроизвести, тут автор этим не заморачивался.
  7. BAI
    +3
    4 октября 2022 14:04
    Галичия – землёй враждебного вендам (и потому проклятого) балтского племени галиндов (Galindai), известных также, как голядь,

    А автор в курсе, что в нынешней Костромской области есть город Галич (1159 год основания)?
    Весьма недалеко по времени от
    что в 1118 году в Константинополе учинил ряд дебошей и два побоища на рынках некий «скиф Василий, торговец из Неаполиса»
  8. +4
    4 октября 2022 16:09
    «Землю Веденецкую» практически все исследователи согласны считать «землей Венедской». Ещё Цезарь в «Записках о Галльской войне писал о вендах (венетах)

    Ну вот нельзя смешивать венетов Арморики , описанных Цезарем и балтийских венетов-венедов. Вообще нельзя. Это классика истоического жанра- треугольник венетов - Бретань-Балтика- Адриатика . Связи между ними не найдено. Кроме индоевропейского корня вен- Как не найдено связи между Кавказской Албанией и Албанией - Шотландией кроме индоевропейского корня альб- белый.
  9. +1
    4 октября 2022 16:11
    Цитата: ee2100
    А потом уже говорить об их исторической, географической достоверности

    Например, скандинавы досконально изучают свои саги и не относят их к сказкам, а некоторые из них даже подтверждаются. Другие - такого подтверждения еще ждут...
  10. +1
    5 октября 2022 11:54
    Спасибо за продолжение!
    Северные былины мне показались более интересными. Может потому что более привязаны к географическим точкам? И да, про некоторых богатырей и персонажей не слышал. За это - то же огромное спасибо, будет что поискать и почитать.

    Мне тоже показалось, что северные былины по своим географическим привязкам очень похожи на скандинавские песни... Там тоже куча географических мест и меток...
  11. -1
    6 октября 2022 22:17
    На самом деле мало рассматривается история древних славянских западных земель. Например Берлин вполне русское изначально слово, конечно потом немного онемеченное. В этой связи конечно вдвойне грустнее что российские войска ушли из Берлина.
    1. 0
      9 декабря 2022 21:21
      Цитата: Bioorganizm
      На самом деле мало рассматривается история древних славянских западных земель. Например Берлин вполне русское изначально слово, конечно потом немного онемеченное. В этой связи конечно вдвойне грустнее что российские войска ушли из Берлина.
      Бегло посмотрел значение слова "берлин" на славянском языке...
      Есть вариант старополабского языка - болотистое место - бирл-, берл- болото или трясина.
      Имеется ввиду болотистая низина реки Шпрее.
      hi

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»