Military Review

From "Sopki" to "Bastion". Combat use of Russian coastal anti-ship missiles

12
The world's first land-based anti-ship missiles (anti-ship missiles) were created in the USSR. At first, they, like all RCCs, were called projectiles. The term "cruise missile" was introduced by order of the USSR Ministry of Defense on October 30 1959 of the year.

At the beginning of the 50-ies of the XX century, the Kometa anti-ship projectile was created, then, at its base, the Strela-ship (KSS) and coastal underground complexes. Based on them, the design of the Sopka mobile coastal complex began. The C-2 (4К-87) missiles of the Strela and Sopka complexes were almost the same, therefore, in the 60's, the Strela complex was often called the Sopka stationary complex.

"Sopka"

The mobile coastal complex was equipped with C-2 (4K-87) projectiles. Targeting - external, from a coastal battery, C-1М station. Control system (SU) - inertial (INS). The homing head (GOS) is semi-active. The combat unit (CU) is a high-explosive, the weight of the explosive is 860 kilograms. Launcher (PU) - mobile, B-163. The minimum range - 15 kilometers, maximum - 95. Marching speed - 300 kilometers per hour. The speed of movement of PU - 35 kilometers per hour. Ready to start - 30 minutes. Control system weapons (SLA) included (data on the Utyos coastal stationary missile system) Cape detection radar with a range of 185 kilometers, a central post combined with C-1M guidance radar and Burun tracking radar.

From "Sopki" to "Bastion". Combat use of Russian coastal anti-ship missilesThe start of the design is December 1 1955. The first launch is 27 Nov. 1957. Adopted on December 19 1958 of the year.

Combat service - 1962 – 1971 years. With 211 start-ups, 107 hits are achieved (SF - 44 / 16, BSF - 93 / 39, BF - 34 / 23, TOF - 40 / 29).

It is curious that the Kamchatka "Sopka" 21-th separate coastal missile regiment (obrp) of the Pacific Fleet had a chance to become anti-submarine weapons. In the autumn of 1959, the American diesel-electric submarine "Tanni" of the "Balo" type, armed with two Regulus-1 cruise missiles, patrolled off the coast of the peninsula. The Yankees boasted that in order to launch their missiles they needed ten minutes of being in a surface position. In fact, this time reached 30 minutes. So our complex had every chance to hit the American diesel-electric submarines. However, immediately after the first launch of the Sopka, the Americans quickly moved away from the shore beyond the hundred-kilometer line.

In 1968, the calculations of the Sopka complexes from the Baltic and Black Sea fleets were sent to Egypt. There 9 October 1973-th held the first combat use. For four Israeli boats approaching the port of Alexandria, five C-2 missiles were launched. According to Egyptian data, one boat sunk, the other was damaged. Israel announced that all the missiles passed by.

"Redoubt"

The coastal missile system (BRK) was equipped with the P-35B and 3М44 Progress missiles. Targeting - external on the radio observation station (RTSN). Guidance scheme: climb - by INS, target detection - by the on-board radar system (BRLS), transfer of the radar image (RLI) to the RTSN operator, after selecting the target operator - by the GOS. SU - INS + radar. GOS - radar (GOS radar). A CU is a cumulative high-explosive or special (20 kT), the weight of the first is 460 kilograms. PU - mobile, SPU-35 (SPU-35B), chassis - ZIL-135К / BAZ-135МБ. Maximum range - 300 kilometers. The working range depended on the selected flight altitude mode: 55 kilometers at 400 meters altitude (B1 mode), 200 - at 4000 meters altitude (B2), 300 - at 7000 meters altitude (B3). Range in exploration mode - 450 kilometers. Marching speed - 500 kilometers per hour. The speed of movement of PU is 40 kilometers per hour (on the highway), the maximum is 65. Power reserve - 500 kilometers. The transition time from marching to martial status - 1,5 hours. The rocket was launched at an angle of 20 degrees. OMS - "The Rock" (4P43).

The beginning of the design is 16 in August 1960 of the year, the Progress rocket is 1974. The beginning of the state tests - 6 November 1961 of the year. Adopted on 11 August 1966 th. Combat service - 1963 - up to the present.

The American battleship "New Jersey" from the end of 1983 began to regularly shell the territory of Lebanon, where there was a civil war. He fired up to three hundred and 406 mm shells a day. The battleship itself was outside the zone of fire of field artillery. It went to the Syrian troops stationed in the Bekaa Valley. The general was killed. In the Cossack bay of Sevastopol, the Redutov regiment’s cargo unit and personnel assembled from the Black Sea missile units were loaded onto the Morflot dry cargo ship fleet. The sailors received an order after arriving in the Lebanese port in three days to march to the position area and strike at New Jersey. However, it is believed that due to the vigilance of US intelligence, the order was not executed. Less than 24 hours after the unloading of the materiel, the battleship at full speed went west and henceforth was not announced in the Eastern Mediterranean.

From 16 July to 2 August 1985 of the year, the 21 th obr of the Pacific Fleet was on duty to prevent violations of the state border of the US Navy nuclear cruiser “Texas”. Estimated for combat duty - excellent.

From 17 May to 11 on June 1987, the regiment worked in the same way on the Arkansas nuclear cruiser. Estimated for combat duty - excellent.

"Frontier"

Equipped with the P-15M “Termite” missiles with a new radio altimeter: the P-21 variant - with active impulse radar (AIRL) GPS, the П-22 variant - with passive thermal (IR) HSN. Targeting - autonomous - radar CG "Harpoon" on self-propelled PU (SPU), the detection range - 120 kilometers. PU - self-propelled 3С-51, chassis - MAZ-543В (543М). Average travel speed - 50 kilometers per hour.

The beginning of the design is 1970. During the tests in 1974 – 1978, more than 20 starts were made. Adopted on October 22 1978 th.

Combat service - 1978 - up to the present. Teachings: 1980 year - two SPU 1267-th separate coastal missile division (obd) BSF (“Brotherhood in arms-80”, GDR), 1981 year - 1267-obd (“West-81”, BF Chmelevka polygon), 1983 year - two SPU 1267-th obd (“Zapad-83”, Cape Taran, 12 km from Svetlogorsk, BF), 1988 year - SPU 1267-go Obd (“Autumn-88”, Cape Tarkhankut - Cape Egorlytsky Kut, BSF) , obd SF in 1988 year (start-up - two, no hits), November 14 1989 - obdd SF (start-ups - more than one, hits - more than one), 17 September 2011 - exercises SPU "Rubezh" and SPU "Redut" 520-th separate coastal rocket artillery Iisko Brigade (obrabr) Tofan (Kamchatka).


In 1980, two SPUs 3С-51 from the 1267 division were sent from the Crimea to the GDR to participate in the Brotherhood in Arms-80 exercise. Since by this time the Baltic had not yet had combat-ready “Frontiers”, the Black Sea people had to play the role of the Balts. Therefore, the SPU was brought not directly to the GDR, but by rail to Baltiysk, and from there by amphibious ships of the 775 project by sea in Swinemünde.

At the Zapad-81 exercises, the SPU of the 1267 Division was already fired at the landing area of ​​the Baltic Fleet Khmelevka.

The Zapad-83 exercise, held at Cape Taran in 12 kilometers from Svetlogorsk, was attended by the Baltic Four Redoubt 27 BF OBF BF, and from the Black Sea Fleet - two Boundary SPU 1267 of the X division. On a tip from the MRST-1 external targeting system from the Ka-25С helicopter, two P-35B missiles were fired, and after 30 seconds - two P-21 missiles with a BRK. Shooting results are considered successful.

In the 1988 year, during the Autumn-88 exercises, the SPN of the 1267 Division was marched from the place of deployment at Cape Tarkhankut to Cape Yegorlytsky Kut in the Kherson region. 320-kilometer march division made with an average speed of 50 kilometers per hour. As you can see, SPU 3С-51 justified the nickname adopted by the specialists among the specialists - the wheeled launch vehicle (all equipment taken from the launch of the 205У project). Radar "Harpoon" found a target at a distance of 120 kilometers. Division two missiles struck her.

In January, 1986 of the Northern Fleet was formed obd with BREC "Rubezh", stationed on the Rybachiy peninsula in the village of Skarbeevka. The first two launches of Termite missiles in 1988 were unsuccessful, and only on November 14 of 1989 was a normal launch.

"Bastion"

Missiles stationary complex "Bastion-S" are placed in the mine launchers (silos). "Bastion-P" - mobile. BRK is equipped with Onyx missiles (Yakhont, P-800, 3М-55). PU "Bastion-P" - self-propelled, chassis - MAZ-543 (three containers with missiles installed) and MZKT-7930.

5 July 1981 of the year issued a decree of the Council of Ministers of the USSR on the commencement of work on the supersonic Onyx anti-ship missiles. 10 March 1982-th in OKB-52 passed the protection of the draft design. RCC is made according to the normal aerodynamic scheme with a trapezoid folding wing and tail. The aerodynamics of the airframe, in combination with high thrust-weight ratio, provides the Onyx with high maneuverability (maximum angle of attack - up to 15 degrees), allowing the rocket to perform effective maneuvers of evading enemy air defenses.

The power plant "Onyx" consists of a propulsion ramjet engine (ramjet), working on liquid fuel (kerosene T-6), and a solid fuel accelerator, installed according to the "matryoshka" principle in the combustion chamber of the propulsion engine. A few seconds of his work accelerates the rocket up to speed M = 2. Then the starter is turned off, it is thrown out of the main engine by the oncoming air stream and the Onyx continues to fly at speed M = 2,5, provided by the ramjet propulsion system.

Flight mission is formed according to the data from the autonomous target designation source. The homing head radar can capture a surface cruiser target at a distance of up to 75 kilometers. After the initial capture of the target, the rocket turns off the radar and performs a reduction to extremely small heights (on the order of 5 – 10 meters).

The Bastion-P complex includes up to eight SPUs, a command and control vehicle on the MZKT-65273 chassis, a target designation helicopter complex, and equipment for the head command post.

The range of 3М55 “Onyx” rockets on the combined trajectory is 300 kilometers (in the final segment up to 40 kilometers), and on the low-altitude route - to 120. SU - INS + radio altimeter + RL GOS. Weight of warhead - 200 kilograms.

To find the means for finishing the complex, both options - mobile and stationary - were offered for export. One division of the mobile BRK purchased Vietnam (supply in 2010-m) and two - Syria (delivery in 2011-m).

At the end of 2009 - the beginning of 2010, the two “Bastion” complexes entered service with the 25-th round of 11-th processing (Utash village, Krasnodar region, near Anapa).

The last, third complex (SPU and other machines) was received in the middle of January 2011. Selected in a separate battery.

"Ball"

Equipped with subsonic missiles X-35 "Uranus" (X-35, P-35). Mobile version of the Bal-E BRK was adopted in 2008 year. PU - self-propelled, 3С60 (in the complex four SPU), chassis - MZKT-7930. The Bal-E DBK also includes two self-propelled command and control points and communications, four transport-handling machines, and ground equipment.

From the end of 1977, the Zvezda Design Bureau developed the subsonic anti-ship complex X-35 "Uran". Full-scale work was carried out on the basis of the decisions of the Council of Ministers of the USSR No. 635-188 of July 5 1981 of the year and No. 222-90 of March 16 of the year 1983.

The tests of the Uranus ship complex began in 1983 at the Black Sea Coast Sandy Beam testing range. Due to a number of delays due to technical, financial and political factors, it was adopted only in 2003. On the basis of the ship complex created BRK "Bal-E" (3K-60, 3М-60).

SPU is made in the form of a welded frame installed on the regular reference points of the automobile chassis. On the frame is placed a block of eight transport and launch containers with missiles. When moving from a traveling position to a combat hydraulic system, it raises the unit by a starting angle of + 35 degrees. The time it takes for the complex to be deployed from a marching to a combat position is no more than ten minutes, the firing range is up to 120 kilometers.

In 2004, the state tests of the prototype SPU 3C60 were completed, after which the installation and the rest of the equipment, although without ammunition, were transferred to the 11 of the Black Sea Fleet stationed in Anapa. At the end of 2011, two SPUs 3C60 entered service with the Caspian Flotilla. 26 April 2012-th on the Adanok training ground in Dagestan, was the first shooting from the Ball "Ball". On the targets, anchored in 56 kilometers from the coast, two P-35E missiles were launched. According to the command, both missiles hit targets.

It should be noted that "Ball" and "Bastion" do not duplicate at all, but complement each other. Onyx missile is three to four times more expensive than X-35. In some ways, this pair is similar to the Redut - Boundary pair. Of course, both "Ball" and "Bastion" require refinement.

Experts believe that first of all the data of the BRK are required for the defense of the Kuril Islands, Sakhalin and Kamchatka. There is an urgent need, naturally, in them both on the Caucasian coast and on the Baltic.
Author:
12 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. grizzlir
    grizzlir 25 October 2012 08: 15
    +2
    Weapons are very powerful. Given the length of the sea borders of Russia, modern coastal defense systems are necessary. True, the actual combat use of the complexes was minimal, but let us have them better and never have combat use.
    1. Lucky
      Lucky 27 October 2012 00: 03
      0
      to check their effectiveness on a couple of aircraft carriers))
  2. Kostyanich
    Kostyanich 25 October 2012 09: 37
    +8
    amers of a radish did not allow to test Redoubt in the conditions close to fighting
    Well, they feel sorry for the battleship
    1. Suvorov000
      Suvorov000 25 October 2012 13: 25
      +1
      all the same, the USSR was a force, no one was asked: "can we bring the complex and fuck you", they silently brought only amers, they were afraid, right now this will not work, our people are afraid to push the complex to Syria and try again))
      1. grandfather
        grandfather 25 October 2012 15: 26
        +3
        and in Syria, and so it is, there’s nothing to be brought, they have been waiting for a long time.
      2. papik09
        papik09 27 October 2012 04: 20
        0
        Read carefully - Syria has TWO complexes)))
    2. Retx
      Retx 25 October 2012 16: 16
      +1
      The Iraqis were shooting at the Missouri with the Chinese version of the Termite, unsuccessfully true. I think they would not have sunk, but they would have withdrawn from the Navy ahead of schedule ...
  3. neznayka
    neznayka 25 October 2012 11: 56
    +4
    However, immediately after the first launch of the Sopka, the Americans quickly departed from the coast for a hundred-meter line ............. The sailors received an order after arriving at the Lebanese port in three days to march to the position area and strike at New Jersey"

    That's why I love those good old days of my great Motherland.
  4. Ross
    Ross 25 October 2012 12: 09
    +1
    Kostyanich,
    Yeah, on the example of a battleship, it would be interesting to evaluate the effect of Raman scattering.
    1. Wedmak
      Wedmak 25 October 2012 14: 35
      0
      What is there to evaluate something .... you can guess the same ... or a hole, or a big hole, or a ship in half.
  5. mazdie
    mazdie 25 October 2012 22: 32
    0
    Range!!! The range should be greater than the combat radius of the "partner" carrier-based aircraft, and of course the notorious tomahawks.
    1. sanych
      sanych 26 October 2012 07: 52
      0
      Quote: mazdie
      notorious tomahawks.

      Tomahawk hits at 2500km. for a stationary target, its data (map of the area) are pre-loaded into the missile guidance head. It is problematic to get the carrier onshore, because the target does not stand still. And to compete with the flight range of carrier-based aircraft is generally not really existing systems. So the Chinese are solving this issue by creating ballistic anti-ship missiles. For some reason, we do not take an example from our eastern neighbors. Maybe in vain. An alternative is naval missile-carrying aviation, but now, alas, it is practically eliminated. At the moment, coastal complexes protect only from landing operations, and not as a means of countering the AUG. So about Kamchatka (I would add the Kuril Islands) the author is entitled to all 100 !!!

От «Сопки» до «Бастиона». Боевое применение российских береговых ПКР

Первые в мире противокорабельные ракеты (ПКР) наземного базирования были созданы в СССР. Сначала их, как и все ПКР, называли самолетами-снарядами. Термин «крылатая ракета» был введен приказом Министерства обороны СССР от 30 октября 1959 года.

В начале 50-х годов XX века был создан противокорабельный самолет-снаряд «Комета», затем на его базе комплексы «Стрела» – корабельный (КСС) и береговой подземный. На их основе началось проектирование мобильного берегового комплекса «Сопка». Ракеты С-2 (4К-87) комплексов «Стрела» и «Сопка» были практически одинаковыми, поэтому в 60-х годах комплекс «Стрела» часто именовали стационарным комплексом «Сопка».

«Сопка»


Мобильный береговой комплекс оснащался самолетами-снарядами С-2 (4К-87). Целеуказание – внешнее, с береговой батареи, станция С-1М. Система управления (СУ) – инерциальная (ИНС). Головка самонаведения (ГСН) – полуактивная. Боевая часть (БЧ) – фугасная, вес взрывчатого вещества – 860 килограммов. Пусковая установка (ПУ) – подвижная, Б-163. Минимальная дальность – 15 километров, максимальная – 95. Маршевая скорость – 300 километров в час. Скорость передвижения ПУ – 35 километров в час. Готовность к пуску – 30 минут. Система управления оружием (СУО) включала (данные по береговому стационарному ракетному комплексу «Утес») РЛС обнаружения «Мыс» с дальностью действия 185 километров, центральный пост, совмещенный с РЛС наведения С-1М и РЛС слежения «Бурун».

От «Сопки» до «Бастиона». Боевое применение российских береговых ПКРНачало проектирования – 1 декабря 1955 года. Первый пуск – 27 ноября 1957-го. Принят на вооружение 19 декабря 1958 года.

Боевая служба – 1962–1971 годы. При 211 пусках обеспечено 107 попаданий (СФ – 44/16, ЧФ – 93/39, БФ – 34/23, ТОФ – 40/29).

Любопытно, что у камчатской «Сопки» 21-го отдельного берегового ракетного полка (обрп) ТОФа был шанс стать противолодочным оружием. Осенью 1959 года американская ДЭПЛ «Танни» типа «Балао», вооруженная двумя крылатыми ракетами «Регулус-1», патрулировала у берегов полуострова. Янки бахвалились, что для пуска своих ракет им требовалось десять минут пребывания в надводном положении. Фактически это время достигало 30 минут. Так что наш комплекс имел все шансы поразить американскую ДЭПЛ. Однако сразу после первого пуска «Сопки» американцы быстро отошли от берега за стокилометровый рубеж.

В 1968 году расчеты комплексов «Сопка» с Балтийского и Черноморского флотов были отправлены в Египет. Там же 9 октября 1973-го состоялось первое боевое применение. По четырем израильским катерам, приблизившимся к порту Александрия, было выпущено пять ракет С-2. По египетским данным, один катер потоплен, другой получил повреждения. Израиль объявил, что все ракеты прошли мимо.

«Редут»

Береговой ракетный комплекс (БРК) оснащался ракетами П-35Б и 3М44 «Прогресс». Целеуказание – внешнее по радиотехнической станции наблюдения (РTСН). Схема наведения: набор высоты – по ИНС, обнаружение целей – по бортовой радиолокационной системе (БРЛС), передача радиолокационного изображения (РЛИ) оператору РТСН, после выбора оператора цели – по ГСН. СУ – ИНС+БРЛС. ГСН – радиолокационная (РЛ ГСН). БЧ – кумулятивно-фугасная или специальная (20 кТ), вес первой – 460 килограммов. ПУ – подвижная, СПУ-35 (СПУ-35Б), шасси – ЗиЛ-135К/БАЗ-135МБ. Максимальная дальность – 300 километров. Рабочая дальность стрельбы зависела от выбранного режима высоты полета: 55 километров при высоте 400 метров (режим В1), 200 – при высоте 4000 метров (В2), 300 – при высоте 7000 метров (В3). Дальность в режиме разведки – 450 километров. Маршевая скорость – 500 километров в час. Скорость передвижения ПУ – 40 километров в час (по шоссе), максимальная – 65. Запас хода – 500 километров. Время перехода из походного в боевое положение – 1,5 часа. Пуск ракеты производился под углом 20 градусов. СУО – «Скала» (4Р43).

От «Сопки» до «Бастиона». Боевое применение российских береговых ПКР Начало проектирования – 16 августа 1960 года, ракеты «Прогресс» – 1974-й. Начало государственных испытаний – 6 ноября 1961 года. Принят на вооружение 11 августа 1966-го. Боевая служба – 1963-й – по настоящее время.

Американский линкор «Нью-Джерси» с конца 1983-го стал регулярно обстреливать территорию Ливана, где шла гражданская война. В день он выпускал до трехсот 406-мм снарядов. Сам же линкор находился вне зоны огня полевой артиллерии. Досталось и сирийским войскам, дислоцированным в долине Бекаа. Был убит генерал. В Казачьей бухте Севастополя на сухогруз Морфлота погрузили матчасть полка «Редутов» и личный состав, собранный из ракетных частей Черноморского флота. Моряки получили приказ после прибытия в ливанский порт за три дня совершить марш в позиционный район и нанести удар по «Нью-Джерси». Однако, как полагают, из-за бдительности американской разведки приказ выполнить не удалось. Менее чем через 24 часа после выгрузки матчасти линкор полным ходом ушел на запад и впредь в Восточном Средиземноморье не объявлялся.

С 16 июля по 2 августа 1985 года 21-й обрп ТОФа находился на боевом дежурстве по пресечению нарушений государственной границы атомным крейсером «Техас» ВМС США. Оценка за несение боевого дежурства – отлично.

С 17 мая по 11 июня 1987 года полк аналогичным образом отработал по атомному крейсеру «Арканзас». Оценка за несение боевого дежурства – отлично.

«Рубеж»

Оснащается ракетами П-15М «Термит» с новым радиовысотомером: вариант П-21 – с активной импульсной радиолокационной (АИРЛ) ГСН, вариант П-22 – с пассивной тепловой (ИК) ГСН. Целеуказание – автономное – РЛС ЦУ «Гарпун» на самоходной ПУ (СПУ), дальность обнаружения – 120 километров. ПУ – самоходная 3С-51, шасси – МАЗ-543В(543М). Средняя скорость передвижения – 50 километров в час.

От «Сопки» до «Бастиона». Боевое применение российских береговых ПКРНачало проектирования – 1970-й. За время испытаний в 1974–1978 годах выполнено свыше 20 пусков. Принят на вооружение 22 октября 1978-го.

Боевая служба – 1978-й – по настоящее время. Учения: 1980 год – две СПУ 1267-го отдельного берегового ракетного дивизиона (обрд) ЧФ («Братство по оружию-80», ГДР), 1981 год – 1267-й обрд («Запад-81», полигон БФ Хмелевка), 1983 год – две СПУ 1267-го обрд («Запад-83», мыс Таран, 12 км от Светлогорска, БФ), 1988 год – СПУ 1267-го обрд («Осень-88», мыс Тарханкут – мыс Егорлыцкий Кут, ЧФ), обрд СФ в 1988 году (пусков – два, попаданий – нет), 14 ноября 1989 года – обрд СФ (пусков – более одного, попаданий – более одного), 17 сентября 2011 года – учения СПУ «Рубеж» и СПУ «Редут» 520-й отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригады (обрабр) ТОФа (Камчатка).


От «Сопки» до «Бастиона». Боевое применение российских береговых ПКРВ 1980 году две СПУ 3С-51 из 1267-го дивизиона были отправлены из Крыма в ГДР для участия в учениях «Братство по оружию-80». Так как к этому времени на Балтике еще не было боеготовых «Рубежей», черноморцам пришлось сыграть роль балтийцев. Поэтому СПУ отвезли не прямо в ГДР, а по железной дороге до Балтийска, а оттуда на десантных кораблях проекта 775 морем в Свинемюнде.

На учениях «Запад-81» СПУ 1267-го дивизиона стреляли уже на десантном полигоне Балтийского флота Хмелевка.

В ходе учений «Запад-83», проводившихся у мыса Таран в 12 километрах от Светлогорска, приняли участие балтийские четыре СПУ «Редут» 27-го обрп БФ, а от Черноморского флота – две СПУ «Рубеж» 1267-го дивизиона. По наводке системы внешнего целеуказания МРСЦ-1 с вертолета Ка-25С были выпущены две ракеты П-35Б, а через 30 секунд – две П-21 с БРК. Результаты стрельбы признаны успешными.

В 1988 году в ходе учений «Осень-88» СПУ 1267-го дивизиона прошли маршем от места дислокации у мыса Тарханкут до мыса Егорлыцкий Кут в районе Херсона. 320-километровый марш дивизион совершил со средней скоростью 50 километров в час. Как видим, СПУ 3С-51 оправдали принятое среди специалистов прозвище комплекса – колесный ракетный катер (вся аппаратура взята с катера проекта 205У). РЛС «Гарпун» обнаружила цель на дальности 120 километров. Дивизион двумя ракетами поразил ее.

В январе 1986 года на Северном флоте был сформирован обрд с БРК «Рубеж», дислоцированный на полуострове Рыбачий в поселке Скарбеевка. Первые два пуска ракет «Термит» в 1988-м оказались неудачными, и лишь 14 ноября 1989 года был произведен нормальный пуск.

«Бастион»

Ракеты стационарного комплекса «Бастион-С» размещаются в шахтных пусковых установках (ШПУ). «Бастион-П» – подвижный. БРК оснащается ракетами «Оникс» («Яхонт», П-800, 3М-55). ПУ «Бастион-П» – самоходная, шасси – МАЗ-543 (установлены три контейнера с ракетами) и МЗКТ-7930.

От «Сопки» до «Бастиона». Боевое применение российских береговых ПКР5 июля 1981 года вышло постановление Совета министров СССР о начале работ над сверхзвуковой ПКР «Оникс». 10 марта 1982-го в ОКБ-52 прошла защита эскизного проекта. ПКР выполнена по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным складным крылом и оперением. Аэродинамика планера в сочетании с высокой тяговооруженностью обеспечивает «Ониксу» высокую маневренность (максимальный угол атаки – до 15 градусов), позволяющую ракете выполнять эффективные маневры уклонения от средств ПВО противника.

Силовая установка «Оникса» состоит из маршевого прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД), работающего на жидком топливе (керосин Т-6), и твердотопливного ускорителя, установленного по принципу «матрешка» в камере сгорания маршевого двигателя. Несколько секунд его работы разгоняют ракету до скорости М=2. Затем стартовик выключается, его выбрасывает из маршевого двигателя набегающим потоком воздуха и «Оникс» продолжает полет на скорости М=2,5, обеспечиваемой ПВРД.

Полетное задание формируется по данным от автономного источника целеуказания. РЛС головки самонаведения может захватывать надводную цель типа «крейсер» на дальности до 75 километров. После первоначального захвата цели ракета выключает РЛС и выполняет снижение на предельно малые высоты (порядка 5–10 метров).

В состав комплекса «Бастион-П» входят до восьми СПУ, машина боевого управления на шасси МЗКТ-65273, вертолетный комплекс целеуказания, оборудование для головного командного пункта.

Дальность ракет 3М55 «Оникс» по комбинированной траектории – 300 километров (при конечном участке до 40 километров), а по низковысотной – до 120. СУ – ИНС+радиовысотометр+РЛ ГСН. Вес БЧ – 200 килограммов.

Чтобы изыскать средства для доводки комплекса, оба варианта – подвижный и стационарный – предлагались на экспорт. Один дивизион подвижного БРК закупил Вьетнам (поставка в 2010-м) и два – Сирия (поставка в 2011-м).

В конце 2009 – начале 2010 года два комплекса «Бастион» поступили на вооружение 25-го обрд 11-й обрабр (поселок Уташ Краснодарского края, близ Анапы).

Последний, третий комплекс (СПУ и другие машины) был получен в середине января 2011 года. Выделен в отдельную батарею.

«Бал»

Оснащается дозвуковыми ракетами Х-35 «Уран» (Х-35Э, П-35Э). Мобильный вариант БРК «Бал-Э» принят на вооружение в 2008 году. ПУ – самоходная, 3С60 (в комплексе четыре СПУ), шасси – МЗКТ-7930. В состав БРК «Бал-Э» также входят два самоходных командных пункта управления и связи, четыре транспортно-перегрузочные машины, наземное оборудование.

От «Сопки» до «Бастиона». Боевое применение российских береговых ПКРС конца 1977 года в ОКБ «Звезда» разрабатывался дозвуковой противокорабельный комплекс Х-35 «Уран». Полномасштабные работы велись на основании постановлений Совета министров СССР № 635-188 от 5 июля 1981 года и № 222-90 от 16 марта 1983 года.

Испытания корабельного комплекса «Уран» начались в 1983-м на полигоне ЧФ Песчаная Балка. Из-за ряда задержек, обусловленных техническими, финансовыми и политическими факторами, был принят на вооружение лишь в 2003 году. На базе корабельного комплекса создан БРК «Бал-Э» (3К-60, 3М-60).

СПУ выполнена в виде установленной на штатные опорные точки автомобильного шасси сварной рамы. На раме помещен блок из восьми транспортно-пусковых контейнеров с ракетами. При переходе из походного положения в боевое гидросистема поднимает блок на стартовый угол +35 градусов. Время развертывания комплекса из походного в боевое положение – не более десяти минут, дальность стрельбы – до 120 километров.

В 2004 году были закончены государственные испытания опытного образца СПУ 3С60, после чего установку и остальное оборудование, хотя и без боекомплекта, передали 11-й обрабр Черноморского флота, дислоцированной в Анапе. В конце 2011-го две СПУ 3С60 поступили на вооружение Каспийской флотилии. 26 апреля 2012-го на полигоне Аданок в Дагестане была произведена первая стрельба с БРК «Бал». По мишеням, находившимся на якорях в 56 километрах от берега, запущены две ракеты П-35Э. По сообщению командования, обе ракеты поразили цели.

Следует заметить, что «Бал» и «Бастион» вовсе не дублируют, а дополняют друг друга. Ракета «Оникс» в три-четыре раза дороже Х-35. В чем-то эта пара аналогична паре «Редут» – «Рубеж». Разумеется, и «Бал», и «Бастион» требуют доводки.

Специалисты считают, что в первую очередь данные БРК требуются для обороны Курильских островов, Сахалина и Камчатки. Острая необходимость, естественно, есть в них и на Кавказском побережье, и на Балтике.
Автор: Александр Широкорад


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. grizzlir 25 октября 2012 08:15
    Оружие очень мощное.Учитывая протяжённость морских границ России современные комплексы береговой обороны необходимы.Правда реальное боевое применение у комплексов как следует из статьи ,было минимально.Но пусть лучше они у нас будут,а боевого применения не будет никогда.
    grizzlir
    1. Везучий 27 октября 2012 00:03
      проверить бы их эфективность на парочке авионосцах))
      Везучий
  2. костяныч 25 октября 2012 09:37
    амеры редиски не дали испытать Редут в условиях приближёным к боевым
    ну чё им линкора жалко
    1. Суворов000 25 октября 2012 13:25
      все таки СССР это была сила, никого не спрашивали,:" а можно мы комплек привезем и долбанем по вам", молча привезли только амеры забоялись, щас такое не прокатит, испужаются наши выдвинуть комплекс в Сирию и попробывать еще разок))
      Суворов000
      1. белодед 25 октября 2012 15:26
        а в Сирии и так есть, везти не чего не надо, давно ждут.
      2. papik09 27 октября 2012 04:20
        Читайте внимательнее - у Сирии есть ДВА комплекса)))
    2. RETX 25 октября 2012 16:16
      По "Миссури" иракцы отстреливали китайской версией "Термита", неудачно правда. Думаю потопить не потопили бы, но вывели бы из состава ВМФ досрочно...
  3. neznayka 25 октября 2012 11:56
    Однако сразу после первого пуска «Сопки» американцы быстро отошли от берега за стокилометровый рубеж.............Моряки получили приказ после прибытия в ливанский порт за три дня совершить марш в позиционный район и нанести удар по «Нью-Джерси»

    Вот за это я и люблю те старые добрые времена моей великой Родины.
  4. Ross 25 октября 2012 12:09
    костяныч,
    Да уж, на примере линкора было бы интересно оценить эффект КР.
    1. Wedmak 25 октября 2012 14:35
      Чего там оценивать-то.... можете догадаться же... или дырка, или большая дырка, или корабль пополам.
  5. mazdie 25 октября 2012 22:32
    Дальность!!! Дальность должна быть больше чем боевой радиус "партнерской" палубной авиации, ну и конечно пресловутых томагавков.
    mazdie
    1. sanych 26 октября 2012 07:52
      Цитата: mazdie
      пресловутых томагавков.

      Томагавк бьёт на 2500км. по стационарной цели, её данные (карта местности) заранее загружены в головку наведения ракеты. Достать носителя береговым комплексом проблематично, цель ведь не стоит на месте. А соревноваться с дальностью полёта палубной авиации вообще не реально существующими комплексами. Вот китайцы решают этот вопрос созданием баллистических ПКР. Мы, почему-то, пример с восточных соседей не берём. Может, зря. Альтернатива - морская ракетоносная авиация, но она сейчас, увы, практически ликвидирована. В данный момент береговые комплексы защищают только от проведения десантных операций, а не как средство противодействия АУГ. Так что про Камчатку (я бы и Курилы добавил) автор прав на все 100!!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня