Военное обозрение

Пентагон хочет военно-транспортную модификацию космоплана Dream Chaser

40
Пентагон хочет военно-транспортную модификацию космоплана Dream Chaser
Опытный Dream Chaser на испытаниях



Американская компания Sierra Space продолжает разработку перспективного многоразового космического корабля Dream Chaser и нескольких его модификаций разного назначения. Недавно стало известно, что Пентагон заинтересовался этим проектом и готов помочь с созданием военно-транспортной версии космоплана. В случае успеха такого проекта американские вооруженные силы получат принципиально новое средство логистики.

Новые соглашения


Компания Sierra Space из состава Sierra Nevada Corporation (SNC) изначально разрабатывала проект Dream Chaser с прицелом на рынок коммерческих запусков. Для этого планировалось создать пассажирскую и грузовую модификацию космоплана. Последнюю могут дополнить специально разработанным грузовым модулем.

В ноябре 2021 г. компания объявила о новых планах по созданию космического корабля для использования «в области национальной безопасности». Сообщалось, что этот проект будет разрабатываться по собственной инициативе и при финансовой и организационной поддержке нескольких других компаний. На тот момент удалось найти финансирование в размере 1,4 млрд долл. Всего же на новый проект требовалось ок. 4,5 миллиарда до 2024 г. включительно.

При этом подробности самого проекта тогда не сообщались. Sierra Space не говорила, для какого ведомства предназначается новый космоплан, чем он будет отличаться от базовой модификации и какие задачи сможет решать. Кроме того, не было ясно, нужен ли такой проект какому-либо заказчику, и имеет ли он реальные перспективы.


Ситуация прояснилась лишь недавно. 8 сентября Sierra Space объявила о начале сотрудничества с Транспортным командованием вооруженных сил США (USTRANSCOM). Подписано соглашение о совместных исследовательских и конструкторских работах по теме грузовых и пассажирских перевозок в атмосфере и космосе.

Совместными усилиями Sierra Space и USTRANSCOM планируют изучить военные перспективы системы Dream Chaser, грузового модуля Shooting Star и сопутствующей инфраструктуры. Если они покажут необходимый потенциал, их доработают для использования в интересах вооруженных сил.

Многоразовые космопланы могут стать принципиально новым средством для переброски военных грузов и личного состава на большие расстояния. Они дополнят существующий воздушный, наземный и водный транспорт и обеспечат решение специфических логистических задач. Кроме того, появится научная и технологическая база для дальнейшего развития подобных перевозок.

Существующий проект


В качестве основы для перспективной военной космической транспортной системы предлагается существующий комплекс Dream Chaser. Этот проект разрабатывается с середины двухтысячных годов компанией Sierra Space / SNC при участии ряда других организаций. Пока новый космоплан находится на стадии летных испытаний в атмосфере и отработки конструкции. Первый полет в космос неоднократно переносился, и теперь его собираются провести в следующем году.


Проект Dream Chaser в его нынешнем виде предусматривает создание системы на основе ракеты-носителя подходящего типа и многоразового космоплана. Ракета должна выводить корабль на низкую околоземную орбиту, после чего тот может выполнять необходимое маневрирование и решать поставленные задачи. Корабль должен возвращаться на Землю по баллистической траектории с последующим переходом к горизонтальному полету. Посадка должна осуществляться «по-самолетному» на аэродром.

Космоплан Dream Chaser представляет собой летательный аппарат, построенный по схеме «несущий фюзеляж». Он получил обтекаемый фюзеляж особых обводов с треугольным плоским днищем, отвечающим за создание подъемной силы и/или торможение при спуске. Также используется крыло с большим углом поперечного V. Внешняя поверхность планера покрыта теплозащитной керамической плиткой.

Общая длина корабля составляет 9 м при размахе крыла 7 м. Грузовой вариант космоплана будет иметь складное крыло, за счет которого поперечник будет уменьшаться до 5 м. Стартовая масса Dream Chaser превышает 11,3 т.

Внутри космоплана имеются пассажирские и грузовые отсеки общим объемом ок. 16 куб.м. В пассажирской версии корабль будет перевозить от 3 до 7 чел. и некоторые грузы. Грузовой вариант сможет выводить на орбиту до 5,5 т груза. Из них 5 т будут размещены в герметичном отсеке. При возвращении на борту корабля будет до 1,85 т груза. Еще 3,4 т можно будет сбрасывать; этот груз сгорит в атмосфере.

С 2019 г. разрабатывается дополнительный грузовой модуль Shooting Star. Он представляет собой навесной отсек длиной 4,6 м большого объема с герметичным и негерметичным отделениями. Грузоподъемность такого модуля составит 4,5 т. На нем также планируют разместить солнечные панели и часть другого оборудования, стыковочные устройства для работы с МКС или иными станциями и т.д. Также прорабатывается возможность автономного применения Shooting Star в качестве грузового корабля.


Посадка после первого полета в атмосфере, 2017 г.

Ускоренная доставка


Система Dream Chaser разрабатывается в качестве простого и недорогого средства обеспечения орбитальной деятельности. Однако Пентагон нашел ей новое применение. Космоплан хотят сделать средством глобальной логистики, способным быстро перевозить людей и грузы на большие расстояния.

Для решения таких задач предлагается использовать т.н. частично орбитальные профили полета. В этом случае космоплан должен взлетать штатным образом и выходить на расчетную низкую орбиту. Она должна проходить над местом назначения; также возможен запуск на другие орбиты с последующим выходом на требуемую. Двигаясь по орбите, корабль попадет в заданный район, где войдет в атмосферу, спустится и совершит посадку на назначенный аэродром. Полные витки вокруг планеты в большинстве случаев не потребуются.

Такой профиль полета имеет очевидные преимущества. Взлет и посадка осуществляются штатными способами и не должны вызывать затруднения. Двигаясь по орбите, космоплан сможет развивать высокую скорость и при этом практически не расходовать горючее. За счет этого удастся получить глобальную дальность, а полет в любую точку планеты займет всего несколько часов.

Однако имеются и объективные ограничения. Так, в существующем виде космоплан Dream Chaser может брать в полет и возвращать на землю всего 1,85 т в кабине ограниченных размеров. Такой грузоподъемности хватит только для перевозки людей или некоторых небольших грузов. Переброска основных видов вооружений или техники попросту исключается. Грузовой модуль Shooting Star имеет аналогичные особенности.


Впрочем, и в таком виде корабль и модуль имеют перспективы военного характера. Их можно использовать для быстрой переброски к месту выполнения задач небольших подразделений со снаряжением. Такие возможности системы должны заинтересовать Силы спецопераций и некоторые другие структуры.

Избавиться от ограничений по размерам и массе либо смягчить их в рамках текущего проекта не удастся. Для этого нужно разрабатывать совершенно новый космоплан и сопутствующие изделия. Судя по наблюдаемому прогрессу и темпам проекта Dream Chaser, это может быть долгий и не во всем успешный процесс. Даже поддержка Пентагона не гарантирует получение всех желаемых результатов в разумные сроки.

Если будет решено разрабатывать новую космическую систему с улучшенными характеристиками, то нынешний проект станет источником идей и решений. Кроме того, в ходе будущих летных испытаний предстоит наработать опыт эксплуатации, который тоже будет учтен в новом проекте. Это означает, что Dream Chaser, при всех своих проблемах и ограничениях, все равно представляет большой интерес для военных.

Планы на будущее


Таким образом, Пентагон в лице Транспортного командования планирует осваивать принципиально новые средства и способы глобальной логистики. На этот раз он обратил внимание на перспективную многоразовую космическую систему, способную возить грузы через космическое пространство. Такой принцип перевозки имеет большие преимущества и способен самым серьезным образом повлиять на армейскую логистику, как минимум, в отдельных ее направлениях.

Будущий прогресс в этой области прямо зависит от хода нынешнего проекта Dream Chaser. Он регулярно сталкивается с различными трудностями и до сих пор не дал все желаемые результаты. Возможно, поддержка военного ведомства положительно скажется на ходе работ и ускорит их завершение. Однако успех текущего проекта и будущих разработок пока не гарантируется.
Автор:
Использованы фотографии:
NASA
40 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. rotkiv04
    rotkiv04 7 октября 2022 16:12
    +10
    смотришь на этот амеровский и сразу вспоминается проект "Спираль" гл. конструктор Лозино-Лозинский. Наши похоронили его, а штаты воспользовались всем что было продано в 90-х
    1. RVAPatriot
      RVAPatriot 7 октября 2022 16:22
      +9
      Уехали разработчики в светлый мир, идею подали, и счас американцы это и реализуют. Жаль конечно, Спираль в своем роде первопроходец, но пользуются враги ((
      1. DKuznecov
        DKuznecov 7 октября 2022 18:19
        +1
        У американцев есть поговорка:
        "Если ты такой умный, то почему такой бедный ?"
        И да, американцы нам не враги,
        мы бы это сразу почувуствовали, уж поверьте.
        Они (США) нас пока всерьез не воспринимают.
        Нам же, дай Бог, с британцами разобраться,
        вернее с их прокси.
        А США ... Просто делает бизнес.
        1. rotkiv04
          rotkiv04 7 октября 2022 18:30
          +5
          с какого перепугу вам верить что американцы нам не враги, это сейчас в полной мере проявляется во всей красе, вы в каком безвременье застряли, оглянитесь вокруг
          1. DKuznecov
            DKuznecov 7 октября 2022 18:35
            +2
            (зевая) совместные дела с врагом ? (я не про космос)
            Тогда да, враги наверное. Война и все такое.
        2. Юра
          Юра 7 октября 2022 18:37
          +2
          Людоед тоже всё время думает, за что же его все так ненавидят и хотят уничтожить, он же как и все минимум три раза в день должен поесть.
        3. 1984
          1984 7 октября 2022 19:49
          +2
          эту поговорку придумали богатые тупицы, и кстати чем богаче человек тем он как правило глупее, почему? да потому что богатство может быть по двум основным причинам, первая - получение наследства, если родители не приложили усилий к получению образования ребенка ,то у него не будет никакого стимула развиваться самому, он ведь уже богат, зачем тратить время на бесполезное образование и саморазвитие когда можно погрузится в мир развлечений, вторая - это достиг богатства сам, значит был сконцентрирован на этой цели, много работал на результат на установление связей и т.д., некогда было заниматься саморазвитием, ведь интеллект это в первую очередь широкий кругозор, понимание далеко отстоящих друг от друга вещей, бизнесменам, просто на это жалко времени....
          1. xGhost
            xGhost 10 октября 2022 16:01
            -2
            Ну а вы себя богатым считаете или умным?
        4. PPD
          PPD 9 октября 2022 09:19
          -3
          У американцев есть поговорка:
          "Если ты такой умный, то почему такой бедный ?"

          Сэр, Вы американец?
          И скорее всего богатый, потому что если поинтересовались хоть чуть- чуть, то знали бы, что фраза звучит по- другому.
          Автор сей дури - Уоррен Баффет и звучит она так- " Если вы все такие умные, то почему я богатый?"
          Чувствуете разницу?
          Что то был за персонаж поищите сами, подумайте...лучше головой. laughing
          Если вдруг припрет- обратитесь за помощью в разрешении проблем к любимым Вами американцам- например, к Карнеги. Он поможет в разрешении жизненных проблем. Сам он, правда, повесился- но то мелочи. Не обращайте внимание.
          Каприз психолога. wassat
          американцы нам не враги,

          Их взляды на Россию сами пощите, или и тут помощь нужна????
          (зевая) совместные....

          Не зевайте- идите лучше проспитесь...
          1. DKuznecov
            DKuznecov 9 октября 2022 10:17
            +3
            Переход на личности смысла не имеет, но культура - штука такая...
            Ладно, начнем снова и по-порядку.
            1. Фразу про ум и бедность слышал в той трактовке, которую цитирую,
            С цитатой согласен целиком и полностью.
            2. Про США повторю еще раз, более понятно: им враги не нужны,
            они только мешают делать деньги. А неудачников США просто задвигают
            в дальний угол, чтоб проблем не создавали.
            3. Зевота от скуки, а от недосыпа.
            А насчет богатств... Ну скажем так,
            я небедный человек, да. Но для этого 20 лет
            свое дело создавал, первое В/о строительное, (ПГС)
            не пригодилось по причине развала страны.
            Поэтому и пенсионный фонд у меня свой, не государственный,
            не надеюсь и не верю.
        5. usm5
          usm5 6 ноября 2022 22:09
          0
          Для того, чтобы быть богатым надо быть не столько умным и сколько бессовестным.
      2. Benk
        Benk 7 октября 2022 18:23
        0
        "Спираль" была ответом на американскую программу. И была закрыта после закрытия соответствующей американской программы. И облик аппарата также формировался под воздействием американских экспериментальных аппаратов.
        Так что кто тут чем пользуется это вопрос открытый.
        1. Alex92
          Alex92 7 октября 2022 18:42
          +2
          На какую? Я вот считал всегда что закрыли, потому что решили делать шаттл как у них. В итоге ни того, ни Бурана(
      3. Alex92
        Alex92 7 октября 2022 18:37
        +1
        [center]Эмм... С первого взгляда! Ну думаю, не бывает таких совпадений... Спасибо Горбачу и Ельциноиду. Профиль крыла, правда другой, у демонстратора был
        1. vovochkarzhevsky
          vovochkarzhevsky 7 октября 2022 20:30
          +4
          Советский проект "Эпос"...
        2. Berg Berg
          Berg Berg 9 ноября 2022 17:18
          0
          Причём тут профиль ? Это просто продвинутая сворованная у СССР идея . Сравните первые реактивные самолёты и современные ,сравните первый ЯК-15 со 130 или СУ-57 ,конечно вы разницу не найдёте - "и крылья другие и хвост не тот" )))
          1. Alex92
            Alex92 10 ноября 2022 00:20
            0
            Профиль крыла влияет на массу параметров, в том числе на аэродинамический фокус планера, что предполагает проведение новых расчётов и продувок в аэродинамической трубе, а не просто воровство.
      4. filibuster
        filibuster 7 октября 2022 22:35
        +2
        Ну вообще Спирал была как раз ответом на программу США Boeing X-20 Dyna-Soar, то есть тут первопроходцы были американцы.
        1. BSD-Fan
          BSD-Fan 8 октября 2022 06:43
          0
          Вы бы хоть разницу между ответ и копия в словаре посмотрели! Да Спираль была ответом, но инженерные идеи и подходы были совершенно другие!
          1. filibuster
            filibuster 8 октября 2022 16:44
            +1
            Ну раз вы даете советы то и я вам дам внимательно читайте перед тем как оппонировать, я ни где не писал слово копия в комментарии. Лишь написал, что в программе орбитального/космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика первопроходцами были американцы, они первые начали эту программу первыми и ее свернули.
            Можно ли сказать, что компания Sierra Nevada Corporation при разработке Dream Chaser использовала наработки по Спирали я не знаю, может да может нет, но точно известно, что и без Спирали у американцев достаточно компетенций в космической индустрии.
            1. Berg Berg
              Berg Berg 9 ноября 2022 17:46
              0
              Неизвестно кто у кого первый своровал идею !
    2. Ulan.1812
      Ulan.1812 7 октября 2022 16:25
      +1
      Действительно очень похоже. Дальнейшее развитие у Лозино-Лозинского это МАКС. Многоразовая авиационно-космическая, система. Только там воздушный старт.
    3. Виктор Масюк
      Виктор Масюк 7 октября 2022 19:27
      +3
      С языка сняли... Не случайно близорукие руководители позднего СССР страну и просрали -так же, как до этого перспективнейший проект. И это только один пример!!!
  2. prodi
    prodi 7 октября 2022 16:16
    -4
    нужны как можно более быстрые и массовые снятия космических спутников (прежде всего США) над своей территорией (для отрезвления)
    1. KVIRTU
      KVIRTU 8 октября 2022 02:40
      -2
      Вот правильный ответ.
      Чем правильнее, тем больше минусов тут вам наставят))))
      Не обращяйте внимания, не урякайте, пишите, что думаете.
  3. Ulan.1812
    Ulan.1812 7 октября 2022 16:28
    0
    Конечно возникает вопрос-а у нас как с разработкой таких систем. Вроде как Роскосмос какое-то время назад заявлял, что тоже ведёт разработку чего-то подобного. С тех пор молчок.
    1. rotkiv04
      rotkiv04 7 октября 2022 16:42
      +2
      Цитата: Ulan.1812
      Конечно возникает вопрос-а у нас как с разработкой таких систем. Вроде как Роскосмос какое-то время назад заявлял, что тоже ведёт разработку чего-то подобного. С тех пор молчок.

      а у нас никак, Рогозин только деньги на проекты умел пилить
    2. фа2998
      фа2998 7 октября 2022 17:01
      -2
      Цитата: Ulan.1812
      Конечно возникает вопрос-а у нас как с разработкой таких систем. Вроде как Роскосмос какое-то время назад заявлял, что тоже ведёт разработку чего-то подобного. С тех пор молчок.

      При Рогозине могли только ракетоноситель расписать гжелью.Но такой проект--"нам такой хоккей не нужен".Самая ДОГОГАЯ ДОСТАВКА ГРУЗОВ.Полезная нагрузка-несколько процентов от стартовой.И довольно рисковая-надо сначала в космос вывести.Ракеты довольно часто взрываются ,и не только у нас!
      РС Хотите быстрее--сделайте на базе Ту-160 транспортный самолет.Да керосина пожрет не мало,но испытано,проверено годами,и груз несколько тонн. hi
      1. Ulan.1812
        Ulan.1812 7 октября 2022 19:35
        0
        Цитата: фа2998
        Цитата: Ulan.1812
        Конечно возникает вопрос-а у нас как с разработкой таких систем. Вроде как Роскосмос какое-то время назад заявлял, что тоже ведёт разработку чего-то подобного. С тех пор молчок.

        При Рогозине могли только ракетоноситель расписать гжелью.Но такой проект--"нам такой хоккей не нужен".Самая ДОГОГАЯ ДОСТАВКА ГРУЗОВ.Полезная нагрузка-несколько процентов от стартовой.И довольно рисковая-надо сначала в космос вывести.Ракеты довольно часто взрываются ,и не только у нас!
        РС Хотите быстрее--сделайте на базе Ту-160 транспортный самолет.Да керосина пожрет не мало,но испытано,проверено годами,и груз несколько тонн. hi

        так и я об этом. Ну Рогозина слава Богу убрали.
  4. ЕФИМ ЛЮБИН
    ЕФИМ ЛЮБИН 7 октября 2022 18:23
    -7
    А какой смысл во всех этих разработках? Практически они никому не нужны! Одни понты!
    Американские корабли по программе "Space Shuttle" и один раз летавший советский "Буран" на свалке истории! Вы поинтересуйтесь, почему якобы слетав на Луну янки создали шаттлы с максимальной высотой полёта над поверхность Земли в 400 миль (около 643 км), ни разу не поднявшимися выше 400 км над Землёй? И почему громогласное обсуждение создания глобальной системы связи тремя геостационарными спутниками, висящими примерно в 36000 км над поверхностью Земли, после якобы полётов американцев на Луну мгновенно прекратились? И почему у МКС максимальная высота полёта всего 419 км, на которую она ни разу не поднималась? Почему ракеты летают на двигателях, принцип работы которых разработан и внедрён немцем Вернером фон Брауном ещё 80 лет назад в ракетах ФАУ-2! Что сделано после него? Разработаны новые конструкционные материалы и более энергоёмкие при сгорании виды топлива! Всё! Я знаю ответ, но эта правда никому не нужна - меня за эту правду уже неоднократно банили по IP-адресу!
    1. Юра
      Юра 7 октября 2022 18:42
      0
      когда-то очень давно тот кто приделал к волокуше подобие современных колёс, даже слово "понты" не знал, но это сразу увеличило скорость и вес перемещаемого груза.
    2. Alex92
      Alex92 7 октября 2022 18:46
      0
      Ну есть ЯРД, вроде снова слышно стало про эту тему, или о чем вы?
  5. Анадыреанец
    Анадыреанец 7 октября 2022 23:03
    +3
    Американосы медленно и уверенно решают все свои проблемы с космосом. Без помпы, мелкими шагами. Но - постоянно. И это приносит результаты. У нас когда-то Буран сам взлетел и приземлился. американцы в шоке были. Теперь все наоборот. Главный и самый актуальный вопрос на сегодня - Где самые лучшие военные спутники которые так нужны нашим солдатам?
    1. filibuster
      filibuster 8 октября 2022 16:53
      -1
      Да не были они в шоке, более того у Спейс шаттла изначально так же предполагался в автономном полете садиться, но пилоты настояли на ручном пилотировании, и при этом большая часть полета была автоматизирована.
      А еще более печальная история, что программа Энергия-Буран был с самого начало идеологически бесполезным проектом, ему бы не нашлось адекватного применения. Основная цель программы Спейс шаттл была многоразовость с целью снижения стоимости запуска груза на орбиту и именно это было заложено в конструкцию, из “потерь” был только “дешевый” топливный баг, все остальное переиспользовалось. В Энергия-Буран возвращался только сам Буран.
    2. xGhost
      xGhost 10 октября 2022 16:06
      -1
      Главный вопрос, где самые лучшие учёные инженеры, куда они уезжают?
  6. John Nameless
    John Nameless 8 октября 2022 00:28
    0
    электромагнитная катапульта нужна.. можно сэкономить топливо на разгоне, если его иначе организовать
  7. swan49
    swan49 8 октября 2022 00:59
    0
    Перед нами увеличенный в размерах "Беспилотный орбитальный ракетоплан БОР-4". Внешний облик аппарата по результатам продувок в ЦАГИ был предложен Нейландом (ЦАГИ) и Самсоновым (НПО "Молния"). Схема выведения Dream Chaser с помощью ракеты-носителя аналогична схеме выведения БОР-4. В 90-е годы в космической промышленности упорно ходили слухи, что аэродинамические расчёты и результаты продувок БОРа были проданы американцам.
  8. m.cempbell
    m.cempbell 8 октября 2022 14:38
    0
    А разве гл. конструктором Спирали был не Челомей?
  9. Pushkowed
    Pushkowed 10 октября 2022 10:24
    +1
    Не считая ограничений по грузоподъёмности, пассажировместимости и цене (которые можно решить путём масштабирования технологии) есть и другие проблемы:

    1. Задержки запуска. Подготовка к полёту ракеты-носителя занимает очень много времени и зависит от погодных условий. За это время можно и на самолёте долететь (или даже по земле доехать).

    2. Необходимость согласования пуска. Если и удастся решить предыдущую проблему (или держать несколько аппаратов на ракетах в постоянной готовности), то внезапный запуск может быть ошибочно принят за ракетную атаку, со всеми вытекающими...

    3. Ограничения на район посадки. Нужна авиабаза с подходящими ТТХ, находящаяся под контролем своих (или дружественных) сил.

    4. До места старта ещё надо как-то добраться. И от места посадки до целевой точки - тоже. Традиционными методами.

    Несмотря на решающее превосходство в скорости самолётов над автомобилями, при небольших дальностях (до нескольких сотен километров) поездка на машине занимает меньше времени, чем авиаперелёт. Поскольку в случае выбора самолёта - много времени тратится на дорогу в аэропорт и из аэропорта, регистрацию на рейс, прохождение досмотра и т.п. действия.

    Даже в случае успеха, этот проект будет относиться к авиаперелётам так же, как ныне авиаперелёты относятся к автомобильным поездкам. Только не в масштабах сотен километров, а в масштабе всей планеты.
  10. Berg Berg
    Berg Berg 9 ноября 2022 17:07
    0
    Как были мировыми ворами , такими и остались ! Только и могут воровать чужие идеи , нац. воров и разбойников и пригревших немецких фашистов .