"General's Council of Deputies" or as chosen by the Commander-in-Chief of Wrangel

"General's Council of Deputies" or as chosen by the Commander-in-Chief of WrangelSpring 1920 of the year could not inspire any optimism to the South Russian white movement. The rollback and decomposition of the White Guards seemed irreversible. Naturally, in such conditions among the warring began the search for the guilty. Willingly, all eyes were turned towards the first figures - the Commander-in-Chief of the Armed Forces in the South of Russia, Anton Denikin and his commander, Ivan Romanovsky. Most of the opponents of the commander-in-chief were inclined to think that such a figure could only be the commander of the Caucasian army, Lieutenant-General Peter Wrangel.

Unlike Denikin, Wrangel did not appear at once in the Volunteer Army. Initially, he deliberately avoided participation in the Civil War and only 25 August 1918 of the year arrived at the location of the Volunteer Army. His appointment as Denikin to the position of interim commander of 1 and the cavalry division was met with disapproval in the military. The army prized first of all the “pioneers” - participants of the famous “Ice” campaign of the Volunteer Army of the winter-spring 1918 of the year, which became a kind of symbol of the White movement.



Volunteers appreciated first of all the “White Guard” experience of one or another military man, and not his previous military achievements. However, Denikin, who was experiencing a shortage of experienced cavalry commanders, took the risk and did not lose. Wrangel became one of the most popular and successful leaders of the White movement, the peak of his success was the taking in August of 1919 of Tsaritsyn, which Trotsky proudly called the “Red Verdun”.

However, as Wrangel grew in popularity in the military, his relationship with Denikin became increasingly conflictual. Each of the generals didn’t like to talk about stories conflict, which Anton Ivanovich in the hearts called the "Russian disgrace." Another thing is more important here: in many ways, this conflict was the background to the events described below. One can argue indefinitely about whether Wrangel was plotting intrigue against Denikin with a view to displacing him, or whether he was immaculately clean in this respect, something else is important: in Denikin’s mind, Wrangel was an intriguer who marked his place. Even his closest comrade, General Pavel Shatilov, agreed that, for Denikin, "Wrangel presented himself as a person ready to use all the ways to get Denikin replaced with himself."

Vtoril Shatilov is also “injured” by Anton Ivanovich at the end of the “Denikinsky” stage of his career, General Alexander Lukomsky. According to him, "there was a definite impression that Wrangel not only awakens against Denikin, but leads a certain intrigue against the latter, pushing himself to replace him." He knew the white commander in chief and the fact that in the army he was rapidly losing popularity and faith in him, and that many people were sure that only Wrangel could straighten the situation, and besides him there were also “shadow” leaders - Yakov Slashchov and Alexander Kutepov.

The general depression, a sense of the inevitability of the collapse of a beloved cause, the loss of faith in the army — all this led to Denikin's decision to leave his post. In addition, Denikin's conversation with the commander of 1 and the army corps Kutepov, which took place on the eve of the news of the convening of a council of senior officers for the selection of the new Commander-in-Chief, was of great importance.

In a conversation with Denikin, Kutepov pointed out that the volunteers no longer want to see Denikin as their leader. This news overwhelmed Anton Ivanovich. His decision to leave the post was inevitable. How subtle the game here was Kutepov, one can only guess. Whether he himself was in the place of Denikin, or whether he sincerely believed that Anton Ivanovich, in the name of a common cause, should give up his post, is unknown. At the same time, we repeat that it was the conversation with Kutepov that predetermined Denikin’s decision.

General Nikolai Shilling, knowledgeable about the events of that time, recalled that: “On March 19, General Kutepov reported to the Commander-in-Chief about his conversation with General Slaschov, who informed him that on March 23 it was planned to convene a meeting of representatives of the clergy, army, navy and the population to discuss the provisions. " According to him, this meeting was supposed to appeal to Denikin with a request to surrender his command.

“All these intrigues and harassment of the authorities that General Wrangel so much led, and with the support of General Slashchov, most of the fleet officials, as well as extreme right-wing elements headed by the Sevastopol bishop Veniamin, known for their intrigues and restlessness,” wrote Schilling. “All this, taken together, clearly showed General Denikin that, under such conditions, it is impossible to work and fulfill duty to the Motherland. The result of this decision also affected the order of the Military Council. ”

General Denikin’s headquarters was in those days in Feodosia, which, during the Civil War, was, in the words of Osip Mandelstam, “a robbery inland land of the sixteenth century”. Early in the morning of 20 in March of 1920, the new chief of staff of the Commander-in-Chief of the All-Soviet Union of People's Defense Administration, General Pyotr Makhrov, was summoned to Denikin. The sight of a pale and tired Denikin did not inspire any optimism. Reaching out a piece of paper written in pencil with a pencil, Denikin said: “You will read it, and I ask you to immediately send it to the destination.” Makhrov began to read a piece of paper on which an order was convened to convene the Military Council on 20 in the evening of March under the chairmanship of cavalry general Abram Dragomirov to select a new Commander-in-Chief.

Makhrov recalled: “For me it was so unexpected and it seemed so dangerous at the moment that it involuntarily escaped:
- Yes, this is impossible, Your Excellency!
General Denikin, usually affable, this time darkly and categorically objected:
- No talk. My decision is irrevocable, I thought it over and weighed. I am morally and physically ill. The army has lost faith in the leader, I have lost faith in the army. Please fulfill my order. ”


To the Military Council, Denikin proposed "electing a worthy one to whom I will pass successively power and command." The order for the appointment of the meeting caused a general surprise. No one could intelligibly answer the question: how can a “worthy” be elected?

All the guests gathered in the palace of the Fleet Commander on the evening of March 21, March 1920. The first thing that struck everyone who arrived at the palace was that the palace was surrounded by drozdovtsy, there were a couple of machine guns at the entrance, nearby streets were cordoned off by soldiers. “We were going to be exactly dangerous conspirators,” the ataman Afrik Bogayevsky recalled the meeting participant.



Considering that the power in Sevastopol in those days actually belonged to the Drozdovites, Mahrov reasonably suggested that they were plotting something, suggesting that in this situation "volunteer bayonets could play the same role as in 1613, the Cossack saber the choice of the kingdom of Mikhail Fedorovich.

“Who could have taken the place of General Denikin? - argued Machrov. - Of course, not General Dragomirov, who lost all authority after Kiev. Kutepov had even less chances, whose mental outlook could not expand as quickly as the ranks were given to him. He could not take the post of commander-in-chief always a half-drunk cretin in a suit like a clown or a Caucasian highlander, Slaschow. No one would have spoken in favor of Pokrovsky ... Ulagay’s immaculate name remained, but he was only a soldier.


There was no unanimous opinion among the audience about what was happening. First of all, the elective principle did not fit in the heads of the generals, reminding them of similar practices among the Bolsheviks. Vividly expressed this position Slashchov, who argued that the deputy commander-in-chief should be appointed by Denikin himself, besides, he sarcastically called what was happening “General Council of Soviets”. “What do we serve - the cause or the people?” - asked the future prototype of General Khludov from the Bulgakov “Run”: “Will we really choose the chief?”

"Not! - Replied the chairman Dragomirov. “The commander-in-chief wants to know the opinion of the senior commanders, but he will choose and appoint him.”


Slashchov didn’t like the fact that his corps, which heroically defended the last piece of white Russia, the Crimea, was represented on the council by fewer military leaders than other corps. Abram Mikhailovich stated that it was necessary, without losing time, to name the new Commander-in-Chief.
Captain I rank Ryabinin, the chief of staff of the Black Sea Fleet who asked for the words, said that from the point of view of the sailors, only the General Wrangel could be a worthy successor to Anton Ivanovich. The commander of the Drozdovskaya division, Vitkovsky, said that the Drozdists flatly refused to participate in the elections. He was supported by the commanders of the Kornilov, Markov and Alekseev divisions. There was a friendly: "Hurray General Denikin!".

Vitkovsky and other senior officers began to prove to Dragomirov the need to immediately report by telegraph to General Denikin about the mood of the Military Council and the request to remain in power. Dragomirov did not agree, but in the end he was forced to send the following message to Denikin: “The Military Council found it impossible to resolve the issue of the Commander-in-Chief’s successor, considering the precedent of the elected authorities impossible, I decided to ask you to single out that one ...”

Soon Denikin's answer came: “Frustrated morally, I cannot stay in power for a single day ... I demand that my Military Council fulfill its duty. Otherwise, the Crimea and the army will be plunged into anarchy. ”


Having gathered the members of the Military Council the next day, Dragomirov read out the text of Denikin’s telegram to them. After much wrangling, it was decided to make two meetings - one of the senior bosses, the other of all the others. The first was to outline a successor, the second was to support or reject an elected person.

By that time, General Wrangel arrived in Sevastopol from Constantinople, delivering the text of an English ultimatum addressed to Denikin, but presented to Wrangel on March 20 in Constantinople. In the ultimatum, the British government offered the White Guards to end the unequal struggle and promised to mediate in negotiations with the Soviet authorities. Otherwise, England disclaimed responsibility and threatened to stop any assistance. “Having familiarized myself with the ultimatum,” Wrangel told to journalist Rakovsky, “I found it imperative to respond to the call to come to the army, which is almost in a hopeless situation.”

Wrangel introduced Dragomirov with the text of the ultimatum, stating that “under the present conditions, General Denikin does not have the moral right to leave that case, which he was still at the head of. He must bring this case to the end and take responsibility for everything that happens. " In response to the views expressed by Wrangel, Dragomirov stated that “the decision of the Commander-in-Chief to leave is final. I am convinced that he will not change it. ” From the hall where the meeting was supposed to take place, "came the noise, the talk, the tramp of numerous legs." Wrangel, who saw through the half-open door "a large crowd of several dozen people," regardless of Slashchev, said that this was "some kind of council."

According to him: “The new Commander-in-Chief, whoever he is, must know with complete certainty that, under these conditions, his comrades will demand from him, and the last, that the new leader can promise them. All this is impossible to discuss in such a crowded meeting, largely consisting of boys. After all, some of the current regimental commanders in normal times would only be lieutenants. I believe that all persons younger than the corps commanders, or their peers in power, should be removed from the board. ”


In the new, reduced composition of the council, twenty names remained, other meeting participants were asked to leave the room, and Dragomirov gave the text of the ultimatum to the senior bosses.

“To all of us, the English sentences seemed so ridiculous and impracticable that the discussion of them, as it were, fell away by itself,” recalled Schilling.

“And again, in our meeting of the senior bosses, there was a lively talk about the choice of the Commander-in-Chief, I repeat that most of the participants pointed to the inadmissibility of the electoral principle, saying that if you are to be left without General Denikin, then who he himself will appoint will be obeyed ...” Since most of us, senior commanders, refused to take part in the elections and did not indicate a person worthy of being the successor of General Denikin, Donskoy Ataman Bogayevsky delivered a lengthy speech that brightly and colorfully blessed the creature. situation, stressed the need for that at all costs to finish the question of the Deputy General Denikin ... and called the name of General Wrangel as the next Commander in Chief ... Who spoke for who - against.

All this talk, reasoning and excitement have weary everyone. To this we must add that the junior commanders, members of the military council, not knowing the reasons for the delay, while remaining isolated in the large hall, naturally became nervous and repeatedly sent to find out if our meeting of senior commanders would end soon and the military council meeting interrupted so unexpectedly. After a lengthy debate, it was still decided to dwell on the candidacy of General Wrangel, who was again invited to our office, where General Dragomirov announced to him our decision.

Agreeing to accept the post of commander in chief, General Wrangel, to our great amazement, made a decisive demand to give him a subscription in that the condition for him to accept the post of commander-in-chief would not be to present an attack against the Reds to him, but only to withdraw the army with honor from the current difficult situation ... was given to him. "


After that, Denikin was immediately sent a telegram informing him of the decision of the Military Council. He inquired about whether Wrangel was aware of the change in the foreign policy situation that had occurred on the eve, and having received an affirmative answer, Denikin gave his last order to the Armed Forces of southern Russia. The order appointed Lieutenant General Baron Wrangel Commander-in-Chief of the Armed Forces of Southern Russia. The order ended with the words: “To everyone who walked with me in a grave struggle is a low bow. Lord, give victory to the army and save Russia. ”

Having announced the last order of Denikin to the members of the Military Council, Dragomirov proclaimed “Hurray!” To General Wrangel. “Without enthusiasm and unanimity,” as Schilling recalled, but the Council shouted “Hurray!” To the new commander-in-chief, who bypassed all the members of the Council, shaking each hand.

In the evening of March 22, 1920, Denikin left Russia forever. The Crimean epic of Baron Wrangel began - the final stage of the white struggle in the South of Russia. It did not last long. In November, 1920, the remnants of the once mighty Armed Forces in the South of Russia suffered a final defeat.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

"Генеральский совдеп" или как выбирали главкомом Врангеля

"Генеральский совдеп" или как выбирали главкомом ВрангеляВесна 1920 года не могла внушать южнорусскому белому движению никакого оптимизма. Откат и разложение белогвардейцев казались необратимыми. Естественно, что в таких условиях среди воюющих начались поиски виноватого. Поневоле все взоры были обращены в сторону первых фигур — Главнокомандующего Вооруженными Силами на Юге России Антона Деникина и его командующего штабом Ивана Романовского. Большинство противников главкома склонялись к тому, что такой фигурой может быть только командующий Кавказской армией генерал-лейтенант Петр Врангель.

В отличие от Деникина, Врангель появился в Добровольческой армии не сразу. Первоначально он сознательно уклонялся от участия в Гражданской войне и лишь 25 августа 1918 года прибыл в расположение Добровольческой армии. Назначение его Деникиным на должность временного командующего 1 й конной дивизией было встречено в армейской среде неодобрительно. В армии ценились в первую очередь «первопоходники» — участники знаменитого «Ледяного» похода Добровольческой армии зимы-весны 1918 года, ставшего своеобразным символом Белого движения.

Добровольцы ценили в первую очередь «белогвардейский» стаж того или иного военного, а не его прежние боевые заслуги. Однако Деникин, испытывавший дефицит в опытных кавалерийских военачальниках, рискнул и не прогадал. Врангель стал одним из самых популярных и успешных руководителей Белого движения, пиком его успехов стало взятие в августе 1919 года Царицына, которое Троцкий с гордостью называл «Красным Верденом».


Однако по мере роста популярности Врангеля в армейской среде его отношения с Деникиным приобретали все более конфликтный характер. Каждый из генералов не очень любил распространяться об истории конфликта, который Антон Иванович в сердцах назвал «русским позорищем». Важнее тут другое: во многом этот конфликт являлся предысторией описываемых ниже событий. Можно сколь угодно долго рассуждать о том, готовил ли Врангель интригу против Деникина с целью его смещения, или же он был в этом отношении безупречно чист, важно другое: в сознании Деникина Врангель был интриганом, метившим на его место. Даже его ближайший товарищ, генерал Павел Шатилов соглашался с тем, что для Деникина «Врангель представлялся лицом, готовым использовать все пути, чтобы добиться замены собой Деникина».

Вторил Шатилову также «пострадавший» от Антона Ивановича в конце «деникинского» этапа своей карьеры генерал Александр Лукомский. По его словам, «создавалось определенное впечатление, что Врангель не только будирует против Деникина, но ведет определенную против последнего интригу, выдвигая себя ему на смену». Знал белый главком и то, что в армии он стремительно теряет популярность и веру в него, и что очень многие уверены, что только Врангель может выправить положение, а помимо него существовали еще и «теневые» лидеры — Яков Слащов и Александр Кутепов.

Общая подавленность, ощущение неизбежности крушения любимого дела, потеря веры в армию — все это привело к тому, что Деникин решился оставить свой пост. Помимо этого, большое значение имела и беседа Деникина с командующим 1 м армейским корпусом Кутеповым, имевшая место накануне известия о созыве совета высших офицеров по выбору нового Главнокомандующего.

В разговоре с Деникиным Кутепов указал на то, что добровольцы не хотят больше видеть Деникина своим вождем. Это известие сокрушило Антона Ивановича. Его решение оставить пост стало неотвратимым. Насколько тонкую игру тут вел Кутепов, можно только гадать. Метил ли он сам на место Деникина, или же он искренне считал, что Антон Иванович во имя общего дела должен оставить свой пост — неизвестно. Вместе с тем, повторим, что именно разговор с Кутеповым предопределил решение Деникина.

Генерал Николай Шиллинг, хорошо осведомленный о тогдашних событиях, вспоминал, что: «19 марта генерал Кутепов доложил Главнокомандующему о своем разговоре с генералом Слащовым, который ему сообщил, что 23 марта предполагается созвать совещание из представителей духовенства, армии, флота и населения для обсуждения создавшегося положения». По его словам именно это совещание должно было обратиться к Деникину с просьбой о сдаче командования.

«Все эти интриги и домогательства власти, которые вел и к чему так стремился генерал Врангель, при поддержке генерала Слащова, большей части чинов флота, а также крайних правых элементов, возглавляемых известным своими интригами и беспокойным характером севастопольским епископом Вениамином, — писал Шиллинг. — Все это, вместе взятое, ясно показало генералу Деникину, что при таких условиях, работать и выполнять долг перед Родиной, — невозможно. Результат этого решения и сказался в отдаче приказа о Военном Совете».

Ставка генерала Деникина находилась в те дни в Феодосии, напоминавшей во время Гражданской войны, по словам Осипа Мандельштама, «разбойничью средиземную республику шестнадцатого века». Рано утром 20 марта 1920 года новый начальник штаба Главнокомандующего ВСЮР генерал Петр Махров был вызван Деникиным к себе. Вид бледного и утомленного Деникина не внушал никакого оптимизма. Протянув Махрову исписанный карандашом клочок бумаги, Деникин произнес: «Прочтете, и прошу немедленно разослать по назначению». Махров начал читать бумажку, на которой был написан приказ о созыве Военного совета на 20 марта вечером под председательством генерала от кавалерии Абрама Драгомирова для выбора нового Главнокомандующего.

Махров вспоминал: «Для меня это было настолько неожиданно и казалось столь опасным в данный момент, что невольно вырвалось:
— Да это ведь невозможно, Ваше Превосходительство!
Генерал Деникин, обычно приветливый, на этот раз мрачно и категорически возразил:
— Никаких разговоров. Мое решение бесповоротно, я все обдумал и взвесил. Я разбит морально и болен физически. Армия потеряла веру в вождя, я потерял веру в армию. Прошу исполнить мое приказание».


Военному Совету Деникин предлагал «избрать достойного, которому я передам преемственно власть и командование». Приказ о назначении совещания вызвал всеобщее удивление. Никто не мог вразумительно ответить на вопрос: каким образом «достойный» может быть избран?

Все приглашенные собрались во дворце Командующего флотом вечером 21 марта, 1920 года. Первое, что бросилось в глаза всем прибывшим во дворец, было то, что дворец окружен дроздовцами, у входа стояла пара пулеметов, близлежащие улицы были оцеплены солдатами. «Мы собирались точно опасные заговорщики», — вспоминал участник заседания атаман Африкан Богаевский.

Учитывая то, что власть в Севастополе в те дни фактически принадлежала дроздовцам, Махров резонно предположил, что они что то замышляли, высказывая мысль о том, что в этой ситуации «добровольческие штыки могли бы сыграть такую же роль, как в 1613 году казацкая сабля при выборе на царство Михаила Федоровича».

«Кто же мог стать на место генерала Деникина? — рассуждал Махров. — Конечно, не генерал Драгомиров, потерявший всякий авторитет после Киева. Еще меньше шансов имел Кутепов, умственный кругозор которого не мог расшириться с такой быстротой, как ему давались чины. Не мог же занять пост главнокомандующего всегда полупьяный кретин в костюме под клоуна либо кавказского горца — Слащов. Никто бы не высказался за Покровского… Оставалось безупречное имя Улагая, но он был только солдат».


Среди собравшихся не было единодушного мнения по поводу происходящего. Прежде всего, выборное начало не укладывалось в голове у генералов, напоминая им об аналогичной практике у большевиков. Ярко выразил такую позицию Слащов, утверждавший, что заместитель Главнокомандующего должен быть назначен самим Деникиным, кроме того, он язвительно назвал происходившее «генеральским совдепом». «Чему мы служим — делу или лицам?» — вопрошал будущий прототип генерала Хлудова из булгаковского «Бега»: «Неужели мы будем выбирать начальника?».

«Нет! — Ответил председательствующий Драгомиров. — Главнокомандующий желает знать мнение старших начальников, но выберет и назначит он».


Слащову не нравилось и то, что его корпус, героически оборонявший последний клочок белой России — Крым, был представлен на совете меньшим количеством военачальников, чем другие корпуса. Абрам Михайлович заявил, что надлежит, не теряя времени, назвать имя нового Главнокомандующего.
Попросивший слова начальник штаба Черноморского флота капитан I ранга Рябинин заявил, что с точки зрения военных моряков достойным преемником Антона Ивановича может быть только генерал Врангель. Командир Дроздовской дивизии Витковский заявил, что дроздовцы категорически отказываются от участия в выборах. Его поддержали командиры Корниловской, Марковской и Алексеевской дивизий. Раздалось дружное: «Ура генералу Деникину!».

Витковский и другие высшие офицеры стали доказывать Драгомирову необходимость немедленно доложить по телеграфу генералу Деникину о настроении Военного Совета и просьбу остаться у власти. Драгомиров не соглашался, но в итоге был вынужден отправить Деникину следующее послание: «Военный Совет признал невозможным решать вопрос о преемнике Главнокомандующего, считая невозможным прецедент выборного начальства, постановил просить Вас единолично указать такового…»

Вскоре пришел ответ Деникина: «Разбитый нравственно, я ни одного дня не могу оставаться у власти… Требую от Военного Совета исполнения своего долга. Иначе Крым и армия будут ввергнуты в анархию».


Собрав на следующий день членов Военного Совета, Драгомиров огласил им текст телеграммы Деникина. После долгих пререканий было решено составить два совещания — одно из старших начальников, другое из всех остальных. Первое должно было наметить преемника, второе — поддержать или отвергнуть выборное лицо.

К тому моменту в Севастополь прибыл из Константинополя генерал Врангель, доставивший текст английского ультиматума, адресованного Деникину, но врученного Врангелю 20 марта в Константинополе. В ультиматуме английское правительство предлагало белогвардейцам прекратить неравную борьбу и сулило свое посредничество при переговорах с советской властью. В противном случае Англия снимала с себя ответственность и угрожала прекратить какую либо помощь. «Ознакомившись с ультиматумом, — рассказывал Врангель журналисту Раковскому, — я счел для себя обязательным откликнуться на призыв прибыть к находящейся почти в безвыходном положении армии».

Врангель ознакомил Драгомирова с текстом ультиматума, сообщив, что «при настоящих условиях генерал Деникин не имеет нравственного права оставить того дела, во главе которого он до сих пор стоял. Он должен довести это дело до конца и принять на себя ответственность за все, что произойдет». В ответ на соображения, высказанные Врангелем, Драгомиров заявил, что «Решение Главнокомандующего уйти — окончательно. Я убежден, что он его не изменит». Из зала, где должно было происходить совещание, «доносился шум, говор, топот многочисленных ног». Врангель, увидевший через приоткрытую дверь «значительную толпу в несколько десятков человек», независимо от Слащева заявил, что это «какой то совдеп».

По его словам: «Новый Главнокомандующий, кто бы он ни был, должен с полной определенностью знать, что при этих условиях будут от него требовать его соратники, а последние, что может им обещать новый вождь. Все это невозможно обсуждать в таком многолюдном собрании, в значительной мере состоящем из мальчиков. Ведь некоторые из нынешних командиров полков в нормальное время были бы только поручиками. Я полагаю, что из состава совета должны быть удалены все лица младше командиров корпусов, или равных им по власти».


В новом, сокращенном составе совета, осталось двадцать фамилий, прочих участников совещания попросили оставить помещение, и Драгомиров сообщил текст ультиматума старшим начальникам.

«Всем нам английские предложения казались настолько нелепыми и невыполнимыми, что обсуждение их как то само собой отпадало, — вспоминал Шиллинг.

 — И снова на нашем собрании старших начальников начались оживленные разговоры относительно выбора Главкома, повторяю, что большая часть участников указывала на недопустимость выборного начала, говоря, что уж если суждено остаться без генерала Деникина, то, кого он сам назначит, тому и будут подчиняться… Так как большая часть из нас, старших начальников, отказывалась от выборов и не указала человека, достойного быть преемником генерала Деникина, — Донской атаман Богаевский выступил с пространной речью, ярко и красочно освятил создавшуюся обстановку, подчеркнул необходимость во что бы то ни стало кончить вопрос о заместителе генерала Деникина и… назвал имя генерала Врангеля как будущего Главнокомандующего… Кто говорил за, кто — против.

Все эти разговоры, рассуждения и волнения утомили всех до чрезвычайности. К этому надо добавить, что младшие начальники, участники военного совета, не зная причин происходящей задержки, оставаясь изолированными в большом зале, естественно нервничали и неоднократно присылали узнать: скоро ли закончится наше совещание старших начальников и начнет продолжаться прерванное так неожиданно заседание военного совета. После продолжительных прений решено было все таки остановиться на кандидатуре генерала Врангеля, который был вновь приглашен в наш кабинет, где генерал Драгомиров объявил ему о нашем решении.

Согласившись на принятие должности главкома, генерал Врангель к великому нашему изумлению предъявил нам решительное требование дать ему подписку в том, что условием принятия им должности главкома не будет предъявления ему требования наступления против красных, а только вывод армии с честью из создавшегося тяжелого положения… Подписка эта была ему дана».


После этого Деникину немедленно была отправлена телеграмма, сообщавшая о решении Военного Совета. Справившись о том, известно ли Врангелю о произошедшем накануне изменении внешнеполитической обстановки, и получив утвердительный ответ, Деникин отдал свой последний приказ Вооруженным Силам Юга России. Приказ назначал генерал-лейтенанта барона Врангеля Главнокомандующим Вооруженными силами Юга России. Завершался приказ словами: «Всем, шедшим со мною в тяжкой борьбе, — низкий поклон. Господи, дай победу армии и спаси Россию».

Огласив членам Военного Совета последний приказ Деникина, Драгомиров провозгласил «Ура!» генералу Врангелю. «Без воодушевления и единогласия», как вспоминал Шиллинг, но Совет прокричал «Ура!» новому главкому, который обошел всех членов Совета, пожав каждому руку.

Уже вечером 22 марта 1920 года Деникин навсегда оставил Россию. Начиналась крымская эпопея барона Врангеля — завершающий этап белой борьбы на Юге России. Продолжался он недолго. В ноябре 1920 года остатки некогда могучих Вооруженных Сил на Юге России потерпели окончательное поражение.
Автор: Александр Огарев
Первоисточник: http://www.specnaz.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. sergo0000 26 октября 2012 10:20
    Слишком нелицеприятно показываеться в статье герой Белого движения -генерал Слащёв. За заслуги и героизм которому самим же Врангелем была добавлена приставка -Крымский.Нельзя слишком принимать на веру слова какого-то штабиста про боевого генерала.В дальнейшем Врангель уже в Турции уволит Слащёва-Крымского со службы с потерей права ношения мундира за слишком частую критику главнокомандующего .Слащёв утверждал чт Врангель слишком сильно взял на веру посылы союзников-Англии и Франции и рано сдал позиции в России.Он также написал в своей книжке изданной там же малым тиражом(в основном для старших офицеров армии) в Турции,что Врангель погубит и разбазарит армию.Что в дальнейшем и произошло.
    Сам Слащёв вернулся позже в Россию и поступил на службу в Красную Армию.Обучал красных командиров искусству ведения войны.
  2. Везучий 26 октября 2012 12:13
    Ах, жаль что белые проиграли эту войну, так бы была бы шас Российская Империя, как красиво звучит!
    Везучий
    1. btsypulin 26 октября 2012 13:04
      Если бы у бабушки был....., то она бы была дедушкой........
      btsypulin
    2. Волхов 26 октября 2012 13:25
      Её русские в головах давно проиграли, думать то не хочется, всё надежды на "главнокомандующего", а внешняя мысль системна, средства огромны и результат закономерен.
      Единственный успешный бунт против системы - нацисты с их Рейхом и ставкой на науку и единство, но этот результат только для них, русские для них (и они для нас) противники, надо свою голову включать.
      Волхов
    3. дмб 26 октября 2012 19:29
      А Вы еще раз прочитайте эту статью, статью о РОВСе и бравых казачьих холуях Гитлера. Заодно почитайте воспоминания Деникина и Лукомского. Тогда может быть поймете, что, если бы эта утопия осуществилась, то упомянутая Вами Российская Империя лишилась бы не только Украины и Прибалтики, но и Русского Севера и Дальнего Востока. Ибо таковы были условия "союзничков".
  3. ElToro 26 октября 2012 19:45
    Врангель погубил и разбазарил армию? А Деникин с Романовским, стало быть, передали ее барону в лучшем виде. Свежая мысль. Если бы не непрерывная грызня в белых штабах и между белыми вождями, на которую ей богу сил больше уходило, чем на борьбу с мятежниками... Да если бы Антон не цеплялся так долго за свое кресло и передал барону его хоть на год раньше, когда войска еще не разложились, а казаки вообще только Врангеля и признавали... Эх, что теперь говорить.
    ElToro
    1. дядя Вася 26 октября 2012 21:32
      Эх, вас там не было. Вы, наверное, ух, как смогли бы... Если бы то..., если бы это...
      дядя Вася
  4. bart74 19 ноября 2012 01:36
    Всё таки был великим человеком Деникин. Уважаю, хотя к белогвардейцам себя не отношу.
    bart74

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня